ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства
Нижегородской области от 08.01.2003 № 1
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
ВЫСТАВОЧНО - ЯРМАРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Официальная публикация в СМИ:
"Нижегородские новости", N
31(2723), 19.02.2003
["Правовая среда", N
8(454), 19.02.2003]
получен из Эталонного банка данных правовой информации администрации
Губернатора Нижегородской области. -
ПРАВИТЕЛЬСТВО
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 января 2003 г. № 1
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
КОНЦЕПЦИИ ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
-
В целях определения
принципов развития выставочно - ярмарочной деятельности в интересах
экономики Нижегородской области, а также укрепления взаимовыгодной
кооперации с субъектами Российской Федерации, странами ближнего и
дальнего зарубежья Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию
выставочно - ярмарочной деятельности Нижегородской области.
2. Министерству экономики и развития
предпринимательства Нижегородской области (Г.К. Кузьмина):
2.1. В срок до 10.01.2003 разработать
и согласовать положение о межведомственной комиссии по выставочно -
ярмарочной деятельности Нижегородской области.
2.2. В срок до 01.02.2003 разработать
и согласовать положение о координационном совете Нижегородской
области по выставочно - ярмарочной деятельности.
2.3. В месячный срок после вступления
в силу настоящего постановления подготовить положение о координации
деятельности по организации и проведению выставок, ярмарок в
Нижегородской области.
2.4. В срок до 01.07.2003 разработать
комплексную программу по развитию выставочно - ярмарочной
деятельности Нижегородской области в 2004 - 2006 гг.
3. Контроль за исполнением настоящего
постановления оставляю за собой.
-
Губернатор области
Г.М.ХОДЫРЕВ
-
Утверждена
постановлением
Правительства области
от 08.01.2003 № 1
-
КОНЦЕПЦИЯ
ВЫСТАВОЧНО - ЯРМАРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
-
ВВЕДЕНИЕ
-
На современном этапе
развития экономики в Российской Федерации выставочно - ярмарочная
деятельность (далее - выставочная деятельность) превратилась в
заметный сегмент рынка услуг. Это важный инструмент
макроэкономической, в том числе и инвестиционной политики,
обеспечивающий мобильность рынка, создающий необходимое
информационное поле, формирующий значительные финансовые потоки, а
также приносящий дополнительный доход в бюджеты всех уровней.
В связи с предстоящим вступлением
России во Всемирную торговую организацию (ВТО) вопрос
конкурентоспособности нижегородских предприятий на российском и
мировом рынках является наиболее актуальным. В мировой практике
выставки и ярмарки - это уже давно созданный и стабильно работающий
маркетинговый инструмент, охватывающий практически все отрасли
мирового бизнеса и позволяющий предприятиям и организациям оперативно
и регулярно получать необходимую информацию. Именно этот инструмент
можно охарактеризовать как мощный двигатель прогресса.
Нижегородская область занимает в
выставочном пространстве России особое место. В силу своего
исторического наследия как родины знаменитой и крупнейшей в свое
время в Европе Нижегородской ярмарки и Великой Всероссийской
промышленной и художественной выставки 1896 года она имеет
исторические предпосылки для успешного развития выставочно -
ярмарочной деятельности.
Являясь крупным административным
центром и столицей Приволжского федерального округа, Нижний Новгород,
где сконцентрированы основные транспортные коммуникации, обладающий
колоссальным интеллектуальным, культурным и промышленным потенциалом,
имеет реальные перспективы вновь стать одним из крупнейших
выставочных центров Европы.
Ежегодно в Нижегородской области
проходит около 300 выставочно - ярмарочных мероприятий, включая
Всероссийский научно - промышленный форум "Россия единая" и
международный научно - промышленный форум "Великие реки",
благодаря которым Нижегородская ярмарка приобретает статус выставки
достижений народного хозяйства.
Выставочная деятельность
Нижегородской области является мощным комплексным средством
продвижения продукции и услуг, производимых и создаваемых
нижегородскими предприятиями и организациями, на российский и мировой
рынки товаров и услуг, а также эффективным инструментом
стимулирования инвестиционных и инновационных процессов.
За последнее десятилетие в
Нижегородской области были заложены основы современной выставочной
инфраструктуры: появились выставочные организации и фирмы
выставочного сервиса (строительные, дизайнерские и др.). По мере
усложнения и развития этой сферы возникла необходимость в управлении
и координации ее деятельности.
Реализация стратегии развития
областного центра - Нижнего Новгорода - в качестве крупного
европейского выставочного, делового, научно - промышленного,
культурного центра, а также активизация выставочной деятельности
Нижегородской области в целом будет способствовать развитию экономики
области, позволит получить дополнительные источники увеличения
доходной части областного бюджета и повышения благосостояния жителей,
а также повысить авторитет Нижегородской области и ее
привлекательность для инвестиций и туризма.
Такая стратегия может стать
целенаправленной политикой Правительства Нижегородской области.
Дальнейшее развитие выставочного
бизнеса требует формирования эффективной системы управления
выставочной деятельностью, включающей необходимые элементы ее
поддержки, регулирования и координации.
-
1. ЦЕЛЬ КОНЦЕПЦИИ
ВЫСТАВОЧНО - ЯРМАРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
-
Целью настоящей
концепции является определение принципов развития и организации
выставочно - ярмарочной деятельности в интересах социального,
экономического, политического, научного и культурного развития
Нижегородской области в соответствии с программой социально -
экономического развития Нижегородской области, действующим российским
законодательством и международной практикой.
-
2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
ВЫСТАВОЧНО -
ЯРМАРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-
2.1. Объекты -
международные, национальные, межрегиональные и региональные научно -
промышленные, промышленно - экономические форумы и конгрессы;
специализированные выставки; выставки - ярмарки; областные выставки -
смотры; коммерческие ярмарки; торгово - экономические, культурные
миссии и другие мероприятия, проводимые как на территории
Нижегородской области, так и в других субъектах Российской Федерации
и других странах.
2.2. Субъекты. В подготовке и
проведении выставочно - ярмарочных мероприятий принимают участие
следующие стороны:
- профессиональные организации -
организаторы выставок и конгрессов;
- организации выставочной
инфраструктуры - организации, обеспечивающие выставочно - ярмарочную
деятельность (информационные, рекламные, дизайнерские, строительные и
пр.);
- организации, предоставляющие
выставочную площадь;
- экспоненты - участники выставок и
конгрессов (организации всех форм собственности, а также физические
лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, далее - организации);
- потребители выставочного продукта -
организации, как российские, так и зарубежные, специалисты и
посетители выставок, а также государственные и общественные
организации, заинтересованные в экспонируемых товарах, услугах и
технологиях.
-
3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ВЫСТАВОЧНО -
ЯРМАРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-
В настоящее время в
выставочной деятельности существует ряд нерешенных проблем:
- действующая нормативная правовая
база не в полной мере регулирует вопросы выставочной деятельности,
что требует разработки дополнительных нормативных правовых актов;
- отсутствует скоординированный
подход к планированию выставочно - ярмарочных мероприятий по срокам и
тематике в Нижегородской области;
- отсутствует стратегия участия
Нижегородской области в российских и международных выставках,
ярмарках и конгрессах;
- отсутствует единое информационное
пространство в сфере выставочно - ярмарочной деятельности как на
российском, так и на региональном уровнях;
- отсутствует концептуальный подход
органов исполнительной власти области к организации выставочно -
ярмарочных мероприятий, имеющих важное значение для экономики
области;
- отсутствует заинтересованность
органов местного самоуправления крупных районов области в развитии
выставочно - ярмарочной деятельности;
- отсутствует система мониторинга
выставочной деятельности, что затрудняет анализ текущего состояния и
составление прогноза ее развития;
- отсутствует организация на
постоянной основе областной выставки с регулярно обновляемой
экспозицией;
- материально - техническая база
выставочной деятельности области не соответствует международным
требованиям;
- отсутствует система подготовки
специалистов по выставочной деятельности с учетом специфики области.
-
4. ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ
ВЫСТАВОЧНО -
ЯРМАРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-
Основными задачами
развития выставочной деятельности являются:
- проведение комплексного анализа
тенденций развития выставочно - ярмарочной деятельности на областном,
общероссийском и международном уровнях;
- формирование стратегии участия
Нижегородской области в российских и международных выставках;
- позиционирование области в качестве
крупного международного делового и выставочного центра, где
экспонируются высокие технологии, научно - промышленные разработки и
достижения других отраслей российской экономики;
- повышение эффективности
маркетинговых мероприятий по продвижению продукции и услуг,
производимых нижегородскими предприятиями на российский и
международный рынки и содействие развитию экспортообразующих отраслей
области;
- формирование единого
информационного поля в сфере выставочно - ярмарочной деятельности
Нижегородской области (формирование баз данных по выставкам, ярмаркам
и конгрессам в области, России и за рубежом, создание web - сайта и
пр.);
- содействие восстановлению и
развитию экономических взаимосвязей между хозяйствующими субъектами
области, России и зарубежными партнерами;
- содействие выходу на российский
рынок новых предприятий Нижегородской области и содействие развитию
малого и среднего бизнеса;
- обеспечение равных условий
конкуренции для всех участников выставочно - ярмарочной деятельности
в Нижегородской области;
- содействие развитию промышленного,
научного и культурного потенциалов области, стимулирование
инвестиционных процессов;
- привлечение внимания федеральных
органов государственной власти, иных государственных органов,
международных и общественных организаций к проблемам развития
выставочно - ярмарочной деятельности Нижегородской области;
- создание на базе выставочных
центров Нижегородской области площадок демонстрации и обмена опытом в
рамках реализации президентских, федеральных, окружных и областных
программ социально - экономического и культурного развития;
- укрепление экономических,
политических и культурных связей субъектов Российской Федерации,
стран дальнего и ближнего зарубежья;
- улучшение социально -
экономического положения Нижегородской области путем увеличения
доходов в бюджет от проводимых мероприятий за счет налоговых и других
поступлений от выставочных организаций и организаций выставочной
инфраструктуры, создания новых рабочих мест, расширения объема
производства, развития выставочной инфраструктуры;
- формирование спроса на услуги
выставочно - ярмарочного бизнеса, оптимизация функционирования и
дальнейшего развития инфраструктуры выставочной деятельности области;
- закрепление позиций Нижегородской
области как наиболее значимого и представительного центра народно -
художественных промыслов и ремесел Российской Федерации;
- поддержка инициативы районов и
городов области по созданию выставочно - ярмарочных центров в целях
продвижения на внутренний рынок продукции и услуг, производимых
предприятиями района.
-
5. ОСНОВНЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫСТАВОЧНО -
ЯРМАРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
-
В настоящее время в
Нижегородской области существует более десяти профессиональных
организаций в сфере выставочно - ярмарочной деятельности, большая
часть которых располагается на территории города Нижнего Новгорода.
Ежегодно ими проводится около 300 мероприятий. Из числа
профессиональных организаций только ВАО "Нижегородская ярмарка"
соответствует мировым и европейским стандартам международного
выставочного комплекса.
Выставочно - ярмарочная деятельность
в Нижегородской области в современных условиях осуществляется в
следующих основных формах (выставочные мероприятия):
выставки как регулярно организуемые
рыночные мероприятия с ограниченным временем проведения, где
экспоненты представляют основные товары и услуги одной или нескольких
отраслей, которые реализуются преимущественно на основе выставочных
образцов;
ярмарки - регулярные рыночные
мероприятия с ограниченным временем проведения, где экспоненты
представляют и реализуют товары и услуги одной или нескольких
отраслей.
Выставка (ярмарка) характеризуется
следующими параметрами:
- величина выставочной площади;
- число экспонентов (отечественных и
иностранных);
- число посетителей.
-
5.1. Выставочные
площади и статистические данные
основных выставочных центров и
организаций за 2001 год
-
5.1.1. ВАО
"Нижегородская ярмарка".
Рейтинг выставочных центров в
Приволжском федеральном округе, составленный в 2001 году на основе
анализа важнейших показателей, ставит ВАО "Нижегородская
ярмарка" на первое место.
Выставочный комплекс располагает 10
000 кв. м закрытой площади и 15 000 кв. м открытой. В 2001 году в
Нижнем Новгороде была проведена 71 выставка, в т.ч. 52
специализированных выставки, 9 международных и всероссийских форумов
и 10 конгрессов. Темп роста числа проводимых выставочных мероприятий
2001 года по отношению к 2000 году составил 16%. Оборот в сфере
выставочной деятельности за 2001 год на 17% превышает данные 2000
года. Общая сумма платежей в бюджеты всех уровней возросла
соответственно на 7%. Суммарная выставочная площадь проводимых
мероприятий по данным за 2001 год составила 51 382 кв. м. Выставочно
- ярмарочные мероприятия в 2001 году привлекли:
- 4 476 экспонентов, в т.ч. 294
иностранных;
- 282 500 посетителей. Количество
посетителей по сравнению с 1999 годом возросло на 16%.
5.1.2. Торгово - промышленная палата
Нижегородской области (ТПП НО).
Общая выставочная площадь составляет
300 кв. м. Выставочные экспозиции располагаются на первом и втором
этажах трехэтажного здания. За 2001 год ТПП НО были проведены 22
выставки, в т.ч. 12 специализированных выставок и 1 фестиваль. Темп
роста числа проводимых выставочных мероприятий с 2000 по 2001 год
составил почти 30%. За 2001 год в выставках приняло участие 740
экспонентов, организаций и частных предпринимателей, в том числе 109
членов ТПП НО. Суммарная выставочная площадь проводимых мероприятий
по данным 2001 года составила 5 100 кв. м.
5.1.3. Нижегородский государственный
выставочный комплекс (далее - Комплекс).
Общая экспозиционная площадь - 648,5
кв. м. Количество проведенных за 2001 год выставок в залах Комплекса
- 27, в том числе 23 - из произведений нижегородских авторов. За 2001
год в выставках приняло участие около 1 000 экспонентов, посетили
выставку более 109 000 человек. Из бюджета Нижегородской области на
проведение выставок в 2001 году Комплексу было выделено 5 000 рублей.
5.1.4. Рекламно - выставочный центр
Нижегородского государственного технического университета.
Занимает около 300 кв. м в здании -
памятнике истории и культуры областного значения. Выставочный зал
площадью 250 кв. м располагает выставочным оборудованием и другими
техническими средствами. В весенний период для выставочной
деятельности используется открытая прилежащая к центру территория
площадью 300 кв. м. За 2001 год рекламно - выставочным центром
Нижегородского государственного технического университета было
проведено 12 выставок и 8 семинаров, в которых приняли участие 370
экспонентов, посетили - 33 000 человек. Перечень основных организаций
Нижегородской области, осуществляющих выставочно - ярмарочную
деятельность, прилагается.
-
6. НОРМАТИВНО -
ПРАВОВАЯ БАЗА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПО ВЫСТАВОЧНО - ЯРМАРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-
6.1. Характеристика
существующей нормативной правовой
базы выставочно - ярмарочной
деятельности
-
К числу нормативных
правовых актов, непосредственно регулирующих осуществление выставочно
- ярмарочной деятельности в Нижегородской области, относятся:
- постановление Законодательного
Собрания Нижегородской области от 25.06.1998 № 61 "Об областном
совете по выставочно - ярмарочной деятельности";
- постановление Законодательного
Собрания Нижегородской области от 17.01.2000 № 9 "О развитии
выставочно - ярмарочной деятельности в Нижегородской области".
Постановлением Законодательного
Собрания Нижегородской области от 25.06.1998 № 61 утвержден состав и
Положение об областном совете. Однако практической реализации акта в
полной мере не осуществлялось.
Постановлением Законодательного
Собрания Нижегородской области от 17.01.2000 № 9 утвержден план
региональных и международных выставочных мероприятий на 2000 год. В
настоящее время акт утратил юридическую силу.
Таким образом, в настоящее время в
Нижегородской области целесообразно разработать единый правовой акт,
регулирующий выставочно - ярмарочную деятельность.
-
6.2. Направления
совершенствования нормативной
правовой базы выставочно - ярмарочной
деятельности
в Нижегородской области
-
Анализ существующей
ситуации в сфере регулирования отношений, связанных с организацией и
проведением выставочно - ярмарочной деятельности, позволяет
определить следующие направления разработки соответствующих
нормативных правовых актов:
1. Об упорядочении деятельности по
организации и проведению выставок, ярмарок в Нижегородской области.
Данный нормативный правовой акт
призван урегулировать следующие вопросы:
- установление уполномоченного органа
исполнительной власти в сфере выставочно - ярмарочной деятельности и
определение его функций (в части координации деятельности других
органов исполнительной власти, а также в процессе взаимодействия с
субъектами выставочно - ярмарочной деятельности);
- разработка порядка осуществления
государственной поддержки выставочно - ярмарочной деятельности, в том
числе в форме финансовой и организационной помощи;
- разработка процедуры предоставления
финансово - экономической отчетности организаторами выставок, ярмарок
и конгрессов.
2. Комплексная программа по развитию
выставочно - ярмарочной деятельности Нижегородской области,
предусматривающая следующие направления:
- поддержка и стимулирование
организаций Нижегородской области через выставочную деятельность
(создание благоприятных экономических, организационных и иных
условий, предоставление информационно - консультативной, рекламной,
маркетинговой, дипломатической и других видов помощи);
- создание единой программы областных
и всероссийских выставок - конкурсов проектов, технологий, товаров
под общим девизом "Российское качество" при обязательном
участии федеральных органов стандартизации и сертификации качества
продукции (в том числе предусмотреть систему поощрения и
награждения);
- осуществление официального
регионального патроната выставочно - ярмарочных мероприятий -
комплексной системы поддержки и развития выставочной деятельности, в
т.ч. формирования реестра приоритетных мероприятий;
- использование института спонсорства
в поддержке выставочной деятельности области;
- информационно - рекламное
обеспечение и поддержка выставочной деятельности в области;
- сотрудничество с областными,
региональными и международными выставочными комплексами;
- развитие выставочной
инфраструктуры, материально - технической и экспозиционной базы
выставочных центров в Нижегородской области в соответствии с
международными требованиями с целью увеличения бюджетной отдачи от
выставочной деятельности, а также с целью создания новых рабочих мест
в области;
- подготовка кадров для выставочной
деятельности;
- развитие международного делового
комплекса "Нижегородская ярмарка" как признанного центра
выставочной деятельности Нижегородской области и Приволжского
федерального округа;
- разработка порядка формирования
перспективных и ежегодных планов выставочной деятельности.
-
7. КООРДИНАЦИЯ
ВЫСТАВОЧНО - ЯРМАРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
-
Эффективное развитие
выставочной деятельности Нижегородской области требует совместных
скоординированных действий федеральных и региональных органов
исполнительной власти, торгово - промышленных палат,
предпринимательских и выставочных союзов, общественных организаций и
структур выставочного бизнеса.
Координация со стороны государства в
первую очередь должна быть направлена на поддержку мероприятий
областного и межрегионального значения, целью которых является
обеспечение условий для повышения конкурентоспособности отечественных
товаропроизводителей, расширение сбыта их продукции на внутреннем и
внешнем рынках.
С этой целью целесообразно создать
координационный совет (далее - Совет) Нижегородской области по
выставочно - ярмарочной деятельности.
Указанный Совет должен осуществлять
координацию выставочно - ярмарочной деятельности на основе
предложений органов исполнительной власти области, торгово -
промышленных палат, ВАО "Нижегородская ярмарка", отраслевых
ассоциаций и т.п.
Определение наиболее важных
мероприятий из всего многообразия выставок и ярмарок, проводимых в
Нижегородской области и за рубежом, осуществляется с целью
обеспечения их координации, планирования по срокам и тематике, а
также поддержки, включая организационную, финансовую и
информационную. Выбор указанных мероприятий должен производиться на
основе системы приоритетов и критериев, разработанных и утвержденных
Советом по выставочно - ярмарочной деятельности.
В Нижегородской области у выставочной
деятельности имеется значительный потенциал, эффективность которого
возрастет в случае осуществления координации и оказания поддержки со
стороны государства.
-
Приложение
к Концепции
выставочно - ярмарочной деятельности
Нижегородской области
-
ПЕРЕЧЕНЬ
основных организаций Нижегородской
области,
осуществляющих выставочно -
ярмарочную деятельность
Наименование организации
|
Адрес организации
|
Телефон
|
1. ВАО
"Нижегородская ярмарка"
|
Н.Новгород, ул.
Совнаркомовская, 13
|
77-55-83
|
2. Торгово -
промышленная палата Нижегородской области |
Н.Новгород, пл. Октября, 1
|
19-44-81
|
3. Выставочно -
ярмарочный центр
|
Н.Новгород, ул. Семашко, 5б |
36-01-18
|
4.
Нижегородский государственный выставочный комплекс
|
Н.Новгород, пл. Минина
и Пожарского, 2/2
|
39-09-34 39-09-71
|
5. ЗАО "Экспо - люкс"
|
Н.Новгород, пр.
Гагарина, 168а
|
34-56-02
|
6. ООО "Вакант"
- информационное агентство
|
Н.Новгород,
Сормовское шоссе, 1
|
41-28-45 41-28-72
|
7. Нижегородская
ассоциация промышленников и предпринимателей
|
Н.Новгород,
пер. Кожевенный, 1
|
33-84-41
|
8. Торгово -
промышленная палата, г. Дзержинск
|
606000, г. Дзержинск, пл.
Дзержинского, 3
|
33-57-76 ф. 33-44-09 |
9. ОАО
"Институт ресурсосбережения"
|
Н.Новгород, ул.
Канавинская, 3а
|
44-39-91
|
10. Нижегородский
филиал государственного центра современных искусств
|
Н.Новгород,
В.Волжская набережная, 2
|
39-10-23
|
11.
Нижегородский государственный архитектурно -
строительный университет
|
Н.Новгород, ул. Ильинская, 65
|
30-19-46
|
12.
Нижегородский Государственный лингвистический
университет им. Н.А. Добролюбова
|
Н.Новгород, ул. Минина, 31а
|
36-15-75
|
|