Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда
Нижегородской области от 27.09.2005 по делу № А43-8597/2005-12-286


<ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ ПРАВА
СОБСТВЕННОСТИ НА САМОВОЛЬНУЮ ПОСТРОЙКУ ОТСУТСТВУЮТ, Т.К. КАПИТАЛЬНОЕ
СТРОИТЕЛЬСТВО НА УЧАСТКАХ ЛЕСНОГО ФОНДА ТРЕБУЕТ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО
ИЗЪЯТИЯ УЧАСТКОВ ИЗ СОСТАВА ЛЕСНОГО ФОНДА>


(Вместе с ПОСТАНОВЛЕНИЕМ суда
апелляционной инстанции от 10.01.2006)


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено





Документ
получен по официальной рассылке Арбитражного суда Нижегородской
области.



Постановлением ФАС Волго-Вятского
округа от 13.04.2006 по делу № А43-8597/2005-12-286 решение суда
первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции
оставлены без изменения.






АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




РЕШЕНИЕ




от 27 сентября 2005 года
Дело N А43-8597/2005-12-286



Резолютивная часть
решения объявлена 20 сентября 2005 г.


Полный текст решения изготовлен 27
сентября 2005 г.




(извлечение)




Судья Послова Галина
Валентиновна, рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с
ограниченной ответственностью "Дивеево", село Дивеево
Нижегородской области, к ответчику федеральному государственному
учреждению "Вознесенский лесхоз", районный поселок
Вознесенское Нижегородской области, с участием третьих лиц, не
заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:


1) администрации Дивеевского района;


2) территориального управления
Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по
Нижегородской области;


3) управления федеральной службы по
надзору в сфере природопользования;


4) агентства лесного хозяйства по
Нижегородской области -


о признании права собственности на
самовольную постройку, при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Романовой А.А.,




установила:




иск заявлен к
ответчикам: администрации Дивеевского района, Вознесенскому лесхозу о
признании права собственности общества с ограниченной
ответственностью "Дивеево" (далее по тексту ООО "Дивеево")
на объекты недвижимости лечебно-оздоровительного комплекса:


- жилой дом площадью 342,7 кв. м,
литера А1;


- оздоровительный корпус площадью
304,4 кв. м, литера А2;


- административно-хозяйственный
корпус площадью 637,0 кв. м, литеры А, Б, а также артезианскую
скважину, литера Г, расположенные по адресу: Нижегородская область,
Дивеевский район, северо-западнее санатория "Солнечная поляна",
квартал 21, выделы 3, 10 Дивеевского лесничества Вознесенского
лесхоза.


В обосновании иска истец указал, что
ООО "Дивеево" за счет своих средств осуществило
строительство лечебно-оздоровительного комплекса "Дивеево",
не согласовав в установленном порядке проектную документацию и не
получив разрешение на строительство объекта.


Истцом возведены четыре объекта, в
том числе: жилой дом, оздоровительный корпус,
административно-хозяйственный корпус и артезианская скважина.


Названные объекты в соответствии со
статьей 222 Гражданского кодекса РФ являются самовольными
постройками.






-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: постановление Правительства РФ № 345 имеет
дату 24.03.1998, а не 21.03.1998.






Земельный участок,
на котором велось строительство, предоставлен истцу в соответствии с
нормами постановления Правительства РФ от 21.03.1998 № 345 "Об
утверждении Положения об аренде участков лесного фонда" в аренду
по результатам лесного конкурса от 07.05.2005.


Право аренды зарегистрировано
11.06.2004 в Едином государственном реестре прав (далее по тексту
ЕГРП) на основании договора, заключенного с Вознесенским лесхозом на
срок 49 лет.


Земельный участок предоставлен в
аренду для лечебно-оздоровительных целей, истец вправе возводить на
участке культурно-бытовые, хозяйственные и иные здания, сооружения,
постройки (пункт 4.3.4 договора).


Истец не имеет возможности в
настоящее время получить заключение государственной экологической
экспертизы строительства объекта, поскольку в соответствии со
статьями 11, 12 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ "Об
экологической экспертизе" предпроектная и проектная документация
по объектам, которые уже построены и фактически введены в
эксплуатацию, не является объектом экологической экспертизы.


Объекты построены с соблюдением
требований охраны окружающей среды, экологических, строительных,
противопожарных и других обязательных норм и правил, что
подтверждается выводами экоаудиторского заключения.


Использование участка, занимаемого
объектом, соответствует его разрешенному использованию в соответствии
со статьей 123 Лесного кодекса РФ и пунктом 2 статьи 7 Земельного
кодекса РФ.


Из выводов технического заключения по
результатам инженерного обследования зданий лечебно-оздоровительного
комплекса следует, что объекты построены в соответствии с проектной
документацией, соответствуют требованиям экологических,
санитарно-гигиенических, противопожарных и иных норм и правил и
обеспечивают безопасную эксплуатацию.


Поскольку возведенные объекты
соответствуют градостроительным и строительным нормам и правилам,
сохранение объекта не нарушает права и охраняемые законом интересы
других лиц и не создают угрозу жизни и здоровью граждан, объекты
возведены на земельном участке, предоставленном для целей
строительства, истец, руководствуясь статьями 3, 8, 12, 222
Гражданского кодекса РФ, предъявил иск в суд.






-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: вместо слова "комплекса" имеется
в виду слово "кодекса".






Суд по собственной
инициативе в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального
комплекса РФ определением от 25.04.2005 привлек к участию в деле в
качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на
предмет спора, территориальное управление Федерального агентства по
управлению федеральным имуществом по Нижегородской области (далее по
тексту - Территориальное управление).


Определением суда от 16.06.2005 по
ходатайству истца из числа ответчиков исключена администрация
Дивеевского района (л.д. 98, том. 2).


Названным определением суда
привлечены к участию в деле в качестве 3-х лиц, не заявляющих
самостоятельных требований на предмет спора:


- администрация Дивеевского района;


- управление Федеральной службы по
надзору в сфере природопользования;


- территориальное управление лесного
хозяйства по Нижегородской области.


Правильное наименование
вышеназванного юридического лица - государственное учреждение
"Агентство лесного хозяйства по Нижегородской области"
(Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (л.д.
147, том 2)).


Представитель истца в судебном
заседании иск поддержал и дал пояснения по обстоятельствам дела так,
как они изложены в исковом заявлении, дополнив их (л.д. 154, том 2),
пояснив, что экологическое заключение подтверждает соответствие
деятельности лечебно-оздоровительного комплекса природоохранным
требованиям. В силу закона на ООО "Дивеево" могут быть
возложены обязанности по охране памятника природы и поддержанию его в
устойчивом состоянии. Лесные земли переведены в нелесные с целью
возведения строений.


Ответчик в судебное заседание не
явился по заявлению.






-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: после слов "не было допущено
существенных" пропущено слово "нарушений".






Отзывом на исковое
заявление Вознесенский лесхоз (л.д. 42) иск не оспорил, указав, что
при строительстве лечебно-оздоровительного комплекса ООО "Дивеево"
не было допущено существенных градостроительных и строительных норм и
правил, его сохранение не нарушает права и охраняемые законом
интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.


Земельный участок, на котором
возведены строения, предоставлен истцу в соответствии с нормами
постановления Правительства РФ от 21.03.1998 № 345 "Об
утверждении Положения об аренде участков лесного фонда" в аренду
по результатам лесного конкурса от 07.05.2004.


Возведенные на арендуемом земельном
участке объекты соответствуют целевому назначению, указанному в
договоре аренды. Использование истцом участка, занимаемого
строениями, соответствует его разрешенному использованию в
соответствии со статьей 123 Лесного кодекса РФ, пунктом 2 статьи 7
Земельного кодекса РФ.


Третье лицо, не заявляющее
самостоятельных требований на предмет спора, - администрация
Дивеевского района в судебное заседание не явилось по заявлению.


Отзывом на исковое заявление (л.д.
66, том 2) администрация Дивеевского района поддерживает позицию
истца, указав, что земельный участок лесного фонда предоставлен истцу
в аренду в установленном порядке для лечебно-оздоровительных целей. В
соответствии с договором аренды истец вправе возводить на участке
культурно-бытовые, хозяйственные и иные здания, сооружения и
постройки.


Территориальное управление
Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по
Нижегородской области, привлеченное к участию в деле в качестве 3-го
лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, в
судебное заседание не явилось.


Отзывом на исковое заявление
Территориальное управление указало (л.д. 112, том 2), что оснований
для признания права собственности на самовольные постройки не
имеется, поскольку возведены на земельном участке, не отведенном для
этих целей в установленном порядке, а также в отсутствие утвержденной
проектной документации.


Третье лицо, не заявляющее
самостоятельных требований на предмет спора, - Агентство лесного
хозяйства по Нижегородской области отзывом на исковое заявление (л.д.
119, том 2) и в судебном заседании поддержало позицию истца, пояснив,
что договор аренды участка лесного фонда, заключенный между истцом и
Вознесенским лесхозом, соответствует требованиям действующего
законодательства Российской Федерации.


Приказом Агентства лесного хозяйства
№ 44 от 16.12.2004 осуществлен перевод лесных земель на арендуемом
земельном участке в нелесные с целью возведения строений только при
наличии положительного заключения государственной экологической
экспертизы.


Третье лицо, не заявляющее
самостоятельных требований на предмет спора, - управление Федеральной
службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области
отзывом на исковое заявление (л.д. 117, том 2) и в судебном заседании
пояснило, что земельный участок лесного фонда, на котором возведены
строения, расположен в границах территории государственного памятника
природы регионального значения "Урочище Ломовка".


Строительство в целях рекреации (от
латинского слова recreatio - восстановление, выздоровление, отдых)
предусматривает установление временных сооружений - беседок, лавочек,
обустройство родников, тропинок и т.д. при наличии предварительного
согласования со специально уполномоченными органами и положительного
заключения государственной экологической экспертизы.


Истцом возведены строения на
земельном участке, не отведенном для целей рекреации, без получения
соответствующих согласований и заключений, при отсутствии
предварительного экологического заключения.


Исследовав материалы дела, выслушав
пояснения присутствующих представителей участников спора, суд находит
иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению.


Установлено, что в соответствии с
пунктом 1 распоряжения Администрации Нижегородской области от
22.08.1997 № 1206-р "Об объявлении природных объектов
государственными памятниками природы регионального (областного)
значения" природный объект "Урочище Ломовка"
Дивеевского района объявлен государственным памятником природы
регионального (областного) значения.


Согласно Паспорту на государственный
памятник природы, являющемуся приложением 7 к указанному
Распоряжению, государственный памятник представляет собой массив
высоковозрастного хвойно-широколиственного леса, слабо затронутый
рубками.


Памятник природы "Урочище
Ломовка" занимает кварталы 11, 16, 18, 19, 20, 21, 22
Вознесенского лесхоза Дивеевского лесничества.


В северо-восточной части памятника
природы, в квартале 21 Дивеевского лесничества, расположен
Монастырский пруд площадью 2,1 гектара.


Ответственность за состояние и охрану
государственного памятника природы возложена на Вознесенский лесхоз.


Указанное Распоряжение
предусматривает перечень мер, необходимых для сохранения памятника
природы в том числе, запрещается передача земель другим юридическим и
физическим лицам с изменением установленного режима использования
земель, строительство, а также любые виды деятельности, за
исключением охоты в осенне-зимний период, сбора грибов и ягод,
научных исследований.


Согласно статье 24 Закона
Нижегородской области от 27.03.1998 № 118-З "Об особо охраняемых
природных территориях" на территории памятников природы и их
охранных зон запрещается или ограничивается всякая деятельность,
влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.






-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: распоряжение Администрации Нижегородской
области № 1206-р имеет дату 22.08.1997, а не 28.08.1997.






Распоряжением
Правительства Нижегородской области от 07.04.2004 № 179-р внесены
изменения в распоряжение Администрации Нижегородской области от
28.08.1997 № 1206-р, в соответствии с которым на территории выделов 1
- 4, 10 квартала № 21 и выделов 1, 2, 8 квартала № 22 Дивеевского
лесничества Вознесенского лесхоза разрешается проведение рубок леса,
строительство, прокладывание коммуникаций, осуществление
культурно-оздоровительной деятельности.


До издания указанного Распоряжения
постановлением администрации Дивеевского района от 06.02.2004 № 34
ООО "Дивеево" разрешено проектирование строительства
культурно-оздоровительного комплекса на территории Дивеевского
лесничества Вознесенского лесхоза и земель СПК "Дивеевское".
В названное постановление постановлением администрации Дивеевского
района от 16.03.2004 № 74 внесены изменения: разрешено проектирование
лечебно-оздоровительного комплекса.


Прокуратурой Нижегородской области
принесен протест от 11.08.2004 на распоряжение Правительства
Нижегородской области от 07.04.2004 № 179-р "О внесении
изменений в распоряжение Администрации Нижегородской области от
22.08.1997 № 1206-р" как противоречащее действующему
законодательству.


Правительству Нижегородской области
предложено отменить Распоряжение.


По факту проведения строительных
работ на территории Дивеевского лесничества - памятника природы
"Урочище Ломовка" прокурором Дивеевского района проводились
соответствующие проверки в мае 2004 года.


6 сентября 2004 года прокурором
Нижегородской области в Нижегородский областной суд подано заявление
о признании недействительным распоряжения Правительства Нижегородской
области от 07.04.2004 № 179-р "О внесении изменений в
распоряжение Администрации Нижегородской области от 22.08.1997 N
1206-р".


И лишь только 17.12.2004
распоряжением Правительства Нижегородской области № 757-р ранее
изданное распоряжение от 07.04.2004 № 179-р "О внесении
изменений в распоряжение Администрации Нижегородской области от
22.08.1997 № 1206-р" признано утратившим силу. В связи с чем
определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского
областного суда от 20.12.2004 производство по делу прекращено в силу
пункта 1 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса РФ.


Земельный участок лесного фонда
площадью 114150000,0 кв. м, включающий кварталы с 1-го по 121-й
Дивеевского лесничества, расположенный на территории Дивеевского
района в южной части, является федеральной собственностью, о чем
свидетельствует запись в ЕГРП от 26.12.2003 № 52-01/48-09/2003-225
(л.д. 64, том 2).


Согласно кадастровому плану
земельного участка по состоянию на 24.12.2004, расположенного на
территории Дивеевского района в южной части, кварталы с 1-го по 121-й
данного земельного участка лесного фонда предназначены для ведения
лесного хозяйства.


Из справки Поволжского
государственного лесоустроительного предприятия от 12.09.2005 № 548
участки лесного фонда Вознесенского лесхоза, расположенные в
Дивеевском лесничестве в квартале № 21, выделах 1, 2, 3, 4, 10 общей
площадью 16,5 гектара относятся к лесам 1-й группы: категория
защитности - леса зеленых зон (лесохозяйственная часть зеленой зоны)
(л.д. 158, том 2).


Согласно Паспорту на государственный
памятник природы "Урочище Ломовка" квартал № 21
Вознесенского лесхоза площадью 125 гектаров полностью находится на
территории памятника.


Из материалов дела следует, что
строительство спорных объектов началось на основании постановления
администрации Дивеевского района Нижегородской области от 06.02.2004
№ 34 "О выдаче разрешения на проектирование строительства
культурно-оздоровительного комплекса".


Работы по выбору земельного участка
производились в августе - ноябре 2004 года, о чем свидетельствуют
заключения Верхне-Волжского бассейнового водного управления от
24.11.2004 (л.д. 20, том 2), Главного управления по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области от 16.08.2004
(л.д. 11, том 2).


Инженерно-геологические изыскания в
отношении объектов строительства проводились в марте 2004 года (л.д.
27, том 2).


Заключение по предварительному
согласованию места под строительство объекта рекреации для
лечебно-оздоровительных целей в квартале № 21 Дивеевского лесничества
Вознесенского лесхоза выдано Ардатовским межрайонным комитетом по
земельным ресурсам и землеустройству по Нижегородской области
23.06.2004 за номером 92 (л.д. 48, том 2).


До 29 марта 2005 года Вознесенский
лесхоз действовал на основании Положения о Вознесенском лесхозе,
утвержденного МПР России от 18.12.2002 № 872 (л.д. 123, том 2), и
находился в подчинении Главного управления природных ресурсов и
охраны окружающей среды МПР России по Нижегородской области.


Согласно Положению о Вознесенском
лесхозе, последний является юридическим лицом в форме Федерального
государственного учреждения.


В соответствии с пунктом 10
названного положения, Вознесенский лесхоз обеспечивает осуществление
прав владения, пользования и распоряжения лесным фондом в
соответствии с законодательством Российской Федерации, заключает
договоры аренды участков лесного фонда в границах, определенных
федеральным органом управления лесным хозяйством в соответствии с
материалами лесоустройства, для осуществления лесхозом функций
государственного управления, участвует в установленном порядке в
организации и проведении лесных конкурсов по предоставлению участков
лесного фонда в аренду.


С марта 2005 года ФГУ "Вознесенский
лесхоз" действует на основании устава, утвержденного приказом
Федерального агентства Лесного хозяйства № 45 от 29.03.2005.


В соответствии с пунктом 2.3 устава
Вознесенский лесхоз осуществляет в пределах, установленных
законодательством Российской Федерации и уставом права собственника
лесного фонда, заключает в установленном порядке договоры аренды
участков лесного фонда и предоставляет арендаторам участки лесного
фонда для осуществления лесопользования в соответствии с договором
аренды (статья 31 Лесного кодекса РФ).


До 17 января 2005 года Агентство
лесного хозяйства по Нижегородской области действовало на основании
положения, утвержденного приказом Федерального агентства лесного
хозяйства от 24.08.2004 № 16 (л.д. 143, том 2).


Согласно Положению Агентство лесного
хозяйства по Нижегородской области является территориальным органом
Федерального агентства лесного хозяйства.


Агентство осуществляет права
владения, пользования и распоряжения лесным фондом на территории
Нижегородской области (пункт 6.4.2), подготавливает в установленном
порядке представления органу государственной власти Нижегородской
области о передаче участков лесного фонда в аренду (пункт 6.7.2),
организует и проводит в установленном порядке лесные конкурсы и
аукционы (пункт 6.8), согласовывает в установленном порядке места
строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов
(пункт 6.10), рассматривает в установленном порядке материалы о
переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях,
не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным
фондом в лесах первой группы, и о переводе земель лесного фонда в
земли других категорий (пункт 6.2.7).


По приказу Федерального агентства
лесного хозяйства от 17.01.2005 № 2 признаны недействующими пункты, в
том числе 6.7.2 положений об агентствах лесного хозяйства по
субъектам Российской Федерации.


По названному приказу установлен
Перечень функций агентств лесного хозяйства по субъектам Российской
Федерации, в том числе:


- осуществление перевода лесных
земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с
ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом в лесах 2-й и
3-й группы (ст. 63 Лесного кодекса РФ).


Из протокола № 1 от 07.05.2004 (л.д.
49, том 2) о результатах лесного конкурса по передаче в аренду
участков лесного фонда для лечебно-оздоровительных целей в
Вознесенском лесхозе следует, что организатором лесного конкурса
выступил Вознесенский лесхоз, победителем лесного конкурса на право
аренды участка лесного фонда площадью 16,5 гектара сроком 49 лет в
Дивеевском лесничестве Вознесенского района признано ООО "Дивеево".
Участок занимает квартал № 21, выделы 1, 2, 3, 4, 10.


В соответствии с этим протоколом на
данном участке разрешено возведение культурно-бытовых, хозяйственных
и иных зданий, сооружений и построек по проектам, согласованным в
соответствии с действующим законодательством.


На основании протокола № 1 от
07.05.2004 между ФГУ "Вознесенский лесхоз" и ООО "Дивеево"
07.05.2004 заключен договор аренды земельного участка площадью 16,5
гектара, расположенного в квартале № 21, выделах 1, 2, 3, 4, 10
Дивеевского лесничества Вознесенского лесхоза, на срок 49 лет для
лечебно-оздоровительных целей.


В соответствии с пунктом 4.3.4
договора аренды арендатору предоставлено право возводить на земельном
участке культурно-бытовые, хозяйственные и иные здания, сооружения и
постройки по проектам, согласованным в соответствии с действующим
законодательством.


Пунктом 4.4.3 договора предусмотрено,
что арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с
целевым назначением, предусмотренным договором и согласно проекту
организации использования переданного в аренду участка лесного фонда,
прошедшего государственную экологическую экспертизу и утвержденного в
соответствующем порядке.


Договор аренды зарегистрирован в ЕГРП
записью от 11 июня 2004 года за № 52-01/48-04/2004-165.


Только с момента государственной
регистрации договора аренды у сторон могут возникнуть права и
обязанности.


Однако из материалов дела следует,
что общество с ограниченной ответственностью "Дивеево"
фактически с марта 2004 года осуществляет различные работы, связанные
с проектированием и строительством зданий на земельном участке.


По состоянию на 14 января 2005 года
спорные строения фактически возведены, о чем свидетельствуют
технические паспорта (л.д. 91, т.1).


По приказу Агентства лесного
хозяйства по Нижегородской области от 16 декабря 2004 года № 44 (л.д.
22, том 2) лесные земли в лесах первой группы Дивеевского лесничества
Воскресенского лесхоза на площади 0,15 га переведены в нелесные с
целью возведения ООО "Дивеево" строений и сооружений в
лечебно-оздоровительных целях на срок лесопользования, определенный
договором аренды (49 лет).


Приказано лесхозу разрешить
строительство объектов недвижимости и не относящихся к объектам
недвижимости сооружений только при наличии положительного заключения
государственной экологической экспертизы.


В нарушение условий договора аренды,
приказа Агентства лесного хозяйства по Нижегородской области от 16
декабря 2004 года № 44, а также статей 11, 12 Федерального Закона "Об
экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ
предварительная экологическая экспертиза проекта строительства не
осуществлена.


Из заключения Верхне-Волжского
бассейнового водного управления МПР России от 24.11.2004 № 726
земельный участок под строительство лечебно-оздоровительного
комплекса расположен в водоохранной зоне близ расположенного пруда
(л.д. 20, том 2).


Согласно статье 55 Лесного кодекса РФ
в соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением
лесного фонда, его местоположением и выполняемыми им функциями
производится разделение лесного фонда по группам лесов и
разграничение лесов первой группы по категориям защитности.


В лесном фонде выделяются леса
первой, второй и третьей группы.


В зависимости от группы лесов и
категории защитности лесов устанавливается порядок ведения лесного
хозяйства в них, использование лесного фонда, а также порядок изъятия
участков лесного фонда.


В силу статьи 54 Лесного кодекса РФ
лесохозяйственные мероприятия и пользование лесным фондом должны
осуществляться методами, не наносящими вреда окружающей природной
среде, природным ресурсам и здоровью человека.


Леса первой группы разделяются на
следующие категории защитности, в том числе:


- леса зеленых зон поселений;


- памятники природы.


Из материалов дела следует, что
земельный участок лесного фонда, на котором возведены строения,
относится к лесам первой группы и по категории защитности является
лесами зеленых зон поселений, а также памятником природы.


Отнесение лесов к группам лесов и
категориям защитности лесов первой группы, а также перевод лесов из
одной группы лесов или категории защитности лесов первой группы
соответственно в другую группу или категорию осуществляются на
основании материалов лесоустройства и специальных обследований в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 60
Лесного кодекса РФ).


Доказательства о том, что проведены
специальные обследования участка лесного фонда, предоставленного по
договору аренды истцу, в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации при переводе из одной категории в другую, суду
не представлены.


Согласно постановлению Правительства
РФ от 19 сентября 1997 года № 1200 "О порядке перевода лесных
земель в нелесные..." перевод лесных земель в нелесные земли для
использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства,
осуществляется в лесах первой группы Правительством Российской
Федерации по представлению органа государственной власти субъекта
Российской Федерации, согласованному с федеральным органом управления
лесным хозяйством.


В материалах дела доказательств
перевода лесных земель в нелесные земли в установленном порядке для
использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства,
не имеется.


Возведенные истцом объекты на
земельном участке лесного фонда первой группы по их назначению не
связаны с ведением лесного хозяйства.


Виды лесопользования предусмотрены в
статье 80 Лесного кодекса РФ, в соответствии с которым в лесном фонде
могут осуществляться следующие виды лесопользования, в том числе для
культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.


При этом в соответствии со статьей
123 Лесного кодекса РФ порядок пользования участками лесного фонда
для культурно-оздоровительных целей утверждается органами
государственной власти субъектов Российской Федерации.


Доказательства о том, что имеется
документ, утвержденный органом государственной власти Нижегородской
области, предусматривающий возможность и порядок возведения
каких-либо объектов, не связанных с ведением лесного хозяйства на
участке лесного фонда, относящегося к лесам первой группы, не
представлены.


По энциклопедическому словарю Р.Т.
Нагаева лесное хозяйство определяется как отрасль хозяйства,
связанная с очисткой и охраной лесов, лесоразведением, созданием и
поддержанием заповедных зон.


Поэтому если на участках лесного
фонда предусматривается строительство здравниц, домов отдыха, дач и
т.п., то для этого требуется предварительное изъятие участков из
состава лесного фонда по правилам лесного и земельного
законодательства, поскольку такое пользование (и владение) к лесным
относиться не будет.


Доказательства о том, что земельный
участок лесного фонда, относящийся к лесам первой группы, на котором
возведены строения, изъят из лесного фонда в установленном порядке,
суду не представлены.


Предусмотренный статьей 123 Лесного
кодекса РФ порядок пользования участками лесного фонда для
культурно-оздоровительных целей включает мероприятия по устройству
дорог и тропинок, мест для приготовления пищи, строительство скамеек
и беседок и т.д., но не строительство на участках лесного фонда
объектов капитального типа.


Согласно статье 34 Лесного кодекса РФ
участки лесного фонда предоставляются в аренду по результатам лесных
конкурсов.


В соответствии с пунктом 3 положения
об аренде участков лесного фонда, утвержденного постановлением
Правительства РФ от 24.03.1998 № 345 (в редакции постановления
Правительства РФ от 19.06.2003 № 349), участки лесного фонда
передаются в аренду для осуществления определенных видов
лесопользования, в том числе пользования для
культурно-оздоровительных целей.


При этом в соответствии со статьей 7
положения, участки лесного фонда предоставляются в аренду на
основании решений органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, принимаемых по представлению территориальных органов
Федерального органа управления лесным хозяйством или по результатам
лесных конкурсов.


Без проведения конкурса участки
лесного фонда предоставляются в аренду на срок от одного до пяти лет.


В соответствии со статьей 13
положения предоставление участков лесного фонда в аренду
осуществляется по результатам лесных конкурсов. При этом органы
государственной власти утверждают состав комиссий по проведению
лесных конкурсов.


Организация и проведение лесных
конкурсов осуществляются в порядке, определяемом территориальным
органом федерального органа управления лесным хозяйством в
соответствии с Лесным кодексом РФ и гражданским законодательством.


В соответствии с пунктом 5 Положения
о порядке проведения лесных конкурсов по передаче в аренду участков
лесного фонда РФ, утвержденного приказом Рослесхоза от 30 сентября
1997 года № 123, для проведения лесного конкурса создается комиссия.
В комиссию по проведению лесного конкурса входят представители органа
государственной власти субъекта Российской Федерации (председатель),
территориального органа федерального органа управления лесным
хозяйством (заместитель председателя), специально уполномоченных
государственных органов в области охраны окружающей природной среды,
заинтересованных организаций. Состав комиссии утверждается органом
государственной власти субъекта Российской Федерации.


Доказательства о том, что условия
названного Положения выполнены и проведен лесной конкурс по передаче
в аренду земельного участка, на котором возведены строения, суду не
представлены.


Постановление администрации
Дивеевского района Нижегородской области от 06.02.2004 № 34 о
разрешении проектирования строительства культурно-оздоровительного
комплекса на территории Дивеевского лесничества в силу статьи 12
Гражданского кодекса РФ судом не принимается как противоречащее
закону.


Кроме того, издано до перевода лесных
земель в нелесные (приказ Агентства лесного хозяйства по
Нижегородской области издан лишь 16.12.2004).


Указанный приказ издан Агентством
после проведения всех подготовительных и строительных работ на
земельном участке лесного фонда, относящемся к первой группе и
являющемся памятником природы регионального значения.


Из приказа Агентства от 16.12.2004
следует, что фактически земли лесного фонда 1-й группы переведены в
нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства. Такие
полномочия принадлежат в силу закона исключительно Российской
Федерации (статья 63 Лесного кодекса РФ) и только при наличии
положительного заключения государственной экологической экспертизы.


В соответствии со статьей 47 Лесного
кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 10.12.2003 № 171-ФЗ) к
полномочиям субъектов РФ в области использования, охраны, защиты
лесного фонда и воспроизводства лесов относится в том числе и перевод
лесных земель в нелесные земли в целях, не связанных с ведением
лесного хозяйства и пользованием лесным фондом в лесах 2-й и 3-й
групп.


Следовательно, положения пункта 6.2.7
Положения об Агентстве лесного хозяйства по Нижегородской области,
утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от
24.08.2004 № 16 (л.д. 143, том 2), предусматривающие право Агентства
на рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе лесных
земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с
ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом в лесах
первой группы, ничтожны как противоречащие закону.


Кроме того, перевод лесных земель в
нелесные производится в соответствии с требованиями, установленными
постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 № 1200 "О порядке
перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях,
не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным
фондом".






-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 2 пункта 1
постановления Правительства РФ, а не пункта 2.






Согласно части 2
пункта 2 указанного постановления, перевод и (или) изъятие земель
лесного фонда осуществляется: с согласия территориальных органов
Федеральной службы лесного хозяйства Российской Федерации,
Госкомитета Российской Федерации по земельным ресурсам и
землеустройству, Госкомитета Российской Федерации по охране
окружающей среды на основании заключения государственной
экологической экспертизы и других заинтересованных органов.


Согласно статье 1 Федерального закона
от 23.11.1995 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (в
редакции Федерального закона от 15.04.1998 № 65-ФЗ), экологическая
экспертиза - это установление соответствия намеченной хозяйственной и
иной деятельности требованиям и определение допустимости реализации
объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных
неблагоприятных воздействий от этой деятельности на окружающую
природу и среду.


Материалы, обосновывающие перевод
лесных земель в нелесные, как следует из названного Закона, подлежат
обязательной государственной экологической экспертизе.


Такая экспертиза не проводилась
вообще, в том числе и перед изданием приказа № 44 от 16.12.2004
Агентством лесного хозяйства по Нижегородской области о переводе
лесных земель в нелесные.


Кроме того, лица, в интересах которых
осуществляется такой перевод, обязаны возместить в полном объеме
убытки, причиненные лесопользователю в связи с изъятием земель
лесного фонда (статья 58 Земельного кодекса РФ).


Следовательно, приказ Агентства
лесного хозяйства по Нижегородской области от 16 декабря 2004 года
как противоречащий закону в силу статьи 12 Гражданского кодекса
Российской Федерации судом не принимается.


С учетом изложенного земельный
участок лесного фонда предоставлен истцу для строительства объектов
лечебно-оздоровительного комплекса с грубым нарушением требований
действующего лесного законодательства, в связи с чем договор аренды N
04-01 от 7 мая 2004 года, заключенный между ФГУ "Вознесенский
лесхоз" и ООО "Дивеево", в силу статьи 168
Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожным.


Вознесенский лесхоз, привлеченный
истцом в качестве ответчика, требование истца о признании права
собственности на объекты не оспаривает, то есть признает.


Данному обстоятельству суд, в
соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
дает соответствующую оценку и находит, что оно противоречит закону и
нарушает права других лиц, что подтверждено материалами дела.


Кроме того, в соответствии с Лесным
кодексом РФ и Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства,
утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 № 283,
Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению
государственным имуществом в сфере лесного хозяйства (пункт 1
положения).


В соответствии с пунктом 5.4
положения Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет в
порядке и в пределах, определенных федеральными законами, актами
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации,
полномочия собственника в отношении федерального имущества, в том
числе переданного федеральным государственным учреждениям,
подведомственным Федеральному агентству.


В соответствии с пунктом 4
постановления Правительства РФ от 6 апреля 2004 года № 170 "Вопросы
федерального агентства лесного хозяйства" основной функцией
Федерального агентства лесного хозяйства является, в том числе,
предоставление прав пользования участками лесного фонда.


Следовательно, иск предъявлен к
ненадлежащему ответчику.


С учетом положений пункта 1 статьи
222 Гражданского кодекса РФ возведенные истцом строения являются
самовольными постройками. В силу пункта 2 статьи 222 Гражданского
кодекса РФ лицо, осуществившее постройку, не приобретает на нее право
собственности.


Право собственности на самовольную
постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку
на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что земельный
участок будет предоставлен этому лицу в установленном порядке под
возведенную постройку (пункт 3 статьи 222 Гражданского кодекса РФ).


Доказательств о том, что земельный
участок лесного фонда 1-й группы, являющийся памятником регионального
значения, будет предоставлен истцу в установленном порядке, в
материалах дела не имеется.


В связи с чем суд не находит
оснований для удовлетворения заявленного иска.


Поэтому в иске истцу следует
отказать.


Доводы истца о наличии экологического
заключения, подтверждающего соответствие деятельности
оздоровительного комплекса природоохранным требованиям, проведенного
после возведения строений, не подтверждают факт правомерности их
возведения на землях лесного фонда первой группы.


Расходы по государственной пошлине в
порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относятся
на истца.


Руководствуясь ст. 167 - 170, 176,
180 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд




решил:




В удовлетворении
исковых требований обществу с ограниченной ответственностью
"Дивеево", село Дивеево Нижегородской области, отказать.


Расходы по государственной пошлине
отнести на истца.


Решение может быть обжаловано в
месячный срок со дня его принятия в апелляционную инстанцию
Арбитражного суда Нижегородской области.




Судья


Г.В.ПОСЛОВА












АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




ПОСТАНОВЛЕНИЕ




от 10 января 2006 года
Дело N А43-8597/2005-12-286





Резолютивная часть
постановления объявлена 26 декабря 2005 г.


Полный текст постановления изготовлен
10 января 2006 г.




(извлечение)




Апелляционная
инстанция Арбитражного суда Нижегородской области в составе
председательствующего Игнатьевой О.В., судей Белова В.А., Гущева
В.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Исайчевой Ю.Н., рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Дивеево", с.
Дивеево Нижегородской области, на решение арбитражного суда от
27.09.2005 по иску заявителя к федеральному государственному
учреждению "Вознесенский лесхоз", р.п. Вознесенское
Нижегородской области, 3-и лица: администрация Дивеевского района,
территориальное управление Федерального агентства по управлению
федеральным имуществом Нижегородской области, управление Федеральной
службы по надзору в сфере природопользования, Агентство лесного
хозяйства по Нижегородской области, о признании права собственности
на самовольную постройку.


Решением от 27.09.2005 суд первой
инстанции отказал ООО "Дивеево" в удовлетворении иска о
признании права собственности на самовольно возведенные объекты
недвижимости, расположенные по адресу: Нижегородская область,
Дивеевский район, северо-западнее санатория "Солнечная поляна",
квартал № 21, выделы 3, 10 Дивеевского лесничества Вознесенского
лесхоза.


Не согласившись с принятым решением,
ООО "Дивеево" в апелляционной жалобе просит его отменить и
принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. В
обоснование жалобы заявитель приводит следующие доводы:


- суд не исследовал надлежащим
образом и не дал оценки представленному истцом в качестве
доказательства экоаудиторскому заключению, выполненному ООО
"Аудиэкометалл" с целью подтверждения соответствия
деятельности оздоровительного комплекса природоохранным требованиям.
Кроме того, суд не удовлетворил ходатайство общества о проведении
экспертизы органами Росприроднадзора, не отметив факт его заявления в
своем решении;


- судом не дана оценка письмам
министерства имущественных отношений Нижегородской области, КУ МИ
администрации Дивеевского района об отсутствии объектов в реестрах
областной и муниципальной собственности, а также техническому
заключению по результатам инженерного обследования зданий от
07.02.2005;


- выводы суда о проведении конкурса
по предоставлению участков лесного фонда в аренду с нарушением
действующего законодательства, а также ничтожности договора аренды от
07.05.2004 не подтверждены никакими доказательствами;


- по мнению заявителя, судом
неправильно применены ст. 123 Лесного кодекса РФ, приказ Федерального
агентства лесного хозяйства от 17.01.2005 № 2, ст. 64 Лесного кодекса
РФ, п. 4 постановления Правительства РФ от 06.04.2004 № 170;


- истец полагает, что, поскольку
строительство объектов осуществлялось в период действия распоряжения
Правительства Нижегородской области № 179-р от 07.04.2004, оно
являлось правомерным;


- обжалуемое решение вынесено с
нарушением норм процессуального права, а именно: выводы суда,
изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, не
основаны на имеющихся в деле доказательствах, судом не дана оценка
всем представленным истцом доказательствам. Кроме того, в дополнении
к апелляционной жалобе ООО "Дивеево" указывает на
рассмотрение дела и принятие решения от 27.09.2005 в отсутствие
территориального управления Федерального агентства по управлению
федеральным имуществом Нижегородской области, не извещенного
надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.


Заявитель полагает, что суд не дал
оценки техническому заключению по результатам инженерного
обследования зданий лечебно-оздоровительного комплекса, составленному
государственным предприятием Нижегородской области "Оргтехстрой"
07.02.2005. Более того, истец считает, что оно утрачено судом, так
как в материалах дела его не содержится.


ООО "Дивеево" заявлены
ходатайства:


- о принятии в качестве
доказательства по делу вышеназванного технического заключения от
07.02.2005;


- о проведении по делу экологической
экспертизы с целью выяснения вопроса о том, наносит ли вред
окружающей среде лечебно-оздоровительный комплекс общества.


ФГУ "Вознесенский лесхоз",
Агентство лесного хозяйства по Нижегородской области полагают
возможным удовлетворить требование истца.


Администрация Дивеевского района,
надлежащим образом уведомленная о времени и месте рассмотрения дела,
явку своего представителя в заседание не обеспечила, отзыв на жалобу
не представила.


Дело рассмотрено на основании п. 5
ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в
отсутствие указанной стороны.


Территориальное управление
Федерального агентства по управлению федеральным имуществом
Нижегородской области (далее ТУ ФАУ ФИ НО) и управление федеральной
службы по надзору в сфере природопользования доводы жалобы не
поддержали, считая решение от 27.09.2005 законным и обоснованным.


Правильность принятого решения
проверена в порядке ст. 266 - 268 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации.


Как следует из материалов дела,
земельный участок (земли лесного фонда) общей площадью 114150000,00
кв. м, находящийся на территории Нижегородской области, Дивеевский
район, Дивеевское лесничество, включая кварталы с 1-го по 121-й,
является собственностью Российской Федерации. Данное обстоятельство
подтверждается свидетельством о государственной регистрации права
серия 52-АА№ 884545, выданным Дивеевским районным филиалом учреждения
юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним на территории Нижегородской области от 26.12.2003.


Распоряжением Администрации
Нижегородской области от 22.08.1997 № 1206 "Урочище Ломовка"
Дивеевского района объявлено государственным памятником природы
регионального (областного) значения. Согласно паспорту
государственный памятник природы площадью 658,9 га расположен на
землях Вознесенского лесхоза Дивеевского лесничества, кварталы 11,
16, 18, 19, 20, 21, 22 (выделы 1 - 2, 5 - 8, 11 - 13, 15 - 16, 22,
23).


При этом в Паспорте, являющемся
приложением к распоряжению Администрации области от 22.08.1997 N
1206-р, содержится перечень мер, необходимых для сохранения памятника
природы. В частности, на территории памятника запрещаются
прокладывание любых коммуникаций, все виды рубок леса, проезд и
стоянка авто-, мототранспорта вне дорог, разбивка туристических
стоянок, строительство и так далее.


06.02.2004 администрация Дивеевского
района Нижегородской области приняла постановление № 34 о разрешении
ООО "Дивеево" проектирования строительства
культурно-оздоровительного комплекса на территории Дивеевского
лесничества Вознесенского лесхоза и земель СПК "Дивеевское".
Заказчику предложено оформить выделение земельного участка в
установленном законом порядке.


В дальнейшем в указанное
постановление было внесено изменение в части назначения комплекса:
лечебно-оздоровительный комплекс (постановление администрации
Дивеевского района от 16.03.2004 № 74).


07.04.2004 Правительство
Нижегородской области распоряжением № 179-р внесло изменения в
Паспорт на государственный памятник природы регионального
(областного) значения "Урочище Ломовка", являющийся
приложением к распоряжению Администрации Нижегородской области от
22.08.1997 № 1206-р. С учетом упомянутых изменений на территории
выделов 1 - 4, 10 квартала № 21 и выделов 1, 2, 8 квартала № 22
Дивеевского лесничества Вознесенского лесхоза разрешалось проведение
рубок леса, строительство и прокладывание коммуникаций, осуществление
культурно-оздоровительной деятельности.


07.05.2004 по итогам проведенного ФГУ
"Вознесенский лесхоз" лесного конкурса последнее как
арендодатель и ООО "Дивеево" (Арендатор) оформили договор N
04-1, в соответствии с которым истец по акту получил в арендное
пользование для лечебно-оздоровительных целей участок лесного фонда
площадью 16,5 га, расположенный в квартале № 21, выделы 1, 2, 3, 4,
10 Дивеевского лесничества Вознесенского лесхоза.


Срок аренды - 49 лет.


По условиям договора арендатор вправе
возводить на участке культурно-бытовые, хозяйственные и иные здания,
сооружения и постройки по проектам, согласованным в соответствии с
действующим законодательством.


11.06.2004 состоялась государственная
регистрация договора аренды от 07.05.2004.


В сентябре 2004 г. прокурор
Нижегородской области обратился в Нижегородский областной суд с
заявлением о признании недействующим распоряжения Правительства
Нижегородской области от 07.04.2004 № 179-р "О внесении
изменений в распоряжение Администрации Нижегородской области от
22.08.1997 № 1206-р" как принятого с нарушением ст. 125 Лесного
кодекса РФ, ст. 27 Федерального закона РФ от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об
особо охраняемых природных территориях", п. 3 ст. 95 Земельного
кодекса РФ.


Во время производства по делу в суде
по заявлению прокурора оспариваемое распоряжение № 179-р от
07.04.2004 распоряжением Правительства Нижегородской области от
17.12.2004 было признано утратившим силу, что послужило основанием
для прекращения производства по делу определением от 20.12.2004.


В связи с тем, что на участке лесного
фонда, предоставленном ООО "Дивеево" в аренду по договору
от 07.05.2004, последнее осуществило строительство зданий и
сооружений лечебно-оздоровительного комплекса, не согласовав в
установленном порядке проектную документацию, не получив разрешение
на строительство объектов, в том числе заключения государственной
экологической экспертизы, истец на основании ст. 222 Гражданского
кодекса Российской Федерации обратился в арбитражный суд с иском о
признании права собственности на четыре объекта недвижимости,
расположенные по адресу: Нижегородская область, Дивеевский район,
северо-западнее санатория "Солнечная поляна, квартал № 21,
выделы 3, 10 Дивеевского лесничества Вознесенского лесхоза.


Рассмотрев материалы дела, заслушав
представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит
оснований для отмены решения от 27.09.2005 и удовлетворения иска ООО
"Дивеево".


В соответствии с ФЗ "Об особо
охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные
территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного
пространства над ними, где располагаются природные комплексы и
объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное,
эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые
изъяты решениями органов государственной власти полностью или
частично из хозяйственного использования и для которых установлен
режим особой охраны.


Памятники природы являются одной из
категорий особо охраняемых природных территорий (ст. 2 ФЗ "Об
особо охраняемых природных территориях") и представляют собой
уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном,
культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также
объекты естественного и искусственного происхождения (ст. 25
упомянутого Закона).


Как было указано выше, в соответствии
со ст. 2, 26 названного Закона, распоряжением Администрации
Нижегородской области от 22.08.1997 № 1206-р "Урочище Ломовка"
Дивеевского района, находящееся в том числе в кварталах № 21, 22
Вознесенского лесхоза, отнесено к памятникам природы регионального
(областного) значения.


Ст. 27 ФЗ "Об особо охраняемых
природных территориях" установлен режим особой охраны территорий
памятников природы: на территориях, на которых находятся памятники
природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая
деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников
природы.


Режим особой охраны территорий
памятников природы регионального значения определен и распоряжением
Администрации Нижегородской области от 22.08.1997 № 1206-р.


Распоряжение Правительства
Нижегородской области от 07.04.2004 № 179-р "О внесении
изменений в распоряжение Администрации Нижегородской области от
22.08.1997 № 1206-р", которое разрешило на территории памятника
природы рубку леса, строительство, прокладывание коммуникаций,
осуществление культурно-оздоровительной деятельности, принято с
нарушением ст. 27 ФЗ "Об особо охраняемых природных
территориях", ст. 12 Федерального закона РФ "Об
экологической экспертизе", п. 3 ст. 95 Земельного кодекса РФ.


В силу п. 2 ст. 13 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд,
установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового
акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому
акту, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым
актом, имеющим большую юридическую силу.


Таким образом, при изложенных выше
обстоятельствах дела, при принятии судебного акта о признании права
собственности на самовольно возведенные объекты недвижимости суд не
вправе руководствоваться распоряжением Правительства Нижегородской
области от 07.04.2004 № 179-р.


Согласно ст. 222 Гражданского кодекса
Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом,
строение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном
участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном
законом или иными правовыми актами, либо созданное без получения на
это необходимых разрешений или с существенными нарушениями
градостроительных и строительных норм и правил; право собственности
не может быть признано за указанными лицами, если сохранение
постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц
либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.


В данном случае удовлетворение
требований истца приведет к нарушению конституционного права граждан
Российской Федерации на благоприятную окружающую среду, сохранение
уникального природного памятника.


Кроме того, несмотря на
представленные в апелляционную инстанцию дополнительные документы о
проведении лесного конкурса, из которых следует, что его
организатором выступало Главное управление природных ресурсов и
охраны окружающей среды МПР России по Нижегородской области, является
правомерным вывод суда первой инстанции о ничтожности договора аренды
№ 04-1 от 07.05.2004.


Доводы заявителя жалобы рассмотрены и
отклоняются по причинам, изложенным выше. Кроме того:


- наличие экоаудиторского заключения,
а также технического заключения по результатам инженерного
обследования зданий не могут повлиять на вывод суда об отсутствии
правовых оснований для признания права собственности на объекты
недвижимости, построенные на территории памятника природы;


- это же обстоятельство делает
нецелесообразным назначение экспертизы, о проведении которой истец
заявил ходатайство;


- судом апелляционной инстанции не
установлено процессуальных нарушений, которые в силу ст. 270
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы
послужить безусловным основанием для отмены решения. Как видно из
материалов дела, ТУ ФАУ ФИ НО уведомлено о времени и месте
рассмотрения дела 20.09.2005 телефонограммой от 16.09.2005 (том 2,
л.д. 170). Более того, в деле имеется отзыв управления, содержащий
ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя (том
2, л.д. 112, 113);


- техническое заключение ГП
"Оргтехстрой" от 07.02.2005 имеется в материалах дел, в
связи с чем отклоняется ходатайство истца о приобщении этого
документа.


В порядке ст. 110 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации расходы по делу
относятся на заявителя.


Руководствуясь ст. 258, 268, 271
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд




постановил:




Решение от
27.09.2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО
"Дивеево", с. Дивеево Нижегородской области, - без
удовлетворения.


Расходы по госпошлине в сумме 1000
руб. относятся на ООО "Дивеево", с. Дивеево Нижегородской
области.


Постановление вступает в законную
силу с момента принятия и может быть обжаловано.




Председательствующий


О.В.ИГНАТЬЕВА




Судьи


В.А.БЕЛОВ


В.В.ГУЩЕВ












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru