НИЖЕГОРОДСКАЯ
ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
от 28 марта 2002 г. № 16-З
О ПРОФИЛАКТИКЕ
НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ
Принят
постановлением
Законодательного Собрания
от 28.02.2002 № 558
(в ред. законов
Нижегородской области
от 04.08.2005 № 97-З, от 26.12.2006 N
161-З)
Глава I. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера
действия и цель настоящего Закона
Настоящий Закон
регулирует отношения в сфере профилактики наркомании и токсикомании,
организации лечения, социальной и психологической реабилитации лиц,
страдающих данными заболеваниями, имеет целью предотвращение
незаконного потребления наркотических, токсических средств и
психотропных веществ гражданами, проживающими на территории
Нижегородской области (далее - область), а также сокращение числа
больных наркоманией и токсикоманией и связанных с ними
правонарушений.
Статья 2. Понятия,
используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе
используются следующие понятия:
наркомания - заболевание,
обусловленное зависимостью от наркотического средства или
психотропного вещества;
наркотические средства - вещества
синтетического или естественного происхождения, препараты, растения,
включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и
их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в
соответствии с законодательством Российской Федерации, международными
договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о
наркотических средствах 1961 года;
психотропные вещества - вещества
синтетического или естественного происхождения, препараты, природные
материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных
веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации,
в соответствии с законодательством Российской Федерации,
международными договорами Российской Федерации, в том числе
Конвенцией о психотропных веществах 1971 года;
токсикомания - болезненное состояние,
характеризующееся влечением и привыканием к приему лекарственных
средств и других веществ, не относимых к наркотическим согласно
Единой конвенции о наркотических средствах (1961), Конвенции о
психотропных веществах (1971), сопровождающееся хронической
интоксикацией, наличием синдромов психической и физической
зависимости;
аддиктивное поведение - стремление к
уходу от реальности путем искусственного изменения своего
психического состояния посредством употребления наркотических,
токсических средств и психотропных веществ без назначения врача;
группа риска - группа лиц с
аддиктивным поведением;
социальная адаптация - процесс
активного приспособления индивида к социальной среде;
девиантное поведение - поведение,
отклоняющееся от общепринятых стандартов, обусловленное психическим
заболеванием или асоциальными установками субъекта, проявляющееся как
конфликтное;
ремиссия - ослабление явлений
болезни.
Статья 3. Задачи
настоящего Закона
Задачами настоящего
Закона являются:
1) определение основных направлений
деятельности органов государственной власти, органов местного
самоуправления, юридических и физических лиц области в сфере
профилактики наркомании и токсикомании;
2) определение основных направлений
правового регулирования отношений, возникающих в сфере профилактики
наркомании и токсикомании;
3) создание организационно -
правового механизма, обеспечивающего прекращение роста незаконного
потребления наркотических, токсических средств и психотропных
веществ, а также пресечение роста незаконного оборота наркотических
средств и психотропных веществ в области.
Статья 4. Основные
направления государственного регулирования в сфере профилактики
наркомании и токсикомании
Основными
направлениями государственного регулирования в сфере профилактики
наркомании и токсикомании являются:
1) информирование населения о
причинах возникновения наркомании, пропаганда здорового образа жизни
и формирование в обществе негативного отношения к наркомании и
токсикомании;
2) охрана физического и психического
здоровья человека;
3) создание правовых гарантий для
системы профилактики наркомании и токсикомании;
4) определение полномочий органов
государственной власти, органов местного самоуправления, юридических
и физических лиц области в сфере профилактики наркомании и
токсикомании; правовое регулирование отношений в данной области;
5) создание для граждан,
употребляющих наркотические, токсические средства и психотропные
вещества, условий для коррекции и социальной адаптации на основе
правовых, медицинских и педагогических методов;
6) подготовка, переподготовка и
повышение квалификации специалистов в сфере профилактики наркомании и
токсикомании;
7) обеспечение бюджетного
финансирования на осуществление мер, направленных на профилактику
наркомании и токсикомании.
Статья 5.
Профилактика наркомании и токсикомании
1. Профилактика
наркомании и токсикомании - система комплексных мер, направленных на
предотвращение появления причин, прекращение роста и снижение уровня
незаконного потребления наркотических, токсических средств,
психотропных веществ лицами, проживающими на территории области;
предупреждение совершения правонарушений лицами, употребляющими
наркотические, токсические средства и психотропные вещества, оказание
им необходимой медицинской и реабилитационной помощи; осуществление
государственного контроля за изготовлением, хранением,
транспортировкой, реализацией, использованием, назначением и
уничтожением наркотических средств и психотропных веществ, пресечение
их незаконного оборота на территории области.
2. Объектами профилактики наркомании
и токсикомании являются:
1) лица, не имеющие опыта
аддиктивного поведения, в том числе несовершеннолетние;
2) граждане, склонные к аддиктивному
поведению, в том числе несовершеннолетние правонарушители, состоящие
на учете в органах внутренних дел как потребители наркотических,
токсических средств и психотропных веществ;
3) организации, занимающиеся
производством, транспортировкой, хранением, реализацией,
использованием, назначением и уничтожением наркотических средств и
психотропных веществ в соответствии с федеральным законодательством;
4) граждане, причастные к незаконным
операциям с наркотическими средствами и психотропными веществами;
5) граждане, употребляющие
наркотические средства и состоящие на диспансерном учете в
наркологических учреждениях.
3. Система профилактики наркомании и
токсикомании включает:
1) разработку и реализацию программ
области в сфере профилактики наркомании и токсикомании;
2) деятельность органов
государственной власти, органов местного самоуправления и организаций
различных форм собственности области, в том числе общественных
объединений, по профилактике наркомании и токсикомании.
Глава II.
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ОБЛАСТИ,
ЗАДАЧИ ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБЛАСТИ В
СФЕРЕ
ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И
ТОКСИКОМАНИИ
Статья 6. Полномочия
Законодательного Собрания области в сфере профилактики наркомании и
токсикомании
К полномочиям
Законодательного Собрания области в сфере профилактики наркомании и
токсикомании относятся:
1) законодательное регулирование в
сфере профилактики наркомании и токсикомании;
2) контроль за исполнением
законодательства области в сфере профилактики наркомании и
токсикомании;
3) утверждение целевых областных
программ по противодействию наркомании и токсикомании и борьбе с
незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а
также объемов финансирования на реализацию мероприятий по
профилактике наркомании и токсикомании;
4) иные полномочия в сфере
профилактики наркомании и токсикомании в соответствии с
законодательством Российской Федерации и законодательством области.
Статья 7. Полномочия
Правительства области в сфере профилактики наркомании и токсикомании
К полномочиям
Правительства области в сфере профилактики наркомании и токсикомании
относятся:
1) организация исполнения
законодательства Российской Федерации о наркотических средствах,
психотропных веществах и об их прекурсорах и настоящего Закона;
2) определение основных направлений
деятельности исполнительных органов государственной власти, органов
местного самоуправления области по профилактике наркомании и
токсикомании в области;
3) разработка целевых программ по
противодействию наркомании, токсикомании и борьбе с незаконным
оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
4) образование и обеспечение работы
координационного органа по вопросам профилактики наркомании и
токсикомании;
5) создание и реализация
экономических и правовых механизмов, стимулирующих у населения
интерес к сохранению здоровья, здоровому образу жизни;
6) организация подготовки,
переподготовки и повышения квалификации специалистов органов и
организаций, реализующих программы по профилактике наркомании и
токсикомании;
7) утратил силу. - Закон
Нижегородской области от 26.12.2006 № 161-З;
8) содействие развитию и поддержка
антинаркотической пропаганды;
9) создание реабилитационных центров
и отделений, рассчитанных на длительное пребывание в них пациентов,
страдающих наркоманией и токсикоманией;
10) разработка и реализация
мероприятий по предупреждению немедицинского потребления
наркотических, токсических средств и психотропных веществ, раннему
выявлению больных наркоманией и токсикоманией и привлечению их к
лечению;
11) утратил силу. - Закон
Нижегородской области от 26.12.2006 № 161-З;
12) поддержка органов местного
самоуправления в спортивно - туристической и детско - юношеской
работе;
13) иные полномочия в сфере
профилактики наркомании и токсикомании в соответствии с
законодательством Российской Федерации и законодательством области.
Статья 8.
Компетенция органов местного самоуправления в сфере профилактики
наркомании и токсикомании
К компетенции
органов местного самоуправления в сфере профилактики наркомании и
токсикомании относятся:
1) разработка и реализация
муниципальных программ по профилактике наркомании и токсикомании;
2) координация деятельности
организаций, реализующих программы по профилактике наркомании и
токсикомании на территории местного самоуправления;
3) развитие социальной сферы:
муниципального здравоохранения, образования, культуры, физической
культуры и спорта;
4) создание и реализация
экономических и правовых механизмов, стимулирующих у населения
интерес к сохранению здоровья, здоровому образу жизни;
5) создание муниципальных
организаций, осуществляющих профилактическую, коррекционную,
воспитательную работу с гражданами, страдающими наркоманией и
токсикоманией;
6) создание, поддержка и развитие
системы специального и коррекционного образования, системы
психологической реабилитации;
7) содействие развитию и поддержка
антинаркотической пропаганды;
8) создание муниципальных
реабилитационных центров и отделений, рассчитанных на длительное
пребывание в них пациентов, страдающих наркоманией и токсикоманией;
9) участие в организации деятельности
по предупреждению немедицинского потребления наркотических,
токсических средств и психотропных веществ;
10) обеспечение раннего выявления
больных наркоманией и токсикоманией;
11) обеспечение контроля за
деятельностью органов управления здравоохранением, учреждений
здравоохранения, а также частной системы здравоохранения в сфере
профилактики и лечения наркомании и токсикомании;
12) утратил силу. - Закон
Нижегородской области от 04.08.2005 № 97-З;
13) содействие разработке и внедрению
новых эффективных методов лечения и реабилитации больных наркоманией
и токсикоманией, а также использованию современных научных достижений
в этой области;
14) создание и поддержка практической
деятельности детско - юношеских и спортивно - туристических клубов по
месту жительства;
15) иные полномочия в сфере
профилактики наркомании и токсикомании в соответствии с компетенцией,
определенной федеральным законодательством и законодательством
области, уставами муниципальных образований.
Статья 9. Основные
обязанности органов внутренних дел в сфере профилактики наркомании и
токсикомании
Основными
обязанностями органов внутренних дел в сфере профилактики наркомании
и токсикомании являются:
1) проведение профилактической работы
в пределах своей компетенции среди правонарушителей в целях
предотвращения повторных правонарушений;
2) выявление причин и условий,
способствующих совершению правонарушений, и принятие в пределах своей
компетенции мер по их устранению;
3) внесение в соответствии с
законодательством Российской Федерации в государственные и
муниципальные органы, в организации различных форм собственности
обязательных для рассмотрения представлений и предложений об
устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений;
4) выявление лиц, злоупотребляющих
наркотическими средствами и психотропными веществами, а также
входящих в группы повышенного риска;
5) обеспечение оперативно -
профилактического наблюдения за поведением и образом жизни лиц,
злоупотребляющих наркотиками и склонных к совершению правонарушений;
6) взаимодействие с таможенными,
пограничными органами, органами безопасности, здравоохранения,
образования в общепрофилактической деятельности по сокращению
злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами;
7) привлечение негосударственных
общественных организаций, формирований и граждан к профилактике
злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами;
8) осуществление контроля над
процессом законного производства, хранения, транспортировки,
реализации и использования наркотиков;
9) участие в организации деятельности
по предупреждению немедицинского потребления наркотических,
токсических средств и психотропных веществ.
Статья 10. Основные
обязанности учреждений здравоохранения в сфере профилактики
наркомании и токсикомании
Основными
обязанностями государственных и муниципальных учреждений
здравоохранения в сфере профилактики наркомании и токсикомании
являются:
1) пропаганда здорового образа жизни,
осуществление мероприятий по профилактике наркомании и токсикомании;
2) оказание специализированной
диагностической и лечебно - восстановительной помощи злоупотребляющим
наркотическими и токсическими средствами;
3) оказание консультативной помощи
родственникам больных наркоманией;
4) оказание консультативной,
диагностической и экспертной помощи специалистам государственных и
муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность по профилактике
наркомании и токсикомании;
5) выявление, учет, обследование,
наблюдение и лечение лиц, злоупотребляющих наркотическими,
токсическими средствами и психотропными веществами;
6) использование современных
разрешенных средств и методов, научных достижений по диагностике,
обследованию, лечению и медико - социальной реабилитации больных
наркоманией и токсикоманией;
7) соблюдение норм и правил по
хранению, рациональному назначению и использованию наркотических
средств и психотропных веществ.
Статья 11. Основные
обязанности образовательных учреждений в сфере профилактики
наркомании и токсикомании
Основными
обязанностями образовательных учреждений в осуществлении мероприятий
по профилактике наркомании и токсикомании являются:
1) пропаганда здорового образа жизни,
осуществление мероприятий по предупреждению и профилактике наркомании
и токсикомании;
2) создание условий для
индивидуальной медико - социальной и психолого - педагогической
диагностики детей с проблемами в развитии и обучении в
образовательных учреждениях;
3) обеспечение социально -
психологической, педагогической помощи и коррекции детей и подростков
с проблемами в развитии и обучении в целях предупреждения социальной
дезадаптации и аддиктивного поведения;
4) оказание психолого -
педагогической помощи родителям (лицам, их заменяющим), имеющим
затруднения в воспитании детей;
5) обеспечение приоритета реализации
воспитательных и развивающих программ, направленных на социальную
адаптацию и на предупреждение девиантного поведения
несовершеннолетних;
6) выявление и учет
несовершеннолетних, не посещающих образовательные учреждения,
принятие мер по обеспечению получения ими основного общего
образования;
7) обучение социальных педагогов и
школьных психологов методам профилактики наркомании и токсикомании;
8) обучение молодежи методам
построения семейных отношений, исключающих мотивацию употребления
наркотиков;
9) повышение роли физической культуры
и спорта в образовательном процессе.
Статья 12. Основные
обязанности учреждений социальной защиты в сфере профилактики
наркомании и токсикомании
1. Основными
обязанностями учреждений социальной защиты в целях профилактики
наркомании и токсикомании являются:
1) выявление семей, особенно с
несовершеннолетними детьми, входящих в группу риска, которые
нуждаются в социальной защите;
2) определение необходимых
направлений социальной и психологической реабилитации, видов и форм
социального обслуживания лиц, особенно несовершеннолетних, прошедших
курс лечения от наркомании и токсикомании, их семей;
3) предоставление социальных услуг,
обеспечивающих защиту прав и законных интересов детей, находящихся в
социально опасном положении.
2. Учреждения социальной защиты в
установленном законодательством Российской Федерации порядке в
пределах своей компетенции предоставляют социальные услуги,
обеспечивающие профилактику безнадзорности несовершеннолетних,
предупреждение распространения среди них наркомании и токсикомании.
Статья 13. Основные
обязанности специализированных учреждений для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации, в сфере профилактики
наркомании и токсикомании
1. Основными
обязанностями специализированных учреждений для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации, (социально - реабилитационных
центров, социальных приютов, центров помощи детям, оставшимся без
попечения родителей) в сфере профилактики наркомании и токсикомании
являются:
1) выявление и устройство
несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и
нуждающихся в помощи со стороны государства;
2) обеспечение защиты прав и законных
интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном
положении или трудной жизненной ситуации, временного их проживания с
полным государственным обеспечением, включая медицинское
обслуживание, коммунальные услуги;
3) выявление и анализ причин,
обусловивших безнадзорность, социальную дезадаптацию
несовершеннолетних, внесение предложений по их устранению в
соответствующие государственные органы и учреждения;
4) обеспечение несовершеннолетних,
имеющих различные формы дезадаптации, доступной, квалифицированной
социальной, правовой, психологической, медицинской и педагогической
помощью на основе программ социальной реабилитации, включающих
профессионально - трудовые, учебные, культурные, спортивно -
оздоровительные и иные мероприятия;
5) обеспечение воспитанникам
специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в
социальной реабилитации, возможности медицинского обследования и
обучения в образовательных учреждениях.
2. Основаниями помещения
несовершеннолетних в специализированные учреждения для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются:
1) заявление несовершеннолетнего;
2) заявление родителей (лиц, их
заменяющих);
3) направление комиссии по делам
несовершеннолетних, органов и учреждений социальной защиты населения,
органов опеки и попечительства, органов внутренних дел;
4) обращение органов внутренних дел и
ходатайство иных органов и учреждений в порядке, определяемом
федеральным законодательством.
3. В специализированные учреждения
для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, не
могут быть помещены лица, находящиеся в состоянии алкогольного или
наркотического опьянения.
4. Специализированные учреждения для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, создаются
исполнительными органами государственной власти, органами местного
самоуправления области.
Статья 14.
Обязанности исполнительных органов государственной власти области и
органов местного самоуправления в области культуры, физической
культуры, спорта и туризма по осуществлению мероприятий в сфере
профилактики наркомании и токсикомании
Исполнительные
органы государственной власти и органы местного самоуправления в
области культуры, физической культуры, спорта и туризма в целях
профилактики наркомании и токсикомании в пределах своей компетенции
оказывают содействие гражданам, в том числе несовершеннолетним: в
удовлетворении их духовных потребностей, приобщении к ценностям
отечественной и мировой культуры, в обеспечении досуга, отдыха,
спорта и туризма, развитии творческих способностей и дарований,
создании условий эстетического воспитания, в формировании у детей и
подростков устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях
физической культурой и спортом, навыков здорового образа жизни.
Статья 15.
Обязанности государственных и муниципальных учреждений молодежи в
сфере профилактики наркомании и токсикомании
1. Государственные и
муниципальные учреждения молодежи в сфере профилактики наркомании и
токсикомании осуществляют мероприятия по защите прав молодежи,
организации занятости и досуга, предупреждению безнадзорности среди
несовершеннолетних, предупреждению правонарушений и употребления
наркотических, токсических средств и психотропных веществ среди
молодежи, оказывают социальную поддержку, проводят работу по развитию
их творческих способностей.
2. Государственные и муниципальные
учреждения молодежи (центры социального обслуживания молодежи, центры
социально - психологической помощи молодежи, социальной службы для
молодежи, подростково - молодежные клубы и центры, молодежные биржи
труда и другие) создаются исполнительным органом государственной
власти области и органами местного самоуправления.
Статья 16. Участие
негосударственных организаций в сфере профилактики наркомании и
токсикомании
1. Участие
негосударственных организаций в сфере профилактики наркомании и
токсикомании может проявляться в:
1) осуществлении нравственного,
эстетического, физического, трудового воспитания и обучения граждан,
в том числе несовершеннолетних;
2) утверждении здорового образа
жизни;
3) оказании помощи семьям,
нуждающимся в социальных услугах, детям - сиротам и детям, оставшимся
без попечения родителей;
4) осуществлении социальной
реабилитации и адаптации граждан, в том числе несовершеннолетних,
употребляющих наркотические, токсические средства и психотропные
вещества;
5) взаимодействии с государственными
учреждениями и иными организациями, осуществляющими мероприятия по
профилактике наркомании и токсикомании.
2. Деятельность негосударственных
учреждений здравоохранения, осуществляющих диагностику, обследование,
консультирование и медико - социальную реабилитацию граждан,
злоупотребляющих наркотическими, токсическими средствами и
психотропными веществами, в части методов, относящихся к медицинской
деятельности, осуществляется на основании лицензии, выданной
исполнительным органом государственной власти области в порядке,
установленном федеральным законом.
3. Деятельность негосударственных
учреждений здравоохранения, осуществляющих реабилитацию граждан,
злоупотребляющих наркотическими, токсическими средствами и
психотропными веществами, должна соответствовать государственным
стандартам, которые определяют основные требования к качеству и
объемам психолого - медико - педагогических и социальных услуг,
порядку и условиям их оказания, обеспечению безопасности жизни и
здоровья граждан.
Статья 17. Участие
средств массовой информации в сфере профилактики наркомании и
токсикомании
Участие средств
массовой информации в сфере профилактики наркомании и токсикомании
осуществляется:
1) информационной поддержкой
деятельности органов представительной и исполнительной власти,
местного самоуправления, органов внутренних дел, учреждений
здравоохранения и образования в сфере профилактики наркомании и
токсикомании;
2) разработкой и реализацией
долгосрочных редакционных планов пропаганды здорового образа жизни,
популяризации позитивного опыта профилактической работы в группах
риска и по социальной адаптации молодежи;
3) включением в сетку теле- и
радиовещания и в тематические планы периодических изданий специальных
передач, рубрик, подборок статей, ориентированных на информирование
различных групп населения о проблемах борьбы с наркоманией;
4) в рамках социального заказа
согласно Федеральному закону "О рекламе" в реализации
грантов, участии в творческих конкурсах и других формах.
Глава III.
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОФИЛАКТИКА
НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ
Статья 18.
Комплексная профилактика наркомании и токсикомании
Комплексная
профилактика наркомании и токсикомании включает:
1) первичную профилактику,
адресованную гражданам, не склонным к употреблению наркотических,
токсических средств и психотропных веществ;
2) вторичную профилактику,
адресованную гражданам, употребляющим наркотические, токсические
средства и психотропные вещества, у которых еще не возникла
зависимость от них, либо лицам с аддиктивным поведением;
3) третичную профилактику или
комплексную реабилитацию лиц, прошедших курс лечения.
Статья 19. Первичная
профилактика
1. Первичная
профилактика включает обучение граждан, запрещение пропаганды
наркотических, токсических средств и психотропных веществ, социальный
менеджмент, психологическое консультирование и психотерапию,
информирование населения о причинах наркомании и токсикомании.
2. Обучение включает:
1) обучение граждан, в том числе
несовершеннолетних, с согласия их родителей, по программам здорового
образа жизни;
2) раннее воспитание у
несовершеннолетних внутренней системы запретов на аддиктивное
поведение, а также воспитание неаддиктивной системы получения
удовольствий и снятия напряжения;
3) обучение родителей (лиц, их
заменяющих) навыкам бесконфликтного общения с детьми;
4) обучение специалистов в сфере
профилактики наркомании и токсикомании навыкам раннего выявления
аддиктивного поведения, проведение профилактических бесед и иные
способы профилактической работы.
3. Запрещение пропаганды
наркотических, токсических средств и психотропных веществ
предполагает запреты на:
1) пропаганду деятельности физических
и юридических лиц, направленной на распространение сведений о
способах, методах разработки, изготовления и использования, о местах
приобретения наркотических, токсических средств и психотропных
веществ, а также пропаганду сведений об описании состояния
наркотического и токсического опьянения;
2) производство и распространение
книжной продукции, продукции средств массовой информации,
распространение в компьютерных сетях сведений о способах, методах
разработки, изготовления и использования, местах приобретения
наркотических, токсических средств и психотропных веществ или
совершение иных действий в этих целях.
4. Социальный менеджмент включает:
1) деятельность по созданию
организаций молодежи, иных общественных объединений, пропагандирующих
здоровый образ жизни, и обеспечение их развития;
2) деятельность по созданию зон
досуговой жизнедеятельности несовершеннолетних (детские клубы и
кружки, спортивные секции, оздоровительные, спортивные лагеря и
другие); проведение молодежных и иных мероприятий с целью пропаганды
здорового образа жизни;
3) деятельность по расширению
социальной рекламы ценностей здорового образа жизни.
Статья 20. Вторичная
профилактика
1. Мероприятия
вторичной профилактики предназначены для лиц, употребляющих
наркотические, токсические средства и психотропные вещества, у
которых еще не возникла зависимость от них, и лиц с аддиктивным
поведением.
2. Цель вторичной профилактики -
максимально сократить продолжительность воздействия наркотических,
токсических средств и психотропных веществ на человека, ограничить
степень вреда, наносимого их злоупотреблением как потребителю, так и
окружающей его микросреде, предотвратить формирование хронического
заболевания.
3. Задачи вторичной профилактики:
1) выявление граждан, склонных к
употреблению наркотических, токсических средств и психотропных
веществ, и лиц с аддиктивным поведением;
2) психологическое консультирование и
психотерапия семей, входящих в группу риска, и лиц, склонных к
употреблению наркотических, токсических средств и психотропных
веществ;
3) поведенческая терапия граждан, в
том числе несовершеннолетних, с девиантным поведением;
4) психотерапия граждан, в том числе
несовершеннолетних, с различными формами социальной дезадаптации;
5) психологическое консультирование и
поддержка по телефону доверия граждан, в том числе
несовершеннолетних, из групп риска.
Статья 21. Третичная
профилактика
1. Реабилитация лиц,
прошедших курс лечения, имеет целью возвращение им способности жить
без наркотических, токсических средств и психотропных веществ.
2. Система реабилитационных
мероприятий адресована гражданам, в том числе несовершеннолетним,
находящимся в ремиссии, но имеющим социальное окружение,
провоцирующее аддиктивное поведение.
3. Реабилитация включает в себя:
1) медико - психологическую
реабилитацию - систему медицинских и психологических мероприятий,
предназначенных для потребителей наркотических, токсических средств и
психотропных веществ без физической зависимости, но сохраняющих
психологическую зависимость от наркотических, токсических средств и
психотропных веществ, и направленных на формирование у граждан отказа
от аддиктивного поведения;
2) социально - психологическую
реабилитацию - систему медицинских, психологических и социальных
мероприятий, предназначенных для потребителей наркотических,
токсических средств и психотропных веществ без выраженной
психологической зависимости от них и направленных на удержание
ремиссии, профилактику наркомании и токсикомании и формирование
неаддиктивного социального окружения;
3) социальную реабилитацию - систему
социальных мероприятий, предназначенных для лиц, избавившихся от
физической и психологической зависимости от наркотических,
токсических средств и психотропных веществ, и направленных на
удержание неаддиктивного социального окружения.
Глава IV. ЦЕЛЕВЫЕ
ПРОГРАММЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
НАРКОМАНИИ, ТОКСИКОМАНИИ И БОРЬБЕ
С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ
Статья 22. Формы
реализации целевых программ по противодействию наркомании,
токсикомании и борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и
психотропных веществ
1. Реализация
целевых программ по противодействию наркомании, токсикомании и борьбе
с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ
осуществляется соответствующими органами и организациями в
соответствии с их компетенцией, определенной законодательством
Российской Федерации, законодательством области, а также настоящим
Законом.
2. Реализация целевых программ
производится посредством:
содействия организациям различных
форм собственности, осуществляющим деятельность в области
противодействия наркомании и токсикомании, в выполнении мероприятий,
предусмотренных программами;
проведения с использованием всех
видов средств массовой информации работы по формированию в обществе
негативного отношения к наркомании и токсикомании;
участия в совершенствовании
законодательства об ответственности за незаконное приобретение,
хранение, потребление и распространение наркотических средств и
психотропных веществ;
осуществления на конкурсной основе
целевого финансирования из средств областного бюджета организаций,
занимающихся лечением и профилактикой наркомании и токсикомании, в
пределах ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на
очередной финансовый год отдельной строкой на финансирование целевых
программ по противодействию наркомании, токсикомании и борьбе с
незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Статья 23.
Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон
вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор области
Г.М.ХОДЫРЕВ