Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства
Нижегородской области от 10.11.2003 № 333


"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
"НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ - ТЕРРИТОРИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ"


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено






получен из Эталонного банка данных правовой информации администрации
Губернатора Нижегородской области.









ПРАВИТЕЛЬСТВО
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 10 ноября 2003 г. № 333




ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
КОНЦЕПЦИИ "НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ -


ТЕРРИТОРИЯ ИННОВАЦИОННОГО
РАЗВИТИЯ"






В целях реализации
государственной инновационной политики, создания условий,
стимулирующих развитие инновационной деятельности, и координации
взаимодействия участников инновационного процесса и в соответствии с
Законом Нижегородской области от 15.09.2003 № 79-З "О
государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской
области" Правительство Нижегородской области постановляет:


1. Считать формирование региональной
инновационной системы стратегическим направлением государственной
политики области.


2. Утвердить прилагаемую Концепцию
"Нижегородская область - территория инновационного развития".


3. Министерству промышленности и
инноваций Нижегородской области (В.И. Попов), министерству экономики
и развития предпринимательства Нижегородской области (Г.К. Кузьмина),
министерству образования и науки Нижегородской области (С.В. Наумов):


3.1. В двухмесячный срок разработать
план мероприятий по реализации Концепции "Нижегородская область
- территория инновационного развития".


3.2. Совместно с управлением
общественных связей администрации Губернатора Нижегородской области
(Г.И. Ходырева) активизировать работу по пропаганде формирования
территории инновационного развития в Нижегородской области.


4. Контроль за исполнением настоящего
постановления возложить на первого заместителя Губернатора - члена
Правительства Нижегородской области Ю.П. Сентюрина.






И.о. Губернатора
области


В.П.КИРИЕНКО














Утверждена


постановлением


Правительства области


от 10.11.2003 № 333






КОНЦЕПЦИЯ


"НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ -
ТЕРРИТОРИЯ


ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ"






Настоящая концепция
обосновывает целесообразность реализации проекта "Нижегородская
область - территория инновационного развития" с целью ускорения
экономического развития региона на базе привлечения иностранного
капитала, отечественных инвестиций, а также с целью внедрения
новейших научно-технических достижений и технологий в производство и
является одним из механизмов реализации инновационной политики
области.


Концепция разработана в соответствии
с Основами политики Российской Федерации в области науки и технологий
на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, Планом мероприятий
на 2003 - 2005 годы по стимулированию инноваций и развитию венчурного
инвестирования, утвержденным распоряжением Правительства Российской
Федерации от 21.08.2003 № 1187-р, Законом Нижегородской области от
15.09.2003 № 79-З "О государственной поддержке инновационной
деятельности в Нижегородской области", программой "Инновации
и высокие технологии в промышленности Нижегородской области на период
2003 - 2005 гг.", утвержденной постановлением Правительства
Нижегородской области от 08.08.2003 № 238.






АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ






Выбор инновационного
пути развития Нижегородской области, определение приоритетных
направлений инновационной стратегии основаны на анализе конкурентных
преимуществ Нижегородской области.


Важным конкурентным преимуществом
региона является:


- наличие мощного интеллектуального
потенциала в научно-технической сфере и высококвалифицированных
кадров.


В настоящее время выполнением научных
исследований и разработок в Нижегородской области занимаются 92
предприятия и организации, в том числе 7 НИИ Российской академии
наук, 20 отраслевых НИИ, 22 конструкторские, проектно-конструкторские
технологические и изыскательские организации, 17 промышленных
предприятий, 7 вузов, 5 НИИ, подведомственных вузам;


- наличие организаций различных форм
собственности, деятельность которых направлена на вовлечение
научно-технического потенциала региона в хозяйственный оборот.


В том числе: технопарк Нижегородского
государственного технического университета (НГТУ),
инновационно-технологический центр Нижегородского государственного
университета им. Н.И. Лобачевского (ННГУ), технопарк ВНИИЭФ-Конверсия
(г. Саров), технопарк "Авангард" (г. Саров), Нижегородский
научно-информационный центр, Нижегородский фонд поддержки малого
бизнеса и др.;


- развитые высокотехнологические
производства.


Приоритетными направлениями развития
науки, технологий и техники Нижегородской области на среднесрочную
перспективу являются:


- информационно-телекоммуникационные
технологии и электроника, авиационные технологии, машиностроение для
атомной энергетики, новые материалы, химические технологии, новые
транспортные технологии, перспективные вооружения, военная и
специальная техника, производственные технологии, технологии живых
систем, экология и рациональное природопользование, энергосберегающие
технологии;


- отвечающая современным требованиям
многоуровневая система подготовки кадров по широкому спектру
специальностей, востребованных на рынке труда.


В области работают 16 вузов и более 1
500 средне-специальных учебных заведений:


- развитая транспортная и
коммуникационная инфраструктура;


- сформированная политическая воля
органов государственной власти области в отношении необходимости
перехода к инновационному укладу экономики.


В то же время анализ динамики
развития промышленности Нижегородской области позволяет отметить
стойкие негативные последствия кризисных явлений в экономике,
повлекших за собой существенное падение уровня инновационной
активности с 60 - 70% в 60 - 80-е гг., до 20% в начале 90-х годов XX
века и, наконец, до 15% в 2002 г.


Переход к рыночным отношениям и
экономический кризис отразились на состоянии науки в связи с
невысоким уровнем ее финансирования. Доля расходов государственного
бюджета на фундаментальные научные исследования в последние годы
составляла не более 0,1% от ВВП.


Поддержка инновационной деятельности
из средств областного бюджета с 1995 года не осуществлялась, что
также явилось причиной низкой инновационной активности организаций
региона. На промышленных предприятиях области самофинансирование
остается основным источником покрытия затрат на технологические
инновации.


В области имеется достаточный
потенциал выполняемых исследовательских работ, но крайне мал удельный
вес разработок - конечной стадии НИОКР. Доля научно-технических
разработок за последние годы достигла своего пика в 2002 году,
составив всего 26%, что противоречит мировой практике, где подобная
структура характеризуется в среднем следующими отношениями:
фундаментальные исследования - 15%, прикладные - 25 - 30%, разработки
- 55 - 60%.


При этом наблюдается ежегодное
снижение численности работников, занимающихся научными исследованиями
и разработками. За последние пять лет их численность сократилась на
14,3%, в том числе исследователей - на 15,3%, что может негативно
сказаться на инновационном процессе в области. В то же время,
динамика и качественный состав научных кадров служит индикатором
экономического состояния, как отдельного региона, так и страны в
целом.


Необходимо отметить ключевые
проблемы, сдерживающие развитие инновационной деятельности в целом в
стране и в области, в частности:


1. Недостаточная нормативно-правовая
база о государственной политике в инновационной сфере.


2. Отсутствие целостной системы
экономических и правовых механизмов регулирования процесса
коммерциализации законченных НИОКР.


3. Отсутствие эффективной
инфраструктуры инновационной деятельности и защиты интеллектуальной
собственности при трансфере наукоемких технологий.


4. Отсутствие механизмов вовлечения в
хозяйственный оборот местных технологических и интеллектуальных
ресурсов.


5. Недостаточная ориентация
отечественных предприятий на отечественную прикладную науку как
источник инноваций.


6. Слабое развитие механизмов
финансирования рисковых проектов (венчурное инвестирование).


7. Старение научных кадров,
недостаточный приток молодежи, отток обученной молодежи из сферы
науки.






ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
"НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ -


ТЕРРИТОРИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ"






Политику
Нижегородской области в отношении развития инновационной деятельности
целесообразно строить на основе консолидации интересов и ресурсов
различных структур, от федеральных органов законодательной и
исполнительной власти до коммерческих структур, в том числе и
иностранных.


Опыт развитых стран показывает, что в
наибольшей степени задачам развития инновационной экономики и
внешнеэкономических связей, увеличения производства и экспорта,
реализации передовых технологий, создания стабильных источников
доходов бюджета в современных условиях отвечает создание территорий
инновационного развития (ТИР).


Территории инновационного развития -
это территории с высоким научно-техническим потенциалом, компактная
микромодель общества с экономикой, основанной на знаниях, на которых
введен режим экономического благоприятствования.


ТИР должны стать испытательным
полигоном для отработки новых элементов включения экономики области в
международное разделение труда и привлечения инвестиций.


Основной целью создания ТИР является
активизация выпуска товаров глубокой промышленной переработки и
технологий, в том числе промышленного назначения, посредством
использования интеллектуальной собственности и осуществления
инноваций, конкурентоспособных на внутреннем рынке Российской
Федерации и на мировых рынках.


Основными задачами проекта
"Нижегородская область - территория инновационного развития"
являются:


- разработка и принятие нормативных
правовых актов, создающих благоприятные правовые и экономические
условия для инновационной деятельности на территории Нижегородской
области;


- разработка механизмов и методики
создания и функционирования технико-внедренческих зон для дальнейшего
тиражирования в Нижегородской области и других регионах России;


- создание и развитие инфраструктуры
инновационной деятельности и инновационно - активных предприятий;


- разработка и внедрение нормативной
базы, регулирующей коммерциализацию результатов НИОКР и
обеспечивающей юридически значимые действия и процедуры введения
интеллектуальной собственности в гражданский оборот;


- эффективное использование научного
и научно-образовательного, научно-производственного потенциала
области;


- привлечение иностранного и
отечественного капиталов, для реализации отобранных на конкурсной
основе перспективных инновационных проектов, развитие механизмов
финансирования рисковых проектов;


- расширение экспортного потенциала
Нижегородской области, насыщение рынка импортозамещающей продукцией;


- подготовка высококвалифицированных
менеджерских кадров, работающих в инновационной сфере, способных
управлять моно- и мегапроектами и др.






ОБРАЗОВАНИЯ С ВЫСОКИМ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ


ОБЛАСТИ, ПЕРСПЕКТИВНЫЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
ВОЗМОЖНОСТИ


СОЗДАНИЯ НА ИХ БАЗЕ ТИР






В качестве первого
этапа проекта целесообразно рассмотреть возможность создания
компактных модельных объектов, демонстрирующих взаимодействие всех
участников экономического процесса.


На основании имеющегося опыта работы
инновационных структур в НГТУ, ННГУ, опыта функционирования ТПЗ для
Нижегородской области наиболее перспективными являются следующие
модели:


1. Нижегородский региональный
технопарк на базе университетского комплекса НГТУ. Эта модель ТИР не
имеет территориальных ограничений и выделяется лишь статусом
управляющей компании, которая осуществляет исследовательские,
консалтинговые, экспертные, маркетинговые, организационные,
информационные, юридические, методологические и др. услуги в области
инновационных технологий.


Региональный технопарк позволяет
развиваться, в том числе инновационным, фирмам, работающим в
промышленном секторе экономики, для деятельности которых необходимы
производственные площади. Объединение инновационных фирм как
юридического лица будет представлено в виде некоммерческого
партнерства. При этом инновационная фирма (член объединения),
пользуясь всеми видами государственной поддержки, никоим образом не
стеснена в своей производственной деятельности.


Этот проект может быть реализован в
настоящее время, т.к. предпосылки для формирования регионального
технопарка на сегодняшний день практически уже созданы:


принят Закон Нижегородской области "О
государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской
области", предоставляющий преференции субъектам инфраструктуры
инновационной деятельности;


принята программа "Инновации и
высокие технологии в промышленности Нижегородской области на период
2003 - 2005 гг.", утвержденная постановлением Правительства
Нижегородской области от 08.08.2003 № 238, в которой предусмотрено
выделение средств на развитие инновационной инфраструктуры;


реализация этого проекта не требует
значительных финансовых затрат, т.к. инфраструктура уже создана, и по
своим экономическим и научным показателям Нижегородский технопарк при
НГТУ занимает второе место в России.


2. Кластер инновационного развития,
который имеет четко определенные границы. Данному типу модели
соответствует территория инновационного развития с границами пр.
Гагарина - Окский откос - Дворец спорта - университетский городок,
включающая в себя базовый университет (ННГУ), интегрированный с
институтами РАН; земельный участок, на котором расположены
инновационно-активные компании; необходимые элементы инфраструктуры
поддержки инновационной деятельности.


Целесообразность создания модельного
объекта на базе Нижегородского госуниверситета обусловлена тем, что
ННГУ обладает признанным научно-образовательным потенциалом, развитой
инфраструктурой и практическим опытом инновационной деятельности, а
также является одним из основных участников объединенного
учебно-научного центра "Нижегородский объединенный
учебно-научный центр университета и институтов РАН".


Инновационная территория такого типа
предназначена для развития инновационных фирм, работающих в области
высоких технологий (Hi-Tech-технологий).


3. Создание технопарков в
промышленных городах области (например, в Арзамасе, Дзержинске,
Павлове, Сарове, на Бору).


4. Муниципальные образования -
наукограды, государственные научные центры, федеральные центры науки
и высоких технологий, например, г. Саров.


5. Производственно-промышленная зона
(ППЗ) - это производственная зона, когда на существующем промышленном
предприятии (далее - базовое предприятие) с целью повышения его
инвестиционной привлекательности, финансовой и экономической
поддержки вводится для участников зоны режим экономического
благоприятствования.


Прообразом ППЗ могут служить
территориально-производственные зоны (ТПЗ). В Нижегородской области
существует богатый опыт функционирования ТПЗ. С 1995 по 2000 годы ТПЗ
были созданы на 11 предприятиях области, в которых работала 51
фирма-участник ТПЗ.






ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


"НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ -
ТЕРРИТОРИЯ


ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ"






Реализация проекта
предполагает достижение экономических и культурных изменений в
Нижегородской области. Эти изменения будут носить системный характер
и в конечном итоге должны обеспечить повышение конкурентоспособности
региона. Основные результаты создания ТИР определяются их миссией,
целями, приоритетными направлениями. С точки зрения целевых групп
создание ТИР и разработка инновационной стратегии будут иметь
следующие результаты.






Реализация Концепции
обеспечит:


для компаний региона:


- привлечение ресурсов (финансовых,
интеллектуальных, человеческих и т.д.) для реализации инновационных
проектов;


- создание стартовых условий для
малого инновационного бизнеса;


- развитие инфраструктуры поддержки
инновационного бизнеса;


- улучшение бизнес-культуры и
повышение инвестиционной привлекательности региона;


- рост предложения новых технологий
для потребностей бизнеса;


- повышение возможностей для
подготовки квалифицированных специалистов;


- рост авторитета бизнеса;


- улучшение экономической и
социальной среды в регионе;


для научных, научно-производственных
и образовательных организаций:


- формирование рынка НИОКР;


- накопление опыта и знаний в области
коммерциализации научного потенциала;


- осуществление взаимовыгодного
сотрудничества с малым бизнесом и крупными компаниями;


- увеличение спроса на
образовательные услуги;


для организаций инновационной
инфраструктуры:


- развитие рынка услуг;


- повышение возможностей
инновационной инфраструктуры;


- подготовку квалифицированных
специалистов.


Общими результатами реализации
создания ТИР, которые повлияют на уровень жизни населения
Нижегородской области в целом, являются:


- увеличение налоговой базы и
бюджетной обеспеченности;


- создание новых рабочих мест;


- повышение качества жизни;


- повышение эффективности власти;


- сокращение структурной безработицы.






ОРГАНИЗАЦИЯ
ФИНАНСИРОВАНИЯ ТИР






Большая
разнородность типов ТИР осложняет выработку универсального механизма
их финансирования.


При реализации проекта создания ТИР
самым сложным вопросом является вопрос финансирования инженерного
обустройства и строительства объектов инфраструктуры на территории
ТИР. Под инфраструктурой понимается развитие транспортной сети,
водоэнергоснабжения, телекоммуникаций, строительство офисов,
гостиниц, сети досуга.


Основными путями привлечения
необходимого капитала могут быть:


- средства областного и местного
бюджетов (прямое финансирование, налоговые преференции и др.);


- эмиссия уставного капитала компании
развития ТИР;


- привлечение кредитов от иностранных
фирм или отечественных финансовых структур;


- взимание предоплаты за пользование
объектами инфраструктуры ТИР с инвесторов и будущих резидентов ТИР и
др.






ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ТИР






Задачи органов
государственной власти Нижегородской области по созданию и развитию
ТИР определяются необходимостью проведения единой региональной
политики, совершенствования законодательной и иной нормативной базы
по ТИР, координации и упорядочения проводимых в области работ по
созданию и функционированию ТИР.


На первом этапе:


Разработка стратегии инновационной
деятельности и принятие нормативной правовой базы по развитию
инновационной деятельности в Нижегородской области, в т.ч. и по
созданию и функционированию ТИР:


- Закона Нижегородской области от
15.09.2003 № 79-З "О государственной поддержке инновационной
деятельности в Нижегородской области";


- программы "Инновации и высокие
технологии в промышленности Нижегородской области на период 2003 -
2005 гг.", утвержденной постановлением Правительства
Нижегородской области от 08.08.2003 № 238;


- Концепции "Нижегородская
область - территория инновационного развития".


На втором этапе:


на федеральном уровне:


- подготовка предложений о разработке
проекта федерального закона о территории инновационного развития в
Нижегородской области;


- подготовка предложений о разработке
проекта федеральной целевой программы "Создание и развитие ТИР в
Нижегородской области";


- разработка механизмов привлечения
российских и иностранных инвестиций;


на областном и местном уровнях:


- разработка программы развития ТИР и
мониторинг реализации этой программы;


- разработка совместно с
администрациями городов и районов предложений по созданию ТИР.












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru