РЕШЕНИЕ Арбитражного суда
Нижегородской области от 05.04.2005 по делу № А43-2879/2004-36-314
<НАЛОГОВЫЙ ОРГАН ПРАВОМЕРНО
ПРОИЗВЕЛ СПИСАНИЕ ПОЛОВИНЫ ЗАДОЛЖЕННОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ПО ПЕНЯМ,
РЕАЛЬНО СУЩЕСТВОВАВШЕЙ НА МОМЕНТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ У НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА
ПРАВА НА ТАКОЕ СПИСАНИЕ, А НЕ НА МОМЕНТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ СОГЛАШЕНИЯ О
РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ>
(Вместе с ПОСТАНОВЛЕНИЕМ суда
апелляционной инстанции от 01.06.2005)
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Документ
получен по официальной рассылке Арбитражного суда Нижегородской
области. -
Постановлением ФАС Волго-Вятского
округа от 22.08.2005 по делу № А43-2879/2004-36-314 решение суда
первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции
оставлены без изменения. -
-
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 5 апреля 2005 года
Дело N А43-2879/2004-36-314
(извлечение)
Арбитражный суд
Нижегородской области в составе судьи Тарасова Дмитрия
Александровича, при ведении протокола судебного заседания судьей
Тарасовым Д.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества "ГАЗ", г. Н.Новгород, к
межрайонной инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам
Нижегородской области, г. Н.Новгород, о признании недействительным
решения от 30.09.2004 № 16,
установил:
в Арбитражный суд
Нижегородской области поступило заявление от открытого акционерного
общества "ГАЗ", г. Н.Новгород, к межрайонной инспекции МНС
России по крупнейшим налогоплательщикам Нижегородской области, г.
Н.Новгород, о признании недействительным решения от 30.09.2004 № 16.
Заявитель в судебном заседании
заявленные требования поддержал, пояснив, что сумма пени в размере
11132477 руб. должна быть списана полностью, поскольку входит в
половину суммы задолженности, которая должна быть реструктурирована в
соответствии с постановлением Законодательного Собрания Нижегородской
области от 14.12.2000 № 407.
Ответчик в судебном заседании с
заявленными требованиями не согласился, указав, что согласно п. 4
приложения к постановлению Законодательного Собрания Нижегородской
области от 14.12.2000 № 407 задолженность в виде половины долга по
пеням и штрафам списывается с момента погашения половины
реструктурированной задолженности по налогу на пользователей
автодорог.
Рассмотрение дела откладывалось в
порядке ст. 158 АПК РФ.
Изучив материалы дела и заслушав
представителей сторон, суд установил следующее.
Межрайонной инспекцией МНС России по
крупнейшим налогоплательщикам Нижегородской области было принято
решение от 30.09.2004 № 16 о списании реструктурированной
задолженности по пеням по налогу на пользователей автомобильных дорог
ОАО "ГАЗ" в сумме 5566000 руб.
Не согласившись с принятыми
ненормативными актами налогового органа, ОАО "ГАЗ"
обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о
признании частично недействительным решения налогового органа от
30.09.2004 № 16 о списании реструктурированной задолженности по пеням
по налогу на пользователей автомобильных дорог ОАО "ГАЗ" в
сумме 5566000 руб., а также об обязании налогового органа внести
соответствующие изменения в решение от 30.09.2004 № 16 либо принять
новое решение, устраняющее нарушение прав заявителя.
Суд находит требования заявителя не
подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Суд установил, что в соответствии с
постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от
14.12.2000 № 407 между ОАО "ГАЗ" и Дорожным фондом
Нижегородской области было заключено соглашение от 28.12.2000 о
реструктуризации кредиторской задолженности по налогу на
пользователей автодорог. Приложением к соглашению является график
погашения задолженности ОАО "ГАЗ" в Территориальный
дорожный фонд по налогу на пользователей автодорог в сумме 554840098
руб. и по пеням в сумме 55810154 руб. Задолженность по налогу должна
была погашаться равномерно в течение шести лет с 2001 г. по 2006 г.,
задолженность по пеням - в течение четырех лет после погашения
задолженности по налогу.
18.04.2002 Правительством РФ было
принято постановление № 251, согласно которому налоговым органом
списаны пени, начисленные на 01.01.2002 на просроченные налоговые
платежи, зачисляемые в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды, в
сумме 121620660 руб., а также часть пеней в сумме 49230251 руб.,
реструктурированных в соответствии с соглашением от 28.12.2000.
Оставшаяся сумма в размере 6579903 руб., входившая в
реструктурированную сумму по соглашению в размере 55810154 руб., не
была списана, так как числилась как штрафы.
Решением налогового органа от
28.04.2003 № 24 сумма реструктурированной задолженности по пеням
уменьшалась на 121620660 руб., общая же сумма реструктурированной
задолженности по пеням была увеличена на 4552574 руб. - пени,
начисленные за период с 01.01.2002 по 28.02.2002.
Таким образом, по данным учета
налогового органа на 30.09.2004 за ОАО "ГАЗ" числилась
реструктурированная задолженность по пеням в сумме 11132477 руб.,
состоящая из суммы в размере 4552574 руб. - пени, начисленные за
период с 01.01.2002 по 28.02.2002, и суммы в размере 6579903 руб. -
сумма, первоначально значившаяся как штрафы, а затем исправленная на
пени на основании письма Дорожного фонда Нижегородской области от
05.02.2003 № 1-11/182, подтвержденная актом сверки задолженности от
23.01.2002 № 772.
Решение налогового органа от
30.09.2004 № 16 было принято на основании распоряжения Правительства
Нижегородской области от 13.07.2004 № 409-р "О списании суммы
задолженности по пеням и штрафам", в соответствии с которым в
целях завершения процедуры реструктуризации кредиторской
задолженности рекомендуется налоговым органам по Нижегородской
области принимать решения на основании заявления организации о
списании задолженности по пеням и штрафам перед Дорожным фондом
Нижегородской области, реструктурированной в соответствии с
постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от
14.12.2000 № 407 и постановлением Правительства Нижегородской области
от 21.12.2001 № 63.
В соответствии с пунктом 4 Положения
о порядке проведения в 2000 году реструктуризации кредиторской
задолженности юридических лиц перед Территориальным дорожным фондом,
утвержденного постановлением Законодательного Собрания Нижегородской
области от 14.12.2000 № 407, при погашении половины
реструктурированной задолженности по налогу на пользователей
автомобильных дорог в соответствии с утвержденным графиком
территориальный орган Министерства РФ по налогам и сборам по месту
нахождения организации производит списание половины долга по пеням и
штрафам с момента погашения указанной задолженности.
Суд считает действия налогового
органа правомерными, так как на момент реструктуризации сумма в
размере 6579903 руб. числилась как штрафы, следовательно, не могла
быть реструктурирована по постановлению Правительства от 18.04.2002 N
251. ОАО "ГАЗ" невключение указанной суммы в
реструктуризацию обжаловало.
В связи с вышеизложенным требования
ОАО "ГАЗ" удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 110
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
государственная пошлина относится на заявителя, которая им уплачена
платежным поручением от 19.10.2004 № 128 в сумме 1000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 167 -
170, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
суд
решил:
В удовлетворении
заявленных требований открытого акционерного общества "ГАЗ",
г. Н.Новгород, к межрайонной инспекции МНС России по крупнейшим
налогоплательщикам Нижегородской области, г. Н.Новгород, о признании
недействительным решения от 30.09.2004 № 16 отказать.
Решение вступает в законную силу по
истечении месячного срока с момента принятия и может быть обжаловано
в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом
Российской Федерации.
Судья
Д.А.ТАРАСОВ
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июня 2005 года
Дело N А43-2879/2004-36-314
(извлечение)
Резолютивная часть
постановления объявлена 25 мая 2005 г.
Полный текст постановления изготовлен
1 июня 2005 г.
Апелляционная
инстанция Арбитражного суда Нижегородской области в составе
председательствующего Моисеевой И.И., судей Ланда Р.М., Тютина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Верховодовым Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании
апелляционную жалобу открытого акционерного общества "ГАЗ"
на решение арбитражного суда от 05.04.2005 по заявлению заявителя
жалобы к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по
крупнейшим налогоплательщикам Нижегородской области о признании
недействительным решения налогового органа от 30.09.2004 № 16 о
списании задолженности по пеням и штрафам по налогу на пользователей
автодорог ОАО "ГАЗ",
установила:
-->
примечание.
В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: имеется в виду распоряжение Правительства
Нижегородской области от 13.07.2004 № 409-р, а не постановление
Законодательного Собрания Нижегородской области.
-
суд первой инстанции
(судья Тарасов Д.А.), руководствуясь положениями постановлений
Законодательного Собрания Нижегородской области от 14.12.2000 № 407 и
от 13.07.2004 № 409-р, постановления Правительства РФ от 18.04.2002 N
251, отказал налогоплательщику в удовлетворении заявленных им
требований, сославшись на правомерность решения налогового органа,
списавшего половину задолженности налогоплательщика по пене,
существовавшей не на момент заключения соглашения о реструктуризации
от 28.12.2000, а на момент исполнения налогоплательщиком условия для
списания пени - погашения половины задолженности по налогу на
пользователей автодорог.
Налогоплательщик, не соглашаясь с
решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь
на неправильное применение судом первой инстанции норм материального
права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный
акт, удовлетворив первоначально заявленные им требования. По мнению
заявителя жалобы, судом неправильно применен пункт 4 Положения о
порядке проведения в 2000 году реструктуризации кредиторской
задолженности юридических лиц перед Территориальным дорожным фондом,
утвержденного постановлением Законодательного Собрания Нижегородской
области от 14.12.2000 № 407, в части определения суммы пени,
подлежащей списанию при погашении налогоплательщиком половины суммы
реструктурированной задолженности по налогам. Также заявитель жалобы
не соглашается с выводом суда первой инстанции о добросовестном
заблуждении налогового органа о правовой природе суммы 6579903 руб.
00 коп., пени, не списанной по постановлению Правительства РФ от
18.04.2002 № 251. Налогоплательщик в жалобе настаивает, что на момент
реализации постановления налоговый орган не списал данную сумму
исключительно в связи с собственной ошибкой.
Представители налогового органа
решение суда поддержали, считают его законным и обоснованным, а
доводы, изложенные в апелляционной жалобе, - несостоятельными и не
подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве на
апелляционную жалобу.
Правильность принятого судебного акта
проверена в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 28
декабря 2000 года между Дорожным фондом Нижегородской области и
налогоплательщиком было заключено соглашение о предоставлении
реструктуризации кредиторской задолженности по налогу на
пользователей автомобильных дорог в части, поступающей в
Территориальный дорожный фонд. По данному соглашению ОАО "ГАЗ"
была предоставлена рассрочка погашения задолженности по налогу,
образовавшаяся по состоянию на 01.12.2000, - 554840098 руб. 00 коп.
налога и 55810154 руб. 00 коп. по пене. 28 февраля 2002 года
налоговым органом было принято решение № 24, которым
налогоплательщику было предоставлено право на реструктуризацию
недоимки по пене и штрафам за неуплату федеральной части налога на
пользователей автодорог, составившей по состоянию на 01.01.2002
121620660 руб. 00 коп.
В соответствии с постановлением
Правительства РФ от 18.04.2002 № 251 налоговым органом было проведено
списание задолженности налогоплательщика по пене как по федеральным
налогам, так и по налогам, поступающим в территориальный бюджет и
внебюджетные фонды по состоянию на 01.01.2002. В том числе было
списано и 49230251 руб. 00 коп. пени по территориальной части налога
на пользователей автодорог, включенной в соглашение о
реструктуризации от 28.12.2000, а также 121620660 руб. 00 коп. по
федеральной части налога. Остаток пени по соглашению от 28.12.2000 -
6579903 руб. 00 коп. не был списан вследствие технической ошибки,
допущенной при передаче сальдо расчетов из Территориального дорожного
фонда в налоговые органы, в связи с которой данная сумма была
отражена не как пеня, а как штрафы, не подлежащие списанию в
соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.04.2002 № 251.
Впоследствии данная ошибка была исправлена и указанная сумма включена
в состав пени. В решение № 24 от 28.02.2002 налоговым органом также
были внесены изменения - реструктурируемая недоимка по пене была
уменьшена на 121620660 руб. 00 коп. пени по состоянию на 01.01.2002,
списанной по постановлению Правительства РФ от 18.04.2002 № 251, и
увеличена на 4552574 руб. 00 коп. пени, начисленной за период с
01.01.2002 по 28.02.2002. Указанная сумма недоимки была объединена с
недоимкой по пене по соглашению от 28.12.2000. В результате чего
общий остаток пени по налогу на пользователей автодорог как в
федеральной, так и в территориальной части составил 11132477 руб. 00
коп.
Заявлением от 27.08.2004
налогоплательщик обратился к налоговому органу с просьбой о списании
задолженности по пене по налогу на пользователей автодорог в сумме
11132477 руб. 00 коп. По результатам рассмотрения данного заявления
налоговым органом было принято решение от 30.09.2004 № 16, которым
была списана задолженность по пене по налогу на пользователей
автомобильных дорог в сумме 5566000 руб. 00 коп., составляющей
половину от всей задолженности налогоплательщика по пене по данному
налогу, существовавшей на момент принятия решения.
Не согласившись с принятым решением,
налогоплательщик обжаловал его в Арбитражный суд Нижегородской
области.
Заслушав представителей сторон,
изучив материалы дела и апелляционной жалобы, суд апелляционной
инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой
инстанции и удовлетворения заявленной апелляционной жалобы.
Порядок проведения реструктуризации
задолженности по уплате налога на пользователей автодорог в части,
поступающей в Территориальный дорожный фонд, установлен
постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от
14.12.2000 № 407, в части, поступающей в федеральный бюджет, -
постановлением Правительства Нижегородской области от 21.12.2001 N
63.
Поскольку, как отмечено выше, остаток
реструктурируемой задолженности по пене по решению № 24 от 28.02.2002
был включен в график платежей к соглашению о реструктуризации от
28.12.2000, налоговому органу при принятии решения о списании части
задолженности по пене следовало руководствоваться тем нормативным
актом, на основании которого было принято соглашение, а именно
постановлением от 14.12.2000 № 407.
В соответствии с пунктом 4 Положения
о порядке проведения реструктуризации, утвержденного данным
постановлением, списание половины долга по пене производится
территориальным органом Министерства по налогам и сборам РФ с момента
погашения налогоплательщиком половины реструктурируемой задолженности
по налогу. Полное списание задолженности по пене производится
налоговым органом при отсутствии у налогоплательщика недоимки по
налогу на пользователей автодорог.
При этом в данном нормативном акте
отсутствует указание на то, что списанию подлежит именно та сумма
пени, которая отражена в соглашении о реструктуризации, более того,
поскольку реструктуризация задолженности является односторонним
волевым актом государства, направленным на предоставление
налогоплательщику возможности исполнить обязанность по уплате налогов
и произвести поэтапное погашение существующих у него недоимок по
налогам и пеням, реструктуризация не имеет целью предоставления
налогоплательщику каких-либо налоговых льгот, в том числе и по
списанию определенных сумм задолженности по пеням. Списание долга по
пеням является лишь следствием исполнения налогоплательщиком условий
реструктуризации и возможно только в части реально существующей на
момент возникновения права суммы пени. Мнение налогоплательщика о
том, что списанию подлежит половина от той суммы пени, которая
отражена в соглашении, судом апелляционной инстанции принято быть не
может как противоречащее правовой природе рассматриваемой ситуации.
Таким образом, поскольку собственно
сумма недоимки по пене на момент ее окончательного формирования
налогоплательщиком обжалована не была, а также учитывая, что на
момент принятия оспариваемого решения налогоплательщиком было
выполнено условие только для списания половины суммы задолженности по
пене, суд апелляционной инстанции находит правомерным решение
налогового органа от 30.09.2004 № 16.
Вопрос о необходимости списания суммы
6579903 руб. 00 коп. на основании постановления Правительства РФ от
18.04.2002 № 251 судом апелляционной инстанции не рассматривается как
не относящийся к предмету спора.
Нарушений процессуальных норм,
являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом
апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110
Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате
государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и
апелляционной инстанций относятся на заявителя жалобы.
Государственная пошлина, уплаченная
налогоплательщиком при обращении в суд первой и апелляционной
инстанций, подлежит возврату в сумме 1765 руб. 51 коп.
Руководствуясь статьями 258, 268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
арбитражный суд
постановил:
Апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "ГАЗ" оставить без
удовлетворения, решение суда от 05.04.2005 - без изменения.
Постановление вступает в законную
силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный
арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий
И.И.МОИСЕЕВА
Судьи
Р.М.ЛАНДА
Д.В.ТЮТИН
|