ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства
Нижегородской области от 30.06.2003 № 193
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО
ПОЛОЖЕНИЯ О ПРИРОДНЫХ ПАРКАХ ОБЛАСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ В НИЖЕГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
получен из Эталонного банка данных правовой информации администрации
Губернатора Нижегородской области. -
ПРАВИТЕЛЬСТВО
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2003 г. № 193
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ПРИРОДНЫХ ПАРКАХ
ОБЛАСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ В
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
-
В соответствии со
статьями 2, 18 - 21 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ
"Об особо охраняемых природных территориях", статьями 6, 9,
15 - 18 Закона Нижегородской области от 27 марта 1998 года № 118-З
"Об особо охраняемых природных территориях", в целях
обеспечения сохранности и устойчивого использования уникальных
природных и рекреационных объектов и территорий Правительство
Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Типовое
положение о природных парках областного значения в Нижегородской
области.
2. Комитету охраны природы и
управления природопользованием Нижегородской области (Н.Г. Соколов)
при разработке положения о конкретном природном парке
руководствоваться Типовым положением о природных парках областного
значения в Нижегородской области.
3. Контроль за исполнением настоящего
постановления возложить на руководителя комитета охраны природы и
управления природопользованием Нижегородской области Н.Г. Соколова.
-
Губернатор области
Г.М.ХОДЫРЕВ
-
Утверждено
постановлением
Правительства области
от 30.06.2003 № 193
-
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРИРОДНЫХ ПАРКАХ ОБЛАСТНОГО
ЗНАЧЕНИЯ
В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
-
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
-
1. Природные парки
областного значения в Нижегородской области (далее именуются -
природные парки) являются природоохранными рекреационными
учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя
природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и
эстетическую ценность, и предназначены для использования в
природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
В своей деятельности природные парки
руководствуются Конституцией Российской Федерации, законами
Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской
Федерации, Уставом Нижегородской области, законами Нижегородской
области, иными нормативными правовыми актами органов государственной
власти Нижегородской области, приказами и распоряжениями федеральных
органов исполнительной власти, в ведении которых находятся особо
охраняемые природные территории, а также настоящим Положением.
Территории природных парков
располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное)
пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а
также собственников.
-
II. ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИРОДНЫХ ПАРКОВ
-
2. Природные парки
образуются с целью:
- сохранения природной среды и
биологического разнообразия, уникальных и ценных природных объектов,
комплексов и ландшафтов;
- создания условий для отдыха (в том
числе массового) и сохранения рекреационных ресурсов;
- разработки и внедрения эффективных
методов охраны природы и поддержания экологического баланса в
условиях рекреационного использования территорий природных парков;
- обеспечения возможности устойчивого
использования в рекреационных и эколого-просветительских целях
уникальных и ценных природных объектов и комплексов.
-
III. ПОРЯДОК
ОБРАЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ ПАРКОВ
-
3. Решение об
образовании природных парков областного значения принимает
Правительство Нижегородской области по представлению Главного
управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по
Нижегородской области и по согласованию с соответствующими органами
местного самоуправления.
Создание природных парков, связанное
с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых
для общегосударственных нужд, осуществляется Правительством
Нижегородской области по согласованию с Правительством Российской
Федерации.
В таком же порядке производится
расширение территорий природных парков.
4. В целях защиты территорий
природных парков от неблагоприятных воздействий на прилегающих к ним
участках суши и водного пространства могут создаваться охранные зоны.
Решения об образовании таких охранных
зон и утверждении положений о них принимаются в том же порядке, что и
решения об образовании самих природных парков.
-
IV. УПРАВЛЕНИЕ
ПРИРОДНЫМИ ПАРКАМИ
-
5. Природные парки
находятся в ведении Правительства Нижегородской области.
Управление природными парками
осуществляется комитетом охраны природы и управления
природопользованием Нижегородской области. Для обеспечения
функционирования природных парков создаются их администрации,
возглавляемые директорами, назначаемыми приказом комитета охраны
природы и управления природопользованием Нижегородской области.
Директор природного парка в
соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской
области, настоящим Положением и другими нормативными актами руководит
деятельностью парка и несет за нее полную ответственность,
обеспечивает выполнение возложенных на парк задач.
-
V. РЕЖИМ ОХРАНЫ
ПРИРОДНЫХ ПАРКОВ И
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕГО СОБЛЮДЕНИЯ
-
6. На территории
природных парков устанавливается дифференцированный режим их охраны,
защиты и использования с учетом местных природных,
историко-культурных и социальных особенностей. С этой целью в
границах природного парка могут выделяться различные функциональные
зоны, в том числе:
- природоохранная зона,
предназначенная для сохранения и изучения естественного хода
природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и
животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных,
типичных и уникальных экологических систем;
- зона ограниченного посещения,
предназначенная для ведения организованной экскурсионной и
эколого-просветительской деятельности;
- зона охраны историко-культурных
комплексов и объектов;
- рекреационная (буферная) зона,
предназначенная для приема, временного размещения и отдыха туристов.
Кроме того, на территории природных
парков могут выделяться функциональные зоны ограниченного
хозяйственного использования, предназначенные для проведения
хозяйственных мероприятий, направленных на сохранение и
восстановление природных комплексов и объектов, возобновимых
природных ресурсов (например, зона лесовосстановления,
воспроизводственные участки охотфауны, агрохозяйственные зоны и
т.п.).
7. На различных участках природных
парков может устанавливаться различный режим охраны и использования в
зависимости от их экологической и рекреационной ценности.
На территориях природных парков
запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически
сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение
экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков,
нарушение режима охраны расположенных на их территории памятников
истории и культуры.
В границах природных парков могут
быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой
снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной
ценности их территорий.
С администрациями природных парков
согласовываются вопросы социально-экономической деятельности
юридических лиц, расположенных на территориях природных парков и их
охранных зон, а также проекты развития прилежащих населенных пунктов.
8. Лимиты посещения гражданами
природных парков определяются администрациями парков на основании
научно обоснованных норм использования территорий в рекреационных
целях по согласованию с Правительством Нижегородской области.
9. Конкретные особенности,
зонирование и режим каждого природного парка определяются в положении
о нем, утверждаемом Правительством Нижегородской области по
согласованию с Главным управлением природных ресурсов и охраны
окружающей среды МПР России по Нижегородской области и с
соответствующими органами местного самоуправления.
В положении о природном парке в
обязательном порядке указываются:
наименование природного парка;
местонахождение природного парка;
площадь, занимаемая природным парком
и его охранной зоной (раздельно);
наименование организации, в ведении
которой находится природный парк;
перечень землепользователей
(собственников), находящихся на территории парка (с указанием
занимаемых площадей и схемами землепользований);
цели создания и назначение природного
парка;
описание границ природного парка и
его охранной зоны;
краткое описание природных комплексов
и объектов;
характеристика состояния основных
объектов охраны;
характеристика состояния
рекреационных, туристических и историко-культурных объектов;
описание границ и назначения
функциональных зон, выделяемых на территории природного парка;
режим охраны, установленный для
природного парка (отдельно для каждой функциональной зоны);
режим охраны, установленный для
охранной зоны природного парка;
рекомендации по регулированию
экологического туризма и отдыха населения на территории природного
парка;
порядок осуществления контроля за
соблюдением режима охраны природного парка и за состоянием объектов
охраны;
рекомендации по осуществлению
научно-исследовательской и эколого-просветительской деятельности на
территории природного парка.
Положение о природном парке также
включает схему территории, позволяющую ясно представить границы,
местонахождение и зонирование природного парка и его охранной зоны.
Кроме того, положение о природном
парке может включать фотографии, иллюстрирующие состояние объектов
охраны на момент составления положения, другие материалы.
10. Соблюдение режима природного
парка обеспечивается службой его охраны, в состав которой входят:
директор природного парка и его заместители; старшие государственные
инспекторы по охране природного парка (руководители отделов, ведающие
вопросами организации рационального природопользования, охраны
природных комплексов и их восстановления, лесничие, помощники
лесничих);
участковые государственные инспекторы
по охране природного парка (мастера леса, охотоведы);
государственные инспекторы по охране
природного парка (специалисты, ведающие вопросами организации
рационального природопользования, лесники и егеря).
Штатное расписание парка утверждается
руководителем комитета охраны природы и управления
природопользованием Нижегородской области.
11. К охране территории природного
парка могут привлекаться общественные инспекции. В вопросах
обеспечения охраны администрация природного парка и ее службы
взаимодействуют с Главным управлением природных ресурсов и охраны
окружающей среды МПР России по Нижегородской области, органами
рыбоохраны, охотнадзора и органами внутренних дел.
12. Сотрудники службы охраны
природных парков имеют право хранения и ношения огнестрельного оружия
в соответствии с Табелем вооружения, утвержденным в установленном
порядке.
-
VI.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРИРОДНЫХ ПАРКАХ
-
13.
Научно-исследовательская деятельность в природных парках направлена
на разработку и внедрение научных методов сохранения биологического
разнообразия, природных и историко-культурных комплексов и объектов в
условиях рекреационного использования, оценку и прогноз экологической
обстановки в регионе.
14. Научно-исследовательская
деятельность в природных парках проводится научно-исследовательскими
учреждениями и высшими учебными заведениями соответствующего профиля,
неправительственными организациями на договорных началах по общим
программам, согласованным с администрациями природных парков и
комитетом охраны природы и управления природопользованием
Нижегородской области.
15. Планы лесохозяйственных,
биотехнических, рекультивационных и реставрационных работ, а также
мероприятий по регулированию численности диких животных на
территориях природных парков в обязательном порядке согласовываются с
комитетом охраны природы и управления природопользованием
Нижегородской области и с Главным управлением природных ресурсов и
охраны окружающей среды МПР России по Нижегородской области.
16. Просветительская деятельность
природных парков включает выпуск буклетов, фотоальбомов,
путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции,
организацию музеев и экспозиций под открытым небом, создание и
обустройство учебных экскурсионных троп и маршрутов, проведение
экскурсий, организацию и проведение экологических лагерей,
организацию школьных лесничеств, прохождение учебной и
производственной практики студентами высших и средних специальных
учебных заведений соответствующего профиля, освещение деятельности
природных парков в средствах массовой информации и иные формы и
методы социально-экологического воспитания, образования и пропаганды
экологических знаний.
-
VII. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИРОДНЫХ ПАРКОВ
-
17. Хозяйственная
деятельность природных парков направлена на обеспечение надлежащей
охраны природных и историко-культурных объектов, выполнение
мероприятий по уходу за ними и их восстановлению, а также на
организацию регулируемого экологического туризма и отдыха в природных
условиях.
18. Развитие регулируемого
экологического туризма и отдыха в природных условиях на территориях
природных парков осуществляется в соответствии с утвержденными
проектными материалами путем предоставления природными парками на
конкурсной основе концессий заинтересованным юридическим лицам.
19. Строительство и эксплуатация
гостиниц, кемпингов, турбаз, предприятий общественного питания и
других объектов туристического сервиса, создание условий для отдыха
граждан, их культурного и бытового обслуживания осуществляются
заинтересованными государственными, кооперативными, общественными и
частными предприятиями и учреждениями на условиях, определенных
соответствующими договорами, заключаемыми с природными парками, в
соответствии с правовыми актами Правительства Нижегородской области.
20. В случае отсутствия юридических
лиц, заинтересованных в строительстве и эксплуатации объектов туризма
и отдыха, природные парки могут самостоятельно осуществлять эти
работы за счет средств, выделяемых из бюджета, при этом доходы от
эксплуатации этих объектов учитываются в сметах расходов природных
парков.
-
VIII. ПРАВОВОЙ СТАТУС
ПРИРОДНЫХ ПАРКОВ
-
21. Природные парки
являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей
деятельности извлечение прибыли, то есть, являются некоммерческими
организациями и создаются в форме природоохранного учреждения,
финансируемого за счет средств областного бюджета.
22. Средства природных парков,
которыми они распоряжаются в установленном законом порядке,
формируются также из:
- доходов, полученных от
рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности, не
противоречащей задачам природных парков;
- средств, полученных в счет
возмещения ущерба, причиненного в результате деятельности юридических
и физических лиц;
- безвозмездной помощи физических и
юридических лиц, в том числе иностранных граждан и международных
организаций.
23. Изъятие земель и других природных
ресурсов природных парков или иное прекращение прав на землю для
нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается (статья
95 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года N
136-ФЗ).
24. Территории природных парков
учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем
землеустройства и районной планировки. Эти проектные документы
подлежат обязательному согласованию с комитетом охраны природы и
управления природопользованием Нижегородской области.
-
IX. КОНТРОЛЬ ЗА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРИРОДНЫХ ПАРКОВ
-
25. Контроль за
соблюдением установленного режима охраны природных парков
осуществляется Правительством Нижегородской области, органами
местного самоуправления, а также Главным управлением природных
ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Нижегородской
области в пределах их компетенции.
-
|