Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда
Нижегородской области от 17.03.2005 по делу № А43-33282/2004-21-1015


<КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МОГУТ
ВЫПОЛНЯТЬ ФУНКЦИИ БАНКА РОССИИ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ СЧЕТОВ БЮДЖЕТНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ В СЛУЧАЕ ОТСУТСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ БАНКА РОССИИ НА
СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ТЕРРИТОРИИ>


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено





Документ
получен по официальной рассылке Арбитражного суда Нижегородской
области.



Постановлением ФАС Волго-Вятского
округа от 15.07.2005 по делу № А43-33282/2004-21-1015 решение суда
первой инстанции отменено в связи с отказом истца от иска,
производство по делу прекращено.






АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




РЕШЕНИЕ




от 17 марта 2005 года
Дело N А43-33282/2004-21-1015



Резолютивная часть
решения объявлена 11 марта 2005 г.


Полный текст решения изготовлен 17
марта 2005 г.




(извлечение)




Арбитражный суд
Нижегородской области в составе судьи Чемеровской Тамары Павловны,
рассмотрел в судебном заседании дело по иску прокурора Нижегородской
области, г. Нижний Новгород, к ответчикам:


1) Семеновской сельской администрации
Краснооктябрьского района Нижегородской области, с. Семеновская
Краснооктябрьского района Нижегородской области;


2) открытому акционерному обществу
"Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской
Федерации";


третье лицо, не заявляющее
самостоятельных требований относительно предмета спора: Центральный
банк РФ в лице Главного управления ЦБ РФ по Нижегородской области, г.
Нижний Новгород, о применении последствий недействительности договора
банковского счета.




Сущность спора: о
применении последствий недействительности договора банковского счета
от 15 июля 1998 года, заключенного между ответчиками, в виде закрытия
счетов № 40204810142267118033, № 40603810342260008020, N
4020481004226018020 в универсальном филиале Сергачского ОСБ N
4356/0107 АК СБ РФ, на основании пункта 2 статьи 155, пункта 2 статьи
156 Бюджетного кодекса РФ и статей 166, 167, 168 Гражданского кодекса
Российской Федерации.


В судебном заседании прокурор
Нижегородской области в соответствии со ст. 49 Арбитражного
процессуального кодекса РФ уточнил предмет спора в связи с допущенной
в исковом заявлении ошибкой. Просит применить последствия
недействительности договора банковского счета от 15 июля 1998 года,
заключенного между Семеновской сельской администрацией
Краснооктябрьского района и отделением Сберегательного банка № 4363
АК СБ РФ в виде закрытия счетов № 40204810942260118007, N
40204810342267118040, № 4060381054226000808 в универсальном филиале
Сергачского ОСБ № 4356/0107 Акционерного коммерческого
Сберегательного банка РФ.


Ходатайство истца об уточнении
предмета спора удовлетворено.


Кроме того, в судебном заседании
истец заявил ходатайство об отказе от иска в отношении закрытия счета
№ 4060381054226000808 в Сергачском ОСБ № 4356/0107 в связи с
добровольным исполнением требований заявителя.


Согласно пункту 2 статьи 49
Арбитражного процессуального кодекса РФ истец вправе при рассмотрении
дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта,
которым заканчивается рассмотрение дела в соответствующей инстанции,
отказаться от иска полностью или частично.


В силу части 5 статьи 49 Арбитражного
процессуального кодекса РФ арбитражный суд не принимает отказ от
иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.


Обстоятельства, препятствующие
принятию судом отказа от иска в части закрытия счета N
4060381054226000808, в деле отсутствуют.






-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт 4 пункта 1 статьи
150 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а не пункт 4 статьи 150.






Отказ прокурора
Нижегородской области от иска в части вышеуказанного требования
принят судом, так как не противоречит закону и не нарушает права и
интересы других лиц, в связи с чем на основании пункта 4 статьи 150
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
производство по делу в части требования прокурора о применении
последствий недействительности договора банковского счета от 15 июля
1998 года, заключенного между Семеновской сельской администрацией
Краснооктябрьского района и Отделением Сберегательного банка № 4363
АК СБ РФ в виде закрытия счета № 4060381054226000808 в универсальном
филиале Сергачского ОСБ № 4356/0107 Акционерного коммерческого
Сберегательного банка РФ подлежит прекращению.


В обоснование своих требований
заявитель указал, что в соответствии с пунктом 2 статьи 155
Бюджетного кодекса РФ счета бюджетов обслуживает Банк России. Иные
кредитные организации выполняют функции Банка России, предусмотренные
пунктом 2 статьи 155 Кодекса, в случае отсутствия учреждения Банка
России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими
этих функций.


На соответствующей территории имеется
расчетно-кассовый центр г. Сергача.


Поскольку счета, открытые
администрацией, предназначены для учета средств местного бюджета, то
в силу пункта 2 статьи 155 Бюджетного кодекса РФ его следовало
открыть в Банке России.


Просит его требования удовлетворить.


Ответчики отзывами на иск и в
судебном заседании требования прокурора Нижегородской области не
признали.


В силу пункта 2 статьи 156 Бюджетного
кодекса РФ кредитные организации выполняют функции Банка России,
предусмотренные пунктом 2 ст. 155 Кодекса (обслуживание счетов
бюджетов) в случае отсутствия учреждений Банка России на
соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих
функций. На территории Краснооктябрьского района отсутствует
учреждение Банка России. Кроме универсального филиала Сергачского ОСБ
№ 4356/0107 Акционерного коммерческого Сбербанка РФ других кредитных
учреждений в районе нет.


Ближайшее учреждение Банка России
находится в 23 км от с. Семеновская, и перевод счета на обслуживание
в РКЦ приведет к увеличению расходов, связанных с получением
бюджетных средств. В бюджете сельской администрации, который на 100%
состоит из субвенций и дотаций, эти расходы не предусмотрены.


Кроме того, удовлетворение исковых
требований прокурора может привести к нарушению функционирования
бюджетной системы муниципального образования, что в свою очередь
приведет к невозможности обеспечения конституционных прав и свобод
человека и гражданина в виде выплаты заработной платы работникам
бюджетной сферы, обеспечения работы службы скорой медицинской помощи
и теплоснабжения бюджетных организаций.


К оспариваемому прокурором
Нижегородской области договору банковского счета не могут быть
применены положения статей 155 и 156 Бюджетного кодекса РФ, поскольку
договор заключен до введения в действие данного Кодекса.


Кроме того, в 2005 году на территории
Нижегородской области осуществляется переход на казначейскую систему
исполнения бюджета. При этом счет отделения Федерального казначейства
по Краснооктябрьскому району открыт в дополнительном офисе
Сергачского ОСБ № 4556/0100107 АК Сбербанк РФ, что подтверждается
представленным в дело договором банковского счета № 1 от 17.12.2004.


Просят в иске отказать.


Третье лицо - Центральный банк РФ в
лице Главного управления Центрального банка РФ по Нижегородской
области в судебное заседание не явилось, о времени и месте
рассмотрения спора уведомлено надлежащим образом. В представленном
письменном отзыве считает позицию прокуратуры Нижегородской области о
нарушении Семеновской сельской администрацией бюджетного
законодательства обоснованной, а исковые требования - подлежащими
удовлетворению.


Определением Арбитражного суда
Нижегородской области по ходатайству ответчика ОАО "АК
Сберегательный банк РФ" к рассмотрению дела были привлечены
арбитражные заседатели.


До начала судебного разбирательства
11 марта 2005 года представитель ОАО "АК Сбербанк РФ"
отказался от ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных
заседателей. Представитель прокуратуры Нижегородской области и
Семеновской сельской администрации не возражают против рассмотрения
дела единолично судьей.


В связи с отказом стороны, по
ходатайству которой вынесено определение о рассмотрении дела с
участием арбитражных заседателей, от данного ходатайства, дело
рассмотрено судьей единолично без участия арбитражных заседателей.


Резолютивная часть решения объявлена
11 марта 2005 года.


На основании статьи 176 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации составление решения в
полном объеме откладывалось на 17 марта 2005 года.


Исследовав материалы дела, выслушав
доводы сторон, суд не находит оснований для удовлетворения иска по
следующим мотивам.


15 июля 1998 года Семеновская
сельская администрация Краснооктябрьского района и Акционерный
коммерческий Сберегательный банк РФ в лице ОСБ № 4363 заключили
договор банковского счета, предметом которого является открытие
банком счета клиенту (Семеновской сельской администрации) и
осуществление расчетно-кассового обслуживания в соответствии с
действующим законодательством и условиями данного договора.


Указанный договор был заключен сроком
на 1 год с возможностью автоматической пролонгации.


На основании договора от 15.07.1998 в
дополнительном офисе Сергачского ОСБ № 4356/0107 АК СБ РФ,
расположенном по адресу: Нижегородская область, Краснооктябрьский
район, с. Уразовка, были открыты счета № 40204810942260118007, N
40204810342267118040.


В соответствии со статьей 152
Бюджетного кодекса РФ участниками бюджетного процесса являются органы
исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы
местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие
сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы).


Семеновская сельская администрация
Краснооктябрьского района Нижегородской области является
исполнительным органом местного самоуправления, что позволяет считать
ее участником бюджетного процесса.


В соответствии с Положением Банка
России от 05.12.2002 № 205-п "О правилах ведения бухгалтерского
учета в кредитных учреждениях" счета, начинающиеся на № 40204,
предназначены для учета средств местных бюджетов.


При таких обстоятельствах суд
приходит к выводу, что счета № 40204810942260118007, N
40204810342267118040, открытые Семеновской сельской администрацией в
Сбербанке, являются счетами местного бюджета.


По общему правилу пункта 2 статьи 155
Бюджетного кодекса РФ функции по обслуживанию счетов бюджетов
возложены на Банк России.


Однако пункт 2 статьи 156 Бюджетного
кодекса РФ допускает выполнение кредитными организациями функций
Банка России, предусмотренных пунктом 2 статьи 155 Бюджетного кодекса
РФ, в случае отсутствия учреждения Банка России на соответствующей
территории или невозможности выполнения ими этих функций.


В материалах дела имеется справка
Главного управления ЦБ РФ по Нижегородской области № 09-30/10500 от
12 ноября 2004 года, из которой следует, что на территории
Краснооктябрьского района отсутствуют учреждения Банка России.


Однако прокурор Нижегородской области
полагает, что открытие оспариваемых счетов в Сбербанке противоречит
Бюджетному кодексу, поскольку обслуживание бюджетных счетов в данном
случае должно производиться в ближайшем расчетно-кассовом центре г.
Сергача, который по данным не вправе отказать в обслуживании
бюджетным учреждениям и организациям Краснооктябрьского района в
случае представления ими соответствующих документов, необходимых для
открытия счета.


Согласно статьям 83 - 85 Федерального
закона Российской Федерации "О Центральном банке РФ (Банке
России)" Банк России представляет собой единую централизованную
систему с вертикальной структурой управления, в которую входят
центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые
центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения
и другие организации, в том числе подразделения безопасности и
Российское объединение инкассации, которые необходимы для
осуществления деятельности Банка России.


Задачи и функции территориальных
учреждений Банка России определяются Положением о территориальных
учреждениях Банка России, утверждаемым советом директоров.


В соответствии со статьей 1 Положения
о территориальных учреждениях банка России, утвержденного советом
директоров Банка России 10 апреля 1998 года, территориальное
учреждение Центрального банка РФ (далее - ЦБ РФ) - это обособленное
подразделение ЦБ РФ, осуществляющее на территории субъекта РФ часть
его функций, в том числе и полномочия по обслуживанию счетов по учету
доходов и средств местных бюджетов (ст. 12 данного Положения).


В составе территориальных учреждений
на правах структурных подразделений действуют расчетно-кассовые
центры (в дальнейшем - РКЦ).


На территории Нижегородской области
территориальным учреждением Банка России является Главное управление
ЦБ РФ по Нижегородской области, в составе которого действует
несколько РКЦ, в том числе и РКЦ г. Сергача.


Согласно пункту 1.1 Типового
положения о РКЦ Банка России, утвержденного приказом ЦБ РФ от 7
октября 1996 года № 02-373, РКЦ могут создаваться в виде головного
РКЦ, межрайонного РКЦ, районного РКЦ.


По правилам пункта 2 статьи 156
Бюджетного кодекса РФ и части 4 статьи 9 Федерального закона
Российской Федерации "О банках и банковской деятельности" в
случае отсутствия учреждения Банка России на соответствующей
территории муниципальное образование может открывать счета бюджетов в
кредитных организациях на конкурсной основе.


При этом под соответствующей
территорией понимается как территория одного муниципального
образования, так и территория определенного числа муниципальных
образований, если в соответствующих территориальных границах
действует подразделение расчетной сети, деятельность которого
распространяется на территорию определенного числа муниципальных
образований (пункт 3 постановления Конституционного Суда РФ от 17
июня 2004 года № 12-п).


Согласно статье 9 Закона
Нижегородской области от 10 октября 2000 года № 140-З "Об
административно-территориальном устройстве Нижегородской области"
Сергачский и Краснооктябрьский районы являются самостоятельными
административно-территориальными единицами, составляющими в
соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от
5 мая 2003 года № 135 "Об утверждении реестра
административно-территориальных образований, городских и сельских
населенных пунктов Нижегородской области" отдельные
муниципальные образования.


В соответствии с Уставом
Краснооктябрьского района (с изменениями от 16.06.2004 № 28)
Семеновское муниципальное образование находится на территории данного
района и входит в его состав как административно-территориального
образование.


Из представленного в дело Положения о
Сергачском РКЦ ГУ ЦБ РФ по Нижегородской области, действовавшего на
момент заключения ответчиками оспариваемого договора, не следует, что
РКЦ г. Сергача создан и выполняет функции межрайонного РКЦ,
обслуживающего территорию Краснооктябрьского района Нижегородской
области.


Доказательств, опровергающих эти
обстоятельства, в материалы дела не представлено.


Таким образом, имеющимися в
материалах дела документами подтвержден факт отсутствия на территории
Краснооктябрьского района учреждения Банка России.


Следовательно, муниципальное
образование имело право определить кредитное учреждение на конкурсной
основе.


Из пояснений лиц, участвующих в деле,
следует, что на территории Краснооктябрьского района отсутствуют иные
кредитные учреждения, за исключением универсального отделения
Сергачского ОСБ № 4356/0107 Акционерного коммерческого
Сберегательного банка РФ. Доказательств, опровергающих эти доводы
прокурором Нижегородской области, не представлено. При таких
обстоятельствах основания для проведения конкурса отсутствовали.


Вместе с тем, как следует из
постановления Конституционного Суда РФ от 17 июня 2004 года № 12-п,
публичные субъекты бюджетных отношений в любом случае не могут
остаться без обслуживания счетов бюджетов.


Таким образом, взаимосвязанные
положения пункта 2 статьи 155 и пункта 2 статьи 156 Бюджетного
кодекса РФ не исключают возможность открывать счета бюджетов в
кредитных учреждениях в случаях и порядке, предусмотренных
федеральным законом.


Поскольку на территории
Краснооктябрьского района отсутствуют учреждения Банка России,
которые вправе выполнять функции по обслуживанию счетов бюджета, суд
приходит к выводу, что договор банковского счета от 15 июля 1998
года, заключенный между Семеновской сельской администрацией
Краснооктябрьского района и отделением Сберегательного банка № 4363
Акционерного коммерческого Сбербанка РФ, соответствует требованиям
действующего законодательства.


Кроме этого, оспариваемый договор
между ответчиками заключен 15 июля 1998 года, то есть до введения в
действие норм Бюджетного кодекса, который согласно Федеральному
закону Российской Федерации № 159-ФЗ "О введении в действие
Бюджетного кодекса РФ" действует с 1 января 2000 года.


В соответствии со статьей 8
вышеуказанного Закона Кодекс применяется к бюджетным правоотношениям,
возникшим после введения его в действие.


Нормы Кодекса применяются к
отношениям, возникшим из договоров, одной из сторон которых является
орган государственной власти и управления или орган местного
самоуправления, которые возникли и не прекратились до 1 января 2000
года, однако это не влечет за собой ничтожность договора,
заключенного до введения Бюджетного кодекса РФ в действие, поскольку
отсутствовало нарушение закона или иного правового акта на момент его
заключения.


В соответствии со статьей 215
Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 168 Закона
Нижегородской области от 08.10.2001 № 207-З "О бюджетной системе
и бюджетном процессе в Нижегородской области" на территории
Нижегородской области производится поэтапный переход на казначейское
исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются
организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами
бюджетов и бюджетными средствами. При этом счет Федерального
казначейства на территории Краснооктябрьского района Нижегородской
области также открывается в Сергачском ОСБ № 4356/0107, что
подтверждается представленным в дело Сбербанком РФ договором от
17.12.2004.


Следовательно, и при переходе на
казначейскую систему исполнения местных бюджетов движение денежных
средств осуществляется через Сберегательный банк РФ.






-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: имеется в виду с. Семеновская, а не с.
Семеновка.






Кроме того, в случае
прекращения оспариваемого договора будут нарушены права и законные
интересы Семеновской сельской администрации и поставлено под угрозу
обеспечение сохранности бюджетных средств, поскольку Банк России не
обеспечивает инкассацию денежных средств, а в бюджете администрации
не предусмотрены расходы, связанные с обеспечением сохранности при
транспортировке бюджетных денежных средств на расстоянии 23 км от с.
Семеновка до г. Сергача.


В соответствии со ст. 11 Гражданского
кодекса РФ и ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ защите
подлежат нарушенные или оспоренные права.


Поскольку в соответствии со ст. 65
Арбитражного процессуального кодекса РФ заявителем не представлено
доказательств, подтверждающих его доводы, а также нарушений закона и
иных правовых актов, иск прокурора Нижегородской области подлежит
отклонению.


Расходы по делу составляют 1000 руб.
и по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации относятся на истца, однако взысканию с него не
подлежат по причине освобождения последнего от уплаты госпошлины.


Руководствуясь ст. 167 - 170, 176,
180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд




решил:




Производство по делу
в части закрытия счета № 40603810542260008008 в универсальном филиале
Сергачского ОСБ № 435/0107 Акционерного коммерческого банка
Сберегательного банка Российской Федерации по договору банковского
счета от 15.07.1998 между Семеновской сельской администрацией
Краснооктябрьского района Нижегородской области и Акционерным
коммерческим Сберегательным банком РФ - прекратить.


В остальной части иска - отказать.


Решение вступает в законную силу по
истечении месячного срока с момента его принятия и может быть
обжаловано в установленном законом порядке.




Судья


Т.П.ЧЕМЕРОВСКАЯ












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru