ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства
Нижегородской области от 01.04.2002 № 52
"О КОНЦЕПЦИИ АДРЕСНОЙ
СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2005
ГОДА"
Официальная публикация в СМИ:
"Нижегородские новости", N
75(2529), 24.04.2002
["Правовая среда", N
17(415), 24.04.2002]
получен из Эталонного банка данных правовой информации Администрации
Нижегородской области. -
ПРАВИТЕЛЬСТВО
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2002 г. № 52
О КОНЦЕПЦИИ
АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ
В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД
ДО 2005 ГОДА
-
В соответствии с
Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О
государственной социальной помощи" и в целях повышения
эффективности социальной защиты семьи Правительство Нижегородской
области постановляет:
1. Считать одним из приоритетных
направлений деятельности Правительства Нижегородской области
формирование единой системы адресной социальной поддержки семьи.
2. Утвердить прилагаемую Концепцию
адресной поддержки семьи в Нижегородской области (далее - Концепция)
на период до 2005 года.
3. Министерству труда и социальной
защиты (Г.А. Суворов) совместно с министерствами образования и науки,
здравоохранения, экономики и развития предпринимательства
Нижегородской области в трехмесячный срок разработать и представить
на утверждение Правительству Нижегородской области план действий в
соответствии с указанной Концепцией.
4. Пресс - службе Губернатора
обеспечить опубликование настоящего постановления в средствах
массовой информации.
5. Контроль за исполнением
постановления возложить на первого заместителя Губернатора - члена
Правительства Нижегородской области Ю.П. Сентюрина.
-
Губернатор области
Г.М.ХОДЫРЕВ
-
Утверждена
постановлением
Правительства области
от 01.04.2002 № 52
-
КОНЦЕПЦИЯ
АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
СЕМЬИ
В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
-
1. ВВЕДЕНИЕ
-
Проведение
экономических реформ привело к значительной дифференциации населения
по доходам. При этом система социальной защиты, как показывает
практика, оказалась неадекватной новым социально-экономическим
требованиям.
Содержание и характер проводимых
реформ диктуют необходимость разработки и реализации новых подходов в
сфере социальной защиты населения, развивающих все сильные стороны
существующей системы и в то же время учитывающих изменения,
произошедшие в обществе за последние годы.
Действующая в настоящее время система
распределения социальных благ крайне несовершенна. За годы реформ в
дополнение к сохранившемуся масштабному субсидированию отраслей
социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, законодательными
актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также
органов местного самоуправления установлено значительное количество
социальных пособий, компенсационных выплат и льгот, которые
предоставляются без учета нуждаемости в них конкретных семей.
Главным недостатком действующей
системы социальных выплат и льгот является ее ограниченные
возможности перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся
граждан.
Как показывает практика, связанная с
предоставлением населению различных мер социальной защиты, основными
недостатками сложившейся системы социальных льгот и выплат являются:
- ориентация действующей системы
социальной защиты населения преимущественно на предоставление
социальной помощи в виде льгот;
- недостаточное финансовое
обеспечение льгот и компенсаций из-за несоответствия между
предусмотренным существующим законодательством объемом социальной
помощи населению и экономическими возможностями бюджетов федерального
уровня и уровня субъекта РФ;
- стимулирование социального
иждивенчества, экономической пассивности семьи вследствие
предоставления льгот и выплат по категориальному принципу, независимо
от материального положения их получателей, игнорирования
экономических возможностей их семей;
- отсутствие четкого разграничения
полномочий, ответственности и источников финансирования по
предоставлению социальных пособий и льгот;
- двойной, а иногда и тройной учет
численности льготного населения при оказании социальной помощи по
категориям, децентрализованный характер предоставления социальной
помощи в сочетании с принадлежностью отдельных получателей к
нескольким категориям;
- сложность получения информации о
предоставленных услугах конкретной семье в связи с недостаточно
развитым информационным взаимодействием между ведомственными базами и
невозможность оценки реального уровня доходов семьи из-за отсутствия
единой системы персонифицированного учета;
- отсутствие единого управленческого
координирующего звена, способного оптимально организовать комплексное
управление функционированием системы социальной помощи, обеспечить
межотраслевую координацию и рациональное использование средств
социального бюджета.
Таким образом, действующая схема
оказания помощи не является оптимальной, не обеспечивает эффективной
социальной защиты семьи и нуждается в существенных преобразованиях
как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта РФ.
Накопленный опыт в сфере оказания
государством социальной помощи населению позволяет говорить о том,
что наступает время проведения целенаправленной социальной политики,
в рамках которой системе социальной защиты, опирающейся на принципы
адресности и эффективности, должно принадлежать одно из ведущих мест.
Настоящая Концепция адресной
социальной поддержки семьи в Нижегородской области на период до 2005
года (далее именуется - Концепция) разработана на основе Федерального
закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной
помощи".
Концепция должна служить ориентиром
для органов государственной власти и органов местного самоуправления
Нижегородской области при решении вопросов адресной социальной
поддержки семьи.
-
2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И
ПРИНЦИПЫ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
-
Основной целью
развития системы адресной социальной поддержки является обеспечение
максимально возможного уровня социальной защищенности семей,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с учетом экономической
эффективности и общественной целесообразности, а также организация
социальных услуг, стимулирующих активность семьи по выходу из
кризисной ситуации.
Достижение этой цели можно
осуществить путем повышения эффективности деятельности системы
социальной защиты на основе:
- переориентации социальной защиты на
конкретную семью;
- повышения оперативности и качества
организации социальной поддержки;
- рационального использования
бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на социальную защиту.
Основными задачами реформирования
системы адресной социальной поддержки являются:
- формирование адекватной современным
требованиям нормативно - правовой базы социальной поддержки семьи в
Нижегородской области;
- разработка предложений и
рекомендаций по упорядочению существующей системы льгот;
- разработка и внедрение в рамках
законодательства Российской Федерации и Нижегородской области единой
системы критериев предоставления адресной социальной поддержки и
порядка определения совокупного дохода семьи;
- развитие автоматизированной системы
персонифицированного учета семей, нуждающихся в социальной поддержке,
и создание на ее базе реестра социально незащищенных семей;
- создание в установленном порядке
единого механизма финансового обеспечения, системы адресной
социальной поддержки и ее эффективного функционирования.
К основным принципам системы адресной
социальной помощи относятся:
- адресное оказание социальной
поддержки;
- заявительный характер, т.е.
предоставление адресной социальной поддержки на основе письменного
заявления;
- нуждаемость, подтвержденная
соответствующими документами, как одно из основных условий оказания
адресной социальной поддержки;
- дифференцированный подход при
определении размеров и видов помощи в соответствии с прожиточным
минимумом и конкретной жизненной ситуацией;
- гарантированность адресной
социальной поддержки;
- создание стимулов для самопомощи и
повышения уровня дохода семьи, оказавшейся в трудной жизненной
ситуации;
- ответственность органов
государственной власти и местного самоуправления за обеспечение прав
семьи в сфере оказания адресной социальной поддержки;
- конфиденциальность предоставления
адресной социальной поддержки;
- доступность информации об условиях,
критериях, нормах и видах оказания адресной социальной поддержки;
- персональная ответственность
получателя адресной социальной поддержки за достоверность сведений,
содержащихся в его заявлении на предоставление помощи;
- взаимодействие государственных
субъектов адресной социальной поддержки с негосударственными
организациями, благотворительными обществами и т.д.;
- экономическая эффективность и
согласованность программ социальной поддержки семьи, наличие
"обратной связи" с адресатами помощи.
-
3. ВИДЫ, ФОРМЫ
ОКАЗАНИЯ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
-
Оказание адресной
социальной поддержки осуществляется в следующих видах:
- социальная помощь (в денежной или
натуральной форме);
- социальные услуги;
Социальная помощь в денежной форме
может предоставляться в виде:
- социального пособия;
- компенсационной выплаты (возмещение
гражданам произведенных ими расходов, установленных
законодательством);
- субсидии (имеющая целевое
назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или
оказываемых услуг).
Социальная помощь в натуральной форме
может предоставляться в виде:
- средств санитарии, гигиены и ухода
за детьми;
- одежды, обуви и других предметов
первой необходимости;
- топлива;
- продовольственных товаров;
- специальных транспортных средств,
технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в
постороннем уходе, и т.д.
Адресная социальная поддержка может
предоставляться в виде следующих социальных услуг:
- социальное обслуживание на дому;
- социальное обслуживание в
стационарных (или полустационарных) учреждениях социального
обслуживания;
- социальное обслуживание в
учреждениях здравоохранения: геронтологических центрах, на койках
палат сестринского ухода;
- предоставление временного приюта в
специализированных учреждениях социального обслуживания;
- социально - правовые услуги;
- предоставление социального жилья;
- социально - медицинские услуги;
- социально - психологические услуги;
- услуги социальной реабилитации;
- транспортные услуги;
- предоставление бесплатных обедов
или талонов на питание и т.д.
Социальные услуги могут быть
предоставлены бесплатно, а также за полную или частичную плату.
С учетом периодичности предоставления
социальная поддержка подразделяется на разовую и периодически
осуществляемую. В зависимости от длительности предоставления
социальную поддержку можно разделить на:
- разовую,
- краткосрочную (от 1 до 3 месяцев),
- среднесрочную (от 3 месяцев до
года),
- долгосрочную (свыше года).
Конкретный вид, форма и размер
адресной социальной поддержки определяется на основании критериев ее
оказания, установленных социальными стандартами. Окончательный
перечень услуг, видов и условий оказания адресной социальной
поддержки должен быть определен в процессе разработки и принятия
нормативных документов.
-
4. ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
СИСТЕМЫ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
СЕМЬИ
-
Для достижения
поставленных в настоящей Концепции целей и задач необходимо
организовать работу в следующих направлениях:
- создание правовой базы для
функционирования системы адресной социальной поддержки семьи в
Нижегородской области;
- формирование механизма
финансирования системы адресной социальной поддержки и обоснование
эффективности ее развития;
- совершенствование организационной
структуры системы оказания адресной социальной поддержки;
- совершенствование порядка
взаимодействия органов социальной защиты и предприятий, организаций,
предоставляющих услуги населению с учетом льгот;
- развитие автоматизированной системы
персонифицированного учета семей Нижегородской области, нуждающихся в
социальной поддержке, и создание на ее базе реестра социально
незащищенных слоев населения;
- развитие единой автоматизированной
системы "СОЦПОМОЩЬ" для оказания адресной социальной
поддержки;
- подготовка кадров для структур,
оказывающих адресную социальную поддержку;
- информирование населения по
вопросам адресной социальной поддержки.
Предлагаемые меры обеспечат
комплексность предоставления семьям Нижегородской области всех видов
адресной социальной поддержки, что позволит повысить эффективность
социальной защиты в целом.
-
СФЕРА ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ
-
- Разработка и
принятие на уровне Нижегородской области и местном уровне нормативных
документов, необходимых для функционирования системы адресной
поддержки в Нижегородской области.
- Формирование законодательной базы
Нижегородской области по вопросам адресной социальной поддержки семьи
с учетом изменения федерального законодательства.
-
ФИНАНСИРОВАНИЕ
СИСТЕМЫ АДРЕСНОЙ
СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
-
- Определение
финансовых затрат на обеспечение всех видов льгот, предоставляемых
как федеральным законодательством, так и нормативными актами
Нижегородской области.
- Оценка финансовых затрат на
оказание различных видов адресной социальной поддержки.
- Определение источников и размеров
финансирования для создания и ведения единой автоматизированной
системы учета семей Нижегородской области, нуждающихся в социальной
поддержке (социального реестра).
- Оценка затрат на обеспечение
функционирования структур, осуществляющих оказание адресной
социальной поддержки в рамках существующей организационной структуры,
и проведения сравнительного анализа предполагаемых затрат при
введении системы адресной социальной поддержки.
- Выделение отдельной статьи расходов
в бюджете Нижегородской области на финансирование адресной социальной
поддержки.
- Финансирование социальных программ
с внедрением социального заказа на конкурсной основе.
-
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ
СТРУКТУРА СИСТЕМЫ
АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
-
- Рассмотрение
вопроса о передаче отраслевыми министерствами Нижегородской области
несвойственных им функций оказания адресной социальной помощи органам
социальной защиты в целях повышения качества обслуживания семей и
снижения финансовых затрат на обеспечение системы адресной социальной
поддержки.
- Повышение координирующей и
организационной роли министерства труда и социальной защиты,
предоставление ему права заказчика на разработку информационной
системы адресной социальной поддержки (социального реестра).
- Реорганизация существующей
организационной структуры системы адресной социальной поддержки,
расширение социальной инфраструктуры и создание районных Центров
социальных выплат.
- Усиление в районах и городах
Нижегородской области структуры органов социальной защиты с учетом
дополнительно передаваемых им функций и новых полномочий.
-
СФЕРА ОРГАНИЗАЦИОННО
- МЕТОДИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА
-
- Создание в рамках
законодательства Российской Федерации и Нижегородской области и
внедрение единой системы критериев предоставления адресной социальной
поддержки и единого порядка определения совокупного дохода семьи для
разработки социальных программ.
- Совершенствование областных и
местных программ социальной поддержки семьи, переход на адресный
принцип ее предоставления.
- Разработка системы
межведомственного взаимодействия при реализации социальных программ.
- Создание системы "социальных
паспортов" и введение новых методов работы с семьей
(индивидуализация подхода к проблемам семьи).
- Совершенствование системы оценки
эффективности социальной работы и качества социальных услуг,
предоставляемых различными организациями и учреждениями.
-
СФЕРА ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
-
- На базе "Единого
регистра населения Нижегородской области" создание единой
автоматизированной системы персонифицированного учета граждан и
семей, нуждающихся в социальной поддержке, и учета всех видов
оказанной им социальной помощи. В рамках создания данной системы
предусмотреть:
- возможность учета льгот и льготных
категорий граждан по всему действующему законодательству;
- разработку "Модельных методик
автоматизированного учета доходов и уровня жизни населения";
- возможность расчета социальной
помощи нуждающимся семьям и гражданам;
- возможность учета финансирования
адресной социальной помощи;
- разработку компьютерной технологии
работы районных и городских органов социальной защиты в режиме
"единого окна".
-
ПОДГОТОВКА ПЕРСОНАЛА
-
- Реализация
комплекса программ подготовки и переподготовки персонала для работы в
системе адресной социальной поддержки.
-
ИНФОРМАЦИОННАЯ
ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ
-
- Подготовка
населения Нижегородской области к необходимости перемен в системе
социальной защиты, а также психологическая подготовка к введению
системы персонального компьютерного учета граждан.
-
5. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
-
I этап
(подготовительный - 2002 - 2003 гг.)
-
1. Проведение
аналитической работы по следующим направлениям:
1.1. Анализ системы льгот и
преимуществ, затрат на их обеспечение в соответствии с действующей
нормативной базой.
1.2. Сравнительный анализ затрат на
обеспечение функционирования существующих структур социальной сферы и
затрат в рамках предлагаемого проекта.
1.3. Анализ характера взаимодействия
и информационного обмена между структурными подразделениями
Администрации области, органами местного самоуправления и службами,
предоставляющими услуги с учетом льгот.
2. Разработка плана реализации
Концепции, включающего такие направления деятельности, как:
2.1. Разработка в рамках
законодательства единой системы критериев предоставления адресной
социальной поддержки и методики учета в доходе семьи, нуждающейся в
помощи, оказанных социальных услуг и предоставленных льгот.
2.2. Разработка необходимых для
функционирования системы адресной социальной поддержки нормативных
правовых актов Нижегородской области, а также предложений по
упорядочению системы льгот на уровне Нижегородской области.
2.3. Разработка новой социальной
технологии работы с семьей, включающей систему "социальных
паспортов" и составление "пакета социальных услуг".
Разработка методических рекомендаций по внедрению системы адресной
социальной поддержки.
2.4. Дальнейшее развитие
автоматизированной системы персонифицированного учета граждан,
нуждающихся в социальной поддержке, внедрение новых согласованных
информационных технологий в ведомствах и организациях, оказывающих
населению различные виды социальной поддержки.
2.5. Выделение средств на
финансирование реорганизации системы адресной социальной поддержки и
создание соответствующей информационной системы.
2.6. Совершенствование областных и
местных программ социальной поддержки семьи при переходе на адресный
принцип ее предоставления.
2.7. Разработка системы
межведомственного взаимодействия при реализации адресных социальных
программ.
2.8. Разработка системы оценки
эффективности социальной работы и качества социальных услуг,
предоставляемых различными организациями и учреждениями, а также
критериев эффективности реализации адресных социальных программ.
2.9. Подготовка специалистов к работе
по новым программам адресной социальной поддержки.
2.10. Определение нескольких
экспериментальных площадок на территории Нижегородской области для
отработки системы адресной социальной поддержки.
2.11. Разработка программы
сотрудничества некоммерческих организаций и социальных учреждений в
области муниципального социального заказа.
2.12. Информирование населения о
реорганизации системы социальной поддержки. Организация независимой
экспертизы социальной реформы с участием некоммерческих
негосударственных организаций Нижегородской области.
-
II этап (внедрение
системы - 2003 - 2004 гг.)
-
1. Реорганизация
существующей организационной структуры системы адресной социальной
поддержки, создание специализированных учреждений социальной защиты
"Центр социальных выплат", осуществляющих функции сбора и
анализа информации о доходах семей, учета льгот и оформления
"социального паспорта" семьи, начисления адресных видов
денежных пособий, компенсаций и субсидий, а также информационно -
программного обеспечения адресной социальной поддержки.
2. Создание единого информационного и
правового поля межведомственного взаимодействия по вопросам адресной
социальной поддержки семьи, создание областного межведомственного
банка данных о семьях Нижегородской области - получателях социальной
поддержки с учетом основных показателей: нуждаемость, характеристика
социального кризиса семьи.
3. Внедрение новых технологий
адресной социальной поддержки в практику работы социальных
учреждений. Начало функционирования системы адресной социальной
поддержки с учетом изменений нормативной базы и перехода на новые
формы адресной помощи.
4. Совершенствование
межведомственного взаимодействия в ходе реализации комплексных
социальных программ предоставления адресной поддержки.
5. Проведение аналитических работ по
следующим направлениям:
- анализ эффективности внедряемой
системы адресной социальной поддержки;
- оценка нуждаемости населения в
различных видах помощи;
- прогнозирование потребностей в
адресной помощи;
- оценка эффективности внедряемых
социальных технологий.
6. Совершенствование
методологического обеспечения процесса адресной социальной поддержки.
7. Совершенствование системы
управления процессом социальной поддержки семьи, развитие программ
мониторинга и оценки эффективности адресной помощи семье.
8. Развитие системы муниципального
социального заказа и расширение возможностей социального обслуживания
семей за счет привлечения общественного сектора и учреждений
различных форм собственности.
-
III этап (развитие
системы - с 2005 г.)
-
1. Совершенствование
системы оказания адресной социальной поддержки.
2. Внедрение системы адресной
социальной поддержки на всей территории Нижегородской области.
3. Проведение мониторинга хода
реализации социальной реформы. Организация кампаний по ознакомлению
общественности с результатами мониторинга и оценки результатов
внедряемых программ.
4. Отработка механизмов привлечения
пожертвований населения на решение конкретных социальных проблем,
содействие развитию общественных фондов.
5. Развитие демократических форм
участия населения в процессе принятия решений, в том числе
организация и проведение общественных слушаний по вопросам разработки
новых адресных социальных программ. Обеспечение прозрачности
использования ресурсов, направляемых на социальные нужды.
-
6. СОЦИАЛЬНО -
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ РАЗВИТИЯ
СИСТЕМЫ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
-
Реализация Концепции
приведет к ряду важных социально - экономических результатов:
- создание законодательных и
организационных основ поддержания социальной стабильности в обществе
и предотвращения социальных кризисов;
- обеспечение в приоритетном порядке
социальной защищенности тех семей и отдельных граждан, кто в силу
объективных обстоятельств оказался в трудной жизненной ситуации;
- создание единого информационного
пространства адресной социальной помощи и обеспечение поддержки ее
функций;
- совершенствование социальных
программ всех уровней и технологий социальной работы с семьей;
- комплексность предоставления
населению всех видов социальной поддержки;
- предупреждение социального
иждивенчества и стимулирование самопомощи и саморазвития семьи;
- усиление межведомственной
кооперации в обеспечении гарантий и прав населения области;
- совершенствование системы
управления социальной сферой области;
- повышение эффективности
использования бюджетных средств.
-
|