Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства
Нижегородской области от 23.12.2003 № 371


"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено






получен из Эталонного банка данных правовой информации администрации
Губернатора Нижегородской области.









ПРАВИТЕЛЬСТВО
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 23 декабря 2003 г. № 371




ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
КОНЦЕПЦИИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ


В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ






В целях реализации
Указа Президента Российской Федерации от 14.05.1996 № 712 "Об
основных направлениях государственной семейной политики" и
укрепления социального института семьи Правительство Нижегородской
области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Концепцию
семейной политики в Нижегородской области (далее - Концепция).


2. Министерству труда и социальной
защиты Нижегородской области обеспечить разработку плана действий по
реализации Концепции и представить его на рассмотрение Правительства
Нижегородской области в марте 2004 года.


3. Органам государственной власти
Нижегородской области, находящимся в подчинении Губернатора
Нижегородской области, считать одной из приоритетных задач работу,
направленную на улучшение условий и повышение качества жизни семьи, и
при разработке проектов программ и иных нормативных правовых актов
учитывать положения Концепции.


4. Управлению общественных связей
администрации Губернатора Нижегородской области обеспечить
информирование общественности об основных положениях Концепции.


5. Рекомендовать органам местного
самоуправления городов и районов Нижегородской области разработать
муниципальные программы семейной политики с учетом Концепции, а также
обеспечивать приоритетное финансирование этих программ.






Губернатор области


Г.М.ХОДЫРЕВ














Утверждена


постановлением


Правительства области


от 23.12.2003 № 371






КОНЦЕПЦИЯ


СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ






1. ВВЕДЕНИЕ






На каждом витке
своего развития от общества и органов государственной власти и
органов местного самоуправления требуется пересмотр целей, задач,
средств и методов социальной работы с различными группами населения,
учет происходящих изменений в объектах и субъектах социальной
политики.


Семья - один из основных социальных
институтов общества, претерпевающих серьезную трансформацию в ходе
происходящих перемен в российском обществе и в мире в целом.


Одной из задач государственной
семейной политики является преодоление неблагоприятных последствий
данной трансформации, которые в своей совокупности характеризуют
кризис семьи как социального института. Этот кризис является
всеобщим, но приобретает в каждой стране и регионе специфическую
окраску. В Нижегородской области так же, как и в России в целом, он
усугубляется особенностями нашего исторического пути,
социально-экономическим кризисом и все еще сохраняющимся низким
жизненным уровнем значительной части населения.


Семья как социальный институт
оказалась ослабленной и перестала на должном уровне выполнять
основные функции, прежде всего репродуктивную и воспитательную. В
этих условиях государственная семейная политика стала рассматриваться
главным образом как организуемая, направляемая и финансируемая
государством социальная защита семьи от снижения уровня ее
благосостояния. В связи с этим, главный упор делался на необходимость
компенсации этого снижения путем предоставления семьям материальной
помощи, но объем этой помощи оставался довольно скромным ввиду
нехватки финансовых ресурсов. Эта помощь лишь в незначительной
степени компенсировала инфляционное падение уровня жизни, так как
кроме семьи в помощи нуждаются одиноко проживающие пенсионеры,
беженцы и т.д. Поддержка малоимущих семей находится в плане
первоочередных мер, но Концепция семейной политики современного
уровня предполагает также формулировку долгосрочных задач и мер.


Семейная политика призвана системно
решать задачи укрепления семьи и семейных ценностей, обеспечения ее
интересов в процессе общественного развития, создания необходимых
условий для реализации семьей своих функций на основе преимущественно
самостоятельного жизнеобеспечения, обеспечения защиты
социальноуязвимых семей.


Концепция семейной политики в
Нижегородской области (далее - Концепция) разработана с учетом
социального состояния, тенденций и перспектив развития института
семьи. При этом в контексте данного документа семья рассматривается
не только как объект, но и как субъект семейной политики.


В Концепции наряду с результатами
теоретического анализа представлена система мер по выводу семьи из
кризиса и обеспечению эффективности семейной политики.






2. СЕМЬЯ И ЕЕ
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ


В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ






Семья является одной
из самых древних форм социальной жизни и выступает одновременно и как
малая социальная группа, и как социальный институт. Как малая
социальная группа семья объединяет целый спектр различных отношений:
эмоциональных, сексуальных, духовных и др. Как социальный институт
она включает в себя системы норм, ценностей, образцов поведения и
деятельности в рамках социокультурного процесса. Они реализуются в
социальных ролях и статусах.


Семья определяется как исторически
изменяющаяся форма организации совместной жизни людей обоего пола,
группа из двух или нескольких лиц, связанных браком, кровным родством
или усыновлением и живущих вместе. Благодаря выполнению комплекса
социальных функций, которые, в свою очередь, менялись на протяжении
человеческой истории, семья обеспечивала относительную устойчивость
социальных связей и отношений в рамках всей социальной организации
общества. К важнейшим функциям семьи относятся: репродуктивная,
воспитательная, социализирующая, хозяйственно-бытовая, экономическая,
сексуальная, социального контроля, социально-статусная, досуговая,
эмоциональная, духовного общения.


На протяжении XX века семья в России
пережила глубокие перемены. Современная семья приходит на смену
традиционной патриархальной семье: семья перестала быть основной
хозяйственной единицей, семейный статус перестал передаваться по
наследству, выросла социальная мобильность, личные цели индивида
стали превалировать над интересами родства, рост прав и свобод
личности (мужчины и женщины) привел к дальнейшему сокращению
численности нуклеарной семьи (средний размер семьи снизился до 2,9
человека).


Анализ состояния семьи в
Нижегородской области.


В настоящее время в области проживает
около 1 млн семей, в том числе более 500 тыс. семей, воспитывающих
несовершеннолетних детей. Нижегородская область так же, как и Россия
в целом, переживает репродуктивный кризис: смертность превышает
рождаемость в среднем в 2,2 раза, а в сельских районах области - в
2,9 раза (таблица 1, график 1).






Таблица 1



































1999


2000


2001


2002


Родилось


27 006


27 699


28 187


28 585


Умерло


62 131


65 310


66 754


68 141






Суммарный
коэффициент рождаемости, отражающий число рождений, приходящихся на
одну женщину за всю ее жизнь, в 2002 году в Нижегородской области
составил 1,13 против 1,88 в 1989 году при норме простого
воспроизводства - 2,15. Значительно выросла доля однодетных семей (по
данным органов социальной защиты населения - 72,9% от общего
количества семей с детьми), трех- и двухдетная модели семьи стали
нетипичными, а это означает начало процесса депопуляции.
Нижегородская область превращается в регион с вымирающим населением.
Причем социально-экономический кризис в стране лишь ускорил процесс
смены моделей, но не был причиной этой смены. Проблема осложняется
тем, что происходит изменение ценностных ориентаций - уменьшается
ожидаемое число детей в семье. На основании того, что число ожидаемых
детей систематически падает и достигло цифры 1,83, можно утверждать,
что это не откладывание рождений, а отказ от них. Дети перестают
рассматриваться как непременный компонент семейного производства и
гарант обеспеченной старости родителей. Следовательно, падение
рождаемости - не временное явление, а фундаментальный сдвиг.






График 1






(в электронном
варианте не приводится)






В Нижегородской
области так же, как и по России в целом, отчетливо наблюдается рост
числа разводов при сокращении числа регистрируемых браков.


Вместе с тем, типичным становится
такое явление, как семья с нерегистрируемым браком. По данным
социологических исследований, доля таких семей составляет 12 - 14%.


Значителен удельный вес неполных
семей (более 18%). 22,5% детей в Нижегородской области в 2002 году
рождены вне брака. Свыше 50% детей какую-то часть детства проводят в
неполных семьях. Специалисты делают вывод, что нормальная
социализация детей в условиях полной семьи становится нетипичным
явлением.


Постоянно повышается уровень
"добровольного безбрачия". Он достиг уже 17% среди мужчин и
18,7% среди женщин.


Малодетные и бездетные семьи,
разводы, нерегистрируемые браки, неполные семьи и внебрачная
рождаемость стали не только массовым, но и приемлемым стилем жизни.


Все это характеризует нарастание
нестабильности брака и семьи. Ценности воспроизводства, дети и их
социализация постепенно отступили на задний план по сравнению с
развитием собственной личности, личной карьеры, гедонистическими
ценностями, реализовать которые возможно с успехом и вне рамок
традиционной семьи. Значимость, привлекательность и устойчивость
традиционной полной детной семьи зримо снижаются.


В то же время, именно семья несет на
себе колоссальные отрицательные нагрузки в современном обществе:
падение жизненного уровня, безработица и одновременно с этим трудовые
перегрузки членов семей, ухудшение показателей здоровья, жилищные
проблемы и так далее. Все это приводит к снижению ресурсности семьи.
Причем социально-экономический потенциал семьи находится в прямой
зависимости от фактора детности (таблица 2, график 3).






Таблица 2






УДЕЛЬНЫЙ ВЕС СЕМЕЙ С
ДЕТЬМИ В ЦЕЛОМ


ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


С ДОХОДАМИ НИЖЕ ЧЕРТЫ БЕДНОСТИ (%)































2002 год


Семьи с 1 ребенком


20,6


Семьи с 2 детьми


44,3


Семьи с 3 детьми


70,3


Семьи с 4 и более детьми


90,8






По данным органов
социальной защиты населения на 1 сентября 2003 года 294 688 семей
являлись получателями детских пособий, то есть имели среднедушевой
доход ниже бюджета прожиточного минимума.






График 2






(в электронном
варианте не приводится)






Вместе с тем, в
Нижегородской области накоплен достаточно большой опыт в решении
проблем семьи. Так, в 2002 году Правительством области была
утверждена Концепция адресной социальной поддержки семьи,
предусматривающая меры поддержки семьи, оказавшейся в трудной
жизненной ситуации. Также в области имеется определенная
материально-техническая база для проведения социальной работы с
семьей. В настоящее время в области действуют 54 муниципальных
учреждения социального обслуживания семьи и детей, в том числе:


- 8 центров социальной помощи семье и
детям;


- 29 социально-реабилитационных
центров для несовершеннолетних;


- 6 реабилитационных центров для
детей и подростков с ограниченными возможностями;


- 11 социальных приютов для детей и
подростков.


В 2003 году создан областной
социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Бригантина".


Также в области работают 13
межрайонных центров планирования семьи и 1 областной.


Однако проведенный анализ состояния
семьи убеждает, что она как сложный социальный институт,
удовлетворяющий лично-семейные по форме, но общесоциальные по сути
потребности, должна находиться под защитой государства. Опыт мирового
сообщества показывает, что институциональные проблемы семьи
эффективнее решаются с помощью специально организованной семейной
политики.


Создаваемая новая Концепция семейной
политики должна учитывать все неблагоприятные факторы, воздействующие
на семью, отражать ее роль и значение в развитии общества, а также
место семьи в структуре общественного производства. Кроме того,
сегодня необходимо не только разрабатывать новые программы, но и
вырабатывать новые механизмы реализации этих программ, в том числе
предусматривая более эффективную организацию деятельности, развития и
финансирования организаций и учреждений, реализующих программы помощи
семье, а также инновационные результативные формы и методы
взаимодействия с семьей.






3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ






Стратегическая цель
семейной политики: укрепление и развитие социального института семьи;
создание и обеспечение условий для наилучшего выполнения семьей своих
основных функций: экономической, репродуктивной, адаптации, защиты,
социализации и психологической поддержки.


Достижение этой цели требует
специальной поддержки со стороны общества и государства успешной
семьи, поощрения семей с детьми.


Это не предполагает дискриминации
других типов семей или отказа им в поддержке. Это означает право
общества на предпочтение и поддержку того типа семьи, который в
наибольшей степени отвечает общественным интересам. То есть семейная
политика должна рассматриваться шире, чем только социальная поддержка
семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Результатом
такой политики, не связанной только с оказанием традиционной помощи в
неблагоприятных стрессовых ситуациях, является упрочение семьи и
семейного образа жизни вообще, распространение такого
социально-экономического, социокультурного и социопсихологического
явления, как успешная семья.


При этом успешной может называться
семья, являющаяся самоценной и самодостаточной и способная обеспечить
следующие положительные результаты в функционировании общества:


а) стабильность демографической
ситуации и оптимальная динамика социума/региона; ориентация
супружеских пар на детный образ жизни, на осознанное родительство;


б) обеспечение здорового генофонда;
воспроизводство, рост и сохранение качественного человеческого
капитала, трудовых ресурсов общества;


в) адекватная включенность семьи в
обеспечение экономического потенциала социума на основе
самообеспечения и самозанятости, т.е. организации неприбыльного
производства продуктов, товаров и услуг, а также на прибыльной
основе, т.е. участии в различных формах предпринимательства.
Максимальная экономическая отдача семей, занятых в государственном
секторе экономики;


г) успешная социализация
подрастающего поколения, формирование у него "вертикали"
социальных и духовно-нравственных потребностей; обеспечение трудовой,
социокультурной, патриотической преемственности поколений.


Приоритет в работе с семьей
необходимо отдать семьям социально и экономически активным, с высоким
жизненным потенциалом. Именно с ними государство сможет строить
партнерские отношения, сменить свою традиционную "патерналистскую"
политику, поощряющую "потребительскую" позицию и
иждивенческие настроения семьи, на мобилизационную политику,
призванную раскрыть потенциал семьи в социально-экономическом
поведении. Это семьи, проявившие успех ранее и готовые в современных
условиях к постоянному духовному, профессиональному, карьерному,
предпринимательскому росту.


Таким полноценным, работоспособным
семьям необходимо оказывать поддержку в создании условий для рождения
и воспитания детей.


Таким образом, семейная политика
должна включать в себя:


1) поддержание института семьи на
уровне реализации его функций;


2) повышение социального статуса
успешной семьи;


3) обеспечение условий для
удовлетворения базовых материальных и духовных потребностей семьи;


4) использование творческого
потенциала семьи в развитии общества.


Концепция семейной политики
современного уровня предполагает также формулировку долгосрочных
задач и мер:


1. Совершенствование семейного
законодательства.


2. Мобилизация финансовых ресурсов в
целях поддержания доступности для семьи необходимого уровня
социальных гарантий (в сфере образования, здравоохранения, в
обеспечении жильем и т.д.).


3. Формирование эффективного
механизма самообеспечения семьи в современных социально-экономических
условиях, в том числе создание условий для обеспечения занятости
трудоспособных членов семьи.


4. Формирование субъектности семьи в
использовании имеющихся возможностей при решении проблем и, таким
образом, преодоление иждивенчества и потребительства семьи в
обществе.


5. Обеспечение организационных и
материальных условий для планирования семьи. Создание благоприятных
условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства,
отцовства и детства.


6. Создание условий для получения
детьми адекватного образования и воспитания, профилактика детской
безнадзорности и правонарушений.


7. Использование творческого
потенциала семьи в развитии общества.


8. Развитие традиционных и создание
новых форм содействия семейному благополучию, совершенствование
системы социальной поддержки, укрепление ресурсности семьи на всех
уровнях.


9. Совершенствование и развитие
системы социальной защиты семьи с объективно пониженными внутренними
ресурсами и семьи, находящейся в кризисной ситуации. Создание
разнообразных возможностей и развитие системы поддерживающих
структур, обеспечивающих для семьи необходимые условия для разрешения
возникающего кризиса и дальнейшего развития семьи.


10. Укрепление различных форм
взаимодействия государственных органов, органов местного
самоуправления, благотворительных, религиозных и иных общественных
организаций, бизнеса, науки, средств массовой информации в поддержку
семьи.


11. Формирование благоприятного
общественного мнения о семье и семейном образе жизни, пропаганда
семейных ценностей.


12. Создание условий для обеспечения
кадрами учреждений и организаций, работающих с семьей.






4. ПРИНЦИПЫ СЕМЕЙНОЙ
ПОЛИТИКИ






Исходя из целей и
задач семейной политики, можно определить ее основные принципы:


1. Принцип единства целей
государственной семейной политики Российской Федерации и
Нижегородской области.


2. Принцип партнерства семьи и
государства, закрепляющий статус семьи как равного партнера
государства, предполагающий взаимную ответственность сторон и
открывающий ей возможности в различных сферах жизнедеятельности.


3. Принцип базисности, ставящий семью
в центр общественной системы, повышение ее статуса и роли.


4. Принцип суверенности семьи и
свободы образа жизни в соответствии с индивидуальным выбором и
системой нравственных, культурных, социопсихологических предпочтений
членов семьи в рамках правового общества.


5. Принцип опоры на собственные силы,
исходя из которого семья должна как можно меньше зависеть от
государственной помощи и общественной благотворительности.


6. Принцип преемственности и
стабильности государственной семейной политики, создание новых и
поддержка существующих социальных служб и услуг, сохранение и
дальнейшее совершенствование достигнутых социальных гарантий защиты
семьи.


7. Принцип социальной защищенности,
гарантии устойчивого уровня жизни и получения необходимой поддержки
со стороны государства семьям, оказавшимся в трудной жизненной
ситуации.


8. Принцип адресной социальной помощи
и дифференцированной системы мер в отношении семей разных типов и
разного уровня ресурсности, в том числе предоставление гарантий
поддержания социально приемлемого уровня жизни нетрудоспособных
членов семьи и создание условий экономически активным членам семьи
для обеспечения благосостояния на условиях занятости.


9. Принцип гендерной симметрии:
состояние общества, при котором практически реализован принцип равных
прав, свобод и возможностей для женщин и мужчин - равенство в
аспектах здравоохранения, равная поддержка и развитие культуры
материнства и отцовства, равенство занятости на производстве и в
быту.


10. Принцип социального партнерства:
семейная политика осуществляется органами государственной власти и
органами местного самоуправления во взаимодействии с некоммерческими
организациями, в том числе с государственными и муниципальными
учреждениями, благотворительными, религиозными организациями, иными
общественными организациями, коммерческими организациями, а также
семьями и физическими лицами.


11. Принцип научности: принятие
инновационных решений в семейной политике, оценка эффективности
услуг, программ и проектов, опирающихся на научный анализ сущности
семейных проблем и независимую экспертизу, проводимую учеными,
специалистами в области семьи, семейной политики, социального
управления.






5. ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ






Государственная
семейная политика является составной частью социальной политики
России и представляет собой целостную систему мер экономического,
правового, социального, информационно-пропагандистского и
организационного характера, направленных на улучшение условий
жизнедеятельности семьи и укрепление института семьи.


Объектом семейной политики является
сама семья, а также государственные и общественные институты,
функционирование которых непосредственно влияет на жизнедеятельность
семьи.


Семейная политика области,
направленная на достижение поставленных целей и задач, в соответствии
с вышеизложенными принципами предполагает поэтапные действия в
следующих основных направлениях:


1. Создание условий для экономической
самостоятельности семьи, улучшения материальных условий
жизнедеятельности семьи, поддержки семьи, оказавшейся в трудной
жизненной ситуации:


- разработка и реализация программ
усиления правовой защиты и экономической поддержки становления
индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства и
фермерства; создание условий для развития высококвалифицированного
надомного труда;


- обеспечение государственных
гарантий занятости трудоспособных членов семьи, в том числе на
условиях неполного рабочего дня (недели) для подростков (от 14 до 18
лет) в свободное от учебы время, а также женщин, имеющих
несовершеннолетних детей;


- усиление гарантий занятости в сфере
общественного труда для семей, нуждающихся в повышенной социальной
защите (семей одиноких и многодетных родителей, инвалидов,
пенсионеров, и др.): стимулирование создания для них специальных
рабочих мест, предоставление налоговых или иных льгот предприятиям,
использующим их труд;


- обеспечение условий для повышения
квалификации или переобучения работниц, имеющих перерыв в трудовой
деятельности, в том числе при возвращении из отпуска по беременности
и родам и уходу за ребенком, для их скорейшей профессиональной
реабилитации;


- разработка и внедрение
экономических стимулов и льгот, а также других мер поощрения,
повышающих заинтересованность предприятий, организаций и учреждений в
приеме на работу женщин как на условиях полного, так и неполного
рабочего дня, по гибкому графику или работы на дому, в том числе с
использованием высококвалифицированного труда (услуги в сфере
информационных технологий, переводческие услуги и др.);


- формирование системы банковского и
потребительского кредитования семей с учетом семейного состава за
счет снижения ставки налогообложения банковской прибыли, возмещения
банками недополученной прибыли за счет средств областного и местных
бюджетов либо специальных фондов;


- формирование системы семейных
пособий, охватывающей поддержку семьи с несовершеннолетними детьми и
обеспечивающей частичное возмещение сокращения доходов семей в связи
с занятостью одного из ее трудоспособных членов уходом за детьми;


- предоставление дополнительной
материальной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, на
основе адресного и заявительного принципа с обязательной взаимной
ответственностью сторон;


- повышение гарантий материального
обеспечения ребенка при раздельном проживании родителей,
совершенствование в этих целях алиментных правоотношений;


- разработка и реализация областных и
муниципальных программ, направленных на обеспечение жильем молодых
семей и семей с детьми, а также льготное кредитование и
субсидирование семей с детьми, осуществляющих строительство и
приобретение жилья в собственность. Сохранение льготности обеспечения
жильем многодетных семей. Обеспечение приемлемого для семьи
соотношения доходов семьи и стоимости жилья, размеров оплаты аренды и
найма жилья;


- развитие программ трудоустройства и
занятости подростков и молодежи.


2. Обеспечение сочетания занятости в
общественном производстве с выполнением семейных обязанностей:


- реализация на практике прав отца и
других членов семьи на льготы, предоставляемые в настоящее время на
производстве женщине-матери в связи с воспитанием детей, пропаганда
ценности отцовства, равенства в распределении домашних обязанностей и
баланса в сфере занятости;


- усиление помощи родителям в выборе
желаемой формы ухода за ребенком и его воспитания: обеспечение
развития сети детских дошкольных учреждений различных направлений и
форм собственности;


- развитие сети специальных
учреждений для содержания и ухода за детьми-инвалидами,
взрослыми-инвалидами, престарелыми и безнадежно больными, в том числе
для временного пребывания.


3. Охрана здоровья детей и родителей,
создание условий для формирования здорового образа жизни семьи:


- сохранение за счет бюджетного и
иных источников финансирования бесплатных медицинских услуг для
детей, беременных женщин, медицинской помощи по охране
репродуктивного здоровья граждан, а также традиционной системы
детского оздоровления;


- распространение современных знаний
о культуре репродуктивного поведения, профилактика беременности среди
несовершеннолетних и профилактика заболеваний, передающихся половым
путем;


- укрепление и развитие системы
учреждений и служб планирования семьи, охрана репродуктивного
здоровья женщин и мужчин, пропаганда осознанного материнства и
отцовства;


- развитие медико-генетической помощи
населению: совершенствование и внедрение современных медицинских
технологий для ранней диагностики заболеваний плода, развитие системы
обязательного обследования беременных и новорожденных и системы
подготовки семьи к родам;


- улучшение оказания
медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями, включая
квалифицированное восстановительное лечение, протезирование,
санаторное лечение, реабилитационные мероприятия;


- создание и внедрение
междисциплинарных программ обучения родителей основам реабилитации и
воспитания детей с проблемами физического и умственного развития;


- формирование рабочих мест
специалистов по социальной работе в учреждениях здравоохранения;
создание и поощрение инициатив всех форм сотрудничества в сфере
профилактики наркомании и алкоголизма, токсикомании;


- пропаганда своевременного и
регулярного медицинского обследования всех членов семьи любого
возраста;


- соблюдение требований действующего
законодательства об охране труда;


- обмен опытом работы в сфере охраны
здоровья семьи между российскими и зарубежными специалистами.


4. Укрепление воспитательного
потенциала семьи, культурно-просветительская работа:


- формирование новой семейной
культуры, основанной на гендерном равенстве, толерантном отношении и
ненасильственной коммуникации;


- объединение и координация усилий
заинтересованных родителей, обеспокоенных проблемами детства, семьи,
образования, готовых к защите прав и интересов детей;


- реальное участие родителей через
все доступные формы местного самоуправления в реализации
образовательной, семейной, молодежной политики;


- общественный родительский контроль
за деятельностью конкретных органов исполнительной власти, отвечающих
за реализацию государственной политики в сфере образования, семьи и
детства;


- пропаганда и распространение среди
родителей педагогической культуры, разработка программ
самообразования, образовательных программ, курсов и консультаций для
родителей;


- внедрение новых эффективных форм и
методов взаимодействия семьи и образовательных учреждений, учреждений
социального обслуживания семьи и детей, помощь семье в эффективной
социальной адаптации детей;


- разработка и внедрение программ по
формированию позиции ответственного родительства;


- внедрение программ по повышению
правовой компетентности, гражданской инициативы и ответственности
детей и родителей, в том числе профилактика подростковых
правонарушений;


- совершенствование культуры
родительства через создание и развитие родительских общественных
организаций, использование успешного российского и зарубежного опыта
в данной сфере (ассоциации многодетных семей, ассоциации родителей
детей с ограниченными возможностями, родительские комитеты и другие
общественные объединения);


- формирование культуры семейного
досуга, создание условий для реализации творческого и духовного
потенциала семьи;


- формирование у учащихся осознанного
ответственного отношения к будущему родительству через включение в
планы образовательных учреждений области основ семейного
законодательства, разработку и внедрение образовательных программ по
основам здорового образа жизни;


- привлечение учреждений культуры к
разработке и реализации программ работы с семьей, направленных на
популяризацию опыта успешных семей, пропаганду детного образа жизни,
возрождение и развитие семейных традиций;


- организация совместной досуговой
деятельности детей и родителей с целью формирования общесемейных
нравственных и духовных ценностей, распространения культуры здорового
образа жизни.


5. Создание условий для реализации
права ребенка на воспитание в семье. Профилактика социального
сиротства, детской безнадзорности:


- совершенствование нормативной
правовой базы и обеспечение контроля подготовленными специалистами в
сфере социальной работы за соблюдением прав детей и подростков;


- внедрение и развитие всех форм
устройства детей в семью: усыновление, опекунство, приемные семьи,
семейные воспитательные группы и т.д.;


- совершенствование работы органов и
учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних с лицами, в отношении которых проводится
индивидуальная профилактическая работа;


- выработка рекомендаций, методов и
внедрение проектов по профилактике безнадзорности и социального
сиротства;


- разработка и внедрение программ,
направленных на формирование семейной культуры и культуры
ответственного родительства у детей, воспитывающихся в интернатных
учреждениях;


- активизация деятельности в
направлении обобщения опыта и обмена информацией между российскими и
зарубежными специалистами по охране прав детства и профилактике
социального сиротства и детской безнадзорности.


6. Подготовка специалистов,
работающих с семьей:


- организация подготовки кадров
социальных работников, психологов, юристов, врачей различной
специализации для обеспечения работы служб социальной помощи и
планирования семьи;


- создание системы непрерывного
образования и повышения квалификации социальных работников -
специалистов по работе с семьей, семейных врачей, семейных
психологов, семейных психотерапевтов, юристов семейного профиля,
социальных педагогов и др.;


- организация и проведение обучающих
семинаров, мастер-классов, тренингов, а также конференций разного
уровня с целью повышения квалификации, обмена опытом работы,
распространения инновационных технологий работы с семьей;


- содействие получению работниками
социальных служб высшего, второго высшего и среднего специального
образования по социальной работе с семьей (с отрывом и без отрыва от
производства, очной и заочной форм обучения);


- разработка новых программ
профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов,
работающих с семьей в социальной сфере;


- разработка и внедрение эффективных
механизмов аттестации и профессионального роста специалистов
социальных учреждений и служб, работающих с семьей.


7. Использование научного потенциала
для работы с семьей, организация исследовательской и информационной
работы:


- создание на базе вузов и научных
учреждений области специального направления исследовательских и
внедренческих работ в сфере проблем семьи: доведение результатов
исследований до широкой общественности, организация проблемных
дискуссий по семье, гендерным отношениям, социализации, семейной
политике Нижегородской области в средствах массовой информации;


- участие в разработке социальных
стандартов по обслуживанию семьи для формирования государственного
социального заказа; участие в организации изучения экономических,
демографических, правовых, педагогических и социально-психологических
проблем, постоянный мониторинг и анализ состояния нижегородской
семьи; подготовка доклада о положении нижегородской семьи один раз в
три года;


- привлечение ученых и активистов
негосударственных организаций к разработкам научно-практического
характера, междисциплинарным исследованиям современного состояния
семьи;


- использование научного потенциала
области для разработки различных программ комплексного и целевого
характера по направлениям семейной политики;


- организация межведомственного
информационного взаимодействия по созданию единой интегрированной
информационной базы; обеспечение информационной безопасности семьи и
личности при использовании базы данных единой интегрированной системы
персонифицированного учета;


- изучение и обобщение мирового опыта
социальной работы с семьей, разработка инновационных программ,
методов и технологий в сфере социальной работы с семьей.


8. Развитие системы комплексной
социальной помощи семье:


- дальнейшее развитие на территории
области сети специализированных учреждений и служб социального
обслуживания семьи и детей (центров помощи семье и детям,
социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров
реабилитации для детей с ограниченными возможностями здоровья,
кризисных центров для членов семьи, оказавшихся в сложной жизненной
ситуации, семейных детских домов и др.), укрепление их
материально-технической базы;


- использование ресурсов
некоммерческого сектора для расширения сферы услуг, предоставляемых
семье;


- внедрение и совершенствование
механизмов конкурсности при определении размера финансирования
деятельности и программ учреждений социального обслуживания семьи и
детей;


- разработка и внедрение новых
социальных технологий, ориентированных на успешную семью;


- реализация пилотных проектов по
внедрению практики семейных врачей;


- развитие сети учреждений и служб
для молодежи (клубы по месту жительства, центры молодежных инициатив,
молодежные биржи труда, службы психологической помощи, другие);


- организация социальной работы по
технологии "телефона доверия";


- разработка модели и внедрение на
правах пилотного проекта механизма действия общественной комиссии,
осуществляющей правозащитные функции в отношении семьи и ребенка
("товарищеский семейный суд", социально-педагогический
консилиум);


- сохранение и развитие
материально-технической базы учреждений отдыха, оздоровления детей и
семьи, развитие семейных форм отдыха, досуга и творчества;


- содействие сотрудничеству
учреждений и организаций в целях наилучшего обслуживания семьи.


9. Формирование общественного мнения
и поддержка гражданских инициатив, направленных на реализацию
семейной политики:


- разработка системы организационных
и иных мер по формированию в средствах массовой информации образа
успешной семьи, пропаганда через средства массовой информации
семейных ценностей и семейного образа жизни; выпуск в различных видах
средств массовой информации специальных программ и рубрик по вопросам
семейной политики;


- организация конкурсов больших и
малых грантов (со смешанным финансированием) на исследования семьи,
конкурсов поддержки социальных проектов;


- привлечение спонсоров и
благотворителей, создание попечительских советов для реализации
наиболее интересных проектов в сфере семейной политики;


- развитие сотрудничества
государственных органов, органов местного самоуправления,
коммерческих организаций, учреждений, общественных организаций, в том
числе этнических культурных центров и представительств различных
конфессий, в области семейной политики.


10. Организационные и финансовые
механизмы реализации основных направлений семейной политики:


- совершенствование
нормативно-правовой базы, в том числе разработка новых нормативных
документов, обеспечивающих условия успешного функционирования семьи,
- совершенствование семейного права;


- разработка и реализация областных и
муниципальных программ комплексного и целевого характера по
направлениям семейной политики, а также включение соответствующих
разделов в областные программы экономического, социального и
культурного развития с соответствующим выделением средств из бюджетов
различного уровня;


- обеспечение приоритетности
распределения средств на реализацию программ, направленных на
укрепление социального института семьи;


- широкое использование,
распространение социальной и демографической статистики для
информационного обеспечения органов власти различного уровня, издание
соответствующих информационных бюллетеней;


- организация фамилистической
экспертизы (экспертное установление соответствия деятельности
управленческих решений и законопроектов в Нижегородской области
интересам нижегородской семьи и условиям ее успешного
функционирования);


- развитие экспертизы печатной и
видеопродукции на установление наличия рекламы и пропаганды
порнографии, культа насилия и жесткости, употребления алкоголя,
наркотических и психоактивных веществ;


- совершенствование менеджмента
социальных учреждений;


- обеспечение научного изучения
различных аспектов жизнедеятельности нижегородской семьи, включая
вопросы финансирования исследований;


- усиление контроля за процессом
перепрофилирования детских дошкольных учреждений, сохранение
материальной базы данных учреждений в областной и муниципальной
собственности для расширения сферы услуг, предоставляемых семье и
детям;


- содействие совместным программам
обмена опытом специалистов в сфере социальной работы, образования,
здравоохранения и внутренних дел, координация услуг социальных,
медицинских, образовательных и юридических учреждений.






6. ОЖИДАЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ






Основным результатом
последовательной реализации семейной политики должно стать укрепление
института семьи вследствие повышения статуса семьи в обществе и
увеличения доли успешных семей за счет:


1. Совершенствования семейного
законодательства.


2. Доступности для семьи необходимого
уровня социальных гарантий в сфере образования, здравоохранения,
занятости и т.д.


3. Повышения уровня благосостояния
семьи с несовершеннолетними детьми за счет действия эффективного
механизма самообеспечения, а также за счет разработки системы мер,
способствующих развитию и поддержке семейного предпринимательства.


4. Роста числа семей с активной
жизненной позицией, преодоление иждивенческой и потребительской
ориентации/практики.


5. Повышения уровня репродуктивных
намерений семьи; более полной реализации семьей репродуктивных
намерений и улучшения на этой основе режима воспроизводства
населения.


6. Снижения младенческой и
материнской смертности, частоты врожденных пороков развития и
генетических заболеваний у детей.


7. Формирования установок
самосохранительного поведения, здорового образа жизни.


8. Повышения уровня социальной
поддержки семьи, материнства и детства.


9. Создания условий для воспитания в
семье и успешной последующей интеграции в общество детей-инвалидов.


10. Сокращения масштабов социального
сиротства, детской безнадзорности, числа правонарушений, совершаемых
несовершеннолетними.


11. Обеспечения преимущественного
воспитания в семейных условиях детей-сирот и детей, лишившихся
родительского попечения.


12. Развития сети учреждений и
организаций, обеспечивающих необходимые условия для повышения
ресурсности семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.


13. Обеспечения необходимыми
специалистами государственных органов, органов местного
самоуправления, организаций, взаимодействующих с семьей.


14. Совершенствования механизма
различных форм взаимодействия и создания комплексных программ работы
с семьей.


15. Роста числа успешно действующих
некоммерческих организаций в сфере социальной поддержки семьи.


16. Возрождения и развития лучших
отечественных традиций семейного воспитания.


17. Укрепления в общественном
сознании образа полной, детной, благополучной семьи.






НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ
АКТЫ В СФЕРЕ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ






- Семейный кодекс
Российской Федерации от 29.12.1995;


- Основные направления
государственной семейной политики (утверждены Указом Президента
Российской Федерации от 14.05.1996 № 712);


- Областная межведомственная
программа "Улучшение положения семьи, женщин и детей в
Нижегородской области в 2001 - 2003 годах" (утверждена
постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от
18.01.2001 № 136);


- Концепция адресной социальной
поддержки семьи в Нижегородской области (утверждена постановлением
Правительства Нижегородской области от 01.04.2002 № 52);


- План действий по реализации
Концепции адресной социальной поддержки семьи в Нижегородской области
на период до 2005 года (утвержден постановлением Правительства
Нижегородской области от 19.06.2002 № 136);


- областная межведомственная
программа по улучшению положения многодетных семей в Нижегородской
области на 2004 - 2006 годы (утверждена постановлением Правительства
Нижегородской области от 23.05.2003 № 158).






КРАТКИЙ СЛОВАРЬ
УПОТРЕБЛЯЕМЫХ В ТЕКСТЕ ТЕРМИНОВ






Концепция - 1)
система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; 2) единый
определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, труда и
т.д.


Гедонизм (от греческого -
"удовольствие") - направление в этике, утверждающее
наслаждение и удовольствие как основной мотив и высшую цель
человеческого поведения.


Нуклеарная семья - семья, состоящая
из одной пары родителей с детьми или без детей. Нуклеарная семья
может также быть полной или неполной, состоящей из одного родителя с
детьми.


Патернализм - покровительство, опека
старшего по отношению к младшим, подчиненным.


Принцип - 1) основное исходное
положение какой-либо теории, учения и т.д.; руководящая идея,
основное правило деятельности; 2) внутреннее убеждение, взгляд на
вещи, определяющие нормы поведения.


Ресурсность семьи - комплексное,
интегративное понятие, определяющее совокупность следующих
потенциалов (ресурсов) для формирования и удовлетворения потребностей
семьи: финансовый, материальный, психологический, физический
(здоровье), интеллектуальный, коммуникативно-информационный,
статусный, адаптационный и др.


Социальная субъектность - комплексное
понятие, определяющее совокупность способностей семьи как социального
института и малой социальной группы:


- быть субъектом прав и обязанностей,
т.е. уметь и хотеть их осуществлять, осознавать; артикулировать,
защищать и отстаивать свои интересы (при этом права и обязанности
понимаются как формы взаимодействия с социумом);


- продуктивно использовать свой
потенциал и компетентность для преимущественно самостоятельного
жизнеобеспечения;


- постоянно совершенствовать свою
ресурсную базу;


- способность к самоуправлению,
саморегулированию во внутрисемейных процессах и изменениях;


- осознавать ответственность перед
социумом за социальное поведение семьи в целом и ее членов;


- обладание способностями и социально
обусловленными возможностями самостоятельной социально-преобразующей
деятельности.


Фамилистика - система наук,
объясняющих динамику семьи с позиции необходимости укрепления полной
семьи с несколькими детьми. Фамилистическая - просемейная.












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru