Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРИКАЗ ТФОМС Нижегородской области
от 27.09.2004 № 181-О


<ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ
РЕКОМЕНДАЦИЙ "ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО
СТРАХОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН (ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА) НА ТЕРРИТОРИИ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ">


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено





Документ
получен по официальной рассылке минздрава области.









ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ
ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО


СТРАХОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




ПРИКАЗ


от 27 сентября 2004 г. № 181-о






В целях формирования
единого подхода страховщиков в системе обязательного медицинского
страхования Нижегородской области к организации обязательного
медицинского страхования граждан иностранных государств, находящихся
на территории Нижегородской области, обеспечения реализации прав
иностранных граждан на бесплатную медицинскую помощь в соответствии с
законодательством РФ и международными Соглашениями РФ с иностранными
государствами, рационального использования средств обязательного
медицинского страхования утверждаю:


методические рекомендации "Порядок
организации обязательного медицинского страхования иностранных
граждан (лиц без гражданства) на территории Нижегородской области"
(далее - Методические рекомендации).


Приказываю:


1. Директорам "кустовых"
филиалов ТФОМС Нижегородской области и руководителям страховых
медицинских организаций, работающих в системе ОМС Нижегородской
области:


1.1. Довести настоящие Методические
рекомендации до сведения подведомственных филиалов и территориальных
отделов и обеспечить деятельность по обязательному медицинскому
страхованию различных категорий иностранных граждан, находящихся на
территории Нижегородской области, на их основе.


1.2. Обеспечить организацию контроля
обоснованности наличия у граждан иностранных государств ранее
выданных полисов ОМС при их обращении.


2. Отделу организационной и кадровой
работы ТФОМС Нижегородской области (Малышева С.А.) довести настоящие
Методические рекомендации до сведения страховых медицинских
организаций, работающих в системе ОМС Нижегородской области,
"кустовых" филиалов ТФОМС.


4. Контроль за исполнением настоящего
приказа возложить на заместителя исполнительного директора ТФОМС
Нижегородской области В.Ф. Клименко.






Исполнительный
директор ТФОМС


Е.И.ХЛАБУТИНА














МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ




ПОРЯДОК


ОРГАНИЗАЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ


ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН (ЛИЦ БЕЗ
ГРАЖДАНСТВА) НА ТЕРРИТОРИИ


НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




Настоящие
методические рекомендации разработаны в соответствии требованиями
действующего законодательства, регламентирующего правовое положение
иностранных граждан на территории Российской Федерации, в том числе и
в сфере организации их медицинского страхования и медицинского
обеспечения.


Цель создания документа: формирование
единого подхода страховщиков по обязательному медицинскому
страхованию в системе ОМС Нижегородской области к организации
обязательного медицинского страхования граждан иностранных государств
и лиц, не имеющих гражданства, находящихся на территории
Нижегородской области, обеспечение рационального использования
средств ОМС.






ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ
В МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ






Иностранный
гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской
Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства)
иностранного государства;


лицо без гражданства - физическое
лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее
доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного
государства;


приглашение на въезд в Российскую
Федерацию - документ, являющийся основанием для выдачи иностранному
гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не
требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным
законом или международным договором Российской Федерации;


миграционная карта - документ,
содержащий сведения об иностранном гражданине, въезжающем в
Российскую Федерацию, а также служащий для контроля за временным
пребыванием иностранного гражданина в Российской Федерации;


разрешение на временное проживание -
подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства
временно проживать в Российской Федерации до получения вида на
жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем
личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в
виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской
Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа,
удостоверяющего его личность;


вид на жительство - документ,
выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в
подтверждение их права на постоянное проживание в Российской
Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской
Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный
лицу без гражданства, является одновременно и документом,
удостоверяющим его личность;


законно находящийся в Российской
Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на
жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо
иные предусмотренные федеральным законом или международным договором
Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного
гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;


временно пребывающий в Российской
Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую
Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения
визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное
проживание;


временно проживающий в Российской
Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на
временное проживание;


постоянно проживающий в Российской
Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство;


трудовая деятельность иностранного
гражданина - работа иностранного гражданина в Российской Федерации на
основании трудового договора или гражданско-правового договора на
выполнение работ (оказание услуг);


иностранный работник - иностранный
гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и
осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;


иностранный гражданин,
зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, -
иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в
качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего
деятельность без образования юридического лица;


разрешение на работу - документ,
подтверждающий право иностранного работника на временное
осуществление на территории Российской Федерации трудовой
деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в
Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на
осуществление предпринимательской деятельности;


депортация - принудительная высылка
иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или
прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания
(проживания) в Российской Федерации;


беженец - лицо, которое не является
гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных
опасений стать жертвой преследований по признаку расы,
вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к
определенной социальной группе или политических убеждений находится
вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться
защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой
вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и
находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в
результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее
вследствие таких опасений;


лицо, ходатайствующее о признании
беженцем, - это лицо, которое не является гражданином Российской
Федерации и заявляет о желании быть признанным беженцем;


вынужденный переселенец - гражданин
Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие
совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или
преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности
подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной
принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку
принадлежности к определенной социальной группе или политических
убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в
отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений
общественного порядка.


Для целей настоящих методических
рекомендаций понятие "иностранный гражданин" включает в
себя понятие "лицо без гражданства", за исключением
случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства
устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил,
установленных для иностранных граждан.






1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ






Защита прав и
основных свобод человека, предусмотренных в международных документах,
должна быть обеспечена в отношении лиц, не являющихся гражданами
страны, в которой они проживают. В этих целях Резолюцией Генеральной
Ассамблеи ООН № 40/144 от 13 декабря 1985 г. утверждена Декларация о
правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в
которой они проживают.


Согласно Резолюции термин
"иностранец" означает любое лицо, не являющееся гражданином
государства, в котором оно находится. Каждое государство должно
опубликовывать свое национальное законодательство или правила,
касающиеся иностранцев. Иностранцы обязаны соблюдать законы
государства, в котором они проживают или находятся, и с уважением
относиться к обычаям и традициям народа этого государства.


В соответствии с внутренним
законодательством РФ иностранные граждане пользуются, в частности,
правом на охрану здоровья, медицинское обслуживание, социальное
обеспечение, социальное обслуживание, образование и отдых при
условии, что выполняют определенные требования согласно
соответствующим правилам и что это не возлагает на ресурсы
государства чрезмерного бремени.


Для защиты прав иностранцев,
занимающихся законной оплачиваемой деятельностью в стране, в которой
они находятся, их права могут быть определены соответствующими
правительствами в многосторонних или двухсторонних конвенциях
(Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов).


Документами, удостоверяющими личность
иностранных граждан, являются их национальные или заграничные
паспорта и иные документы (в соответствии с Соглашением между
Правительством РФ и Правительствами стран СНГ). К моменту въезда
иностранного гражданина в Российскую Федерацию такой документ должен
быть действительным как с точки зрения срока, на который он выдан,
так и правил оформления. В международной практике иностранные
государства доводят до сведения соответствующих органов других стран
образцы документов, по которым граждане этих государств могут
выезжать за границу.


По длительности пребывания
иностранцев в РФ можно выделить следующие их категории:


кратковременно пребывающие в РФ:
иностранные граждане, следующие транзитом; иностранные туристы; члены
зарубежных делегаций, приехавшие в порядке научно-технического,
культурно-спортивного обмена; члены делегаций зарубежных общественных
организаций; члены экипажей торговых и пассажирских судов, самолетов
гражданской авиации; члены бригад международных поездов;


длительно пребывающие в РФ:
иностранные учащиеся, студенты, практиканты и стажеры; иностранные
специалисты и рабочие, прибывшие по межправительственным соглашениям;
представители иностранных фирм, авиакомпаний и контор (бюро) по
туризму; лица, приезжающие по частным делам, иностранные журналисты;


постоянно проживающие в стране
иностранные граждане и лица без гражданства: получившие вид на
жительство и прописку, как правило, работающие на предприятиях, в
учреждениях и организациях. Сюда могут быть отнесены и эмигранты,
получившие убежище в РФ.


Такое схематичное деление имеет
весьма важное значение для решения огромного числа вопросов, в том
числе и в области определения правового статуса иностранных граждан в
системе обязательного медицинского страхования и обеспечения их
бесплатной лечебно-профилактической помощью.


В соответствии с Указом Президента РФ
от 19.07.2004 № 928 "Вопросы федеральной миграционной службы"
реализация законодательства о правовом положении иностранных граждан
в РФ входит в компетенцию Федеральной миграционной службы и ее
территориальных подразделений.






2. ПРАВОВОЙ СТАТУС
ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ВРЕМЕННО ПРЕБЫВАЮЩИХ


НА ТЕРРИТОРИИ РФ. МИГРАЦИОННАЯ КАРТА






Временно пребывающие
иностранные граждане находятся на территории РФ на основании
миграционной карты и визы.


Основной документ, определяющий
статус временно пребывающего в РФ иностранного гражданина, -
миграционная карта - содержит сведения об иностранце, въезжающем в
РФ, и служит для контроля за его временным пребыванием на территории
РФ (форма бланка миграционной карты представлена в приложении 1).






См. форму бланка
миграционной карты, утвержденную приказом МВД РФ № 1095, МИД РФ N
16531, Минтранса РФ № 143, МПС РФ № 49, ГТК РФ № 1189, ФПС РФ № 692
от 11 ноября 2002 г.






Кроме документа,
удостоверяющего личность, иностранный гражданин обязан иметь визу.


Срок временного пребывания
иностранного гражданина в РФ обычно определяется сроком действия
выданной ему визы.


Срок временного пребывания
иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем
получения визы, обычно не может превышать 90 суток.


В настоящее время без виз по всем
видам паспортов в Российскую Федерацию могут въезжать граждане
практически всех стран СНГ, за исключением Грузии, Туркменистана и
стран Прибалтики. В отношении граждан многих государств "дальнего
зарубежья" установлен безвизовый въезд в Российскую Федерацию по
дипломатическим и служебным паспортам (Аргентина, Бразилия, Гвинея,
Иран, Камбоджа, Китай, Колумбия, КНДР и др.). Безвизовый въезд в
Российскую Федерацию допускается в отношении экипажей воздушных судов
(при совершении ими полетов) целого ряда иностранных авиакомпаний
("Air Algerie", "KLM", "Air France",
"Swissair", "Belair" и др.). Лица без гражданства
могут въехать на территорию Российской Федерации при наличии
действительного документа, удостоверяющего личность (удостоверение
личности, паспорт негражданина, вид на жительство и т.д.), и визы.


На основании визы на территории РФ
могут пребывать иностранные граждане, въехавшие с дипломатическими,
частными, деловыми, туристическими, образовательными целями, для
осуществления трудовой деятельности, получения убежища, транзитного
проезда через территорию РФ, въезжающие в РФ в пределах квоты на
выдачу разрешений на временное проживание, и др.


Для ряда государств - участников СНГ
в соответствии с Соглашением между правительствами республик
Беларусь, Казахстан, Киргизия, РФ, Таджикистан о взаимных безвизовых
поездках граждан от 30.11.2000 установлен безвизовый режим въезда,
выезда, следования транзитом, передвижения и пребывания на территории
этих государств.


Регистрация временно пребывающих
иностранных граждан осуществляется по месту пребывания в гостиницах,
в территориальных органах МВД России или в принимающих организациях
путем проставления штампа на оборотной стороне миграционной карты.


Миграционная карта не является
документом, определяющим право иностранного гражданина на
обязательное медицинское страхование.






3. МЕДИЦИНСКОЕ
СТРАХОВАНИЕ И МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НА


ТЕРРИТОРИИ РФ ВРЕМЕННО ПРЕБЫВАЮЩИХ
ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН






В соответствии с
постановлением Правительства РФ от 11.12.1998 № 1488 "О
медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в
РФ, и российских граждан при выезде из РФ" медицинское
страхование этой категории иностранных граждан и обеспечение полисами
медицинского страхования при въезде иностранных граждан на территорию
РФ должно осуществляться уполномоченными страховыми медицинскими
организациями. Это одно из необходимых условий для получения визы в
РФ.


В соответствии с Положением о
предоставлении гарантий материального, медицинского и жилищного
обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их
пребывания в РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от
24.03.2003 № 167 "О порядке предоставления гарантий
материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных
граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в РФ",
приглашающие стороны берут на себя обязательство по обеспечению
иностранного гражданина на период его пребывания в РФ страховым
медицинским полисом или предоставлению денежных средств на оплату
медицинской помощи.


Таким образом, при въезде в РФ для
временного пребывания иностранные граждане должны иметь полис
медицинского страхования или другие гарантии по оплате медицинской
помощи на территории РФ.


Действие этого Положения не
распространяется на иностранных граждан:


а) проживающих в Российской Федерации
в общей сложности более 183 дней в календарном году (они считаются
постоянно проживающими);


б) работающих в Российской Федерации
по трудовым договорам;


в) находящихся в служебных
командировках в иностранных дипломатических представительствах,
консульских учреждениях, международных организациях, аккредитованных
при МИД России;


г) прибывающих в Российскую Федерацию
с официальным визитом;


д) находящихся в Российской Федерации
по приглашению работников иностранных дипломатических
представительств, консульских учреждений и международных организаций,
аккредитованных при МИД России;


е) имеющих право на бесплатное
оказание медицинской помощи (включая медико-транспортные услуги) в
соответствии с международными договорами РФ.


Медицинское страхование граждан
государств - участников СНГ, временно находящихся в Российской
Федерации, производится на основе международных договоров РФ с этими
государствами.


На основании постановления
Правительства РФ от 15.07.1999 № 805 "О заключении Соглашения
между Правительством РФ и кабинетом министров Украины о медицинском
страховании граждан РФ, временно находящихся в Украине, и граждан
Украины, временно находящихся в РФ" организацию медицинского
страхования и координацию оказания медицинской помощи гражданам
Украины на территории РФ осуществляет ЗАО СК "Городская
страховая компания" и "РЕСО-Гарантия". Наличие у
граждан Украины страховых полисов, уполномоченных СМО, контролируется
органами пограничного контроля Украины.


В соответствии с решением
Исполнительного комитета Сообщества Беларуси и России от 18.12.1996 N
6 утверждено Положение о порядке предоставления медицинской помощи
гражданам Беларуси в учреждениях здравоохранения РФ и в учреждениях
здравоохранения Беларуси гражданам РФ, а также на основании
одноименного приказа МЗ РФ от 21.01.1997 № 19 беспрепятственно и
бесплатно за счет средств бюджета принимающей стороны гражданам
Беларуси должна оказываться скорая и неотложная медицинская помощь.


Гражданам Беларуси - Героям
Советского Союза и кавалерам орденов Славы трех степеней бесплатно за
счет средств бюджета оказываются все виды медицинской помощи. Всем
гражданам Беларуси за счет средств бюджета производится диагностика и
оказывается лечебно-профилактическая помощь при социально опасных
заболеваниях согласно перечню:


1. ВК (+) формы туберкулеза,
требующие стационарного лечения.


2. СПИД, осложненный острыми
инфекционными заболеваниями.


3. Трахома, лепра.


4. Острые инфекционные заболевания,
требующие стационарного лечения.


5. Особо опасные инфекции (ООИ) (по
эпидпоказаниям).


6. Острые алкогольные психозы.


7. Абстинентные синдромы при нарко- и
токсикоманиях.


Плановая медицинская помощь
неработающим и постоянно не проживающим в РФ гражданам Беларуси
оказывается на платной основе, при наличии соответствующих
медицинских документов и гарантийного обязательства министерства
здравоохранения Беларуси об оплате случая.


В соответствии с приказом МЗ РФ от
25.11.1993 № 280 "О порядке оказания медицинской помощи
гражданам СНГ, другим бывшим гражданам СССР и гражданам дальнего
зарубежья" скорая и неотложная медицинская помощь при
состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при
несчастных случаях, травмах, отравлениях и острых заболеваниях),
оказывается бесплатно за счет средств бюджетов всех уровней, а
плановая - на коммерческой основе за счет личных средств граждан СНГ,
других граждан бывшего СССР, ближнего и дальнего зарубежья либо за
счет средств организаций и учреждений, принимающих этих граждан в
рамках соглашений и договоров о сотрудничестве.


Совместным приказом Министерства
здравоохранения РФ и Федерального фонда обязательного медицинского
страхования от 23.03.2001 № 83/14 "Об организации оказания
медицинской помощи в учреждениях здравоохранения ветеранам Великой
Отечественной войны, проживающим в государствах Балтии и временно
находящимся в РФ" определено, что оказание медицинской помощи
данной категории иностранных граждан осуществляется в объеме
Программы обязательного медицинского страхования на основании
документа, удостоверяющего личность, и удостоверения "Инвалид
Отечественной войны", или "Участник войны", или
"Ветеран Великой Отечественной войны".


Таким образом, временно пребывающие
на территории РФ неработающие иностранные граждане не имеют права на
обязательное медицинское страхование. Экстренная и неотложная
медицинская помощь на территории РФ им должна оказываться бесплатно
за счет средств бюджета, а плановая - на платной основе.


Обращаем ваше внимание на то, что
гражданам Республики Беларусь - Героям Советского Союза, кавалерам
орденов Славы 3 степеней все виды медицинской помощи должны
оказываться беспрепятственно и бесплатно за счет средств бюджета.


Ветеранам ВОВ - гражданам государств
Балтии медицинская помощь оказывается в объеме Базовой программы ОМС
при условии наличия документа, удостоверяющего личность, и
соответствующих удостоверений ветеранов, участников, инвалидов ВОВ.


Напоминаем также, что иностранные
студенты, обучающиеся на дневных отделениях вузов Нижегородской
области, не имеют права на обязательное медицинское страхование.






4. ОРГАНИЗАЦИЯ
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ


РАБОТАЮЩИХ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН






Иностранные граждане
имеют право участвовать в трудовых отношениях на территории РФ при
условии соблюдения ими и их работодателями всех установленных законом
и нормативными актами формальностей.


Указом Президента РФ от 16.12.1993 N
2146 установлен порядок привлечения и использования в РФ иностранной
рабочей силы.


Иностранный гражданин, временно
пребывающий в РФ, может быть принят на работу или заключить договор
гражданско - правового характера только при наличии у него разрешения
на работу.


Регулирование вопросов трудовой
деятельности иностранных граждан на территории Нижегородской области
находится в компетенции отдела по вопросам трудовой миграции и
иммиграционного контроля, находящегося в структуре Управления по
делам миграции ГУВД Нижегородской области.


Работодателем для иностранных граждан
в силу ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ может быть физическое или
юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на
привлечение и использование иностранных работников и использующее
труд иностранных работников на основании трудовых договоров, а также
заказчик работ (услуг) на основании гражданско-правовых договоров.


Обращаем ваше внимание на то, что в
соответствии с решением Высшего совета сообщества Беларуси и России
от 22.06.1996 № 4 "О равных правах граждан на трудоустройство,
оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий"
на граждан Беларуси, работающих по трудовым договорам (контрактам) на
территории РФ, данный Указ Президента не распространяется и
разрешение на работу им не требуется.


Иностранным гражданам, временно или
постоянно проживающим в РФ, разрешения на работу не требуется.


Временно пребывающие иностранные
граждане должны иметь разрешение на работу в РФ (приложение 2),
временно проживающие могут осуществлять трудовые отношения только в
пределах субъекта РФ, на территории которого им разрешено временное
проживание.






См. приказ МВД РФ от
26 марта 2003 г. № 199 "Об утверждении формы бланка заявления о
выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на
работу и формы бланка разрешения на работу иностранному гражданину
или лицу без гражданства".






Разрешение на работу
выдается работодателю или заказчику работ для каждого иностранного
гражданина. Иностранный гражданин может получить разрешение на
работу, если он зарегистрирован в РФ в качестве индивидуального
предпринимателя и намерен осуществлять предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица.


Разрешение на работу выдается на
основании разрешения на привлечение иностранной рабочей силы,
выданного работодателю миграционной службой УВД (приложение 3). В
соответствии с Указом Президента от 16.12.1993 № 2146 данный документ
выдается на срок до 1 года.






См. форму бланка
разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, утвержденную
Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2146.






При решении вопроса
о выдаче полиса обязательного медицинского страхования работающему
иностранному гражданину, временно пребывающему в РФ, следует
требовать от работодателя:


- разрешение на привлечение
иностранной рабочей силы;


- разрешение на работу (подтверждение
на право трудовой деятельности) (на каждого работника);


- документы, удостоверяющие личность
иностранного гражданина, с отметкой о регистрации по месту пребывания
в Нижегородской области;


- копию трудового
(гражданско-правового на выполнение работ или оказание услуг)
договора.


При этом следует контролировать
наличие в условиях договора обязательств работодателя по уплате
соответствующих налогов, подлежащих зачислению в фонды ОМС.


Полисы обязательного медицинского
страхования временно пребывающим работающим иностранным гражданам
выдаются на срок действия разрешения на привлечение иностранной
рабочей силы, выданного работодателю (максимально на срок до 1 года),
но не более чем на срок действия трудового (гражданско-правового)
договора.


Разрешительный порядок на трудовую
деятельность не распространяется на беженцев, лиц, подавших
ходатайство о предоставлении статуса беженца, иностранных граждан,
постоянно или временно проживающих в РФ.


Постоянно проживающие в РФ работающие
иностранные граждане имеют равные с гражданами РФ права на
обязательное медицинское страхование.






5. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ИНОСТРАННЫХ


ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ В РФ. ИХ ПРАВА В
СИСТЕМЕ


ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО
СТРАХОВАНИЯ






5.1. Временно
проживающие в РФ иностранные граждане. "Разрешение на временное
проживание".


Под временно проживающим в РФ
подразумевается иностранный гражданин, получивший "разрешение на
временное проживание".


Этот документ подтверждает законность
проживания иностранца на территории РФ до получения вида на
жительство. В этом случае иностранный гражданин имеет право временно
проживать только в том субъекте РФ, в котором ему выдано данное
разрешение. Свободно передвигаться по территории РФ он не имеет
права.


Разрешение выдается на 3 года в
пределах квоты, утверждаемой Правительством РФ, подлежит ежегодному
продлению и оформляется в виде отметки (оттиска штампа) в документе,
удостоверяющем личность иностранного гражданина (приложение 4).






См. приказ МВД РФ от
14 апреля 2003 г. № 250 "Об организации деятельности органов
внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче
иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное
проживание и видов на жительство".






Лицу без гражданства
разрешение на временное проживание выдается в виде документа
установленной формы (приложение 5). Наличие разрешения на временное
проживание служит основанием для регистрации иностранных граждан по
месту временного проживания на срок до 1 года. В этом случае
проставляется штамп установленной формы в документе, удостоверяющем
личность, на котором проставлена отметка о разрешении, либо на его
свободной странице, либо в самом разрешении (для лиц без гражданства)
(приложение 5). Временно проживающие в РФ неработающие иностранные
граждане не имеют права на обязательное медицинское страхование.






5.2. Постоянно
проживающие в РФ иностранные граждане. "Вид на жительство".


Особый статус иностранные граждане
приобретают в РФ с получением "вида на жительство"
(приложения 6.1 и 6.2). Только при наличии вида на жительство
иностранный гражданин может быть зарегистрирован по месту жительства
и иметь право беспрепятственно передвигаться по территории РФ.






См. также
постановление Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. № 794 "Об
утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без
гражданства вида на жительство".






Иностранный
гражданин, достигший возраста 18 лет, проживший на территории РФ не
менее одного года на основании разрешения на временное проживание,
вправе обратиться в орган внутренних дел с заявлением о выдаче вида
на жительство.


Вид на жительство иностранному
гражданину выдается на срок действия документа, удостоверяющего
личность, но не более чем на 5 лет.


Вид на жительство является одним из
документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.


Детям, не достигшим возраста 14 лет,
вид на жительство как самостоятельный документ не выдается. В этом
случае ребенок - иностранный гражданин вписывается в вид на
жительство своих родителей.


Отметки о регистрации иностранного
гражданина по месту жительства проставляются в виде на жительство.


Приобретая вид на жительство,
иностранный гражданин обязан ежегодно перерегистрироваться в органах
внутренних дел, о чем в виде на жительство делается отметка "вид
на жительство перерегистрирован" (под штампом о регистрации по
месту жительства) (приложение 7).






См. приложение 10 к
Инструкции, утвержденную приказом МВД РФ от 14 апреля 2003 г. № 250
"Об организации деятельности органов внутренних дел Российской
Федерации по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без
гражданства разрешений на временное проживание и видов на
жительство".






Справки о поданном
заявлении на выдачу вида на жительство не должны являться основанием
для предоставления полиса ОМС неработающим иностранным гражданам.
Обращаем ваше внимание на то, что в связи с обязанностью ежегодной
перерегистрации данной категории иностранных граждан полис ОМС таким
лицам выдается не на срок действия вида на жительство, а на 1 год.
Далее полис ОМС может быть выдан вновь на основании отметки в виде на
жительство о перерегистрации.


Для неработающих иностранцев, в том
числе имеющих паспорта бывшего СССР образца 1974 года, претендующих
на приобретение гражданства РФ в упрощенном порядке (без этапа
получения вида на жительство), основанием для обязательного
медицинского страхования является только приобретенное гражданство
РФ.


При решении вопроса о выдаче полиса
ОМС детям иностранных граждан следует требовать предоставления
документальных доказательств наличия гражданства РФ у данного
ребенка.


В соответствии со ст. 12 Закона о
гражданстве РФ оформление ребенку гражданства РФ по рождению и при
усыновлении (удочерении) документально осуществляется в паспорте
гражданина РФ, свидетельстве о рождении, а также внесением сведений о
ребенке в паспорт родителя, имеющего гражданство РФ (или обоих
родителей, имеющих гражданство РФ).


Документальным подтверждением
гражданства РФ у ребенка до 14 лет, приобретшего гражданство РФ и
проживающего на территории РФ, является вкладыш в свидетельстве о
рождении, выданный паспортно-визовой службой (основание - приказ МВД
РФ от 18.04.2003 № 257 "О порядке оформления и выдачи вкладыша в
свидетельство о рождении, подтверждающего наличие у ребенка
гражданства РФ") (образец вкладыша - приложение 8).






См. приложение 1 к
приказу МВД РФ от 18 апреля 2003 г. № 257 "О порядке оформления
и выдачи вкладыша в свидетельство о рождении, подтверждающего наличие
у ребенка гражданства РФ".






Сведения о ребенке в
возрасте до 14 лет, приобретшем гражданство РФ и проживающем за
пределами РФ, вносятся в заграничный паспорт родителя, состоящего в
гражданстве РФ.


При рождении ребенка у
родителей-иностранцев на территории РФ родителям следует обращаться в
консульство страны их гражданства для определения и документального
оформления гражданства ребенка.


Статьей 8 Закона РФ от 28.07.1991 N
1499-1 "О медицинском страховании граждан в РФ"
установлено, что иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ,
имеют такие же права и обязанности в области медицинского
страхования, как и граждане РФ, если международными договорами не
предусмотрено иное.


Таким образом, неработающие
иностранные граждане, в том числе и их дети до 14 лет, приобретшие
вид на жительство с отметкой о постоянной регистрации на территории
Нижегородской области, имеют права на обязательное медицинское
страхование. Полис ОМС этой категории граждан выдается на 1 год и в
дальнейшем может быть выдан вновь на этот же срок при условии наличия
отметки о перерегистрации в виде на жительство.


Необходимо помнить, что в случае
аннулирования вида на жительство иностранного гражданина на 36
странице данного документа проставляется отметка об аннулировании
решения о постоянном проживании в РФ. Такая отметка свидетельствует о
том, что иностранный гражданин утратил право постоянного проживания и
должен быть депортирован из страны. При этом аннулируется и право на
обязательное медицинское страхование.






6. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ
МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ


БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ






Особую категорию
иностранных граждан и лиц без гражданства составляют беженцы и
вынужденные переселенцы.


Вынужденным переселенцем, как
правило, является гражданин РФ, покинувший в связи с определенными
законом обстоятельствами место своего постоянного жительства на
территории РФ либо, что встречается реже, на территории другого
государства.


Признание лиц вынужденными
переселенцами является компетенцией органов Федеральной миграционной
службы на соответствующей территории (ФМС). В Нижегородской области
функции определения статуса иностранных мигрантов возложены на
управление по делам миграции ГУВД Нижегородской области.


Как уже отмечалось выше, указанные
лица, прибывая на территорию РФ и претендуя на статус вынужденного
переселенца, уже должны иметь гражданство РФ.


Исходя из этого, при решении вопроса
о выдаче полисов ОМС данной категории граждан применяются общие
правила обязательного медицинского страхования различных социальных
категорий граждан РФ с учетом срока их регистрации в Нижегородской
области.


До принятия решения о присвоении лицу
статуса вынужденного переселенца ему выдается свидетельство о
регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем.


Лицо, получившее свидетельство о
регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем, а
также прибывшие с ним члены семьи имеют права на бесплатную
медицинскую и лекарственную помощь в государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения в соответствии с законодательством РФ.


Лицу, уже признанному в статусе
вынужденного переселенца, выдается соответствующее удостоверение
(приложение 9).






См. образец бланка
удостоверения вынужденного переселенца, утвержденную постановлением
Правительства РФ от 22 февраля 1997 г. № 199.






Органы
исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий
регистрируют вынужденных переселенцев в качестве безработных в случае
невозможности их трудоустройства в соответствии с законодательством
РФ независимо от срока их проживания в данной местности.


Беженцы не являются гражданами РФ, но
по определенным основаниям вынуждены находиться вне страны своего
гражданства в РФ.


Первичным документом, удостоверяющим
личность граждан, подавших документы для признания их в статусе
беженца, является свидетельство о рассмотрении ходатайства о
признании беженцем на территории РФ.


Документальным подтверждением статуса
беженца является соответствующее удостоверение, которое выдается на 3
года с ежегодным продлением.


В соответствии с Соглашением от
24.09.1993 "О помощи беженцам и вынужденным переселенцам" в
РФ иностранным гражданам, приобретшим статус беженца, оказывается
содействие в выдаче документов, необходимых для решения вопросов,
связанных с гражданством, социально-бытовым обслуживанием, а также
содействие в их трудоустройстве. Признание лица в статусе беженца
определяет его право на получение вида на жительство, а по истечении
года постоянного проживания в РФ на основании вида на жительство
такие лица могут приобрести гражданство РФ.


Несовершеннолетние дети вынужденных
мигрантов приобретают статус родителей и вписываются как в
свидетельства, так и в удостоверения.


Основанием для выдачи полисов ОМС
беженцам является наличие удостоверения беженца с регистрацией по
месту пребывания на территории Нижегородской области.


Полис выдается на 1 год и с
возможностью ежегодной перевыдачи при условии сохранения статуса
беженца.






ЗАКЛЮЧЕНИЕ






В связи с
изменениями действующего законодательства, регламентирующего правовое
положение иностранных граждан на территории РФ, принятыми за
последнее время, резкой активизацией процесса внешней миграции,
многообразием категорий иностранных граждан, находящихся на
территории РФ, в том числе и на территории Нижегородской области, у
страховщиков по ОМС вполне обоснованно возникают определенные
сложности при работе с иностранными гражданами в части организации их
обязательного медицинского страхования.


Настоящие Методические рекомендации
подготовлены при участии территориального органа Федеральной
миграционной службы Нижегородской области и содержат ссылки на
основной массив правовой информации, регулирующей статус иностранных
граждан на территории РФ, с акцентом на особенности обязательного
медицинского страхования различных их категорий, а также набор
образцов и форм документов, подтверждающих законность нахождения и
статус иностранных граждан на территории РФ.


Руководителям страховых медицинских
компаний, работающих в системе обязательного медицинского страхования
Нижегородской области, рекомендуется организовать деятельность в
соответствии с данным документом.






СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ






Гражданский кодекс
Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД
ФС РФ 21.10.1994).


Федеральный закон от 10.12.1995 N
195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в
Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 15.11.1995).


Гражданский кодекс Российской
Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ
22.12.1995).


Федеральный закон от 15.08.1996 N
114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в
Российскую Федерацию" (принят ГД ФС РФ 18.07.1996).


Федеральный закон от 25.07.2002 N
115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской
Федерации" (принят ГД ФС РФ 21.06.2002).


Постановление ВС СССР от 24.06.1981 N
5153-1 "О введении в действие Закона СССР "О правовом
положении иностранных граждан в СССР".


Указ Президента РФ от 16.12.1993 N
2146 "О привлечении и использовании в Российской Федерации
иностранной рабочей силы".


Указ Президента РФ от 29.04.1994 N
847 "О дополнительных мерах по упорядочению привлечения и
использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы".


Указ Президента РФ от 23.02.2002 N
232 "О совершенствовании государственного управления в области
миграционной политики".


Постановление Правительства РФ от
04.07.1992 № 470 "Об утверждении перечня территорий Российской
Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан".


Постановление Правительства РФ от
11.12.1998 № 1488 "О медицинском страховании иностранных
граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских
граждан при выезде из Российской Федерации".


Постановление Правительства РФ от
11.10.2002 № 754 "Об утверждении перечня территорий, организаций
и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется
специальное разрешение".


Постановление Правительства РФ от
30.10.2002 № 782 "Об утверждении квоты на выдачу иностранным
гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях
осуществления трудовой деятельности".


Постановление Правительства РФ от
01.11.2002 № 789 "Об утверждении Положения о выдаче иностранным
гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное
проживание".


Постановление Правительства РФ от
01.11.2002 № 790 "О квотах на выдачу иностранным гражданам и
лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской
Федерации".


Постановление Правительства РФ от
01.11.2002 № 794 "Об утверждении Положения о выдаче иностранным
гражданам и лицам без гражданства вида на жительство".


Распоряжение Правительства РФ от
09.11.2002 № 1549-р "О форме миграционной карты".


Распоряжение Правительства РФ от
15.11.2002 № 1606-р "О создании центрального банка данных по
учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно или
постоянно проживающих на территории Российской Федерации".


Постановление Правительства РФ от
30.12.2002 № 941 "О порядке выдачи иностранным гражданам и лицам
без гражданства разрешения на работу".


Постановление Правительства РФ от
24.03.2003 № 167 "О порядке предоставления гарантий
материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных
граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской
Федерации".


Постановление Правительства РФ от
04.04.2003 № 193 "Об утверждении Правил определения квоты на
выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в
Российской Федерации".


Постановление Правительства РФ от
09.06.2003 № 335 "Об утверждении положения об установлении формы
визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее
действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка
аннулирования визы".


Постановление Правительства РФ от
28.08.2003 № 532 "Об утверждении Положения о пребывании на
территории Российской Федерации иностранных граждан - пассажиров
круизных судов".


Постановление Правительства РФ от
03.11.2003 № 658 "Об утверждении на 2004 год квоты на выдачу
иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в
целях осуществления трудовой деятельности".


Постановление Правительства РФ от
30.12.2003 № 793 "О сроке временного пребывания в Российской
Федерации иностранных граждан, поступающих на военную службу по
контракту, и порядке их регистрации и учета".


Постановление Минтруда РФ от
04.04.1994 № 28 "Об утверждении разъяснения "о некоторых
вопросах, связанных с применением пункта 5 Указа Президента
Российской Федерации от 16 декабря 1993 года № 2146 "О
привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной
рабочей силы" (вместе с Разъяснением Минтруда РФ от 04.04.1994 N
6).


Приказ МВД РФ от 26.05.1997 № 310 "Об
утверждении инструкции о порядке оформления и выдачи паспортов
гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и
въезда в Российскую Федерацию".


Приказ Минздрава РФ от 06.08.1999 N
315 "О минимальном перечне медицинских услуг, оказываемых в
системе медицинского страхования застрахованным иностранным
гражданам, временно находящимся в Российской Федерации"


Приказ МВД РФ № 1095, МИД РФ № 16531,
Минтранса РФ № 143, МПС РФ № 49, ГТК РФ № 1189, ФПС РФ № 692 от
11.11.2002 "О введении в действие миграционных карт"


Приказ МВД РФ от 21.11.2002 № 1137
"Об утверждении Инструкции по выдаче, оформлению и учету
миграционных карт паспортно-визовыми подразделениями и
подразделениями по делам миграции МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской
Федерации".


Приказ МВД РФ от 31.01.2003 № 72 "Об
организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации
по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию
иностранных граждан и лиц без гражданства, учету и хранению бланков
приглашений".


Приказ МВД РФ от 26.03.2003 № 199 "Об
утверждении формы бланка заявления о выдаче иностранному гражданину
или лицу без гражданства разрешения на работу и формы бланка
разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без
гражданства".


Приказ МВД РФ от 14.04.2003 № 250 "Об
организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации
по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства
разрешений на временное проживание и видов на жительство".


Постановление Минтруда РФ от
29.04.2003 № 23 "Об утверждении Порядка подготовки и
рассмотрения предложений по определению квоты на выдачу иностранным
гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях
осуществления трудовой деятельности".


Приказ МВД РФ от 13.05.2003 № 325 "Об
организации выдачи разрешений на привлечение и использование
иностранных работников".


Приказ Минтруда РФ от 15.07.2003 N
175 "Об организации работы по подготовке и выдаче
территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости
населения заключений о целесообразности привлечения и использования
иностранных работников".


Письмо МНС РФ от 19.09.2003 N
БК-6-04/977@ "О применении отдельных положений Федерального
закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 года".


Всеобщая декларация прав человека
(Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН).


Венская Конвенция о дипломатических
сношениях (вместе с Факультативным протоколом о приобретении
гражданства и Факультативным протоколом об обязательном разрешении
споров) (заключена в г. Вене 18.04.1961).


Венская конвенция о консульских
сношениях (вместе с Факультативным протоколом о приобретении
гражданства и Факультативным протоколом об обязательном разрешении
споров) (заключена в г. Вене 24.04.1963).


Международный пакт от 16.12.1966 "О
гражданских и политических правах".


Конвенция Международной организации
труда от 24.11.1977 "О правовом статусе трудящихся-мигрантов".


Декларация о правах человека в
отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они
проживают (Принята 13.12.1985 Резолюцией № 40/144 на 116-ом пленарном
заседании 40-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН).


Решение № 4 Высшего совета Сообщества
Беларуси и России "О равных правах граждан на трудоустройство,
оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий"
(принято 22.06.1996).


Комментарий законодательства о
вынужденных переселенцах и о беженцах.












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru