ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства
Нижегородской области от 23.12.2003 № 371
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
получен из Эталонного банка данных правовой информации администрации
Губернатора Нижегородской области. -
ПРАВИТЕЛЬСТВО
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2003 г. № 371
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
КОНЦЕПЦИИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ
В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
-
В целях реализации
Указа Президента Российской Федерации от 14.05.1996 № 712 "Об
основных направлениях государственной семейной политики" и
укрепления социального института семьи Правительство Нижегородской
области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию
семейной политики в Нижегородской области (далее - Концепция).
2. Министерству труда и социальной
защиты Нижегородской области обеспечить разработку плана действий по
реализации Концепции и представить его на рассмотрение Правительства
Нижегородской области в марте 2004 года.
3. Органам государственной власти
Нижегородской области, находящимся в подчинении Губернатора
Нижегородской области, считать одной из приоритетных задач работу,
направленную на улучшение условий и повышение качества жизни семьи, и
при разработке проектов программ и иных нормативных правовых актов
учитывать положения Концепции.
4. Управлению общественных связей
администрации Губернатора Нижегородской области обеспечить
информирование общественности об основных положениях Концепции.
5. Рекомендовать органам местного
самоуправления городов и районов Нижегородской области разработать
муниципальные программы семейной политики с учетом Концепции, а также
обеспечивать приоритетное финансирование этих программ.
-
Губернатор области
Г.М.ХОДЫРЕВ
-
Утверждена
постановлением
Правительства области
от 23.12.2003 № 371
-
КОНЦЕПЦИЯ
СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ
-
1. ВВЕДЕНИЕ
-
На каждом витке
своего развития от общества и органов государственной власти и
органов местного самоуправления требуется пересмотр целей, задач,
средств и методов социальной работы с различными группами населения,
учет происходящих изменений в объектах и субъектах социальной
политики.
Семья - один из основных социальных
институтов общества, претерпевающих серьезную трансформацию в ходе
происходящих перемен в российском обществе и в мире в целом.
Одной из задач государственной
семейной политики является преодоление неблагоприятных последствий
данной трансформации, которые в своей совокупности характеризуют
кризис семьи как социального института. Этот кризис является
всеобщим, но приобретает в каждой стране и регионе специфическую
окраску. В Нижегородской области так же, как и в России в целом, он
усугубляется особенностями нашего исторического пути,
социально-экономическим кризисом и все еще сохраняющимся низким
жизненным уровнем значительной части населения.
Семья как социальный институт
оказалась ослабленной и перестала на должном уровне выполнять
основные функции, прежде всего репродуктивную и воспитательную. В
этих условиях государственная семейная политика стала рассматриваться
главным образом как организуемая, направляемая и финансируемая
государством социальная защита семьи от снижения уровня ее
благосостояния. В связи с этим, главный упор делался на необходимость
компенсации этого снижения путем предоставления семьям материальной
помощи, но объем этой помощи оставался довольно скромным ввиду
нехватки финансовых ресурсов. Эта помощь лишь в незначительной
степени компенсировала инфляционное падение уровня жизни, так как
кроме семьи в помощи нуждаются одиноко проживающие пенсионеры,
беженцы и т.д. Поддержка малоимущих семей находится в плане
первоочередных мер, но Концепция семейной политики современного
уровня предполагает также формулировку долгосрочных задач и мер.
Семейная политика призвана системно
решать задачи укрепления семьи и семейных ценностей, обеспечения ее
интересов в процессе общественного развития, создания необходимых
условий для реализации семьей своих функций на основе преимущественно
самостоятельного жизнеобеспечения, обеспечения защиты
социальноуязвимых семей.
Концепция семейной политики в
Нижегородской области (далее - Концепция) разработана с учетом
социального состояния, тенденций и перспектив развития института
семьи. При этом в контексте данного документа семья рассматривается
не только как объект, но и как субъект семейной политики.
В Концепции наряду с результатами
теоретического анализа представлена система мер по выводу семьи из
кризиса и обеспечению эффективности семейной политики.
-
2. СЕМЬЯ И ЕЕ
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
-
Семья является одной
из самых древних форм социальной жизни и выступает одновременно и как
малая социальная группа, и как социальный институт. Как малая
социальная группа семья объединяет целый спектр различных отношений:
эмоциональных, сексуальных, духовных и др. Как социальный институт
она включает в себя системы норм, ценностей, образцов поведения и
деятельности в рамках социокультурного процесса. Они реализуются в
социальных ролях и статусах.
Семья определяется как исторически
изменяющаяся форма организации совместной жизни людей обоего пола,
группа из двух или нескольких лиц, связанных браком, кровным родством
или усыновлением и живущих вместе. Благодаря выполнению комплекса
социальных функций, которые, в свою очередь, менялись на протяжении
человеческой истории, семья обеспечивала относительную устойчивость
социальных связей и отношений в рамках всей социальной организации
общества. К важнейшим функциям семьи относятся: репродуктивная,
воспитательная, социализирующая, хозяйственно-бытовая, экономическая,
сексуальная, социального контроля, социально-статусная, досуговая,
эмоциональная, духовного общения.
На протяжении XX века семья в России
пережила глубокие перемены. Современная семья приходит на смену
традиционной патриархальной семье: семья перестала быть основной
хозяйственной единицей, семейный статус перестал передаваться по
наследству, выросла социальная мобильность, личные цели индивида
стали превалировать над интересами родства, рост прав и свобод
личности (мужчины и женщины) привел к дальнейшему сокращению
численности нуклеарной семьи (средний размер семьи снизился до 2,9
человека).
Анализ состояния семьи в
Нижегородской области.
В настоящее время в области проживает
около 1 млн семей, в том числе более 500 тыс. семей, воспитывающих
несовершеннолетних детей. Нижегородская область так же, как и Россия
в целом, переживает репродуктивный кризис: смертность превышает
рождаемость в среднем в 2,2 раза, а в сельских районах области - в
2,9 раза (таблица 1, график 1).
-
Таблица 1
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
Родилось |
27 006 |
27 699 |
28 187 |
28 585 |
Умерло
|
62 131 |
65 310 |
66 754 |
68 141 |
Суммарный
коэффициент рождаемости, отражающий число рождений, приходящихся на
одну женщину за всю ее жизнь, в 2002 году в Нижегородской области
составил 1,13 против 1,88 в 1989 году при норме простого
воспроизводства - 2,15. Значительно выросла доля однодетных семей (по
данным органов социальной защиты населения - 72,9% от общего
количества семей с детьми), трех- и двухдетная модели семьи стали
нетипичными, а это означает начало процесса депопуляции.
Нижегородская область превращается в регион с вымирающим населением.
Причем социально-экономический кризис в стране лишь ускорил процесс
смены моделей, но не был причиной этой смены. Проблема осложняется
тем, что происходит изменение ценностных ориентаций - уменьшается
ожидаемое число детей в семье. На основании того, что число ожидаемых
детей систематически падает и достигло цифры 1,83, можно утверждать,
что это не откладывание рождений, а отказ от них. Дети перестают
рассматриваться как непременный компонент семейного производства и
гарант обеспеченной старости родителей. Следовательно, падение
рождаемости - не временное явление, а фундаментальный сдвиг.
-
График 1
-
(в электронном
варианте не приводится)
-
В Нижегородской
области так же, как и по России в целом, отчетливо наблюдается рост
числа разводов при сокращении числа регистрируемых браков.
Вместе с тем, типичным становится
такое явление, как семья с нерегистрируемым браком. По данным
социологических исследований, доля таких семей составляет 12 - 14%.
Значителен удельный вес неполных
семей (более 18%). 22,5% детей в Нижегородской области в 2002 году
рождены вне брака. Свыше 50% детей какую-то часть детства проводят в
неполных семьях. Специалисты делают вывод, что нормальная
социализация детей в условиях полной семьи становится нетипичным
явлением.
Постоянно повышается уровень
"добровольного безбрачия". Он достиг уже 17% среди мужчин и
18,7% среди женщин.
Малодетные и бездетные семьи,
разводы, нерегистрируемые браки, неполные семьи и внебрачная
рождаемость стали не только массовым, но и приемлемым стилем жизни.
Все это характеризует нарастание
нестабильности брака и семьи. Ценности воспроизводства, дети и их
социализация постепенно отступили на задний план по сравнению с
развитием собственной личности, личной карьеры, гедонистическими
ценностями, реализовать которые возможно с успехом и вне рамок
традиционной семьи. Значимость, привлекательность и устойчивость
традиционной полной детной семьи зримо снижаются.
В то же время, именно семья несет на
себе колоссальные отрицательные нагрузки в современном обществе:
падение жизненного уровня, безработица и одновременно с этим трудовые
перегрузки членов семей, ухудшение показателей здоровья, жилищные
проблемы и так далее. Все это приводит к снижению ресурсности семьи.
Причем социально-экономический потенциал семьи находится в прямой
зависимости от фактора детности (таблица 2, график 3).
-
Таблица 2
-
УДЕЛЬНЫЙ ВЕС СЕМЕЙ С
ДЕТЬМИ В ЦЕЛОМ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
С ДОХОДАМИ НИЖЕ ЧЕРТЫ БЕДНОСТИ (%)
|
2002 год |
Семьи с 1 ребенком
|
20,6
|
Семьи с 2 детьми
|
44,3
|
Семьи с 3 детьми
|
70,3
|
Семьи с 4 и более детьми |
90,8
|
По данным органов
социальной защиты населения на 1 сентября 2003 года 294 688 семей
являлись получателями детских пособий, то есть имели среднедушевой
доход ниже бюджета прожиточного минимума.
-
График 2
-
(в электронном
варианте не приводится)
-
Вместе с тем, в
Нижегородской области накоплен достаточно большой опыт в решении
проблем семьи. Так, в 2002 году Правительством области была
утверждена Концепция адресной социальной поддержки семьи,
предусматривающая меры поддержки семьи, оказавшейся в трудной
жизненной ситуации. Также в области имеется определенная
материально-техническая база для проведения социальной работы с
семьей. В настоящее время в области действуют 54 муниципальных
учреждения социального обслуживания семьи и детей, в том числе:
- 8 центров социальной помощи семье и
детям;
- 29 социально-реабилитационных
центров для несовершеннолетних;
- 6 реабилитационных центров для
детей и подростков с ограниченными возможностями;
- 11 социальных приютов для детей и
подростков.
В 2003 году создан областной
социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Бригантина".
Также в области работают 13
межрайонных центров планирования семьи и 1 областной.
Однако проведенный анализ состояния
семьи убеждает, что она как сложный социальный институт,
удовлетворяющий лично-семейные по форме, но общесоциальные по сути
потребности, должна находиться под защитой государства. Опыт мирового
сообщества показывает, что институциональные проблемы семьи
эффективнее решаются с помощью специально организованной семейной
политики.
Создаваемая новая Концепция семейной
политики должна учитывать все неблагоприятные факторы, воздействующие
на семью, отражать ее роль и значение в развитии общества, а также
место семьи в структуре общественного производства. Кроме того,
сегодня необходимо не только разрабатывать новые программы, но и
вырабатывать новые механизмы реализации этих программ, в том числе
предусматривая более эффективную организацию деятельности, развития и
финансирования организаций и учреждений, реализующих программы помощи
семье, а также инновационные результативные формы и методы
взаимодействия с семьей.
-
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ
-
Стратегическая цель
семейной политики: укрепление и развитие социального института семьи;
создание и обеспечение условий для наилучшего выполнения семьей своих
основных функций: экономической, репродуктивной, адаптации, защиты,
социализации и психологической поддержки.
Достижение этой цели требует
специальной поддержки со стороны общества и государства успешной
семьи, поощрения семей с детьми.
Это не предполагает дискриминации
других типов семей или отказа им в поддержке. Это означает право
общества на предпочтение и поддержку того типа семьи, который в
наибольшей степени отвечает общественным интересам. То есть семейная
политика должна рассматриваться шире, чем только социальная поддержка
семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Результатом
такой политики, не связанной только с оказанием традиционной помощи в
неблагоприятных стрессовых ситуациях, является упрочение семьи и
семейного образа жизни вообще, распространение такого
социально-экономического, социокультурного и социопсихологического
явления, как успешная семья.
При этом успешной может называться
семья, являющаяся самоценной и самодостаточной и способная обеспечить
следующие положительные результаты в функционировании общества:
а) стабильность демографической
ситуации и оптимальная динамика социума/региона; ориентация
супружеских пар на детный образ жизни, на осознанное родительство;
б) обеспечение здорового генофонда;
воспроизводство, рост и сохранение качественного человеческого
капитала, трудовых ресурсов общества;
в) адекватная включенность семьи в
обеспечение экономического потенциала социума на основе
самообеспечения и самозанятости, т.е. организации неприбыльного
производства продуктов, товаров и услуг, а также на прибыльной
основе, т.е. участии в различных формах предпринимательства.
Максимальная экономическая отдача семей, занятых в государственном
секторе экономики;
г) успешная социализация
подрастающего поколения, формирование у него "вертикали"
социальных и духовно-нравственных потребностей; обеспечение трудовой,
социокультурной, патриотической преемственности поколений.
Приоритет в работе с семьей
необходимо отдать семьям социально и экономически активным, с высоким
жизненным потенциалом. Именно с ними государство сможет строить
партнерские отношения, сменить свою традиционную "патерналистскую"
политику, поощряющую "потребительскую" позицию и
иждивенческие настроения семьи, на мобилизационную политику,
призванную раскрыть потенциал семьи в социально-экономическом
поведении. Это семьи, проявившие успех ранее и готовые в современных
условиях к постоянному духовному, профессиональному, карьерному,
предпринимательскому росту.
Таким полноценным, работоспособным
семьям необходимо оказывать поддержку в создании условий для рождения
и воспитания детей.
Таким образом, семейная политика
должна включать в себя:
1) поддержание института семьи на
уровне реализации его функций;
2) повышение социального статуса
успешной семьи;
3) обеспечение условий для
удовлетворения базовых материальных и духовных потребностей семьи;
4) использование творческого
потенциала семьи в развитии общества.
Концепция семейной политики
современного уровня предполагает также формулировку долгосрочных
задач и мер:
1. Совершенствование семейного
законодательства.
2. Мобилизация финансовых ресурсов в
целях поддержания доступности для семьи необходимого уровня
социальных гарантий (в сфере образования, здравоохранения, в
обеспечении жильем и т.д.).
3. Формирование эффективного
механизма самообеспечения семьи в современных социально-экономических
условиях, в том числе создание условий для обеспечения занятости
трудоспособных членов семьи.
4. Формирование субъектности семьи в
использовании имеющихся возможностей при решении проблем и, таким
образом, преодоление иждивенчества и потребительства семьи в
обществе.
5. Обеспечение организационных и
материальных условий для планирования семьи. Создание благоприятных
условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства,
отцовства и детства.
6. Создание условий для получения
детьми адекватного образования и воспитания, профилактика детской
безнадзорности и правонарушений.
7. Использование творческого
потенциала семьи в развитии общества.
8. Развитие традиционных и создание
новых форм содействия семейному благополучию, совершенствование
системы социальной поддержки, укрепление ресурсности семьи на всех
уровнях.
9. Совершенствование и развитие
системы социальной защиты семьи с объективно пониженными внутренними
ресурсами и семьи, находящейся в кризисной ситуации. Создание
разнообразных возможностей и развитие системы поддерживающих
структур, обеспечивающих для семьи необходимые условия для разрешения
возникающего кризиса и дальнейшего развития семьи.
10. Укрепление различных форм
взаимодействия государственных органов, органов местного
самоуправления, благотворительных, религиозных и иных общественных
организаций, бизнеса, науки, средств массовой информации в поддержку
семьи.
11. Формирование благоприятного
общественного мнения о семье и семейном образе жизни, пропаганда
семейных ценностей.
12. Создание условий для обеспечения
кадрами учреждений и организаций, работающих с семьей.
-
4. ПРИНЦИПЫ СЕМЕЙНОЙ
ПОЛИТИКИ
-
Исходя из целей и
задач семейной политики, можно определить ее основные принципы:
1. Принцип единства целей
государственной семейной политики Российской Федерации и
Нижегородской области.
2. Принцип партнерства семьи и
государства, закрепляющий статус семьи как равного партнера
государства, предполагающий взаимную ответственность сторон и
открывающий ей возможности в различных сферах жизнедеятельности.
3. Принцип базисности, ставящий семью
в центр общественной системы, повышение ее статуса и роли.
4. Принцип суверенности семьи и
свободы образа жизни в соответствии с индивидуальным выбором и
системой нравственных, культурных, социопсихологических предпочтений
членов семьи в рамках правового общества.
5. Принцип опоры на собственные силы,
исходя из которого семья должна как можно меньше зависеть от
государственной помощи и общественной благотворительности.
6. Принцип преемственности и
стабильности государственной семейной политики, создание новых и
поддержка существующих социальных служб и услуг, сохранение и
дальнейшее совершенствование достигнутых социальных гарантий защиты
семьи.
7. Принцип социальной защищенности,
гарантии устойчивого уровня жизни и получения необходимой поддержки
со стороны государства семьям, оказавшимся в трудной жизненной
ситуации.
8. Принцип адресной социальной помощи
и дифференцированной системы мер в отношении семей разных типов и
разного уровня ресурсности, в том числе предоставление гарантий
поддержания социально приемлемого уровня жизни нетрудоспособных
членов семьи и создание условий экономически активным членам семьи
для обеспечения благосостояния на условиях занятости.
9. Принцип гендерной симметрии:
состояние общества, при котором практически реализован принцип равных
прав, свобод и возможностей для женщин и мужчин - равенство в
аспектах здравоохранения, равная поддержка и развитие культуры
материнства и отцовства, равенство занятости на производстве и в
быту.
10. Принцип социального партнерства:
семейная политика осуществляется органами государственной власти и
органами местного самоуправления во взаимодействии с некоммерческими
организациями, в том числе с государственными и муниципальными
учреждениями, благотворительными, религиозными организациями, иными
общественными организациями, коммерческими организациями, а также
семьями и физическими лицами.
11. Принцип научности: принятие
инновационных решений в семейной политике, оценка эффективности
услуг, программ и проектов, опирающихся на научный анализ сущности
семейных проблем и независимую экспертизу, проводимую учеными,
специалистами в области семьи, семейной политики, социального
управления.
-
5. ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ
-
Государственная
семейная политика является составной частью социальной политики
России и представляет собой целостную систему мер экономического,
правового, социального, информационно-пропагандистского и
организационного характера, направленных на улучшение условий
жизнедеятельности семьи и укрепление института семьи.
Объектом семейной политики является
сама семья, а также государственные и общественные институты,
функционирование которых непосредственно влияет на жизнедеятельность
семьи.
Семейная политика области,
направленная на достижение поставленных целей и задач, в соответствии
с вышеизложенными принципами предполагает поэтапные действия в
следующих основных направлениях:
1. Создание условий для экономической
самостоятельности семьи, улучшения материальных условий
жизнедеятельности семьи, поддержки семьи, оказавшейся в трудной
жизненной ситуации:
- разработка и реализация программ
усиления правовой защиты и экономической поддержки становления
индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства и
фермерства; создание условий для развития высококвалифицированного
надомного труда;
- обеспечение государственных
гарантий занятости трудоспособных членов семьи, в том числе на
условиях неполного рабочего дня (недели) для подростков (от 14 до 18
лет) в свободное от учебы время, а также женщин, имеющих
несовершеннолетних детей;
- усиление гарантий занятости в сфере
общественного труда для семей, нуждающихся в повышенной социальной
защите (семей одиноких и многодетных родителей, инвалидов,
пенсионеров, и др.): стимулирование создания для них специальных
рабочих мест, предоставление налоговых или иных льгот предприятиям,
использующим их труд;
- обеспечение условий для повышения
квалификации или переобучения работниц, имеющих перерыв в трудовой
деятельности, в том числе при возвращении из отпуска по беременности
и родам и уходу за ребенком, для их скорейшей профессиональной
реабилитации;
- разработка и внедрение
экономических стимулов и льгот, а также других мер поощрения,
повышающих заинтересованность предприятий, организаций и учреждений в
приеме на работу женщин как на условиях полного, так и неполного
рабочего дня, по гибкому графику или работы на дому, в том числе с
использованием высококвалифицированного труда (услуги в сфере
информационных технологий, переводческие услуги и др.);
- формирование системы банковского и
потребительского кредитования семей с учетом семейного состава за
счет снижения ставки налогообложения банковской прибыли, возмещения
банками недополученной прибыли за счет средств областного и местных
бюджетов либо специальных фондов;
- формирование системы семейных
пособий, охватывающей поддержку семьи с несовершеннолетними детьми и
обеспечивающей частичное возмещение сокращения доходов семей в связи
с занятостью одного из ее трудоспособных членов уходом за детьми;
- предоставление дополнительной
материальной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, на
основе адресного и заявительного принципа с обязательной взаимной
ответственностью сторон;
- повышение гарантий материального
обеспечения ребенка при раздельном проживании родителей,
совершенствование в этих целях алиментных правоотношений;
- разработка и реализация областных и
муниципальных программ, направленных на обеспечение жильем молодых
семей и семей с детьми, а также льготное кредитование и
субсидирование семей с детьми, осуществляющих строительство и
приобретение жилья в собственность. Сохранение льготности обеспечения
жильем многодетных семей. Обеспечение приемлемого для семьи
соотношения доходов семьи и стоимости жилья, размеров оплаты аренды и
найма жилья;
- развитие программ трудоустройства и
занятости подростков и молодежи.
2. Обеспечение сочетания занятости в
общественном производстве с выполнением семейных обязанностей:
- реализация на практике прав отца и
других членов семьи на льготы, предоставляемые в настоящее время на
производстве женщине-матери в связи с воспитанием детей, пропаганда
ценности отцовства, равенства в распределении домашних обязанностей и
баланса в сфере занятости;
- усиление помощи родителям в выборе
желаемой формы ухода за ребенком и его воспитания: обеспечение
развития сети детских дошкольных учреждений различных направлений и
форм собственности;
- развитие сети специальных
учреждений для содержания и ухода за детьми-инвалидами,
взрослыми-инвалидами, престарелыми и безнадежно больными, в том числе
для временного пребывания.
3. Охрана здоровья детей и родителей,
создание условий для формирования здорового образа жизни семьи:
- сохранение за счет бюджетного и
иных источников финансирования бесплатных медицинских услуг для
детей, беременных женщин, медицинской помощи по охране
репродуктивного здоровья граждан, а также традиционной системы
детского оздоровления;
- распространение современных знаний
о культуре репродуктивного поведения, профилактика беременности среди
несовершеннолетних и профилактика заболеваний, передающихся половым
путем;
- укрепление и развитие системы
учреждений и служб планирования семьи, охрана репродуктивного
здоровья женщин и мужчин, пропаганда осознанного материнства и
отцовства;
- развитие медико-генетической помощи
населению: совершенствование и внедрение современных медицинских
технологий для ранней диагностики заболеваний плода, развитие системы
обязательного обследования беременных и новорожденных и системы
подготовки семьи к родам;
- улучшение оказания
медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями, включая
квалифицированное восстановительное лечение, протезирование,
санаторное лечение, реабилитационные мероприятия;
- создание и внедрение
междисциплинарных программ обучения родителей основам реабилитации и
воспитания детей с проблемами физического и умственного развития;
- формирование рабочих мест
специалистов по социальной работе в учреждениях здравоохранения;
создание и поощрение инициатив всех форм сотрудничества в сфере
профилактики наркомании и алкоголизма, токсикомании;
- пропаганда своевременного и
регулярного медицинского обследования всех членов семьи любого
возраста;
- соблюдение требований действующего
законодательства об охране труда;
- обмен опытом работы в сфере охраны
здоровья семьи между российскими и зарубежными специалистами.
4. Укрепление воспитательного
потенциала семьи, культурно-просветительская работа:
- формирование новой семейной
культуры, основанной на гендерном равенстве, толерантном отношении и
ненасильственной коммуникации;
- объединение и координация усилий
заинтересованных родителей, обеспокоенных проблемами детства, семьи,
образования, готовых к защите прав и интересов детей;
- реальное участие родителей через
все доступные формы местного самоуправления в реализации
образовательной, семейной, молодежной политики;
- общественный родительский контроль
за деятельностью конкретных органов исполнительной власти, отвечающих
за реализацию государственной политики в сфере образования, семьи и
детства;
- пропаганда и распространение среди
родителей педагогической культуры, разработка программ
самообразования, образовательных программ, курсов и консультаций для
родителей;
- внедрение новых эффективных форм и
методов взаимодействия семьи и образовательных учреждений, учреждений
социального обслуживания семьи и детей, помощь семье в эффективной
социальной адаптации детей;
- разработка и внедрение программ по
формированию позиции ответственного родительства;
- внедрение программ по повышению
правовой компетентности, гражданской инициативы и ответственности
детей и родителей, в том числе профилактика подростковых
правонарушений;
- совершенствование культуры
родительства через создание и развитие родительских общественных
организаций, использование успешного российского и зарубежного опыта
в данной сфере (ассоциации многодетных семей, ассоциации родителей
детей с ограниченными возможностями, родительские комитеты и другие
общественные объединения);
- формирование культуры семейного
досуга, создание условий для реализации творческого и духовного
потенциала семьи;
- формирование у учащихся осознанного
ответственного отношения к будущему родительству через включение в
планы образовательных учреждений области основ семейного
законодательства, разработку и внедрение образовательных программ по
основам здорового образа жизни;
- привлечение учреждений культуры к
разработке и реализации программ работы с семьей, направленных на
популяризацию опыта успешных семей, пропаганду детного образа жизни,
возрождение и развитие семейных традиций;
- организация совместной досуговой
деятельности детей и родителей с целью формирования общесемейных
нравственных и духовных ценностей, распространения культуры здорового
образа жизни.
5. Создание условий для реализации
права ребенка на воспитание в семье. Профилактика социального
сиротства, детской безнадзорности:
- совершенствование нормативной
правовой базы и обеспечение контроля подготовленными специалистами в
сфере социальной работы за соблюдением прав детей и подростков;
- внедрение и развитие всех форм
устройства детей в семью: усыновление, опекунство, приемные семьи,
семейные воспитательные группы и т.д.;
- совершенствование работы органов и
учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних с лицами, в отношении которых проводится
индивидуальная профилактическая работа;
- выработка рекомендаций, методов и
внедрение проектов по профилактике безнадзорности и социального
сиротства;
- разработка и внедрение программ,
направленных на формирование семейной культуры и культуры
ответственного родительства у детей, воспитывающихся в интернатных
учреждениях;
- активизация деятельности в
направлении обобщения опыта и обмена информацией между российскими и
зарубежными специалистами по охране прав детства и профилактике
социального сиротства и детской безнадзорности.
6. Подготовка специалистов,
работающих с семьей:
- организация подготовки кадров
социальных работников, психологов, юристов, врачей различной
специализации для обеспечения работы служб социальной помощи и
планирования семьи;
- создание системы непрерывного
образования и повышения квалификации социальных работников -
специалистов по работе с семьей, семейных врачей, семейных
психологов, семейных психотерапевтов, юристов семейного профиля,
социальных педагогов и др.;
- организация и проведение обучающих
семинаров, мастер-классов, тренингов, а также конференций разного
уровня с целью повышения квалификации, обмена опытом работы,
распространения инновационных технологий работы с семьей;
- содействие получению работниками
социальных служб высшего, второго высшего и среднего специального
образования по социальной работе с семьей (с отрывом и без отрыва от
производства, очной и заочной форм обучения);
- разработка новых программ
профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов,
работающих с семьей в социальной сфере;
- разработка и внедрение эффективных
механизмов аттестации и профессионального роста специалистов
социальных учреждений и служб, работающих с семьей.
7. Использование научного потенциала
для работы с семьей, организация исследовательской и информационной
работы:
- создание на базе вузов и научных
учреждений области специального направления исследовательских и
внедренческих работ в сфере проблем семьи: доведение результатов
исследований до широкой общественности, организация проблемных
дискуссий по семье, гендерным отношениям, социализации, семейной
политике Нижегородской области в средствах массовой информации;
- участие в разработке социальных
стандартов по обслуживанию семьи для формирования государственного
социального заказа; участие в организации изучения экономических,
демографических, правовых, педагогических и социально-психологических
проблем, постоянный мониторинг и анализ состояния нижегородской
семьи; подготовка доклада о положении нижегородской семьи один раз в
три года;
- привлечение ученых и активистов
негосударственных организаций к разработкам научно-практического
характера, междисциплинарным исследованиям современного состояния
семьи;
- использование научного потенциала
области для разработки различных программ комплексного и целевого
характера по направлениям семейной политики;
- организация межведомственного
информационного взаимодействия по созданию единой интегрированной
информационной базы; обеспечение информационной безопасности семьи и
личности при использовании базы данных единой интегрированной системы
персонифицированного учета;
- изучение и обобщение мирового опыта
социальной работы с семьей, разработка инновационных программ,
методов и технологий в сфере социальной работы с семьей.
8. Развитие системы комплексной
социальной помощи семье:
- дальнейшее развитие на территории
области сети специализированных учреждений и служб социального
обслуживания семьи и детей (центров помощи семье и детям,
социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров
реабилитации для детей с ограниченными возможностями здоровья,
кризисных центров для членов семьи, оказавшихся в сложной жизненной
ситуации, семейных детских домов и др.), укрепление их
материально-технической базы;
- использование ресурсов
некоммерческого сектора для расширения сферы услуг, предоставляемых
семье;
- внедрение и совершенствование
механизмов конкурсности при определении размера финансирования
деятельности и программ учреждений социального обслуживания семьи и
детей;
- разработка и внедрение новых
социальных технологий, ориентированных на успешную семью;
- реализация пилотных проектов по
внедрению практики семейных врачей;
- развитие сети учреждений и служб
для молодежи (клубы по месту жительства, центры молодежных инициатив,
молодежные биржи труда, службы психологической помощи, другие);
- организация социальной работы по
технологии "телефона доверия";
- разработка модели и внедрение на
правах пилотного проекта механизма действия общественной комиссии,
осуществляющей правозащитные функции в отношении семьи и ребенка
("товарищеский семейный суд", социально-педагогический
консилиум);
- сохранение и развитие
материально-технической базы учреждений отдыха, оздоровления детей и
семьи, развитие семейных форм отдыха, досуга и творчества;
- содействие сотрудничеству
учреждений и организаций в целях наилучшего обслуживания семьи.
9. Формирование общественного мнения
и поддержка гражданских инициатив, направленных на реализацию
семейной политики:
- разработка системы организационных
и иных мер по формированию в средствах массовой информации образа
успешной семьи, пропаганда через средства массовой информации
семейных ценностей и семейного образа жизни; выпуск в различных видах
средств массовой информации специальных программ и рубрик по вопросам
семейной политики;
- организация конкурсов больших и
малых грантов (со смешанным финансированием) на исследования семьи,
конкурсов поддержки социальных проектов;
- привлечение спонсоров и
благотворителей, создание попечительских советов для реализации
наиболее интересных проектов в сфере семейной политики;
- развитие сотрудничества
государственных органов, органов местного самоуправления,
коммерческих организаций, учреждений, общественных организаций, в том
числе этнических культурных центров и представительств различных
конфессий, в области семейной политики.
10. Организационные и финансовые
механизмы реализации основных направлений семейной политики:
- совершенствование
нормативно-правовой базы, в том числе разработка новых нормативных
документов, обеспечивающих условия успешного функционирования семьи,
- совершенствование семейного права;
- разработка и реализация областных и
муниципальных программ комплексного и целевого характера по
направлениям семейной политики, а также включение соответствующих
разделов в областные программы экономического, социального и
культурного развития с соответствующим выделением средств из бюджетов
различного уровня;
- обеспечение приоритетности
распределения средств на реализацию программ, направленных на
укрепление социального института семьи;
- широкое использование,
распространение социальной и демографической статистики для
информационного обеспечения органов власти различного уровня, издание
соответствующих информационных бюллетеней;
- организация фамилистической
экспертизы (экспертное установление соответствия деятельности
управленческих решений и законопроектов в Нижегородской области
интересам нижегородской семьи и условиям ее успешного
функционирования);
- развитие экспертизы печатной и
видеопродукции на установление наличия рекламы и пропаганды
порнографии, культа насилия и жесткости, употребления алкоголя,
наркотических и психоактивных веществ;
- совершенствование менеджмента
социальных учреждений;
- обеспечение научного изучения
различных аспектов жизнедеятельности нижегородской семьи, включая
вопросы финансирования исследований;
- усиление контроля за процессом
перепрофилирования детских дошкольных учреждений, сохранение
материальной базы данных учреждений в областной и муниципальной
собственности для расширения сферы услуг, предоставляемых семье и
детям;
- содействие совместным программам
обмена опытом специалистов в сфере социальной работы, образования,
здравоохранения и внутренних дел, координация услуг социальных,
медицинских, образовательных и юридических учреждений.
-
6. ОЖИДАЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
-
Основным результатом
последовательной реализации семейной политики должно стать укрепление
института семьи вследствие повышения статуса семьи в обществе и
увеличения доли успешных семей за счет:
1. Совершенствования семейного
законодательства.
2. Доступности для семьи необходимого
уровня социальных гарантий в сфере образования, здравоохранения,
занятости и т.д.
3. Повышения уровня благосостояния
семьи с несовершеннолетними детьми за счет действия эффективного
механизма самообеспечения, а также за счет разработки системы мер,
способствующих развитию и поддержке семейного предпринимательства.
4. Роста числа семей с активной
жизненной позицией, преодоление иждивенческой и потребительской
ориентации/практики.
5. Повышения уровня репродуктивных
намерений семьи; более полной реализации семьей репродуктивных
намерений и улучшения на этой основе режима воспроизводства
населения.
6. Снижения младенческой и
материнской смертности, частоты врожденных пороков развития и
генетических заболеваний у детей.
7. Формирования установок
самосохранительного поведения, здорового образа жизни.
8. Повышения уровня социальной
поддержки семьи, материнства и детства.
9. Создания условий для воспитания в
семье и успешной последующей интеграции в общество детей-инвалидов.
10. Сокращения масштабов социального
сиротства, детской безнадзорности, числа правонарушений, совершаемых
несовершеннолетними.
11. Обеспечения преимущественного
воспитания в семейных условиях детей-сирот и детей, лишившихся
родительского попечения.
12. Развития сети учреждений и
организаций, обеспечивающих необходимые условия для повышения
ресурсности семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
13. Обеспечения необходимыми
специалистами государственных органов, органов местного
самоуправления, организаций, взаимодействующих с семьей.
14. Совершенствования механизма
различных форм взаимодействия и создания комплексных программ работы
с семьей.
15. Роста числа успешно действующих
некоммерческих организаций в сфере социальной поддержки семьи.
16. Возрождения и развития лучших
отечественных традиций семейного воспитания.
17. Укрепления в общественном
сознании образа полной, детной, благополучной семьи.
-
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ
АКТЫ В СФЕРЕ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ
-
- Семейный кодекс
Российской Федерации от 29.12.1995;
- Основные направления
государственной семейной политики (утверждены Указом Президента
Российской Федерации от 14.05.1996 № 712);
- Областная межведомственная
программа "Улучшение положения семьи, женщин и детей в
Нижегородской области в 2001 - 2003 годах" (утверждена
постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от
18.01.2001 № 136);
- Концепция адресной социальной
поддержки семьи в Нижегородской области (утверждена постановлением
Правительства Нижегородской области от 01.04.2002 № 52);
- План действий по реализации
Концепции адресной социальной поддержки семьи в Нижегородской области
на период до 2005 года (утвержден постановлением Правительства
Нижегородской области от 19.06.2002 № 136);
- областная межведомственная
программа по улучшению положения многодетных семей в Нижегородской
области на 2004 - 2006 годы (утверждена постановлением Правительства
Нижегородской области от 23.05.2003 № 158).
-
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ
УПОТРЕБЛЯЕМЫХ В ТЕКСТЕ ТЕРМИНОВ
-
Концепция - 1)
система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; 2) единый
определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, труда и
т.д.
Гедонизм (от греческого -
"удовольствие") - направление в этике, утверждающее
наслаждение и удовольствие как основной мотив и высшую цель
человеческого поведения.
Нуклеарная семья - семья, состоящая
из одной пары родителей с детьми или без детей. Нуклеарная семья
может также быть полной или неполной, состоящей из одного родителя с
детьми.
Патернализм - покровительство, опека
старшего по отношению к младшим, подчиненным.
Принцип - 1) основное исходное
положение какой-либо теории, учения и т.д.; руководящая идея,
основное правило деятельности; 2) внутреннее убеждение, взгляд на
вещи, определяющие нормы поведения.
Ресурсность семьи - комплексное,
интегративное понятие, определяющее совокупность следующих
потенциалов (ресурсов) для формирования и удовлетворения потребностей
семьи: финансовый, материальный, психологический, физический
(здоровье), интеллектуальный, коммуникативно-информационный,
статусный, адаптационный и др.
Социальная субъектность - комплексное
понятие, определяющее совокупность способностей семьи как социального
института и малой социальной группы:
- быть субъектом прав и обязанностей,
т.е. уметь и хотеть их осуществлять, осознавать; артикулировать,
защищать и отстаивать свои интересы (при этом права и обязанности
понимаются как формы взаимодействия с социумом);
- продуктивно использовать свой
потенциал и компетентность для преимущественно самостоятельного
жизнеобеспечения;
- постоянно совершенствовать свою
ресурсную базу;
- способность к самоуправлению,
саморегулированию во внутрисемейных процессах и изменениях;
- осознавать ответственность перед
социумом за социальное поведение семьи в целом и ее членов;
- обладание способностями и социально
обусловленными возможностями самостоятельной социально-преобразующей
деятельности.
Фамилистика - система наук,
объясняющих динамику семьи с позиции необходимости укрепления полной
семьи с несколькими детьми. Фамилистическая - просемейная.
-
|