ПИСЬМО Минздрава Нижегородской
области от 25.05.2004 № 06-08/73
"О МЕРАХ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ ОТ
ЧС И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ"
Официальная публикация в СМИ:
"Мир фармации и медицины",
№ 21(67), 31.05.2004
Документ
получен по официальной рассылке минздрава области. -
МИНИСТЕРСТВО
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
от 25 мая 2004 г. № 06-08/73
О МЕРАХ ПО ЗАЩИТЕ
НАСЕЛЕНИЯ ОТ ЧС И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ
Во исполнение
указаний Минздрава России от 07.05.2004 № 2510/3403-04-25 "Об
исполнении решения Правительства Российской Федерации по защите
населения" напоминаю классификацию и порядок ликвидации
медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера, регламентированные Федеральным законом от
21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера",
постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.02.1995 N
195 "Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф", от
13.09.1996 № 1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера".
Чрезвычайные ситуации для
здравоохранения классифицируются в зависимости от количества людей,
пострадавших в этих ситуациях, и подразделяются на локальные, местные
и территориальные. К локальной относится чрезвычайная ситуация, в
результате которой пострадало не более 10 человек. К местной
относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало от
10 до 50 человек. К территориальной относится чрезвычайная ситуация,
в результате которой пострадало от 50 до 500 человек.
Ликвидация локальной ЧС
осуществляется силами и средствами одного-двух ЛПУ. Ликвидация
местной ЧС осуществляется силами и средствами здравоохранения города
или района. Ликвидация территориальной ЧС осуществляется силами и
средствами здравоохранения области. При недостаточности собственных
сил и средств для ликвидации медико-санитарных последствий локальной
или местной ЧС соответствующие руководители (ЛПУ, органов управления
здравоохранением, комиссий по чрезвычайным ситуациям или
межведомственных координационных комиссий) могут обращаться за
помощью к вышестоящим органам управления.
Для ликвидации медико-санитарных
последствий чрезвычайных ситуаций создаются резервы финансовых и
материально-технических ресурсов (медицинского,
санитарно-хозяйственного, специального имущества и оборудования):
локального уровня - за счет средств учреждения здравоохранения;
местного уровня - за счет средств местных бюджетов; территориального
уровня - за счет средств областного бюджета. Порядок создания,
расходования, номенклатура и объемы резервов финансовых и
материально-технических ресурсов определяются органом (учреждением),
их создающим.
Информация о ЧС представляется в
Нижегородский территориальный центр медицины катастроф немедленно.
Через 10 - 40 минут после передачи чрезвычайной информации -
передается чрезвычайная уточненная информация. Срочная и текущая - в
соответствии с нормативными документами. Информация (форма N
165/у-01) должна содержать следующие сведения: характер ЧС (угрозы
возникновения ЧС), место возникновения или возможного возникновения
ЧС, дату и время возникновения ЧС (прогноз времени возникновения ЧС),
общее количество пораженных и погибших (прогноз по количеству
пораженных и погибших), списочный состав пораженных (ФИО, возраст,
домашний адрес, диагноз, тяжесть состояния), силы и средства службы
медицины катастроф местного уровня, задействованные (или планируемые)
для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, необходимость в
дополнительных силах и средствах.
Нижегородский территориальный центр
медицины катастроф осуществляет круглосуточный прием, обработку,
анализ и передачу информации о ЧС в министерство здравоохранения
Нижегородской области, Единую дежурно-диспетчерскую службу (ЕДДС)
"01" по Нижегородской области и другие оперативные службы
Нижегородской области. Директор НТЦ МК несет личную ответственность
за достоверность и полноту информации о ЧС, направленной в
министерство здравоохранения Нижегородской области, другие
министерства и ведомства. Информация о ЧС, направляемая в
Правительство Нижегородской области, ВЦМК "Защита",
Минздрав России согласовывается с министром здравоохранения
Нижегородской области или его заместителями.
Обращаю внимание на низкий уровень
исполнительской дисциплины по своевременному представлению информации
о ЧС (угрозах ЧС) в Нижегородский территориальный центр медицины
катастроф (оперативный дежурный, тел.: 36-19-24, 67-68-81), а также
всех видов статистической отчетности. Руководители органов управления
здравоохранением муниципальных образований и учреждений
здравоохранения несут личную ответственность за своевременность,
достоверность и полноту передаваемой информации о ЧС или угрозе
возникновения ЧС. Порядок передачи информации о ЧС регламентируется
постановлениями Губернатора Нижегородской области от 08.09.1998 № 233
"Об утверждении Положения о порядке сбора и обмена информацией
по вопросам защиты населения и территорий Нижегородской области от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от
02.02.1999 № 30 "О системе оперативно-диспетчерского управления
Нижегородской области", от 07.07.2000 № 165 "О создании
Единой дежурно-диспетчерской службы Нижегородской области",
приказами минздрава Нижегородской области от 22.01.2002 № 24-в "Об
утверждении статистических форм службы медицины катастроф" и от
08.10.2002 № 840-в "Об утверждении инструкции по заполнению
учетных форм службы медицины катастроф".
Считаю необходимым обратить особое
внимание на участившиеся случаи ЧС, связанных с воздействием
неизвестных химических веществ, включая лекарственные препараты,
содержащие посторонние примеси. Опыт работы формирований
Всероссийской службы медицины катастроф свидетельствует, что около
трети массовых отравлений, в том числе со смертельным исходом,
обусловлены неизвестными веществами. Отсутствие каких-либо сведений о
природе химических веществ в значительной степени осложняет работу по
ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, затрудняет правильное и
своевременное оказание медицинской помощи пораженным.
Вместе с тем на догоспитальном этапе
от оперативного проведения лечебно-эвакуационных мероприятий в
условиях массового поражения токсичным веществом во многом зависит
исход и прогноз острой интоксикации. При отравлении неизвестным
веществом для правильного и своевременного оказания медицинской
помощи необходима предварительная идентификация с помощью
экспресс-методов, быстрая оценка химической обстановки, а также
"клиническая индикация" с выявлением симптомов и синдромов,
типичных для каждого вещества (группы веществ). Для организации
определения природы неизвестного вещества главными специалистами
минздрава Нижегородской области разработана "Инструкция для
сотрудников лечебных учреждений по проведению мероприятий в случаях
массовых отравлений людей" (прилагается).
Во исполнение решений совместного
заседания Совета безопасности Российской Федерации и президиума
Государственного совета Российской Федерации (от 13.11.2003, протокол
№ 4) предлагаю:
1. Обеспечить своевременное
оперативное представление первичной и последующей информации о
случаях ЧС в Нижегородский территориальный центр медицины катастроф
по тел.: 36-19-24, 67-68-81, факс 67-69-80.
2. Завершить создание службы медицины
катастроф местного уровня на базе станций (отделений) скорой
медицинской помощи (срок до 01.10.2004).
3. Принять к исполнению Инструкцию
для сотрудников лечебных учреждений по проведению мероприятий в
случаях массовых отравлений людей".
И.о. министра
В.В.КУЛЬКОВ
Приложение 1
ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ
МЕРОПРИЯТИЙ В СЛУЧАЯХ МАССОВЫХ
ОТРАВЛЕНИЙ ЛЮДЕЙ
(Разработана начальником
Нижегородского областного бюро
судебно-медицинской
экспертизы, профессором Н.С. Эделевым
и главным врачом Нижегородского
областного
наркологического диспансера В.К.
Тарасовым)
В каждом случае
отравления людей, когда отравляющее вещество неизвестно, необходимо:
1. Сообщить о случившемся в
Нижегородский территориальный центр медицины катастроф (оперативный
дежурный, тел: 36-19-24; тел./факс 67-69-80).
2. Провести химико-токсикологическое
исследование, направив:
а) биологические жидкости (кровь,
мочу) в лабораторию Нижегородского областного наркологического
диспансера при подозрении на отравление одурманивающими и
психоактивными веществами (алкоголем, наркотиками, бензодиазепинами,
барбитуратами) по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, д. 78а,
телефон лаборатории 33-65-24;
б) биологические жидкости (кровь,
мочу), после консультации с врачами токсикологического центра, в
химико-токсикологическую лабораторию городской больницы № 33 по
адресу: г. Нижний Новгород, пр. Ленина, д. 54, телефон 58-13-62;
в) медицинские препараты, после
приема которых развилась клиника отравления, в Нижегородский
областной центр по контролю качества и сертификации лекарственных
средств по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Геологов, д. 6, тел./факс
66-70-55;
г) при возбуждении уголовных дел
биологические объекты (кровь и моча - при возможности не менее 100
мл, рвотные массы - первые порции промывных вод), а также остатки
лекарственных (химических) веществ, которые предположительно
употребляли больные, в химическое отделение Нижегородского областного
бюро судебно-медицинской экспертизы по адресу: г. Нижний Новгород,
пр. Гагарина, д. 70, телефон 65-58-13. При этом объекты
опечатываются, помещаются в отдельную сухую, чистую стеклянную банку
(флакон) с этикеткой, на которой отмечают: название объекта, ФИО
пострадавшего, время забора объекта, подпись лица, направившего
объект. К объектам прилагается направление с указанием цели
исследования, предполагаемого отравляющего вещества, даты приема
вещества и краткий объем проводимой терапии.
|