Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда
Нижегородской области от 19.07.2004 по делу № А43-7837/2004-11-415


<СТАВКА ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА
УСТАНАВЛИВАЕТСЯ МЕСТНЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ,
УВЕЛИЧИВАЕТСЯ НА ПОПРАВОЧНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ ПРЕДЫДУЩИХ НАЛОГОВЫХ
ПЕРИОДОВ И НА КОЭФФИЦИЕНТ, ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ЗАКОНОМ О ФЕДЕРАЛЬНОМ
БЮДЖЕТЕ НА ТЕКУЩИЙ ГОД, ЗА КОТОРЫЙ ПРОИЗВОДИТСЯ УПЛАТА НАЛОГА>


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено





Документ
получен по официальной рассылке Арбитражного суда Нижегородской
области.



Постановлением ФАС Волго-Вятского
округа от 28.10.2004 по делу № А43-7837/2004-11-415 решение суда
первой инстанции оставлено без изменения.






АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




РЕШЕНИЕ




от 19 июля 2004 года
Дело N А43-7837/2004-11-415



(извлечение)




Арбитражный суд
Нижегородской области в составе судьи Бубновой Ольги Васильевны, при
ведении протокола судебного заседания судьей Бубновой О.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "ГАЗ"
к МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Нижегородской области о
признании недействительным решения от 06.04.2004 № 12 (в судебном
заседании 14.07.2004 объявлялся перерыв в порядке статьи 163 АПК РФ
до 15.07.2004 до 13 час. 00 мин.; в судебном заседании 15.07.2004
объявлена резолютивная часть решения и указано, что решение в полном
объеме будет изготовлено 19.07.2004.),




установил:




открытое акционерное
общество "ГАЗ" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской
области с заявлением к межрайонной инспекции Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам
Нижегородской области о признании недействительным решения от
06.04.2004 № 12 об отказе в привлечении к налоговой ответственности
за совершение налогового правонарушения в части доначисления
земельного налога за 2002 г. в сумме 8628373 руб. 02 коп.


В обоснование своих требований
заявитель ссылается на положения статьи 5 Налогового кодекса РФ.
Заявитель полагает, что, поскольку нормативные правовые акты,
устанавливающие повышающий коэффициент 2, официально опубликованы
17.12.2001 и 31.12.2001 и поскольку налоговым периодом по земельному
налогу является календарный год, данный коэффициент может применяться
только с 01.01.2003.


Ответчик требования заявителя
отклонил со ссылкой на статью 5 Бюджетного кодекса РФ.


Заслушав доводы сторон, изучив
материалы дела, суд считает требования заявителя подлежащими
удовлетворению частично.


В сроки, установленные действующим
законодательством РФ, ОАО "ГАЗ" представило в налоговый
орган налоговую декларацию по земельному налогу за 2002 г., согласно
которой уплате в бюджет подлежала сумма 17257168 руб. 24 коп.


16.02.2004 ОАО "ГАЗ"
представило уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за
2002 г., согласно которой уплате в бюджет подлежала сумма 8628795
руб. 22 коп.


Данная налоговая декларация была
проверена инспекцией в камеральном порядке. В ходе налоговой проверки
инспекцией было установлено необоснованное уменьшение заявителем
земельного налога, подлежащего уплате, на сумму 8628373 руб. 02 коп.
Указанное уменьшение явилось следствием применения ОАО "ГАЗ"
при расчете земельного налога за 2002 г. ставок налога, действовавших
в 2001 г., без учета их индексации.


По результатам налоговой проверки
составлен акт от 09.03.2004 № 12 и принято решение от 06.04.2004 № 12
об отказе в привлечении ОАО "ГАЗ" к налоговой
ответственности за совершение налогового правонарушения. Решением от
06.04.2004 № 12 заявителю был доначислен земельный налог за 2002 г. в
сумме 8628373 руб. 02 коп.


В соответствии со статьей 21 Закона
Российской Федерации от 27.12.1991 № 2118-1 "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог
относится к местным налогам.


Пункт 2 статьи 21 названного Закона
предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным
актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При
этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются
законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями
органов государственной власти краев, областей, автономной области,
автономных округов, районов городов и иных
административно-территориальных образований, если иное не
предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.


Законом Российской Федерации от
11.10.1991 № 1738-1 "О плате за землю" (в редакции
Федерального закона от 09.08.1994 № 22-ФЗ "О внесении изменений
и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю") установлены
средние ставки земельного налога. Статьей 2 Федерального закона от
09.08.1994 № 22-ФЗ Правительству Российской Федерации поручалось
индексировать ежегодно, начиная с 1995 г., установленные этим Законом
ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального
размера оплаты труда.


Индексация ставок земельного налога
была осуществлена постановлением Правительства Российской Федерации
от 07.06.1995 № 562 "Об индексации ставок земельного налога в
1995 году". В дальнейшем соответствующие нормы включались в
федеральные законы о федеральном бюджете.


Статьей 14 Федерального закона от
30.12.2001 № 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год"
установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 г.,
применяются в 2002 г. с коэффициентом 2,0 для всех категорий земель.
Аналогичная норма содержится в статье 1 Федерального закона от
14.12.2001 № 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога".


Такая формулировка законов позволяет
сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании
которой производится исчисление налога за конкретный налоговый
период, следует понимать ставку, установленную местными
представительными органами власти, увеличенную на поправочные
коэффициенты предыдущих налоговых периодов и на коэффициент,
определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который
производится уплата налога в бюджет.


Суд не может признать обоснованными
доводы заявителя о том, что поправочный коэффициент 2,0 к ставкам
земельного налога не мог применяться в 2002 г., поскольку федеральные
законы "О федеральном бюджете на 2002 год" и "Об
индексации ставок земельного налога", вводившие этот
коэффициент, официально опубликованы 31.12.2001 и 17.12.2001
соответственно и как акты законодательства о налогах в силу пунктов
1, 2 статьи 5 Налогового кодекса РФ вступают в силу не ранее чем по
истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не
ранее 1-го числа очередного налогового периода, то есть в данном
случае не ранее 01.01.2003.


Действительно, установление средних
ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и
осуществляется федеральным законом (актом законодательства о
налогах); применительно к земельному налогу таким законом является
Закон Российской Федерации "О плате за землю". Что же
касается Федерального закона "Об индексации ставок земельного
налога" и статьи 14 Федерального закона "О федеральном
бюджете на 2002 год", то ими лишь вводится учитывающий изменения
минимального размера оплаты труда коэффициент индексирования ставок
земельного налога и никакие другие вопросы не решаются.


Федеральный закон "О федеральном
бюджете на 2002 год", устанавливающий коэффициент индексации
ставок земельного налога, является нормативно-правовым актом,
регулирующим бюджетные отношения.


В соответствии с Бюджетным кодексом
Российской Федерации закон о бюджете принимается, а годовой бюджет
составляется на один финансовый год. Закон о бюджете должен
исполняться в период, на который он принимался.


При этом, как указывается в
определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2003
№ 186-о и от 06.02.2004 № 48-о, должно быть соблюдено требование
определенного разумного срока, по истечении которого возникает
обязанность платить налоги. В связи с чем порядок исчисления в 2002
г. земельного налога по ставкам с коэффициентом 2,0 подлежит
применению с 01.02.2002 на соответствующий налоговый период.


При таких обстоятельствах решение
инспекции от 06.04.2004 № 12 в части доначисления земельного налога
за 2002 г. в сумме 719031 руб. 08 коп. (январь 2002 г.) надлежит
признать недействительным. В остальной части (7909341 руб. 94 коп.)
налог доначислен правомерно.


В соответствии с частью 1 статьи 110
АПК РФ государственная пошлина относится на стороны пропорционально
размерам удовлетворенных требований.


Руководствуясь статьями 110, 167 -
170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, суд






решил:






Признать
недействительным решение межрайонной инспекции Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим
налогоплательщикам Нижегородской области от 06.04.2004 № 12 в части
доначисления земельного налога за 2002 г. в сумме 719031 руб. 08 коп.


В удовлетворении остальной части
заявленных требований отказать.


Возвратить заявителю государственную
пошлину, уплаченную платежным поручением от 28.04.2004 № 2640, в
сумме 83 руб. 30 коп.


Решение вступает в законную силу по
истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано
в порядке, установленном статьей 181 Арбитражного процессуального
кодекса РФ.






Судья


О.В.БУБНОВА












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru