Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







<ПИСЬМО> Минобразования
Нижегородской области от 27.05.2005 № 27-01-52/1325


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено









МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




от 27 мая 2005 г.
№ 27-01-52/1325




Министерство
образования и науки Нижегородской области направляет вам для
использования в работе письмо управления Федеральной службы
безопасности РФ по Нижегородской области (от 27.04.2005 № 5/4114) "О
деятельности на территории Нижегородской области представителей
нетрадиционных религиозных объединений и сект".


В случае обращения религиозных и иных
организаций в образовательные учреждения с целью нравственных либо
профилактических антинаркотических и иных бесед необходимо соблюдать
следующий алгоритм общения с представителями данных организаций и
требовать для ознакомления:


- лицензию на образовательную
деятельность, регистрацию в Минюсте РФ, копию сертификата, выданного
учреждением юстиции РФ по Нижегородской области;


- устав учреждения или организации с
четко определяемыми в нем целями и задачами;


- удостоверение личности лица,
представляющего организацию;


- документы, подтверждающие
профессиональную подготовку специалиста (диплом, свидетельство,
удостоверение).


На мероприятиях или занятиях в
образовательном учреждении во внеучебное время (лекция, беседа,
тренинг, диспут и т.д.) с приглашением специалистов из различных
организаций необходимо присутствие представителей администрации
образовательного учреждения, так как не все мероприятия носят
профилактическую направленность. Многие организации бесплатно
предлагают проведение курсовой подготовки, информирование о
катастрофах, различные методики выхода из стресса, а также
предоставляют бесплатно печатную продукцию, высылают различные
"учебные материалы", содержание которых может пагубно
влиять на психологическое состояние молодежи.


Результатом системной
профилактической работы образовательных учреждений должно стать
бдительное отношение к организациям, проявляющим интерес к молодежи
для организации группового общения.




Заместитель министра
образования


Е.Л.РОДИОНОВА














Приложение


к письму


министерства образования и науки


Нижегородской области


от 27.05.2005 № 27-01-52/1325




ОСНОВНЫЕ
НОВООБРАЗОВАННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДЕСТРУКТИВНЫЕ


ГРУППЫ ТОТАЛИТАРНОГО ТОЛКА, АКТИВНО
ДЕЙСТВУЮЩИЕ


В ПОДРОСТКОВОЙ И МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ




На данный момент
уровень вовлеченности молодежи в различные религиозные группы и
организации в Н.Новгороде и Нижегородской области остается достаточно
высоким, что связано прежде всего с бесконтрольным проведением
свободного времени учащихся школ, учреждений начального и среднего
профессионального образования и вузов, а также низким уровнем
религиозной культуры.


В процессе перманентной смены
ценностных ориентиров и превалировании в обществе прагматических
взглядов в ущерб духовной составляющей многие молодые люди примыкают
к группам последователей какого-либо учения, которые обещают им опору
и новый круг интересного общения. Основными провоцирующими на уход в
деструктивную религиозную группу факторами можно назвать:


- нахождение большого числа учащейся
и работающей молодежи в неблагоприятных социальных условиях, когда
они не уверены в собственном будущем, что вызывает различные
депрессивные состояния, одним из способов ухода от которых и является
религиозная группа;


- усиленный психологический прессинг
со стороны СМИ о жизненных ценностях, связанных в первую очередь с
материальным благополучием, уровень которого недостижим для
большинства молодых людей. Инстинктивно они пытаются найти другие
ориентиры, противостоящие грубому материализму и прагматизму времени.
Большинство сект широко пользуется этим фактором для вовлечения людей
в собственную деятельность;


- острое желание выделиться и даже
шокировать окружающих, органично присущее молодым людям,
принадлежность к религиозной группе, особенно тайной и запрещенной,
вызывает в них чувство гордости и ощущение превосходства над другими
людьми. Это нередко приводит к отсутствию критического мышления и
готовности выполнить любой приказ организации или ее руководителя;


- широкое использование различными
деструктивными религиозными объединениями разноплановой,
профессионально психологически выверенной пропаганды в
образовательных учреждениях и вузах города и области.


Основными направлениями вторжения
религиозных сект в государственные и муниципальные образовательные
учреждения в настоящее время являются:


1. Проведение религиозными сектами в
помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений
публичных мероприятий (праздничные, культурно-просветительские,
образовательные, спортивные, задекларированные как направленные на
борьбу с наркоманией, алкоголизмом и моральной распущенностью и пр.),
принудительно обязательных для учащихся организованных по
договоренности и при содействии руководства или преподавателей
образовательных учреждений.


Примеры: так называемые "фестивали"
секты С.М. Муна, проводившиеся в нижегородских учебных заведениях
дочерними подразделениями секты - федерацией "Семьи за единство
и мир во всем мире", "Международный фонд образования"
и пр.; мероприятия секты "Брахма Кумарис Всемирный Духовный
Университет"; мероприятия под общим названием "Культура
мира", проводимые оккультными сектами последователей Рерихов.


2. Достижение представителями
религиозных сект договоренностей с руководством и преподавателями
образовательных учреждений о направлении учащихся этих
образовательных учреждений на мероприятия религиозных сект,
проводимые вне помещений образовательного учреждения.


Пример: направление целых параллелей
классов нескольких школ г. Н.Новгорода на мероприятия секты Муна в
лице федерации "Семьи за единство и мир во всем мире" в
1999 - 2001 гг.


3. Участие государственных и
муниципальных образовательных учреждений в совместных с религиозными
сектами мероприятиях или мероприятиях, организованных религиозными
сектами.


Пример: мероприятия
псевдоправославной группы старицы Фотиньи, в которых принимали
участие ученики одного из приютов Нижегородской области.


4. Формирование представителями
религиозных сект или вовлеченными в них преподавателями
государственных и муниципальных научных образовательных учреждений
через учебные предметы и внедрение религиозных практик религиозных
сект (медитация, разные виды йоги и пр.) у учащихся религиозных
воззрений. Подмена в их сознании научных представлений
представлениями религиозного оккультизма или положениями вероучений
религиозных сект, прямое внедрение оккультных или сектантских
мировоззренческих блоков в содержание образования по учебным
дисциплинам (в том числе факультативным) гуманитарного цикла:
психология, этика, эстетика, граждановедение, философия, история
религий, религиоведение, обществознание, воспитание здорового образа
жизни и др.


Примеры: деятельность направлена на
пропаганду вероучений религиозных сект и широкая реклама и изучение в
ряде вузов области.


5. Попытки создания новых учебных
дисциплин, которые маскируются под светские педагогические новации,
но в которых раскрывались бы основы вероучения религиозных сект, в
сознании учащихся происходила подмена научных представлений
представлениями религиозного оккультизма или положениями вероучений
религиозных сект, и в процессе обучения по которым учащиеся
вовлекались бы в религиозные объединения.


Примеры: деятельность, направленная
на пропаганду рерихианско-теософского оккультизма, "холодинамики",
"холософии", "культуры мира" и пр.


6. Создание и внедрение в
государственные и муниципальные образовательные учреждения учебников,
учебных и учебно-методических пособий, пропагандирующих элементы
религиозных мировоззрений и вероучений религиозных сект по учебным
дисциплинам (в том числе факультативным) гуманитарного цикла:
психология, этика, эстетика, граждановедение, философия, история
религий, религиоведение, обществознание, воспитание здорового образа
жизни и др. Распространение пособий, содержащих пропаганду
религиозных сект под видом информирования о культуре и религии.


Примеры: внедрение вероучений
оккультно-религиозных сект через преподавание курса
"Самосовершенствование личности" по книгам Г.К. Селевко;
навязывание учащимся русофобских и антиправославных взглядов через
учебники "Граждановедение" Якова Соколова; внедрение
учебников секты С. Муна "Мой мир и я" и пр.


7. Выпуск оккультно-религиозных или
сектантских журналов педагогической направленности, публикация в
светских педагогических журналах и сборниках материалов
оккультно-религиозной или сектантской направленности.


Примеры: оккультный журнал "Школа
духовности", издаваемый оккультно-религиозной сектой "Институт
интегральной педагогики" В. Мурашова; образовательные сборники,
выпускаемые оккультной сектой "Супер" Аллы Казаковой;
периодическая реклама оккультной секты последователей Рерихов в
журнале "Этносфера" и пр.


8. Проникновение сект в учреждения
повышения квалификации и переподготовки работников образования с
целью вербовки учителей.


Примеры: деятельность
оккультно-религиозной секты В. Мурашова в Академии повышения
квалификации и переподготовки работников образования Министерства
образования РФ в 1996 - 1998 гг.; деятельность с 1994 г. там же
оккультно-религиозного Федерального центра валеологии и
медико-психологических проблем образования; многочисленные
аналогичные факты в учреждениях повышения квалификации и
переподготовки работников образования в субъектах Российской
Федерации.


9. Внедрение в деятельность
государственных и муниципальных образовательных учреждений чуждых
российской национальной культуре или имеющих непосредственное
отношений к нетрадиционным религиозным объединениям.


10. Вовлечение учащихся
государственных и муниципальных образовательных учреждений в
религиозные секты через предоставление якобы медицинских услуг.


Примеры: деятельность на территории
Н.Новгорода "Нарконона" - дочерней организации секты
"Церковь саентологии", - якобы занимающейся излечением от
наркотической зависимости.


При совокупном воздействий указанных
факторов и на фоне абсолютного отсутствия миссионерской работы со
стороны представителей Русской православной церкви ребенку, "ищущему
Бога", по тем или иным причинам не удается справиться с
профессионально выстроенной и психологически выверенной системой
вовлечения новых адептов. Наиболее серьезную деятельность по
вовлечению молодежи в свои ряды на территории Нижегородской области
развернули следующие организации:


1. "Церковь Муна" ("Церковь
Объединения"). Оккультная псевдохристианская спиритическая
секта. Основа вероучения - смесь ряда догматов христианства, культа
основателя преподобного Сан-Мен Муна, спиритизма и оккультизма. По
всем признакам - тоталитарная секта с жестким контролем над сознанием
и поведением адептов.


Число молодых активистов - около 20,
сторонников и сочувствующих - до 100 человек. В органах юстиции
зарегистрирована под названием община г. Нижнего Новгорода
"Ассоциации Святого Духа за объединение мирового христианства -
Церкви Объединения", скрывается под различными названиями
"Женщины за мир во всем мире", "Академики за мир во
всем мире".


2. "Церковь саентологии".
Число молодых последователей в Н.Новгороде - до 300 человек.
Зарегистрирована в органах юстиции под прикрытием общественных
организаций:


- некоммерческое партнерство
"Нижегородский центр "Дианетика";


- консультативный центр развития
бизнеса "Навигатор".


Указанные помещения арендуются у
частных собственников.


Кроме того, на ряде крупных
предприятий г. Н.Новгорода и области активно внедряется так
называемая "административная технология Хаббарда". Ряд
руководителей данных предприятий являются последователями
саентологии.


3. "Церковь Свидетелей Иеговы".
Самая многочисленная община из представительств зарубежных
религиозных организаций в Н.Новгороде. Количество адептов из числа
молодежи - более 500 человек. Зарегистрирована в органах юстиции под
названием "Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы
"Центральная, Нижний Новгород". Имеет свои
представительства в Кстове, Дзержинске, Павлове, Шахунье, на Бору и в
других крупных городах области.


Собрания адептов ЦСИ проходят в
арендуемых помещениях.


4. "Церковь Иисуса Христа Святых
Последних Дней" (мормоны). Основатель - Джозеф Смит (19-й век).
Численность молодых прихожан нижегородской общины - более 150
человек. Зарегистрирована в органах юстиции. Собрания сектантов
проходят в здании молитвенного дома, приобретенного в собственность
Российской ассоциацией "ЦИХ СПД" (г. Москва). Особенности
общины: большое количество миссионеров из США.


5. "Фотинья".
Синкретическая группа псевдоправославного толка, действующая в п.
Б.Ельня Нижегородской обл. Руководится женщиной, называющей себя
старицей Фотиньей, которая называет себя сестрой Бога, единственной
устроительницей богоспасительного храма и монастыря, который
действует на территории ее участка. На данный момент активно
вовлекает в свою деятельность молодежь, в т.ч. детей из местного
приюта.


6. "Церковь Христа".
Псевдохристианская секта, постоянно посещающих ее мероприятия молодых
адептов в регионе - около 50 человек. Действует по московскому
уставу, в Н.Новгороде регистрации не имеет. Собираются в клубе
"Наутилус" и небольшими группами на квартирах сектантов.


7. "Международное общество
сознания Кришны". Официально зарегистрированная община,
насчитывающая порядка 100 членов из числа молодежи. Помещения
находятся в собственности сектантов. В последнее время предпринимают
попытки расширить собственное влияние в регионе, для этого регулярно
выезжают в область, постоянно распространяют собственную литературу,
пытаются выпускать продукты питания и реализовывать их через сети
продуктовых магазинов города.


8. "Холософское общество"
(община последователей Сант Такара Сингха). Численность молодежи
входящей в организацию, - до 10 человек. Официально не
зарегистрирована. Собрания проходят в помещении д/с и ОУ.


9. "Белое братство"
(международный институт души Атма). Представлено малочисленной
общиной, в которую молодые люди попасть не стремятся, однако примерно
2 или 3 ребенка, чьи родители в секте длительное время, подвергаются
реальной опасности пойти по стопам родителей. Официальной регистрации
не имеют. Собираются на арендуемых квартирах. Руководители общины в
настоящее время выехали в д. Чулково Павловского р-на Нижегородской
области.


10. "Богородичный центр"
("Церковь Божьей Матери Державная", фонд Новой Святой
Руси). Российский культ. Основатель - Иоанн Береславский. Регулярно
посещают собрания до 25 молодых людей. Собираются в различных ДК,
музеях и т.п. Иногда выступают под прикрытием фотовыставок на
религиозные темы. Считают себя истинно православными.


11. "Церковь Сатаны".
Наиболее экстремистская секта, исповедующая идеологию сатанизма.
Основной контингент - молодежь из неформальных объединений.
Представлена разрозненными группами по 10 - 12 человек, общая
численность до 100 чел. Официально не зарегистрирована. Постоянного
места проведения ритуалов не имеет. Собрания проходят в основном на
квартирах последователей культа, иногда в заброшенных бомбоубежищах,
на стройках, в гаражных массивах. В летнее время выезжают для
проведения ритуалов в лесополосу области. Употребляют наркотики,
часто совершают различного рода правонарушения. Группировки
сатанистов есть в г. Бор, Дзержинск.


Нахождение в любой из этих групп
оказывает огромное негативное влияние на развивающуюся личность
молодого человека, степень и длительность последствий этого
воздействия различна, но неоспоримым фактом является изменение
сознания. Ярко выражено проявляется некритичность мышления,
происходит замедление, а иногда и остановка процесса умственного и
физического развития, нередко появляются асоциальные ценности,
проявляющиеся в неадекватном поведении. Наиболее видимыми
последствиями являются:


- отказ от родителей и друзей, не
исповедующих туже религию, осуждение;


- добровольный уход из вузов и школ,
неквалифицированная работа на религиозную организацию фактически на
правах раба;


- уходы из дома, проживание в общине,
соответственно, возможное психологическое и физическое насилие со
стороны других адептов и руководителей, распространение и
употребление наркотиков и других психотропных средств;


- ухудшение здоровья адептов сект от
неумеренных постов, полного отказа от каких-либо продуктов,
употребления различных препаратов, нанесения себе травм;


- нарушение и разрушение отдельных
функций центральной нервной системы, развитие и усугубление
психических заболеваний;


- отказ от выполнения социальной роли
вне религиозной организации, следовательно, потеря адепта как члена
человеческого сообщества и гражданина России и т.д.


Из вышесказанного можно сделать вывод
о том, что при беспрепятственном развитии религиозных организаций у
последних найдется достаточно сил и средств для привлечения и
последующего удержания в своей среде молодых людей. С учетом
сплоченности молодежных групп и их подконтрольности авторитету можно
смело говорить об успешном манипулировании их зачастую некритичным
сознанием, что приводит к потере их как полноценных членов общества и
наносит им самим и их семьям непоправимый ущерб.












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru