ПОСТАНОВЛЕНИЕ Законодательного
Собрания области от 11.12.2003 № 771-III
"О СОХРАНЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО
ЦЕНТРА Г. НИЖНИЙ НОВГОРОД"
Официальная публикация в СМИ:
"Нижегородские новости", N
236(2928), 24.12.2003
["Правовая среда", N
50(496), 24.12.2003]
Документ
получен по официальной рассылке Законодательного Собрания
Нижегородской области. -
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ
СОБРАНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2003 г. № 771-III
О СОХРАНЕНИИ
ИСТОРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА Г. НИЖНИЙ НОВГОРОД
-
Законодательное
Собрание области отмечает, что исторический центр города Нижний
Новгород - территория "Старый Нижний Новгород", границы
которой и режимы использования были утверждены решением
Нижегородского областного Совета народных депутатов от 30 ноября 1993
года № 370-м "Об установлении границ исторических территорий г.
Нижнего Новгорода".
На территории "Старый Нижний
Новгород" расположено 520 объектов культурного наследия из 700
имеющихся в городе Нижний Новгород, которые образуют на указанной
территории обширную совокупность зданий и сооружений. Общий
неповторимый и уникальный характер застройки улиц и площадей,
традиционные черты облика поселения, виды на природные и
архитектурные ансамбли представляют большой исторический,
художественный и научный интерес и показывают уровень творчества
предшествующих поколений нижегородцев.
Территория исторического центра
является инвестиционно привлекательной в последние 10 лет. Здесь
ведется активная градостроительная деятельность, создавшая реальную
угрозу безвозвратной потери исторического статуса территории и
ведущая к утратам культурной ценности и разрушению исторической
среды.
Для разработки мер по сохранению
исторического центра 13 ноября 2003 года в Законодательном Собрании
области проводились депутатские слушания по теме "Сохранение
исторического центра г. Нижний Новгород и проблемы правового
обеспечения градостроительной деятельности", на которых были
выработаны необходимые рекомендации.
Законодательное Собрание области
постановляет:
1. Считать работу по сохранению
объектов культурного наследия исторического центра г. Нижний Новгород
важнейшей задачей органов государственной власти области, органов
местного самоуправления г. Нижний Новгород, организаций,
расположенных на его территории, и граждан.
2. Принять прилагаемые рекомендации
депутатских слушаний по теме "Сохранение исторического центра г.
Нижний Новгород и проблемы правового обеспечения градостроительной
деятельности" за основу для выработки практических мер по
осуществлению этой работы.
3. Предложить комитетам
Законодательного Собрания области разработать план законопроектной
работы с учетом указанных рекомендаций депутатских слушаний.
4. Рекомендовать Правительству
Нижегородской области и органам местного самоуправления г. Нижний
Новгород до 1 июля 2004 года разработать план мероприятий,
обеспечивающих сохранение облика исторического центра, и предоставить
его на утверждение Законодательного Собрания области.
5. В целях популяризации культурного
наследия г. Нижний Новгород до разработки областной программы
"Сохранение исторического центра г. Нижний Новгород" за
счет средств областного бюджета рекомендовать Правительству
Нижегородской области до 1 марта 2004 года:
5.1. Подготовить материалы обо всех
объектах культурного наследия, находящихся на территории
исторического центра г. Нижний Новгород, раскрывающие их
историко-культурную ценность, для использования в библиотеках,
учебных заведениях, учреждениях культуры и в качестве пособий для
изучения в различных формах.
5.2. Организовать мероприятия,
направленные на популяризацию объектов культурного наследия.
5.3. Принять меры по обучению
руководителей предприятий и организаций, занимающихся
градостроительной деятельностью на территории исторического центра г.
Нижний Новгород, на территории исторических поселений, в зонах охраны
памятников, для получения ими необходимых знаний о ценности
культурного наследия Нижегородской области и порядке организации
хозяйственной деятельности на указанной территории и в зонах.
6. Рекомендовать редакционному
издательскому центру "Нижегородские новости" до 1 февраля
2004 года опубликовать в одноименной газете перечень объектов
культурного наследия, расположенных на территории исторического
центра г. Нижний Новгород и включенных в Единый государственный
реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, и
ввести постоянную рубрику, информирующую об историко-культурной
ценности отдельных объектов.
7. Контроль за исполнением настоящего
постановления возложить на комитет Законодательного Собрания по
социальным вопросам и депутата А.А. Серикова.
-
Председатель Собрания
Е.Б.ЛЮЛИН
-
РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЕПУТАТСКИХ СЛУШАНИЙ
по теме: "Сохранение
исторического центра
г. Нижний Новгород и проблемы
правового обеспечения
градостроительной деятельности"
-
Депутатские слушания
по теме: "Сохранение исторического центра г. Нижний Новгород и
проблемы правового обеспечения градостроительной деятельности"
состоялись 13 ноября 2003 года в г. Нижний Новгород. Организатором
депутатских слушаний выступило Законодательное Собрание области. В
работе депутатских слушаний приняли участие свыше 60 человек:
депутаты, руководители и специалисты органов государственной власти и
органов местного самоуправления, ученые и специалисты в сфере
архитектуры и градостроительства, охраны культурного наследия
Нижегородской области, эксперты из городов Москва и Санкт-Петербург.
Проведение депутатских слушаний
обусловлено необходимостью критического осмысления процессов,
происходящих на территории исторического центра города, ведущих к
потере его исторического статуса в результате активной
градостроительной и иной хозяйственной деятельности, проводимой без
учета значимости культурного наследия "Старого Нижнего
Новгорода", где сосредоточено более 500 объектов культурного
наследия из 1 400, поставленных на учет в области, и 700,
поставленных на учет в г. Нижний Новгород.
Депутатские слушания проводятся с
целью:
1. Оценки работы органов
государственной власти и органов местного самоуправления по
сохранению культурного наследия в ходе градостроительной деятельности
на территории исторического центра г. Нижний Новгород.
2. Формирования предложений по
разработке нормативных правовых актов в соответствии с Федеральным
законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного
наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской
Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации от 7
мая 1998 года № 73-ФЗ, Градостроительным кодексом Нижегородской
области от 16 апреля 2001 года № 177-З и Земельным кодексом
Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 126-ФЗ.
3. Анализа положения дел по
реализации прав граждан на доступ к объектам культурного наследия.
Участники депутатских слушаний
отмечают:
наличие в историческом центре г.
Нижний Новгород высокой концентрации объектов культурного наследия
XVI, XVII, XVIII, XIX, XX веков является предметом гордости для
нижегородцев и представляет достояние культуры России, требует
адекватных мер по их сохранению;
сохранение высокой инвестиционной
привлекательности земли и недвижимого имущества для осуществления
градостроительной и иной хозяйственной деятельности;
наличие положительных примеров
восстановления (реконструкции) объектов культурного наследия, а также
постройки новых зданий с сохранением историко-архитектурного облика
застраиваемой территории;
решение социальных вопросов, в том
числе по ликвидации ветхого фонда.
Вместе с тем:
1. Создалась реальная угроза потери
исторического облика и статуса территории "Старый Нижний
Новгород", границы которой утверждены решением Нижегородского
областного Совета народных депутатов от 30 ноября 1993 года № 370-м
"Об установлении границ исторических территорий г. Нижнего
Новгорода", в связи с недостаточным вниманием, уделяемым
сохранению объектов культурного наследия и качеству исторической
среды, в результате проводимой политики в области градостроительства,
управления имущественным комплексом и земельными ресурсами на
указанной территории, а также в целом исторического статуса г. Нижний
Новгород.
2. Застройка территории исторического
центра ведется без утвержденной в установленном порядке
градостроительной документации о застройке, отсутствуют правила
застройки, устанавливающие порядок осуществления градостроительной
деятельности на территории исторического центра, историко-культурный
опорный план, проекты зон охраны объектов культурного наследия.
3. Не разработаны комплексные
программы по сохранению объектов культурного наследия и ценной
исторической среды во всем их многообразии на областном и
муниципальном уровне.
4. Отсутствует комплексный подход к
реконструкции застройки кварталов в исторической части города Нижнего
Новгорода, имеет место выборочное строительство зданий под
потребности частных инвесторов. Интересы частных инвесторов
доминируют над государственными и общественными.
5. Повсеместно имеет место
недопустимое увеличение этажности новых объемов и повышение плотности
застройки, что приводит к утрате исторического облика значительных
фрагментов улиц.
6. Имеют место случаи необоснованного
сноса объектов исторической застройки, а также существенного
изменения облика объектов культурного наследия в условиях отсутствия
действенного контроля за ведением ремонтно-реставрационных работ.
Прежде всего, это касается памятников деревянной архитектуры. До 2003
года имело место проведение реконструкции объектов исторической
застройки с изменением внешнего облика объектов культурного наследия.
7. Не организован учет объектов, не
имеющих статуса памятников истории и культуры, находящихся в границах
исторической территории г. Нижний Новгород, и ценных объектов
исторической застройки, отсутствует механизм их сохранения,
использования, популяризации и государственной охраны; в Едином
государственном реестре объектов культурного наследия (памятников
истории и культуры) народов Российской Федерации по Нижегородской
области (далее - реестр) зачастую отсутствует полная и достоверная
информация по объектам, наличие которой позволяет объективизировать
принимаемые решения и повысить степень их оперативности; слабо
ведется работа по выявлению объектов, представляющих историческую,
научную, художественную и иную культурную ценность, и включению их в
реестр; отсутствует институт государственной историко-культурной
экспертизы.
8. На большинство объектов
культурного наследия нет паспортов, являющихся важной частью
учетно-регистрационной документации по объектам культурного наследия.
9. Не разработаны и не установлены
соответствующими нормативно-правовыми актами зоны охраны и режимы
использования земель и градостроительные регламенты в границах
территорий этих зон для подавляющего большинства объектов культурного
наследия, что приводит к использованию земельных участков вблизи
памятников истории и культуры без учета возможного негативного
влияния для культурного наследия. На территориях установленных зон
охраны памятников истории и культуры нарушаются режимы их содержания
и использования.
10. Нарушается зонирование территории
города, предусмотренное генеральным планом, что привело в отдельных
случаях к недопустимому увеличению неурегулированного транспортного
потока в историческом центре города, который при отсутствии
транспортной инфраструктуры негативным образом влияет на объекты
культурного наследия, способствует их постепенному разрушению и в
первую очередь - Кремля.
11. Отсутствует порядок участия
граждан, их объединений и юридических лиц в обсуждении и принятии
решений в области градостроительной деятельности и информирования
населения о принимаемых и принятых решениях.
12. Необходимо отметить положительную
деятельность министерства культуры области по реализации требований
федерального законодательства.
Участники депутатских слушаний
рекомендуют:
Органам государственной власти
области и органам местного самоуправления г. Нижний Новгород
определить статус территории "Старый Нижний Новгород",
границы которой утверждены решением Нижегородского областного Совета
народных депутатов "Об установлении границ исторических
территорий г. Нижнего Новгорода", и объявить ее историческим
центром города.
Обеспечить совместное решение
вопросов по сохранению объектов культурного наследия исторического
центра г. Нижний Новгород с участием федеральных государственных
органов.
Безотлагательно провести необходимую
работу по выявлению и постановке на учет, а также популяризации среди
населения области всех объектов культурного наследия.
Разработать региональную целевую
программу "Сохранение исторического центра г. Нижний Новгород и
его социально-экономическое развитие", обеспечив необходимыми
ресурсами ее реализацию.
Рассмотреть возможность создания
самостоятельных органов по охране культурного наследия на областном и
муниципальных уровнях.
В этой связи:
1. Законодательному Собранию
Нижегородской области:
1.1. Разработать и принять закон
Нижегородской области, регламентирующий статус исторической
территории "Старый Нижний Новгород" и направленный на ее
устойчивое развитие. Также разработать и принять нормативные правовые
акты, определяющие порядок создания на территории городов и других
поселений территорий с особым организационно-правовым статусом
управления земельно-имущественным комплексом в целях сохранения
историко-культурной среды.
1.2. Для реализации Федерального
закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и
культуры) народов Российской Федерации" разработать и принять
закон Нижегородской области "Об объектах культурного наследия
(памятниках истории и культуры) Нижегородской области, предусмотрев в
нем:
1) порядок создания на территории
городов и других поселений территорий с особым
организационно-правовым статусом управления земельно-имущественным
комплексом в целях сохранения историко-культурной среды;
2) полномочия органов местного
самоуправления в отношении объектов культурного наследия;
3) порядок формирования,
финансирования (в том числе за счет средств, получаемых от
использования находящихся в государственной собственности области
объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных
объектов культурного наследия) и реализации региональных программ
сохранения, использования, популяризации и государственной охраны
объектов культурного наследия регионального и местного
(муниципального) значения;
4) порядок принятия решения о
включении объекта культурного наследия регионального значения или
объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в
реестр;
5) порядок изменения категории
историко-культурного значения объекта культурного наследия
регионального значения;
6) порядок установки информационных
надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального
значения или объекты культурного наследия местного (муниципального)
значения;
7) определение органа государственной
власти, уполномоченного устанавливать порядок определения размера
оплаты историко-культурной экспертизы, касающейся объектов
культурного наследия регионального значения, объектов культурного
наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов
культурного наследия, объектов, представляющих собой
историко-культурную ценность, объектов, обладающих признаками объекта
культурного наследия, а также земельных участков, подлежащих
хозяйственному освоению;
8) порядок утверждения границ зон
охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны
особо ценных объектов культурного наследия народов Российской
Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список
всемирного наследия), режимов использования земель и
градостроительных регламентов в границах данных зон в отношении
объектов культурного наследия регионального значения и объектов
культурного наследия местного (муниципального) значения;
9) порядок согласования проектов
проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных,
хозяйственных и иных работ на территории объектов культурного
наследия регионального и местного (муниципального) значения,
выявленных объектов культурного наследия и в зонах их охраны, а также
на земельных участках или участке водного объекта, в пределах которых
располагается объект археологического наследия;
10) порядок проектирования и
проведения работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их
территорий, проектирования и проведения землеустроительных, земляных,
строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории
достопримечательного места, а также в зонах охраны объекта
культурного наследия в отношении объектов культурного наследия
регионального и местного (муниципального) значения, выявленных
объектов культурного наследия;
11) порядок ограничения или
запрещения движения транспортных средств на территории объекта
культурного наследия или в его зонах охраны в случае угрозы нарушения
целостности и сохранности данного объекта;
12) порядок выдачи задания на
проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и
разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного
наследия, а также согласования проектной документации на проведение
работ по сохранению объекта культурного наследия в отношении объектов
культурного наследия регионального значения и местного
(муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия;
13) порядок организации
историко-культурного заповедника регионального значения, определения
его границ и режимов его содержания;
14) порядок регулирования
градостроительной деятельности в историческом поселении, включая
согласование градостроительной документации и градостроительных
регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов
культурного наследия и их зон охраны, включаемых в правила застройки
муниципальных образований;
и другое.
1.3. Инициировать в Правительстве
Российской Федерации вопрос об ускорении разработки и принятия
федерального закона о разграничении собственности на объекты
культурного наследия (памятники истории и культуры) народов
Российской Федерации, находящиеся в государственной собственности.
1.4. Создать целевой бюджетный фонд
"Сохранение культурного наследия Нижегородской области",
разработать положение о нем, определив источники доходов фонда, в том
числе внебюджетные.
1.5. Обеспечить рассмотрение
рекомендаций депутатских слушаний на заседаниях комитетов (по
экологии, природопользованию и градостроительству, промышленности и
экономике, по социальным вопросам) с целью вынесения их на
рассмотрение Законодательного Собрания и принятие проекта
постановления Законодательным Собранием.
1.6. Создать временную депутатскую
комиссию по культурному наследию для проведения анализа по соблюдению
действующего законодательства, в том числе при разработке
градостроительной и проектной документации и градостроительных
регламентов, и подготовке предложений по совершенствованию
нормативной правовой базы, регулирующей данную область.
2. Правительству Нижегородской
области:
2.1. Разработать региональную целевую
программу "Сохранение исторического центра г. Нижний Новгород и
его социально-экономическое развитие" совместно с администрацией
г. Нижний Новгород. Завершить разработку в установленные сроки и
внести в декабре 2003 года на рассмотрение Законодательного Собрания
области закон Нижегородской области "Об объектах культурного
наследия Нижегородской области".
2.2. Обеспечить формирование целевого
бюджетного фонда сохранения, использования, популяризации и
государственной охраны культурного наследия Нижегородской области.
2.3. Организовать проведение
мониторинга на статусных объектах, представляющих историко-культурную
значимость, расположенных на исторических территориях г. Нижний
Новгород, и разработать мероприятия по сохранению наиболее ценной их
части.
2.4. Сформировать наблюдательный
совет по контролю за сохранением культурного наследия в историческом
центре города в составе представителей органов государственной
власти, органов местного самоуправления и общественных объединений
граждан.
2.5. Подготовить мероприятия по
государственной охране и контролю за состоянием объектов культурного
наследия, расположенных в историческом центре г. Нижний Новгород, в
полном объеме в соответствии с требованиями Федерального закона "Об
объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов
Российской Федерации", вынести на согласование Законодательного
Собрания области и обеспечить их реализацию в первой половине 2004
года.
2.6. Продолжить работу по составлению
Свода объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)
Нижнего Новгорода и Свода ценной исторической застройки Нижнего
Новгорода и доведению материалов сводов до широкой общественности.
2.7. Инициировать в Правительстве
Российской Федерации вопрос об ускорении разработки и принятия
федерального закона о разграничении собственности на объекты
культурного наследия (памятники истории и культуры) народов
Российской Федерации, находящиеся в государственной собственности.
3. Городской Думе города Нижний
Новгород:
3.1. Проанализировать до 1 июля 2004
года выполнение генерального плана г. Нижний Новгород, утвержденного
Городской Думой г. Нижний Новгород в 1999 году, внести генеральный
план города и его пригородной зоны на утверждение Законодательного
Собрания области в июле 2004 года.
3.2. Разработать и принять до 1 июля
2004 года следующую научно-проектную и градостроительную
документацию, а также нормативные правовые акты в сфере охраны
культурного наследия:
3.2.1. Правила застройки и
землепользования для территории исторического центра города,
обеспечить разработку историко-культурного опорного плана, проекты
зон памятников истории и культуры и градостроительных регламентов
использования земельных участков и иных объектов недвижимости в
границах исторических территорий города Нижнего Новгорода.
3.2.2. Порядок участия граждан, их
объединений и юридических лиц в обсуждении и принятии решений в
области градостроительной деятельности и информирования населения о
принимаемых и принятых решениях.
3.2.3. Порядок проведения конкурсов
на разработку градостроительной документации и архитектурных
проектов.
3.2.4. Порядок финансирования
мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране
объектов культурного наследия за счет средств, получаемых от
использования находящихся в муниципальной собственности объектов
культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов
культурного наследия.
3.2.5. Порядок установления арендной
платы и ее размеров в отношении объектов культурного наследия,
находящихся в муниципальной собственности, с учетом стимулирования
инвестиций в сохранение объектов культурного наследия.
3.2.6. Порядок организации
историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения,
определения его границ и режимов его содержания.
3.2.7. Концепцию развития
инфраструктуры автомобильного транспорта на территории города Нижнего
Новгорода.
3.3. Проанализировать до 1 июля 2004
года объем и структуру доходов, полученных администрацией города в
1999 - 2003 годах от совместной с инвесторами деятельности по
застройке территории исторического центра, как основных инвестиций,
направляемых на развитие территории и формирование благоприятной
среды жизнедеятельности населения.
4. Главе и администрации г. Нижний
Новгород:
4.1. Разработать до 1 апреля 2004
года концепцию программы и до 1 июля 2004 года программу "Сохранение
исторического центра г. Нижний Новгород и его социально-экономическое
развитие" совместно с Правительством Нижегородской области.
4.2. Разработать до 1 июля 2004 года
следующую градостроительную документацию, а также нормативные
правовые акты в сфере охраны культурного наследия.
4.2.1. Историко-культурный опорный
план, проекты зон охраны градостроительные регламенты территории
исторического центра г. Нижнего Новгорода (совместно с министерством
культуры Нижегородской области).
4.2.2. Проект планировки
исторического центра г. Нижний Новгород.
4.2.3. Правила застройки и
землепользования и градостроительные регламенты для территории
исторического центра г. Нижний Новгород.
4.2.4. Генеральную схему развития
дорог г. Нижний Новгород и приступить к реализации мероприятий по
уменьшению транспортных потоков в историческом центре г. Нижний
Новгород, в первую очередь транзитных.
4.3. Обеспечить порядок
предоставления земельных участков под новое строительство в
соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом
комплексной реконструкции кварталов. Обеспечить выбор инвестора по
реконструкции кварталов застройки исторической территории города
посредством проведения открытых конкурсов на лучшее градостроительное
и инвестиционное предложение по реконструкции соответствующей
территории.
4.4. При предоставлении земельных
участков под застройку и реконструкцию в историческом центре г.
Нижний Новгород в договорах на проведение строительных работ
предусматривать сроки не более 12 месяцев с момента получения
разрешения на строительство до момента приемки здания в эксплуатацию.
4.5. Проводить общественные слушания
по вопросам строительства отдельных зданий и реконструкции
квартальной застройки по каждому объекту.
-
Участники
депутатских слушаний считают целесообразным организацию регулярных
обсуждений проблем градостроения с расширением круга обсуждаемых
проблем и состава участников.
-
Рекомендации приняты
на депутатских слушаниях по теме:
"Сохранение исторического центра
г. Нижний Новгород и проблемы правового обеспечения градостроительной
деятельности".
-
13 ноября 2003 года
-
|