Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда
Нижегородской области от 21.03.2005 по делу № А43-33301/2004-5-1046


<ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ЧАСТИ
ВОЗМЕЩЕНИЯ ЗА СЧЕТ КАЗНЫ РФ УБЫТКОВ, ВОЗНИКШИХ В СВЯЗИ С
НЕДОФИНАНСИРОВАНИЕМ ЛЬГОТ, ВОЗЛОЖЕНА НА МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ КАК
НА ОРГАН, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА>


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено





Документ
получен по официальной рассылке Арбитражного суда Нижегородской
области.



Постановлением ФАС Волго-Вятского
округа от 11.07.2005 по делу № А43-33301/2004-5-1046 решение суда
первой инстанции оставлено без изменения.






АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




РЕШЕНИЕ




от 21 марта 2005 года
Дело N А43-33301/2004-5-1046



Резолютивная часть
решения объявлена 15 марта 2005 г.


Полный текст решения подготовлен 21
марта 2005 г.




(извлечение)




Судья Кошелева Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрела в
судебном заседании дело по иску жилищно-строительного кооператива N
309, г. Н.Новгород, к ответчикам:


1) администрации Советского района г.
Н.Новгорода;


2) управлению Федерального
казначейства Министерства финансов РФ по Нижегородской области;


3) министерству труда и социальной
защиты Нижегородской области;


4) Правительству Нижегородской
области;


5) департаменту финансов и налоговой
политики администрации г. Н.Новгорода;


6) министерству финансов
Нижегородской области;


7) Министерству финансов Российской
Федерации.




Сущность спора:
заявлены требования о возмещении затрат по предоставлению льгот в
соответствии с Федеральным законом "О социальной защите
инвалидов в РФ" в сумме 28774,12 рубля.


Согласно договору № 68 от 08.02.2002
жителям дома № 116 по ул. Ванеева (подъезды с 7 по 14) за период с
октября 2002 г. по декабрь 2002 г.


В обоснование иска указано, что в
соответствии с Федеральным законом "О социальной защите
инвалидов в РФ" и постановлением Правительства РФ № 901 от
27.07.1996 инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов,
предоставляется скидка не ниже 50 процентов оплаты жилья в домах
муниципального жилищного фонда и оплаты коммунальных услуг (п. 13
постановления).


08.02.2002 между ЖСК-309 и
управлением по труду и социальной защите населения администрации
Советского района г. Н.Новгорода заключен договор № 68 на
предоставление льгот по техническому обслуживанию жилья, вывозу
твердых бытовых отходов, отоплению и горячему водоснабжению в
соответствии с Федеральным законом "О социальной защите
инвалидов в Российской федерации". На основании данного договора
и Закона ЖСК-309 предоставляло льготы жителям дома № 116 по ул.
Ванеева.


В соответствии с Федеральным законом
"О социальной защите инвалидов в РФ" расходы организациям,
предоставляющим льготы, возмещаются за счет средств федерального
бюджета.


Администрация Советского района в
лице управления по труду и социальной защите населения не в полном
объеме компенсировала затраты ЖСК-309 по предоставлению льгот
инвалидам согласно Закону. Задолженность по компенсационным выплатам
составила за период с октября 2002 г. по декабрь 2002 г. сумму 28774
рубля. В результате ненадлежащего финансирования ЖСК-309 причинены
убытки в сумме 28774 рублей.


Наличие убытков явилось основанием
для обращения истца с требованиями к департаменту по труду и
социальной защите населения администрации г. Н.Новгорода (письмо от
05.02.2003 № 65), министерству финансов Нижегородской области (письмо
от 30.04.2004 № 126), департаменту финансов и налоговой политики
администрации г. Н.Новгорода (письмо № 372 от 01.11.2004). Поскольку
задолженность по компенсационным выплатам не была погашена, истец
вынужден был обратиться в арбитражный суд с требованием о взыскании
убытков в сумме 28774,12 рубля.


Отзывом от 27.12.2004 № 150
администрация Советского района г. Н.Новгорода иск не признала,
указав, что механизм предоставления и расходования денежных средств,
выделяемых бюджетом РФ на финансирование расходов по реализации
Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ",
определен Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 г."
В соответствии с договором № 68 от 08.02.2002 администрация несет
ответственность за возмещение средств в пределах лимитов бюджетных
обязательств. На основании ФЗ "О социальной защите инвалидов в
РФ" средства на финансирование льгот инвалидам возмещаются из
федерального бюджета. На 2002 г. на реализацию Федерального закона "О
социальной защите инвалидов в РФ" Советскому району г.
Н.Новгорода установлен лимит на ЖКУ в сумме 5679150 рублей. Денежные
средства получены в полном объеме и переданы поставщикам ЖКУ в
пределах установленного лимита. За 2002 г. по финансированию льгот по
ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" имеется
сверхплановая задолженность в сумме 28774 рублей, не погашенная в
связи с недостаточным финансированием из средств федерального
бюджета. Управление по труду и социальной защите администрации
Советского района ежемесячно представляются данные в министерство по
труду и социальной защите Нижегородской области о фактической
задолженности без учета лимитов, на каждый год составляется расчет
фактических потребностей на возмещение льгот по федеральным законам,
однако при формировании бюджета указанные заявки не учитываются. При
таких обстоятельствах администрация Советского района не может нести
ответственность за задолженность сверх лимитов.


Правительство Нижегородской области
отзывом на исковое заявление требования не признало, указав, что
финансирование расходов по предоставлению льгот по оплате ЖКУ по
Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в РФ"
осуществляется за счет средств фонда компенсаций федерального
бюджета. Годовые лимиты расходования средств на реализацию указанного
Федерального закона на территории Нижнего Новгорода утверждаются
законом Нижегородской области об областном бюджете на соответствующий
год. В соответствии с Законом Нижегородской области "Об
областном бюджете на 2002 г." г. Н.Новгороду выделено на
реализацию Закона "О социальной защите инвалидов в РФ" в
общей сумме 124781 тыс. рублей. Поскольку финансирование льгот должно
осуществляться за счет федерального бюджета, Правительство
Нижегородской области не должно нести ответственность за ненадлежащее
исполнение данного Закона.


Управление Федерального казначейства
по Нижегородской области отзывом от 09.02.2005 № 05/03 требования
иска не признало, полагая, что в соответствии со ст. 16, 1069 ГК РФ
вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате
незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов
местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны РФ,
субъекта РФ или казны муниципального образования. Для возмещения
вреда необходимо наличие общих принципов ответственности за
причинение вреда, в том числе: наличие вреда, действие либо
бездействие, приведшее к наступлению вреда, причинная связь между
двумя данными элементами, а также условие причинения вреда в
результате осуществления властных полномочий, противоправность
причинителя вреда. Однако в данном случае управление Федерального
казначейства по Нижегородской области не совершало действий
(бездействия), в результате которых был причинен вред заявителю,
поэтому не является ответственной стороной по данному спору.


Как полагает УФК РФ по Нижегородской
области, единственным органом, который может реально исполнить
обязательства перед истцом, является министерство финансов
Нижегородской области, являющееся непосредственным получателем
бюджетных средств, исходя из принципов адресности и целевого
характера бюджетных средств.


Министерство финансов Нижегородской
области не согласилось с доводами представителя УФК РФ по
Нижегородской области, пояснив, что на основании п. 2 Порядка
предоставления и расходования в 2001 г. средств фонда компенсаций на
реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в
РФ" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим
детей", утвержденного постановлением Правительства РФ от
14.07.2001 № 536, финансирование данных расходов осуществляется путем
предоставления субсидий и субвенций бюджетам субъектов РФ на
основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах
объемов финансирования (срок действия данного постановления продлен
на 2002 г. постановлением Правительства РФ от 28.02.2002 № 137). На
субъект РФ возложена обязанность обеспечения целевого использования
субсидий и субвенций. Источником финансирования расходов по
предоставлению льгот инвалидам по ЖКУ является федеральный бюджет. На
реализацию данного Закона в 2002 г. за счет средств Федерального
фонда компенсаций Нижегородской области выделено 358529 тыс. рублей
(согласно приложению 13 к ФЗ "О федеральном бюджете на 2002"
от 30.12.2001 № 194-ФЗ). Указанные средства распределены целевым
назначением между районами и городами области и получателями
бюджетных средств в соответствии с Законом Нижегородской области "Об
областном бюджете на 2002 г.". В результате распределения
бюджетных средств г. Н.Новгороду установлены лимиты расходования в
сумме 124781,0 тыс. рубля (приложение к Закону № 246-З), в том числе
Советскому району г. Н.Новгорода - 5679150 рублей. Денежные средства,
утвержденные для г. Н.Новгорода на реализацию ФЗ "О социальной
защите инвалидов в РФ", профинансированы в полном объеме.
Порядок выделения денежных средств в 2002 г. на реализацию ФЗ "О
социальной защите инвалидов в РФ", а также размер денежных
средств, выделенных бюджетам различных уровней на эти цели
(приведенные в данном отзыве), установлен решением Арбитражного суда
Нижегородской области по делу № А43-9691/2004-5-262, вступившим в
законную силу.


Рассмотрев представленные материалы,
исследовав доказательства, заслушав представителей сторон, суд
установил следующее. Между администрацией Советского района г.
Н.Новгорода в лице управления социальной защиты населения и ЖСК-309
г. Н.Новгорода заключен договор от 08.02.2002 № 68, предметом
которого являлось предоставление льгот по оплате за техническое
обслуживание, отопление, горячее водоснабжение в соответствии с ФЗ "О
ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в РФ".


Согласно п. 2.1 цена договора
определяется в пределах лимитов бюджетных обязательств, установленных
управлению социальной защиты населения администрации Советского
района на 2002 г.


В соответствии со ст. 5.4
администрация несет ответственность за возмещение сумм в пределах
бюджетных обязательств.


Из письма управления по труду и
социальной защите населения Советского района следует, что
финансирование Федерального закона "О социальной защите
инвалидов в РФ" в 2002 г. произведено в пределах лимитов
бюджетных обязательств, составляющих 5679150 рублей. Данные средства
не покрыли затраты ЖСК по произведенным компенсациям в счет оплаты за
коммунальные услуги жителям дома, являющимся инвалидами. Сумма
задолженности сверх лимитов бюджетных обязательств за октябрь -
декабрь 2002 г. составила 28774,12 рубля. В обоснование произведенных
затрат ЖСК представлены реестры с расчетом за октябрь - декабрь 2002
г. с указанием граждан, пользующихся льготами, информацией о
правоустанавливающих документах, а также видов затрат, подлежащих к
возмещению. Кроме того, к материалам дела приобщены доказательства
понесенных затрат, в том числе платежные требования МУП "Теплоэнерго"
№ 5815/6/1 от 09.12.2002, № 5812/6/1 от 07.02.2003, ООО "Переработка
твердых бытовых отходов г. Н.Новгорода" № 451/10 от 15.10.2002,
№ 399/11 от 14.11.2002, № 365/12 от 15.12.2002.


Представленные в дело доказательства
позволяют сделать вывод о затратах ЖСК-309 на оплату коммунальных
услуг в период с октября 2002 г. по декабрь 2002 г.


Исследовав материалы дела, суд пришел
к выводу о том, что фактические затраты ЖСК по оплате ЖКУ
компенсированы не в полном объеме, не возмещенные затраты составляют
28774,12 рубля.


В силу ст. 53 Конституции РФ каждый
имеет право на возмещение государством вреда, причиненного
незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти
или их должностных лиц. В развитие данного принципа Гражданский
кодекс РФ предусматривает возможность возмещения вреда государством,
в том числе, вследствие причинения вреда юридическому лицу
государственными органами, органами местного самоуправления, а также
их должностными лицами. Потери истца по льготному обеспечению
граждан, предусмотренному законом, при отсутствии их компенсации,
являются убытками.


В соответствии с п. 18, 19 ст. 4 ФЗ
"О социальной защите инвалидов в РФ" к ведению федеральных
органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов
относятся установление льгот отдельным категориям инвалидов и
формирование показателей федерального бюджета по расходам на
социальную защиту инвалидов.


Согласно ст. 15.6 Закона РФ "Об
основах федеральной жилищной политики" возмещение организации
ЖКХ расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных
услуг осуществляется за счет средств федерального бюджета путем
предоставления субвенций бюджетам РФ для возмещения фактически
произведенных расходов. При таких обстоятельствах источником расходов
по предоставлению льгот инвалидам на оплату жилья и коммунальных
услуг является федеральный бюджет. Закон РФ "Об основах
федеральной жилищной политики" не закрепляет порядка
финансирования льгот инвалидам, а лишь указывает источник их
финансирования - федеральный бюджет.






-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: постановление Правительства РФ от
14.07.2001 № 536 имеет название "О порядке предоставления и
расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию
Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации" и "О социальных пособиях гражданам, имеющим
детей", постановление Правительства РФ от 28.02.2002 № 137 имеет
название "О мерах по реализации Федерального закона "О
федеральном бюджете на 2002 год".






Порядок компенсации
расходов на предоставление льгот инвалидам установлен постановлением
Правительства РФ от 14.07.2001 № 536 "О порядке предоставления и
расходования в 2001 г. средств Фонда компенсаций на реализацию
федеральных законов 2002 г.", постановлением Правительства РФ от
28.02.2002 № 137.


Данным правовым актом определено
финансирование расходов на предоставление льгот путем предоставления
Министерством финансов РФ субсидий и субвенций бюджетам субъектов РФ
на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в
пределах объемов финансирования.


Согласно ст. 4 ФЗ "О финансовых
основах местного самоуправления в РФ", ст. 38 ФЗ "Об общих
принципах местного самоуправления в РФ" органы местного
самоуправления вправе осуществлять государственные полномочия в
пределах переданных финансовых средств на их реализацию.


Представленные в дело доказательства
свидетельствуют о том, что денежные средства, полученные
Нижегородской областью как субъектом РФ в лице министерства финансов
Нижегородской области, распределены между получателями в пределах
утвержденных лимитов. Кредиторская задолженность областного бюджета
за 2002 г. по данным обязательствам отсутствует. Доказательств
нецелевого расходования средств федерального бюджета ответчиками не
представлено. Вместе с тем установлен факт недостаточного
финансирования из федерального бюджета на возмещение расходов по
предоставлению льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите
инвалидов в РФ". Факт недостаточного финансирования льгот,
вытекающих из ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ",
установлен решением Арбитражного суда Нижегородской области по делу N
А43-9691/2004-5-262.


Рассмотрев материалы дела, суд
находит, что убытки ЖСК-309 вызваны неисполнением Российской
Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, произведенных
истцом в результате реализации законно установленных льгот.


От имени Российской Федерации
выступают федеральные органы государственной власти, ответственные за
формирование и утверждение федерального бюджета. Убытки у истца
возникли в результате бездействия указанных органов, выразившегося в
ненадлежащем финансовом обеспечении публичных обязательств Российской
Федерации по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов
в РФ".


В соответствии со ст. 16, 1069 ГК РФ
вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий
(бездействия) государственных органов, органов местного
самоуправления или должностных лиц этих органов.


Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях,
когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской
Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые
органы. При изложенных обстоятельствах ответственность за
ненадлежащее финансовое обеспечение ФЗ "О социальной защите
инвалидов в РФ" и причиненный вред истцу возлагается на
Министерство финансов РФ как орган, осуществляющий обеспечение
исполнения федерального бюджета.


Следовательно, исковые требования
подлежат удовлетворению.


Поскольку ответчик освобожден от
уплаты государственной пошлины в бюджет РФ в соответствии со ст.
333.37 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина, уплаченная в
бюджет ЖСК-309 в сумме 1250,96 рубля подлежит возврату последнему из
бюджета РФ.


Руководствуясь ст. 102, 110, 167 -
170, 176 АПК РФ, суд




решил:




Взыскать с
Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской
Федерации в пользу жилищно-строительного кооператива № 309, г.
Н.Новгород, 28774,12 рубля.


В части требований, заявленных к
администрации Советского района г. Н.Новгорода, департаменту финансов
и налоговой политики администрации г. Н.Новгорода, Правительству
Нижегородской области, министерству труда и социальной защиты
Нижегородской области, министерству финансов Нижегородской области,
УФК Нижегородской области - в иске отказать.


Решение может быть обжаловано в
апелляционную инстанцию Арбитражного суда Нижегородской области.




Судья


Т.В.КОШЕЛЕВА












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru