РЕШЕНИЕ Арбитражного суда
Нижегородской области от 11.07.2005 по делу № А43-6976/2005-27-179
<ИСКОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ О ВЗЫСКАНИИ
УБЫТКОВ, ВОЗНИКШИХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЬГОТ ПО ОПЛАТЕ
КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ, УДОВЛЕТВОРЕНЫ ЗА СЧЕТ КАЗНЫ СУБЪЕКТА РФ, Т.К. СО
СТОРОНЫ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА ИМЕЛО МЕСТО НЕДОФИНАНСИРОВАНИЕ СПОРНЫХ
РАСХОДОВ>
(Вместе с ПОСТАНОВЛЕНИЕМ суда
апелляционной инстанции от 08.09.2005)
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Документ
получен по официальной рассылке Арбитражного суда Нижегородской
области. -
Постановлением ФАС Волго-Вятского
округа от 12.12.2005 по делу № А43-6976/2005-27-179 решение суда
первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции
оставлены без изменения. -
-
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 11 июля 2005 года
Дело N А43-6976/2005-27-179
Резолютивная часть
решения объявлена 4 июля 2005 г.
(извлечение)
Арбитражный суд
Нижегородской области в составе судьи Лягина В.В., при ведении
протокола судебного заседания судьей Лягиным В.В., рассмотрел в
судебном заседании дело по иску муниципального предприятия
"Теплоэнерго", г. Нижний Новгород, к администрации
Московского района, г. Нижний Новгород, администрации города Нижнего
Новгорода, департаменту финансов и налоговой политики администрации,
г. Нижний Новгород, Правительству Нижегородской области, министерству
труда и социальной защиты Нижегородской области, министерству
финансов Нижегородской области о взыскании 6744676,05 руб.
Сущность спора:
истец обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с иском о
взыскании с ответчиков убытков, понесенных в связи с предоставлением
льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах" в сумме 6744676,05
руб.
В ходе предварительного судебного
заседания 04.05.2005 истец заявил отказ от иска в отношении
администрации Московского района г. Нижнего Новгорода, администрации
г. Нижнего Новгорода, департамента финансов и налоговой политики, г.
Нижний Новгород, Правительства Нижегородской области, министерства
труда и социальной защиты Нижегородской области. Отказ от иска судом
принят, производство по делу в отношении вышеуказанных ответчиков
прекращено, о чем вынесено определение от 04.05.2005.
В судебном заседании 06.06.2005
министерством финансов Нижегородской области заявлено ходатайство о
привлечении в качестве третьих лиц администрации Московского района
г. Нижнего Новгорода, министерства труда и социальной защиты
населения Нижегородской области. Ходатайство судом удовлетворено,
указанные лица привлечены в качестве третьих лиц без самостоятельных
требований.
Истцом в данном судебном заседании
заявлено ходатайство об уменьшении исковых требований до 5110815,51
руб. Ходатайство судом удовлетворено в порядке ст. 49 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации.
-
-->
примечание.
В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: дата отзыва дана в соответствии с текстом
оригинала.
-
Ответчик иск не
признал по основаниям, указанным в отзыве № 018-60-110 от 39.04.2005
(л.д. 77 - 79).
Заслушав объяснения сторон, проверив
имеющиеся в деле материалы, суд
установил:
как следует из
материалов дела, 16.02.2004 между истцом и администрацией Московского
района г. Нижнего Новгорода заключен договор № 33.
Истцом за период с 01.01.2004 по
31.12.2004 предоставлено льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах"
по оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению на
сумму 10710863,52 руб. Из них возмещено 3966187,47 руб. Сумма
5110815,51 руб. (без учета НДС) до настоящего времени ответчиком не
возмещена, что явилось основанием для обращения истца в арбитражный
суд за защитой нарушенных прав.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 10
ФЗ "О ветеранах" расходы на оплату жилья в домах независимо
от вида жилищного фонда; оплату коммунальных услуг, услуг за
пользование радио и коллективной телевизионной антенной, приобретение
и доставку топлива ветеранам, проживающим в домах, не имеющих
центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда
возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
По правилам ст. 16, 1069 Гражданского
кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в
результате незаконных действий (бездействия) государственных органов,
органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов,
подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны
субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Неисполнение субъектом Российской
Федерации своих обязательств по компенсации затрат, произведенных
истцом в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных
бюджетным финансированием льгот для ветеранов, повлекло возникновение
убытков.
Противоправность поведения и вина
заключаются в уклонении (бездействии) субъекта Российской Федерации -
Нижегородской области от исполнения своих обязательств по компенсации
затрат, которые понес истец в результате реализации установленных
законом льгот для ветеранов.
В соответствии с п. 2 ст. 154
Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом
льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с
федеральным законодательством, налоговая база определяется как
стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из
фактических цен их реализации.
-
-->
примечание.
В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: приказ МНС РФ № БГ-3-03/447 имеет дату
20.12.2000, а не 20.10.2000.
-
Согласно п. 33.2
Методических рекомендаций по применению гл. 21 Налогового кодекса РФ,
утвержденных приказом МНС РФ от 20.10.2000 № БГ-3-03/447, сумма
дотаций, предоставляемых из бюджетов всех уровней на покрытие
фактически полученных убытков, связанных с применением льгот,
предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным
законодательством, не включается в налоговую базу по НДС. В связи с
этим не являются объектом налогообложения по указанному налогу суммы,
полученные из бюджета в возмещение убытков от предоставления льгот по
действующему законодательству. Возникшая разница подлежит возмещению
(зачету) из бюджета в установленном порядке.
При таких обстоятельствах требование
о взыскании убытков от предоставления льгот по ФЗ "О ветеранах"
подлежит удовлетворению в уточненной истцом сумме 5110815,51 руб.
Расходы по госпошлине относятся на
ответчика в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 167 - 170
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Взыскать с
министерства финансов Нижегородской области за счет казны
Нижегородской области в пользу муниципального предприятия
"Теплоэнерго", г. Нижний Новгород, 5110815,51 руб. убытков.
Взыскать с министерства финансов
Нижегородской области за счет казны Нижегородской области в бюджет
Российской Федерации через налоговые органы по месту нахождения
37054,08 руб. госпошлины.
Исполнительные листы выдать после
вступления решения в законную силу.
Решение вступает в законную силу по
истечении месяца и может быть обжаловано в установленном законом
порядке.
Судья
В.В.ЛЯГИН
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 сентября 2005 года
Дело N А43-6976/2005-27-179
(извлечение)
Апелляционная
инстанция Арбитражного суда Нижегородской области в составе
председательствующего Войнова С.А., судей Прохоровой Л.В., Гущева
В.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Будько Е.В., рассмотрела в заседании апелляционную жалобу
министерства финансов Нижегородской области на решение Арбитражного
суда Нижегородской области от 11.07.2005 по иску муниципального
предприятия "Теплоэнерго", г. Н.Новгород, к заявителю,
администрации Московского района г. Н.Новгорода, Правительству
Нижегородской области, министерству труда и социальной защиты
Нижегородской области, администрации г. Н.Новгорода, департаменту
финансов и налоговой политики администрации г. Н.Новгорода о
взыскании 6744676,05 руб. (судья Лягин В.В.).
Указанным решением суда исковые
требования удовлетворены в сумме 5110815,51 руб. При принятии решения
суд руководствовался нормами ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса
РФ, подп. 1 п. 1 ст. 146, п. 2 ст. 154 Налогового кодекса РФ, ст. 10
Федерального закона "О ветеранах", так как источником
финансирования расходов по предоставлению льгот ветеранам на оплату
жилья и коммунальных услуг является казна Нижегородской области, а
при определении размера убытков налог на добавленную стоимость
исключается.
Не согласившись с принятым решением,
министерство финансов Нижегородской области обратилось с
апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и в
удовлетворении исковых требований отказать.
По мнению заявителя, судом первой
инстанции не приняты во внимание нормы п. 2 ст. 10 Федерального
закона "О ветеранах", которой установлено, что расходы
органов государственной власти субъектов РФ, связанные с
предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах
федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, поэтому конечным
источником финансирования данных федеральных льгот является
федеральный бюджет.
Недофинансирование расходов
организаций ЖКХ, в том числе убытки истца по оплате федеральных
жилищно-коммунальных льгот ветеранам за 2004 год, явилось следствием
бездействия Российской Федерации в лице уполномоченных органов
государственной власти РФ по надлежащему финансовому обеспечению
Федерального закона "О ветеранах", в связи с чем
ответственность по иску должно нести Министерство финансов Российской
Федерации.
МП "Теплоэнерго",
департамент финансов и налоговой политики администрации г.
Н.Новгорода в письменных отзывах на апелляционную жалобу пояснили,
что доводы жалобы являются не состоятельными, а решение суда первой
инстанции - законным и обоснованным по мотивам, изложенным в судебном
акте, просили суд решение оставить без изменения, а жалобу - без
удовлетворения.
Министерство труда и социальной
защиты Нижегородской области, Правительство Нижегородской области в
письменных отзывах на апелляционную жалобу поддержали доводы,
изложенные в ней, просили суд апелляционную жалобу удовлетворить,
решение отменить и в удовлетворении исковых требований отказать.
Администрация Московского района г.
Н.Новгорода, извещенная в установленном порядке о времени и месте
рассмотрения настоящего дела, письменного отзыва на жалобу не
представила, своего представителя в суд не направила.
По правилам ст. 123, 156 Арбитражного
процессуального кодекса РФ дело рассматривается без участия ее
представителя.
Рассмотрев в открытом судебном
заседании материалы дела № А43-6976/2005-27-179, заслушав полномочных
представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что
решение суда первой инстанции не подлежит отмене либо изменению,
исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, МП
"Теплоэнерго" на основании договора от 16.02.2004 № 33,
заключенного с администрацией Московского района г. Н.Новгорода,
предоставляло льготы в соответствии с Федеральным законом "О
ветеранах" (л.д. 45 - 46).
В соответствии с п. 4.3 договора
между МП "Теплоэнерго" и администрацией Канавинского района
были составлены акты сверки взаимных расчетов по предоставленным
льготам, из которых следует, что за период с 01.01.2004 по 31.12.2004
по оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению
предоставлено льгот на сумму 10710863,52 руб.
В рамках указанного договора
администрацией возмещено МП "Теплоэнерго" 3966187,47 руб.
Неоплаченной осталась сумма 5110815,51 руб. (без учета НДС), которая
предъявлена истцом ко взысканию.
В соответствии со статьей 10
Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию
прав и льгот, предоставляемых ветеранам данным Законом, производятся
за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской
Федерации. При этом порядок возмещения указанных расходов
утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Расходы органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления, связанные с
предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах
федерального бюджета и бюджетов субъекта Российской Федерации и имеют
целевое назначение.
Годовые лимиты расходования средств
на реализацию Федерального закона "О ветеранах"
утверждаются законом Нижегородской области об областном бюджете на
соответствующий финансовый год. Распределение ассигнований по районам
города Нижнего Новгорода и между предприятиями, предоставляющими
льготы, осуществляется комиссией при администрации города Нижнего
Новгорода.
Исходя из смысла ст. 10 Федерального
закона "О ветеранах" ответственность за ненадлежащее
финансовое обеспечение по предоставлению льгот ветеранам по
жилищно-коммунальным услугам несет министерство финансов
Нижегородской области.
Сумма убытков истцом исчислена из
суммы предоставленных льгот по оплате коммунальных услуг по отоплению
и горячему водоснабжению за период с 01.01.2004 по 31.12.2004 в
размере 10710863,52 руб. и возмещенной суммы 3966187,47 руб.
(10710863,52 руб. - 3966187,47 руб. = 5110815,51 руб.).
Истцом из суммы понесенных убытков
исключен НДС, что полностью соответствует подп. 1 п. 1 ст. 146,
абзацу 2 п. 2 ст. 154 Налогового кодекса РФ, п. 33.2 Методических
рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную
стоимость" Налогового кодекса РФ (утв. приказом Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.2000 N
БГ-3-03/447), поскольку суммы, полученные из бюджета в возмещение
убытков от предоставления населению льгот по действующему
законодательству, не являются объектом налогообложения по указанному
налогу.
В соответствии со ст. 10 Федерального
закона "О ветеранах" расходы на оплату жилья в домах
независимо от вида жилищного фонда; оплату коммунальных услуг, услуг
за пользование радио и коллективной телевизионной антенной,
приобретение и доставку топлива ветеранам, проживающим в домах, не
имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда
возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
По правилам ст. 16, 1069 Гражданского
кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в
результате незаконных действий (бездействия) государственных органов,
органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов,
подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны
субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Неисполнение субъектом Российской
Федерации своих обязательств по компенсации затрат, произведенных
истцом в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных
бюджетным финансированием льгот для ветеранов, повлекло возникновение
убытков.
Противоправность поведения и вина
заключаются в уклонении (бездействии) субъекта Российской Федерации -
Нижегородской области от исполнения своих обязательств по компенсации
затрат, которые понес истец в результате реализации установленных
законом льгот для ветеранов. Уклонение от исполнения своих
обязательств усматривается из того факта, что в Законе Нижегородской
области "Об областном бюджете на 2004 год" предусмотрено
недостаточно средств для выплаты компенсации указанных затрат, что
привело к образованию кредиторской задолженности по всем видам льгот.
Правоотношения, возникающие между
организациями, предоставляющими услуги получателям льгот, и
производящими выплаты уполномоченными государством органами,
относятся к публичным отношениям, и компенсация расходов, понесенных
такой организацией, льготным категориям граждан, предусмотрена ст. 10
Федерального закона "О ветеранах".
При таких обстоятельствах в силу
прямого указания закона убытки по предоставлению заявителем иска
льгот гражданам в соответствии с Федеральным законом "О
ветеранах" подлежат взысканию за счет средств казны
Нижегородской области в сумме 5280660,13 руб.
Мнение заявителя апелляционной жалобы
со ссылкой на п. 2 ст. 10 Федерального закона "О ветеранах"
о том, что конечным источником финансирования данных федеральных
льгот является федеральный бюджет и в связи с этим денежные суммы
подлежат взысканию с федерального бюджета, ошибочно, поскольку, как
указано выше, федеральным законом четко определено, за счет какого
бюджета возмещаются названные льготы, и вопросы выделения денежных
средств федеральным бюджетом субъекту РФ не могут относиться к
предмету рассмотрения по настоящему делу, и тем более отсутствие
порядка согласования распределения и закрепления расходов совместного
ведения РФ и субъектов РФ не ставится в зависимость от возмещения
названных убытков организации, предоставившей льготы.
На основании статьи 1071 Гражданского
кодекса РФ от имени казны ответственность за ненадлежащее финансовое
обеспечение Федерального закона "О ветеранах" должна быть
возложена на министерство финансов Нижегородской области.
При таких обстоятельствах
апелляционная жалоба министерства финансов Нижегородской области
удовлетворению не подлежит.
Ответчиком по делу заявлено
ходатайство об отсрочке уплаты госпошлины до вынесения судебного акта
судом апелляционной инстанции, данное ходатайство было удовлетворено,
поэтому по правилам ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ
расходы по госпошлине подлежат взысканию с заявителя.
На основании изложенного и
руководствуясь ст. 258, 268 - 269, 271 Арбитражного процессуального
кодекса РФ, суд
постановил:
Решение Арбитражного
суда Нижегородской области от 11.07.2005 по делу N
А43-6976/2005-27-179 оставить без изменения, а апелляционную жалобу
министерства финансов Нижегородской области - без удовлетворения.
Взыскать с министерства финансов
Нижегородской области за счет средств казны субъекта РФ в доход
федерального бюджета РФ расходы по госпошлине по апелляционной жалобе
в сумме 1000 руб.
Постановление вступает в законную
силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный
арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Полный текст постановления изготовлен
15.09.2005.
Председательствующий
С.А.ВОЙНОВ
Судьи
В.В.ГУЩЕВ
Л.В.ПРОХОРОВА
|