Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ОПРЕДЕЛЕНИЕ Нижегородского
областного суда от 06.09.2005 по делу № 33-4381


<ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ ШКОЛ,
ДОШКОЛЬНЫХ И ДРУГИХ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ, НЕ ОТНОСЯЩИХСЯ К
ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ, ИМЕЮТ ПРАВО НА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАРАВНЕ С РАБОТНИКАМИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ>


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено





Документ
получен по официальной рассылке Нижегородского областного суда.









НИЖЕГОРОДСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД




ОПРЕДЕЛЕНИЕ




от 6 сентября 2005 года
Дело N 33-4381



(извлечение)




6 сентября 2005 года
судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
в составе председательствующего Кондаковой Т.А., судей Прусакова А.И.
и Вавилычевой Т.Ю., заслушав в открытом судебном заседании по докладу
Вавилычевой Т.Ю. дело по кассационной жалобе государственного
учреждения "Управление Пенсионного фонда РФ в Автозаводском
районе г. Н.Новгорода" на решение Автозаводского районного суда
г. Н.Новгорода от 23 июня 2005 года по иску Л-ной Н.Д. к
государственному учреждению "Управление Пенсионного фонда РФ в
Автозаводском районе г. Н.Новгорода" о назначении пенсии за
выслугу лет,




установила:




Л-на Н.Д. обратилась
в суд с иском к ГУ "Управление Пенсионного фонда РФ в
Автозаводском районе г. Н.Новгорода" о назначении пенсии за
выслугу лет, указывая на то, что обратилась в пенсионный фонд с
заявлением о назначении пенсии за выслугу лет 10.12.2005, однако в
назначении пенсии было отказано по тем основаниям, что истица в
период с 31.07.1992 по 18.01.2000 работала воспитателем детских
яслей-сада № 72 и № 55 УДУ ОАО "ГАЗ", а детские ясли-сад
являлись ведомственным учреждением, не имеющим статуса юридического
лица; в период с 01.07.1987 по 30.08.1988 истица находилась в
административном отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет; с
19.01.2000 по 30.08.2001 истица работала воспитателем детского
интерната по футболу негосударственного учреждения
"Торпедо-Виктория"; с 01.09.2001 по настоящее время истица
работает воспитателем группы продленного дня. Просила признать отказ
пенсионного фонда незаконным, обязать пенсионный фонд включить в
педагогический стаж спорные периоды работы, признать за ней право на
досрочную трудовую пенсию по старости, начиная с 10.12.2004, обязать
пенсионный фонд выплачивать пенсию, взыскать государственную пошлину
в размере 100 рублей.


Представитель ГУ "УПФ РФ в
Автозаводском районе" (по доверенности) Секачкина О.Н. иск не
признала, пояснив, что у истицы отсутствует необходимый стаж для
назначения пенсии.


Представитель третьего лица МОУ
"Специализированная (коррекционная) общеобразовательная школа N
142 Автозаводского района г. Н.Новгорода" просил рассмотреть
дело в отсутствие представителя третьего лица.


Решением Автозаводского районного
суда г. Н.Новгорода от 23.06.2005 признан незаконным отказ
государственного учреждения Пенсионного фонда РФ в Автозаводском
районе г. Н.Новгорода от 20.04.2005 в назначении досрочной трудовой
пенсии Л-ной Н.Д.


Суд обязал государственное учреждение
Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г. Н.Новгорода включить в
педагогический стаж Л-ной Н.Д. периоды с 31.07.1992 по 18.01.2000 в
качестве воспитателей яслей-сада № 72 и № 55 УДУ ОАО "ГАЗ",
с 01.07.1987 по 30.08.1988 административный отпуск по уходу за
ребенком до 1,5 лет; с 19.01.2000 по 30.08.2001 в качестве
воспитателя детского интерната по футболу; с 01.09.2001 по 10.12.2004
в качестве воспитателя группы продленного дня МОУ "Специализированная
(коррекционная) общеобразовательная школа № 142 Автозаводского района
г. Н.Новгорода".


За Л-ной Н.Д. признано право на
досрочную трудовую пенсию по старости, начиная с 10.12.2004.


С ГУ "УПФ РФ в Автозаводском
районе г. Н.Новгорода" в пользу Л-ной Н.Д. взыскана
государственная пошлина в размере 100 рублей.


С ГУ "УПФ РФ в Автозаводском
районе г. Н.Новгорода" взыскана государственная пошлина в
госдоход в размере 1900 рублей.


В кассационной жалобе поставлен
вопрос об отмене указанного решения как постановленного с нарушением
норм материального права, поскольку в соответствии со Списками
должностей и учреждений и Правилами исчисления периодов работы,
утвержденных постановлениями Правительства РФ № 781 от 29.10.2002, N
516 от 11.07.2002 в специальный стаж не учитывается период нахождения
в административном отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1,5
лет; не подлежит зачету в стаж период работы истицы в качестве
воспитателя детского интерната по футболу, т.к. спортивные клубы
Списком не предусмотрены, также Списком не предусмотрены интернаты в
качестве структурных подразделений; не предусмотрена Списком и
должность воспитателя группы продленного дня. Таким образом, при
исчислении стажа в указанном порядке специальный стаж истицы
составляет 18 лет 11 месяцев 13 дней. При исчислении стажа с учетом
постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П
специальный стаж истицы составляет 12 лет 7 месяцев 24 дня. Судом
неправильно взыскана госпошлина в доход государства в размере 1900
рублей, поскольку в соответствии со ст. 333.17, подп. 3 п. 1 ст.
333.19 НК РФ размер госпошлины должен составлять 100 рублей; суд
дважды взыскал госпошлину.


Проверив материалы дела, обсудив
доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в
рассмотрении дела, судебная коллегия находит решение Автозаводского
районного суда г. Н.Новгорода от 23 июня 2005 г. в части взыскания с
ГУ "УПФ РФ в Автозаводском районе г. Н.Новгорода"
госпошлины в госдоход неправильным и подлежащем отмене.


В остальной части решение является
законным и обоснованным.


Из доказательств, имеющихся в
материалах дела, следует, что Л-на Н.Д. 10.12.2004 обратилась в ГУ
"Управление Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г.
Н.Новгорода" с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии
по старости.


Решением комиссии по рассмотрению
вопросов реализации пенсионных прав граждан № 12 от 20.04.2005 Л-ной
Н.Д. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в
соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 Закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ
"О трудовых пенсиях" ввиду отсутствия необходимого
специального стажа (л.д. 6).


Спорными являются следующие периоды:


с 31.07.1992 по 18.01.2000 - период
работы в должности воспитателя яслей-сада № 72, № 55 УДУ ОАО "ГАЗ";


с 01.07.1987 по 30.08.1988 - период
нахождения в отпуске по уходу за ребенком;


с 19.01.2000 по 30.08.2001 - период
работы в качестве воспитателя детского интерната по футболу;


с 01.09.2001 по 10.12.2004 - период
работы в качестве воспитателя группы продленного дня МОУ
"Специализированная (коррекционная) образовательная школа № 142
Автозаводского района г. Н.Новгорода".


В соответствии со ст. 39 Конституции
РФ "1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту,
в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания
детей и в иных случаях, установленных законом.


2. Государственные пенсии и
социальные пособия устанавливаются законом".


Федеральный закон от 17.12.2001 "О
трудовых пенсиях в РФ", определяющий основания возникновения и
порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии, в качестве
условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение
пенсионного возраста и наличие страхового стажа не менее пяти лет и
одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости.


В частности, в соответствии с подп.
10 п. 1 ст. 28 названного ФЗ трудовая пенсия по старости назначается
ранее достижения установленного его ст. 7 возраста:


- лицам, не менее 25 лет
осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и
муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.


Определяя в законе правовые основания
назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты,
законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения
пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая
установление для некоторых категорий граждан льготных условий
назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых
обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность
(специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация,
однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований
Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья
19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения
права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны и
преследуют конституционно значимые цели, а используемые для
достижения этих целей правовые средства соразмерны им.


При исчислении продолжительности
страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ за
период до 01.01.2002 в соответствии с положениями постановления
Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П могут применяться
правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового
правового регулирования.


Это означает, что при исчислении
соответствующего стажа применяются правила и нормы Закона РФ от
20.11.1990 "О государственных пенсиях в РФ" и иных
нормативных правовых актов, в соответствии с которыми исчислялись
общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж до 01.01.2002.


Разрешая спор, суд с достаточной
полнотой и тщательностью проверил доводы сторон, представленные ими
доказательства, исследовал материалы дела и пришел к правильному
выводу о том, что спорные периоды подлежат включению в специальный
стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.


Суд обоснованно, со ссылкой на
постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463,
постановление Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067, постановление
Министерства труда и социального развития РФ № 40 от 05.06.2002
указал, что в спорные периоды времени Л-на Н.Д. занималась
педагогической деятельностью в детском учреждении, а нормативными
актами предусмотрено включение в стаж периода работы в детском
интернате негосударственного учреждения дополнительного образования.


В соответствии с правовой позицией,
изложенной в п. 5 определения Конституционного Суда РФ от 06.12.2001,
пенсии за выслугу лет в настоящее время предоставляются за счет
средств государственного пенсионного страхования. При этом ни КЗоТ
РФ, ни Закон РФ "О государственных пенсиях в РФ" не делали
каких-либо изъятий по государственному пенсионному обеспечению в
отношении работников негосударственных организаций. Это означает, что
работники негосударственных организаций, в том числе педагогические
работники школ и других учреждений для детей, не относящихся к
государственным и муниципальным, имеют право на государственное
пенсионное обеспечение наравне с работниками государственных
образовательных учреждений.


Изложенное подтверждается и
постановлением Конституционного Суда РФ № 11-П от 03.06.2004.


Удовлетворяя исковые требования Л-ной
Н.Д. о включении в стаж периода работы с 01.09.2001 по 10.12.2004 в
качестве воспитателя группы продленного дня МОУ "Специализированная
(коррекционная) общеобразовательная школа № 142", суд с учетом
исследованных доказательств и постановления Правительства РФ от
03.04.2003 № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме
педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических
работников образовательных учреждений" пришел к правильному
выводу о том, что Л-на Н.Д. фактически занимала должность
воспитателя, а указание на группу продленного дня характеризовала ее
непосредственную трудовую функцию.


Также обоснованно суд указал, что
трудовая пенсия назначается в связи с осуществлением определенных
видов общественно полезной деятельности и зависит не от правового
статуса учреждения или организации, с которым работник состоит в
трудовых отношениях, в связи с чем правильно включил в специальный
стаж Л-ной Н.Д. период ее работы воспитателем детских яслей № 72, 55
УДУ ОАО "ГАЗ".


По ранее действовавшему
законодательству - Закону РФ "О государственных пенсиях в РФ",
ст. 167 КЗоТ РФ (в редакции до 06.10.1992) - период нахождения женщин
в отпуске по уходу за ребенком включался в стаж, с учетом которого
досрочно назначалась трудовая пенсия по старости.


При данных обстоятельствах выводы
суда первой инстанции о включении в специальный стаж Л-ной Н.Д.
периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с
01.07.1987 по 30.08.1988 являются правильными.


Согласно ст. 88 ГПК РФ "1.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек,
связанных с рассмотрением дела.


2. Размер и порядок уплаты
государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о
налогах и сборах".


В силу ст. 333.17 Налогового кодекса
РФ плательщиками государственной пошлины признаются, в том числе,
юридические лица, при условии, что они выступают в качестве
ответчиков в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам,
рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда
принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной
пошлины.


В соответствии со ст. 333.19
Налогового кодекса РФ при подаче искового заявления имущественного
характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления
неимущественного характера государственная пошлина для физических лиц
составляет 100 рублей.


Из материалов дела следует, что Л-ной
Н.Д. при подаче искового заявления в соответствии с п. 3 ч. 1 ст.
333.19 Налогового кодекса РФ была оплачена государственная пошлина в
размере 100 рублей (л.д. 2).


Согласно ст. 333.16 Налогового
кодекса РФ государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц при их
обращении в государственные и иные органы и (или) к должностным лицам
за совершением юридически значимых действий.


Из изложенного следует вывод о
компенсационной природе возложения оплаты государственной пошлины на
ответчика при удовлетворении исковых требований.


При указанных обстоятельствах решение
суда о взыскании с ГУ "УПФ РФ в Автозаводском районе г.
Н.Новгорода" госпошлины в госдоход в сумме 1900 рублей является
незаконным, поскольку постановлено с нарушением норм материального
права, в связи с чем в данной части подлежит отмене.


На основании изложенного,
руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия




определила:




Решение
Автозаводского районного суда г. Н.Новгорода от 23 июня 2005 года в
части взыскания с государственного учреждения "Управление
Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г. Н.Новгорода"
государственной пошлины в доход государства в сумме 1900 рублей
отменить.


В остальной части решение
Автозаводского районного суда г. Н.Новгорода от 23 июня 2005 г.
оставить без изменения.




Председательствующий


Т.А.КОНДАКОВА




Судьи


А.И.ПРУСАКОВ


Т.Ю.ВАВИЛЫЧЕВА












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru