Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда
Нижегородской области от 24.11.2004 по делу № А43-20167/2004-31-834


<СПОРНЫЕ СУММЫ НЕ ВХОДЯТ В СОСТАВ
ЗАТРАТ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА И НЕ ВКЛЮЧАЮТСЯ В БАЗУ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ
СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ>


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено





Документ
получен по официальной рассылке Арбитражного суда Нижегородской
области.



Постановлением ФАС Волго-Вятского
округа от 01.04.2005 по делу № А43-20167/2004-31-834 решение суда
первой инстанции оставлено без изменения.






АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




РЕШЕНИЕ




от 24 ноября 2004 года
Дело N А43-20167/2004-31-834



(извлечение)




Арбитражный суд
Нижегородской области в составе судьи Назаровой Елены Алексеевны, при
ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрел в судебном
заседании дело по заявлению ОАО "Российские железные дороги",
г. Н.Новгород, о признании недействительными решения филиала № 2 ГУ
НРО ФСС Российской Федерации от 22.06.2004 № 123 и решения филиала N
26 ГУ НРО ФСС Российской Федерации от 26.07.2004 № 22.




Сущность спора:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги"
(филиал "Горьковская железная дорога") обратилось в
Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в
порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, о признании недействительными решения филиала № 2 ГУ НРО
ФСС Российской Федерации от 22.06.2004 № 123 в части начисления
страховых взносов в сумме 56447 рублей 00 копеек, начисления пени в
сумме 746595 рублей 00 копеек и штрафа в сумме 11289 рублей 00
копеек, и решения филиала № 26 ГУ НРО ФСС Российской Федерации от
26.07.2004 № 22.


В обоснование своих требований
заявитель указал, что, по его мнению, решение от 22.06.2004 № 123
вынесено с нарушением статьи 101 Налогового кодекса Российской
Федерации, а также Фондом социального страхования пропущен срок для
взыскания в бесспорном порядке пени, начисленной на задолженность,
сформировавшуюся по состоянию на 31.12.2001.


Фонд социального страхования не
согласился с заявленными требованиями, указав в отзыве на заявление,
что, по его мнению, решение о привлечении к ответственности содержит
достаточный для подтверждения факта правонарушения объем сведений, а
также, что решение о взыскании в бесспорном порядке недоимки по
страховым взносам и пени было вынесено в пределах шестидесятидневного
срока со дня выставления требования об их добровольной уплате.


Изучив материалы дела, суд установил
следующее.


Нижегородским региональным отделением
Фонда социального страхования Российской Федерации в марте - апреле
2004 года была проведена документальная выездная проверка филиала
"Горьковская железная дорога" ОАО "Российские железные
дороги" по вопросам правильности исчисления, уплаты страховых
взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих
средств за период с 01.01.2002 по 30.09.2003.


По результатам проверки был составлен
акт от 17.05.2004 № 31/1н/с и вынесено решение от 22.06.2004 № 123, в
соответствии с которым заявителю были доначислены страховые взносы в
сумме 56447 рублей 00 копеек, начислены пени в сумме 746595 рублей 00
копеек, а также он был привлечен к ответственности в соответствии с
пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде
взыскания штрафа в сумме 11289 рублей 00 копеек.


Заявителю было направлено требование
№ 61н/с об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафа в срок
до 14.07.2004, которое было оставлено без исполнения, и Фонд
социального страхования вынес решение от 26.07.2004 № 22 о взыскании
недоимки по страховым взносам на обязательное страхование и пени в
бесспорном порядке.


Посчитав, что решения от 22.06.2004 N
123 и от 26.07.2004 № 22 нарушают его права и законные интересы, ОАО
"Российские железные дороги" обратилось в суд с заявлением
о признании их недействительными.


Суд, рассмотрев заявленные
требования, счел их подлежащими удовлетворению частично в силу
следующих обстоятельств.


Как видно из материалов дела,
страховые взносы на обязательное социальное страхование в сумме 56447
рублей 00 копеек были доначислены в результате включения в облагаемую
базу следующих выплат:


- оплата стоимости питания;


- премии несписочному составу;


- материальная помощь,
предоставленная отдельным работникам по семейным обстоятельствам;


- единовременная помощь
возвратившимся на производство демобилизованным военнослужащим;


- стипендии студентам, не состоящим в
списочном составе;


- оплата за топливо, не
предусмотренная законодательством;


- плата за обучение работников и
детей, не состоящих в списочном составе.


В соответствии с пунктом 3 Правил
начисления, учета и расходования средств на осуществление
обязательного социального страхования от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N
184, страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям
оплату труда (доход) работников, а в соответствующих случаях - на
сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.


Таким образом, основанием для
исчисления страховых взносов по указанному виду социального
страхования являются выплаты, начисленные работнику за определенный
трудовой результат (исполнение служебных обязанностей, выполнение
работ, оказание услуг), а не любые доходы, полученные физическим
лицом.


Как установлено пунктом 10 Перечня
выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального
страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 № 765, страховые
взносы не начисляются на суммы, выплачиваемые работникам в возмещение
расходов и иные компенсации, включающие в себя стоимость рациона
бесплатного питания.


Страховые взносы не начисляются на
суммы выплат гражданам, не являющимся работниками предприятия, то
есть не состоящими с предприятием в трудовых отношениях.


Суд считает, что оплата стоимости
питания, премии несписочному составу, материальная помощь,
предоставленная отдельным работникам по семейным обстоятельствам,
единовременная помощь возвратившимся на производство демобилизованным
военнослужащим, стипендии студентам, не состоящим в списочном
составе, оплата за топливо, не предусмотренная законодательством и
плата за обучение работников и детей, не состоящих в списочном
составе, не являются частью заработной платы данных физических лиц и
не являются также выплатами компенсационного или стимулирующего
характера, поскольку в соответствии со статьей 144 Трудового кодекса
Российской Федерации к стимулирующим и компенсационным выплатам
относятся доплаты, надбавки, премии и другие подобные выплаты,
связанные непосредственно с исполнением работником должностных
обязанностей.


В соответствии со статьей 341
Налогового кодекса Российской Федерации органы государственных
внебюджетных фондов отнесены к числу участников отношений,
регулируемых законодательством о налогах и сборах. В случаях, когда
законодательством о налогах и сборах на эти органы возложены
обязанности по налоговому контролю, они пользуются правами и несут
обязанности налоговых органов, предусмотренные Налоговым кодексом
Российской Федерации.


Как установлено статьей 19 Закона
Российской Федерации от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном
социальном страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний", привлечение страхователя к
ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном
порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для
привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.


Согласно пункту 3 статьи 101
Налогового кодекса Российской Федерации в решении о привлечении
налогоплательщика к ответственности за совершение налогового
правонарушения излагаются обстоятельства совершенного
налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены
проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые
подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые
налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов,
решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности
за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего
кодекса, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры
ответственности.


При этом пунктом 6 статьи 101
Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что
несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований
настоящей статьи может являться основанием для отмены решения
налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.


В соответствии с пунктом 17
Методических указаний "О порядке назначения, проведения
документальных выездных проверок страхователей по обязательному
социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам",
утвержденных постановлением ФСС Российской Федерации от 04.12.2003 N
134, описательная часть акта проверки должна содержать
систематизированное изложение документально подтвержденных фактов
выявленных нарушений в начислении и уплате страховых взносов. По
каждому отраженному в акте факту нарушения должны содержаться ссылки
на первичные бухгалтерские документы и иные доказательства,
подтверждающие факт нарушения. Соответствующие расчеты должны быть
включены в акт или в приложения к нему. Акт не должен содержать
субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных
доказательствах.


Учитывая, что решение от 22.06.2004 N
123 не содержит в себе указаний на обстоятельства совершенного
правонарушения в виде ссылок на документы или иные сведения, а также
акт выездной документальной проверки от 17.05.2004 № 31/1н/с не
отвечает приведенным требованиям методических указаний, а суммы,
указанные в решении, определены на основании свода заработной платы,
который первичным документом не является, суд считает, что факты
занижения обществом облагаемой базы для начисления страховых взносов
Фондом социального страхования не доказаны, в связи с чем не
представляется возможным достоверно установить и квалифицировать
правонарушение.


В качестве приложения к акту проверки
Фондом социального страхования приведена сводная таблица результатов
проверки страхователя, которая не содержит в себе указания на
конкретные суммы выплат, по которым не начислялись страховые взносы.


На основании изложенного суд считает,
что решение филиала № 2 ГУ НРО ФСС Российской Федерации от 22.06.2004
№ 123 подлежит признанию недействительным в части начисления
страховых взносов на обязательное социальное страхование в сумме
56447 рублей 00 копеек и привлечения заявителя к ответственности в
виде взыскания штрафа в сумме 11289 рублей 00 копеек, а решение
филиала № 26 ГУ НРО ФСС Российской Федерации от 26.07.2004 № 22
должно быть признано недействительным в части страховых взносов в
сумме 56447 рублей 00 копеек.


В соответствии с пунктом 1 статьи 75
Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается
установленная настоящей статьей денежная сумма, которую
налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны
выплатить в случае неуплаты причитающихся сумм налогов или сборов.


Статьей 70 Налогового кодекса
Российской Федерации установлено, что требование об уплате налога
должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев
после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено
настоящим Кодексом.


Требование об уплате налога и
соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии
с решением налогового органа по результатам налоговой проверки,
должно быть направлено ему в десятидневный срок, с даты вынесения
соответствующего решения. В соответствии с пунктом 6 Информационного
письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.03.2003 № 71
"пропуск налоговым органом срока направления требования об
уплате налога (статья 70 НК РФ) не влечет изменения порядка
исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и
пеней".


В соответствии со статьей 46
Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или
неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате
налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на
денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в
банках.


Как установлено пунктом 3 данной
статьи, решение о взыскании принимается после истечения срока,
установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не
позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате
налога.


Решение о взыскании, принятое после
истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению
не подлежит. При пропуске указанного срока налоговый орган может
обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика
причитающейся к уплате суммы налога. Следовательно, если до окончания
60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога
налоговыми органами не принято решения о бесспорном взыскании налога
(за счет денежных средств или, при отсутствии денежных средств или
информации о счетах, за счет иного имущества), то дальнейшее
взыскание налога возможно только путем обращения налогового органа с
иском в суд, иначе нарушаются принципы налогообложения, изложенные в
статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации.


В соответствии с пунктом 9 статьи 46
Налогового кодекса Российской Федерации положения настоящей статьи
применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога
и сбора.


Как усматривается из материалов дела,
пеня в сумме 603226 рублей 00 копеек была начислена на недоимку по
страховым взносам в сумме 8661531 рубля 00 копеек, образовавшуюся по
состоянию на 31.12.2001 - период, не охватываемый проверкой.


Данная недоимка была выявлена Фондом
социального страхования в ходе проведения предыдущей выездной
документальной проверки (акт проверки № 10 от 29.05.2002). Требование
№ 12 на просроченную задолженность со сроком уплаты 16.02.2002 было
выставлено Фондом социального страхования 06.02.2002.


В соответствии с пунктом 5 статьи 75
Налогового кодекса пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм
налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.


Пунктом 6 вышеназванной статьи
предусмотрено, что пени могут быть взысканы принудительно за счет
денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет
иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями
46 - 48 настоящего Кодекса.


Таким образом Фонд социального
страхования неправомерно в задолженность страхователя включил
недоимку в размере 8661531 рублей, возникшую на 01.01.2002 и
установленную по результатам предыдущей проверки, и начислил на нее
пеню в сумме 603226 рублей 00 копеек.


Остальная часть пени, включенная в
оспариваемые решения, была начислена Фондом социального страхования
на недоимку, образовавшуюся в 2002 году и установленную выездной
документальной проверкой (акт от 17.05.2004 № 31/1н/с).


Пеня, начисленная без учета
задолженности, сформировавшейся по состоянию на 31.12.2001, составила
143369 рублей 78 копеек.


Задолженность по взносам на
обязательное социальное страхование в проверяемый период возникла у
ОАО "Российские железные дороги" в результате направления
Фондом уплачиваемых заявителем в 2002 году взносов на погашение
недоимки предыдущих периодов, поскольку в платежных документах не
было указано наименование платежа.


На основании изложенного суд считает,
что включение в решение от 26.07.2004 № 22 пункта о взыскании
недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование
и пени в бесспорном порядке пени в сумме 603226 рублей 00 копеек,
начисленной на недоимку, образованную до 31.12.2001, было произведено
Фондом социального страхования неправомерно, поскольку им пропущен
суммарный срок для направления требования об уплате пени и для
вынесения такого решения. По тем же основаниям суд считает
обоснованным и правомерным включение в решение от 26.07.2004 № 22
пени в сумме 143369 рублей 78 копеек, начисленной по результатам
проверки, поскольку в отношении данной пени Фондом не был пропущен
срок для ее бесспорного взыскания.


Таким образом, решение филиала № 2 ГУ
НРО ФСС Российской Федерации от 22.06.2004 № 123 и решение филиала N
26 ГУ НРО ФСС Российской Федерации от 26.07.2004 № 22 должны быть
признаны недействительными в части пени по взносам на обязательное
социальное страхование в сумме 603226 рублей 00 копеек.


Руководствуясь статьями 110, 167 -
170, 180 Арбитражного процессуального кодекса, суд






решил:






Признать
недействительным решение филиала № 2 ГУ НРО ФСС Российской Федерации
от 22.06.2004 № 123 в части начисления страховых взносов на
обязательное социальное страхование в сумме 56447 рублей 00 копеек,
пени в сумме 603226 рублей 00 копеек и штрафа в сумме 11289 рублей 00
копеек, решение филиала № 26 ГУ НРО ФСС Российской Федерации от
26.07.2004 № 22 в части страховых взносов на обязательное социальное
страхование в сумме 56447 рублей 00 копеек и пени в сумме 603226
рублей 00 копеек.


В удовлетворении остальной части
заявленных требований отказать.


Возвратить заявителю госпошлину в
сумме 1645 рублей 40 копеек, уплаченную при подаче заявления
платежными поручениями от 30.06.2004 № 60257 и от 26.08.2004 № 78891.


Решение вступает в законную силу по
истечении месячного срока и может быть обжаловано в установленном
законом порядке.






Судья


Е.А.НАЗАРОВА












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru