МИНИСТЕРСТВО
СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
от 15 октября 2003 г. № 21-00/1363
О ПЕРЕХОДЕ НА
НОВУЮ СМЕТНО-НОРМАТИВНУЮ БАЗУ
ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
В связи с
поступающими запросами о порядке применения документов новой системы
ценообразования в строительстве для составления сметной документации
и расчетов за выполненные строительно-монтажные работы министерство
строительства и ЖКХ Нижегородской области дает необходимые
разъяснения.
1. В соответствии с постановлением
Госстроя России от 08.04.2002 № 16 "О мерах по завершению
перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования в
строительстве" (с учетом изменений и дополнений, внесенных
постановлением Госстроя России от 27.01.2003 № 14) и письмами
председателя Госстроя России от 11.09.2003 № НК-5636/10 "О
переходе на новую сметно-нормативную базу ценообразования в
строительстве" с 01.09.2003 вновь разрабатываемая сметная
документация должна формироваться на основе сметно-нормативной базы
2001 года, составленной в уровне цен по состоянию на 01.01 2000.
2. Сметная документация,
государственная экспертиза которой завершена до 01.09.2003,
обязательному пересчету не подлежит. При этом расчеты за выполненные
работы осуществляются в пределах сметного лимита, установленного по
сметной документации, составленной в нормах и ценах 1984 г. (1991
г.), с использованием индексов, утверждаемых в порядке,
устанавливаемом Госстроем России.
В тех случаях, когда производится
расконсервация строительства и его остаточная стоимость составляет
более 50% от сметной, целесообразен пересчет остатков сметной
стоимости по нормативам новой базы ценообразования 2001 года. Решение
о пересчете принимается заказчиком.
Пересчет сметной документации следует
производить за счет средств, предусмотренных в сводном сметном
расчете стоимости строительства по статье "Резерв средств на
непредвиденные работы и затраты", а в случае его исчерпания - за
счет экономии по другим статьям сводного сметного расчета.
3. Определение стоимости
строительства, реконструкции и капитального ремонта осуществляется в
текущем уровне цен следующими способами:
3.1. Начиная с 1 января 2004 года,
после утверждения и регистрации территориальных сметных нормативов
(ТЕР-2001), сметную документацию целесообразно выполнять
базисно-индексным методом на основе ТЕР-2001 с применением индексов
пересчета сметной стоимости к текущему уровню цен.
При определении стоимости
строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов,
финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, пересчет
стоимости строительства в текущий (прогнозный) уровень цен
осуществляется в соответствии с индексами, ежеквартально сообщаемыми
Госстроем России, а также индексами по видам работ, утверждаемыми
администрациями соответствующих субъектов Российской Федерации в
пределах средних показателей, устанавливаемых Госстроем России.
Индексы изменения сметной стоимости
строительно-монтажных работ на III квартал 2003 года установлены
письмом Госстроя России от 04.08.2003 № НК-4732/10.
Для определения стоимости
строительно-монтажных работ, осуществляемых за счет средств
областного бюджета, из базисного уровня цен 2000 года в текущем
уровне цен используются индексы, разработанные РЦЦС Нижегородской
области, или индексы, рассчитанные по Методике, установленной
Госстроем России и введенной в действие письмом Минстроя России от
13.11.1996 № ВБ-26/12-367.
3.2. Текущая стоимость строительства
наряду с базисно-индексным методом может быть определена ресурсным
методом на основе сборников государственных элементных сметных норм
(ГЭСН-2001) в соответствии с действующими указаниями по разработке
сметной документации ресурсным методом.
При определении стоимости
строительной продукции указанным методом стоимость материальных
ресурсов и оборудования, определяемая в текущем уровне цен, должна
обосновываться данными мониторинга стоимости ресурсов (с учетом
транспортных затрат, заготовительно-складских расходов и расходов
посредников в сфере обращения) и целесообразностью. В качестве
обосновывающих материалов при определении стоимости ресурсов могут
быть использованы: прайс-листы, счета-фактуры или данные о ценах на
ресурсы, регулярно публикуемые РЦЦС в специализированных сборниках.
В случае отсутствия ГЭСН-2001 на
отдельные виды работ допускается разработка и применение
соответствующих индивидуальных сметных норм в соответствии с п. 2.4
Указаний по применению государственных элементных сметных норм на
строительные и специальные строительные работы (МДС 81-28.2001),
утвержденных постановлением Госстроя России от 23.07.2001 № 85.
Использование индивидуальных сметных
норм в качестве территориальных допускается в течение шести месяцев с
даты их утверждения администрацией субъекта Российской Федерации при
условии их одновременного представления на регистрацию в Госстрой
России.
3.3. По объектам, финансирование
которых осуществляется за счет средств федерального или областного
бюджетов, могут применяться федеральные единичные расценки (ФЕР-2001)
с пересчетом их в территориальный уровень цен по состоянию на
01.01.2000. Пересчет должен осуществляться с применением
территориальных (региональных) поправочных коэффициентов, учитывающих
местные условия строительства, разрабатываемых в порядке,
установленном Методическими рекомендациями по использованию ФЕР-2001
при определении стоимости строительной продукции на территории
Российской Федерации, утвержденными Госстроем России письмом от
30.04.2003 № НЗ-2626/10.
До официальной публикации указанных
Методических рекомендаций следует пользоваться индексами,
установленными Госстроем России. Так, на 3 квартал 2003 года по
Нижегородской области установлен расчетный индекс изменения стоимости
строительно-монтажных работ к базисной стоимости СМР, определенной по
сборникам ФЕР-2001, с учетом накладных расходов и сметной прибыли, в
размере 2,08 ед. (без НДС).
3.4. До окончания разработки,
утверждения в установленном порядке и регистрации в Госстрое России
новой территориальной сметно-нормативной базы по Нижегородской
области по объектам, финансирование которых осуществляется за счет
средств областного бюджета, допускается использование
сметно-нормативной базы 1984 г. (1991 г.).
Использование сметно-нормативной базы
1984 г. (1991 г.) по объектам, финансирование которых осуществляется
за счет средств федерального бюджета, допускается в исключительных
случаях по отдельному решению Госстроя России по представлению
государственного заказчика.
3.5. При формировании инвесторских
смет, до введения в действие новой номенклатуры укрупненных
показателей базисной стоимости строительства и сборников цен на
оборудование, изделия и конструкции, а также оптовых цен типовых
наборов инструмента, оборудования и инвентаря производственных
объектов и зданий общественного и административного назначения,
допускается использование укрупненных показателей базисной стоимости
(УПБС), а также соответствующих ценников сметно-нормативной базы 1984
г. (1991 г.) с приведением ее в текущий уровень цен методом
индексации. При этом используется основная номенклатура и новые
материально-технические ресурсы, отвечающие современным требованиям.
Использование нормативов новой базы
ценообразования в строительстве 2001 года, не зарегистрированных
Госстроем России, не допускается.
И.о министра
строительства
П.А.МАРКОВ