Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Городской Думы г.
Н.Новгорода от 19.11.2003 № 86


(с изм. от 26.01.2005)


"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
"ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА: НОВОЕ КАЧЕСТВО РАЗВИТИЯ
НА 2004 - 2006 ГОДЫ"


Официальная публикация в СМИ:


"Нижегородский рабочий", N
10/15427, 21.01.2004 (начало),


"Нижегородский рабочий", N
12/15429, 23.01.2004 (продолжение),


"Нижегородский рабочий", N
15/15432, 28.01.2004 (окончание)






получен из Эталонного банка данных правовой информации Администрации
г. Нижнего Новгорода.



Действие документа было
приостановлено до 1 января 2006 года постановлением Городской Думы
г. Н.Новгорода от 26.01.2005 № 1.






ГОРОДСКАЯ ДУМА
ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА




ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 19 ноября 2003 г. № 86




ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПРОГРАММЫ "ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДА


НИЖНЕГО НОВГОРОДА: НОВОЕ КАЧЕСТВО
РАЗВИТИЯ


НА 2004 - 2006 ГОДЫ"




(с изм., внесенными
постановлением Городской Думы


от 26.01.2005 № 1)




В соответствии со
статьей 15 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", статьей 22 Устава города Нижнего Новгорода и в целях
развития и совершенствования системы образования города Нижнего
Новгорода Городская Дума постановляет:


1. Утвердить программу "Образование
города Нижнего Новгорода: новое качество развития на 2004 - 2006
годы" (прилагается).


2. Рекомендовать администрации города
обеспечить финансирование программы "Образование города Нижнего
Новгорода: новое качество развития на 2004 - 2006 годы" за счет
средств городского бюджета и привлеченных средств.


3. Контроль за исполнением
постановления возложить на постоянную комиссию Городской Думы по
образованию (Тарасова И.Б.).






Председатель Городской
Думы


И.Н.КАРНИЛИН






Глава администрации
города


В.Е.БУЛАВИНОВ














Приложение


к постановлению


Городской Думы


от 19.11.2003 № 86






ПРОГРАММА


"ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДА НИЖНЕГО
НОВГОРОДА:


НОВОЕ КАЧЕСТВО РАЗВИТИЯ НА 2004 -
2006 ГОДЫ"






ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ





Наименование -
"Образование города Нижнего Новгорода: новое

программы качество
развития"



Основание для -
Концепция модернизации российского образования

разработки на период
до 2010 года

программы Программа
развития образования Нижегородской

области на
2002 - 2005 гг.



Основной -
Департамент образования и социально-правовой

разработчик защиты
детства администрации города Нижнего

программы Новгорода



Цель программы -
Формирование механизмов устойчивого развития и

обновления
образования города Нижнего Новгорода

и создание
условий нового качества развития

образовательного
комплекса



Задачи программы - 1.
Обеспечение гарантий доступности и равных

возможностей
получения каждым юным нижегородцем

полноценного
качественного образования.

2.
Достижение нового современного качества

образования.

3.
Обеспечение защиты прав потребителей

образовательных
услуг.

4.
Формирование и развитие информационных

ресурсов
нижегородского образования,

обеспечивающих
взаимодействие между участниками

образовательного
процесса.

5.
Формирование нормативно-правового и

экономического
механизмов в системе образования.

6.
Создание условий для инвестиций в образование

через
повышение роли общества в управлении

образованием
и развитие социального партнерства.

7.
Формирование подростковой и молодежной

инфраструктуры



Сроки реализации - 2004 -
2006 гг.

программы



Исполнители -
Департамент образования и социально-правовой

основных защиты
детства администрации города Нижнего

мероприятий Новгорода,

программы
департамент финансовой и налоговой политики

администрации
города Нижнего Новгорода,

районные
органы управления образованием,

образовательные
учреждения



Объем и источники - Бюджет
города Нижнего Новгорода:

финансирования 2004 г. -
83 021,2 тыс. руб.

программы 2005 г. -
73 007,2 тыс. руб.

2006 г. -
75 121,2 тыс. руб.



Ожидаемые -
Создание условий и механизмов устойчивого

результаты развития и
обновления образовательной системы

реализации города

программы



Контроль за -
Городская Дума города Нижнего Новгорода,

выполнением
департамент образования и социально-правовой

программы защиты
детства администрации города Нижнего

Новгорода.




ВВЕДЕНИЕ






Тенденции
экономического роста и активного включения России в динамичные
глобальные процессы требуют резкого повышения ее
конкурентоспособности на мировой арене, роста культуры производства и
потребления. Это в свою очередь выдвигает задачу подъема качества и
эффективности образования на новый уровень.


"Есть перспективное эффективное
образование - будет и эффективное государство" (Путин В.В.).


В этом суть современной
государственной политики в области образования, обоснование
приоритета образования как самой интеллектуальноемкой "отрасли"
российской экономики.


Благодаря стратегическому положению,
самобытности в социально-экономическом и историко-культурном
отношении город Нижний Новгород становится столицей Приволжского
федерального округа. Будущее города связывается с реализацией его
большого научно-технического и промышленного потенциала, достижениями
в области современного производства, наукоемких технологий, что
напрямую зависит от способности интеллектуального потенциала города
не только соответствовать времени, но и опережать его. Это в свою
очередь выдвигает задачу подъема качества и эффективности
нижегородского образования на новый уровень.


Высокая планка общественных ожиданий
требует от системы образования, от органов власти города Нижнего
Новгорода четкого осознания ответственности за качество образования в
условиях модернизации при сохранении лучших традиций образовательной
системы города Нижнего Новгорода.


Высокая ответственность диктует и
необходимость устранения факторов, вызывающих недовольство общества
по отношению к системе образования города:


недостаточное соответствие
нижегородского образования, как и российского, возрастающим
требованиям современной жизни и запросам населения к качеству
образования и образованности выпускников;


сложное состояние
материально-технической базы образовательных учреждений;


скрытое частное финансирование
образования со стороны родителей, что приводит фактически к двойному
налогообложению гарантированных государством бесплатных
образовательных услуг;


недостаточное внимание
государственных органов управления к институтам подростковой и
молодежной жизни в городе, что создает среду для проявления
асоциального поведения молодежи.


Такая ситуация, складывающаяся в
образовании, объясняется рядом причин:


хроническое недофинансирование
образовательной системы города;


неэффективность использования
ресурсов, направляемых органами власти и гражданами в систему
образования;


отставание организационной структуры
и используемых технологий от современных требований;


складывающееся неравенство доступа к
образованию, которое тормозит социальное развитие общества;


изношенность материального и
человеческого ресурса системы образования.


С учетом этих факторов задачи
комплексной модернизации образования для города Нижнего Новгорода
приобретают особую значимость.






ХАРАКТЕРИСТИКА
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ


ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА






Система образования
города Нижнего Новгорода, представленная разветвленной сетью
образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих
разноуровневые образовательные программы, обеспечивает
конституционные права граждан на получение полноценного образования.







































































































































































































Характеристики


Автоза-
водский


Канави-
нский


Ленин-
ский


Москов-
ский


Нижего-
родский


Приок-
ский


Совет-
ский


Сормов-
ский


Собст-
венно
город-
ские


Всего
по
городу


Общее
число
образовательных
учреждений, в том
числе:


143


46


57


67


55


47


52


74


17


560


ДОУ


92


21


30


44


26


30


28


39





310


общеобразовательные
школы,
всего


18


21


17


17


12


18


22


2


163





в том числе:
































начальные


-


-


-


1


1


2


-


1





5


основные


2


-


-


1


-


-


-


4





7


средние


34


18


21


15


16


10


18


17


2


151


лицеи и гимназии


2


2


-


1


4


-


4


1


2


16


школы с углубленным
изучением
предметов


4


1


5


2


2


1


3


1


-


19


школы-интернаты


6


2


2


1


2


1


-


2


6


22


вечерние (сменные)
школы


3


2


1


1


1


1


1


1


-


11


детские дома


1


1


-


-


2





-





5


9


учреждения

дополнительного
образования


7


2


3


4


7


3


5


10


4


45






Имеющаяся сеть
инновационных образовательных учреждений, специализированных учебных
заведений для детей с проблемами в здоровье, учреждений
дополнительного образования создает возможности для удовлетворения
образовательных потребностей населения города.


Расширяется спектр образовательных
услуг и вариативных образовательных программ. 98% образовательных
учреждений города реализует программы дополнительного образования как
в рамках учебного плана, так и во внеурочное время.
































































































































































Количество детей, в
том
числе в ДОУ


11 796


3 428


3 854


4 925


3 241


3 292


3 450


5 595


-


39 581


Число учащихся
всего, в
том числе:


32 643


14 774


15 779


13 590


14 314


9 584


13 430


16 284


2 262


132 660


1 - 4 кл.


9 282


4 137


4 744


3 827


3 764


2 783


3 789


4 621


725


37 672


5 - 9 кл.


17 806


7 731


8 221


7 237


7 153


5 003


6 586


8 770


1 223


69 730


10 - 11 кл.


5 555


2 906


2 814


2 526


3 397


1 798


3 055


2 893


3 314


25 258


Численность
учащихся,

окончивших 11
классов


2 613


1 422


1 428


1 135


1 623


963


1 508


1 376


150


12 215


в том числе с
золотой
медалью


48


33


35


43


69


34


101


44


11


418


с серебряной
медалью


91


70


77


74


99


56


119


52


17


655


Число учащихся
в
коррекционных
школах-интернатах


870


274


394


212


154


174


46


255


634


3 013


Количество
опекаемых
детей
детей-сирот


62

173


305

57


311

155


247

17


169

75


117

47


330

84


187

219


-

494


2 287

1 221


Численность

педагогических
работников


4 488


1 623


1 845


1 896


1 833


1 416


1 516


2 473


911


18 001






По-прежнему,
сохраняется высокая доля числа школ, где учащиеся занимаются в 2
смены.





































































































п/п


Район


Кол-во
школ


Кол-во
уч-ся,
всего


Первая
смена
шк./уч-ся


Вторая
смена
шк./уч-ся


1.


Автозаводский


42


33 938


13/25 473


29/8 465


2.


Канавинский


20


15 048


9/12 826


11/2 222


3.


Ленинский


23


16 173


7/12 594


16/3 579


4.


Московский


18


13 802


6/10 735


12/3 067


5.


Нижегородский


19


14 734


5/11 527


14/3 207


6.


Приокский


13


9 758


3/7 322


10/2 436


7.


Советский


19


13 476


7/11 203


12/2 273


8.


Сормовский


25


16 789


10/12 612


15/4 177


9.


Учреждения
городского

подчинения


8


2 184


8/2 184


-





Итого:


187


135 902


68/106 476


119/29 426






Обостряется проблема
материально-технической базы образования, идет процесс ее
устаревания: 12 зданий находятся в аварийном состоянии, 101 здание
требует капитального ремонта.



































































































































































































































































































































































































































Наименование
района


Наименование
учреждения


Всего
ОУ


Года постройки











До
1940
гг.


1941 -
1960
гг.


1961 -
1980
гг.


1981 -
1990
гг.


1991 -
2000
гг.


2001 -
2003
гг.


Автозаводский


Школы


44


8


8


19


5


4








ДОУ


14


1


3


6


3


1








Итого:


58


9


11


25


8


5


0


Канавинский


Школы


22


6


6


5


4


1








ДОУ


21


2


4


7


8











Итого:


43


8


10


12


12


1


0


Ленинский


Школы


23


7


3


10


2


1








ДОУ


30


1


4


19


6











Итого:


53


8


7


29


8


1


0


Московский


Школы


17


5


5


6


1











ДОУ


43


6


4


26


7











Итого:


60


11


9


32


8


0


0


Нижегородский


Школы


18


7


1


5


4


1








ДОУ


26


5


5


9


7











Итого:


44


12


6


14


11


1


0


Приокский


Школы


13


4


1


6


2











ДОУ


30


1


2


21


6











Итого:


43


5


3


27


8


0


0


Советский


Школы


19


6


2


7


3


1








ДОУ


29


1


8


16


4











Итого:


48


7


10


23


7


1


0


Сормовский


Школы


24


7


5


10


1


1








ДОУ


40


2


6


23


8


1








Итого:


64


9


11


33


9


2


0


МДО "Детство"


Школы


























ДОУ


82


4


14


44


18


2








Итого:


82


4


14


44


18


2


0


Учреждения
городского

подчинения


Школы


15


7





6


1


1








ДОУ


























Итого:


15


7


0


6


1


1


0


Всего по
городу


Школы


195


57


31


74


23


10


0





ДОУ


315


23


50


171


67


4


0





Итого:


510


80


81


245


90


14


0












































































































Районы


Окончание срока
действия
лицензии
(образовательные
учреждения)





2004 г.


2005 г.


2006 г.


Автозаводский
район


95


4


21


Канавинский район


7


9


11


Ленинский район


15


7


16


Московский район


14


5


33


Нижегородский
район


9


10


7


Приокский район


17


4


6


Советский район


8


7


4


Сормовский район


27


12


4


Учреждения
городского

подчинения


3


2


3


Итого:


195


60


105






В последние годы
серьезное внимание уделяется решению вопросов компьютеризации школ.
Однако недостаточность оснащения компьютерной техникой и старение
имеющейся базы не позволяет широко использовать информационные и
коммуникационные технологии в учебном процессе.


Высокими являются показатели
результативности образования: растет число выпускников, поступающих в
вузы на бюджетные места, число выпускников, заканчивающих школы с
золотыми и серебряными медалями, число победителей областных,
российских, международных олимпиад и конкурсов. Однако система
образования, в основном, ориентируется на воспроизведение готовых
знаний, недостаточно работает на развитие личности, формирование
социальных норм и ценностей культуры. Кроме того, отчетливо
проявляется ухудшение социального и физического здоровья обучающихся.


Важнейшей проблемой остается создание
необходимых условий для устойчивого функционирования воспитательных
систем в школе и по месту жительства.


Сохраняется тенденция недостаточной
социальной защищенности педагогических работников.


Часть имеющихся проблем вызвана
недостатками в управлении образованием: преобладанием оперативного
управления над программно-целевым, недостаточной автономностью
образовательных учреждений, недостаточным разграничением компетенций
на уровне регион - город - район, недостаточной юридической и
экономической подготовкой руководителей системы образования.


Таким образом, перечисленные проблемы
ориентируют на обеспечение текущего функционирования образовательных
учреждений, что может привести к потере качественных показателей
работы системы.


Возникает необходимость в системных и
органичных изменениях в образовании с целью приведения его в
соответствие в требованиями современной жизни и ожиданиями
нижегородцев.


Городская программа развития
образования до 2006 года является:


системой действий по реализации
положений государственной образовательной политики, концепции
модернизации российского образования на период до 2010 года;


системой практических мер по
реализации достижения нового качества образования.






ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ДОСТИЖЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ


ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА






1. Обеспечение
государственных гарантий доступности качественного образования,
социально-правовая и психолого-педагогическая поддержка детей:


обеспечение развития образовательных
возможностей для детей различных категорий населения города Нижнего
Новгорода;


создание образовательной среды,
обеспечивающей доступность качественного образования города Нижнего
Новгорода;


обеспечение образовательных запросов
особых категорий детей;


сохранение и укрепление здоровья
детей и психологическая поддержка учащихся.


2. Ресурсное обеспечение достижения
нового качества образования:


материально-техническое обеспечение
системы образования;


создание условий для повышения
качества образования;


повышение эффективности управления
образованием;


кадровое обеспечение системы
образования города Нижнего Новгорода.


3. Формирование новых экономических
отношений, эффективных "правил" школьной экономики:


модернизация системы финансового
обеспечения и обслуживания образовательных учреждений;


создание адаптивных моделей
финансово-экономической деятельности учреждений образования;


завершение перехода образовательных
учреждений на нормативное финансирование;


нормативно-правовое и методическое
обеспечение организации внебюджетной деятельности образовательных
учреждений, создание и деятельность фондов попечителей и
попечительских советов.


4. Повышение роли общества в
управлении образованием:


привлечение общественности к решению
проблем развития образования;


включение широкой общественности
через различные институты в управление образованием;


использование возможностей СМИ для
повышения ценности образования в общественном сознании.


5. Формирование подростковой и
молодежной инфраструктуры для решения вопросов воспитания,
социализации детей и молодежи:


воспитание учащихся в духе
демократии, свободы, личного достоинства и законопослушания;
предоставление им реальных возможностей участия в деятельности
различных творческих и общественных объединений;


формирование здорового образа жизни
молодого поколения, развитие системы социальных служб и клубов для
молодежи и подростков;


создание и развитие условий для
духовно-нравственного воспитания молодежи, для реализации ее
интеллектуального, творческого и физического потенциала;


активное включение семьи в решение
проблем воспитания; создание условий для участия семьи в
воспитательном процессе, укрепление института молодой семьи.






ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ


ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО
КАЧЕСТВА


ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА






┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐


1. Обеспечение
государственных гарантий доступности качественного │


образования
и социально-правовой защиты ребенка │


├───────────────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┬────────┤


│ │
2004 г.│ 2005 г.│
2006 г.│


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


1. Анализ
социально-демографических тенденций города,│ │
│ │


образовательных
запросов населения, перспективных│ │ │


направлений развития
образования и проектирование на│ │ │


этой основе
образовательной среды района и города │ │
│ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


2. Оптимизация сети
образовательных учреждений в│ │ │


соответствии с
образовательными потребностями│ │ │


населения; открытие
школ "полного дня", "надомного│ │
│ │


обучения"
│ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


3. Развитие адаптивной
системы дошкольного образования,│ │ │


удовлетворяющей
запросы населения, материальная│ │ │


поддержка детей из
малообеспеченных семей │ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


4. Создание условий для
максимального охвата дошкольным│ │ │


воспитанием детей в
возрасте 5 лет и проведения ранней│ │ │


диагностики развития
ребенка │ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


5. Развитие новых форм
дошкольного образования детей с│ │ │


2 месяцев до 6 лет,
в том числе путем создания│ │ │


вариативных групп
кратковременного пребывания │ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


6. Предоставление
гражданам города возможности выбора│ │ │


образовательного
учреждения, обеспечение участия семьи│ │ │


в определении
содержания, организации и форм│ │ │


образования детей
│ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


7. Создание банка
данных о детях, нуждающихся в│ │ │


социальной помощи и
медико-психологической поддержке,│ │ │


отработка механизмов
оказания такой помощи и поддержки │ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


8. Введение технологии
педагогической опеки как│ │ │


средства
социально-педагогической адаптации,│ │
│ │


профилактики
второгодничества │ │
│ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


9. Создание системы
адресного сопровождения одаренных│ 370,0│ 370,0│
370,0│


детей (развитие
целевого фонда поддержки талантливых│ │ │


детей, участия
школьников в международных, российских│ │ │


олимпиадах, конкурсах,
материальная и моральная│ │ │


поддержка педагогов,
работающих с одаренными детьми) │ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


10. Внедрение в
образовательную практику различных│ 400,0│ 400,0│
400,0│


моделей
психолого-педагогической поддержки детей│ │
│ │


"группы риска",
детей-инвалидов, детей-сирот и│ │ │


оставшихся без попечения
родителей │ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


11. Расширение форм
открытого образования, форм│ │ │


образования через
экстернат, дистанционное обучение,│ │ │


через семейное обучение
│ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


12. Создание на базе
вечерних (сменных) школ центров│ │ │


реабилитации,
социальной адаптации и начальной│ │ │


профессиональной
подготовки подростков │ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


13. Развитие и
поддержка психолого-медико-│ │ │


педагогических
консультаций. Открытие городской ПМПК │ │
│ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


14. Оптимизация
учебного процесса с целью преодоления│ │ │


негативных факторов и
отрицательных воздействий на│ │ │


здоровье ребенка
(устранение перегруженности учебных│ │ │


программ,
совершенствование педагогических технологий) │ │
│ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


15. Создание
адаптивной образовательной среды для│ │
│ │


детей, имеющих
ограниченные возможности здоровья и│ │ │


проблемы в развитии
│ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


16. Внедрение в
массовую практику инновационных│ │ │


технологий
здоровьесберегающего характера, формирующих│ │
│ │


устойчивую потребность
детей в здоровом образе жизни,│ │ │


навыков обеспечения
безопасности жизнедеятельности │ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


17. Введение
норматива на питание детей согласно│ │
│ │


региональному бюджету
│ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


18. Развитие на
базе образовательных учреждений│ 200,0│ 200,0│
200,0│


оздоровительных
комплексов, психолого-педагогических│ │ │


консультаций для
детей и родителей, центров│ │ │


психологической
поддержки │ │
│ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


19. Упрочение и
развитие традиций организации детских,│ │ │


подростковых и
молодежных летних оздоровительных│ │ │


профильных лагерей и
лагерей труда и отдыха │ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


20. Восстановление
загородной дачи детского дома № 7 │ 2 400,0│ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


ИТОГО по направлению
│ 3 370,0│ 970,0│
970,0│


├───────────────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┴────────┤


2. Ресурсное
обеспечение достижения нового качества образования │


├───────────────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┬────────┤


│ │
2004 г.│ 2005 г.│
2006 г.│


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


1. Обеспечение
своевременного лицензирования│ │ │


образовательных
учреждений │ │
│ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


1.1. Реализация
мероприятий по лицензированию│ 3 900,0│ 1 200,0│
2 100,0│


образовательных
учреждений │ │
│ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


1.2. Сохранение
имеющейся сети зданий образовательных│12 000,0│12
000,0│12 000,0│


учреждений (капитальный
ремонт) │ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


1.3. Реализация
мероприятий по пожарной безопасности │ 7 800,0│ 2
400,0│ 4 200,0│


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


1.4. Реализация
мероприятий по выполнению│ 7 000,0│11 000,0│11
000,0│


санитарно-гигиенических
требований к условиям│ │ │


образовательного
процесса (текущий ремонт) │ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


2. Разработка и
реализация целевых программ сбережения:│ │
│ │


тепла
│ 3 600,0│ 3 600,0│ 3
600,0│


воды
│ 675,0│ 675,0│
675,0│


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


3. Осуществление
поэтапной передачи наружных инженерных│ │ │


коммуникаций
образовательных учреждений на баланс│ │
│ │


соответствующих служб
города, в том числе: │ │ │


теплотрассы;
│ │ │


сети водопровода,
канализации; │ │ │


наружное
электроосвещение │ │
│ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


4. Обновление
производственно-технологического│12 071,0│10 000,0│10
000,0│


оборудования пищеблоков
образовательных учреждений и│ │ │


прачечных дошкольных
образовательных учреждений │ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


5. Оснащение
спортивных залов образовательных│ 3 000,0│ 2 500,0│
1 924,0│


учреждений необходимым
оборудованием │ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


6. Замена мебели для
школ и дошкольных образовательных│ 9 821,0│ 9 821,0│
9 821,0│


учреждений
│ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


7. Развитие
информационно-библиотечных центров и│10 000,0│12
000,0│12 000,0│


медиацентров в
образовательных учреждениях,│ │ │


информатизация учебного
процесса │ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


8. Обеспечение
образовательных учреждений электронными│ 920,0│
920,0│ 920,0│


учебниками, ресурсами
Интернета │ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


9. Обеспечение
своевременной аттестации и аккредитации│ 390,0│
120,0│ 300,0│


образовательных
учреждений │ │
│ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


10. Создание системы
мониторинга качества образования,│ │ │


включающей
педагогическую диагностику и│ │ │


социологический
мониторинг для прогнозирования│ │ │


значимости изменений в
системе образования города │ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


11. Создание на
базе образовательных учреждений│ 120,0│ 120,0│
120,0│


экспериментальных и
опорных площадок по актуальным│ │ │


проблемам современной
школы: │ │ │


управление развитием
школы; │ │ │


профильное обучение;
│ │ │


создание информационного
образовательного пространства;│ │ │


модульные технологии в
образовательном процессе; │ │ │


здоровьесберегающие
технологии; │ │ │


организация системного
подхода в воспитании школьников │ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


12. Проведение
городского конкурса образовательных│ 100,0│ 100,0│
100,0│


проектов
│ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


13. Развитие
международных связей в области│ 100,0│ 100,0│
100,0│


образования (участие
в международных конференциях,│ │ │


симпозиумах,
семинарах, ярмарках образовательных│ │
│ │


услуг, школьных
обменах, других международных│ │ │


мероприятиях,
способствующих интеграции усилий по│ │
│ │


повышению качества
образования) │ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


14. Продолжение
работы по обновлению содержания│ │ │


дошкольного
образования через внедрение программ│ │
│ │


"Радуга",
"Детство", "Развитие" │
│ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


15. Проведение
мониторинга профильного обучения с│ │ │


целью подготовки
перехода на профильную школу,│ │ │


создание университетских
округов │ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


16. Оптимизация сети
и структуры образовательной│ 150,0│ 150,0│
150,0│


системы города
│ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


17. Создание единой
городской компьютерной локальной│ 100,0│ 100,0│
100,0│


сети
│ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


18. Приведение в
соответствие с действующим│ │ │


законодательством
отношении учредителя с│ │ │


образовательными
учреждениями, с районными органами│ │ │


управления образованием
│ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


19. Автономизация
образовательных учреждений: │ │ │


- приведение в
соответствие с действующим│ │ │


законодательством
уставов образовательных учреждений,│ │ │


локальных актов,
регламентирующих и регулирующих их│ │ │


деятельность;
│ │ │


- создание условий
для развития общественных форм│ │ │


управления
образовательными учреждениями; │ │
│ │


- создание условий
для реализации юридической и│ │ │


финансово-хозяйственной
самостоятельности│ │ │


образовательного
учреждения │ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


20. Активизация
деятельности совета руководителей│ │ │


образовательных
учреждений, коллегии департамента│ │ │


образования
│ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


21. Разработка и
реализация комплекса мероприятий по│ │ │


повышению
экономической и юридической квалификации│ │
│ │


управленческих кадров
│ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


22. Проведение
диагностики профессионального уровня│ │ │


руководителей
образовательных учреждений │ │
│ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


23. Совершенствование
системы межведомственного│ │ │


взаимодействия
департамента образования с│ │ │


региональными и
районными структурами образования,│ │ │


здравоохранения,
культуры, спорта, социальной защиты,│ │ │


правоохранительных
органов │ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


24. Введение
программного управления школой│ 80,0│ 80,0│
80,0│


(программный комплекс
"Школьный офис") │ │
│ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


25.
Совершенствование многоуровневой системы│ 100,0│
100,0│ 100,0│


подготовки,
переподготовки и повышения квалификации│ │
│ │


педагогов и
администраторов образования на базе вузов,│ │
│ │


НИРО
│ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


26. Реализация
системы грантовой поддержки│ 160,0│ 160,0│
160,0│


педагогических кадров
│ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


27. Проведение конкурсов
"Учитель года", "Воспитатель│ 80,0│
80,0│ 80,0│


года", "Вожатый
года" │ │
│ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


28. Материальная
поддержка молодых учителей: │ │ │


- разовые выплаты
пособий начинающим учителям; │ 180,0│ 180,0│
180,0│


- доплаты молодым
учителям │ 254,2│ 254,2│
254,2│


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


29. Целевое обучение
студентов в вузах города │ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


ИТОГО по направлению:
│72 601,2│67 860,2│69
974,0│


├───────────────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┴────────┤


3.
Формирование новых экономических отношений, │


эффективных
"правил" школьной экономики │


├───────────────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┬────────┤


│ │
2004 г.│ 2005 г.│
2006 г.│


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


1. Утверждение
нормативов финансирования│ │ │


образовательных
учреждений на финансовый год │ │
│ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


2. Определение
принципов и механизма обслуживания│ │ │


расчетных счетов
муниципальных образовательных│ │ │


учреждений
│ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


3. Сотрудничество с
Фондом "Институт экономики города"│ │
│ │


по отработке специфики
нижегородской модели развития│ │ │


нормативного
финансирования │ │
│ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


4.
Структурно-функциональная реорганизация│ │
│ │


централизованных
бухгалтерий │ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


5. Придание
централизованным бухгалтериям статуса│ 3 150,0│
│ │


юридического лица.
Компьютеризация ЦБ │ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


6. Оформление
договорных отношений руководителей│ │ │


образовательных
учреждений и централизованных│ │ │


бухгалтерий районов
│ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


7. Создание ресурсных
центров обеспечения деятельности│ │ │


образования
│ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


8. Анализ действенности
механизма нормативно-бюджетного│ │ │


финансирования:
│ │ │


- эффективность
расходования средств бюджета; │ │
│ │


- обеспечение
прозрачности исполнения бюджета; │ │
│ │


- выявление возможностей
экономии средств бюджета; │ │ │


- повышение персональной
ответственности руководителей│ │ │


образовательных
учреждений за рациональное│ │ │


использование средств;
│ │ │


- использование
экономических методов управления для│ │
│ │


повышения качества
образования; │ │ │


- ежеквартальный анализ
исполнения смет │ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


9. Организация работы с
руководителями образовательных│ │ │


учреждений,
специалистами районных управлений│ │
│ │


образованием по переходу
на нормативное финансирование:│ │ │


- городские семинары
руководителей; │ │ │


- районные обучающие
семинары; │ │ │


- рабочие совещания;
│ │ │


- консультации
│ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


ИТОГО по направлению:
│ 3 150,0│ │


├───────────────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┴────────┤


4.
Повышение роли общества и создание │


условий
социального партнерства в образовании │


├───────────────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┬────────┤


│ │
2004 г.│ 2005 г.│
2006 г.│


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


1. Создание условий и
содействие формированию сети│ │ │


общественных
родительских организаций и попечительских│ │
│ │


советов
│ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


2. Содействие
деятельности государственных структур,│ │
│ │


бизнеса и
некоммерческих организаций в решении проблем│ │
│ │


образования
│ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


3. Участие в окружных
ярмарках социальных и культурных│ │ │


проектов
│ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


4. Содействие
проведению совместных благотворительных│ 80,0│
80,0│ 80,0│


праздников, акций
│ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


5. Координация
деятельности руководителей│ 80,0│ 80,0│
80,0│


образовательных
учреждений и советов территориального│ │ │


общественного
самоуправления по вопросам помощи семье,│ │
│ │


организации досуга и др.
│ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


6. Формирование
традиций общественных слушаний,│ │ │


конференций и
дискуссий, телевизионных родительских│ │
│ │


собраний, дней
педагогической прессы по вопросам│ │ │


обучения и воспитания
юных нижегородцев │ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


ИТОГО по направлению:
│ 160,0│ 160,0│
160,0│


├───────────────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┴────────┤


5.
Формирование подростковой и молодежной инфраструктуры │


для решения
вопросов воспитания, социализации детей и молодежи │


├───────────────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┬────────┤


│ │
2004 г.│ 2005 г.│
2006 г.│


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


1. Реализация проекта
"Мы вместе" по направлениям: │ 1 472,0│ 1
667,0│ 1 667,0│


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


- "Мое отечество"
│ 70,0│ 75,0│
75,0│


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


- "Несущие радость"
│ 85,0│ 90,0│
90,0│


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


- "Чудеса своими
руками" │ 70,0│
75,0│ 75,0│


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


- "Традиции и
современность" │ 30,0│
35,0│ 35,0│


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


- "Школа мастера"
│ 20,0│ 25,0│
25,0│


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


- "Мы - чкаловцы"
│ 100,0│ 105,0│
105,0│


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


- Проект "Новик"
│ 20,0│ 25,0│
25,0│


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


- "От резистора до
транзистора" │ 20,0│
25,0│ 25,0│


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


- "Мой друг,
компьютер" │ 40,0│
45,0│ 45,0│


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


- "Любовь моя,
театр" │ 10,0│
15,0│ 15,0│


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


- "Юный музыкант"
│ 20,0│ 25,0│
25,0│


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


- "Рисую мир"
│ 10,0│
15,0│ 15,0│


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


- "Серебряные
колокольчики" │ 20,0│
25,0│ 25,0│


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


- "Круг друзей"
│ 40,0│
45,0│ 45,0│


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


- "Классный
руководитель" │ 30,0│
35,0│ 35,0│


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


- "Единство"
│ 20,0│
25,0│ 25,0│


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


- "В интересах
ребенка" │ 227,0│
287,0│ 287,0│


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


- "Надежда"
│ 40,0│
45,0│ 45,0│


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


- "Компас"
│ 40,0│
45,0│ 45,0│


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


- "Интеллект"
│ 40,0│
45,0│ 45,0│


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


- "Школьные музеи"
│ 20,0│ 25,0│
25,0│


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


- "Ты -
нижегородец" │ 40,0│
45,0│ 45,0│


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


- "Юный
экскурсовод" │ 30,0│
35,0│ 35,0│


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


- "Высший пилотаж"
│ 30,0│ 35,0│
35,0│


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


- "Служу
отечеству". Пост № 1 │ 250,0│
250,0│ 250,0│


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


- "Моя семья в
истории страны" │ 30,0│
35,0│ 35,0│


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


- "СОС"
│ 40,0│
45,0│ 45,0│


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


- "Наш дом - Нижний
Новгород" │ 40,0│
45,0│ 45,0│


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


- "Росток"
│ 40,0│
45,0│ 45,0│


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


2. Реализация проекта
"Дворец - наш дом" Дворца│ 268,0│
350,0│ 350,0│


детского творчества им.
Чкалова │ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


3. Реализация проекта
"Моя малая Родина" (на базе│ 800,0│
800,0│ 800,0│


районных центров
творчества юных) │ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


4. Реализация проекта
"Я, ты, он, она, ..." (клубы по│ 800,0│
800,0│ 800,0│


месту жительства)
│ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


5. Осуществление
комплекса мероприятий по│ 400,0│ 400,0│
400,0│


патриотическому
воспитанию молодежи города Нижнего│ │ │


Новгорода
│ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


6. Комплекс мероприятий
по молодежной политике города│ │ │


Нижнего Новгорода
│ │ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


7. Общегородские
праздники в рамках реализации проекта│ │ │


"Столичный Нижний"
("Последний звонок", "Нижегородские│ │
│ │


соловушки", "Я
- гражданин России" и т.д.) │ │
│ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


8. Участие в
разработке и реализации межведомственной│ │
│ │


программы "Город
без наркотиков" │ │
│ │


├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


ИТОГО по направлению:
│ 3 740,0│ 4 017,0│ 4
017,0│


└───────────────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┴────────┘






ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
И ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ


РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ






1. Рационализация
сети, обеспечивающей равные возможности получения гарантированного
качественного образования для разных категорий детей в соответствии с
образовательными запросами нижегородцев.


2. Достижение качественно нового
уровня в дифференциации и индивидуализации образовательного процесса.


3. Отработка подходов в реализации
здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях.


4. Создание межведомственной системы
дополнительного образования.


5. Создание механизмов формирования
гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности и
способности к социализации в обществе.


6. Модернизация курсовой подготовки,
разработка механизмов интеграции с системой общего образования.


7. Построение единой управленческой
информационной среды.


8. Отработка механизмов
мониторинговой деятельности образовательных учреждений по качеству
образования и его доступности.


Реализация программы может протекать
по нескольким сценариям, что зависит от полноты выполнения задач и
возможного действия 2-х факторов риска:


1. Недостаточное ресурсное
обеспечение программы.


2. Неэффективность работы органов
управления и администраторов образовательных учреждений.






ФИНАНСОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ























































2004 год


2005 год


2006 год


1. Обеспечение
государственных
гарантий доступности
качественного
образования, социально-правовая
и
психолого-педагогическая поддержка
детей


3 370,0


970,0


970,0


2. Ресурсное обеспечение
достижения
нового качества образования


72 601,2


67 860,2


69 974,2


3. Формирование новых
экономических
отношений


3 150,0








4. Повышение роли общества и
создание
условий социального партнерства в
образовании


160,0


160,0


160,0


5. Формирование подростковой
и
молодежной инфраструктуры для
решения
вопросов воспитания,
социализации детей и молодежи


3 740,0


4 017,0


4 017,0


ИТОГО:


83 021,2


73 007,2


75 121,2












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru