<ПИСЬМО> Минобразования
Нижегородской области от 27.05.2005 № 27-01-52/1325
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
от 27 мая 2005 г.
№ 27-01-52/1325
Министерство
образования и науки Нижегородской области направляет вам для
использования в работе письмо управления Федеральной службы
безопасности РФ по Нижегородской области (от 27.04.2005 № 5/4114) "О
деятельности на территории Нижегородской области представителей
нетрадиционных религиозных объединений и сект".
В случае обращения религиозных и иных
организаций в образовательные учреждения с целью нравственных либо
профилактических антинаркотических и иных бесед необходимо соблюдать
следующий алгоритм общения с представителями данных организаций и
требовать для ознакомления:
- лицензию на образовательную
деятельность, регистрацию в Минюсте РФ, копию сертификата, выданного
учреждением юстиции РФ по Нижегородской области;
- устав учреждения или организации с
четко определяемыми в нем целями и задачами;
- удостоверение личности лица,
представляющего организацию;
- документы, подтверждающие
профессиональную подготовку специалиста (диплом, свидетельство,
удостоверение).
На мероприятиях или занятиях в
образовательном учреждении во внеучебное время (лекция, беседа,
тренинг, диспут и т.д.) с приглашением специалистов из различных
организаций необходимо присутствие представителей администрации
образовательного учреждения, так как не все мероприятия носят
профилактическую направленность. Многие организации бесплатно
предлагают проведение курсовой подготовки, информирование о
катастрофах, различные методики выхода из стресса, а также
предоставляют бесплатно печатную продукцию, высылают различные
"учебные материалы", содержание которых может пагубно
влиять на психологическое состояние молодежи.
Результатом системной
профилактической работы образовательных учреждений должно стать
бдительное отношение к организациям, проявляющим интерес к молодежи
для организации группового общения.
Заместитель министра
образования
Е.Л.РОДИОНОВА
-
Приложение
к письму
министерства образования и науки
Нижегородской области
от 27.05.2005 № 27-01-52/1325
ОСНОВНЫЕ
НОВООБРАЗОВАННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДЕСТРУКТИВНЫЕ
ГРУППЫ ТОТАЛИТАРНОГО ТОЛКА, АКТИВНО
ДЕЙСТВУЮЩИЕ
В ПОДРОСТКОВОЙ И МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
На данный момент
уровень вовлеченности молодежи в различные религиозные группы и
организации в Н.Новгороде и Нижегородской области остается достаточно
высоким, что связано прежде всего с бесконтрольным проведением
свободного времени учащихся школ, учреждений начального и среднего
профессионального образования и вузов, а также низким уровнем
религиозной культуры.
В процессе перманентной смены
ценностных ориентиров и превалировании в обществе прагматических
взглядов в ущерб духовной составляющей многие молодые люди примыкают
к группам последователей какого-либо учения, которые обещают им опору
и новый круг интересного общения. Основными провоцирующими на уход в
деструктивную религиозную группу факторами можно назвать:
- нахождение большого числа учащейся
и работающей молодежи в неблагоприятных социальных условиях, когда
они не уверены в собственном будущем, что вызывает различные
депрессивные состояния, одним из способов ухода от которых и является
религиозная группа;
- усиленный психологический прессинг
со стороны СМИ о жизненных ценностях, связанных в первую очередь с
материальным благополучием, уровень которого недостижим для
большинства молодых людей. Инстинктивно они пытаются найти другие
ориентиры, противостоящие грубому материализму и прагматизму времени.
Большинство сект широко пользуется этим фактором для вовлечения людей
в собственную деятельность;
- острое желание выделиться и даже
шокировать окружающих, органично присущее молодым людям,
принадлежность к религиозной группе, особенно тайной и запрещенной,
вызывает в них чувство гордости и ощущение превосходства над другими
людьми. Это нередко приводит к отсутствию критического мышления и
готовности выполнить любой приказ организации или ее руководителя;
- широкое использование различными
деструктивными религиозными объединениями разноплановой,
профессионально психологически выверенной пропаганды в
образовательных учреждениях и вузах города и области.
Основными направлениями вторжения
религиозных сект в государственные и муниципальные образовательные
учреждения в настоящее время являются:
1. Проведение религиозными сектами в
помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений
публичных мероприятий (праздничные, культурно-просветительские,
образовательные, спортивные, задекларированные как направленные на
борьбу с наркоманией, алкоголизмом и моральной распущенностью и пр.),
принудительно обязательных для учащихся организованных по
договоренности и при содействии руководства или преподавателей
образовательных учреждений.
Примеры: так называемые "фестивали"
секты С.М. Муна, проводившиеся в нижегородских учебных заведениях
дочерними подразделениями секты - федерацией "Семьи за единство
и мир во всем мире", "Международный фонд образования"
и пр.; мероприятия секты "Брахма Кумарис Всемирный Духовный
Университет"; мероприятия под общим названием "Культура
мира", проводимые оккультными сектами последователей Рерихов.
2. Достижение представителями
религиозных сект договоренностей с руководством и преподавателями
образовательных учреждений о направлении учащихся этих
образовательных учреждений на мероприятия религиозных сект,
проводимые вне помещений образовательного учреждения.
Пример: направление целых параллелей
классов нескольких школ г. Н.Новгорода на мероприятия секты Муна в
лице федерации "Семьи за единство и мир во всем мире" в
1999 - 2001 гг.
3. Участие государственных и
муниципальных образовательных учреждений в совместных с религиозными
сектами мероприятиях или мероприятиях, организованных религиозными
сектами.
Пример: мероприятия
псевдоправославной группы старицы Фотиньи, в которых принимали
участие ученики одного из приютов Нижегородской области.
4. Формирование представителями
религиозных сект или вовлеченными в них преподавателями
государственных и муниципальных научных образовательных учреждений
через учебные предметы и внедрение религиозных практик религиозных
сект (медитация, разные виды йоги и пр.) у учащихся религиозных
воззрений. Подмена в их сознании научных представлений
представлениями религиозного оккультизма или положениями вероучений
религиозных сект, прямое внедрение оккультных или сектантских
мировоззренческих блоков в содержание образования по учебным
дисциплинам (в том числе факультативным) гуманитарного цикла:
психология, этика, эстетика, граждановедение, философия, история
религий, религиоведение, обществознание, воспитание здорового образа
жизни и др.
Примеры: деятельность направлена на
пропаганду вероучений религиозных сект и широкая реклама и изучение в
ряде вузов области.
5. Попытки создания новых учебных
дисциплин, которые маскируются под светские педагогические новации,
но в которых раскрывались бы основы вероучения религиозных сект, в
сознании учащихся происходила подмена научных представлений
представлениями религиозного оккультизма или положениями вероучений
религиозных сект, и в процессе обучения по которым учащиеся
вовлекались бы в религиозные объединения.
Примеры: деятельность, направленная
на пропаганду рерихианско-теософского оккультизма, "холодинамики",
"холософии", "культуры мира" и пр.
6. Создание и внедрение в
государственные и муниципальные образовательные учреждения учебников,
учебных и учебно-методических пособий, пропагандирующих элементы
религиозных мировоззрений и вероучений религиозных сект по учебным
дисциплинам (в том числе факультативным) гуманитарного цикла:
психология, этика, эстетика, граждановедение, философия, история
религий, религиоведение, обществознание, воспитание здорового образа
жизни и др. Распространение пособий, содержащих пропаганду
религиозных сект под видом информирования о культуре и религии.
Примеры: внедрение вероучений
оккультно-религиозных сект через преподавание курса
"Самосовершенствование личности" по книгам Г.К. Селевко;
навязывание учащимся русофобских и антиправославных взглядов через
учебники "Граждановедение" Якова Соколова; внедрение
учебников секты С. Муна "Мой мир и я" и пр.
7. Выпуск оккультно-религиозных или
сектантских журналов педагогической направленности, публикация в
светских педагогических журналах и сборниках материалов
оккультно-религиозной или сектантской направленности.
Примеры: оккультный журнал "Школа
духовности", издаваемый оккультно-религиозной сектой "Институт
интегральной педагогики" В. Мурашова; образовательные сборники,
выпускаемые оккультной сектой "Супер" Аллы Казаковой;
периодическая реклама оккультной секты последователей Рерихов в
журнале "Этносфера" и пр.
8. Проникновение сект в учреждения
повышения квалификации и переподготовки работников образования с
целью вербовки учителей.
Примеры: деятельность
оккультно-религиозной секты В. Мурашова в Академии повышения
квалификации и переподготовки работников образования Министерства
образования РФ в 1996 - 1998 гг.; деятельность с 1994 г. там же
оккультно-религиозного Федерального центра валеологии и
медико-психологических проблем образования; многочисленные
аналогичные факты в учреждениях повышения квалификации и
переподготовки работников образования в субъектах Российской
Федерации.
9. Внедрение в деятельность
государственных и муниципальных образовательных учреждений чуждых
российской национальной культуре или имеющих непосредственное
отношений к нетрадиционным религиозным объединениям.
10. Вовлечение учащихся
государственных и муниципальных образовательных учреждений в
религиозные секты через предоставление якобы медицинских услуг.
Примеры: деятельность на территории
Н.Новгорода "Нарконона" - дочерней организации секты
"Церковь саентологии", - якобы занимающейся излечением от
наркотической зависимости.
При совокупном воздействий указанных
факторов и на фоне абсолютного отсутствия миссионерской работы со
стороны представителей Русской православной церкви ребенку, "ищущему
Бога", по тем или иным причинам не удается справиться с
профессионально выстроенной и психологически выверенной системой
вовлечения новых адептов. Наиболее серьезную деятельность по
вовлечению молодежи в свои ряды на территории Нижегородской области
развернули следующие организации:
1. "Церковь Муна" ("Церковь
Объединения"). Оккультная псевдохристианская спиритическая
секта. Основа вероучения - смесь ряда догматов христианства, культа
основателя преподобного Сан-Мен Муна, спиритизма и оккультизма. По
всем признакам - тоталитарная секта с жестким контролем над сознанием
и поведением адептов.
Число молодых активистов - около 20,
сторонников и сочувствующих - до 100 человек. В органах юстиции
зарегистрирована под названием община г. Нижнего Новгорода
"Ассоциации Святого Духа за объединение мирового христианства -
Церкви Объединения", скрывается под различными названиями
"Женщины за мир во всем мире", "Академики за мир во
всем мире".
2. "Церковь саентологии".
Число молодых последователей в Н.Новгороде - до 300 человек.
Зарегистрирована в органах юстиции под прикрытием общественных
организаций:
- некоммерческое партнерство
"Нижегородский центр "Дианетика";
- консультативный центр развития
бизнеса "Навигатор".
Указанные помещения арендуются у
частных собственников.
Кроме того, на ряде крупных
предприятий г. Н.Новгорода и области активно внедряется так
называемая "административная технология Хаббарда". Ряд
руководителей данных предприятий являются последователями
саентологии.
3. "Церковь Свидетелей Иеговы".
Самая многочисленная община из представительств зарубежных
религиозных организаций в Н.Новгороде. Количество адептов из числа
молодежи - более 500 человек. Зарегистрирована в органах юстиции под
названием "Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы
"Центральная, Нижний Новгород". Имеет свои
представительства в Кстове, Дзержинске, Павлове, Шахунье, на Бору и в
других крупных городах области.
Собрания адептов ЦСИ проходят в
арендуемых помещениях.
4. "Церковь Иисуса Христа Святых
Последних Дней" (мормоны). Основатель - Джозеф Смит (19-й век).
Численность молодых прихожан нижегородской общины - более 150
человек. Зарегистрирована в органах юстиции. Собрания сектантов
проходят в здании молитвенного дома, приобретенного в собственность
Российской ассоциацией "ЦИХ СПД" (г. Москва). Особенности
общины: большое количество миссионеров из США.
5. "Фотинья".
Синкретическая группа псевдоправославного толка, действующая в п.
Б.Ельня Нижегородской обл. Руководится женщиной, называющей себя
старицей Фотиньей, которая называет себя сестрой Бога, единственной
устроительницей богоспасительного храма и монастыря, который
действует на территории ее участка. На данный момент активно
вовлекает в свою деятельность молодежь, в т.ч. детей из местного
приюта.
6. "Церковь Христа".
Псевдохристианская секта, постоянно посещающих ее мероприятия молодых
адептов в регионе - около 50 человек. Действует по московскому
уставу, в Н.Новгороде регистрации не имеет. Собираются в клубе
"Наутилус" и небольшими группами на квартирах сектантов.
7. "Международное общество
сознания Кришны". Официально зарегистрированная община,
насчитывающая порядка 100 членов из числа молодежи. Помещения
находятся в собственности сектантов. В последнее время предпринимают
попытки расширить собственное влияние в регионе, для этого регулярно
выезжают в область, постоянно распространяют собственную литературу,
пытаются выпускать продукты питания и реализовывать их через сети
продуктовых магазинов города.
8. "Холософское общество"
(община последователей Сант Такара Сингха). Численность молодежи
входящей в организацию, - до 10 человек. Официально не
зарегистрирована. Собрания проходят в помещении д/с и ОУ.
9. "Белое братство"
(международный институт души Атма). Представлено малочисленной
общиной, в которую молодые люди попасть не стремятся, однако примерно
2 или 3 ребенка, чьи родители в секте длительное время, подвергаются
реальной опасности пойти по стопам родителей. Официальной регистрации
не имеют. Собираются на арендуемых квартирах. Руководители общины в
настоящее время выехали в д. Чулково Павловского р-на Нижегородской
области.
10. "Богородичный центр"
("Церковь Божьей Матери Державная", фонд Новой Святой
Руси). Российский культ. Основатель - Иоанн Береславский. Регулярно
посещают собрания до 25 молодых людей. Собираются в различных ДК,
музеях и т.п. Иногда выступают под прикрытием фотовыставок на
религиозные темы. Считают себя истинно православными.
11. "Церковь Сатаны".
Наиболее экстремистская секта, исповедующая идеологию сатанизма.
Основной контингент - молодежь из неформальных объединений.
Представлена разрозненными группами по 10 - 12 человек, общая
численность до 100 чел. Официально не зарегистрирована. Постоянного
места проведения ритуалов не имеет. Собрания проходят в основном на
квартирах последователей культа, иногда в заброшенных бомбоубежищах,
на стройках, в гаражных массивах. В летнее время выезжают для
проведения ритуалов в лесополосу области. Употребляют наркотики,
часто совершают различного рода правонарушения. Группировки
сатанистов есть в г. Бор, Дзержинск.
Нахождение в любой из этих групп
оказывает огромное негативное влияние на развивающуюся личность
молодого человека, степень и длительность последствий этого
воздействия различна, но неоспоримым фактом является изменение
сознания. Ярко выражено проявляется некритичность мышления,
происходит замедление, а иногда и остановка процесса умственного и
физического развития, нередко появляются асоциальные ценности,
проявляющиеся в неадекватном поведении. Наиболее видимыми
последствиями являются:
- отказ от родителей и друзей, не
исповедующих туже религию, осуждение;
- добровольный уход из вузов и школ,
неквалифицированная работа на религиозную организацию фактически на
правах раба;
- уходы из дома, проживание в общине,
соответственно, возможное психологическое и физическое насилие со
стороны других адептов и руководителей, распространение и
употребление наркотиков и других психотропных средств;
- ухудшение здоровья адептов сект от
неумеренных постов, полного отказа от каких-либо продуктов,
употребления различных препаратов, нанесения себе травм;
- нарушение и разрушение отдельных
функций центральной нервной системы, развитие и усугубление
психических заболеваний;
- отказ от выполнения социальной роли
вне религиозной организации, следовательно, потеря адепта как члена
человеческого сообщества и гражданина России и т.д.
Из вышесказанного можно сделать вывод
о том, что при беспрепятственном развитии религиозных организаций у
последних найдется достаточно сил и средств для привлечения и
последующего удержания в своей среде молодых людей. С учетом
сплоченности молодежных групп и их подконтрольности авторитету можно
смело говорить об успешном манипулировании их зачастую некритичным
сознанием, что приводит к потере их как полноценных членов общества и
наносит им самим и их семьям непоправимый ущерб.
-
|