Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда
Нижегородской области от 28.10.2005 по делу № А43-8391/2005-22-233


<СУММЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ ИЗ БЮДЖЕТА НА
ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ ОТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЮ ЛЬГОТ,
ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ, НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ОБЪЕКТОМ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ>


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено





Документ
получен по официальной рассылке Арбитражного суда Нижегородской
области.



Постановлением ФАС Волго-Вятского
округа от 02.02.2006 по делу № А43-8391/2005-22-233 решение суда
первой инстанции оставлено без изменения.






АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




РЕШЕНИЕ




от 28 октября 2005 года
Дело N А43-8391/2005-22-233



(извлечение)




Арбитражный суд
Нижегородской области в составе судьи Корнеевой Людмилы Алексеевны,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Романченко
И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ОАО
"Нижегородская топливно-энергетическая компания", г.
Н.Новгород, к ответчикам: 1) Министерству финансов РФ, г. Москва; 2)
министерству труда и социальной защиты Нижегородской области, г.
Н.Новгород; третьи лица: 1) управление Федерального казначейства по
Нижегородской области; 2) администрация Бутурлинского района, р.п.
Бутурлино, о взыскании 724779 руб. 25 коп.,




Сущность спора: ОАО
"Нижегородская топливно-энергетическая компания" обратилось
в Арбитражный суд Нижегородской области с иском о взыскании убытков,
возникших в связи с предоставленными в 2003 году льготами по оплате
за природный газ по ФЗ "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации".


В обоснование иска истец указал, что
на основании государственного контракта № 181/33-6-0338 от
11.07.2003, заключенного с министерством труда и социальной защиты
Нижегородской области, ОАО "НТЭК" оказывало в 2003 году
гражданам услуги газоснабжения и предоставляло льготы по оплате за
природный газ, в том числе по ФЗ "О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации".


За 2003 год было предоставлено льгот
по оплате за природный газ по указанному Закону на сумму 34823643
руб. 96 коп.


В пределах выделенного для ОАО "НТЭК"
лимита 21788230 руб. 90 коп. денежные средства возмещены в полном
объеме.


Решением Арбитражного суда
Нижегородской области от 05.10.2004 по делу № А43-6152/2004-28-185 с
Министерства финансов Российской Федерации взыскано в пользу ОАО
"НТЭК" в возмещение понесенных расходов по предоставленным
льготам сверх установленного лимита 12310633 руб. 74 коп.


Ко взысканию по настоящему иску
предъявлена оставшаяся невозмещенной сумма 724779 руб. 25 коп.


Потери ОАО "НТЭК" по
льготному обеспечению граждан, предусмотренному законом, при
отсутствии их компенсации являются убытками и подлежат возмещению на
основании статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.


Министерство финансов Российской
Федерации иск не признало, указав на следующие обстоятельства.


Истец просит взыскать спорную сумму
на основании статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.


Министерство финансов Российской
Федерации все денежные средства, предусмотренные в законах о
федеральном бюджете для Нижегородской области на финансирование
расходов, связанных с предоставлением льгот по ФЗ "О социальной
защите инвалидов в РФ", Нижегородской области перечислило.
Поэтому никаких незаконных действий или бездействия министерство не
совершало.


Распределение средств на территории
Нижегородской области осуществляет министерство финансов
Нижегородской области. ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ"
не определен источник финансирования, поэтому ответственность должно
нести министерство финансов Нижегородской области.


Кроме того, по мнению Министерства
финансов Российской Федерации, не подлежит возмещению налог на
добавленную стоимость, который включен в сумму 724779 руб. 25 коп.


Министерство труда и социальной
защиты Нижегородской области иск не признало, указав на то, что
денежные средства в пределах установленных лимитов по ФЗ "О
социальной защите инвалидов в РФ" министерством получены в
полном объеме и направлены в соответствии с целевым назначением.


Заслушав представителей сторон,
исследовав материалы дела, суд установил следующее.


На основании государственного
контракта № 181/33-6-0338 от 11.07.2003, заключенного с министерством
труда и социальной защиты Нижегородской области, ОАО "НТЭК"
оказывало в 2003 году гражданам услуги газоснабжения и предоставляло
льготы по оплате за природный газ, в том числе по ФЗ "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации".


За 2003 год было предоставлено льгот
по оплате за природный газ по указанному Закону на сумму 34823643
руб. 96 коп.


Как видно из справки истца, в
пределах выделенного для ОАО "НТЭК" лимита 21788230 руб. 90
коп. денежные средства возмещены в полном объеме.


Решением Арбитражного суда
Нижегородской области от 05.10.2004 по делу № А43-6152/2004-28-185 с
Министерства финансов Российской Федерации взыскано в пользу ОАО
"НТЭК" в возмещение понесенных расходов по предоставленным
льготам сверх установленного лимита 12310633 руб. 74 коп.


Не возмещена сумма расходов по
предоставленным льготам сверх установленного лимита в размере 724779
руб. 25 коп., что подтверждается актами сверок (л.д. 12 - 38).






-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: постановление Правительства РФ от
10.02.2003 имеет номер 85, а не 185.






В соответствии со
статьями 15.3, 15.6 Закона РФ № 4218-1 от 24.12.1992 (в редакции
Закона от 06.05.2003 № 52-ФЗ) "Об основах федеральной жилищной
политики" и с пунктами 1 и 2 Порядка предоставления и
расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию ФЗ
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации",
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от
14.07.2001 № 536, возмещение расходов на предоставление льгот по
оплате жилья и коммунальных услуг осуществляется за счет средств
федерального бюджета путем предоставления субсидий и субвенций
бюджетам РФ для возмещения фактически произведенных расходов (срок
действия постановления продлен на 2002, 2003, 2004 годы
постановлениями Правительства РФ от 28.02.2002 № 137, от 10.02.2003 N
185 и от 14.02.2004 № 80). Следовательно, источником финансирования
рассматриваемых расходов является федеральный бюджет.


Годовые лимиты расходования средств
на реализацию указанных законов утверждаются законом Нижегородской
области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Распределение ассигнований по районам города Нижнего Новгорода и
между предприятиями, предоставляющими льготы, осуществляется
комиссией при администрации города Нижнего Новгорода.


Кредиторская задолженность по
представленым истцом льготам в 2003 г. по ФЗ "О социальной
защите инвалидов в РФ" является сверхлимитной, что
подтверждается актами сверок, подписанными между истцом и отделами
(управлениями) социальной защиты районов. Следовательно, убытки истца
от предоставления льгот возникли вследствие незаконного бездействия
федеральных органов государственной власти, ответственных за
формирование и утверждение федерального бюджета, по надлежащему
финансовому обеспечению публичных обязательств Российской Федерации
по ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".


В соответствии со статьями 16 и 1069
Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный
юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия)
государственных органов, органов местного самоуправления или
должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны
Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны
муниципального образования.


На основании статьи 1071 Гражданского
кодекса Российской Федерации, от имени казны Российской Федерации и
казны субъекта Российской Федерации выступают соответствующие
финансовые органы.


Пунктом 10 статьи 158 Бюджетного
кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель
средств федерального бюджета выступает от имени казны Российской
Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными
решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц
и органов, по ведомственной принадлежности.


Согласно пункту 1 статьи 158
Бюджетного кодекса Российской Федерации главные распорядители средств
федерального бюджета включаются в ведомственную классификацию
расходов федерального бюджета.


Поэтому ответственность за
ненадлежащее финансовое обеспечение и причиненный вред истцу по
Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации" следует возложить на Министерство финансов Российской
Федерации.


Противоправность поведения
Министерства финансов Российской Федерации как органа, ответственного
за формирование (подготовку) и исполнение федерального бюджета,
усматривается из того факта, что в Федеральном законе "О
федеральном бюджете на 2003 год" не было предусмотрено
достаточно средств для компенсации расходов хозяйствующих субъектов
на реализацию льгот инвалидам.


Утверждение Министерства финансов
Российской Федерации о том, что к спорным правоотношениям не может
быть применена статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации,
не соответствует правилам указанной статьи и фактическим
обстоятельствам дела.


Довод Министерства финансов
Российской Федерации о том, что надлежащим ответчиком по данному
спору является министерство финансов Нижегородской области, не может
быть признан обоснованным. Согласно статье 4 Федерального закона "О
финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации"
и статье 38 Федерального закона "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного
самоуправления вправе осуществлять государственные полномочия в
пределах переданных финансовых средств на их реализацию, то есть
несут ответственность за невыполнение соответствующего закона в
пределах лимитов бюджетных обязательств. По делу установлено, что
министерство финансов Нижегородской области в пределах выделенных
средств перечислило денежные средства в полном объеме.


В сумму убытков истец включил налог
на добавленную стоимость в сумме 120796 руб. 50 коп. (л.д. 9).


Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи
146 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения
по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации
товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.


В абзаце 2 пункта 2 статьи 154
Кодекса установлено, что при реализации товаров (работ, услуг), с
учетом дотаций, предоставляемых бюджетами разного уровня в связи с
применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или
с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии
с федеральным законодательством, налоговая база определяется как
стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из
фактических цен их реализации.


Из пункта 33.2 Методических
рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную
стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных
приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от
20.12.2000 № БГ-3-03/447, следует, что суммы дотаций, предоставляемых
из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков,
связанных с применением государственных регулируемых цен, а также
льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с
федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу по
налогу на добавленную стоимость.


Исходя из указанного, суд считает,
что из суммы 724779 руб. 25 коп. должен быть исключен налог на
добавленную стоимость.


С учетом этого, размер убытков
составляет 603982 руб. 75 коп., который и подлежит взысканию с
Министерства финансов Российской Федерации.


В отношении министерства труда и
социальной защиты Нижегородской области в иске следует отказать,
поскольку согласно контракту № 181/33-6-0338 от 11.07.2003
министерство приняло обязательство по финансированию предоставленных
льгот в пределах лимита бюджетных обязательств областного бюджета на
2003 год. Материалами дела подтверждается факт финансирования
ответчика по предоставленным льготам в пределах установленного ему
лимита.


В соответствии со статьей 110
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по
делу относятся на Министерство финансов Российской Федерации
пропорционально взысканной сумме.


Руководствуясь статьями 167 - 170
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд




решил:




Взыскать с казны
Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской
Федерации, г. Москва, в пользу ОАО "Нижегородская
топливно-энергетическая компания", г. Н.Новгород, 603982 руб. 75
коп. убытков и 11456 руб. 50 коп. государственной пошлины.


В остальной части - в иске отказать.


Исполнительный лист выдать после
вступления решения в законную силу.


В иске к министерству труда и
социальной защиты Нижегородской области отказать.


На решение может быть подана
апелляционная жалоба в течение месяца со дня его принятия в
апелляционную инстанцию Арбитражного суда Нижегородской области.




Судья


Л.А.КОРНЕЕВА












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru