Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства
Нижегородской области от 28.07.2003 № 222


"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ И РЕСТАВРАЦИЮ ОБЪЕКТОВ
НЕДВИЖИМОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА
2003 - 2005 ГОДЫ"


Официальная публикация в СМИ:


"Нижегородские новости", N
155(2847), 27.08.2003


["Правовая среда", N
33(479), 27.08.2003]






получен из Эталонного банка данных правовой информации администрации
Губернатора Нижегородской области.









ПРАВИТЕЛЬСТВО
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 28 июля 2003 г. № 222




ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПРОГРАММЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ


В КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ И РЕСТАВРАЦИЮ
ОБЪЕКТОВ


НЕДВИЖИМОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СОБСТВЕННОСТИ


НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 -
2005 ГОДЫ






В целях обеспечения
сохранности, повышения эффективности использования объектов
недвижимости - объектов культурного наследия, относящихся к
государственной собственности Нижегородской области, привлечения
инвестиций в их сохранение, повышения рыночной стоимости объектов и
поступления дополнительных средств в бюджет Правительство
Нижегородской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Программу
привлечения инвестиций в капитальный ремонт и реставрацию объектов
недвижимости государственной собственности Нижегородской области на
2003 - 2005 годы (далее - Программа).


2. Министерству имущественных
отношений Нижегородской области (Д.Р. Фатыхов), министерству культуры
Нижегородской области (В.И. Седов):


2.1. Подготовить и провести конкурс
на лучшее предложение по изготовлению паспортов объектов культурного
наследия, относящихся к государственной собственности Нижегородской
области.


Срок - до 1 сентября 2003 года.


2.2. Разработать и представить на
утверждение Правительства Нижегородской области нормативно-правовые
акты, регулирующие порядок привлечения инвестиций в сохранение
объектов культурного наследия, относящихся к государственной
собственности Нижегородской области.


Срок - до 1 ноября 2003 года.


2.3. Формировать и представлять на
утверждение Правительства Нижегородской области пакеты инвестиционных
предложений по объектам недвижимости - объектам культурного наследия,
относящимся к государственной собственности Нижегородской области.


Сроки:


- до 1 января 2004 года - по
Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода;


- до 1 июля 2004 года - по всем
остальным районам г. Нижнего Новгорода;


- до 1 января 2005 года - по городам
и районам Нижегородской области.


3. Министерству финансов
Нижегородской области (В.В. Соболев) для реализации мероприятий
Программы обеспечить выделение необходимых денежных средств,
предусмотренных статьей областного бюджета 19.4.14 "Расходы на
проведение технической инвентаризации и паспортизации объектов
недвижимости и проведение рыночной оценки государственного имущества
области".


4. Контроль за исполнением настоящего
постановления оставляю за собой.






Губернатор области


Г.М.ХОДЫРЕВ














Утверждена


постановлением


Правительства области


от 28.07.2003 № 222






ПРОГРАММА


ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В
КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ


И РЕСТАВРАЦИЮ ОБЪЕКТОВ
НЕДВИЖИМОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ


СОБСТВЕННОСТИ НИЖЕГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ


НА 2003 - 2005 ГОДЫ






ПАСПОРТ


ПРОГРАММЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ


В КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ И РЕСТАВРАЦИЮ
ОБЪЕКТОВ


НЕДВИЖИМОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СОБСТВЕННОСТИ


НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


НА 2003 - 2005 ГОДЫ






┌───────────────┬────────────────────────────────────────────────────────────┐


Наименование
│Программа привлечения инвестиций в капитальный ремонт и│


программы
│реставрацию объектов недвижимости государственной│


│ │собственности
Нижегородской области на 2003 - 2005 годы │


├───────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────┤


Заказчик
│Правительство Нижегородской области │


Программы │


├───────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────┤


Основные │-
Министерство имущественных отношений Нижегородской│


разработчики │области


Программы │-
Министерство культуры Нижегородской области │


├───────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────┤


Соисполнители │-
Министерство имущественных отношений Нижегородской│


программных │области


мероприятий │-
Министерство культуры Нижегородской области │


│ │-
Министерство финансов Нижегородской области │


│ │-
Министерство строительства и жилищно-коммунального│


│ │хозяйства
Нижегородской области │


│ │-
Главное управление архитектуры и градостроительства│


│ │администрации
г. Нижнего Новгорода (по согласованию) │


│ │-
Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на│


│ │недвижимое
имущество и сделок с ним на территории│


│ │Нижегородской
области (по согласованию) │


│ │-
Государственное унитарное предприятие Нижегородской│


│ │области
"Нижтехинвентаризация" (по согласованию) │


│ │-
Государственное унитарное предприятие "ДиРОН" (по│


│ │согласованию)


│ │-
Государственное унитарное предприятие "Реформа" (по│


│ │согласованию)


│ │-
Нижегородский государственный архитектурно-строительный│


│ │университет
(по согласованию по итогам конкурса) │


│ │-
Муниципальное унитарное предприятие "Проектреставрация"│


│ │(по
согласованию по итогам конкурса) │


│ │-
Общество с ограниченной ответственностью "Этнос" (по│


│ │согласованию
по итогам конкурса) │


├───────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────┤


Цель Программы
│Обеспечение физической сохранности объектов культурного│


│ │наследия,
их рациональное использование, более полное│


│ │выявление
историко-культурного потенциала памятников,│


│ │развитие
экономической и социальной инфраструктуры центра│


│ │города
Нижнего Новгорода, городов и районов Нижегородской│


│ │области,
в которых расположены памятники истории и культуры │


├───────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────┤


Задачи │-
Изучение рынка недвижимости, анализ привлекательности│


Программы
│инвестирования в объекты недвижимости государственной│


│ │собственности


│ │-
Создание новых и повышение уровня благоприятствования│


│ │существующих
правовых, экономических, организационных│


│ │условий
инвестирования в объекты недвижимости│


│ │государственной
собственности │


│ │-
Формирование баз данных объектов недвижимости, содержащих│


│ │полную
информацию об объектах недвижимости, определение│


│ │возможных
вариантов и приоритетных направлений│


│ │инвестирования


│ │-
Выход на рынок недвижимости с предложениями по│


│ │инвестированию
в объекты недвижимости государственной│


│ │собственности,
придание информации о предложениях│


│ │максимально
доступного и публичного характера │


├───────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────┤


Основные │-
Нормативно-правовое обеспечение инвестирования в объекты│


направления
│недвижимости государственной собственности Нижегородской│


Программы │области


│ │-
Анализ рынка недвижимости │


│ │-
Формирование баз данных и пакета инвестиционных│


│ │предложений
по объектам недвижимости - объектам культурного│


│ │наследия


│ │-
Реализация инвестиционных программ │


├───────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────┤


Сроки │2003
- 2005 годы │


реализации │


Программы │


├───────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────┤


Предполагаемые
│Предполагаемый общий объем финансирования в 2003 - 2005│


объем средств│годах
составляет 25 000,0 тыс. рублей, в том числе: │


и источники│-
10 000 тыс. рублей - часть средств, выделяемых из│


финансирования
│областного бюджета на цели оценки и инвентаризации объектов│


Программы
│государственного нежилого фонда │


│ │-
15 000 тыс. рублей - средства, выделяемые частными│


│ │инвесторами
по условиям инвестиционных конкурсов на цели│


│ │экспертизы
инвестиционных проектов и оценки объектов│


│ │культурного
наследия │


│ │Сумма
расходов на реализацию Программы определяется в│


│ │пределах
средств, предусмотренных в областном бюджете на│


│ │соответствующий
финансовый год │


├───────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────┤


Ожидаемые
│Реализация Программы позволит в значительной мере выявить и│


конечные
│восстановить историческое и культурное наследие│


результаты
│Нижегородской области, улучшить социальную и экономическую│


реализации │ситуацию
за счет развития предпринимательских услуг,│


Программы
│увеличить доходы бюджета области от эксплуатации объектов│


│ │государственного
нежилого фонда и повысить их рыночную│


│ │стоимость


├───────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────┤


Система │-
Оперативное управление и координация мероприятий -│


управления
и│министерство имущественных отношений Нижегородской области │


контроля │-
Контроль над ходом реализации программных мероприятий -│


│ │Правительство
Нижегородской области │


│ │-
Реализация Программы - министерство имущественных│


│ │отношений
и министерство культуры Нижегородской области │


└───────────────┴────────────────────────────────────────────────────────────┘






ПРОГРАММА ПРИВЛЕЧЕНИЯ
ИНВЕСТИЦИЙ


В КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ И РЕСТАВРАЦИЮ
ОБЪЕКТОВ


НЕДВИЖИМОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СОБСТВЕННОСТИ


НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 - 2005
ГОДЫ






1. СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ


ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ






В Нижегородской
области, одной из первых, разработан и реализован на практике
механизм привлечения частных инвестиций в восстановление объектов
культурного наследия государственной собственности области как
посредством приватизации объектов культурного наследия, так и
посредством передачи их в аренду на конкурсной основе с условиями
выполнения обязательств по ремонту и реставрации объектов.






Основная задача






В изучаемой проблеме
основная задача, которую решает собственник объектов культурного
наследия (органы государственной власти), - это обеспечение
физической сохранности памятников истории и культуры. Выведение
из-под угрозы утраты, аварийного и неудовлетворительного технического
состояния памятников, в первую очередь особо ценных. Предотвращение
утраты подлинных объектов в связи с невосполнимостью научной,
культурной и исторической ценности, уникальностью каждого объекта.
Проведение археологических раскопок на стихийно разрушающихся
памятниках археологии (сохранение научной информации). Предотвращение
или уменьшение негативных антропогенных и природных воздействий на
памятники.






Оценка ситуации






Культурное наследие
Нижегородской области составляет значительную и весомую часть
наследия всего многонационального народа Российской Федерации.
Обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах
настоящего и будущего поколений народа Российской Федерации должно
стать одной из приоритетных задач органов государственной власти
Нижегородской области.


На территории Нижегородской области
по состоянию на 01.01.2003 на государственной охране находятся 3291
объект.


Из общего числа объектов культурного
наследия, расположенных на территории области, 395 объектов имеют
статус федерального значения. Остальные относятся к объектам
регионального значения.


Объекты культурного наследия
относятся к различным историческим периодам и отличаются
типологическим разнообразием. Наиболее многочисленная группа объектов
культурного наследия - это памятники архитектуры, их комплексы и
ансамбли. К древнейшим относятся два памятника XVI века - стены и
башни Нижегородского кремля и Никольская церковь в г. Балахне; 49
памятников архитектуры относятся к XVII веку, 185 памятников - к
XVIII веку. Среди объектов культурного наследия области можно найти
как типичные образцы архитектуры своего времени, так и уникальные
объекты общероссийского значения.


Техническое состояние значительной
части памятников (527 объектов, что составляет более 20% от их общего
числа) характеризуется как неудовлетворительное, в том числе под
угрозой разрушения находится 37 памятников, из них 13 - федерального
(общероссийского) значения; в аварийном состоянии - 68 памятников, из
них 22 - федерального (общероссийского) значения (цифры приведены без
учета памятников археологии).


Основными тенденциями,
характеризующими состояние сферы культурного наследия региона
сегодня, являются:


- уменьшение общего запаса физической
прочности объектов культурного наследия Нижегородской области в
условиях слабого финансирования программ по научной реставрации; как
следствие - реальность угрозы утраты части памятников при
уникальности и невосполнимости для общества каждого из них; фонд
памятников культуры области характеризуется высокой степенью
изношенности;


- сокращение потенциального ресурса
объектов культурного наследия, который при отсутствии бюджетного
финансирования в течение нескольких лет на проведение
научно-исследовательских работ по его изучению в условиях активной
хозяйственной деятельности, может быть утрачен до его выявления;


- изменение структуры собственности
на объекты культурного наследия;


- отсутствие региональной
законодательной и недостаточность федеральной нормативной и правовой
базы в сфере культурного наследия.


Количество зданий, относимых по
существующей методике оценки их технического состояния к ветхим,
составляет более половины их общего числа. Многие здания в силу
различных причин не используются, находятся в бесхозном состоянии, а,
следовательно, не проводятся мероприятия поддерживающего характера -
текущий ремонт, вследствие чего происходит интенсивный процесс
деградации объекта недвижимости. Из категории ветхого он переходит в
стадию предаварийного и аварийного состояния и подвергается реальной
угрозе разрушения.






Пути решения
проблемы сохранения объектов культурного наследия на территории
Нижегородской области. Оценка имеющегося опыта. Примеры из практики






Исходя из анализа
существующей практики, основными источниками капиталовложений в
объекты культурного наследия являются:


- целевое бюджетное финансирование;


- средства, остающиеся в распоряжении
балансодержателей объектов недвижимости по договорам на долевое
участие в содержании домовладений;


- частные инвестиции (коммерческие,
благотворительные).


Основная доля дохода, получаемого от
использования объекта государственного нежилого фонда, перечисляется
в бюджет. Процесс износа зданий требует капитальных вложений в их
ремонт и поддержание в удовлетворительном эксплуатационном и
техническом состоянии. Величина капитальных вложений в этом случае
напрямую зависит от степени изношенности (ветхости) здания или
сооружения. К объектам культурного наследия относятся, как правило,
здания, выстроенные сто и более лет назад. Основные несущие
конструкции большей части этих объектов в ходе их многолетней,
зачастую технически безграмотной эксплуатации пришли в
неудовлетворительное техническое состояние. Объем капитальных
вложений, требуемый для сохранения памятников, в масштабах области
огромен. Источник их поступления в настоящее время не определен.


Последние десятилетия доля бюджетных
средств - государственных (федерального и областного бюджетов) и
муниципальных, выделяемых на охрану памятников истории и культуры,
существенно уменьшилась.


Прогноз на ближайшую перспективу по
возможности выделения необходимых средств из бюджета на охрану
памятников истории и культуры не оптимистичен. Средств, перечисляемых
пользователями объектов недвижимости балансодержателям на поддержание
и полноценное восстановление объектов, явно недостаточно. Исходя из
сложившейся экономической ситуации, все чаще приходится
ориентироваться на частные источники финансирования работ по охране
памятников.


Поэтому в качестве долгосрочной
программы действий по охране памятников истории и культуры весьма
своевременным является формирование инвестиционного предложения со
стороны государства-собственника объектов недвижимости потенциальным
инвесторам памятников истории и культуры. К настоящему времени уже
накоплен определенный практический опыт в области привлечения частных
инвестиций в объекты государственного нежилого фонда.


Начало данной работы положено семь
лет назад, когда 8 июня 1996 года было заключено соглашение между
Правительством Российской Федерации и Администрацией Нижегородской
области о разграничении полномочий в сфере управления объектами
исторического и культурного наследия, находящимися в государственной
собственности. Это соглашение являлось частью Договора о
разграничении предметов ведения и полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти Нижегородской области.


В соответствии со ст. 2 соглашения
федеральные органы государственной власти осуществляют полномочия по
управлению расположенными на территории Нижегородской области
объектами историко-культурного наследия, находящимися в федеральной
собственности, а органы государственной власти области осуществляют
эти полномочия в отношении объектов, находящихся в государственной
собственности Нижегородской области. Состав объектов, находящихся в
федеральной собственности, определен отдельным перечнем в виде
приложения к соглашению. В этот перечень включено 100 объектов
историко-культурного наследия, являющихся памятниками истории и
культуры федерального (общероссийского) значения. Большая часть (51
объект) - это здания религиозного назначения, многие из которых
переданы в пользование Русской Православной церкви; 28 объектов -
здания, в которых размещаются учреждения культуры, органы судебной и
государственной власти, органы местного самоуправления, общественные
объединения федерального уровня, отделение Государственного банка,
государственные учебные заведения; остальные 21 объект используются
предприятиями и организациями различных форм собственности.


Все прочие памятники истории и
культуры согласно этому соглашению переданы в собственность
Нижегородской области (в соответствии со ст. 4 соглашения
приватизация расположенных на территории Нижегородской области
объектов нежилого фонда, являющихся памятниками истории и культуры
местного значения и находящихся в государственной собственности
области, проводится комитетом по управлению государственным
имуществом Нижегородской области (КУГИ НО) по согласованию с
комитетом по охране и использованию историко-культурного наследия
Нижнего Новгорода и Нижегородской области).


Разделение объектов культурного
наследия по видам собственности позволило начать работу по
привлечению инвестиций посредством приватизации объектов
регионального значения. С целью решения этой задачи было разработано
"Временное положение о приватизации объектов нежилого фонда,
являющихся недвижимыми памятниками истории и культуры местного
значения на территории Нижегородской области", утвержденное
постановлением Губернатора Нижегородской области от 10.02.1995 № 32.


Этот нормативно-правовой акт
определил стратегию привлечения инвестиций в реставрацию памятников
истории и культуры в виде капитальных вложений, позволил оптимально
сочетать решение государственных задач при управлении объектами
недвижимости с коммерческими интересами инвесторов. Положением
предусмотрена продажа незанятых (неиспользуемых) объектов нежилого
фонда по коммерческому конкурсу с инвестиционными условиями.


Условия коммерческого конкурса
включают:


- программу ремонтно-реставрационных
работ;


- сметно-финансовый расчет,
определяющий объемы и этапы инвестирования;


- ограничения по характеру
использования объекта инвестирования (характер дальнейшего
использования не должен наносить ущерба объекту, быть совместимым с
типологией здания).


Несколько характерных примеров
применения данного механизма привлечения инвестиций. Впервые
указанный механизм был применен в 1996 году при разработке программы
привлечения инвестиций в восстановление дома № 31б (литер Б) по ул.
Минина в г. Нижнем Новгороде - памятника истории и культуры местного
(областного) значения (решение Горьковского облисполкома от
18.12.1989 № 471). Дом № 31б (литер Б) по ул. Минина построен в
1910-х годах по проекту архитектора Д.А. Вернера для купца А.А.
Пудова и относится к ярким образцам архитектуры рационального модерна
Нижнего Новгорода. В связи с предполагаемым новым строительством на
соседнем участке по ул. Минина в начале 1980-х годов дом был
расселен, однако начало нового строительства затянулось, и дом
оставался бесхозным в течение последующих пятнадцати лет. Попытки
найти пользователя здания на условиях его аренды и вложения крупных
инвестиций в его реконструкцию не увенчались успехом, и здание
продолжало разрушаться. К 1996 году дом А.А. Пудова пришел в
аварийное состояние: отсутствовала крыша, были разобраны межэтажные
перекрытия, образовались многочисленные трещины в стенах и разрыв
фундамента. Зданию грозило полное разрушение.


Условия коммерческого конкурса с
инвестиционными условиями по продаже объекта недвижимости памятника
истории и культуры - дома № 31б (литер Б) по ул. Минина,
предусматривали:


- вложение в течение трех лет (с 1996
по 1998 гг.) инвестиций в форме капитальных вложений в объеме не
менее 2,5 миллионов рублей (в ценах 1996 года);


- передача объекта недвижимости в
собственность инвестору после выполнения инвестиционной программы.


В результате проведенного
коммерческого конкурса, информация о котором была размещена в
средствах массовой информации, определился инвестор - ООО
"Восстановление", которое в установленные сроки выполнило
весь комплекс противоаварийных и ремонтно-реставрационных работ за
счет собственных денежных ресурсов. В настоящее время в здании
располагается жилье ООО "Восстановление".


Более сложная ситуация к середине
1990-х годов сложилась с другим памятником истории и культуры - домом
№ 3 (литеры А, Б) по переулку Мельничному в Нижнем Новгороде -
главный дом усадьбы М.П. Водовозовой - М.П. Солина. В конце 1980-х
годов ТОО "Лико-Проммаркет" произвело расселение жителей
дома с целью последующего использования его для размещения
собственного офиса. Однако впоследствии планы по использованию здания
коммерческая структура изменила. В течение последующих нескольких лет
дом находился в неэксплуатируемом и практически бесхозном состоянии.
Здание интенсивно разрушалось и к концу 1997 года находилось в
неудовлетворительном техническом состоянии: на стенах появилось
множество трещин, фундамент лопнул, штукатурка на фасаде во многих
местах обвалилась, оконные и дверные заполнения были расхищены,
утрачены многие ценные элементы художественного оформления интерьера.


После расселения жителей путем
приобретения их жилья через куплю-продажу дом № 3 (литеры А, Б) по
пер. Мельничному находился в долевой собственности ТОО
"Лико-Проммаркет" и Нижегородской области. Меры по
понуждению основного собственника дома - ТОО "Лико-Проммаркет"
- к выполнению необходимых ремонтно-реставрационных работ и
обеспечению сохранности дома, а также усилия по поиску нового
инвестора не привели к желаемому результату. Причина этого крылась:


- в высокой цене продажи объекта,
которая включила в себя компенсацию затрат на ранее произведенное
расселение жителей;


- в большом объеме капитальных
вложений, необходимых для реконструкции здания;


- в жесткости требований,
предъявляемых к сохранению и восстановлению исторического облика
памятника;


- в низкой экономической
привлекательности инвестиций в связи с небольшой полезной площадью
объекта.


Эти обстоятельства и "отпугивали"
потенциальных инвесторов. В 1997 году был организован коммерческий
конкурс с инвестиционными условиями по продаже нежилого здания д. № 3
(литеры А, Б) по переулку Мельничному в Нижнем Новгороде. Условия
предусматривали инвестирование в объект в течение трех лет (с 1998 по
2000 гг.) не менее 4,5 миллионов рублей (в ценах 1997 года) с
последующей передачей объекта в собственность инвестора. Указанное
здание несколько раз выставлялось на конкурс, но интереса со стороны
частных инвесторов не вызвало. Проведенное маркетинговое изучение
рынка недвижимости Нижнего Новгорода выявило потенциальную
привлекательность дома № 3 (литеры А, Б) по пер. Мельничному для
размещения в нем офисных и жилых помещений.


Для повышения экономической
привлекательности была значительно понижена продажная цена объекта
недвижимости за счет уменьшения компенсации за ранее произведенное
расселение жителей и его переоценки с учетом реального технического
состояния. На этих новых условиях в результате коммерческого конкурса
в 1999 году выявился частный инвестор - предприниматель Володин Д.Ю.
В настоящее время завершились работы по реконструкции и реставрации
этого объекта.


В конце 1997 - начале 1998 гг.
проведена работа по привлечению инвестиций в реконструкцию дома N
49/44/27 по ул. Долгополова, Приокской, Фильченкова в Канавинском
районе города Нижнего Новгорода (здание бывшей Бабушкинской больницы)
- памятника истории и культуры. Здание бывшей больницы в Канавино
построено во второй половине XIX века на средства купца Бабушкина, в
память о благотворительном вкладе которого в дело организации
врачебной помощи в самой неблагополучной в этом отношении части
города лечебное заведение получило название "Бабушкинская".
Здание связано с именем видного нижегородского врача Долгополова,
много лет работавшего в этой больнице. На протяжении более ста лет в
здании размещались лечебные учреждения, в последние несколько лет
находилась Канавинская подстанция скорой помощи. За все время своего
существования здание капитально не ремонтировалось, исторический
облик частично претерпел изменения. Работы по поддержанию здания в
надлежащем техническом состоянии, за неимением средств у
райздравотдела, ограничивались лишь декоративным ремонтом внутренних
помещений. В начале 1980-х годов подстанция скорой помощи переехала в
новое здание, а старое здание Бабушкинской больницы с 1982 года
находилось в бесхозном состоянии. В этот период предпринималось
несколько попыток по его ремонту, но, начавшись, эти работы быстро
прекращались из-за недостатка средств. Здание выделялось своим видом
- без окон, с дырявой крышей, сквозными трещинами в стенах, с
обвалившимися внутренними конструкциями и территорией, заваленной
строительным мусором. Социальная востребованность здания и бюджетное
финансирование его ремонта в ближайшей перспективе не
просматривались.


Маркетинговое исследование спроса на
недвижимость в данном районе городе показало перспективность
использования дома № 49/44/27 по ул. Долгополова, Приокской,
Фильченкова в коммерческих целях.


Составленная программа
ремонтно-реставрационных работ включала в себя выполнение следующих
мероприятий:


- инженерное обследование
технического состояния здания;


- разработка проектов реконструкции,
приспособления здания и реставрации его фасадов;


- проведение работ по реконструкции,
приспособлению здания, реставрации его фасадов, благоустройству
территории.


Основными требованиями коммерческого
конкурса с инвестиционными условиями по продаже объекта
государственного имущества - дома № 49/44/27 по ул. Долгополова,
Приокской, Фильченкова являлись:


- вложение инвестиций в
реконструируемый объект в течение трех лет (с 1998 по 2000 гг.)
объемом не менее 5,8 миллионов рублей (в ценах 1997 года);


- восстановление исторического облика
здания в полном соответствии с разработанными и утвержденными в
установленном порядке проектами с привлечением специалистов, имеющих
опыт в реставрации памятников истории и культуры и под наблюдением
архитектора-реставратора.


Особую важность имело последнее
требование, которое позволяло обеспечить высокий научный и
технический уровень ведения ремонтно-реставрационных работ. По
условию конкурса инвестором могло быть любое юридическое или
физическое лицо. Условия конкурса содержали также и меры контроля за
выполнением программы ремонтно-реставрационных работ, которые
предусматривали:


- поэтапную отчетность по
инвестиционной деятельности;


- безвозмездное отчуждение объекта
приватизации (инвестирования) в государственную собственность при
невыполнении инвестором условий, а также ненадлежащего их выполнения
(нарушение промежуточных и окончательных сроков выполнения работ и
объемов);


- переход права собственности на
государственное имущество, приватизированное на конкурсе, инвестору
после выполнения инвестиционных условий.


Инвестором на реконструкцию дома N
49/44/27 по ул. Долгополова, Приокской, Фильченкова в результате
победы в конкурсе, состоявшемся в марте 1998 года, стало ООО
"Спецстрой". В течение 1998 - 2000 годов работы по
реконструкции памятника выполнены в полном объеме и с хорошим
качеством. Реальные капитальные вложения ООО "Спецстрой" в
реконструкцию памятника превысили первоначально заявленный объем
инвестиций в 1,5 раза. В настоящее время в здании размещается
торговый центр.


Привлечение инвестиций в реставрацию
памятников истории и культуры через их продажу по коммерческому
конкурсу с инвестиционными условиями показало свою эффективность.
Однако подготовка и проведение конкурса требуют больших затрат
времени. Зачастую приходится решать более локальные задачи по
сохранению памятников (капитальный ремонт конкретных помещений,
элементов зданий и т.д.). Описанный выше механизм не имеет
достаточной "мобильности" при принятии решений и их
реализации. Быстрые процессы разрушения бесхозных зданий требуют
оперативного принятия решений по обеспечению их сохранности. В этом
случае отсутствует временной ресурс. Существенным недостатком в
данном случае является также полный переход права собственности на
объект недвижимости (из государственной в частную) в случае
положительного результата реализации инвестиционной программы по
восстановлению памятника.


Принятие нового Гражданского
законодательства, Закона РФ от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ "Об
инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в
форме капитальных вложений" позволило с других позиций подойти к
проблеме привлечения частных инвестиций в восстановление памятников
истории и культуры.


В развитие данных правовых актов
постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 14
мая 1999 года № 149 "О привлечении инвестиций в реконструкцию,
капитальный ремонт объектов недвижимости", Законом Нижегородской
области от 22 июня 2000 года № 116-З "О государственной
поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской
области" сформирован экономический механизм привлечения
инвестиций в реконструкцию, капитальный ремонт объектов недвижимости,
предоставлены правовые гарантии инвесторам со стороны государства.


Указанным постановлением
Законодательного Собрания определяются задачи привлечения инвестиций
и следующий порядок осуществления этой деятельности:


- отбор инвесторов (арендаторов)
объектов недвижимости осуществляется на конкурсной основе по
результатам рассмотрения инвестиционных проектов, срок выполнения
которых не должен превышать трех лет, с обязательным заключением по
итогам конкурса инвестиционного договора;


- для стимулирования крупных
капитальных вложений в объекты недвижимости со стороны инвесторов
(арендаторов) часть объекта пропорционально объему вложенных
инвестиций переходит из государственной областной собственности в
собственность инвесторов; в результате этого возникает общая долевая
собственность на объект недвижимости;


- доля инвестора в праве общей
собственности на объект недвижимости определяется в зависимости от
соотношения объема внесенных инвестиций и рыночной стоимости объекта
недвижимости;


- передача инвестору (арендатору) его
доли в праве общей собственности на объект недвижимости производится
после полного выполнения условий инвестиционного договора;


- в связи с тем, что в соответствии
со статьей 250 Гражданского кодекса Российской Федерации участники
долевой собственности имеют преимущественное право покупки доли,
продаваемой постороннему лицу, установлено, что государственная доля
Нижегородской области в объекте недвижимости после выполнения
инвестиционной программы продается (отчуждается) инвестору
(арендатору) по его письменному заявлению в порядке, установленном
статьями 250 - 253 Гражданского кодекса Российской Федерации;


- цена продажи государственной доли в
объекте недвижимости после выполнения инвестиционной программы
определяется исходя из рыночной стоимости объекта недвижимости и
соотношения долей инвестора (арендатора) и Нижегородской области в
общей собственности на объект недвижимости.


Ряд из перечисленных норм получил
необходимое развитие и закрепление в Законе Нижегородской области от
22 июня 2000 года № 116-З "О государственной поддержке
инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области".
Закон установил льготные условия предоставления объектов недвижимости
государственной собственности Нижегородской области (статья 19), а
также условия предоставления субъектам инвестиционной деятельности
преимущественного права на выкуп государственной доли Нижегородской
области в объектах недвижимости (статья 20).


Важно подчеркнуть, что отбор
инвесторов (арендаторов) осуществляется на конкурсной основе по
результатам рассмотрения инвестиционных проектов. Порядок отбора
инвесторов объектов недвижимости, заключения инвестиционных договоров
и их условия, механизм формирования долевой собственности на объекты
определены Положением о порядке предоставления в аренду объектов
государственного нежилого фонда, утвержденным постановлением
Правительства области от 02.07.2002 № 152.


В целом данная схема привлечения
инвестиций в объекты недвижимости - объекты культурного наследия
включает следующие этапы:


- определение условий инвестирования
в объект недвижимости;


- формирование инвестиционной
программы;


- оценка объекта недвижимости;


- проведение инвестиционного
конкурса;


- заключение с победителем конкурса
инвестиционного договора;


- разработка инвестором
инвестиционного проекта;


- реализация инвестиционного проекта;


- приемка работ по восстановлению
объекта;


- формирование общей долевой
собственности на объект.


Характерные примеры практической
реализации данной схемы.


В сентябре 1999 года был проведен
конкурс на лучший инвестиционный проект ремонта и реконструкции
нежилых помещений здания, расположенного по адресу: г. Нижний
Новгород, ул. Алексеевская, д. № 3 (литер А1), информация о
проведении которого была помещена в печатных средствах массовой
информации - газетах "Курс-НН" и "Монитор".
Помещения, выставленные на конкурс, находятся в подвале дома,
являющегося памятником истории и культуры местного (областного)
значения (решение Горьковского облисполкома от 03.11.1983 № 559).
Здание поставлено на государственную охрану в связи с его высокой
исторической и культурной значимостью. Построено оно в 1837 - 1839
годах Иваном Княгининским по проекту городского архитектора Г.И.
Кизеветгера и использовалось как доходный дом. В первом этаже
размещались торговые лавки, входы в которые были обращены на улицу
Алексеевскую и Мытный двор. На втором и третьем этажах находились
жилые квартиры. П-образное в плане здание с внутренним двором,
главные фасады которого решены в стиле классицизма, до сих пор
сохранило прежний строгий облик. В середине XIX века дом перешел
купцу Василию Мичурину. После отмены крепостного права в Нижнем
Новгороде учреждается "соединенный клуб всех сословий",
который арендует в доме Мичурина помещения второго и третьего этажей.
В этом здании клуб под разными названиями существовал вплоть до 1917
года. С развитием клубного дела помещений стало не хватать и в
середине 1880-х годов во дворе строится каменный трехэтажный пристрой
для зала. В зале Всесословного клуба выступали В.Г. Короленко, Н.Ф.
Анненский, А.С. Гациский. Здание клуба связано и с революционными
событиями 1917 года. За все время своего существования здание
капитально не ремонтировалось и, безусловно, требовало ремонта.


В ходе разработки инвестиционной
программы проведено обследование помещений подвала дома № 3 (литер
А1) по улице Алексеевской и выявлено их неудовлетворительное
техническое состояние. Помещения подвала до последнего времени
использовались под склады. В них не было отопления, гидроизоляция
стен оказалась разрушенной, что стало причиной постоянной сырости и
создания благоприятных условий для развития грибка. Очаги грибкового
поражения наблюдались на всех конструкциях подвала. С поднятием
уровня земли со стороны улицы Алексеевской на 0,5 - 0,7 м были
ликвидированы приямки, а оконные проемы в подвальных помещениях
заложены, что лишило эти помещения естественного проветривания и
спровоцировало дальнейшее развитие разрушительных процессов. На
сводах и стенах наблюдалась деструкция кирпичной кладки, ее обширные
участки имели тенденцию к отслаиванию, на стенах подвала имелись
трещины, фундаменты имели неравномерную просадку, стали заметны
деформации всего дома в целом. Такое техническое состояние здания в
целом и его подвала требовало срочного проведения комплекса
инженерных и ремонтных работ. Стоимость этих работ по
предварительному исчислению лишь для помещений подвала могла
составить несколько сотен тысяч рублей. Учитывая серьезность
ситуации, было принято решение организовать подбор арендатора,
способного вложить в ремонт здания собственные средства.
Первоначально на конкурс были выставлены помещения подвала,
находящиеся вдоль улицы Алексеевской, общей площадью чуть более 200
кв. м.


Маркетинговое изучение ситуации
показало достаточно высокую степень инвестиционной привлекательности
данного объекта недвижимости, несмотря на большой объем требуемых
капитальных вложений. Привлекательность определялась, прежде всего,
местом размещения объекта инвестирования в центральной части города,
в районе Мытного рынка, а также большим потоком покупателей в этом
месте, исторически связанном с торговлей. Для повышения коммерческого
интереса со стороны потенциального инвестора была предусмотрена
возможность устройства входов в подвал со стороны главного фасада
дома по улице Алексеевской с учетом сохранения архитектурного облика
дома-памятника.


Программа ремонтно-реставрационных
работ в помещениях подвала включала в себя выполнение работ по их
ремонту и приспособлению под торговую функцию, устройству
принудительной вентиляции и отопления, восстановлению гидроизоляции
стен и пола, биоцидной обработке очагов грибкового поражения.


Инвестиционная программа,
составленная на основании программы ремонтно-реставрационных работ,
предусматривала общий объем инвестиций не менее 270 тысяч рублей в
течение одного года с окончанием в октябре 2000 года.


Главным условием конкурса по подбору
инвестора являлось выполнение инвестиционной программы по объемам и
срокам освоения инвестиций. По итогам конкурса победителем
определился частный предприниматель А.А. Баранов, которым в течение
последующих четырех месяцев был выполнен весь запланированный объем
ремонтно-реставрационных работ, а объем вложенных инвестиций превысил
442 тысячи рублей. Комиссия по приемке работ в своем акте от 11
января 2000 года отметила, что работы по реконструкции (капитальному
ремонту) помещений подвала в д. № 3 (литер А1) по улице Алексеевской
выполнены в соответствии с инвестиционным проектом и состояли из
ремонта стен и полов, устройства гидроизоляции, ремонта штукатурки,
биоцидной обработки, монтажа приточно-вытяжной вентиляции, прокладки
новых инженерных коммуникаций. Работы выполнены с хорошим качеством,
с учетом особенностей объекта недвижимости как памятника истории и
культуры.


Наиболее сложные в техническом
отношении и дорогостоящие работы были выполнены в ходе реализации
инвестиционного проекта по реконструкции помещений первого этажа дома
№ 2/1 (литеры А, А1) на пересечении улицы Большой Покровской и
площади Минина и Пожарского. Работы выполнялись ООО "Продюсер"
в рамках инвестиционного договора, заключенного в августе 2000 года.
По этому договору инвестор обязывался выполнить усиление фундаментов
в левой части дома. При производстве работ была применена технология
"Метростроя". В течение 2000 - 2001 годов работы были
выполнены, объем реальных капитальных вложений превысил
предполагаемый объем инвестиций более чем в три раза и составил 4,2
миллиона рублей. После завершения работ, выполненных с высоким
качеством, полностью прекратилась просадка здания и обеспечена
прочность его фундаментов на ближайшие триста лет. Технология ведения
работ по усилению фундаментов предусматривала ручную их откопку, в
результате чего появилась возможность создать дополнительные площади
в подвале здания. В настоящее время в помещениях находятся кафе
"Мексиканские этюды" и магазин "Русский стол".


В сохранение объектов культурного
наследия за период с конца 1999 года по 2002 год привлечены частные
инвестиции в ремонт и реставрацию 41 объекта. Общая площадь объектов
составляет 14 812 кв. м. Планируемый объем инвестиций по этим
объектам составляет около 105 млн рублей. Осуществленный и
подтвержденный объем инвестиций по 19 инвестиционным договорам
составил 36,5 млн рублей.


Сформированный механизм привлечения
инвестиций в сохранение объектов культурного наследия показал свою
эффективность и привлекательность для потенциальных инвесторов.


Вместе с тем организационно-правовая
составляющая данного механизма нуждается в совершенствовании и
дальнейшем развитии. Процесс оформления инвестиционных договоров
нуждается в упорядочении и систематизации, определении приоритетных
направлений инвестирования в исторический и культурный фонд в целом и
в конкретные объекты в частности.


В организационном плане необходимо
усовершенствовать порядок подготовки инвестиционных конкурсов,
практической реализации и контроля выполнения инвестиционных
программ, этапы их прохождения, нормативно-правовую базу,
регламентирующую инвестиционный процесс.


В настоящее время сложилась ситуация,
когда собственнику объектов культурного наследия (органу
государственной власти) необходимо привести в систему проводимую
работу по привлечению частных инвестиций в восстановление памятников
истории и культуры, подойти к решению данной проблемы комплексно,
имея четкую программу действий на перспективу.


Программа привлечения инвестиций в
капитальный ремонт и реставрацию объектов недвижимости
государственной собственности Нижегородской области на 2003 - 2005
годы представляет собой комплексный план действий по восстановлению
исторического и культурного фонда Нижегородской области на 2003 -
2005 годы.






2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.


НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ
ЗАДАЧ






Целями настоящей
Программы являются:


- обеспечение физической сохранности
памятников истории и культуры;


- рациональное использование
памятников истории и культуры;


- более полное выявление
историко-культурного потенциала памятников;


- развитие экономической и социальной
инфраструктуры центра города Нижнего Новгорода, городов и районов
Нижегородской области, в которых расположены памятники истории и
культуры.


Достижение указанных целей требует
решения следующих задач:


- изучение рынка недвижимости, анализ
привлекательности инвестирования в объекты недвижимости
государственной собственности;


- создание новых и повышение уровня
благоприятствования существующих правовых, экономических,
организационных условий инвестирования в объекты недвижимости
государственной собственности;


- формирование баз данных объектов
недвижимости, содержащих полную информацию об объектах недвижимости,
определение возможных вариантов и приоритетных направлений
инвестирования;


- выход на рынок недвижимости с
предложениями по инвестированию в объекты недвижимости
государственной собственности, придание информации о предложениях
максимально доступного и публичного характера.


Задачи решаются по следующим
направлениям:


1. Нормативно-правовое обеспечение
инвестирования в объекты недвижимости государственной собственности
Нижегородской области.


Направление включает в себя
мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы,
регламентирующей и регулирующей деятельность государства в области
привлечения инвестиций в недвижимость. По данному направлению
предусматривается работа по анализу существующего законодательства,
формированию единых и простых "правил игры" для государства
и частного инвестора, взаимных гарантий в отношении участников
инвестиционного процесса.


2. Анализ рынка недвижимости.


Направление предусматривает изучение
рынка, формирование предложения потенциальным инвесторам с учетом
развития и особенностей конкретной территории.


3. Подготовка перечней объектов
недвижимости, нуждающихся в инвестициях.


В рамках данного направления
реализуются следующие мероприятия:


- подготавливаются перечни памятников
истории и культуры, выполняются обследования объектов культурного
наследия, определяются объекты, нуждающиеся в капиталовложениях;


- осуществляется изготовление
паспортов объектов культурного наследия с целью определения
технических характеристик объектов, их предмета охраны, возможностей
трансформации объекта недвижимости и использования прилегающей
территории;


- производится оценка необходимости
частных инвестиций для сохранения памятника, приоритетности и
коммерческой привлекательности инвестирования на основе определенного
предмета охраны;


- разрабатываются инвестиционные
условия и предложения по ремонту, приспособлению и реставрации
объектов культурного наследия;


- подготавливаются перечни объектов
культурного наследия, подлежащих страхованию за счет средств
областного бюджета в рамках реализации Программы по развитию
страхования;


- создаются базы данных объектов
инвестирования на электронных и бумажных носителях, содержащие полную
информацию об объектах и пакет инвестиционных предложений;


- утверждение пакета инвестиционных
предложений по объектам культурного наследия Правительством
Нижегородской области (по мере готовности материалов).


4. Реализация инвестиционных
программ.


Направление предусматривает
публикацию в средствах массовой информации пакета инвестиционных
предложений, проведение конкурсов по отбору инвесторов, разработку и
экспертизу инвестиционных проектов, оценку объектов недвижимости,
заключение и контроль выполнения условий инвестиционных договоров,
приемку объектов после реализации условий инвестиционных договоров,
формирование долевой собственности и регистрацию прав на недвижимое
имущество, анализ полученных результатов.






3. ЭТАПЫ И СРОКИ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ






Реализация Программы
рассчитана на 2003 - 2005 годы и предполагает три этапа. Во второй
половине 2003 и начале 2004 года - формирование и утверждение пакета
инвестиционных предложений по Нижегородскому району г. Нижнего
Новгорода, в 2004 году - по другим районам г. Нижнего Новгорода, в
2005 году - по городам и районам Нижегородской области. Практическое
осуществление инвестиционных проектов происходит в течение всего
срока реализации Программы.






4. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ПРОГРАММЫ.


ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ






┌─────────────────────────────┬─────────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐


Этапы, основные
направления, │ Исполнители │
Предполагаемые финансовые ресурсы Программы (тыс. руб.)


мероприятия и
содержание │
├──────────────┬────────────────────────────────┬───────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┤


работ
│ │ Всего │
2003 год │ 2004 год │
2005 год │


│ │ │

├───────────────┬────────────────┼─────────────┬─────────────────┼──────────────┬──────────────────────┤


│ │ │
Бюджетные
│ Внебюджетные │ Бюджетные │ Внебюджетные
│ Бюджетные │ Внебюджетные │


│ │ │

├───────────────┼────────────────┼─────────────┼─────────────────┼──────────────┼──────────────────────┤


│ │ │
Областной
│ Собственные │ Областной │ Собственные
│ Областной │ Собственные средства │


│ │ │
бюджет
│ средства │ бюджет │средства частных
│ бюджет │ частных инвесторов │


│ │ │
│ │ частных
│ │ инвесторов │ │


│ │ │
│ │ инвесторов
│ │ │ │


├─────────────────────────────┼─────────────────────────┼──────────────┼───────────────┼────────────────┼─────────────┼─────────────────┼──────────────┼──────────────────────┤


2003 - 2005 годы
│ │ 25 000,0 │ 4
000,0 │ 2 500,0 │ 3 000,0 │ 6
250,0 │ 3 000,0 │ 6 250,0 │


├─────────────────────────────┼─────────────────────────┼──────────────┼───────────────┼────────────────┼─────────────┼─────────────────┼──────────────┼──────────────────────┤


1.
Нормативно-правовое│Министерство │ В
пределах │ │ │
│ │ │


обеспечение
инвестирования в│имущественных отношений,│ бюджетных
│ │ │ │
│ │ │


объекты
недвижимости│министерство культуры │ ассигнований │
│ │ │
│ │ │


государственной
│ │ на основную │
│ │ │
│ │ │


собственности
Нижегородской│ │ деятельность │
│ │ │
│ │ │


области
│ │ │
│ │ │
│ │ │


├─────────────────────────────┼─────────────────────────┼──────────────┼───────────────┼────────────────┼─────────────┼─────────────────┼──────────────┼──────────────────────┤


1.1. Анализ
практики│Министерство │ -"- │
│ │ │
│ │ │


применения
│имущественных отношений,│ │
│ │ │
│ │ │


нормативно-правовых
актов,│министерство культуры,│ │
│ │ │
│ │ │


регламентирующих
и│министерство │ │
│ │ │
│ │ │


регулирующих
порядок│строительства и│ │
│ │ │
│ │ │


привлечения
инвестиций в│жилищно-коммунального │ │
│ │ │
│ │ │


объекты
недвижимости│хозяйства │ │
│ │ │
│ │ │


государственной
│ │ │
│ │ │
│ │ │


собственности
Нижегородской│ │ │
│ │ │
│ │ │


области
│ │ │
│ │ │
│ │ │


├─────────────────────────────┼─────────────────────────┼──────────────┼───────────────┼────────────────┼─────────────┼─────────────────┼──────────────┼──────────────────────┤


1.2.
Разработка│Министерство │ -"- │
│ │ │
│ │ │


нормативно-правовых
актов,│имущественных отношений,│ │
│ │ │
│ │ │


стимулирующих
дальнейшее│министерство культуры │ │
│ │ │
│ │ │


инвестирование в
объекты│ │ │
│ │ │
│ │ │


недвижимости
государственной│ │ │
│ │ │
│ │ │


собственности
Нижегородской│ │ │
│ │ │
│ │ │


области
│ │ │
│ │ │
│ │ │


├─────────────────────────────┼─────────────────────────┼──────────────┼───────────────┼────────────────┼─────────────┼─────────────────┼──────────────┼──────────────────────┤


2. Анализ рынка
недвижимости │Министерство │ В пределах │
│ │ │
│ │ │


│ │имущественных
отношений,│ бюджетных │ │
│ │ │
│ │


│ │министерство
культуры во│ ассигнований │ │
│ │ │
│ │


│ │взаимодействии
с ГП│ на основную │ │
│ │ │
│ │


│ │"Реформа"
(по│ деятельность │ │
│ │ │
│ │


│ │согласованию)
│ │ │
│ │ │
│ │


├─────────────────────────────┼─────────────────────────┼──────────────┼───────────────┼────────────────┼─────────────┼─────────────────┼──────────────┼──────────────────────┤


2.1. Изучение рынка
продаж и│Министерство │ -"- │
│ │ │
│ │ │


аренды
коммерческой,│имущественных отношений,│ │
│ │ │
│ │ │


государственной
и│министерство культуры во│ │
│ │ │
│ │ │


муниципальной
недвижимости │взаимодействии с ГП│ │
│ │ │
│ │ │


│ │"Реформа"
(по│ │ │
│ │ │
│ │


│ │согласованию)
│ │ │
│ │ │
│ │


├─────────────────────────────┼─────────────────────────┼──────────────┼───────────────┼────────────────┼─────────────┼─────────────────┼──────────────┼──────────────────────┤


2.2. Выработка
предложений│Министерство │ -"-
│ │ │ │
│ │ │


потенциальным
инвесторам│имущественных отношений,│ │
│ │ │
│ │ │


объектов недвижимости
-│министерство культуры во│ │
│ │ │
│ │ │


объектов культурного
наследия│взаимодействии с ГП│ │
│ │ │
│ │ │


│ │"Реформа"
(по│ │ │
│ │ │
│ │


│ │согласованию)
│ │ │
│ │ │
│ │


├─────────────────────────────┼─────────────────────────┼──────────────┼───────────────┼────────────────┼─────────────┼─────────────────┼──────────────┼──────────────────────┤


3. Формирование баз
данных и│Министерство │ 10 000,0 │
4 000,0 │ - │ 3 000,0 │
- │ 3 000,0 │ - │


пакета
инвестиционных│имущественных отношений,│ │
│ │ │
│ │ │


предложений по
объектам│министерство культуры,│ │
│ │ │
│ │ │


недвижимости -
объектам│министерство финансов,│ │
│ │ │
│ │ │


культурного наследия
│Главное управление│ │
│ │ │
│ │ │


│ │архитектуры
и│ │ │
│ │ │
│ │


│ │градостроительства
г.│ │ │
│ │ │ │


│ │Н.Новгорода
(по│ │ │
│ │ │
│ │


│ │согласованию)
│ │ │
│ │ │
│ │


├─────────────────────────────┼─────────────────────────┼──────────────┼───────────────┼────────────────┼─────────────┼─────────────────┼──────────────┼──────────────────────┤


3.1. Подготовка
перечней│Министерство │ В пределах │
│ │ │
│ │ │


объектов
культурного│имущественных отношений,│ бюджетных │
│ │ │
│ │ │


наследия:
выполнение│министерство культуры │ ассигнований │
│ │ │
│ │ │


обследований
объектов;│ │ на основную │
│ │ │
│ │ │


выявление
объектов,│ │ деятельность │
│ │ │
│ │ │


нуждающихся в
инвестициях │ │ │
│ │ │
│ │ │


├─────────────────────────────┼─────────────────────────┼──────────────┼───────────────┼────────────────┼─────────────┼─────────────────┼──────────────┼──────────────────────┤


3.2. Подготовка и
проведение│Министерство │ -"- │
│ │ │
│ │ │


конкурса на
лучшее│имущественных отношений,│ │
│ │ │
│ │ │


предложение по
изготовлению│министерство культуры │ │
│ │ │
│ │ │


паспортов
объектов│ │ │
│ │ │
│ │ │


культурного наследия
│ │ │
│ │ │
│ │ │


├─────────────────────────────┼─────────────────────────┼──────────────┼───────────────┼────────────────┼─────────────┼─────────────────┼──────────────┼──────────────────────┤


3.3. Проведение
работы по│Министерство │ 10 000,0 │
4 000,0 │ - │ 3 000,0 │
- │ 3 000,0 │ - │


изготовлению
паспортов│имущественных отношений,│ │
│ │ │
│ │ │


объектов
культурного│министерство культуры,│ │
│ │ │
│ │ │


наследия, включающих в
себя│главное управление│ │
│ │ │
│ │ │


оценку
технических│архитектуры и│ │
│ │ │
│ │ │


характеристик
объектов,│градостроительства г.│ │
│ │ │
│ │ │


предмет их
охраны,│Н.Новгорода, победитель│ │
│ │ │
│ │ │


возможности
трансформации│конкурса на лучшее│ │
│ │ │
│ │ │


объекта недвижимости
и│предложение по│ │
│ │ │
│ │ │


использования
прилегающей│изготовлению паспортов│ │
│ │ │
│ │ │


территории
│объектов │ │
│ │ │
│ │ │


├─────────────────────────────┼─────────────────────────┼──────────────┼───────────────┼────────────────┼─────────────┼─────────────────┼──────────────┼──────────────────────┤


3.4. Выполнение
оценки│Министерство │ -"- │
│ │ │
│ │ │


объема необходимых
частных│имущественных отношений,│ │
│ │ │
│ │ │


инвестиций в
сохранение│министерство культуры во│ │
│ │ │
│ │ │


объекта
культурного│взаимодействии с ГП│ │
│ │ │
│ │ │


наследия,
приоритетности и│"Реформа" (по│
│ │ │
│ │ │


коммерческой
│согласованию) │ │
│ │ │
│ │ │


привлекательности
│ │ │
│ │ │
│ │ │


инвестирования на
основе│ │ │
│ │ │
│ │ │


анализа рынка
недвижимости и│ │ │
│ │ │
│ │ │


результатов
паспортизации│ │ │
│ │ │
│ │ │


объектов
│ │ │
│ │ │
│ │ │


├─────────────────────────────┼─────────────────────────┼──────────────┼───────────────┼────────────────┼─────────────┼─────────────────┼──────────────┼──────────────────────┤


3.5.
Разработка│Министерство │ -"- │
│ │ │
│ │ │


инвестиционных условий
по│имущественных отношений,│ │
│ │ │
│ │ │


ремонту,
приспособлению и│министерство культуры │
│ │ │ │
│ │ │


реставрации
объектов│ │ │
│ │ │
│ │ │


культурного наследия
с│ │ │
│ │ │
│ │ │


учетом объемов и
сроков│ │ │
│ │ │
│ │ │


финансирования работ
│ │ │
│ │ │
│ │ │


├─────────────────────────────┼─────────────────────────┼──────────────┼───────────────┼────────────────┼─────────────┼─────────────────┼──────────────┼──────────────────────┤


3.6. Подготовка
перечней│Министерство │ -"- │
│ │ │
│ │ │


объектов
культурного│имущественных отношений,│ │
│ │ │
│ │ │


наследия,
подлежащих│министерство финансов,│ │
│ │ │
│ │ │


страхованию за счет
средств│министерство культуры │ │
│ │ │
│ │ │


областного бюджета в
рамках│ │ │
│ │ │
│ │ │


реализации Программы
по│ │ │
│ │ │
│ │ │


развитию страхования
│ │ │
│ │ │
│ │ │


├─────────────────────────────┼─────────────────────────┼──────────────┼───────────────┼────────────────┼─────────────┼─────────────────┼──────────────┼──────────────────────┤


3.7. Формирование
базы│Министерство │ -"- │
│ │ │
│ │ │


данных
объектов│имущественных отношений,│ │
│ │ │
│ │ │


инвестирования,
включающей│министерство культуры,│ │
│ │ │
│ │ │


полную информацию
об│ГП "Реформа" (по│ │
│ │ │
│ │ │


объектах и
пакет│согласованию) │ │
│ │ │
│ │ │


инвестиционных
предложений │ │ │
│ │ │
│ │ │


├─────────────────────────────┼─────────────────────────┼──────────────┼───────────────┼────────────────┼─────────────┼─────────────────┼──────────────┼──────────────────────┤


3.8. Представление
пакета│Министерство │ -"- │
│ │ │
│ │ │


инвестиционных
предложений│имущественных отношений,│ │
│ │ │
│ │ │


по объектам
культурного│министерство культуры│ │
│ │ │
│ │ │


наследия на
утверждение│ │ │
│ │ │
│ │ │


Правительства
Нижегородской│ │ │
│ │ │
│ │ │


области (один раз
в│ │ │
│ │ │
│ │ │


полугодие)
│ │ │
│ │ │
│ │ │


├─────────────────────────────┼─────────────────────────┼──────────────┼───────────────┼────────────────┼─────────────┼─────────────────┼──────────────┼──────────────────────┤


4. Реализация
инвестиционных│Министерство │ 15 000,0 │
- │ 2 500,0 │ - │ 6
250,0 │ - │ 6 250,0 │


программ
│имущественных отношений,│ │
│ │ │
│ │ │


│ │министерство
культуры,│ │ │
│ │ │
│ │


│ │министерство
│ │ │
│ │ │
│ │


│ │строительства
и ЖКХ,│ │ │
│ │ │
│ │


│ │учреждение
юстиции по│ │ │
│ │ │
│ │


│ │государственной
│ │ │
│ │ │
│ │


│ │регистрации
прав на│ │ │
│ │ │
│ │


│ │недвижимое
имущество и│ │ │
│ │ │
│ │


│ │сделок
с ним во│ │ │
│ │ │
│ │


│ │взаимодействии
с ГУП│ │ │
│ │ │
│ │


│ │"Нижтехинвентаризация,
│ │ │ │
│ │ │


│ │ГП
"ДиРОН",│ │
│ │ │
│ │ │


│ │Нижегородский
│ │ │
│ │ │
│ │


│ │государственный
│ │ │
│ │ │
│ │


│ │архитектурно-строительный│
│ │ │
│ │ │


│ │университет
│ │ │
│ │ │
│ │


├─────────────────────────────┼─────────────────────────┼──────────────┼───────────────┼────────────────┼─────────────┼─────────────────┼──────────────┼──────────────────────┤


4.1. Публикация в
средствах│Министерство │ В пределах │
│ │ │
│ │ │


массовой информации
и│имущественных отношений,│ бюджетных │
│ │ │
│ │ │


размещение в сети
Интернет│министерство культуры │ ассигнований │
│ │ │
│ │ │


пакета
инвестиционных│ │ на основную │
│ │ │
│ │ │


предложений по
сохранению│ │ деятельность │
│ │ │
│ │ │


объектов культурного
наследия│ │ │
│ │ │
│ │ │


├─────────────────────────────┼─────────────────────────┼──────────────┼───────────────┼────────────────┼─────────────┼─────────────────┼──────────────┼──────────────────────┤


4.2. Проведение
конкурсов на│Министерство │ -"-
│ │ │ │
│ │ │


лучший инвестиционный
проект│имущественных отношений,│ │
│ │ │
│ │ │


по ремонту,
приспособлению и│министерство культуры,│
│ │ │ │
│ │ │


реставрации
объектов│министерство │ │
│ │ │
│ │ │


культурного наследия
│строительства и ЖКХ │ │
│ │ │
│ │ │


├─────────────────────────────┼─────────────────────────┼──────────────┼───────────────┼────────────────┼─────────────┼─────────────────┼──────────────┼──────────────────────┤


4.3. Разработка и
экспертиза│Министерство │ 15 000,0 │
- │ 2 500,0 │ - │ 6
250,0 │ - │ 6 250,0 │


инвестиционных
проектов│имущественных отношений,│ │
│ │ │
│ │ │


(научно-исследовательской
и│министерство культуры,│ │
│ │ │
│ │ │


проектно-сметной
│министерство │ │
│ │ │
│ │ │


документации),
оценка│строительства и ЖКХ,│ │
│ │ │
│ │ │


рыночной стоимости
объектов│Нижегородский │ │
│ │ │
│ │ │


недвижимости
│государственный │ │
│ │ │
│ │ │


│ │архитектурно-строительный│
│ │ │
│ │ │


│ │университет
│ │ │
│ │ │
│ │


├─────────────────────────────┼─────────────────────────┼──────────────┼───────────────┼────────────────┼─────────────┼─────────────────┼──────────────┼──────────────────────┤


4.4.
Заключение│Министерство │ В пределах │
│ │ │
│ │ │


инвестиционных
договоров и│имущественных отношений,│ бюджетных │
│ │ │
│ │ │


контроль выполнения
их│министерство культуры,│ ассигнований │
│ │ │
│ │ │


условий, приемка
объектов│министерство │ на основную │
│ │ │
│ │ │


после
реализации│строительства и ЖКХ │ деятельность │
│ │ │
│ │ │


инвестиционных проектов
│ │ │
│ │ │
│ │ │


├─────────────────────────────┼─────────────────────────┼──────────────┼───────────────┼────────────────┼─────────────┼─────────────────┼──────────────┼──────────────────────┤


4.5. Формирование
долевой│Министерство │ -"- │
│ │ │
│ │ │


собственности на
объекты│имущественных отношений,│ │
│ │ │
│ │ │


инвестирования,
регистрация│министерство культуры,│ │
│ │ │
│ │ │


прав на недвижимое
имущество │государственное │ │
│ │ │
│ │ │


│ │учреждение
юстиции по│ │ │
│ │ │
│ │


│ │регистрации
прав на│ │ │
│ │ │
│ │


│ │недвижимое
имущество и│ │ │
│ │ │
│ │


│ │сделок
с ним │ │ │
│ │ │
│ │


├─────────────────────────────┼─────────────────────────┼──────────────┼───────────────┼────────────────┼─────────────┼─────────────────┼──────────────┼──────────────────────┤


4.6. Анализ
реализации│Министерство │ -"- │
│ │ │
│ │ │


инвестиционных
проектов,│имущественных отношений,│ │
│ │ │
│ │ │


оценка
эффективности│министерство культуры │ │
│ │ │
│ │ │


инвестиций
│ │ │
│ │ │
│ │ │


└─────────────────────────────┴─────────────────────────┴──────────────┴───────────────┴────────────────┴─────────────┴─────────────────┴──────────────┴──────────────────────┘






5. РЕСУРСНОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ






Программа, имея
главной целью обеспечение сохранности объектов культурного наследия
(памятников истории и культуры), повышение их рыночной стоимости,
потребует незначительного финансирования за счет средств областного
бюджета. Вместе с тем, привлекаемые частные инвестиции в десятки раз
"перекрывают" начальные расходы бюджета. Необходимо
отметить, что разработчиками Программы прогнозируется возврат
значительной части (около 70%) израсходованных бюджетных средств за
счет включения в дальнейшем в условия инвестиционных конкурсов
обязанности инвесторов компенсировать затраты, связанные с
изготовлением паспортов объектов.


Всего потребность в финансовых
ресурсах на реализацию мероприятий Программы составляет 25 000 тыс.
рублей, в том числе:


- 10 000 тыс. - рублей часть средств,
выделяемых из областного бюджета на цели оценки и инвентаризации
объектов государственного нежилого фонда;


- 15 000 тыс. - рублей средства,
выделяемые частными инвесторами по условиям инвестиционных конкурсов
на цели экспертизы инвестиционных проектов и оценки объектов
культурного наследия.






6. ОРГАНИЗАЦИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ


И МЕХАНИЗМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ






Заказчик Программы -
Правительство Нижегородской области.


Оперативное управление и координацию
мероприятий Программы осуществляет министерство имущественных
отношений Нижегородской области.


Контроль над ходом реализации
программных мероприятий осуществляет Правительство Нижегородской
области.


Реализацию Программы осуществляют
министерство имущественных отношений и министерство культуры
Нижегородской области.






7. ОЖИДАЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ






Реализация Программы
позволит в значительной мере выявить и восстановить историческое и
культурное наследие Нижегородской области, улучшить социальную и
экономическую ситуацию за счет развития предпринимательских услуг,
увеличить доходы бюджета области от использования объектов
государственного нежилого фонда и повысить их рыночную стоимость.












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru