НИЖЕГОРОДСКАЯ
ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
от 22 июля 2003 г. № 66-З
О ПРОГНОЗИРОВАНИИ,
СТРАТЕГИЧЕСКОМ И ПРОГРАММНОМ
ПЛАНИРОВАНИИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят
постановлением
Законодательного Собрания
от 03.07.2003 № 579-III
(в ред. законов
Нижегородской области
от 28.04.2006 № 27-З, от 04.05.2008 N
46-З)
Глава 1. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цели
настоящего Закона
Настоящий Закон
регулирует правовые и организационные основы прогнозирования,
стратегического и программного планирования социально-экономического
развития Нижегородской области (далее - область) путем определения
структуры, целей, содержания, направлений и задач прогнозов,
стратегии и программ социально-экономического развития области,
общего порядка их разработки и использования в управлении развитием
экономики области.
(в ред. Закона Нижегородской области
от 28.04.2006 № 27-З)
Статья 2. Основные
понятия
(в ред. Закона
Нижегородской области от 28.04.2006 № 27-З)
1. Прогнозирование,
стратегическое и программное планирование социально-экономического
развития области - регламентируемая нормативными правовыми актами
деятельность органов государственной власти области, органов местного
самоуправления и иных участников, направленная на составление
долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных перспектив развития
области, на определение сбалансированной территориальной
экономической и социальной политики, на развитие муниципальных
образований, экономики, социальной сферы области.
2. Прогнозы социально-экономического
развития области - сбалансированная система ожидаемых в перспективе
показателей социально-экономического развития области по видам
экономической деятельности и по муниципальным образованиям,
результаты которых используются при принятии конкретных решений в
управлении развитием экономики области и ее муниципальных
образований.
3. Сценарные условия
социально-экономического развития - прогноз относительно
функционирования экономики области в будущем на основании
определенных предположений с учетом внешних и внутренних факторов,
влияющих на развитие экономики и социальной сферы.
4. Стратегия социально-экономического
развития области (стратегический план) - долгосрочное, качественно
определенное и обоснованное направление развития области, система
стратегических целей и приоритетов социально-экономической политики
органов государственной власти области и механизм их реализации.
5. Программа социально-экономического
развития области - основной механизм реализации стратегического
плана, представляющий собой систему мероприятий федеральных и
областных целевых программ и проектов, реализуемых на территории
области.
6. Областная целевая программа -
увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс
научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных,
социально-экономических, организационно-хозяйственных и других
мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в
сфере государственного, экономического, экологического, социального и
культурного развития области.
7. Межмуниципальная программа -
увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс
мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем
развития двух и более муниципальных районов и городских округов
области.
8. Утратила силу с 15 мая 2008 года.
- Закон Нижегородской области от 04.05.2008 № 46-З.
9. Долгосрочные программы
(социально-экономического развития области, областные целевые и
межмуниципальные) - программы, реализация которых планируется в
течение периода более пяти лет.
10. Утратила силу с 15 мая 2008 года.
- Закон Нижегородской области от 04.05.2008 № 46-З.
Глава 2. СИСТЕМА
ПРОГНОЗОВ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ОБЛАСТИ
Статья 3. Структура
прогнозов социально-экономического развития области
(в ред. Закона
Нижегородской области от 28.04.2006 № 27-З)
1. Прогнозы
социально-экономического развития области разрабатываются в целом по
области, по муниципальным образованиям, по видам экономической
деятельности и по социальной сфере.
2. Прогнозы социально-экономического
развития области основываются на системе демографических,
экологических, научно-технических, внешнеэкономических, социальных и
других прогнозов на основе данных социально-экономического развития
области за последний отчетный период, прогноза
социально-экономического развития области до конца базового года и
тенденций развития экономики и социальной сферы на среднесрочную и
долгосрочную перспективу. Разработка прогноза предшествует
составлению проекта бюджета области.
3. Прогнозы социально-экономического
развития области разрабатываются исходя из комплексного анализа
состояния, ресурсного и экономического потенциала области,
сложившейся социально-экономической ситуации в муниципальных
образованиях области и с учетом стратегических целей и задач
государственной политики в экономике и социальной сфере.
Разработка прогнозов ведется на
основе сценарных условий функционирования экономики Российской
Федерации по установленным Министерством экономического развития и
торговли Российской Федерации формам и показателям с учетом его
методических указаний и рекомендаций.
4. Разработка сценарных условий
социально-экономического развития области в целом и по видам
экономической деятельности выполняется с учетом сценарных условий
функционирования экономики Российской Федерации на основе анализа
состояния экономики и социальной сферы области и оценки влияния на ее
развитие внутренних и внешних факторов.
На основе выбранных сценарных условий
социально-экономического развития области и муниципальных образований
разрабатываются долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные прогнозы
социально-экономического развития области.
5. Прогнозы социально-экономического
развития области включают количественные и качественные
характеристики макроэкономической ситуации, экономической структуры,
научно-технического развития, внешнеэкономической и инвестиционной
деятельности, уровня и качества жизни, а также развития систем
образования, культуры, здравоохранения и социального обеспечения
населения области.
6. Функции прогнозирования
социально-экономического развития области, муниципальных образований,
государственного и муниципального секторов экономики реализуются
уполномоченными органами исполнительной власти области и органами
местного самоуправления муниципальных образований.
Статья 4.
Прогнозирование социально-экономического развития области на
долгосрочную перспективу
1. Долгосрочный
прогноз социально-экономического развития области разрабатывается
один раз в пять лет на десятилетний период.
2. Прогноз социально-экономического
развития области на долгосрочную перспективу разрабатывается с учетом
стратегии социально-экономического развития области на долгосрочную
перспективу.
(часть 2 в ред. Закона Нижегородской
области от 28.04.2006 № 27-З)
3. Порядок, сроки, этапы и
исполнители разработки прогноза социально-экономического развития
области на долгосрочную перспективу определяются нормативными
правовыми актами Правительства области.
4. В целях обеспечения
преемственности социально-экономической политики области данные
прогноза социально-экономического развития области на долгосрочную
перспективу являются основой при разработке прогнозов и программ
социально-экономического развития области.
(в ред. Закона Нижегородской области
от 28.04.2006 № 27-З)
5. Долгосрочный прогноз
социально-экономического развития подлежит опубликованию в средствах
массовой информации.
Статья 5.
Прогнозирование социально-экономического развития области на
среднесрочную перспективу
1. Прогноз
социально-экономического развития области на среднесрочную
перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно
уточняется в процессе разработки краткосрочного прогноза
социально-экономического развития области.
2. Порядок, сроки, этапы и
исполнители разработки прогноза социально-экономического развития
области на среднесрочную перспективу определяются нормативными
правовыми актами Правительства области.
3. В прогнозе
социально-экономического развития области на среднесрочную
перспективу содержится анализ состояния экономики и степени
достижения целей, определенных долгосрочным прогнозом и стратегией, а
также оценка итогов социально-экономического развития области за
предыдущий период, приводятся важнейшие целевые макроэкономические
показатели, характеризующие социально-экономическое развитие области
на среднесрочную перспективу.
4. Материалы прогноза на
среднесрочную перспективу используются при подготовке программы
социально-экономического развития области и перспективного
финансового плана на среднесрочную перспективу.
(в ред. Закона Нижегородской области
от 28.04.2006 № 27-З)
5. Прогноз социально-экономического
развития на среднесрочную перспективу подлежит опубликованию в
средствах массовой информации.
Статья 6.
Прогнозирование социально-экономического развития области на
краткосрочную перспективу
1. Прогноз
социально-экономического развития области на краткосрочную
перспективу разрабатывается ежегодно в качестве обязательной основы
для формирования и реализации приоритетов и целей государственной
власти области.
2. Порядок, сроки, этапы и
исполнители по разработке краткосрочного прогноза
социально-экономического развития области определяются нормативными
правовыми актами Правительства области.
3. Органы исполнительной власти и
органы местного самоуправления муниципальных образований области
формируют и поддерживают базы данных, необходимые для прогнозирования
социально-экономического развития области и муниципальных
образований.
(в ред. Закона Нижегородской области
от 28.04.2006 № 27-З)
4. Прогноз социально-экономического
развития области на краткосрочную перспективу разрабатывается в целом
по области и по муниципальным районам и городским округам в
соответствии с макроэкономической ситуацией и сценарными условиями
развития экономики Российской Федерации.
(в ред. Закона Нижегородской области
от 28.04.2006 № 27-З)
5. На основе прогнозов
социально-экономического развития области в целом, развития
муниципальных районов и городских округов, с учетом основных
направлений социальной и экономической политики области, предлагаемой
к реализации в предстоящем году, формируются основные задачи
социально-экономического развития области на краткосрочную
перспективу.
(в ред. Закона Нижегородской области
от 28.04.2006 № 27-З)
6. Прогноз социально-экономического
развития области на краткосрочную перспективу представляется
Губернатором области одновременно с проектом закона об областном
бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение Законодательного
Собрания области.
7. Прогноз социально-экономического
развития области на краткосрочную перспективу, представляемый в
Законодательное Собрание области, содержит следующие материалы и
документы:
итоги социально-экономического
развития за предшествующий период и оценку текущего года;
сценарные условия
социально-экономического развития области в прогнозируемом году;
прогноз развития по видам
экономической деятельности и развития социальной сферы;
прогноз основных бюджетообразующих
показателей в целом по области и в разрезе муниципальных районов и
городских округов области (выпуск продукции и услуг, прибыль
прибыльных организаций, фонд оплаты труда, розничный товарооборот и
объем платных услуг, производство алкогольной продукции по видам в
натуральном выражении, амортизационные отчисления, остаточная
стоимость основных средств организаций на конец года);
проект сводного финансового баланса
области.
(часть 7 в ред. Закона Нижегородской
области от 28.04.2006 № 27-З)
8. Основные бюджетообразующие
показатели социально-экономического развития области утверждаются
Законодательным Собранием области до принятия закона об областном
бюджете на следующий год.
9. Прогнозные бюджетообразующие
показатели социально-экономического развития области на краткосрочную
перспективу уточняются в течение года в сроки и порядке,
определяемыми нормативными правовыми актами Правительства и
Законодательного Собрания области.
10. Основные параметры прогноза
социально-экономического развития области на краткосрочную
перспективу публикуются в средствах массовой информации.
Статья 7. Разработка
прогнозов социально-экономического развития муниципальных образований
области на краткосрочную перспективу (год)
1. Разработку
прогнозов социально-экономического развития муниципальных образований
области на краткосрочную перспективу осуществляют органы местного
самоуправления соответствующих муниципальных образований в пределах
их полномочий.
2. Прогноз основных бюджетообразующих
показателей социально-экономического развития муниципального
образования на краткосрочную перспективу формируется на основе
следующих материалов и документов:
итогов социально-экономического
развития муниципального образования за предыдущий год;
прогноза социально-экономического
развития муниципального образования на предстоящий год по видам
экономической деятельности и основным бюджетообразующим показателям;
проекта сводного финансового баланса
(на уровне муниципальных районов и городских округов);
баланса денежных доходов и расходов
населения (на уровне муниципальных районов и городских округов);
баланса трудовых ресурсов (на уровне
муниципальных районов и городских округов);
расчета перспективной численности
населения с учетом демографической обстановки;
прогнозов развития муниципального
сектора экономики;
перечня основных
социально-экономических проблем (задач), на решение которых будет
направлена политика органов местного самоуправления муниципальных
образований в предстоящем году.
(часть 2 в ред. Закона Нижегородской
области от 28.04.2006 № 27-З)
3. В целях разработки реалистичных
прогнозов социально-экономического развития муниципальных образований
на краткосрочную перспективу и недопущения социальных последствий,
ухудшающих условия жизни населения, органы местного самоуправления
муниципальных образований могут осуществлять:
(в ред. Закона Нижегородской области
от 28.04.2006 № 27-З)
анализ социально-экономической
ситуации;
согласование с организациями,
независимо от их организационно-правовых форм, муниципальных заказов
на производство продукции, оказание услуг, выполнение других работ,
необходимых для удовлетворения коммунально-бытовых и
социально-культурных потребностей населения;
разработку основных принципов
формирования доходов бюджетов муниципальных образований;
рассмотрение и согласование
предложений по размещению новых или расширению и реконструкции
действующих производственных объектов на территориях муниципальных
образований;
(в ред. Закона Нижегородской области
от 28.04.2006 № 27-З)
взаимодействие с организациями,
независимо от их организационно-правовых форм, с целью получения от
них проектов планов и мероприятий для разработки прогнозов
социально-экономического развития муниципальных образований;
поиск (формирование) дополнительных
источников доходов местных бюджетов.
4. Прогнозы социально-экономического
развития муниципальных образований, принятые представительными
органами местного самоуправления муниципальных районов и городских
округов, учитываются при разработке прогноза социально-экономического
развития области.
(в ред. Закона Нижегородской области
от 28.04.2006 № 27-З)
Статья 8. Этапы
разработки прогноза социально-экономического развития области на
краткосрочную перспективу