ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства
Нижегородской области от 30.06.2003 № 198
(ред. от 24.04.2006)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О
СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ опубликован
не был.
Первоначальный текст документа также
не опубликован.
Информацию о публикации документов,
создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам.
Первоначальный
текст документа получен из Эталонного банка данных правовой
информации администрации Губернатора Нижегородской области. -
ПРАВИТЕЛЬСТВО
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2003 г. № 198
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПОЛОЖЕНИЯ О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
ОХРАНОЙ ТРУДА В НИЖЕГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ
(в ред. постановления
Правительства Нижегородской области
от 24.04.2006 № 141)
В целях реализации
государственной политики в области охраны труда Правительство
Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о
системе управления охраной труда в Нижегородской области.
2. Контроль за исполнением настоящего
постановления возложить на первого заместителя Губернатора - члена
Правительства Нижегородской области Ю.П. Сентюрина.
-
Губернатор области
Г.М.ХОДЫРЕВ
-
Утверждено
постановлением
Правительства области
от 30.06.2003 № 198
-
ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. постановления
Правительства Нижегородской области
от 24.04.2006 № 141)
-
Настоящее Положение
разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации,
Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ "Об основах
охраны труда в Российской Федерации" (с изменениями и
дополнениями на 10 января 2003 года), Законом Нижегородской области
от 21 октября 1997 года № 91-З "Об охране труда" (с
изменениями и дополнениями от 5 апреля 2002 года № 18-З), иными
нормативными актами Нижегородской области и определяет принципы,
задачи и структуру системы управления охраной труда (далее -
Система).
-
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
-
1.1. Управление
охраной труда в Нижегородской области - это согласованная
деятельность органов государственной власти и местного самоуправления
с объединениями работодателей, профессиональными союзами и иными
общественными организациями с целью реализации государственной
политики в сфере охраны труда.
1.2. Система - это совокупность
субъектов управления охраной труда всех уровней, реализующих с
помощью принципов управления задачу по созданию условий труда,
соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в
организациях Нижегородской области.
1.3. Субъектами управления охраной
труда на территории области являются: федеральные органы
исполнительной власти в пределах полномочий, установленных
законодательством Российской Федерации; Правительство Нижегородской
области; департамент социальной защиты населения, труда и занятости
Нижегородской области; министерства и иные органы исполнительной
власти области, выполняющие функции организационно-методического
руководства в сфере охраны труда; органы местного самоуправления
районов и городов области в пределах полномочий, установленных
Законом Нижегородской области от 21 октября 1997 года № 91-З "Об
охране труда" (с изменениями и дополнениями от 5 апреля 2002
года № 18-З); работодатели и их объединения, а также профсоюзы или
иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам
охраны труда.
(в ред. постановления Правительства
Нижегородской области от 24.04.2006 № 141)
1.4. Объектами управления по вопросам
охраны труда являются организации всех организационно-правовых форм и
форм собственности, граждане, занимающиеся предпринимательской
деятельностью (без образования юридического лица), использующие
наемный труд.
1.5. Объектом управления охраной
труда в организации является деятельность функциональных служб и
структурных подразделений по обеспечению безопасных и здоровых
условий труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах,
служебных помещениях и в организации в целом.
1.6. Основные принципы управления
охраной труда:
- профилактическая направленность
деятельности;
- обеспечение перспективного целевого
планирования мероприятий по охране труда и их финансирование;
- взаимодействие всех уровней
управления в решении вопросов охраны труда;
- осуществление прямых и обратных
связей на всех уровнях управления;
- территориально-отраслевой принцип
управления.
1.7. Основные задачи Системы:
- реализация основных направлений
государственной политики в сфере охраны труда и выработка предложений
по ее совершенствованию;
- правовое и нормативное обеспечение
безопасных условий труда и сохранения здоровья работников;
- разработка и реализация
территориальных и отраслевых целевых программ улучшения условий и
охраны труда и обеспечение их финансирования;
- государственный надзор и контроль
за соблюдением требований охраны труда;
- кадровое обеспечение органов
управления охраной труда;
- создание и совершенствование единой
скоординированной системы обучения и проверки знаний по охране труда;
- использование механизмов
экспертизы, сертификации и лицензирования для улучшения условий и
охраны труда;
- создание и развитие системы
информационного обеспечения в сфере охраны труда.
-
2. СТРУКТУРА СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
-
2.1. Управление
охраной труда осуществляется на трех уровнях:
- уровень субъекта Российской
Федерации (Нижегородская область);
- уровень местного самоуправления;
(в ред. постановления Правительства
Нижегородской области от 24.04.2006 № 141)
- уровень организаций.
2.2. На областном уровне
государственное управление охраной труда осуществляет Правительство
Нижегородской области; департамент социальной защиты населения, труда
и занятости Нижегородской области; министерства и иные органы
исполнительной власти, выполняющие функции
организационно-методического руководства в сфере охраны труда.
(в ред. постановления Правительства
Нижегородской области от 24.04.2006 № 141)
2.3. На уровне местного
самоуправления - местные администрации муниципальных образований
области.
(в ред. постановления Правительства
Нижегородской области от 24.04.2006 № 141)
Решениями глав местных администраций
муниципальных образований определяются ответственные за охрану труда
(заместители глав администраций, начальники отделов). Организация
реализации основных направлений государственной политики в сфере
охраны труда с учетом специфики развития территорий возлагается на
отделы (специалистов) по труду, функционирующие в составе органов
местного самоуправления.
(в ред. постановления Правительства
Нижегородской области от 24.04.2006 № 141)
2.4. На уровне организации, с целью
создания здоровых и безопасных условий труда работников, управление
охраной труда осуществляет работодатель. Оперативное управление,
подготовку управленческих решений и контроль за их исполнением
осуществляет структурное подразделение или специалист по охране
труда.
2.5. Для координации работы субъектов
управления охраной труда создаются областная и районные (городские)
межведомственные комиссии по охране труда в порядке, определенном
Правительством Нижегородской области и решениями местных
администраций муниципальных образований.
(в ред. постановления Правительства
Нижегородской области от 24.04.2006 № 141)
2.6. На всех уровнях управления
охраной труда на территории области принимают участие федеральные
органы исполнительной власти (государственная инспекция труда в
Нижегородской области, управление по технологическому и
экологическому надзору Ростехнадзора по Нижегородской области,
территориальное управление Роспотребнадзора по Нижегородской области,
управление государственного пожарного надзора Главного управления МЧС
России по Нижегородской области, федеральное государственное
учреждение "Нижегородский центр стандартизации, метрологии и
сертификации" и другие), а также профсоюзы и иные уполномоченные
работниками представительные органы, осуществляющие общественный
контроль за охраной труда.
(в ред. постановления Правительства
Нижегородской области от 24.04.2006 № 141)
-
3. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА
-
3.1. Правительство
Нижегородской области:
- реализует основные направления
государственной политики в сфере охраны труда;
- руководит работой министерств и
иных органов исполнительной власти области и контролирует их
деятельность;
- утверждает областные целевые
программы и обеспечивает их реализацию;
- разрабатывает и принимает
необходимые нормативные правовые акты Нижегородской области по охране
труда.
3.2. Департамент социальной защиты
населения, труда и занятости Нижегородской области:
(в ред. постановления Правительства
Нижегородской области от 24.04.2006 № 141)
- обеспечивает реализацию
государственной политики в сфере охраны труда;
- организует работу по улучшению
условий и охраны труда на основе реализации федеральной и областной
целевых программ;
- анализирует состояние условий и
охраны труда, причины производственного травматизма и
профессиональной заболеваемости;
- обеспечивает взаимодействие и
координацию деятельности органов государственного надзора и контроля
за охраной труда, органов исполнительной власти области, органов
местного самоуправления, работодателей, профессиональных союзов и
других общественных организаций в реализации основных направлений
государственной политики в сфере охраны труда;
- обеспечивает работу областной
межведомственной комиссии, координационного совета по охране труда,
взаимодействует с государственным учреждением "Областной
учебно-методический, исследовательский центр охраны труда и
социального партнерства" в вопросах охраны труда;
- содействует обеспечению работников
сертифицированными средствами индивидуальной защиты (СИЗ), организует
выставки СИЗ;
- содействует созданию учебных
центров охраны труда, лабораторий экспертизы условий труда и
координирует их деятельность;
- организует обучение и проверку
знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций, а
также отдельных категорий застрахованных;
- формирует банк данных всех
находящихся на территории области обучающих организаций,
осуществляющих обучение по охране труда, и согласовывает их рабочие
учебные планы и программы;
(в ред. постановления Правительства
Нижегородской области от 24.04.2006 № 141)
- оказывает содействие обязательному
социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний, реализации механизма экономической
заинтересованности работодателей в улучшении условий и охраны труда
работников;
- осуществляет проверку условий
труда, соблюдения законодательства о применении труда женщин и лиц
моложе восемнадцати лет в организациях всех форм собственности;
- осуществляет контроль за
правильностью применения Списков производств, работ, профессий,
должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, за
предоставлением работникам организаций компенсаций за тяжелую работу
и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, контролирует
качество проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
- осуществляет государственную
экспертизу условий труда при проектировании строительства и
реконструкции производственных объектов, при лицензировании отдельных
видов деятельности, а также по запросам органов государственного
надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и
судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей,
объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их
объединений и иных уполномоченных работниками представительных
органов по вопросам охраны труда;
- организует и осуществляет
сертификацию работ по охране труда в организациях;
- направляет своих представителей для
участия в расследовании несчастных случаев на производстве
(групповых, со смертельным и тяжелым исходом);
- оказывает методическую помощь в
организации охраны труда соответствующим подразделениям министерств и
иным органам исполнительной власти Нижегородской области, органам
местного самоуправления, организациям всех организационно-правовых
форм и форм собственности;
- выполняет иные функции в сфере
охраны труда, возложенные на органы по труду в субъектах Российской
Федерации нормативными правовыми актами Российской Федерации и
нормативными правовыми актами области.
3.3. Департамент социальной защиты
населения, труда и занятости Нижегородской области в целях выполнения
возложенных на него задач вправе:
(в ред. постановления Правительства
Нижегородской области от 24.04.2006 № 141)
- принимать решения, давать
разъяснения, направлять методические рекомендации по вопросам охраны
труда, отнесенным к компетенции департамента;
(в ред. постановления Правительства
Нижегородской области от 24.04.2006 № 141)
- созывать совещания по вопросам
охраны труда с привлечением руководителей и специалистов других
органов исполнительной власти области и организаций;
- разрабатывать и вносить в
федеральные и областные государственные органы предложения по
совершенствованию условий и охраны труда работников;
- издавать в пределах своей
компетенции на основе законодательства Российской Федерации,
Нижегородской области приказы, инструкции и другие
нормативно-правовые акты, в том числе совместно с другими органами
исполнительной власти;
- запрашивать в установленном порядке
от федеральных органов государственного надзора и контроля,
областного комитета государственной статистики, органов
исполнительной власти области и органов местного самоуправления,
организаций всех организационно-правовых форм информацию, необходимую
для осуществления своих функций в системе государственного управления
охраной труда;
- вносить предложения в федеральные
органы, Правительство области, а также руководителям организаций о
приостановлении или отмене нормативных правовых актов, в случае их
противоречия действующему законодательству об охране труда, а также
предложения о внесении изменений и дополнений в существующие
нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда.
3.4. Полномочия министерств и иных
органов исполнительной власти Нижегородской области:
3.4.1. Министерство финансов
Нижегородской области участвует в подготовке областных целевых
программ улучшения условий и охраны труда, обеспечивает их
финансирование в пределах сумм, утвержденных в областном бюджете на
очередной финансовый год.
3.4.2. Другие министерства и иные
органы исполнительной власти Нижегородской области, выполняющие
функции организационно-методического руководства в сфере охраны
труда:
- осуществляют государственное
управление охраной труда в отрасли;
- участвуют в разработке и реализации
областных целевых программ улучшения условий и охраны труда,
организуют разработку и реализацию отраслевых программ улучшения
условий и охраны труда;
- представляют департаменту
социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области
необходимую информацию и материалы для анализа состояния условий и
охраны труда в отрасли, подготовки управленческих решений, вносят по
ним свои предложения;
(в ред. постановления Правительства
Нижегородской области от 24.04.2006 № 141)
- доводят нормативные правовые акты
по охране труда и другую информацию в данной сфере до
подведомственных организаций;
- определяют специалистов для
осуществления управления по вопросам охраны труда в отрасли.
-
4. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА
(в ред. постановления
Правительства Нижегородской области
от 24.04.2006 № 141)
-
Органы местного
самоуправления области, решая задачи социально-экономического
развития муниципальных образований, обеспечивают реализацию основных
направлений государственной политики в сфере охраны труда в пределах
своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами
государственной власти области в установленном порядке.
-
5. УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ
ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ
-
5.1. Управление
охраной труда в организации осуществляет работодатель в соответствии
с Трудовым кодексом Российской Федерации (раздел X "Охрана
труда"), Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ "Об
основах охраны труда в Российской Федерации".
5.2. Для реализации своих
обязанностей в области охраны труда работодатель создает систему
управления охраной труда (СУОТ) в организации, в рамках которой
разрабатываются и утверждаются положения о структурных подразделениях
и должностные инструкции руководителей и специалистов, включая их
права в решении вопросов охраны труда, руководствуясь при этом
постановлениями и рекомендациями Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации и департамента социальной
защиты населения, труда и занятости Нижегородской области по вопросам
охраны труда.
(в ред. постановления Правительства
Нижегородской области от 24.04.2006 № 141)
-
6. МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЕ
КОМИССИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
-
6.1. Для
рассмотрения вопросов и подготовки предложений по проблемам охраны
труда, обеспечения взаимодействия и координации деятельности органов
исполнительной власти всех уровней, органов надзора и контроля,
работодателей, профсоюзов и других общественных организаций в
реализации государственной политики в сфере охраны труда создаются
областная и районные (городские) межведомственные комиссии (МВК) по
охране труда.
6.2. В своей деятельности МВК
руководствуются постановлениями Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации, распоряжениями
Правительства Нижегородской области и рекомендациями департамента
социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области
по вопросам охраны труда.
(в ред. постановления Правительства
Нижегородской области от 24.04.2006 № 141)
-
|