Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства
Нижегородской области от 04.11.2002 № 292


"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
"СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (2003 - 2005 ГОДЫ)"


Официальная публикация в СМИ:


"Нижегородские новости", N
21(2713), 05.02.2003


["Правовая среда", N
6(452), 05.02.2003]






получен из Эталонного банка данных правовой информации администрации
Губернатора Нижегородской области.









ПРАВИТЕЛЬСТВО
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 4 ноября 2002 г. № 292




ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПРОГРАММЫ


"СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ


НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (2003 - 2005
ГОДЫ)"






С целью развития
системы образования Нижегородской области, повышения качества
образования, участия в мероприятиях федеральной целевой программы
"Развитие единой образовательной информационной среды (2001 -
2005 годы)", утвержденной постановлением Правительства
Российской Федерации от 28.08.2001 № 630:


1. Утвердить прилагаемую программу
"Создание единой образовательной информационной среды
Нижегородской области (2003 - 2005 годы)" (далее - Программа).


2. Министерству финансов
Нижегородской области (В.В. Соболев) предусмотреть при формировании
проектов бюджетов Нижегородской области на 2003 - 2005 годы выделение
средств на выполнение мероприятий Программы.


3. Контроль за исполнением настоящего
постановления возложить на первого заместителя Губернатора - члена
Правительства Нижегородской области Ю.П. Сентюрина.






Губернатор области


Г.М.ХОДЫРЕВ














Утверждена


постановлением


Правительства области


от 04.11.2002 № 292






ПРОГРАММА


"СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ


ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ


(2003 - 2005 ГОДЫ)"






г. Н.Новгород


2002






Паспорт программы
"Создание единой образовательной


информационной среды Нижегородской
области


(2003 - 2005 гг.)"






┌────────────────┬──────────────────────────────────────────────────┐


Наименование │
Программа "Создание единой образовательной│


Программы
│информационной среды Нижегородской области (2003 -│


│ │2005
гг.)" │


├────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤


Основание для│
Федеральная целевая программа "Развитие единой│


разработки
│образовательной информационной среды (2001 - 2005│


Программы │годы)",
утвержденная постановлением Правительства│


│ │Российской
Федерации от 28.08.2001 № 630 │


├────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤


Государственный │
Министерство образования Российской Федерации,│


заказчик
│Правительство Нижегородской области │


├────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤


Основные │
Министерство образования и науки Правительства│


разработчики
│Нижегородской области. Совет по развитию│


Программы
│образовательной информационной среды при│


│ │министерстве
образования и науки Нижегородской│


│ │области


├────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤


Цель Программы │
Целью Программы является создание и развитие в│


│ │Нижегородской
области единой образовательной│


│ │информационной
среды, обеспечивающей объединение│


│ │нижегородских
интернет - ресурсов в единый│


│ │образовательный
портал; создание сегмента│


│ │"социального"
Интернета, обеспечивающего льготный│


│ │доступ
к образовательным ресурсам; повышение│


│ │качества
всех уровней образования на основе│


│ │использования
современных информационных│


│ │технологий


├────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤


Задачи Программы│
1. Разработка электронных средств информационно│


│ │-
технологической поддержки и развития,│


│ │объединяющих
образовательные учреждения│


│ │Нижегородской
области в единую образовательную│


│ │информационную
среду. │


│ │ 2.
Обеспечение образовательных учреждений│


│ │средствами
вычислительной техники, линиями связи и│


│ │средствами
доступа к информационным ресурсам. │


│ │ 3.
Повышение квалификации и профессиональная│


│ │переподготовка
педагогических, административных и│


│ │инженерно
- технических кадров образовательных│


│ │учреждений,
способных использовать в учебном│


│ │процессе
новейшие информационные технологии. │


│ │ 4.
Создание, распространение и внедрение в│


│ │учебный
процесс современных электронных учебных│


│ │материалов,
их интеграция с традиционными учебными│


│ │пособиями.


│ │ 5.
Создание системы технического обслуживания│


│ │технических
средств (сервис - центров) │


├────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤


Этапы реализации│
Первый этап - 2003 год. Разработка программ,│


Программы │учебных
планов и материалов, развертывание курсов│


│ │повышения
квалификации преподавательских кадров. │


│ │ Обеспечение
образовательных учебных заведений│


│ │Нижегородской
области компьютерной техникой,│


│ │линиями
связи и средствами доступа к глобальным│


│ │информационным
ресурсам. Разработка современных│


│ │электронных
учебных материалов. │


│ │ Проведение
курсов повышения квалификации и│


│ │профессиональной
переподготовки педагогических,│


│ │административных
и инженерно - технических кадров.│


│ │ Развертывание
системы доступа учреждений│


│ │образования
к информационно - образовательным│


│ │ресурсам.


│ │ Второй
этап - 2004 - 2005 годы. Завершение│


│ │обеспечения
учебных заведений Нижегородской│


│ │области
компьютерной техникой, линиями связи и│


│ │средствами
доступа к глобальным информационным│


│ │ресурсам.
Создание в Нижегородской области единой│


│ │образовательной
информационной среды. Разработка и│


│ │тиражирование
электронных учебных материалов.│


│ │Повышение
квалификации и профессиональная│


│ │переподготовка
педагогических, административных и│


│ │инженерно
- технических кадров. Организация│


│ │сервисной
службы │


├────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤


Сроки реализации│2003
- 2005 годы │


Программы │


├────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤


Перечень │
1. Развитие в Нижегородской области единой│


основных
│образовательной информационной среды.│


мероприятий
│Проектирование и развертывание образовательной│


│ │сети,
интегрированной в российские│


│ │телекоммуникационные
сети; создание│


│ │образовательного
портала. Организация системы│


│ │постоянно
действующей электронной связи для│


│ │доставки
электронных учебно - методических│


│ │материалов.
Организация системы дистанционного│


│ │обучения
и консультирования учащихся учебных│


│ │заведений
различного уровня. Создание сегмента│


│ │"социального"
Интернета, обеспечивающего льготный│


│ │доступ
жителей области к образовательным ресурсам.│


│ │ 2.
Создание в Нижегородской области электронных│


│ │учебных
материалов и средств поддержки учебного│


│ │процесса.
Формирование перечня электронных учебных│


│ │материалов,
необходимых для обеспечения учебного│


│ │процесса
различных уровней образования. Разработка│


│ │и
тиражирование электронных учебных материалов.│


│ │Организация
электронных библиотек учебных│


│ │материалов
и обеспечение доступа к размещенным в│


│ │них
образовательным ресурсам. Интеграция│


│ │электронных
и традиционных учебных материалов в│


│ │единую
образовательную информационную среду. │


│ │ 3.
Повышение квалификации и профессиональная│


│ │переподготовка
педагогических, административных и│


│ │инженерно
- технических кадров. Формирование в│


│ │Нижегородской
области программ и методическое│


│ │обеспечение
повышения квалификации и│


│ │профессиональной
переподготовки педагогических,│


│ │административных
и инженерно - технических кадров│


│ │в
области новых информационных технологий. │


│ │ 4.
Обеспечение образовательных учреждений│


│ │Нижегородской
области средствами информатизации.│


│ │Обеспечение
образовательных учреждений средствами│


│ │вычислительной
техники, средствами│


│ │телекоммуникаций,
лицензионными и│


│ │сертифицированными
программными продуктами;│


│ │предоставление
услуг по их сопровождению.│


│ │Обеспечение
учебных заведений специализированной│


│ │мебелью
для учебных кабинетов и компьютерных│


│ │классов.


│ │ 5.
Организация в Нижегородской области сервисной│


│ │службы.
Создание инфраструктуры сервисной службы,│


│ │организация
эффективного функционирования│


│ │сервисной
службы │


├────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤


Исполнители │
- Министерство образования и науки Нижегородской│


мероприятий │области
(МОН); │


Программы │
- министерство финансов Нижегородской области│


│ │(МФ);


│ │ -
Нижегородский государственный университет им.│


│ │Н.А.
Лобачевского (ННГУ) (при условии участия в│


│ │реализации
Программы); │


│ │ -
Нижегородский государственный технический│


│ │университет
(НГТУ) (при условии участия в│


│ │реализации
Программы); │


│ │ -
Институт прикладной физики РАН (ИПФ РАН) (при│


│ │условии
участия в реализации Программы); │


│ │ -
образовательные учреждения министерства│


│ │образования
и науки Нижегородской области (при│


│ │условии
участия в реализации Программы); │


│ │ -
Нижегородский институт развития образования│


│ │(НИРО)
(при условии участия в реализации│


│ │Программы);


│ │ -
органы местного самоуправления (по│


│ │согласованию)


├────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤


Планируемые │
Финансирование работ предполагается осуществлять│


объем и│на
паритетной основе за счет средств федерального│


источники │бюджета
и бюджета Нижегородской области. │


финансирования │
Всего на 2003 - 2005 годы 268,8 млн руб., в том│


│ │числе
из федерального бюджета - 137,0 млн руб., из│


│ │средств
бюджета Нижегородской области - 131,8 млн│


│ │руб.


│ │ Сумма
расходов на реализацию Программы│


│ │определяется
в пределах средств, предусматриваемых│


│ │в
областном бюджете и бюджетах районов и городов│


│ │на
соответствующий финансовый год │


├────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤


Ожидаемые │
В результате реализации Программы ожидается│


конечные
│апробация и введение в эксплуатацию в│


результаты
│Нижегородской области единой образовательной│


Программы
│информационной среды, которая позволит: │


│ │ создать
условия для повышения качества│


│ │образования
в Нижегородской области за счет│


│ │эффективного
использования современных│


│ │информационных
технологий. Довести число│


│ │компьютеров
в общеобразовательных учреждениях до│


│ │соотношения:
один компьютер на 50 учащихся; │


│ │ создать
условия для обеспечения равных│


│ │возможностей
всем гражданам Нижегородской области│


│ │на
получение образования всех уровней и ступеней;│


│ │обеспечить
доступ учащихся и преподавателей 50%│


│ │общеобразовательных
учреждений и 70%│


│ │профессиональных
учебных заведений Нижегородской│


│ │области
к сетевым информационным ресурсам.│


│ │Обеспечить
подключение вузов к высокоскоростным│


│ │каналам
с пропускной способностью не менее 256│


│ │Кб/с;


│ │ повысить
качество обучения в сельской местности│


│ │путем
организации в Нижегородской области доступа│


│ │отдаленных
школ к образовательным ресурсам,│


│ │рационального
использования педагогических кадров│


│ │высшей
квалификации, подготовки специалистов в│


│ │области
информационных технологий для сельской│


│ │школы;


│ │ создать
в Нижегородской области систему│


│ │тиражирования
современных электронных учебных│


│ │материалов
по основным предметам│


│ │общеобразовательной
школы (физика, химия,│


│ │биология,
математика, история, география и др.),│


│ │осуществить
их интеграцию с традиционными│


│ │средствами
обучения; │


│ │ на
территории Нижегородской области создать в│


│ │образовательных
учебных заведениях сеть линий│


│ │качественной
электронной связи для доступа к│


│ │глобальным
образовательным ресурсам; создать│


│ │условия
для развития технологии интерактивного│


│ │дистанционного
обучения. Реализовать возможность│


│ │персонализации
образования путем создания и│


│ │реализации
индивидуальных образовательных│


│ │траекторий;


│ │ развить
систему методической поддержки│


│ │преподавателей
учебных учреждений всех уровней,│


│ │провести
подготовку и переподготовку 80%│


│ │преподавателей
общеобразовательных учреждений в│


│ │области
новых информационных технологий; │


│ │ создать
условия гражданам Нижегородской области│


│ │с
ограниченными возможностями здоровья получать│


│ │полноценное
образование и необходимую специальную│


│ │(коррекционную)
помощь; создать благоприятные│


│ │условия
для их социальной адаптации и реабилитации│


│ │средствами
образования; │


│ │ создать
в Нижегородской области систему центров│


│ │информационной
и научно - методической поддержки│


│ │образовательного
процесса │


├────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤


Орган │
Дирекция Программы (совет по развитию│


программно -
│образовательной информационной среды при│


целевого
│министерстве образования и науки Нижегородской│


управления
│области) │


├────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤


Система │
Ежегодные отчеты министра образования и науки│


контроля
за│Нижегородской области по результатам реализации│


исполнением │данной
Программы на заседаниях Правительства│


Программы
│Нижегородской области │


└────────────────┴──────────────────────────────────────────────────┘






Введение






Как известно, конец
XX столетия ознаменовался интенсивным развитием и активным внедрением
информационных технологий во все сферы жизни общества: управление,
промышленность, транспорт, строительство, сельское хозяйство...
Информатизация широко охватила и социальную сферу: образование,
науку, культуру и здравоохранение.


В то же время процессы информатизации
в человеческом обществе выразились в сильно возросшей интенсивности
процесса накопления знаний: если в 50-х годах объем знаний (объем
перерабатываемой информации) удваивался за 10 - 15 лет, то теперь
время удвоения сократилось до 3 - 5 лет. На момент окончания учащимся
учебного заведения, будь то школа, профессиональное училище, техникум
или вуз, он вынужден опять учиться, поскольку полученные в процессе
учебы знания часто оказываются недостаточными для соответствия
современным требованиям, предъявляемым к выпускнику как к
подготовленному специалисту, владеющему в век информационных
технологий обязательным минимумом знаний, умений и навыков работы со
средствами компьютерной техники.


Наряду с этим Нижегородская область,
как и вся Россия, столкнулась с необходимостью скорейшего
формирования профессиональных кадров, способных в экстремальных
условиях жесткого финансового, ресурсного, налогового прессинга
успешно решать задачи сохранения и подъема производства в области
предпринимательства, менеджмента, экономики и т.п.


Внедрение и использование
информационных технологий в образовательные учреждения и через них в
экономику Нижегородской области способны принести весьма ощутимый
эффект, обеспечивая устойчивое развитие в ближайшие годы.


Настоящая Программа предусматривает
систему мер, направленных на создание и развитие в Нижегородской
области единой образовательной среды как части единой образовательной
среды Российской Федерации, обеспечивающей повышение качества
образования, сохранение, развитие и эффективное использование
научного потенциала Нижегородской области и создание условий для
поэтапного перехода к новому уровню образования в Нижегородской
области на основе информационных технологий.






1. Состояние
информационной образовательной среды


в Нижегородской области






В настоящее время в
Нижегородской области 16 государственных высших учебных заведений
достаточно оснащены IBM - совместимой вычислительной техникой,
необходимой для ведения учебного процесса на современном уровне. Все
вузы имеют доступ к глобальной сети Интернет.


В высшем образовании создана система
WWW - серверов на базе университетских узлов связи, которая может
стать основой единого образовательного информационного пространства.
Система серверов обладает рядом поисковых средств, позволяющих найти
информацию, необходимую пользователям системы образования.


В то же время в Нижегородской области
сложилась сложная ситуация в области использования современных
информационных технологий в среднем образовании, начальном и среднем
профессиональном образовании:


- всего в Нижегородской области 1 469
общеобразовательных школ, в которых 421 475 учащихся. Суммарно в
школах имеется около 7 100 компьютеров, из них IBM - совместимых - 2
400, из них Pentium - около 1 500. Таким образом, в школах на один
современный компьютер приходится 280 учеников. Большую часть
компьютерного парка в школах составляют компьютеры, не позволяющие
использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии, -
до 70%, и лишь 5% школ и ПУ имеют выход в глобальную сеть Интернет;


- важнейшая проблема подготовки и
переподготовки кадров, способных использовать современные
информационные технологии, в образовании решена частично. В основном
обучены преподаватели информатики. В 2001 г. в школах Нижегородской
области менее 560 преподавателей информатики использовали в учебном
процессе современное программное обеспечение и информационные
технологии, менее 120 педагогов, помимо преподавателей информатики,
использовали информационные технологии в учебном процессе;


- практически не используются в
обучении современные электронные учебники и дистанционные формы
обучения, которые особенно необходимы для учащихся сельских школ и
граждан с ограниченными возможностями здоровья;


- использование информационных
технологий и Интернета в общеобразовательных школах пока еще
ограничено и очень слабо связано с учебным процессом. В настоящее
время это, как правило, занятия по информатике.


В результате образовательные
учреждения не имеют возможности использовать современные
информационные ресурсы в полном объеме, оказываются не в состоянии
выполнять свою главную социальную функцию - предоставление равных
образовательных возможностей для каждого учащегося.


В целом широкому распространению
современных информационных технологий в российских образовательных
учреждениях мешает устаревшая и слабая материальная база
информатизации образования, крайне недостаточное количество в
Интернете русскоязычных образовательных ресурсов, неподготовленность
педагогических кадров к использованию информационных и
коммуникационных технологий.


В последнее время как на федеральном,
так и на региональном уровне предпринимаются усилия по существенному
изменению ситуации в области современных информационных технологий.
Так, в настоящее время действуют федеральные программы "Развитие
единой образовательной информационной среды (2001 - 2005 гг.)",
"Электронная Россия" и ряд других.


В 2001 г. в рамках реализации
федерального проекта компьютеризации сельских школ в Нижегородской
области поставлено 1 035 современных компьютеров на сумму 30,5 млн
руб. (10 млн - региональный бюджет), в 2002 г. запланировано
поставить оборудования на сумму 39,5 млн руб. (12 млн - региональный
бюджет).


В 2002 г. вступил в эксплуатацию
региональный информационный центр учебного книгоиздания, поставлено
оборудования (средств вычислительной техники) в районы области на
сумму 3,3 млн руб. (0,5 млн руб. из регионального бюджета - доставка
оборудования). В 2002 г. уже подключен к глобальной информационной
сети 41 районный отдел народного образования Нижегородской области
(коммутируемая телефонная линия), создан сегмент телекоммуникационной
системы электронного книгоиздания.


Сегодня в Нижегородской области
создана инфраструктура переподготовки преподавательских кадров в
области IT - технологий.


На базе Нижегородского института
развития образования (НИРО) в 2002 году создан (совместно с нефтяной
компанией "ЮКОС") центр переподготовки преподавателей
Федерации интернет - образования, способный обучать около 1 000 чел.
в год. (Региональный бюджет - 1,7 млн руб.). В 2002 г. в центре уже
прошли переподготовку 220 слушателей.


В Нижегородском государственном
университете (ННГУ) функционирует центр дополнительного
профессионального образования (поддерживаемый фирмой INTEL), который,
в частности, успешно проводит переподготовку учителей школ в области
информатики в рамках научно - технической программы "Информатизация
Нижегородской области". В 2002 году фирма INTEL выделила 1,7 млн
руб. на оснащение необходимым оборудованием центра, оплату труда
преподавателей, командировочных расходов. В центре в 2002 г. прошли
переподготовку 700 учителей.


На территории Нижегородской области
существует два сегмента региональной образовательной
телекоммуникационной сети:


1. В рамках межведомственной
программы "Создание национальной сети компьютерных коммуникаций
для науки и высшей школы" в Нижнем Новгороде создана
высокопроизводительная оптоволоконная некоммерческая сеть передачи
данных SCI - NNOV. На начало 2002 года к сети SCI - NNOV в Нижнем
Новгороде подключено более 150 организаций. Тридцать из них работают
по некоммутируемым, в том числе оптоволоконным каналам и по
технологии ADSL, остальные - через ISD№ и скоростные модемы по
протоколу V90. Сеть обеспечивает доступ в Интернет по цифровому
каналу, пропускная способность которого в настоящее время составляет
20 Мбит/с.


2. Телекоммуникационная сеть,
поддерживаемая ННГУ (осуществляет подключение к трем различным научно
- образовательным сетям - RbNet, RUNNet, FreeNet).


По общему количеству подключенных
абонентов Нижегородская сеть науки и образования входит в пятерку
крупнейших российских некоммерческих сетей.


Но, тем не менее, состояние
оснащенности общеобразовательных учреждений средствами вычислительной
техники, уровень подготовки преподавательских кадров приводит к
определенной изолированности учащихся, создает неравные условия для
получения качественного образования.


Учитывая состояние информатизации в
Нижегородской области, выражающееся, с одной стороны, в достаточно
развитых сетях передачи данных в Нижнем Новгороде и ряде крупных
городов области, в имеющейся системе подготовки кадров для работы с
современными информационными технологиями, с другой стороны, в том,
что большинство образовательных учреждений области пока не имеют
возможности использовать современные информационные ресурсы,
существует насущная необходимость принятия региональной программы и
включения ее составной частью в федеральную целевую программу
"Развитие единой образовательной информационной среды (2001 -
2005 годы)" (постановление Правительства Российской Федерации N
630 от 28.08.2001).






2. Цели и задачи
Программы






Целью Программы
является создание и развитие в Нижегородской области единой
образовательной информационной среды как части единого
образовательного информационного пространства Российской Федерации,
обеспечивающей повышение качества образования, сохранение, развитие и
эффективное использование научного потенциала Нижегородской области и
создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования
в Нижегородской области на основе информационных технологий.


Основные задачи Программы:


1. Обеспечение образовательных
учреждений средствами вычислительной техники, линиями связи и
средствами доступа к глобальным информационным ресурсам.


2. Повышение квалификации и
профессиональная переподготовка педагогических, административных и
инженерно - технических кадров образовательных учреждений для
использования в учебном процессе и процессе принятия управленческих
решений новейших информационных технологий.


3. Создание, распространение и
внедрение в учебный процесс современных электронных учебных
материалов, их интеграция с традиционными учебными пособиями.


4. Разработка электронных средств
информационно - технологической поддержки и развития, объединяющих
образовательные учреждения Нижегородской области, органы управления
образованием в единую образовательную информационную среду.


5. Создание центров технической
поддержки.


Наряду с решением региональных
проблем предполагается обеспечение участия Нижегородской области в
мероприятиях, включенных в федеральную компоненту Программы.






3. Организация
реализации Программы. Механизм


контроля и управления






Механизм реализации
заявленных целей и задач Программы - это система скоординированных по
срокам, объему финансирования и ответственным исполнителям
мероприятий, обеспечивающих достижение намеченных результатов.


Структура программных мероприятий
представлена 7 основными разделами, которые обеспечивают комплексный
подход и координацию работ всех участников Программы. Главными
приоритетами государственной политики по созданию единой
образовательной информационной среды в Нижегородской области на
предстоящий период станут:


- обеспечение полной и доступной
информации о мероприятиях, направленных на создание единой
образовательной информационной среды;


- соблюдение принципа конкурсности -
т.е. обеспечение равных прав и возможностей учебных заведений при
распределении бюджетных средств и государственных заказов;


- гласность и публичная отчетность об
использовании средств, выделенных на создание единой образовательной
информационной среды, и о деятельности объектов инфраструктуры,
задействованных в ее создании.


Межведомственную координацию
деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления,
объектов инфраструктуры, задействованных в создании единой
образовательной информационной среды, учебных заведений, определение
приоритетов выполнения мероприятий Программы осуществляет дирекция
Программы, в качестве которой выступает совет по развитию
образовательной информационной среды при министерстве образования и
науки, созданный Приказом минобразования Нижегородской области № 25
от 15.02.2002.


Дирекция Программы согласует
ежегодные планы исполнения мероприятий Программы, доводит их
содержание до ответственных исполнителей, готовит отчеты о ходе
выполнения и на основе полученных данных проводит аналитическую
работу. Все учреждения инфраструктуры в начале финансового года
направляют в дирекцию Программы заявки на финансирование деятельности
в рамках Программы, а после его окончания - отчет о расходовании
выделенных средств.


Финансовое обеспечение Программы
осуществляется министерством образования и науки Нижегородской
области. В рамках своей компетенции министерство образования и науки
Нижегородской области утверждает ежегодные планы, осуществляет
выделение денежных средств на финансирование мероприятий Программы,
проводит конкурсы, по их итогам заключает договоры, соглашения и
контракты.


Процесс реализации Программы
предусматривает ежегодное утверждение программных мероприятий и
заключение контрактов (договоров) с ответственными исполнителями.
Состав исполнителей определяется на конкурсной основе. Для этих целей
министерство совместно с заинтересованными организациями
разрабатывает условия и регламент проведения конкурсного отбора по
определенной тематике Программы.


Ход выполнения Программы регулярно
рассматривается на заседаниях Правительства Нижегородской области.


Контроль за выполнением Программы и
целевым использованием средств областного бюджета осуществляют
министерство образования и науки Нижегородской области, министерство
финансов Нижегородской области, совет по информатизации образования,
контрольно - счетная палата Законодательного Собрания.






4. Оценка
эффективности программных мероприятий






В ходе реализации
Программы планируется достичь следующих конкретных результатов:


1. Создать условия для повышения
качества образования в Нижегородской области за счет эффективного
использования современных информационных технологий. Довести число
компьютеров в общеобразовательных учреждениях до соотношения: один
компьютер класса Pentium на 50 учащихся.


2. Создать условия для обеспечения
равных возможностей всем гражданам Нижегородской области на получение
образования всех уровней и ступеней; обеспечить доступ учащихся и
преподавателей 50% общеобразовательных учреждений и 70%
профессиональных учебных заведений Нижегородской области к сетевым
информационным ресурсам. Обеспечить подключение вузов к
высокоскоростным каналам с пропускной способностью не менее 256 Кб/с.


3. Повысить качество обучения в
сельской местности путем организации в Нижегородской области доступа
отдаленных школ к образовательным ресурсам, рационального
использования педагогических кадров высшей квалификации, подготовки
специалистов в области информационных технологий для сельской школы.


4. Создать в Нижегородской области
систему тиражирования современных электронных учебных материалов по
основным предметам общеобразовательной школы (физика, химия,
биология, математика, история, география и др.), осуществить их
интеграцию с традиционными средствами обучения.


5. На территории Нижегородской
области создать в образовательных учебных заведениях сеть линий
качественной электронной связи для доступа к глобальным
образовательным ресурсам; создать условия для развития технологии
интерактивного дистанционного обучения. Реализовать возможность
персонализации образования путем создания и реализации индивидуальных
образовательных траекторий.


6. Создать систему методической
поддержки преподавателей учебных учреждений всех уровней, провести
подготовку и переподготовку не менее 80% преподавателей
общеобразовательных учреждений в области новых информационных
технологий.


7. Создать условия гражданам
Нижегородской области с ограниченными возможностями здоровья получать
полноценное образование и необходимую специальную (коррекционную)
помощь; создать благоприятные условия для их социальной адаптации и
реабилитации средствами образования.


8. Создать в Нижегородской области
систему центров информационной и научно - методической поддержки
образовательного процесса.






5. Финансовое
обеспечение Программы






Предполагаемые
финансовые затраты на реализацию Программы составят 268,8 млн руб., в
том числе из федерального бюджета - 137 млн руб., из средств бюджета
Нижегородской области - 131,8 млн руб.


Сумма расходов на реализацию
Программы определяется в пределах средств, предусматриваемых в
областном бюджете и бюджетах районов и городов на соответствующий
финансовый год.


При реализации Программы
предусматривается максимальное привлечение существующих
государственных образовательных учреждений, действующей
управленческой, образовательной и информационной инфраструктуры в
рамках ассигнований на их основную деятельность.


Сводная таблица основных мероприятий,
источников и объемов финансирования Программы приведена ниже.






Основные мероприятия,
источники и объемы финансирования


программы "Создание единой
образовательной


информационной среды Нижегородской
области


(2003 - 2005 годы)"
соответствуют


федеральной программе


2003 - 2005 годы






┌───────────────────────────┬────────────────────────┬───────────────┐


Мероприятия
│Предполагаемые источники│ Ответственный │


│ │ и
объем финансирования │ │


│ │
млн руб.) │ │


├───────────────────────────┼───────────┬────────────┼───────────────┤


│ │федеральный│
областной │ │


│ │ бюджет
│ бюджет │ │


├───────────────────────────┼─────┬─────┼─────┬──────┼───────────────┤


│ │всего│2003
│всего│2003 │ │


│ │ │г.
│ │г. │ │


├───────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼───────────────┤


1. Повышение
квалификации и│ 5,6│ 1,9│ 3,3│ 1,2 │


профессиональная
│ │ │ │ │


переподготовка
│ │ │ │ │


педагогических,
│ │ │ │ │


административных
и│ │ │ │ │


инженерно -
технических│ │ │ │ │


кадров
│ │ │ │ │


├───────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼───────────────┤


1.1. Корректировка
перечня│ - │ │ - │
│Минобразования │


специальностей и
объемов│ │ │ │ │совместно
с │


подготовки специалистов
по│ │ │ │ │ННГУ, НГТУ


информационным
технологиям│ │ │ │ │


в вузах и ССУЗах области
│ │ │ │ │


├───────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼───────────────┤


1.2.
Переподготовка│ 3,0│ 1,0│ │ │НИРО
совместно │


(повышение
квалификации)│ │ │ │ │с
ННГУ, НГТУ │


учителей -
предметников,│ │ │ │ │


методистов и
программистов│ │ │ │ │


ИДЦ,
администраторов│ │ │ │ │


системы
образования│ │ │ │ │


(директоры и
зам.│ │ │ │ │


директоров школ, зав.
ИДЦ│ │ │ │ │


сельских районов) (1
300│ │ │ │ │


руб. x 1 300 чел. x 3
г.) │ │ │ │ │


├───────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼───────────────┤


1.3. Обучение
специалистов│ 1,5│ 0,5│ │ │НИРО
совместно │


по
организации│ │ │ │ │с
ННГУ │


дистанционного
обучения│ │ │ │ │


(координаторов),
подготовка│ │ │ │ │


(переподготовка)
кадров│ │ │ │ │


центров
дистанционного│ │ │ │ │


обучения и
координаторов│ │ │ │ │


работ (2003 - 2005
гг.) -│ │ │ │ │


2 000 руб. x 350 чел.
x 3│ 0,3│ 0,1│ 0,3│ 0,1 │


г.)
│ │ │ │ │


(Эксплуатация 3
терминал│ │ │ │ │


- классов (НИРО: 3 x
0,33 x│ │ │ │ │


3 x 0,2)
│ │ │ │ │


├───────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼───────────────┤


1.4. Проведение
обучающих│ 0,5│ 0,2│ 0,3│ 0,1 │НИРО
совместно│


семинаров и семинаров
по│ │ │ │ │с вузами
(при│


передаче
педагогического│ │ │ │
│условии участия│


опыта по
использованию│ │ │ │ │в
реализации│


дистанционных
технологий│ │ │ │
│Программы) │


обучения в
образовании.│ │ │ │ │


Трафик
Internet,│ │ │ │ │


обслуживание
сервера,│ │ │ │ │


повышение
квалификации│ │ │ │ │


специалистов
│ │ │ │ │


├───────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼───────────────┤


1.5. Обмен опытом
внедрения│ 0,3│ 0,1│ 0,3│ 0,1 │НИРО
совместно│


дистанционных
технологий в│ │ │ │ │с
вузами (при│


системе образования
(10│ │ │ │ │условии
участия│


семинаров x 3 года x
50│ │ │ │ │в
реализации│


чел. x 500 руб.)
│ │ │ │ │Программы)


├───────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼───────────────┤


2. Создание единой
системы│ 2,0│ 1,0│ 2,0│ 0,5
│Минобразования │


мониторинга
состояния│ │ │ │ │совместно
с│


образовательных
учреждений│ │ │ │ │ННГУ,
НГТУ │


и социально
-│ │ │ │ │


демографической
│ │ │ │ │


составляющей
│ │ │ │ │


образовательной
среды│ │ │ │ │


региона на
основе│ │ │ │ │


геоинформационных систем
│ │ │ │ │


├───────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼───────────────┤


3. Создание
региональной│ 2,0│ 1,0│ 2,7│ 0,9
│Минобразования,│


системы
тиражирования│ │ │ │ │НИРО


электронных учебно
-│ │ │ │ │


методических материалов
│ │ │ │ │


├───────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼───────────────┤


3.1.
Приобретение│ 1,5│ 0,8│ 1,3│ 0,4 │


необходимых
технических│ │ │ │ │


средств и
расходных│ │ │ │ │


материалов для трех
центров│ │ │ │ │


тиражирования,
│ │ │ │ │


приобретение авторских
прав│ │ │ 0,2│ 0,1 │


на электронные
учебные│ │ │ │ │


материалы
│ │ │ │ │


├───────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼───────────────┤


3.2. Доработка
по│ 0,5│ 0,2│ 0,2│ │


замечаниям
пользователей,│ │ │ │ │


обработка
дополнительных│ │ │ │ │


заказов с
последующим│ │ │ │ │


тиражированием и
рассылкой │ │ │ │ │


├───────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼───────────────┤


4. Разработка
современных│ 3,9│ 1,3│ 5,4│ 2,0 │НИРО
совместно│


электронных
учебных│ │ │ │ │с
вузами (при│


материалов, баз данных,
их│ │ │ │ │условии
участия│


апробирование,
разработка│ │ │ │ │в
реализации│


программ, учебных
планов│ │ │ │ │Программы)


для проведения
курсов│ │ │ │ │


повышения квалификации
│ │ │ │ │


├───────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼───────────────┤


4.1. Разработка
электронных│ 2,0│ 0,7│ 2,0│ 0,6 │НИРО
совместно│


учебных
материалов,│ │ │ │ │с
ННГУ │


ориентированных
на│ │ │ │ │


приоритетные
направления│ │ │ │ │


региональной
системы│ │ │ │ │


образования (в
рамках│ │ │ │ │


областного заказа)
│ │ │ │ │


├───────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼───────────────┤


4.2.
Экспериментальная│ 0,5│ 0,1│ 0,5│ 0,2
│НИРО совместно│


проверка
разработанных│ │ │ │ │с
вузами (при│


учебных материалов
в│ │ │ │ │условии
участия│


практике преподавания на
10│ │ │ │ │в
реализации│


экспериментальных
площадках│ │ │ │ │Программы)


├───────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼───────────────┤


4.3. Создание
типового│ 0,2│ 0,1│ 0,2│ 0,1
│Минобразования │


учебно - методического
и│ │ │ │ │совместно
с│


программного
обеспечения,│ │ │ │ │ННГУ


позволяющего вести
обучение│ │ │ │ │


инвалидов по зрению
основам│ │ │ │ │


компьютерной
грамотности.│ │ │ │ │


Разработка методологии
и│ │ │ │ │


технологии доступа
к│ │ │ │ │


региональным
│ │ │ │ │


образовательным
ресурсам│ │ │ │ │


инвалидам по зрению
│ │ │ │ │


├───────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼───────────────┤


4.4.
Создание│ 0,2│ 0,1│ 0,2│ 0,1
│Минобразования │


распределенной
│ │ │ │ │совместно
с│


информационной базы
данных│ │ │ │ │ННГУ


предоставления в
составе│ │ │ │ │


единой
образовательной│ │ │ │ │


среды
обучающих│ │ │ │ │


интерактивных ресурсов
и│ │ │ │ │


лабораторных работ
с│ │ │ │ │


удаленным доступом к
ним. │ │ │ │ │


Разработка
методических│ │ │ │ │


материалов и
рекомендаций│ │ │ │ │


по
использованию│ │ │ │ │


электронных учебников
│ │ │ │ │


├───────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼───────────────┤


4.5. Создание
и│ 1,0│ 0,4│ 1,0│ 0,3 │Минобразования


тиражирование на
базе│ │ │ │ │совместно
с ИПФ│


научно -
образовательного│ │ │ │
│РАН, ННГУ, НГТУ│


центра при
Институте│ │ │ │ │


прикладной физики
РАН│ │ │ │ │


учебных
программ,│ │ │ │ │


обеспечивающих
повышение│ │ │ │ │


уровня образования
в│ │ │ │ │


области фундаментальной
и│ │ │ │ │


прикладной
физики.│ │ │ │ │


Подготовка
библиотеки│ │ │ │ │


профильных
обучающих│ │ │ │ │


программ и
организация│ │ │ │ │


открытого доступа к
ней│ │ │ │ │


через Интернет
│ │ │ │ │


├───────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼───────────────┤


4.6.
Создание│ - │ - │ 0,7│ 0,3
│Минобразования │


интегрированной базы
данных│ │ │ │ │совместно
с│


об
образовательном│ │ │ │
│НГТУ, ННГУ │


комплексе
Нижегородской│ │ │ │ │


области с
использованием│ │ │ │ │


ГИС - технологий,
развитие│ │ │ │ │


системы
образовательной│ │ │ │ │


статистики
│ │ │ │ │


├───────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼───────────────┤


5.
Организация│105,5│ 38,3│104,5│ 35,8
│Минобразования,│


телекоммуникационной
и│ │ │ │ │НИРО
совместно│


технической
составляющих│ │ │ │ │с
ННГУ, ИПФ РАН│


информационно
-│ │ │ │ │


образовательной
среды│ │ │ │ │


региона. Создание
опорной│ │ │ │ │


сети и организация
доступа│ │ │ │ │


к внешним
информационным│ │ │ │ │


ресурсам
│ │ │ │ │


├───────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼───────────────┤


5.1. Завершение
поставок в│ 50,0│ 20,0│ 60,0│ 20,0
│Минобразования │


учебные заведения
средств│ │ │ │ │


компьютерной техники
│ │ │ │ │


├───────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼───────────────┤


5.2. Организация
доступа к│ 30,0│ 10,0│ 20,0│ 7,0
│Минобразования │


сети
Интернет│ <*> │ │ │
│совместно с ИПФ│


образовательных
организаций│ │ │ │ │РАН,
ННГУ │


Нижегородской области
с│ │ │ │ │


использованием
существующей│ │ │ │ │


сети передачи
данных,│ │ │ │ │


созданной в
рамках│ │ │ │ │


межведомственной
программы│ │ │ │ │


"Создание
региональной│ │ │ │ │


среды обмена данными
в│ │ │ │ │


сфере науки и
образования в│ │ │ │ │


Нижнем Новгороде"
│ │ │ │ │


├───────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼───────────────┤


5.3.
Создание│ 1,0│ 0,4│ 1,0│ 0,3
│Минобразования │


образовательных порталов
на│ │ │ │ │совместно
с│


базах вузов
│ │ │ │ │вузами
(при│


│ │ │ │
│ │условии


│ │ │ │
│ │участия
в│


│ │ │ │
│ │реализации


│ │ │ │
│ │Программы)


├───────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼───────────────┤


5.4. Развитие
региональной│ 2,0│ 0,7│ 1,0│ 0,3 │НИРО
совместно│


системы
открытого│ │ │ │ │с
вузами (при│


образования на
основе│ │ │ │ │условии
участия│


дистанционных
технологий│ │ │ │ │в
реализации│


│ │ │ │
│ │Программы)


├───────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼───────────────┤


5.5. Приобретение
и│ 0,5│ 0,2│ 0,5│ 0,2 │НИРО
совместно│


освоение
программного│ │ │ │ │с
вузами (при│


обеспечения для
разработки│ │ │ │ │условии
участия│


системы
повышения│ │ │ │ │в
реализации│


квалификации на
основе│ │ │ │ │Программы)


дистанционного обучения
│ │ │ │ │


├───────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼───────────────┤


5.6. Создание в
удаленных│ 20 │ 7,0│ 20 │ 8,0
│Минобразования │


районах области
пунктов│ <*> │ │ │ │


коллективного
доступа,│ │ │ │ │


обеспечение
компьютерной│ │ │ │ │


техникой и
средствами│ │ │ │ │


доступа в Интернет
│ │ │ │ │


├───────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼───────────────┤


6. Создание 3
центров│ 18,0│ 15,0│ 18,0│ 14,0 │Органы
местного│


системы
технической│ │ │ │
│самоуправления │


поддержки
мероприятий│ │ │ │ │(при
условии│


Программ
│ │ │ │ │участия
в│


│ │ │ │
│ │реализации


│ │ │ │
│ │Программы),


│ │ │ │
│ │конкурсный


│ │ │ │
│ │отбор


├───────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼───────────────┤


7. Мероприятия
по│ - │ │ 0,2│ 0,1 │


информированию
населения о│ │ │ │ │


Программе
│ │ │ │ │


├───────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼───────────────┤


7.1. Организация
конкурса│ - │ │ 0,1│ 0,1
│Минобразования │


среди студентов вузов
и│ │ │ │ │


ССУЗов на лучшую
идею│ │ │ │ │


образовательного портала
│ │ │ │ │


├───────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼───────────────┤


7.2. Организация
и│ - │ │ 0,1│ 0,1 │Минобразования


проведение конкурса
на│ │ │ │ │


структуру и
дизайн│ │ │ │ │


WEB - страниц,
лучшую│ │ │ │ │


публикацию в СМИ и т.п.
│ │ │ │ │


├───────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼───────────────┤


Всего:
│137,0│ 58,5│131,8│ 52,0 │


└───────────────────────────┴─────┴─────┴─────┴──────┴───────────────┘






------------------------------


<*> Федеральное финансирование
возможно по программе "Электронная Россия".












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru