Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда
Нижегородской области от 20.04.2005 по делу № А43-2933/2005-15-89


<ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ЧАСТИ
ВОЗМЕЩЕНИЯ ЗА СЧЕТ КАЗНЫ РФ УБЫТКОВ, ВОЗНИКШИХ В СВЯЗИ С
НЕДОФИНАНСИРОВАНИЕМ ЛЬГОТ, ВОЗЛОЖЕНА НА МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ КАК
НА ОРГАН, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА>


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено





Документ
получен по официальной рассылке Арбитражного суда Нижегородской
области.



Постановлением ФАС Волго-Вятского
округа от 24.08.2005 по делу № А43-2933/2005-15-89 решение суда
первой инстанции оставлено без изменения.






АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




РЕШЕНИЕ




от 20 апреля 2005 года
Дело N А43-2933/2005-15-89



(извлечение)




Арбитражный суд
Нижегородской области в составе судьи Игнатовой И.И., при ведении
протокола судебного заседания судьей Игнатовой И.И., рассмотрел в
судебном заседании дело по иску муниципального учреждения "Дирекция
единого заказчика" Сормовского района, г. Н.Новгород, к
администрации Сормовского района г. Н.Новгорода, администрации города
Нижнего Новгорода, департаменту финансов и налоговой политики
администрации города Нижнего Новгорода, Правительству Нижегородской
области, министерству труда и социальной защиты Нижегородской
области, министерству финансов Нижегородской области, Министерству
финансов Российской Федерации о взыскании 5396033 рубля 85 копеек.




Сущность спора:
заявлены требования о взыскании 5396033 руб. 85 коп. - убытков,
причиненных в результате предоставления льгот в соответствии с
Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации".


Муниципальное учреждение "ДЕЗ"
Сормовского района г. Н.Новгорода обратилось с иском к администрации
Сормовского района г. Н.Новгорода, администрации г. Н.Новгорода,
департаменту финансов и налоговой политики администрации г.
Н.Новгорода, Правительству Нижегородской области, министерству
финансов Нижегородской области, министерству труда и социальной
защиты Нижегородской области, Министерству финансов Российской
Федерации с иском о возмещении затрат (убытков) в сумме 5396033 руб.
85 коп. по предоставлению льгот в соответствии с Федеральным законом
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".


Заявление мотивировано тем, что в
соответствии с названным Законом истец представлял скидку инвалидам
не ниже 50% оплаты жилья в домах муниципального жилищного фонда и
оплаты коммунальных услуг. Однако указанные расходы органами местного
самоуправления возмещены учреждению не в полном объеме, несмотря на
порядок, установленный пунктом 16 постановления Правительства РФ N
901 от 27.07.1996. В соответствии с распоряжением главы администрации
г. Н.Новгорода от 10.05.2001 № 1478-р определены меры по реализации
Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации". В соответствии с названным
распоряжением между администрацией Сормовского района г. Н.Новгорода
и МУ "ДЕЗ" Сормовского района 24.03.2003 заключен договор N
61 и соглашение об изменении договора от 20.02.2004.


МУ "ДЕЗ" Сормовского района
за период с 01.01.2004 по 31.12.2004 предоставило льготы жителям
района на общую сумму 16712187 руб. 29 коп.


Администрацией Сормовского района в
рамках заключенного договора возмещены учреждению расходы в сумме
11316153 руб. 44 коп.


Истец понес убытки в сумме 5396033
руб. 85 коп. по обязательствам, принятым на себя Российской
Федерацией.


Затраты истца по предоставлению льгот
населению района в соответствии с Федеральным законом "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации" послужили
основанием для его обращения в Арбитражный суд Нижегородской области
с иском о взыскании убытков согласно статье 16 Гражданского кодекса
Российской Федерации, причиненных юридическому лицу в результате
незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов
местного самоуправления, подлежащих возмещению Российской Федерацией,
субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.


По мнению заявителя, вред,
причиненный действиями (бездействием) государственных органов, на
основании статьи 1071 Гражданского кодекса РФ подлежит возмещению за
счет казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или
казны муниципального образования.


Из искового заявления следует, что
истцом обязательства, вытекающие из вышеназванного Закона и договора,
выполнены в полном объеме, однако ответчиками компенсация расходов МУ
"ДЕЗ" Сормовского района не произведена.






-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 20 Федерального
закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации", а не статья 38.






Администрация
Сормовского района г. Н.Новгорода отзывом иск не признала, пояснив,
что по обязательствам, предусмотренным договором № 61 от 24.03.2003
(пункты 2.1, 5.4 договора) и договором без номера и без даты между МУ
"ДЕЗ" Сормовского района и администрацией Сормовского
района г. Н.Новгорода, она может нести ответственность только в
пределах лимитов бюджетных обязательств, что соответствует
требованиям статьи 38 Федерального закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Обязательства перед истцом администрацией Сормовского района по
передаче лимитов расходования средств выполнены, что истцом не
оспаривается и подтверждается актами сверки расчетов, составленными
сторонами.


Департамент финансов и налоговой
политики администрации г. Н.Новгорода отзывом исковые требования не
признает и поясняет следующее: законом не предусматривается
предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг инвалидам и
семьям, имеющим детей-инвалидов, за счет местных бюджетов. Кроме
того, на указанные цели денежные средства в 2004 году не передавались
Нижегородской областью в бюджет города Нижнего Новгорода.


Представитель Правительства
Нижегородской области в заседании пояснил, что согласно статье 15.6
Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной
политики" возмещение организациям жилищно-коммунального
хозяйства расходов на предоставление установленных Федеральным
законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, а также по оплате
приобретения и доставки топлива в дома, не имеющие центрального
отопления, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем
предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для
возмещения фактически произведенных расходов. Таким образом, данный
Закон определяет федеральный бюджет как источник финансирования
льгот, предусмотренных Федеральным законом "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации". На основании статьи 1071
Гражданского кодекса РФ от имени казны Российской Федерации выступают
соответствующие финансовые органы. Следовательно, ответственность за
неисполнение статьи 17 Федерального закона "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации" должна быть возложена на
Министерство финансов Российской Федерации. На основании изложенного
Правительство Нижегородской области просит признать его ненадлежащим
ответчиком по данному делу.


Министерство труда и социальной
защиты Нижегородской области отзывом исковые требования не признает и
поясняет, что по Закону "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации" лимит ЖКУ на 2004 год по городу Нижнему
Новгороду на реализацию этих льгот установлен в размере 206803000
рублей. Денежные средства в пределах установленных лимитов по
указанному Закону получены министерством в полном объеме и направлены
в соответствии с целевым назначением в город Нижний Новгород. Таким
образом, обязательства в пределах выделенных лимитов бюджетных
средств на ЖКУ согласно Федеральному закону "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации" министерство выполнило
полностью.


Представитель министерства финансов
Нижегородской области в заседании, возражая против заявленных
требований, пояснил, что на субъекты Российской Федерации возложена
только обязанность обеспечивать целевое использование субсидий и
субвенций. Предусмотренные для Нижегородской области в Федеральном
законе "О федеральном бюджете на 2004 год" денежные
средства в сумме 460883000 рублей были получены в полном объеме и
перечислены в полном объеме получателям бюджетных средств, в том
числе городу Нижнему Новгороду в сумме 206953 тысяч рублей. Таким
образом, обязанность субъекта Российской Федерации использовать
предоставленные за счет средств федерального бюджета субвенции на
реализацию Закона об инвалидах исполнена надлежащим образом. Расходы
истца, понесенные им в результате предоставления льгот по Закону об
инвалидах, являются сверхлимитными расходами, а значит, убытками, а
причиной их возникновения - недостаточное финансирование из
федерального бюджета рассматриваемых расходов. В связи с изложенным
надлежащим ответчиком по иску является Министерство финансов
Российской Федерации как орган, обеспечивающий исполнение
федерального бюджета.


Рассмотрев представленные материалы,
исследовав доказательства, заслушав представителей сторон, суд
установил следующее.


Статьей 17 Федерального закона "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов,
предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в
домах государственного, муниципального и общественного жилищного
фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности
жилищного фонда).


Согласно распоряжению главы
администрации г. Н.Новгорода от 10.05.2001 № 1478-р между
администрацией Сормовского района г. Н.Новгорода и МУ "ДЕЗ"
Сормовского района заключен договор № 61 от 24.03.2003 и соглашение к
нему от 20.02.2004 и договор без номера и даты на возмещение затрат
по предоставлению льгот на оплату жилья и коммунальных услуг в
соответствии с Федеральным законом "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации".


Пунктом 2.1 договора администрация
Сормовского района приняла обязательства по компенсации затрат
учреждения в пределах лимитов бюджетных обязательств, установленных
управлению социальной защиты населения администрации Сормовского
района г. Н.Новгорода.


Представленные в дело доказательства
(акты сверки расчетов, платежные документы о передаче денежных
средств) подтверждают затраты истца по предоставлению льгот за период
с 01.01.2004 по 31.12.2004 на общую сумму 16712187 руб. 29 коп.,
компенсация затрат истца произведена на сумму 11316153 руб. 44 коп.,
не возмещенные затраты составили 5396033 руб. 85 коп.


Денежные средства в пределах лимитов
бюджетных обязательств выделены истцу в полном объеме, что
администрацией Сормовского района не оспаривается и подтверждается
документально.


Потери истца по льготному обеспечению
граждан, предусмотренному законом, при отсутствии их компенсации
являются убытками.


В соответствии с пунктами 18 и 19
статьи 4 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации" к ведению федеральных органов
государственной власти в области социальной защиты инвалидов
относятся установление федеральных льгот отдельным категориям
инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам
на социальную защиту инвалидов.


В пункте 2 Порядка предоставления и
расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию
федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим
детей", утвержденного постановлением Правительства РФ от
14.07.2001 № 536, определено финансирование этих расходов путем
предоставления Министерством финансов Российской Федерации субсидий и
субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на основании
сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов
финансирования (срок действия постановления продлен на 2004 год
постановлением Правительства РФ от 14.02.2004 № 80).


Согласно статье 15.6 Закона РФ "Об
основах федеральной жилищной политики" (в редакции Закона от
06.05.2003 № 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики"
и другие законодательные акты Российской Федерации в части
совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг")
возмещение организациям ЖКХ расходов на предоставление льгот по
оплате жилья и коммунальных услуг осуществляется за счет средств
федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам РФ для
возмещения фактически произведенных расходов.


Таким образом, источником
финансирования расходов по предоставлению льгот инвалидам на оплату
жилья и коммунальных услуг является федеральный бюджет.


Выпиской из реестра муниципального
имущества г. Н.Новгорода (справка от 23.09.2004 № 23-08/2-10167)
подтверждается принадлежность жилищного фонда, находящегося на
балансе и обслуживании МУ "ДЕЗ" Сормовского района, к
муниципальной собственности.


Судом установлено, что на реализацию
ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
за счет средств федерального фонда компенсаций Нижегородской области
было выделено в 2004 году 460883000 рублей (приложение 14 к ФЗ "О
федеральном бюджете на 2004 год" № 186-ФЗ от 23.12.2003).


Использование выделенных средств на
иные цели невозможно в связи с тем, что все операции по перечислению
субвенций производятся через счета, открытые в органах федерального
казначейства (в соответствии с постановлением Правительства РФ № 536
от 14.07.2001).


Все полученные в пределах
установленных сумм денежные средства были распределены целевым
образом между районами и городами области и получателями бюджетных
средств в соответствии с Законом Нижегородской области "Об
областном бюджете на 2004 год".


Городу Нижнему Новгороду согласно
Закону "Об областном бюджете на 2004 год" были установлены
лимиты расходования средств на реализацию ФЗ "О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации" в части льгот по оплате
ЖКУ в 2004 году в сумме 206953000 рублей.


Предусмотренные для Нижегородской
области в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2004 год"
денежные средства в сумме 460883000 рублей были получены в полном
объеме и перечислены в полном объеме получателям бюджетных средств, в
том числе городу Нижнему Новгороду в сумме 206953 тысяч рублей, что
подтверждается:


- карточкой учета получателей
бюджетных средств и кассовых расходов на 2004 год (форма отчетности
министерства финансов Нижегородской области перед Минфином Российской
Федерации);


- реестрами получателей льгот,
утвержденными министерством труда Нижегородской области;


- выписками из лицевого счета
минтруда Нижегородской области.


Таким образом, обязанность субъекта
Российской Федерации использовать предоставленные за счет средств
федерального бюджета субвенции на реализацию Закона об инвалидах
исполнена надлежащим образом.


По Закону "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации" лимит ЖКУ на 2004 год по
городу Нижнему Новгороду на реализацию этих льгот установлен в
размере 206803000 рублей. Денежные средства в пределах установленных
лимитов по указанному закону получены министерством в полном объеме и
направлены в соответствии с целевым назначением в город Нижний
Новгород.


Следовательно, обязательства в
пределах выделенных лимитов бюджетных средств на ЖКУ согласно
Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации" министерство выполнило полностью.


Согласно статье 4 Федерального закона
"О финансовых основах местного самоуправления в Российской
Федерации", статье 38 Федерального закона "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
органы местного самоуправления вправе осуществлять государственные
полномочия в пределах переданных финансовых средств на их реализацию,
то есть несут ответственность за невыполнение соответствующего закона
в пределах лимитов бюджетных обязательств.


Постановлением Правительства
Российской Федерации от 15.08.2001 № 584 "О программе развития
бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года"
предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть
возложена обязанность за неисполнение федерального закона только в
пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи из
федерального бюджета.


Согласно пунктам 3, 10 и 12 Порядка
расходование предоставленных субсидий и субвенций из фонда
компенсаций федерального бюджета осуществляется органами социальной
защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований, которые предоставляют отчеты об использовании данных
средств с отражением расходов по соответствующим разделам и кодам
бюджетной классификации Российской Федерации.


Статьей 15.3 Федерального закона "Об
основах федеральной жилищной политики" определено, что органы
государственной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления обеспечивают целевое использование субвенций,
предоставляемых из федерального бюджета и направляемых в организации
жилищно-коммунального хозяйства на возмещение расходов, не
покрываемых в связи с использованием льгот по оплате жилья и
коммунальных услуг.


То есть на органы государственной
власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления
законодательством возложены функции организаторов по предоставлению
льгот инвалидам на местах, и они несут ответственность за целевое
расходование средств, выделенных из федерального бюджета.


Нецелевого расходования средств
федерального бюджета применительно к данному иску судом не выявлено.


В соответствии со статьями 16 и 1069
Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный
юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия)
государственных органов, органов местного самоуправления или
должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны
Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны
муниципального образования.


В ходе рассмотрения дела судом
установлено, что причиной возникновения убытков у истца явилось
недостаточное финансирование из федерального бюджета средств на
возмещение расходов по предоставлению льгот, предусмотренных
Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации".


Убытки истца от предоставления льгот
возникли вследствие незаконного бездействия федеральных органов
государственной власти, ответственных за формирование и утверждение
федерального бюджета, по ненадлежащему финансовому обеспечению
публичных обязательств Российской Федерации по Федеральному закону "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации".


Неисполнение Российской Федерацией
своих обязательств по компенсации затрат, произведенных муниципальным
учреждением "ДЕЗ" Сормовского района г. Н.Новгорода в связи
с реализацией законно установленных, подлежащих возмещению в силу
названного Закона, привело к возникновению у истца убытков.


На основании статьи 1071 Гражданского
кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации
выступает соответствующий финансовый орган, следовательно,
ответственность за ненадлежащее финансовое обеспечение Федерального
закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
и причиненный вред истцу следует возложить на Министерство финансов
Российской Федерации как орган, осуществляющий формирование и
исполнение федерального бюджета.


На основании изложенного суд
полагает, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме за счет
казны Российской Федерации.


На основании ФЗ РФ "О
государственной пошлине" государственная пошлина взысканию не
подлежит.


Рассмотрев материалы дела,
руководствуясь статьями 102, 110, 167 - 170, 180, 319 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, суд




решил:




Взыскать с
Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской
Федерации в пользу муниципального учреждения "Дирекция единого
заказчика" Сормовского района г. Н.Новгорода 5396033 рубля 85
копеек.


Исполнительный лист выдать после
вступления решения в законную силу.


В части требований, заявленных к
администрации Сормовского района, администрации города Нижнего
Новгорода, департаменту финансов и налоговой политики администрации
г. Н.Новгорода, Правительству Нижегородской области, министерству
труда и социальной защиты Нижегородской области, министерству
финансов Нижегородской области, - в иске отказать.


Решение суда может быть обжаловано в
течение месяца со дня его принятия в апелляционную инстанцию
Арбитражного суда Нижегородской области.




Судья


И.И.ИГНАТОВА












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru