Программы │
│
└────────────────┴───────────────────────────────────────────────────────────┘
-
I. Содержание
проблемы и обоснование ее решения
программными методами
Актуальность
социальной поддержки инвалидов на уровне государственных структур
определяется значительным количеством людей, имеющих признаки
инвалидности, численность которых на начало XXI века составила
десятую часть населения планеты. В современных условиях в России
инвалиды требуют особого внимания со стороны государства, т.к.,
несмотря на существующую систему социальной защиты, они остаются
одной из самых неблагополучных категорий населения.
Показатели величины прожиточного
минимума пенсионеров (в т.ч. и инвалидов) в Нижегородской области в
1,5 раза ниже, чем работающего населения (рис. 1), и в 1,2 раза ниже
прожиточного минимума пенсионеров в целом по России.
По данным официальной статистики (ф.
94 - собес) на 01.01.2002 в органах социальной защиты Нижегородской
области состояло на учете 337,1 тыс. инвалидов, в т.ч. 14,4 тыс.
детей-инвалидов. Как и в целом по России, в Нижегородской области
отмечаются неблагоприятные тенденции в изменении показателей
инвалидности (в т.ч. детей-инвалидов): рост общего числа инвалидов и
интенсивных показателей первичного выхода на инвалидность (рис. 2,
3).
Растет общая численность инвалидов
трудоспособного возраста в Нижегородской области: на 01.01.2002 доля
инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов
составила 29,1% (прирост в течение года - 16 тыс. человек).
Соответственно с ростом общей численности инвалидов растет
численность инвалидов, нуждающихся в трудоустройстве. В то же время
по статистическим данным Департамента федеральной государственной
службы занятости населения по Нижегородской области (далее -
Департамент ФГСЗН) снижаются показатели трудоустройства (рис. 4).
Одной из основных форм социальной
поддержки инвалидов является их реабилитация, об эффективности
которой можно судить по показателям полной и частичной реабилитации
(рис. 5), которые в Нижегородской области остаются ниже
среднереспубликанских.
Таким образом, в Нижегородской
области, как и в целом по России, инвалиды остаются социальной
категорией, требующей особого внимания со стороны государства.
Государственную политику в области
социальной защиты инвалидов определяет Федеральный закон от 25 ноября
1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации" (далее - ФЗ).
Отдельные статьи ФЗ потребовали
создания областной нормативно-правовой базы. Так, был разработан
пакет документов по реорганизации врачебно-трудовых экспертных
комиссий в государственную службу медико-социальной экспертизы
(статьи 7, 8 ФЗ), разработаны и региональные модели индивидуальных
программ реабилитации (далее - ИПР). ИПР является основным
документом, определяющим порядок и объем оказания реабилитационной
помощи инвалидам (инвалидам, пострадавшим в результате несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
разрабатывается программа реабилитации пострадавшего (далее - ПРП)).
За последние 3 года учреждениями
государственной службы медико-социальной экспертизы Нижегородской
области (далее - учреждениями МСЭ) разработано 54 560 ИПР (в т.ч. 20
212 - детям-инвалидам).
Одним из основных условий эффективной
реализации ИПР в области является наличие федерального и
территориального гарантированных перечней (реестров) реабилитационных
мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалидам
бесплатно (статьи 10, 11 ФЗ). Несмотря на то что федеральный перечень
до настоящего времени не утвержден, для создания необходимых условий
реализации ИПР во многих субъектах Российской Федерации приняты
территориальные перечни, что не противоречит ФЗ.
Введение в Нижегородской области
Территориального гарантированного перечня реабилитационных
мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалидам
бесплатно в соответствии с ИПР (далее - Перечень), является одним из
основных условий создания областной системы реабилитации инвалидов.
Перечень впервые был принят в
Нижегородской области постановлением Администрации Нижегородской
области от 25.07.2000 № 183 на 2000 - 2001 годы без финансирования,
поэтому он являлся только нормативно-правовой основой для разработки
ИПР, не создавая при этом экономических условий для их реализации. В
связи с окончанием действия Перечня требуется его дальнейшее
пролонгирование на 2003 - 2005 гг. с определением объемов и
источников финансирования в рамках Программы (приложение 1). Кроме
этого, необходимо утверждение перечня ведущих и базовых
реабилитационных учреждений области, ответственных за реализацию
медицинского, профессионального и социального этапов
реабилитационного процесса (приложение 2). Наличие базовых
реабилитационных учреждений является необходимым условием для
адресного гарантированного оказания реабилитационных услуг. Выделение
ведущих реабилитационных учреждений определяется необходимостью
научно-методического обеспечения выполнения ИПР, оказания
квалифицированной консультативной помощи базовым учреждениям,
разработки региональных стандартов оказания реабилитационной помощи и
критериев оценки эффективности реабилитационных мероприятий.
Второй, не менее важной частью
региональной системы реабилитации является создание Государственной
службы реабилитации инвалидов (статья 12 ФЗ). Порядок создания
Государственной службы реабилитации должен определяться
Правительством Российской Федерации. В то же время во многих регионах
Российской Федерации созданы областные модели Государственной службы
реабилитации инвалидов, которые действуют на основании Временных
положений.
Одним из условий создания
Государственной службы реабилитации инвалидов предполагается
совершенствование управления, т.е. наличие во всех районах области
квалифицированных специалистов, занимающихся организацией реализации
основных норм ФЗ и областных нормативно-правовых актов по социальной
поддержке инвалидов. Существенной проблемой в настоящее время
является недостаточная подготовка специалистов по правовым вопросам
социальной поддержки инвалидов, а также по технологии
реабилитационной работы с инвалидами.
С декабря 2001 в Нижегородской
области приступил к работе Нижегородский областной реабилитационный
центр для инвалидов (далее - НОРЦИ) - ведущее реабилитационное
учреждение социальной защиты. Деятельность НОРЦИ направлена не только
на реабилитационную работу с инвалидами и координацию взаимодействия
между реабилитационными учреждениями, но и на организацию подготовки
специалистов по реабилитации по программам, разработанным совместно с
высшими учебными заведениями Нижнего Новгорода.
Выполнение этих задач возможно при
условии создания автоматизированной информационной системы (далее -
АИС) о потребностях инвалидов в реабилитационных мероприятиях,
технических средствах и услугах. Создание АИС предполагает создание
двух автоматизированных подсистем:
- автоматизированной системы
формирования регистра инвалидов на базе учреждений МСЭ;
- автоматизированной системы учета
социально-реабилитационных технологий и реабилитационных учреждений
на базе НОРЦИ.
Создание АИС может обеспечить
скоординированное взаимодействие НОРЦИ с базовыми и ведущими
реабилитационными учреждениями и учреждениями МСЭ по разработке и
реализации ИПР.
Реализация ИПР в соответствии с
нормами ФЗ включает три этапа реабилитационного процесса:
медицинский, профессиональный, социальный.
Для реализации ИПР на этапе
медицинской реабилитации, в основе которой лежит восстановительное
лечение, необходимо укрепление материальной технической базы
существующих отделений восстановительного лечения и открытие новых
отделений на базе лечебно-профилактических учреждений города и
области. По данным статистического анализа 99% инвалидов нуждается в
медицинской реабилитации и 40% из них - в санаторно-курортном
лечении.
Работающие инвалиды согласно ФЗ
обеспечиваются санаторно-курортными путевками за счет средств
социального страхования. Неработающим инвалидам, в том числе
находящимся в стационарных учреждениях, санаторно-курортное лечение
должно предоставляться органами социальной защиты. Из 44 тыс.
неработающих инвалидов, нуждающихся в санаторном этапе реабилитации,
около 4 тыс. человек в год могут получить реабилитационные услуги в
существующих санаторных учреждениях (Пушкино, Красный Яр). Для
организации санаторно-курортного лечения согласно потребности
необходимо дополнительное создание областных или межрайонных центров.
В настоящее время в Вачском (южные районы области) и Шахунском
(северные районы области) районах есть соответствующие условия для
создания межрайонных центров.
Особо значимой формой социальной
поддержки инвалидов трудоспособного возраста является их
профессиональная реабилитация. Профессиональная реабилитация
инвалидов согласно ФЗ предусматривает профессиональную ориентацию,
профессиональное образование, профессионально-производственную
адаптацию и трудоустройство.
В профессиональной реабилитации
нуждаются инвалиды трудоспособного возраста и дети-инвалиды старших
возрастных групп. Потребность взрослых инвалидов в профессиональной
реабилитации по статистическим данным составляет по России 80,6% от
общей численности инвалидов трудоспособного возраста (в Нижегородской
области это около 57 тыс. человек). Основную долю из них (76%)
составляют инвалиды 3-й группы, имеющие достаточно высокий
реабилитационный потенциал.
Первичная профессиональная ориентация
инвалида проводится в учреждениях МСЭ при его освидетельствовании,
после чего формируется трудовая рекомендация и разрабатывается этап
профессиональной реабилитации в ИПР. При формировании трудовой
рекомендации в сложных экспертных случаях инвалид должен пройти
профессиологическое обследование в нейрофизиологической
экспертно-реабилитационной лаборатории. Необходимость организации
этой работы требует завершения строительства второй очереди НОРЦИ и
оборудования на его базе экспертно-реабилитационной и
профессиологической лабораторий.
Среди мероприятий, способствующих
конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, особое место занимают
меры по созданию им необходимых условий для получения
профессионального образования в соответствии с государственными
образовательными стандартами.
Профессиональное образование
инвалидов в Нижегородской области осуществляется в специализированных
учебных заведениях начального профессионального образования
социальной защиты (Рекшинское и Нижегородское профессиональные
училища-интернаты для инвалидов общей мощностью на 300 мест), в
государственных учебных заведениях начального (86 учебных заведений),
среднего (76 учебных заведений) и высшего (15 учебных заведений)
профессионального образования. Однако существующая система
профессионального образования не всегда может предоставить инвалидам
возможность получить профессию с учетом существующих нарушений
здоровья, поэтому для организации профессионального образования
инвалидов требуется создание условий для гарантированного
предоставления им учебных мест и специальное оборудование учебных
мест для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата,
нарушением слуха, зрения в существующих учебных заведениях в
соответствии с ИПР.
Много проблем существует в
организации профессиональной реабилитации инвалидов трудоспособного
возраста старше 30 - 35 лет, которые по своему медицинскому или
социальному статусу (выраженное ограничение самообслуживания или
передвижения, низкий общеобразовательный уровень и ограничение
способности к обучению, невозможность длительного проживания вне
семьи и т.п.) нуждаются согласно ИПР в курсовой профессиональной
подготовке. Для организации профессиональной реабилитации этой
категории инвалидов необходимо создание районных и межрайонных
специализированных социально-реабилитационных центров по обучению
инвалидов трудовым навыкам для индивидуальной трудовой деятельности и
надомного труда.
Решение о создании таких центров
принято главами администраций в г. Дзержинске, районах: Арзамасском
(по южным районам области), Ветлужском (по северным районам области).
Однако необходимо укомплектовать эти центры реабилитационным
оборудованием, специально подготовленными кадрами.
Важным этапом профессиональной
реабилитации является профессионально-производственная адаптация
инвалида к адекватному и оптимальному выполнению социальных функций,
связанных с трудовой деятельностью. Для реализации этого этапа
профессиональной реабилитации в специализированных учебных заведениях
социальной защиты созданы специальные производственные мастерские.
Необходимо дальнейшее укрепление материально-технической базы этих
мастерских и специализированных предприятий для инвалидов, а также
создание специальных рабочих мест для
профессионально-производственной адаптации инвалидов на обычных
предприятиях.
Потребность инвалидов в
трудоустройстве составляет 36,6% от числа имеющих ИПР, причем 10,1%
требуются специально созданные условия. Анализ трудоустройства
инвалидов в 2001 г. по статистическим данным Департамента ФГСЗН
показал, что в 2001 году в районные и городские отделы обратились 2
132 инвалида, имеющих ИПР, или 41% от общего количества инвалидов,
получивших трудовые рекомендации. Средняя продолжительность периода
безработицы инвалидов составляет около 5 месяцев, тогда как для
здоровых категорий - 4,2 мес., что связано со сложностями
трудоустройства инвалидов из-за недостаточного количества рабочих
мест на специализированных предприятиях и отсутствия специальных
рабочих мест для инвалидов на обычных предприятиях.
Основной формой трудоустройства
является квотирование рабочих мест для инвалидов, которое является
дополнительной формой их социальной поддержки. По данным Департамента
ФГСЗН в 2001 г. в Нижегородской области трудоустроено в счет квоты 1
256 инвалидов, или 59% от общего числа трудоустроенных инвалидов.
Заключительным этапом
реабилитационного процесса является социальная реабилитация, основной
целью которой является интеграция инвалидов в социум и создание
условий для их независимого образа жизни.
Все инвалиды имеют ту или иную
степень социальной недостаточности, наличие которой является
основанием установления инвалидности и организации социальной помощи
или защиты, т.е. социального этапа реабилитации. Социальная
реабилитация включает комплексные мероприятия, направленные на
восстановление социальных навыков и связей и возвращение инвалидов в
привычные условия жизни.
Для реализации этого этапа
реабилитации необходимо укрепление материально-технической базы
специализированных социально-реабилитационных центров для инвалидов в
районах области, а в тех районах, где невозможно создать
специализированные социально-реабилитационные центры, организовать
отделения социальной реабилитации инвалидов на базе существующих
районных (городских) муниципальных центров социальной помощи
населению.
Реальные возможности для организации
работы социально-реабилитационных центров для инвалидов есть в
Пильнинском и Павловском районах.
Социальная реабилитация
детей-инвалидов в настоящее время проводится в специализированных
центрах городов Арзамаса и Дзержинска. В 2003 г. планируется создание
социально-реабилитационного центра для детей с ограниченными
возможностями в Городецком районе. Как и служба социальной
реабилитации взрослых инвалидов, служба социальной реабилитации
детей-инвалидов требует дальнейшего развития, однако на существующем
этапе формирования социальной инфраструктуры технологии социальной
работы с детьми-инвалидами должны шире использоваться также на базе
муниципальных центров социальной помощи населению.
Особое место в создании
Государственной службы реабилитации инвалидов занимает организация
реабилитационного процесса на базе стационарных учреждений социальной
защиты. В настоящее время в Нижегородской области 70 стационарных
учреждений социальной защиты, 36 из которых финансируются из
областного бюджета. Это - детские дома-интернаты и
психоневрологические интернаты для инвалидов, специализированные
санатории для инвалидов, пансионаты и профессиональные училища для
инвалидов. Во всех этих учреждениях есть инвалиды, которые согласно
ФЗ имеют право на весь комплекс реабилитационных услуг ИПР.
Отличительной особенностью домов-интернатов является то, что инвалиды
(в т.ч. дети-инвалиды) поступают в них, как правило, с выраженными
нарушениями здоровья и остаются на длительное проживание, которое
может измеряться десятками лет, что значительно усугубляет их
социальную адаптацию и препятствует возвращению в общество.
В целях формирования системы
реабилитации инвалидов в стационарных учреждениях согласно
постановлению Администрации области от 31.10.2000 № 264 "О
реабилитации инвалидов в стационарных учреждениях социальной защиты
населения" создаются специализированные реабилитационные
отделения для инвалидов, ориентированные на организацию комплексной
реабилитации. Для дальнейшего развития этого направления работы
необходимо укрепление материально-технической базы существующих и
вновь создаваемых реабилитационных отделений на базе стационарных
учреждений, в т.ч. создание условий для профессиональной
реабилитации, т.е. развитие материально-технической базы существующих
лечебно-трудовых реабилитационных мастерских и создание новых
лечебно-трудовых реабилитационных мастерских для инвалидов.
Создание системы реабилитации
инвалидов предполагает социальное партнерство государственных,
муниципальных и некоммерческих общественных организаций, занимающихся
решением проблем, связанных с инвалидностью. Анализ социальных
проектов, представленных на Нижегородский форум социального
партнерства в 2001 году, выявил целесообразность сотрудничества с
некоммерческими общественными организациями (далее - НКО) при:
- формировании положительного образа
инвалида, освещении проблем инвалидов и инвалидности и всех
мероприятий, программ, проектов, касающихся данной категории
населения (телевидение, пресса, круглые столы);
- разработке нормативно-правовых
документов, областных программ по проблемам инвалидности и инвалидов;
- создании новых технологий
социальной работы и проведении обучающих занятий, тренингов,
семинаров, круглых столов.
Взаимодействие с НКО позволяет
создать единую модель оказания социальной помощи инвалидам в
Нижегородской области.
Таким образом, создание системы
реабилитации инвалидов в Нижегородской области как одного из основных
условий реинтеграции инвалидов в социум требует на существующем этапе
развития правового поля и социальной инфраструктуры принятия целевой
областной программы.
Основные разделы Программы:
1. План мероприятий по созданию
системы реабилитации инвалидов в Нижегородской области:
- создание автоматизированной
информационной системы о потребности инвалидов в реабилитационных
мероприятиях, технических средствах и услугах;
- создание условий для реализации
медицинского этапа реабилитации инвалидов;
- создание условий для реализации
профессионального этапа реабилитации инвалидов;
- создание условий для реализации
социального этапа реабилитации инвалидов;
- социальное партнерство с
некоммерческими общественными организациями инвалидов.
2. Территориальный гарантированный
перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг,
предоставляемых инвалидам Нижегородской области бесплатно в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации, в 2003 - 2005
годах.
3. Перечень ведущих и базовых
реабилитационных учреждений Нижегородской области.
II. Основные цели и
задачи Программы
Цели Программы:
- повышение уровня и качества жизни
инвалидов;
- создание условий для независимого
образа жизни инвалидов.
Задачи Программы:
- создание системы реабилитации
инвалидов в Нижегородской области;
- введение Территориального
гарантированного перечня реабилитационных мероприятий, технических
средств и услуг, предоставляемых инвалидам Нижегородской области
бесплатно в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
- введение Перечня ведущих и базовых
реабилитационных учреждений.
III. Ожидаемые
результаты
Повышение уровня и
качества жизни инвалидов за счет формирования организационных,
правовых, социально-экономических условий для создания региональной
системы реабилитации, обеспечивающей высокий уровень интеграции
инвалидов в общество.
IV. План мероприятий
по созданию системы реабилитации
инвалидов в Нижегородской области
┌──────┬──────────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────┬───────────────────────────┬─────────┐
│ № │
Мероприятия │ ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ (млн
руб.) │ Исполнитель │ Сроки │
│ п/п │
│
│ │ │
│ │
├───────────────┬────────────────┬────────────────┤
│ │
│ │ │ 2003
год │ 2004 год │ 2005 год │
│ │
│ │
├──────┬────────┼───────┬────────┼───────┬────────┤
│ │
│ │ │ Обл.
│Местный │ Обл. │Местный │ Обл. │Местный
│ │ │
│ │ │бюджет│
бюджет │бюджет │ бюджет │бюджет │ бюджет │
│ │
├──────┴──────────────────────────┴──────┴────────┴───────┴────────┴───────┴────────┴───────────────────────────┴─────────┤
│ 1. Создание
автоматизированной информационной системы о потребности инвалидов в
реабилитационных │
│ мероприятиях,
технических средствах и услугах
│
├──────┬──────────────────────────┬──────┬────────┬───────┬────────┬───────┬────────┬───────────────────────────┬─────────┤
│1.1. │Программное
обеспечение│ 0,18 │ - │ 0,5 │ -
│ - │ - │Министерство труда и│
2003 - │
│ │АИС
│ │ │ │
│ │ │социальной защиты │
2005 │
├──────┼──────────────────────────┼──────┼────────┼───────┼────────┼───────┼────────┼───────────────────────────┼─────────┤
│ │Приобретение
компьютеров│ 0,154│ 0,18 │ 0,154│ 0,18
│ 0,154│ 0,18 │Органы местного│
│
│ │для
учреждений медико -│ │ │ │
│ │ │самоуправления
городов│ │
│ │социальной
экспертизы (в│ │ │ │
│ │ │(районов) области (при│
│
│ │рамках АИС)
│ │ │ │
│ │ │условии их участия в│
│
│ │ │ │
│ │ │ │
│реализации Программы)
│ │
├──────┼──────────────────────────┼──────┼────────┼───────┼────────┼───────┼────────┼───────────────────────────┼─────────┤
│1.2. │Приобретение
компьютеров│ 0,105│ - │ 0,076│ -
│ 0,076│ - │ │
│
│ │для НОРЦИ
(в рамках АИС) │ │ │ │
│ │ │ │
│
├──────┴──────────────────────────┴──────┴────────┴───────┴────────┴───────┴────────┴───────────────────────────┴─────────┤
│ 2.
Создание условий для реализации медицинского этапа реабилитации
инвалидов │
├──────┬──────────────────────────┬──────┬────────┬───────┬────────┬───────┬────────┬───────────────────────────┬─────────┤
│2.1. │Ведущие
и базовые│ 1,0 │ 2,5 │ 1,0 │ 2,5
│ 1,0 │ 2,5 │Министерство │
2003 - │
│ │реабилитационные
│ │ │ │ │
│ │здравоохранения, │ 2005
│
│ │учреждения
в системе│ │ │ │
│ │ │органы местного│
│
│ │здравоохранения
│ │ │ │ │
│ │самоуправления городов│
│
│ │ │ │
│ │ │ │
│(районов) области
(при│ │
│ │ │ │
│ │ │ │
│условии их участия
в│ │
│ │ │ │
│ │ │ │
│реализации Программы)
│ │
├──────┼──────────────────────────┼──────┼────────┼───────┼────────┼───────┼────────┼───────────────────────────┼─────────┤
│2.2. │Базовые