Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства
Нижегородской области от 30.06.2003 № 193


"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО
ПОЛОЖЕНИЯ О ПРИРОДНЫХ ПАРКАХ ОБЛАСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ В НИЖЕГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ"


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено






получен из Эталонного банка данных правовой информации администрации
Губернатора Нижегородской области.









ПРАВИТЕЛЬСТВО
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 30 июня 2003 г. № 193




ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ПРИРОДНЫХ ПАРКАХ


ОБЛАСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ В
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ






В соответствии со
статьями 2, 18 - 21 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ
"Об особо охраняемых природных территориях", статьями 6, 9,
15 - 18 Закона Нижегородской области от 27 марта 1998 года № 118-З
"Об особо охраняемых природных территориях", в целях
обеспечения сохранности и устойчивого использования уникальных
природных и рекреационных объектов и территорий Правительство
Нижегородской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемое Типовое
положение о природных парках областного значения в Нижегородской
области.


2. Комитету охраны природы и
управления природопользованием Нижегородской области (Н.Г. Соколов)
при разработке положения о конкретном природном парке
руководствоваться Типовым положением о природных парках областного
значения в Нижегородской области.


3. Контроль за исполнением настоящего
постановления возложить на руководителя комитета охраны природы и
управления природопользованием Нижегородской области Н.Г. Соколова.






Губернатор области


Г.М.ХОДЫРЕВ














Утверждено


постановлением


Правительства области


от 30.06.2003 № 193






ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ


О ПРИРОДНЫХ ПАРКАХ ОБЛАСТНОГО
ЗНАЧЕНИЯ


В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ






I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ






1. Природные парки
областного значения в Нижегородской области (далее именуются -
природные парки) являются природоохранными рекреационными
учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя
природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и
эстетическую ценность, и предназначены для использования в
природоохранных, просветительских и рекреационных целях.


В своей деятельности природные парки
руководствуются Конституцией Российской Федерации, законами
Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской
Федерации, Уставом Нижегородской области, законами Нижегородской
области, иными нормативными правовыми актами органов государственной
власти Нижегородской области, приказами и распоряжениями федеральных
органов исполнительной власти, в ведении которых находятся особо
охраняемые природные территории, а также настоящим Положением.


Территории природных парков
располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное)
пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а
также собственников.






II. ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИРОДНЫХ ПАРКОВ






2. Природные парки
образуются с целью:


- сохранения природной среды и
биологического разнообразия, уникальных и ценных природных объектов,
комплексов и ландшафтов;


- создания условий для отдыха (в том
числе массового) и сохранения рекреационных ресурсов;


- разработки и внедрения эффективных
методов охраны природы и поддержания экологического баланса в
условиях рекреационного использования территорий природных парков;


- обеспечения возможности устойчивого
использования в рекреационных и эколого-просветительских целях
уникальных и ценных природных объектов и комплексов.






III. ПОРЯДОК
ОБРАЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ ПАРКОВ






3. Решение об
образовании природных парков областного значения принимает
Правительство Нижегородской области по представлению Главного
управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по
Нижегородской области и по согласованию с соответствующими органами
местного самоуправления.


Создание природных парков, связанное
с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых
для общегосударственных нужд, осуществляется Правительством
Нижегородской области по согласованию с Правительством Российской
Федерации.


В таком же порядке производится
расширение территорий природных парков.


4. В целях защиты территорий
природных парков от неблагоприятных воздействий на прилегающих к ним
участках суши и водного пространства могут создаваться охранные зоны.


Решения об образовании таких охранных
зон и утверждении положений о них принимаются в том же порядке, что и
решения об образовании самих природных парков.






IV. УПРАВЛЕНИЕ
ПРИРОДНЫМИ ПАРКАМИ






5. Природные парки
находятся в ведении Правительства Нижегородской области.


Управление природными парками
осуществляется комитетом охраны природы и управления
природопользованием Нижегородской области. Для обеспечения
функционирования природных парков создаются их администрации,
возглавляемые директорами, назначаемыми приказом комитета охраны
природы и управления природопользованием Нижегородской области.


Директор природного парка в
соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской
области, настоящим Положением и другими нормативными актами руководит
деятельностью парка и несет за нее полную ответственность,
обеспечивает выполнение возложенных на парк задач.






V. РЕЖИМ ОХРАНЫ
ПРИРОДНЫХ ПАРКОВ И


ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕГО СОБЛЮДЕНИЯ






6. На территории
природных парков устанавливается дифференцированный режим их охраны,
защиты и использования с учетом местных природных,
историко-культурных и социальных особенностей. С этой целью в
границах природного парка могут выделяться различные функциональные
зоны, в том числе:


- природоохранная зона,
предназначенная для сохранения и изучения естественного хода
природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и
животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных,
типичных и уникальных экологических систем;


- зона ограниченного посещения,
предназначенная для ведения организованной экскурсионной и
эколого-просветительской деятельности;


- зона охраны историко-культурных
комплексов и объектов;


- рекреационная (буферная) зона,
предназначенная для приема, временного размещения и отдыха туристов.


Кроме того, на территории природных
парков могут выделяться функциональные зоны ограниченного
хозяйственного использования, предназначенные для проведения
хозяйственных мероприятий, направленных на сохранение и
восстановление природных комплексов и объектов, возобновимых
природных ресурсов (например, зона лесовосстановления,
воспроизводственные участки охотфауны, агрохозяйственные зоны и
т.п.).


7. На различных участках природных
парков может устанавливаться различный режим охраны и использования в
зависимости от их экологической и рекреационной ценности.


На территориях природных парков
запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически
сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение
экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков,
нарушение режима охраны расположенных на их территории памятников
истории и культуры.


В границах природных парков могут
быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой
снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной
ценности их территорий.


С администрациями природных парков
согласовываются вопросы социально-экономической деятельности
юридических лиц, расположенных на территориях природных парков и их
охранных зон, а также проекты развития прилежащих населенных пунктов.


8. Лимиты посещения гражданами
природных парков определяются администрациями парков на основании
научно обоснованных норм использования территорий в рекреационных
целях по согласованию с Правительством Нижегородской области.


9. Конкретные особенности,
зонирование и режим каждого природного парка определяются в положении
о нем, утверждаемом Правительством Нижегородской области по
согласованию с Главным управлением природных ресурсов и охраны
окружающей среды МПР России по Нижегородской области и с
соответствующими органами местного самоуправления.


В положении о природном парке в
обязательном порядке указываются:


наименование природного парка;


местонахождение природного парка;


площадь, занимаемая природным парком
и его охранной зоной (раздельно);


наименование организации, в ведении
которой находится природный парк;


перечень землепользователей
(собственников), находящихся на территории парка (с указанием
занимаемых площадей и схемами землепользований);


цели создания и назначение природного
парка;


описание границ природного парка и
его охранной зоны;


краткое описание природных комплексов
и объектов;


характеристика состояния основных
объектов охраны;


характеристика состояния
рекреационных, туристических и историко-культурных объектов;


описание границ и назначения
функциональных зон, выделяемых на территории природного парка;


режим охраны, установленный для
природного парка (отдельно для каждой функциональной зоны);


режим охраны, установленный для
охранной зоны природного парка;


рекомендации по регулированию
экологического туризма и отдыха населения на территории природного
парка;


порядок осуществления контроля за
соблюдением режима охраны природного парка и за состоянием объектов
охраны;


рекомендации по осуществлению
научно-исследовательской и эколого-просветительской деятельности на
территории природного парка.


Положение о природном парке также
включает схему территории, позволяющую ясно представить границы,
местонахождение и зонирование природного парка и его охранной зоны.


Кроме того, положение о природном
парке может включать фотографии, иллюстрирующие состояние объектов
охраны на момент составления положения, другие материалы.


10. Соблюдение режима природного
парка обеспечивается службой его охраны, в состав которой входят:
директор природного парка и его заместители; старшие государственные
инспекторы по охране природного парка (руководители отделов, ведающие
вопросами организации рационального природопользования, охраны
природных комплексов и их восстановления, лесничие, помощники
лесничих);


участковые государственные инспекторы
по охране природного парка (мастера леса, охотоведы);


государственные инспекторы по охране
природного парка (специалисты, ведающие вопросами организации
рационального природопользования, лесники и егеря).


Штатное расписание парка утверждается
руководителем комитета охраны природы и управления
природопользованием Нижегородской области.


11. К охране территории природного
парка могут привлекаться общественные инспекции. В вопросах
обеспечения охраны администрация природного парка и ее службы
взаимодействуют с Главным управлением природных ресурсов и охраны
окружающей среды МПР России по Нижегородской области, органами
рыбоохраны, охотнадзора и органами внутренних дел.


12. Сотрудники службы охраны
природных парков имеют право хранения и ношения огнестрельного оружия
в соответствии с Табелем вооружения, утвержденным в установленном
порядке.






VI.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРИРОДНЫХ ПАРКАХ






13.
Научно-исследовательская деятельность в природных парках направлена
на разработку и внедрение научных методов сохранения биологического
разнообразия, природных и историко-культурных комплексов и объектов в
условиях рекреационного использования, оценку и прогноз экологической
обстановки в регионе.


14. Научно-исследовательская
деятельность в природных парках проводится научно-исследовательскими
учреждениями и высшими учебными заведениями соответствующего профиля,
неправительственными организациями на договорных началах по общим
программам, согласованным с администрациями природных парков и
комитетом охраны природы и управления природопользованием
Нижегородской области.


15. Планы лесохозяйственных,
биотехнических, рекультивационных и реставрационных работ, а также
мероприятий по регулированию численности диких животных на
территориях природных парков в обязательном порядке согласовываются с
комитетом охраны природы и управления природопользованием
Нижегородской области и с Главным управлением природных ресурсов и
охраны окружающей среды МПР России по Нижегородской области.


16. Просветительская деятельность
природных парков включает выпуск буклетов, фотоальбомов,
путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции,
организацию музеев и экспозиций под открытым небом, создание и
обустройство учебных экскурсионных троп и маршрутов, проведение
экскурсий, организацию и проведение экологических лагерей,
организацию школьных лесничеств, прохождение учебной и
производственной практики студентами высших и средних специальных
учебных заведений соответствующего профиля, освещение деятельности
природных парков в средствах массовой информации и иные формы и
методы социально-экологического воспитания, образования и пропаганды
экологических знаний.






VII. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИРОДНЫХ ПАРКОВ






17. Хозяйственная
деятельность природных парков направлена на обеспечение надлежащей
охраны природных и историко-культурных объектов, выполнение
мероприятий по уходу за ними и их восстановлению, а также на
организацию регулируемого экологического туризма и отдыха в природных
условиях.


18. Развитие регулируемого
экологического туризма и отдыха в природных условиях на территориях
природных парков осуществляется в соответствии с утвержденными
проектными материалами путем предоставления природными парками на
конкурсной основе концессий заинтересованным юридическим лицам.


19. Строительство и эксплуатация
гостиниц, кемпингов, турбаз, предприятий общественного питания и
других объектов туристического сервиса, создание условий для отдыха
граждан, их культурного и бытового обслуживания осуществляются
заинтересованными государственными, кооперативными, общественными и
частными предприятиями и учреждениями на условиях, определенных
соответствующими договорами, заключаемыми с природными парками, в
соответствии с правовыми актами Правительства Нижегородской области.


20. В случае отсутствия юридических
лиц, заинтересованных в строительстве и эксплуатации объектов туризма
и отдыха, природные парки могут самостоятельно осуществлять эти
работы за счет средств, выделяемых из бюджета, при этом доходы от
эксплуатации этих объектов учитываются в сметах расходов природных
парков.






VIII. ПРАВОВОЙ СТАТУС
ПРИРОДНЫХ ПАРКОВ






21. Природные парки
являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей
деятельности извлечение прибыли, то есть, являются некоммерческими
организациями и создаются в форме природоохранного учреждения,
финансируемого за счет средств областного бюджета.


22. Средства природных парков,
которыми они распоряжаются в установленном законом порядке,
формируются также из:


- доходов, полученных от
рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности, не
противоречащей задачам природных парков;


- средств, полученных в счет
возмещения ущерба, причиненного в результате деятельности юридических
и физических лиц;


- безвозмездной помощи физических и
юридических лиц, в том числе иностранных граждан и международных
организаций.


23. Изъятие земель и других природных
ресурсов природных парков или иное прекращение прав на землю для
нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается (статья
95 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года N
136-ФЗ).


24. Территории природных парков
учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем
землеустройства и районной планировки. Эти проектные документы
подлежат обязательному согласованию с комитетом охраны природы и
управления природопользованием Нижегородской области.






IX. КОНТРОЛЬ ЗА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРИРОДНЫХ ПАРКОВ






25. Контроль за
соблюдением установленного режима охраны природных парков
осуществляется Правительством Нижегородской области, органами
местного самоуправления, а также Главным управлением природных
ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Нижегородской
области в пределах их компетенции.












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru