Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда
Нижегородской области от 05.04.2005 по делу № А43-2879/2004-36-314


<НАЛОГОВЫЙ ОРГАН ПРАВОМЕРНО
ПРОИЗВЕЛ СПИСАНИЕ ПОЛОВИНЫ ЗАДОЛЖЕННОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ПО ПЕНЯМ,
РЕАЛЬНО СУЩЕСТВОВАВШЕЙ НА МОМЕНТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ У НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА
ПРАВА НА ТАКОЕ СПИСАНИЕ, А НЕ НА МОМЕНТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ СОГЛАШЕНИЯ О
РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ>


(Вместе с ПОСТАНОВЛЕНИЕМ суда
апелляционной инстанции от 01.06.2005)


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено





Документ
получен по официальной рассылке Арбитражного суда Нижегородской
области.



Постановлением ФАС Волго-Вятского
округа от 22.08.2005 по делу № А43-2879/2004-36-314 решение суда
первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции
оставлены без изменения.






АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




РЕШЕНИЕ


от 5 апреля 2005 года
Дело N А43-2879/2004-36-314



(извлечение)




Арбитражный суд
Нижегородской области в составе судьи Тарасова Дмитрия
Александровича, при ведении протокола судебного заседания судьей
Тарасовым Д.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества "ГАЗ", г. Н.Новгород, к
межрайонной инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам
Нижегородской области, г. Н.Новгород, о признании недействительным
решения от 30.09.2004 № 16,




установил:




в Арбитражный суд
Нижегородской области поступило заявление от открытого акционерного
общества "ГАЗ", г. Н.Новгород, к межрайонной инспекции МНС
России по крупнейшим налогоплательщикам Нижегородской области, г.
Н.Новгород, о признании недействительным решения от 30.09.2004 № 16.


Заявитель в судебном заседании
заявленные требования поддержал, пояснив, что сумма пени в размере
11132477 руб. должна быть списана полностью, поскольку входит в
половину суммы задолженности, которая должна быть реструктурирована в
соответствии с постановлением Законодательного Собрания Нижегородской
области от 14.12.2000 № 407.


Ответчик в судебном заседании с
заявленными требованиями не согласился, указав, что согласно п. 4
приложения к постановлению Законодательного Собрания Нижегородской
области от 14.12.2000 № 407 задолженность в виде половины долга по
пеням и штрафам списывается с момента погашения половины
реструктурированной задолженности по налогу на пользователей
автодорог.


Рассмотрение дела откладывалось в
порядке ст. 158 АПК РФ.


Изучив материалы дела и заслушав
представителей сторон, суд установил следующее.


Межрайонной инспекцией МНС России по
крупнейшим налогоплательщикам Нижегородской области было принято
решение от 30.09.2004 № 16 о списании реструктурированной
задолженности по пеням по налогу на пользователей автомобильных дорог
ОАО "ГАЗ" в сумме 5566000 руб.


Не согласившись с принятыми
ненормативными актами налогового органа, ОАО "ГАЗ"
обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о
признании частично недействительным решения налогового органа от
30.09.2004 № 16 о списании реструктурированной задолженности по пеням
по налогу на пользователей автомобильных дорог ОАО "ГАЗ" в
сумме 5566000 руб., а также об обязании налогового органа внести
соответствующие изменения в решение от 30.09.2004 № 16 либо принять
новое решение, устраняющее нарушение прав заявителя.


Суд находит требования заявителя не
подлежащими удовлетворению исходя из следующего.


Суд установил, что в соответствии с
постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от
14.12.2000 № 407 между ОАО "ГАЗ" и Дорожным фондом
Нижегородской области было заключено соглашение от 28.12.2000 о
реструктуризации кредиторской задолженности по налогу на
пользователей автодорог. Приложением к соглашению является график
погашения задолженности ОАО "ГАЗ" в Территориальный
дорожный фонд по налогу на пользователей автодорог в сумме 554840098
руб. и по пеням в сумме 55810154 руб. Задолженность по налогу должна
была погашаться равномерно в течение шести лет с 2001 г. по 2006 г.,
задолженность по пеням - в течение четырех лет после погашения
задолженности по налогу.


18.04.2002 Правительством РФ было
принято постановление № 251, согласно которому налоговым органом
списаны пени, начисленные на 01.01.2002 на просроченные налоговые
платежи, зачисляемые в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды, в
сумме 121620660 руб., а также часть пеней в сумме 49230251 руб.,
реструктурированных в соответствии с соглашением от 28.12.2000.
Оставшаяся сумма в размере 6579903 руб., входившая в
реструктурированную сумму по соглашению в размере 55810154 руб., не
была списана, так как числилась как штрафы.


Решением налогового органа от
28.04.2003 № 24 сумма реструктурированной задолженности по пеням
уменьшалась на 121620660 руб., общая же сумма реструктурированной
задолженности по пеням была увеличена на 4552574 руб. - пени,
начисленные за период с 01.01.2002 по 28.02.2002.


Таким образом, по данным учета
налогового органа на 30.09.2004 за ОАО "ГАЗ" числилась
реструктурированная задолженность по пеням в сумме 11132477 руб.,
состоящая из суммы в размере 4552574 руб. - пени, начисленные за
период с 01.01.2002 по 28.02.2002, и суммы в размере 6579903 руб. -
сумма, первоначально значившаяся как штрафы, а затем исправленная на
пени на основании письма Дорожного фонда Нижегородской области от
05.02.2003 № 1-11/182, подтвержденная актом сверки задолженности от
23.01.2002 № 772.


Решение налогового органа от
30.09.2004 № 16 было принято на основании распоряжения Правительства
Нижегородской области от 13.07.2004 № 409-р "О списании суммы
задолженности по пеням и штрафам", в соответствии с которым в
целях завершения процедуры реструктуризации кредиторской
задолженности рекомендуется налоговым органам по Нижегородской
области принимать решения на основании заявления организации о
списании задолженности по пеням и штрафам перед Дорожным фондом
Нижегородской области, реструктурированной в соответствии с
постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от
14.12.2000 № 407 и постановлением Правительства Нижегородской области
от 21.12.2001 № 63.


В соответствии с пунктом 4 Положения
о порядке проведения в 2000 году реструктуризации кредиторской
задолженности юридических лиц перед Территориальным дорожным фондом,
утвержденного постановлением Законодательного Собрания Нижегородской
области от 14.12.2000 № 407, при погашении половины
реструктурированной задолженности по налогу на пользователей
автомобильных дорог в соответствии с утвержденным графиком
территориальный орган Министерства РФ по налогам и сборам по месту
нахождения организации производит списание половины долга по пеням и
штрафам с момента погашения указанной задолженности.


Суд считает действия налогового
органа правомерными, так как на момент реструктуризации сумма в
размере 6579903 руб. числилась как штрафы, следовательно, не могла
быть реструктурирована по постановлению Правительства от 18.04.2002 N
251. ОАО "ГАЗ" невключение указанной суммы в
реструктуризацию обжаловало.


В связи с вышеизложенным требования
ОАО "ГАЗ" удовлетворению не подлежат.


В соответствии со статьей 110
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
государственная пошлина относится на заявителя, которая им уплачена
платежным поручением от 19.10.2004 № 128 в сумме 1000 руб.


Руководствуясь статьями 110, 167 -
170, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
суд




решил:




В удовлетворении
заявленных требований открытого акционерного общества "ГАЗ",
г. Н.Новгород, к межрайонной инспекции МНС России по крупнейшим
налогоплательщикам Нижегородской области, г. Н.Новгород, о признании
недействительным решения от 30.09.2004 № 16 отказать.


Решение вступает в законную силу по
истечении месячного срока с момента принятия и может быть обжаловано
в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом
Российской Федерации.




Судья


Д.А.ТАРАСОВ














АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




ПОСТАНОВЛЕНИЕ




от 1 июня 2005 года
Дело N А43-2879/2004-36-314



(извлечение)




Резолютивная часть
постановления объявлена 25 мая 2005 г.


Полный текст постановления изготовлен
1 июня 2005 г.




Апелляционная
инстанция Арбитражного суда Нижегородской области в составе
председательствующего Моисеевой И.И., судей Ланда Р.М., Тютина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Верховодовым Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании
апелляционную жалобу открытого акционерного общества "ГАЗ"
на решение арбитражного суда от 05.04.2005 по заявлению заявителя
жалобы к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по
крупнейшим налогоплательщикам Нижегородской области о признании
недействительным решения налогового органа от 30.09.2004 № 16 о
списании задолженности по пеням и штрафам по налогу на пользователей
автодорог ОАО "ГАЗ",




установила:








-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: имеется в виду распоряжение Правительства
Нижегородской области от 13.07.2004 № 409-р, а не постановление
Законодательного Собрания Нижегородской области.






суд первой инстанции
(судья Тарасов Д.А.), руководствуясь положениями постановлений
Законодательного Собрания Нижегородской области от 14.12.2000 № 407 и
от 13.07.2004 № 409-р, постановления Правительства РФ от 18.04.2002 N
251, отказал налогоплательщику в удовлетворении заявленных им
требований, сославшись на правомерность решения налогового органа,
списавшего половину задолженности налогоплательщика по пене,
существовавшей не на момент заключения соглашения о реструктуризации
от 28.12.2000, а на момент исполнения налогоплательщиком условия для
списания пени - погашения половины задолженности по налогу на
пользователей автодорог.


Налогоплательщик, не соглашаясь с
решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь
на неправильное применение судом первой инстанции норм материального
права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный
акт, удовлетворив первоначально заявленные им требования. По мнению
заявителя жалобы, судом неправильно применен пункт 4 Положения о
порядке проведения в 2000 году реструктуризации кредиторской
задолженности юридических лиц перед Территориальным дорожным фондом,
утвержденного постановлением Законодательного Собрания Нижегородской
области от 14.12.2000 № 407, в части определения суммы пени,
подлежащей списанию при погашении налогоплательщиком половины суммы
реструктурированной задолженности по налогам. Также заявитель жалобы
не соглашается с выводом суда первой инстанции о добросовестном
заблуждении налогового органа о правовой природе суммы 6579903 руб.
00 коп., пени, не списанной по постановлению Правительства РФ от
18.04.2002 № 251. Налогоплательщик в жалобе настаивает, что на момент
реализации постановления налоговый орган не списал данную сумму
исключительно в связи с собственной ошибкой.


Представители налогового органа
решение суда поддержали, считают его законным и обоснованным, а
доводы, изложенные в апелляционной жалобе, - несостоятельными и не
подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве на
апелляционную жалобу.


Правильность принятого судебного акта
проверена в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации.


Как следует из материалов дела, 28
декабря 2000 года между Дорожным фондом Нижегородской области и
налогоплательщиком было заключено соглашение о предоставлении
реструктуризации кредиторской задолженности по налогу на
пользователей автомобильных дорог в части, поступающей в
Территориальный дорожный фонд. По данному соглашению ОАО "ГАЗ"
была предоставлена рассрочка погашения задолженности по налогу,
образовавшаяся по состоянию на 01.12.2000, - 554840098 руб. 00 коп.
налога и 55810154 руб. 00 коп. по пене. 28 февраля 2002 года
налоговым органом было принято решение № 24, которым
налогоплательщику было предоставлено право на реструктуризацию
недоимки по пене и штрафам за неуплату федеральной части налога на
пользователей автодорог, составившей по состоянию на 01.01.2002
121620660 руб. 00 коп.


В соответствии с постановлением
Правительства РФ от 18.04.2002 № 251 налоговым органом было проведено
списание задолженности налогоплательщика по пене как по федеральным
налогам, так и по налогам, поступающим в территориальный бюджет и
внебюджетные фонды по состоянию на 01.01.2002. В том числе было
списано и 49230251 руб. 00 коп. пени по территориальной части налога
на пользователей автодорог, включенной в соглашение о
реструктуризации от 28.12.2000, а также 121620660 руб. 00 коп. по
федеральной части налога. Остаток пени по соглашению от 28.12.2000 -
6579903 руб. 00 коп. не был списан вследствие технической ошибки,
допущенной при передаче сальдо расчетов из Территориального дорожного
фонда в налоговые органы, в связи с которой данная сумма была
отражена не как пеня, а как штрафы, не подлежащие списанию в
соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.04.2002 № 251.
Впоследствии данная ошибка была исправлена и указанная сумма включена
в состав пени. В решение № 24 от 28.02.2002 налоговым органом также
были внесены изменения - реструктурируемая недоимка по пене была
уменьшена на 121620660 руб. 00 коп. пени по состоянию на 01.01.2002,
списанной по постановлению Правительства РФ от 18.04.2002 № 251, и
увеличена на 4552574 руб. 00 коп. пени, начисленной за период с
01.01.2002 по 28.02.2002. Указанная сумма недоимки была объединена с
недоимкой по пене по соглашению от 28.12.2000. В результате чего
общий остаток пени по налогу на пользователей автодорог как в
федеральной, так и в территориальной части составил 11132477 руб. 00
коп.


Заявлением от 27.08.2004
налогоплательщик обратился к налоговому органу с просьбой о списании
задолженности по пене по налогу на пользователей автодорог в сумме
11132477 руб. 00 коп. По результатам рассмотрения данного заявления
налоговым органом было принято решение от 30.09.2004 № 16, которым
была списана задолженность по пене по налогу на пользователей
автомобильных дорог в сумме 5566000 руб. 00 коп., составляющей
половину от всей задолженности налогоплательщика по пене по данному
налогу, существовавшей на момент принятия решения.


Не согласившись с принятым решением,
налогоплательщик обжаловал его в Арбитражный суд Нижегородской
области.


Заслушав представителей сторон,
изучив материалы дела и апелляционной жалобы, суд апелляционной
инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой
инстанции и удовлетворения заявленной апелляционной жалобы.


Порядок проведения реструктуризации
задолженности по уплате налога на пользователей автодорог в части,
поступающей в Территориальный дорожный фонд, установлен
постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от
14.12.2000 № 407, в части, поступающей в федеральный бюджет, -
постановлением Правительства Нижегородской области от 21.12.2001 N
63.


Поскольку, как отмечено выше, остаток
реструктурируемой задолженности по пене по решению № 24 от 28.02.2002
был включен в график платежей к соглашению о реструктуризации от
28.12.2000, налоговому органу при принятии решения о списании части
задолженности по пене следовало руководствоваться тем нормативным
актом, на основании которого было принято соглашение, а именно
постановлением от 14.12.2000 № 407.


В соответствии с пунктом 4 Положения
о порядке проведения реструктуризации, утвержденного данным
постановлением, списание половины долга по пене производится
территориальным органом Министерства по налогам и сборам РФ с момента
погашения налогоплательщиком половины реструктурируемой задолженности
по налогу. Полное списание задолженности по пене производится
налоговым органом при отсутствии у налогоплательщика недоимки по
налогу на пользователей автодорог.


При этом в данном нормативном акте
отсутствует указание на то, что списанию подлежит именно та сумма
пени, которая отражена в соглашении о реструктуризации, более того,
поскольку реструктуризация задолженности является односторонним
волевым актом государства, направленным на предоставление
налогоплательщику возможности исполнить обязанность по уплате налогов
и произвести поэтапное погашение существующих у него недоимок по
налогам и пеням, реструктуризация не имеет целью предоставления
налогоплательщику каких-либо налоговых льгот, в том числе и по
списанию определенных сумм задолженности по пеням. Списание долга по
пеням является лишь следствием исполнения налогоплательщиком условий
реструктуризации и возможно только в части реально существующей на
момент возникновения права суммы пени. Мнение налогоплательщика о
том, что списанию подлежит половина от той суммы пени, которая
отражена в соглашении, судом апелляционной инстанции принято быть не
может как противоречащее правовой природе рассматриваемой ситуации.


Таким образом, поскольку собственно
сумма недоимки по пене на момент ее окончательного формирования
налогоплательщиком обжалована не была, а также учитывая, что на
момент принятия оспариваемого решения налогоплательщиком было
выполнено условие только для списания половины суммы задолженности по
пене, суд апелляционной инстанции находит правомерным решение
налогового органа от 30.09.2004 № 16.


Вопрос о необходимости списания суммы
6579903 руб. 00 коп. на основании постановления Правительства РФ от
18.04.2002 № 251 судом апелляционной инстанции не рассматривается как
не относящийся к предмету спора.


Нарушений процессуальных норм,
являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом
апелляционной инстанции не установлено.


В соответствии со статьей 110
Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате
государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и
апелляционной инстанций относятся на заявителя жалобы.


Государственная пошлина, уплаченная
налогоплательщиком при обращении в суд первой и апелляционной
инстанций, подлежит возврату в сумме 1765 руб. 51 коп.


Руководствуясь статьями 258, 268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
арбитражный суд




постановил:




Апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "ГАЗ" оставить без
удовлетворения, решение суда от 05.04.2005 - без изменения.


Постановление вступает в законную
силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный
арбитражный суд Волго-Вятского округа.




Председательствующий


И.И.МОИСЕЕВА




Судьи


Р.М.ЛАНДА


Д.В.ТЮТИН












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru