ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства
Нижегородской области от 16.08.2004 № 195
"О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 ГОД"
(Вместе с "КОНЦЕПЦИЕЙ БЮДЖЕТНОЙ
И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ, ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 ГОД")
Официальная публикация в СМИ:
"Нижегородские новости", N
167(3099), 08.09.2004
["Правовая среда", N
52(548), 08.09.2004],
"Нижегородская правда", N
102(24397), 14.09.2004 (начало),
"Нижегородская правда", N
105(24400), 21.09.2004 (окончание)
получен из Эталонного банка данных правовой информации администрации
Губернатора Нижегородской области. -
-
ПРАВИТЕЛЬСТВО
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 августа 2004 г. № 195
О РАЗРАБОТКЕ
ПРОЕКТА БЮДЖЕТА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2005 ГОД
В целях разработки
проекта бюджета Нижегородской области на 2005 год, проекта закона
Нижегородской области "Об областном бюджете на 2005 год" и
представления его в Законодательное Собрание Нижегородской области
Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию
бюджетной и налоговой политики, формирования межбюджетных отношений в
Нижегородской области на 2005 год.
2. Министерству финансов
Нижегородской области:
2.1. Провести формирование
консолидированного и областного бюджетов Нижегородской области на
2005 год в соответствии с Концепцией бюджетной и налоговой политики,
формирования межбюджетных отношений в Нижегородской области на 2005
год в срок до 1 сентября 2004 года.
2.2. Провести совместно с
министерством экономики и развития предпринимательства Нижегородской
области уточнение основных бюджетообразующих показателей городов и
районов области на 2005 год с учетом итогов I полугодия текущего года
в срок до 1 сентября 2004 года.
2.3. Провести согласования с
администрациями городов и районов Нижегородской области по уточнению
особенностей социально-экономического развития городов и районов в
прогнозах их бюджетов на 2005 год в срок до 10 сентября 2004 года.
3. Министерству промышленности и
инноваций Нижегородской области представить в министерство финансов
Нижегородской области согласованные с администрациями городов и
районов Нижегородской области лимиты потребления электрической и
тепловой энергии в натуральном и стоимостном выражении на 2005 год в
разрезе отраслей и городов (районов) в срок до 23 августа 2004 года.
4. Региональной энергетической
комиссии Нижегородской области представить прогнозные (экономически
обоснованные) величины тарифов на 2005 год на электрическую и
тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями
Нижегородской области, в срок до 18 августа 2004 года.
5. С целью исполнения статьи 151
Закона Нижегородской области от 08.10.2001 № 207-З "О бюджетной
системе и бюджетном процессе в Нижегородской области" для
формирования документов и материалов, представляемых в
Законодательное Собрание Нижегородской области одновременно с
проектом закона Нижегородской области "Об областном бюджете на
2005 год", разработать и представить в министерство финансов
Нижегородской области до 15 сентября 2004 года:
5.1. Министерству экономики и
развития предпринимательства Нижегородской области:
- предварительные итоги
социально-экономического развития Нижегородской области за истекший
период текущего года;
- прогноз социально-экономического
развития Нижегородской области на 2005 год (по основным
бюджетообразующим показателям, определенным для расчета
консолидированного бюджета области);
- прогноз сводного финансового
баланса Нижегородской области на 2005 год;
- проект адресной инвестиционной
программы на 2005 год.
5.2. Министерству имущественных
отношений Нижегородской области:
- проект программы приватизации
государственных предприятий Нижегородской области на 2005 год;
- план развития государственного
сектора экономики на 2005 год.
6. Министерству строительства и
жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области представить в
министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской
области перечень объектов капитального строительства для формирования
проекта областной адресной программы с учетом положений, изложенных в
разделе "Политика в области капитальных вложений" Концепции
бюджетной и налоговой политики, формирования межбюджетных отношений в
Нижегородской области на 2005 год, в срок до 18 августа 2004 года.
7. Рекомендовать главам администраций
городов и районов Нижегородской области провести формирование местных
бюджетов в соответствии с Концепцией бюджетной и налоговой политики,
формирования межбюджетных отношений в Нижегородской области на 2005
год.
8. Управлению общественных связей
администрации Губернатора Нижегородской области обеспечить
опубликование настоящего постановления в средствах массовой
информации.
9. Контроль за исполнением настоящего
постановления оставляю за собой.
И.о. Губернатора
области
В.И.ПОПОВ
Утверждена
постановлением
Правительства области
от 16.08.2004 № 195
КОНЦЕПЦИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ,
ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ
В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005
ГОД
(далее - Концепция)
I. ОЦЕНКА ТЕКУЩЕЙ
СИТУАЦИИ, ИТОГИ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ
ПОЛИТИКИ ЗА 2003 ГОД И I ПОЛУГОДИЕ
2004 ГОДА
Бюджетная и
налоговая политика в Нижегородской области формировалась в последние
годы в условиях постоянно меняющегося бюджетного и налогового
законодательства. Его нестабильность не позволяла на долговременной
основе закрепить за органами местного самоуправления нормативы
отчислений от налоговых доходов, четко разграничить расходные
полномочия и ответственность между уровнями публичной власти.
Ежегодное изменение межбюджетных
отношений с нижестоящими бюджетами не позволяло стимулировать органы
местного самоуправления в увеличении налогооблагаемой базы.
В 2003 году на федеральном уровне
приняты законы, полностью изменяющие построение бюджетной системы
Российской Федерации, подходы к организации местного самоуправления и
формированию межбюджетных отношений в Российской Федерации, в том
числе и в Нижегородской области.
Проводимая реформа бюджетной политики
призвана обеспечить возможность органам государственной власти и
органам местного самоуправления проводить самостоятельную налоговую и
бюджетную политику, повысить взаимную ответственность органов власти
разных уровней при проведении бюджетной политики, обеспечить
одинаковый доступ граждан к основным общественным услугам и
социальным гарантиям вне зависимости от места их проживания.
Бюджетная и налоговая политика,
проводимая на территории Нижегородской области в прошедшем году,
позволила добиться положительных результатов.
Обеспечен рост доходов в бюджет
Нижегородской области.
Собственные доходы бюджета
Нижегородской области (без учета доходов, направляемых на
формирование целевых бюджетных фондов) за 2003 год возросли по
сравнению с 2002 годом на 2575,5 млн рублей. В 2004 году запланирован
рост в объеме 6053,1 млн рублей, из которых за I полугодие 2004 года
получено 3536,7 млн рублей.
Росту собственных доходов бюджета
Нижегородской области способствовали:
- проводимая на территории
Нижегородской области налоговая политика, направленная на мобилизацию
внутренних ресурсов, реализацию программ развития налогового и
неналогового потенциала в муниципальных образованиях;
- сокращение количества
предоставляемых налоговых льгот. Сумма выпадающих доходов сократилась
в 2003 году по сравнению с 2002 годом на 10% по местным бюджетам, на
27% по областному бюджету;
- усиление налогового
администрирования. В целом по Нижегородской области за 2003 год
собираемость налоговых доходов составила 100 процентов;
- проведение работы по сокращению
недоимки во все уровни бюджетной системы Нижегородской области. За
2003 год недоимка в консолидированный бюджет Нижегородской области
сократилась на 164,7 млн рублей;
- принятие на областном уровне ряда
нормативных правовых актов, имеющих стимулирующий характер,
направленных на расширение базы для исчисления доходов от
использования государственной собственности.
Реализован механизм стимулирования
органов местного самоуправления Нижегородской области в наращивании
налогооблагаемой базы и сокращении кредиторской задолженности по
бюджетной сфере.
В целях стимулирования районов и
городов области, наращивающих доходную часть областного бюджета, в
областном бюджете на 2004 год предусмотрен фонд экономического
стимулирования городов и районов Нижегородской области в сумме 25 млн
рублей. По итогам исполнения консолидированного бюджета области за
2003 год произведено перераспределение средств фонда между органами
местного самоуправления области в сумме 21,5 млн рублей.
Реализован механизм стимулирования
предприятий в наращивании налогооблагаемой базы.
Законом Нижегородской области "Об
областном бюджете на 2004 год" предусмотрено льготное
налогообложение предприятий, наращивающих налоговую базу по налогу на
прибыль. По итогам 2003 года указанная льгота предоставлена двум
крупным предприятиям Нижегородской области: ОАО "ВМЗ" и ОАО
"Волгателеком", увеличившим налогооблагаемую прибыль в 2003
году против 2002 года в 3 раза и в 1,5 раза соответственно.
Обеспечена социальная направленность
бюджета Нижегородской области путем увеличения расходов на содержание
бюджетных учреждений и социальных выплат:
- удельный вес расходов на содержание
бюджетных учреждений и финансирование социальных выплат (выплаты
пособий, предоставление льгот, предоставление субсидий населению на
оплату жилищно-коммунальных услуг, обеспечение бесплатного и
льготного проезда для пенсионеров и студентов и другие социальные
выплаты) составил в бюджете Нижегородской области за 2003 год 56,6%
от всех расходов против 55,6% в 2002 году;
- с 1 октября 2003 года увеличена
заработная плата работникам бюджетной сферы в 1,33 раза. В бюджете
Нижегородской области на 2004 год расходы на выплату заработной платы
с начислениями на нее работникам бюджетной сферы предусмотрены на 3
млрд рублей больше, чем в 2003 году;
- в 2003 году и I полугодии 2004 года
в полном объеме обеспечена выплата детских пособий;
- в Нижегородской области сохранены
льготы по оплате проезда пенсионерам, студентам, школьникам, сезонная
льгота садоводам. Расходы бюджета по предоставлению льгот по оплате
проезда указанных категорий за 2003 год составили 101,3 млн рублей, в
2004 году ожидаются на этом же уровне.
Осуществлена работа по нормализации
оплаты расходов за потребленные тепло- и электроэнергию.
Снижена нагрузка на областной и
местные бюджеты по выплате реструктурированной задолженности перед
ОАО "Нижновэнерго" за потребленные энергоресурсы за счет
продления сроков выплат до конца 2006 года.
Проведена работа по оптимизации
структуры государственного долга Нижегородской области.
За последние два года произошло
снижение удельного веса государственного долга в доходах областного
бюджета, что является залогом повышения кредитоспособности бюджета и
снижения долговой нагрузки на бюджет (в 2002 году - 49,1%, в 2003
году - 43,9%).
Объем государственного долга
Нижегородской области по итогам первого полугодия 2004 года составил
8042 млн рублей, по сравнению с началом 2003 года долг сократился на
1173 млн рублей.
В течение 2003 года и I полугодия
2004 года произошли существенные изменения в структуре
государственного долга области. Происходит постепенное замещение
внешней задолженности на внутренний долг с более низкой стоимостью
обслуживания и равномерным графиком погашения.
За истекший период обеспечено
погашение первых трех траншей по внешнему облигационному займу
Нижегородской области 1997 года. Объем внешнего долга сократился с
начала 2003 года на 2408 млн рублей, следствием чего стало снижение
валютных рисков.
Обязательства перед коммерческими
банками по обслуживанию государственного долга области в 2003 году и
I полугодии 2004 года выполнялись своевременно, в соответствии с
условиями договоров. Обеспечена оптимизация расходов по обслуживанию
государственного долга путем рефинансирования имеющихся
задолженностей и минимизации стоимости заимствований (в части
банковских кредитов средняя ставка в декабре 2002 года - 19%, в
декабре 2003 года - 15%, в июле 2004 года - 14%). В связи с
отсутствием нарушений сроков возврата основного долга и процентов по
кредитным договорам штрафы не выплачивались.
В I полугодии 2004 года, в рамках
реализации задачи снижения долговой нагрузки областного бюджета
произошли качественные изменения в структуре государственного долга
области:
- урегулирована просроченная
задолженность перед Министерством финансов Российской Федерации по
средствам МБРР: задолженность по займам МБРР, по которым
Нижегородская область является гарантом, включена в реестр
реструктуризации;
- оптимизирована структура
заимствований путем увеличения доли привлечения кредитных ресурсов
через открытие кредитных линий с лимитом задолженности и увеличения
доли долгосрочных заимствований;
- снижена просроченная задолженность
предприятий - заемщиков средств еврозайма перед областным бюджетам на
731,9 млн рублей в результате активной работы с должниками.
Проведена подготовительная работа по
размещению в 2004 году облигационного займа Нижегородской области на
внутреннем рынке.
Размещение займа позволит области
привлечь существенный объем ресурсов на длительный срок по ставке
значительно ниже ставок кредитования в коммерческих банках.
Стабилизировано финансовое положение
большинства территорий области посредством выделения из областного
бюджета целевых субвенций.
Сохранение порядка предоставления
целевых субвенций из областного бюджета районам и городам
Нижегородской области в 2003 и 2004 годах обеспечивает своевременное
финансирование таких социальнозначимых расходов, как выплата
заработной платы с начислениями на нее работникам бюджетной сферы и
осуществление расчетов за потребленные топливно-энергетические
ресурсы.
Начата работа по реформированию
бюджетной системы и организации местного самоуправления в
Нижегородской области.
2004 год стал подготовительным годом
для проведения реформы организации местного самоуправления и
формирования межбюджетных отношений в Нижегородской области в свете
проводимой реформы на федеральном уровне. Правительством
Нижегородской области начата разработка нормативно-правовой базы
области, которая позволит реализовать в полной мере начатую реформу
начиная с 2006 года.
II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
НА 2005 ГОД И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2007
ГОДА
Главной задачей
бюджетной и налоговой политики Нижегородской области на 2005 год и на
перспективу до 2007 года остается повышение благосостояния и
сокращение уровня бедности населения Нижегородской области. Решение
этой задачи возможно через обеспечение роста доходов бюджета области,
развитие предпринимательского климата, повышение
конкурентоспособности экономики Нижегородской области.
Бюджетная политика области в 2005
году в первую очередь будет направлена на повышение качества и
доступности бюджетных услуг для населения области и повышение
эффективности расходования бюджетных средств на предоставление этих
услуг, обеспечение социальной стабильности в области.
Достичь указанных целей позволит
реформа местного самоуправления и межбюджетных отношений в
Нижегородской области, начатая в 2004 году.
Реформа бюджетной политики направлена
на повышение эффективности бюджетных расходов, переход от
финансирования существующей сети бюджетных учреждений к
финансированию конкретных бюджетных услуг. Реформа призвана исключить
возможность принятия решений, увеличивающих бюджетные обязательства
нижестоящих бюджетов без соответствующей передачи доходных
полномочий.
В 2005 году предстоит подготовить и
принять значительное количество областных законов и нормативных
правовых актов, направленных на совершенствование бюджетного процесса
и межбюджетных отношений в Нижегородской области, разработать и
законодательно закрепить методики распределения финансовой помощи
между муниципалитетами, внести изменения в существующее
законодательство Нижегородской области. Это потребует значительных
усилий как со стороны областных органов государственной власти, так и
со стороны органов местного самоуправления.
Бюджетная и налоговая политика в 2005
году и на перспективу до 2007 года направлена на решение следующих
задач.
Увеличение налогового и неналогового
потенциала Нижегородской области:
- стимулирование органов местного
самоуправления, обеспечивших дополнительные поступления в областной
бюджет;
- максимальное использование органами
государственной власти возможностей применения налогового
законодательства в части своих полномочий;
- взаимодействие с бюджетообразующими
организациями на этапе бюджетного планирования.
Обеспечение стопроцентной
собираемости налогов во все уровни бюджетной системы Нижегородской
области:
- реализация механизма
реструктуризации задолженности организаций;
- активизация работы с крупными
налогоплательщиками, мониторинг их платежной и финансовой дисциплины.
Расширение налогооблагаемой базы по
налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций и
налогу на имущество физических лиц:
- стимулирование организаций,
наращивающих налогооблагаемую базу за счет инвестиций и направляющих
средства в экономику Нижегородской области;
- выявление не вовлеченных в
налогообложение объектов недвижимости, принадлежащих физическим лицам
на праве собственности.
Создание условий и предпосылок для
максимально эффективного управления государственными финансами в
соответствии с приоритетами государственной политики:
- формирование реестров расходных
обязательств с целью отмены и изменения нормативных правовых актов,
устанавливающих необеспеченные финансированием расходные
обязательства;
- повышение эффективности и
результативности использования бюджетных средств, переход от
управления бюджетными затратами к управлению результатами;
- построение бюджета на 2005 и
последующие годы с выделением бюджетов действующих и принимаемых
обязательств;
- совершенствование и расширение
сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;
- установление приоритетов бюджетных
расходов на 2005 год: поддержка ветеранов войны, поддержка
материнства и детства, проведение профилактики туберкулеза,
наркомании (борьба с ней), развитие физической культуры и спорта,
развитие образования, обновление парка сельскохозяйственной техники и
пассажирского автотранспорта.
Оптимизация государственного и
муниципального долга Нижегородской области в части стоимости и сроков
заимствований.
Реформирование организации местного
самоуправления и формирование межбюджетных отношений в Нижегородской
области в рамках изменений, предусмотренных федеральным
законодательством.
III. БЮДЖЕТНАЯ
ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ДОХОДОВ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
За основу
формирования доходной части бюджета Нижегородской области на 2005 год
будут взяты основные параметры социально-экономического развития
области, прогнозируемые на 2005 год.
Дополнительно будут использованы
данные статистической отчетности за предыдущие годы, сведения
налоговых органов о налогооблагаемой базе, начисленных и поступивших
суммах доходов в консолидированный бюджет Нижегородской области и
областной бюджет, информация отраслевых министерств и ведомств
области о деятельности и перспективах развития курируемых ими
отраслей.
По предварительной оценке
министерства экономики и развития предпринимательства Нижегородской
области среднегодовой индекс потребительских цен составит в 2005 году
109%, в 2006 году - 108%, в 2007 году - 107,5 процента.
Формирование доходной части бюджета
Нижегородской области на 2005 год будет производиться с учетом
планируемых на федеральном уровне изменений налогового
законодательства на 2005 год и мер по увеличению доходов бюджета
области, принимаемых на уровне Правительства области и органов
местного самоуправления области.
2. ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ
СОБСТВЕННЫХ ДОХОДОВ
2.1. Налоговые
доходы
При формировании
прогноза поступлений налоговых доходов в бюджет Нижегородской области
на 2005 год будет учитываться прогнозируемое на федеральном уровне
изменение налогового и бюджетного законодательства, а именно:
- зачисление в федеральный бюджет
100% водного налога;
- индексация ставок акцизов на
ликероводочные изделия и нефтепродукты на 8 процентов;
- передача в федеральный бюджет 1,5
пункта региональной ставки налога на прибыль организаций;
- увеличение в 1,5 раза базовой
доходности при исчислении единого налога на вмененный доход для
отдельных видов деятельности и расширение перечня видов деятельности,
на которые распространяется действие единого налога на вмененный
доход;
- изменение механизма исчисления
налога, уплачиваемого в порядке наследования и дарения;
- совершенствование режима применения
государственной пошлины;
- отмена льгот по налогу на имущество
организаций в части мобилизационных мощностей;
- отмена налога на рекламу.
С учетом проводимых в последние годы
на федеральном уровне налоговых реформ, существенно изменяющих
доходную базу региональных бюджетов, в 2005 году по-прежнему важное
значение будет придаваться развитию внутреннего потенциала области по
росту налогооблагаемой базы за счет увеличения ставок налога на
игорный бизнес, индексации инвентаризационной стоимости объектов,
принадлежащих гражданам на праве собственности, пересмотра размера
коэффициента базовой доходности (К2), используемого при исчислении
единого налога на вмененный доход.
Решение этой задачи невозможно без
создания условий для роста эффективности производства (сокращения
доли убыточных предприятий).
В этой связи следует акцентировать
внимание на развитии малого и среднего бизнеса как сектора экономики,
во многом определяющего доходный потенциал области на перспективу.
Содействие развитию малого и среднего
бизнеса должно осуществляться посредством создания в области
благоприятных экономических предпосылок, стимулирующих мотивацию
субъектов развертывать и легализовать бизнес.
К таким предпосылкам следует отнести:
- компенсацию, за счет бюджетных
средств, процентных ставок по кредитам коммерческих банков для малых
предприятий, работающих в приоритетных направлениях;
- передачу предпринимательским
структурам в лизинг производственного оборудования;
- формирование инфраструктуры
поддержки малого предпринимательства.
Способствовать росту доходов бюджета
области будут и стимулирующие меры, получившие свою реализацию в 2004
году:
- создание фонда экономического
стимулирования городов и районов Нижегородской области. Критериями
оценки деятельности органов местного самоуправления при его
распределении являются: перевыполнение прогнозных оценок поступления
налоговых доходов в областной бюджет, снижение районами и городами
области кредиторской задолженности по бюджетной сфере, отсутствие
просроченной задолженности по заработной плате с начислениями на нее
работникам бюджетной сферы;
- предоставление льгот по налогу на
прибыль организациям, обеспечившим прирост налогооблагаемой базы.
В развитие уже существующей
взаимовыгодной практики льготирования организаций по налогу на
прибыль организаций следует распространить ее и на налог на имущество
организаций.
Фактор налогового администрирования
по-прежнему следует учитывать как один из основных, влияющих на
полноту поступлений доходов в бюджетную систему. Эффективное
взаимодействие с налоговыми органами при сохранении стимулирующей
формы сотрудничества в рамках федерального законодательства позволит
сохранить в 2005 году достигнутый в 2003 году и за истекший период
2004 года 100% уровень собираемости налоговых доходов
консолидированного бюджета области.
В целях обеспечения поступления
налоговых платежей в бюджет, контроля за деятельностью
бюджетообразующих крупных и средних предприятий области необходимо
развивать практику заключения соглашений о социальном партнерстве
этих предприятий с органами власти областного и местного уровня.
Налоговое администрирование должно
также распространяться на сферу оборота наличных средств, не учтенных
в официальном налогообложении, на препятствование деятельности
"короткоживущих организаций", специализирующихся на
оказании фиктивных услуг - возврате заказчику наличных денег за
вычетом комиссионных, на ведение усиленного контроля за
предприятиями, выплачивающими заработную плату "в конвертах".
Данная работа должна осуществляться при непосредственном
взаимодействии контролирующих структур с органами местного
самоуправления.
2.2. Неналоговые
доходы
В 2005 году и на
перспективу политика в области сбора неналоговых доходов, как и
ранее, будет направлена на повышение эффективности использования
государственной и муниципальной собственности и увеличение бюджетной
отдачи.
По доходам от использования
государственной и муниципальной собственности.
Повышение отдачи от использования
государственной собственности является одним из приоритетных
направлений экономической политики в сфере доходов на дальнейшую
перспективу.
Основными источниками доходов от
использования государственной собственности в Нижегородской области
являются:
- доходы от аренды земли;
- доходы от аренды нежилого фонда
государственной и муниципальной собственности;
- доходы от государственных и
муниципальных унитарных предприятий;
- доходы в виде дивидендов по акциям,
находящимся в государственной и муниципальной собственности.
На формирование доходов от аренды
земли существенное влияние оказывает процесс разграничения
государственной собственности на землю. Принцип разграничения земель,
определенный федеральным законодательством, способствует передаче в
федеральный бюджет в конечном итоге до 60 процентов земель
Нижегородской области.
Основным резервом увеличения доходов
от аренды земли следует рассматривать выявленные в процессе
инвентаризации участки, не задействованные ранее в налогообложении и
арендных отношениях, а также участки, фактически используемые в
хозяйственном обороте, то есть значительно большие, чем указано в
правоустанавливающих документах.
Прямая экономическая отдача от
плановой инвентаризации земель обуславливается за счет включения в
арендные отношения и в налогооблагаемую базу выявленных превышений
фактически используемых площадей, а также землепользователей, не
оформивших право на земельные участки.
Наиболее значимыми направлениями
развития арендных отношений и увеличения арендной платы за землю на
ближайшую перспективу являются:
- дальнейшее совершенствование
законодательной и нормативной правовой базы имущественно-земельных
отношений, соблюдение муниципальными образованиями единого подхода к
определению арендной платы;
- выполнение комплекса
землеустроительных и кадастровых работ, направленных на создание
системы учета объектов налогообложения и перехода на уплату
земельного налога и арендной платы от кадастровой стоимости участка;
- обеспечение мониторинга арендуемых
земельных участков и управления арендными процессами.
Проблемы формирования доходов по
другому источнику от использования собственности - аренде объектов
нежилого фонда государственной и муниципальной собственности
сопряжены с отсутствием единообразия при установлении рыночной ставки
арендной платы и рыночной составляющей при формировании арендной
платы в целом, а также тенденцией к сокращению количества арендуемых
площадей в результате их продажи арендаторам.
Доходы от аренды нежилого фонда
государственной и муниципальной собственности несоизмеримы с доходами
от аренды в рыночном сегменте экономики. В 2005 году необходимо
максимально сократить диапазон цен за арендуемые участки в
государственном и частном секторе.
Необходимо оптимизировать количество
объектов нежилого фонда, передаваемых в аренду, улучшив при этом их
потребительские качества.
Политика области в сфере арендных
отношений направлена на безусловный приоритет возмездного пользования
имуществом.
Для решения задач по увеличению
доходов от аренды нежилого фонда необходимо привлекать в арендные
отношения дополнительные площади:
- из числа площадей, переданных в
аренду пользователями без ведома собственника;
- из числа площадей, находящихся в
хозяйственном ведении государственных и муниципальных предприятий.
В сфере регулирования деятельности
государственных и муниципальных унитарных предприятий назрела
необходимость перехода к новой модели управления, основанной на
принципах строгого соответствия их количественного и качественного
состава функциям государства и органов местного самоуправления.
Имущество, не соответствующее указанным критериям, должно быть
приватизировано. Это позволит оптимизировать его состав и реализовать
меры по качественному повышению эффективности деятельности
организаций государственного и муниципального сектора экономики.
Для повышения конкурентоспособности
предприятий государственного сектора экономики области необходимо
развивать систему пообъектного управления.
При сокращении количества унитарных
предприятий необходимо исходить из их полезности и необходимости в
реализации социально-экономических задач области.
В целях обеспечения эффективного
управления пакетами акций, находящимися в государственной или
муниципальной собственности, необходимо особое внимание уделить
акционерным обществам, где у области имеется контрольный пакет акций,
и сократить количество находящихся в государственной и муниципальной
собственности пакетов акций до уровня, позволяющего реализовать
регулирующую и контролирующую функции государства. В этой связи
целесообразно оценить возможность передачи пакетов акций в
доверительное управление компаниям при условии их конкурсного отбора.
3. ПРОДАЖА ЗЕМЛИ
Инвестиционный
климат Нижегородской области во многом определяет рынок земли с
соответствующей инфраструктурой, поэтому основными задачами на 2005
год и на перспективу являются:
- развитие и совершенствование
нормативной правовой базы земельных отношений в Нижегородской
области;
- обеспечение максимальной
доступности к реестру свободных земель потенциальных инвесторов и
максимальное упрощение механизма продажи земельных участков.
Необходимо активизировать процесс
приобретения земель собственниками расположенных на земельных
участках объектов, исключив фактор излишнего администрирования
процедуры продажи, создав реальные предпосылки для обеспечения
инвестиционной привлекательности предприятий и активизации их
предпринимательской деятельности.
Введение в действие Закона
Нижегородской области "Об осуществлении оборота земель
сельскохозяйственного назначения" дает Правительству
Нижегородской области и органам местного самоуправления возможность
приобретения земель сельскохозяйственного назначения для обеспечения
государственных нужд области. Наличие в государственной собственности
области такого высокоэффективного имущества, как земля, позволит:
- иметь постоянный доходный источник
за счет передачи земельных участков в аренду;
- получать значительные поступления
за счет продажи земельных участков по более высоким рыночным ценам;
- повысить инвестиционную
привлекательность Нижегородской области.
В этой связи необходимо определить
критерии целесообразности приобретения земель в собственность области
с позиции дальнейшего использования земельных участков.
Особое внимание следует уделить
регулированию процесса разграничения государственной собственности на
землю. В ходе реализации механизма разграничения необходимо исходить
из того, что интересы области должны иметь главенствующее место.
Необходимо укрепление юридической и правовой базы для решения спорных
вопросов отнесения земель в собственность.
4. РАЗВИТИЕ
СТРАХОВОГО РЫНКА
В 2005 году будет
продолжена реализация мероприятий Программы развития страхового
рынка, сохранит свой статус страховой фонд.
Помимо имеющихся направлений
страхования: страхование гражданской ответственности владельцев
транспортных средств; страхование рисков в агропромышленном
комплексе; страхование производственных и технических рисков
техногенного и природного характера; имущественное страхование;
страхование жизни; медицинское страхование и страхование
лекарственного обеспечения граждан Нижегородской области, получат
развитие новые направления. Это, прежде всего, касается развития
страхового рынка в сфере жилищного строительства.
В частности, должны быть проработаны
механизмы по реализации программ страхования, связанных с ипотечным
кредитованием и страхованием в жилищно-коммунальном комплексе
Нижегородской области. Чтобы обеспечить гарантии вложения средств в
ипотечное жилищное кредитование, необходимо привлекать страховщиков,
которые в рамках ипотечного кредитования страхуют заемщика от
несчастного случая, а также осуществляют страхование залога и
страхование от потери права собственности.
Развитие страхования жилья в
настоящее время является одной из самых значительных проблем в
области страхования имущества граждан. Покрытие ущербов, причиненных
объектам частной собственности, за счет государственных средств не
характерно для рыночной экономики, поэтому следует шире использовать
жилищное страхование как механизм оперативного возмещения ущерба от
непредвиденных чрезвычайных событий.
Чтобы обеспечить гарантии вложения
средств в ипотечное жилищное кредитование, необходимо привлекать
кредитные организации, риелтеров, оценщиков, страховщиков, которые в
рамках ипотечного кредитования страхуют заемщика от несчастного
случая, а также осуществляют страхование залога и страхование от
потери права собственности.
IV. БЮДЖЕТНАЯ
ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РАСХОДОВ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Политика
Нижегородской области в области расходов в 2005 году, как и в
предыдущие годы, будет направлена на повышение эффективности
расходования бюджетных средств, в рамках четко определенных
приоритетов, с учетом реальных возможностей доходов бюджета
Нижегородской области.
Формирование расходов
консолидированного бюджета области будет осуществляться с учетом
изменений в федеральном законодательстве.
Во второй половине 2004 года будет
разработан реестр расходных полномочий на 2005 год и оформлен как
приложение к закону Нижегородской области "Об областном бюджете
на 2005 год".
На уровне органов местного
самоуправления муниципальных районов (городских округов) и поселений
по аналогии должны быть сформированы реестры расходных полномочий,
предусмотренных действующим законодательством, и организована работа
по внесению изменений в нормативные правовые акты в целях исключения
нефинансируемых расходных обязательств.
2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К
ФОРМИРОВАНИЮ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ
КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА ОБЛАСТИ НА
2005 ГОД
При формировании
расходной части бюджетов районов и городов области на 2005 год будут
применены следующие подходы.
Нормативы бюджетного финансирования
будут применены только по отдельным позициям:
- стандарт предельной стоимости
предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади
жилья в месяц;
- лимиты потребления тепло- и
электроэнергии по учреждениям бюджетной сферы;
- коммунальные услуги (прочие виды);
- нормативы по государственному и
муниципальному управлению, утвержденные постановлением Правительства
Нижегородской области от 09.10.2002 № 265;
- при расчете расходов на вновь
вводимые учреждения социальной сферы будут применены нормативы,
действовавшие в 2003 году с учетом индексации;
- нормативы будут применены при
расчете расходов на питание, медикаменты, мягкий инвентарь по
следующим учреждениям:
а) учреждения образования:
- детские дома;
- школы-интернаты;
- санаторно-лесные школы;
- средние специальные учебные
заведения;
б) учреждения здравоохранения:
- дома ребенка;
- санатории для детей и подростков;
- психоневрологические больницы и
психоневрологические отделения больниц;
- противотуберкулезные диспансеры и
фтизиатрические отделения больниц;
- санатории для больных туберкулезом;
в) социальные учреждения:
- дома-интернаты для престарелых и
инвалидов;
- психоневрологические интернаты;
- социальные приюты для детей и
подростков;
- детские дома-интернаты для
умственно отсталых детей;
- профессиональные училища для
инвалидов.
При расчете остальных расходов за
основу будут взяты прогнозные расходы на 2004 год с учетом
индексации.
Фонд оплаты труда работникам
бюджетной сферы и аппарата управления будет рассчитан с учетом
двухпроцентной экономии на вакансии и больничные листы.
За основу расчета фонда оплаты труда
по бюджетной сфере будет взят прогнозный фонд 2004 года,
скорректированный на изменение показателей по сети, штатам и
контингентам учреждений бюджетной сферы Нижегородской области,
согласованный с администрациями районов и городов области. При
расчете начислений на заработную плату будет учтено планируемое на
федеральном уровне снижение ставки единого социального налога с 35,6%
до 26 процентов.
Расходы на прочие коммунальные услуги
по учреждениям бюджетной сферы будут определены по каждой отрасли в
разрезе районов и городов, исходя из сложившейся доли фактических
расходов по прочим коммунальным услугам (за исключением льгот по
оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан,
работающих и проживающих в сельской местности и в рабочих поселках) в
сумме фактических расходов на оплату тепловой и электрической энергии
за 2003 год.
С 2005 года размер, условия и порядок
возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и
коммунальных услуг гражданам, проживающим в сельской местности, будет
устанавливаться областным законом.
Финансирование здравоохранения
Нижегородской области в 2005 году предполагается осуществлять из
следующих источников: областного бюджета и бюджета Территориального
фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области.
Уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование
неработающего населения в Территориальный фонд обязательного
медицинского страхования Нижегородской области будет производиться
централизованно за все города и районы Нижегородской области, за
исключением города Саров, из областного бюджета.
К учреждениям, финансируемым в
приоритетном порядке в 2005 году, отнесены:
а) учреждения образования:
- детские дома;
- школы-интернаты;
- санаторно-лесные школы;
б) учреждения здравоохранения:
- дома ребенка;
- санатории для детей и подростков;
- психоневрологические больницы и
психоневрологические отделения больниц;
- противотуберкулезные диспансеры и
фтизиатрические отделения больниц;
- санатории для больных туберкулезом;
- станции переливания крови и
отделения переливания крови;
- станции и отделения скорой
медицинской помощи;
в) социальные учреждения:
- дома-интернаты для престарелых и
инвалидов;
- психоневрологические интернаты;
- социальные приюты для детей и
подростков;
- детские дома-интернаты для
умственно отсталых детей;
- профессиональные училища для
инвалидов.
К приоритетным статьям расходов
отнесены расходы на:
- оплату труда с начислениями;
- уплату страховых взносов на
обязательное медицинское страхование неработающего населения;
- поддержку ветеранов войны;
- реализацию Закона Нижегородской
области "Об адресной государственной социальной поддержке
малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан в
Нижегородской области";
- медикаменты, перевязочные средства
и прочие лечебные расходы по скорой помощи, по станциям и отделениям
переливания крови, лабораториям и центру СПИД;
- мягкий инвентарь для общежитий по
учреждениям начального и среднего профессионального образования;
- продукты питания в детских
дошкольных учреждениях;
- продукты питания в социальных
приютах и детских домах-интернатах;
- оплату услуг связи, оплату
горюче-смазочных материалов по станциям и отделениям скорой помощи,
станциям переливания крови;
- оплату коммунальных услуг;
- стипендии;
- расходы по оплате договоров на
вневедомственную охрану, охранную и пожарную сигнализацию;
- выплату денежных компенсаций для
приобретения питания, одежды, обуви, инвентаря, ежегодного и
единовременного пособий обучающимся и выпускникам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- компенсации педагогическим
работникам образовательных учреждений на приобретение
книгоиздательской продукции;
- оказание дорогостоящих видов
медицинской помощи гражданам;
- предоставление бесплатных и
льготных медикаментов;
- выплату социальных пособий;
- финансирование мероприятий по
организации оздоровительной кампании детей и подростков (содержание
муниципальных загородных оздоровительных лагерей);
- мягкий инвентарь в
лечебно-профилактических учреждениях и отделениях, финансируемых
исключительно за счет средств бюджета;
- продукты питания в
лечебно-профилактических учреждениях и отделениях, финансируемых
исключительно за счет средств бюджета.
Размер финансовой поддержки районных
и городских средств массовой информации за счет областного бюджета и
бюджетов муниципальных образований для каждого средства массовой
информации определяется по нормативу, утвержденному постановлением
Правительства Нижегородской области от 11.03.2004 № 48 "Об
утверждении порядка финансирования средств массовой информации за
счет средств областного бюджета".
3. ОТНОШЕНИЕ К
КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
Общая сумма
кредиторской задолженности в бюджетных учреждениях по бюджету
Нижегородской области составила на 1 января 2004 года 2515,7 млн
рублей. С начала 2004 года кредиторская задолженность снизилась на
66,9 млн рублей и составила на 1 июля 2004 года 2448,8 млн рублей.
В последние годы при формировании
консолидированного бюджета области в расходах бюджетов городов и
районов области учитывались средства на погашение 10% кредиторской
задолженности. Однако снижения кредиторской задолженности по
бюджетной сфере практически не происходит.
В целях стимулирования органов
местного самоуправления районов и городов области к сокращению
кредиторской задолженности по бюджетной сфере с 2005 года в составе
областного бюджета планируется организовать фонд погашения
кредиторской задолженности городов и районов Нижегородской области по
бюджетной сфере. Фонд планируется ежегодно утверждать законом области
об областном бюджете на очередной финансовый год в определенной доле
от объема кредиторской задолженности по бюджетной сфере, сложившейся
на 1 июля отчетного года, предшествующего плановому.
Кредиторская задолженность по
Федеральному закону "О ветеранах" будет включена в расходы
областного бюджета на 2005 год в максимальной доле с учетом
возможностей доходной части бюджета.
Кредиторская задолженность бюджетов
за газ, электроэнергию и другие виды коммунальных услуг учреждений
бюджетной сферы будет включена в объемах, согласно договорам на
реструктуризацию этих долгов.
4. ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ
АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
В 2005 году и на
среднесрочную перспективу будет сохранена финансовая поддержка
предприятий и организаций агропромышленного комплекса, основных
программных мероприятий, определенных Программой развития
агропромышленного комплекса Нижегородской области до 2005 года,
утвержденной постановлением Законодательного Собрания Нижегородской
области от 28.03.2002 № 588.
За основу расчета расходов по
сельскому хозяйству на 2005 год, за исключением расходов по
государственной ветеринарной сети, будут взяты прогнозные расходы на
2004 год с учетом индексации.
Расходы на 2005 год по
государственной ветеринарной сети будут полностью централизованы в
областном бюджете и рассчитаны исходя из уточненных прогнозных
расходов на 2004 год с учетом индексации.
На 2005 год планируется сохранить
основные программы поддержки (племенное дело, элитное семеноводство,
дотации за реализованную продукцию собственного производства,
финансовая помощь на весенне-полевые и уборочные работы), продолжить
работу по дальнейшему развитию системы страхования
сельскохозяйственного производства и основных фондов
сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В связи с необходимостью обновления
машинно-тракторного парка в агропромышленном комплексе в 2005 году
планируется предусмотреть выделение бюджетных средств на возмещение
разницы в процентных ставках по коммерческим кредитам коммерческих
банков в целях закупки техники за счет льготных кредитов.
В 2005 году предполагается
предусмотреть расходы на формирование регионального зернового рынка в
объемах не ниже уровня 2004 года. Одним из источников финансирования
закупок зерна для региональных нужд будут являться бюджетные средства
финансового обеспечения закупок зерна (далее - ФОЗЗ) в виде
бюджетного кредита, предоставляемого на закупку продовольственного
зерна под ставки рефинансирования Центрального банка Российской
Федерации, на условиях возмездности и возвратности. Предполагается
восстановление средств ФОЗЗ за счет средств областного бюджета в
размере 15 - 20%, то есть предусмотреть расходы средств ФОЗЗ в
размере, превышающем ожидаемые доходы.
Другими источниками финансирования
закупок зерна будут являться коммерческие кредиты, в том числе и
льготные, а также собственные средства зерноперерабатывающих и
заготовительных предприятий.
5. ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Расходы на
жилищно-коммунальное хозяйство области на 2005 год будут
рассчитываться с учетом уровня платежей граждан за предоставляемые
жилищно-коммунальные услуги в размере 90 процентов от их стоимости. В
2006 году планируется доведение платежей населения до экономически
обоснованного уровня при соблюдении мер социальной защиты населения.
Бюджетные ассигнования на возмещение
убытков по жилищно-коммунальным услугам, возникающих в связи с
применением государственных регулируемых цен, будут рассчитаны с
применением стандартов предельной стоимости предоставляемых
жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц
по Нижегородской области на 2005 год, утвержденных Правительством
Нижегородской области. Стандарт предельной стоимости предоставляемых
населению жилищно-коммунальных услуг учитывает индивидуальные
особенности каждого муниципального образования при их производстве и
реализации.
В связи с завершением в 2004 году
приемки в муниципальную собственность жилищного фонда в областном
бюджете на 2005 год будет предусмотрен резерв средств на содержание
жилищного фонда, принятого в муниципальную собственность районов и
городов в течение сентября - декабря 2004 года.
Социальная защита населения
Нижегородской области будет обеспечена через выплату малообеспеченным
семьям субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Стандарт
максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату
жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, исходя из
социальной нормы площади жилья и нормативов потребления услуг, будет
принят в размере 18 процентов. При этом для семей, имеющих
среднедушевой доход на 1 члена семьи ниже установленной величины
прожиточного минимума по Нижегородской области в расчете на душу
населения, максимально допустимая доля собственных расходов граждан в
совокупном доходе семьи будет определяться с учетом поправочного
коэффициента, равного отношению среднедушевого дохода на 1 члена
семьи к величине прожиточного минимума.
Средства на выплату субсидий
населению по оплате жилья и коммунальных услуг в 2005 году будут
полностью централизованы в областном бюджете и ежемесячно в виде
целевых субвенций по целевому назначению перечисляться в бюджеты
районов и городов Нижегородской области. Таким образом, вне
зависимости от ситуации с исполнением бюджетов территорий будет
обеспечено финансирование этой социально значимой составляющей
реформы жилищно-коммунального хозяйства.
На областном уровне будет разработан
и принят закон о наделении органов местного самоуправления
муниципальных районов и городских округов отдельными государственными
полномочиями Нижегородской области по выплате адресных жилищных
субсидий малоимущему населению.
В Нижегородской области будет
продолжен эксперимент по осуществлению адресной социальной поддержки
населения при оплате жилищно-коммунальных услуг с использованием
персонифицированных социальных счетов.
На основе анализа, проведенного по
отчетным данным ГП "Облкоммунсервис" за 2002 - 2003 годы,
по расходам на благоустройство населенных пунктов и на содержание
муниципальных бань определены нормативы затрат на 2005 год:
- на благоустройство в расчете на 1
жителя;
- на 1 платного посетителя бани.
В расходах на благоустройство будет
учтена сумма расходов на уличное освещение, согласно лимитам
потребления электроэнергии на эти цели.
В целях финансового оздоровления
жилищно-коммунального комплекса области в расходах бюджета на
жилищно-коммунальное хозяйство будет предусмотрена часть кредиторской
задолженности бюджета, сложившейся по состоянию на 1 января 2004 года
по субсидиям на жилищно-коммунальные услуги, капитальному ремонту
жилищного фонда.
В целях снижения себестоимости
жилищно-коммунальных услуг, внедрения в отрасли жилищно-коммунального
хозяйства и на объектах социальной сферы энергосберегающих технологий
в 2005 году будет продолжено возмещение части процентной ставки по
кредитам, полученным предприятиями жилищно-коммунального хозяйства в
уполномоченных банках на реализацию проектов энергосбережения, а
также включены в областной бюджет расходы для выдачи гарантий за
органы местного самоуправления для привлечения кредитов на внедрение
энергосберегающих технологий.
В 2005 году и на перспективу будет
вестись работа по реструктуризации и ликвидация задолженности
населения за жилищно-коммунальные услуги.
6. ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ
ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА
В 2005 году и на
среднесрочную перспективу будет продолжена работа по адаптации
общественного транспорта к функционированию в условиях рыночной
экономики.
В 2005 году необходимо начать
организацию работы пассажирского транспорта Нижегородской области
через областной (муниципальный) заказ, который определит минимально
необходимый объем транспортной работы, наиболее полно обеспечивающий
потребности населения области в перевозках. В условиях ограниченности
бюджетного финансирования основной задачей службы единого заказчика
пассажирских перевозок будет рациональная организация транспортного
процесса в пределах имеющихся финансовых возможностей, создание
единого комплекса пассажирского транспорта региона, обеспечивающего
оптимальное применение каждого вида транспорта, определение
приоритетов текущей и перспективной транспортной политики.
Распределение заказа на пассажирские перевозки будет осуществляться
на конкурсной основе, при этом нормативно-правовая база должна
способствовать развитию конкурентной среды, созданию равных
возможностей для всех видов транспорта и перевозчиков всех форм
собственности. Взаимоотношения органов исполнительной власти
Нижегородской области (органов местного самоуправления) и
перевозчиков всех форм собственности должны формироваться на основе
договоров.
При определении размера расходов на
пассажирские перевозки предполагается сохранение объемов транспортной
работы на уровне 2004 года. Основная бюджетная поддержка будет
направлена на выполнение социальных перевозок, на автомобильном
транспорте перевозки маршрутными такси и автобусами на междугородных
маршрутах должны выполняться на бездотационной основе.
Основные статьи затрат, в том числе
расходы на горюче-смазочные материалы, будут рассчитаны с учетом
предполагаемого уровня инфляции.
В соответствии с законами об
административной реформе в 2005 году необходимо осуществить передачу
собственности в соответствии с разграничением финансовых полномочий.
7. ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
В 2005 году будет
продолжено совершенствование системы государственных закупок, цель
которой - повышение эффективности бюджетных расходов.
Государственные закупки в 2005 году
будут осуществляться в соответствии с Законом Нижегородской области
от 29.07.2004 № 89-З "Об организации закупок продукции для нужд
Нижегородской области". Каждый получатель бюджетных средств
составляет план закупок продукции (товаров, работ и услуг) с
указанием номенклатуры, объемов, суммы выделяемых средств, а также
сроков. На основе планов закупок формируется план областного
государственного заказа на 2005 год.
Размещение областного
государственного заказа проводится на основании Плана областного
государственного заказа.
Финансирование государственных
контрактов, заключенных по результатам размещения, осуществляется
после обязательной их регистрации в реестре контрактов. При
регистрации контрактов проверяется эффективность закупки продукции.
8. ПЛАНИРОВАНИЕ
РАСХОДОВ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ ОБЛАСТИ
Расходы на
государственное управление Нижегородской области будут формироваться
на базе действующей структуры органов законодательной и
исполнительной власти Нижегородской области. Общая численность
работников органов государственной власти Нижегородской области на
2004 год будет определяться по штатным расписаниям, утвержденным в
установленном порядке по состоянию на 1 июля 2004 года.
Формирование фонда оплаты труда
государственных служащих Нижегородской области будет осуществляться в
соответствии с Законом Нижегородской области "О денежном
содержании лиц, замещающих государственные должности Нижегородской
области" от 09.09.2003 № 76-З. Фонд должностных окладов будет
сформирован исходя из средних должностных окладов, рассчитанных по
схеме.
В 2005 году предполагается дальнейшая
централизация расходов на оплату транспортных услуг государственных
органов и органов исполнительной власти Нижегородской области в
специализированном учреждении "Автобаза управления делами
Губернатора Нижегородской области". Планирование расходов на
содержание государственного учреждения "Автобаза управления
делами Губернатора Нижегородской области" будет осуществляться в
соответствии с лимитами использования служебного легкового
автотранспорта для служебных поездок работников органов
государственной власти.
В 2005 году будет обеспечено
финансирование за счет средств областного бюджета действующей сети
архивных учреждений комитета по делам архивов Нижегородской области.
В ассигнованиях 2005 года необходимо предусмотреть расходы по
дальнейшей реализации программы "Неотложные меры по сохранению
архивного фонда Нижегородской области на 2001 - 2005 годы".
Предельная численность работников
органов местного самоуправления, принимаемая в расчет бюджета на 2005
год, определяется с учетом численности населения соответствующей
территории.
Планирование расходов на оплату труда
муниципальных служащих будет осуществляться по элементам денежного
содержания муниципальных служащих, определяемого Законом
Нижегородской области "О денежном содержании лиц, замещающих
муниципальные должности Нижегородской области" от 10.10.2003 N
93-З.
Расходы, связанные с обеспечением
деятельности органов местного самоуправления, планируются по денежным
нормативам, принятым постановлением Правительства Нижегородской
области от 09.10.2002 № 265.
9. ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА
Тарифы на тепловую и
электрическую энергию для формирования бюджета на 2005 год будут
учитываться на основании данных региональной энергетической комиссии
Нижегородской области о прогнозных уровнях тарифов или установленных
тарифов в случае утверждения Федеральной службой по тарифам
предельных тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2005 год.
Постановлением Правительства
Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в
отношении электрической и тепловой энергии" тарифы на
электрическую и тепловую энергию для всех энергоснабжающих
организаций должны быть утверждены до 15 августа (а не до утверждения
областного бюджета, как было ранее).
Все тарифы на электрическую и
тепловую энергию, природный газ устанавливаются с 1 января 2005 года
и действуют до 31 декабря 2005 года.
В результате передачи региональной
энергетической комиссии полномочий на установление тарифов для
муниципальных котельных будет сформирована единая база по стоимости
тепловой энергии. В предыдущие годы прогнозные тарифы на тепло
определялись путем индексации действующих тарифов. На 2005 год
расходы на оплату тепловой энергии будут определяться на основании
уже утвержденных тарифов, что значительно улучшит точность
планирования.
Порядок расчета средств на оплату
электрической энергии и природного газа на 2005 год изменен не будет.
Исходные данные по лимитам (объемам) будут предоставляться
министерством промышленности и инноваций Нижегородской области,
прогнозные тарифы - региональной энергетической комиссией.
10. ПОЛИТИКА В
ОБЛАСТИ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
На 2005 год сохранят
свой целевой статус:
- Территориальный дорожный фонд
Нижегородской области;
- Фонд укрепления законности и
общественного порядка;
- Областной экологический фонд
Нижегородской области.
В случае принятия решения на
федеральном уровне о централизации в федеральном бюджете с 2005 года
100% платежей водного налога для сохранения статуса Областного
экологического фонда на 2005 год в областном бюджете в полном объеме
будет централизована плата за негативное воздействие на окружающую
среду.
Целевой бюджетный фонд
"Воспроизводство лесов Нижегородской области" сохранит свой
целевой статус на 2005 год при условии зачисления в областной бюджет
платежей за пользование лесным фондом сверх минимальных ставок,
установленных федеральным законодательством.
11. ПОЛИТИКА В
ОБЛАСТИ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ
Расходы на
капитальные вложения из областного бюджета в 2005 году планируется
определить в объеме, в 2 - 2,5 раза превышающем ожидаемое исполнение
расходов на эти цели в 2004 году. Это позволит сократить до минимума
кредиторскую задолженность, направить на завершение строительства
объектов (пусковых комплексов), запланированных к вводу в 2005 году,
в 2 раза больше средств, чем в 2004 году, и продолжить строительство
объектов (пусковых комплексов) с высокой степенью готовности (свыше
70%).
В капитальных расходах областного
бюджета будут предусмотрены средства на финансирование целевых
программ:
"Переселение граждан
Нижегородской области из ветхого и аварийного жилого фонда на 2002 -
2010 годы";
"Старшее поколение" на 2003
- 2005 годы;
"Молодой семье - доступное
жилье" на 2004 - 2010 годы.
По вновь начинаемым объектам,
включенным в план капитального строительства, подбор подрядной
организации проводить на конкурсной основе в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
В перечень объектов капитального
строительства в приоритетном порядке должны включаться:
- переходящие с 2004 года стройки и
объекты, подлежащие завершению строительством в 2005 году (то есть
вводные в 2005 году объекты) - суммарный объем лимитов капитальных
вложений из областного бюджета развития на 2005 год по вводным
объектам будет составлять не менее 70% годового объема;
- стройки и объекты, включенные в
федеральные целевые программы и федеральную адресную инвестиционную
программу на 2005 год, и другие объекты, по которым областными
государственными заказчиками обеспечивается привлечение средств
федерального бюджета;
- стройки и объекты, включенные в
утвержденные областные целевые программы;
- стройки и объекты, по которым
областными государственными заказчиками обеспечивается привлечение в
2005 году дополнительных средств из внебюджетных источников
финансирования;
- переходящие стройки и объекты
(пусковые комплексы), имеющие высокую степень технической готовности
(более 70%).
Распределение средств капитального
строительства по районам, отраслям будет производиться исходя из
следующих принципов:
- выравнивание
социально-экономического развития территорий на основе Основных
направлений по сокращению различий в социально-экономическом развитии
городов и районов Нижегородской области на 2005 - 2006 годы,
утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от
24.05.2004 № 120;
- уменьшение незавершенного
строительства на территории района;
- снижение кредиторской задолженности
за выполненные работы на объектах строительства.
Выделение средств из капитальных
расходов акционерным обществам на строительство, реконструкцию и
техническое перевооружение строек и объектов, включенных в перечень
строек и объектов для областных государственных нужд, осуществляется
только при условии передачи в государственную собственность
Нижегородской области или в муниципальную собственность дополнительно
выпускаемых акций на сумму, эквивалентную размеру выделенных
государственных капитальных вложений и рассчитанную по рыночной
стоимости, или другого имущества.
При отсутствии на 1 апреля текущего
финансового года прошедшей экспертизу и утвержденной проектно-сметной
документации (на объекты, строящиеся с участием средств федерального
бюджета, проектно-сметная документация представляется в соответствии
с Положением о формировании перечня строек и объектов для федеральных
государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального
бюджета, утвержденным постановлением Правительства Российской
Федерации от 11.10.2001 № 714), а также договоров с акционерными
обществами на передачу в государственную собственность Нижегородской
области дополнительно выпускаемых акций, Правительство Нижегородской
области перераспределяет ассигнования, предусмотренные планом
капитального строительства объектов для областных государственных
нужд.
Продолжится практика льготного
кредитования нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан для
приобретения и строительства жилья и льготного кредитования населения
на газификацию жилья с компенсацией части процентной ставки из
средств областного бюджета и бюджетов районов и городов.
12. ПОЛИТИКА В
ОБЛАСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И КАЗНАЧЕЙСКОГО
ИСПОЛНЕНИЯ
БЮДЖЕТОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
12.1. Политика в
области совершенствования бухгалтерского учета
Политика
Правительства Нижегородской области в сфере бюджетного учета будет
направлена на дальнейшее реформирование системы бюджетирования.
Одним из главных шагов в практической
реализации реформы бюджетной сферы является введение в действие с
января 2005 года новой инструкции по бюджетному учету. Переход на
новый план счетов по исполнению бюджетов, соединивший план счетов
бюджетных учреждений и бюджетную классификацию, потребует:
- достаточно высокий уровень
квалификации специалистов, занимающихся бухгалтерским учетом;
- техническое обеспечение учетного
процесса.
В целях внедрения новой инструкции по
бюджетному учету Правительство Нижегородской области рекомендует
главам администраций городов и районов Нижегородской области, главным
распорядителям средств областного бюджета уделить особое внимание
повышению профессионального уровня специалистов, техническому
оснащению бухгалтерских служб как программными продуктами, так и
счетно-вычислительной техникой соответствующего уровня.
12.2. Политика в
области казначейского исполнения бюджета
В 2005 году будет
продолжено развитие системы казначейского исполнения областного
бюджета в части совершенствования методологии, внедрения новых
информационных технологий, формирования нормативной базы.
Основными задачами исполнения бюджета
будут:
- обеспечение ликвидности единого
счета областного бюджета;
- эффективное управление ресурсами;
- качественное исполнение Закона
Нижегородской области "Об областном бюджете на 2005 год".
В 2005 году будет продолжена работа
по развитию системы казначейства по исполнению местных бюджетов.
13. ПОЛИТИКА В
ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Одной из
приоритетных задач Правительства Нижегородской области на 2005 год и
среднесрочную перспективу является развитие механизма эффективного
управления государственным долгом Нижегородской области с целью
реализации приоритетов промышленной и социальной политики и повышения
конкурентоспособности экономики региона.
Под управлением государственным
долгом Нижегородской области понимается процесс разработки и
практической реализации стратегии управления государственными
заимствованиями в целях поддержания объема долга на экономически
безопасном уровне, минимизации стоимости его обслуживания, снижения
валютных рисков и равномерного распределения во времени связанных с
долгом платежей.
Управление государственным долгом
области осуществляется по пяти взаимосвязанным направлениям:
- бюджетная политика в части
планирования объема и структуры государственного долга Нижегородской
области;
- осуществление заимствований и
проведение операций с государственным долгом, направленных на
оптимизацию его структуры и сокращение расходов на обслуживание;
- мобилизация собственных активов
области и оптимизация управления этими активами. Реализация комплекса
мер по работе с должниками бюджета в целях снижения потребности в
заимствованиях;
- использование механизма
государственных гарантий в целях реализации проектов в приоритетных
отраслях промышленности, сельского хозяйства, социальной политики;
- организация учета долговых
обязательств и операций с долгом, функционирование платежной системы
исполнения долговых обязательств.
В рамках указанных направлений
планируется решение следующих задач:
- разработка и совершенствование
нормативной правовой базы и методических рекомендаций с целью
упорядочения процесса планирования объема и структуры
государственного долга;
- определение и поддержание объема
долга на экономически безопасном уровне;
- минимизация стоимости обслуживания
долга;
- уменьшение доли внешних долгов с
целью снижения валютных рисков;
- снижение удельного веса
краткосрочных долгов;
- равномерное распределение во
времени связанных с долгом платежей;
- использование новых инструментов
заимствования, а также их производных (свопы, сделки "репо",
форвардные и опционные контракты);
- активизация мер по взысканию
имеющихся задолженностей в областной бюджет. Уменьшение объема
просроченных долгов и минимизация потерь при их возврате;
- привлечение инвестиций в экономику
области, стимулирование инновационной деятельности путем
обоснованного предоставления государственных гарантий;
- разработка и внедрение единой
автоматизированной системы управления государственным долгом,
обеспечивающей оперативный контроль за состоянием долговых
обязательств области;
- совершенствование механизма
контроля за состоянием объема и структуры государственного долга
муниципальных образований.
Решение данных задач позволяет
Правительству области своевременно и в полном объеме исполнять
текущие обязательства перед кредиторами, сгладить график пиковых
платежей и контролировать совокупную долговую нагрузку на бюджет
каждого года, создав тем самым оптимальные условия для
рефинансирования и погашения имеющихся долгов.
Начиная с 2005 - 2006 годов вектор
целей государственных заимствований сместится в сторону их
использования для финансирования инвестиционных проектов. Вместе с
тем, условием такого использования государственных заимствований
является прогнозируемое увеличение доходов в будущем, за счет которых
будет производиться погашение принятых долговых обязательств.
Разумное применение долговых
инструментов позволит повысить инвестиционную составляющую в бюджете,
тем самым положительно воздействуя на дальнейшее развитие и
инвестиционную привлекательность региона.
Органы местного самоуправления должны
принимать меры по управлению муниципальным долгом, адекватные
требованиям Бюджетного кодекса и политике, проводимой Правительством
области.
14. РЕФОРМИРОВАНИЕ
БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
В Нижегородской
области планируется разработать и реализовать меры по повышению
результативности расходов соответствующих бюджетов области согласно
основным положениям Концепции реформирования бюджетного процесса в
Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, принятой на федеральном
уровне.
Реформирование бюджетного процесса
предполагается осуществить по следующим основным направлениям:
а) Реформирование бюджетной
классификации и бюджетного учета. Начиная с 2005 года формирование и
исполнение бюджетов Российской Федерации, в том числе и бюджета
Нижегородской области, будет строиться по новой бюджетной
классификации. Бюджетная классификация будет интегрирована с единым
планом счетов бюджетного учета. На федеральном уровне будут
закреплены только базовые, обязательные для всех уровней бюджетной
системы, коды экономической и функциональной классификации. Вместо 27
разделов функциональной классификации будет 11. Дальнейшую
детализацию бюджетной классификации необходимо будет осуществить
органам власти соответствующего уровня самостоятельно при принятии
закона (решения) о бюджете;
б) выделение при формировании
бюджетов действующих и принимаемых обязательств. Действующие
обязательства подлежат безусловному включению в расходную часть
бюджета, если не принято решение об их отмене или приостановлении.
Новые расходные обязательства могут приниматься лишь при наличии
соответствующих финансовых возможностей на весь период их действия и
при условии обязательной оценки их ожидаемой эффективности.
В аналитических целях при
формировании областного бюджета на 2005 год планируется выделить
бюджет действующих и бюджет принимаемых обязательств, не применяя
такое выделение при утверждении и исполнении бюджета. К принимаемым
обязательствам относятся: увеличение или введение новых трансфертов
населению, увеличение заработной платы, денежного довольствия,
досрочное погашение государственного или муниципального долга,
предоставление услуг сверх установленных нормативов, увеличение
ассигнований на действующие или новые программы, новые бюджетные
инвестиции, предоставление бюджетных кредитов.
Основным принципом бюджетного
планирования должно стать гарантированное обеспечение в полном объеме
действующих обязательств;
в) совершенствование среднесрочного
финансового планирования. В целях повышения роли в бюджетном процессе
перспективного финансового плана в 2005 году планируется разработать
порядок его формирования. Начиная с 2006 года этот документ
планируется утверждать Правительством Нижегородской области.
Утверждение перспективного финансового плана позволит повысить
предсказуемость бюджетной политики и качество подготовки бюджета;
г) совершенствование и расширение
сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования.
Это основное направление реформирования бюджетного процесса,
предполагающее переход преимущественно к программно-целевым методам
бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь между
распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми
результатами их использования в соответствии с установленными
приоритетами государственной политики.
В рамках этого направления
Правительству области в 2005 году необходимо будет провести следующие
мероприятия:
- совершенствование методологии
разработки и реализации областных целевых программ;
- использование в бюджетном процессе
ведомственных целевых программ;
- распределение части бюджета
принимаемых обязательств на конкурсной основе по результатам оценки
действующих и предлагаемых к принятию программ;
- расширение полномочий
администраторов бюджетных программ в процессе исполнения бюджета;
д) упорядочение процедур составления
и исполнения бюджета. На федеральном уровне планируется внесение
изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части
упорядочения процедур составления и исполнения федерального бюджета.
На региональном уровне в 2005 году планируется внести аналогичные
изменения в Закон Нижегородской области "О бюджетной системе и
бюджетном процессе в Нижегородской области".
V. ФОРМИРОВАНИЕ
МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 ГОД
Формирование
межбюджетных отношений в Нижегородской области на 2005 год будет
проходить в условиях изменений отношений с Федерацией, связанных с
разграничением расходных полномочий и закреплением за органами
государственной власти субъектов Российской Федерации единых
нормативов отчислений от налоговых доходов.
2005 год станет подготовительным
годом для проведения реформы организации местного самоуправления в
Нижегородской области и формирования межбюджетных отношений в свете
принятых федеральных законов "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" и "О
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации".
В 2005 году в свете реформирования
межбюджетных отношений в Нижегородской области предстоит решить
следующие основные задачи:
- провести четкое разграничение
расходных полномочий и ответственности между уровнями и органами
публичной власти Нижегородской области;
- определить перечень бюджетных
учреждений, передаваемых и принимаемых от других уровней бюджетной
системы;
- осуществить разграничение налоговых
полномочий соответствующих органов власти;
- подготовить и законодательно
утвердить методики распределения финансовой помощи между
муниципальными образованиями;
- провести работу по повышению
квалификации финансовых работников органов местного самоуправления
области.
Результатом реализации указанных
задач станет принятие законодательной базы Нижегородской области,
которая позволит реализовать в полной мере бюджетную реформу начиная
с 2006 года.
В Нижегородской области будет
разработан и принят ряд нормативных документов по изменению
межбюджетных отношений в области:
- закон "О межбюджетных
отношениях в Нижегородской области", который будет содержать все
необходимые методики распределения региональных и районных фондов
финансовой поддержки;
- закон "О единых нормативах
отчислений от налоговых доходов в бюджеты муниципальных районов
(городских округов) и поселений";
- закон "О наделении органов
местного самоуправления отдельными государственными полномочиями";
- постановление Правительства области
по утверждению Методики ведения реестра расходных обязательств
области.
В связи с принятием Федерального
закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации" с 2005 года будут внесены
изменения в межбюджетные отношения, существующие в 2004 году, в части
делегирования отдельных государственных полномочий органам местного
самоуправления муниципальных районов и городских округов путем
выделения двух целевых субвенций из областного бюджета:
- на обеспечение образовательного
процесса;
- на выплату адресных субсидий
населению на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Субвенции из областного бюджета по
делегированию отдельных государственных полномочий будут
предоставляться всем муниципальным районам и городским округам на
основании принятых областных законов.
В 2005 году планируется сохранить
основные виды целевых субвенций, предоставляемых из областного
бюджета в 2004 году, сократив при этом количество их получателей.
Целевые субвенции по возможности будут заменены дополнительными
нормативами отчислений по налоговым доходам.
Субвенции на заработную плату с
начислениями на нее, на методическую литературу, на электроэнергию
будут предусмотрены в областном бюджете на 2005 год только для
высокодотационных муниципальных образований, субвенции на газ - по
согласованию с районами.
Субвенции на погашение задолженности
за потребленные топливно-энергетические ресурсы будут включены в
объемах, предусмотренных соглашениями на реструктуризацию этих
долгов.
Изменение в 2005 году структуры
финансовой помощи, предоставляемой муниципальным образованиям из
областного бюджета, повлечет за собой изменение нормативов отчислений
от налоговых доходов в бюджеты районов и городов области. В основном
это коснется бюджетов районов и городов, которые не получали в 2004
году финансовую помощь из областного бюджета. Основанием для
пересмотра нормативов отчислений от налоговых доходов в бюджеты
муниципалитетов в 2005 году послужит изменение федерального
налогового законодательства.
На 2005 год в областном бюджете
планируется сохранить:
- фонд финансовой помощи нижестоящим
бюджетам из областного бюджета для оказания финансовой помощи городам
и районам области в связи с выпадающими доходами или низким
исполнением собственных доходов;
- фонд на организацию закупок и
выполнение работ сезонного характера, для организации закупки топлива
для районов (городов) области и бюджетных учреждений;
- фонд экономического стимулирования
районов и городов Нижегородской области;
- страховой фонд;
- лизинговый фонд.
Дополнительно в 2005 году в областной
бюджет планируется включить еще один фонд для погашения кредиторской
задолженности по бюджетной сфере городов и районов Нижегородской
области.
С 2005 года предоставление льгот по
оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан,
работающих и проживающих в сельской местности и в рабочих поселках,
планируется предоставлять в соответствии с разработанным областным
законом. Возмещение расходов по оплате жилья и коммунальных услуг
будет осуществляться за счет местных бюджетов, исходя из утвержденных
нормативов потребления коммунальных услуг и социальных норм площади
жилья, с последующим возмещением из областного бюджета.
Средства на эти цели планируется
предусмотреть в виде резерва в областном бюджете и передавать в
течение года в бюджеты городов и районов по взаимным расчетам в
размере фактически произведенных местными бюджетами расходов.
В связи с изменениями федерального
бюджетного законодательства с 2006 года беспроцентные бюджетные ссуды
нижестоящим бюджетам предоставляться не будут. Из областного бюджета
сохранится возможность предоставления только возмездных бюджетных
кредитов.
2005 год будет переходным годом.
Беспроцентные бюджетные ссуды на покрытие временных кассовых разрывов
нижестоящим бюджетам будут предоставляться из областного бюджета при
условии обязательного возврата до конца 2005 года, переходящие
остатки задолженности по бюджетным ссудам с 2004 года будут полностью
закрыты до конца 2005 года.
|