Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда
Нижегородской области от 11.03.2005 по делу № А43-10740/2004-28-338


<ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ЧАСТИ
ВОЗМЕЩЕНИЯ ЗА СЧЕТ КАЗНЫ РФ УБЫТКОВ, ВОЗНИКШИХ В СВЯЗИ С
НЕДОФИНАНСИРОВАНИЕМ ЛЬГОТ, ВОЗЛОЖЕНА НА МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ КАК
НА ОРГАН, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА. СУММЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ ИЗ БЮДЖЕТА В ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ, НЕ
ЯВЛЯЮТСЯ ОБЪЕКТОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ
СТОИМОСТЬ>


(Вместе с ПОСТАНОВЛЕНИЕМ суда
апелляционной инстанции от 02.06.2005)


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено





Документ
получен по официальной рассылке Арбитражного суда Нижегородской
области.



Постановлением ФАС Волго-Вятского от
19.09.2005 по делу № А43-10740/2004-28-338 решение суда первой
инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставлены без
изменения.






АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




РЕШЕНИЕ




от 11 марта 2005 года
Дело N А43-10740/2004-28-338



Резолютивная часть
решения объявлена 3 марта 2005 г.




(извлечение)




Арбитражный суд
Нижегородской области в составе судьи Цыгановой Татьяны Ивановны, при
ведении протокола судебного заседания помощником судьи Наугольновой
А.Ю., рассмотрел в судебном заседании дело по иску открытого
акционерного общества "Нижегородоблгаз", г. Н.Новгород, к
ответчикам:


1) министерству финансов
Нижегородской области;


2) министерству труда и социальной
защиты населения Нижегородской области;


3) Министерству финансов Российской
Федерации, г. Москва, о взыскании 16743700 руб.




Сущность спора:
заявлен иск о взыскании 16743700 руб., в том числе 5339500 руб.
задолженности за 2001 год по предоставлению льгот в пределах
выделенных лимитов по договору № 22 от 24.04.2001, в том числе по ФЗ
"О ветеранах" - 5266000 руб. и по ФЗ "О социальной
защите инвалидов в РФ" - 73500 руб.; 9088200 руб. задолженности
(убытков) за 2001 год по предоставлению льгот сверх лимитов, в том
числе по ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" - 113212
руб. 60 коп. и по ФЗ "О ветеранах" - 8974987 руб. 40 коп.;
2316000 руб. по предоставлению льгот прочим категориям граждан.






-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 27 мая 1998 года N
76-ФЗ имеет название "О статусе военнослужащих", а не "О
военнослужащих".






В порядке ст. 49
Арбитражного процессуального кодекса РФ истец неоднократно уточнял и
изменял свои исковые требования. В окончательном виде просит взыскать
с ответчиков выпадающие доходы от предоставления льгот:


- 186712 руб. 60 коп. по ФЗ "О
социальной защите инвалидов в РФ", в том числе 73500 руб. в
пределах лимитов бюджета с министерства труда и социальной защиты
Нижегородской области на основании договора и 113212 руб. 60 коп. -
сверхлимитное предоставление льгот с министерства финансов
Нижегородской области и Министерства финансов РФ солидарно на
основании ст. 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ;


- 14240987 руб. 40 коп. по ФЗ "О
ветеранах", в том числе 5266000 руб. задолженности в пределах
лимитов бюджета с министерства труда и социальной защиты
Нижегородской области на основании договора и 8974987 руб. 40 коп. -
сверхлимитное предоставление льгот с министерства финансов
Нижегородской области и Министерства финансов РФ солидарно на
основании ст. 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ;


- 2316000 руб. - сверхлимитное
предоставление льгот по прочим категориям граждан с министерства
финансов Нижегородской области и Министерства финансов РФ солидарно
на основании ст. 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ (17200
руб. - узникам концлагерей, тюрем, гетто, 1272700 руб. - по ФЗ "О
военнослужащих", 864700 руб. - многодетным семьям, 161400 руб. -
участникам аварии 18.01.1970 на заводе "Красное Сормово").


Министерство финансов Нижегородской
области отзывом по делу, дополнениями к нему в судебном заседании
исковые требования в части возмещения расходов, связанных с
предоставлением льгот по ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ"
и по ФЗ "О ветеранах", не признало. Финансирование льгот по
вышеуказанным законам производится за счет средств федерального
бюджета. Как субъект РФ область несет ответственность перед истцом
только в пределах лимитов бюджетных обязательств. В пределах лимитов
денежные средства не были получены истцом по собственной вине. По
убыткам, возникшим в результате отсутствия компенсации произведенных
им сверхлимитных расходов, надлежащим ответчиком должно выступать
Министерство финансов РФ. Кроме того, считает, что истец не доказал
фактическое предоставление льгот по ФЗ "О ветеранах",
дважды предъявил к оплате документы на сумму 456873 руб. 76 коп., акт
за декабрь 2001 года на 30088 руб. 88 коп. по Ардатовскому району
содержит исправление даты, которое не оговорено. Полагает, что этот
акт мог быть включен в списки льготников за более ранний период. По
прочим категориям населения пояснил, что по состоянию на 01.01.2005 с
истцом подписан акт сверки расчетов, согласно которому задолженность
перед ним составляет 3322500 руб. Полагает, что из указанной суммы
необходимо исключить оплату 999200 руб., произведенную в 2002 году.


Министерство труда и социальной
защиты Нижегородской области отзывом по делу в судебном заседании
исковые требования не признало. По состоянию на 31.12.2001 истец
представил документы, подтверждающие предоставление льгот в размере
65944501 руб. 21 коп. по ФЗ "О социальной защите инвалидов"
и по ФЗ "О ветеранах". Указанная сумма была ему полностью
оплачена. Документы на сумму 5266000 руб. по ФЗ "О ветеранах"
и на 73500 руб. по ФЗ "О социальной защите инвалидов" до
окончания финансового года представлены не были. По этой причине
денежные средства в пределах выделенных лимитов были возвращены в
Министерство финансов РФ. Также считает, что истец не доказал
фактическое предоставление льгот по ФЗ "О ветеранах",
дважды предъявил к оплате документы на сумму 456873 руб. 76 коп.,
полагает подлежащим исключению из заявленной суммы акта на 30088 руб.
88 коп. по Ардатовскому району.


Министерство финансов Российской
Федерации отзывом по делу, в судебном заседании исковые требования не
признало. Полагает, что расходы, связанные с предоставлением льгот
населению, оплачиваются субъектами РФ - Нижегородской областью - за
счет средств своего бюджета (по ФЗ "О ветеранах") либо за
счет средств федерального бюджета (по ФЗ "О социальной защите
инвалидов"). В последующем потери бюджета Нижегородской области
будут возмещены за счет средств федерального бюджета. Также указывает
на факт недоказанности требований истца в полном объеме.


Рассмотрение дела откладывалось, в
судебном заседании объявлялся перерыв по ходатайству сторон для
представления в дело документов, а также в связи с необходимостью
привлечения к участию в деле других ответчиков.


Рассмотрев материалы дела, выслушав
представителей сторон и третьих лиц, суд




установил:




24.04.2001 между
истцом - открытым акционерным обществом "Нижегородоблгаз"
(далее - ОАО "Нижегородоблгаз") и ответчиком -
департаментом по труду и социальной защите населения Администрации
Нижегородской области (в настоящее время министерство труда и
социальной защиты Нижегородской области, далее - министерство) был
заключен договор № 22, определивший порядок взаимодействия сторон по
реализации в 2001 г. на территории Нижегородской области ФЗ "О
ветеранах" и ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в
части предоставления льгот по оплате за природный газ.


По условиям договора (пункты 2.1.1 и
2.2.2) истец обязался в течение года осуществлять отпуск природного
газа льготным категориям граждан ежемесячно не позднее 20-го числа
каждого месяца, следующего за отчетным, представлять реестр
получателей льгот в разрезе районов и категорий по каждому из законов
и сумм к оплате, счет-фактуру и акт сверки расчетов.


В свою очередь министерство обязалось
на основании отчета истца проверить и подтвердить фактические суммы
предоставленных льгот, а также произвести оплату расходов истца по
предоставленным льготам в пределах лимитов бюджетных обязательств
областного бюджета на 2001 г. ежемесячно по актам сверки с
последующим уточнением по дополнительным актам сверки.


Из материалов дела следует, что по
лимитам бюджетных обязательств на 2001 г. по ФЗ "О социальной
защите инвалидов в РФ" было предусмотрено финансирование
выпадающих доходов истца от предоставленных льгот в сумме 20956000
руб., возмещено из бюджета 20882500 руб. По заявлению истца
фактически им предоставлено льгот по указанному закону на 21069212
руб. 60 коп. Таким образом, задолженность бюджета перед ним
составляет 186712 руб. 60 коп., в том числе 73500 руб. в пределах
выделенных лимитов и 113212 руб. 60 коп. - сверхлимитная сумма.


В доказательство предоставления льгот
на указанную сумму истец представил в материалы дела акт сверки от
04.01.2002 на сумму 4201 руб. 17 коп. по Городецкому району, акт
сверки расчетов от 04.01.2002 на сумму 6017 руб. 49 коп. по
Чкаловскому району, акт сверки расчетов от 08.01.2002 на сумму 18571
руб. 94 коп. по Городецкому району, акт сверки от 16.01.2002 на сумму
157922 руб. по г. Дзержинску. Акты сверки расчетов подписаны
районными (городским по г. Дзержинску) управлениями социальной защиты
населения.


Как пояснил истец, сводный акт сверки
расчетов за декабрь 2001 г., который составляется на основании актов
сверки расчетов по районам, передан в министерство в декабре 2001 г.
Указанные выше акты сверки расчетов не были в него включены, так как
поступили из районов только в январе 2002 г. В их принятии
министерством ему было отказано, хотя по договору срок представления
документов за декабрь 2001 г. установлен до 20 января 2002 г.


В связи с изложенным по ФЗ "О
социальной защите инвалидов в РФ" истец просит взыскать 186712
руб. 60 коп., в том числе 73500 руб. в пределах лимитов бюджета с
министерства труда и социальной защиты Нижегородской области на
основании договора и 113212 руб. 60 коп. - сверхлимитное
предоставление льгот с министерства финансов Нижегородской области и
Министерства финансов РФ солидарно на основании ст. 15, 16, 1069,
1071 Гражданского кодекса РФ.


По лимитам бюджетных обязательств на
2001 г. по ФЗ "О ветеранах" предусмотрено финансирование
выпадающих доходов от предоставления льгот в сумме 50328000 руб.,
возмещено из бюджета 45062000 руб. По заявлению истца общая сумма
предоставленных льгот составляет 59302987 руб. 40 коп., с учетом
оплаты сумма задолженности составляет 14240987 руб. 40 коп.


5266000 руб. задолженности в пределах
лимитов бюджета истец просит взыскать с министерства труда и
социальной защиты Нижегородской области на основании договора и
8974987 руб. 40 коп. - сверхлимитное предоставление льгот с
министерства финансов Нижегородской области и Министерства финансов
РФ солидарно на основании ст. 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса
РФ.


В доказательство предоставления льгот
на указанную сумму истец предоставил в материалы дела акты сверки
расчетов от 04.01.2002 на сумму 14377 руб. 03 коп. по Городецкому
району, от 04.01.2002 на сумму 30055 руб. 83 коп. по Чкаловскому
району, от 08.01.2002 на сумму 71919 руб. 90 коп. по Городецкому
району, от 16.01.2002 на сумму 340521 руб. по г. Дзержинску, а всего
на сумму 456873 руб. 76 коп., счет-фактуру № 39 от 27.12.2001 и
расчеты сумм предоставленных льгот и акты сверки расчетов за декабрь
2001 г. на сумму 2816666 руб. 60 коп. (с учетом уточнения),
подписанные районными управлениями социальной защиты, а также расчет
суммы предоставленных льгот за 2001 год (реестр льготников по всем
категориям льгот) на диске.


Кроме того, бюджетом Нижегородской
области на 2001 год было предусмотрено финансирование выпадающих
доходов от предоставления льгот по прочим категориям граждан в сумме
10796000 руб., фактически ОАО "Нижегородоблгаз"
предоставило льготы на сумму 14042200 руб. Сумма фактического
возмещения составила 11726200 руб. Таким образом, задолженность сверх
лимитов составила 2316000 руб.


Указанную сумму истец просит взыскать
с министерства финансов Нижегородской области и Министерства финансов
РФ солидарно на основании ст. 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса
РФ (17200 руб. - льготы узникам концлагерей, тюрем, гетто, 1272700
руб. - льготы по ФЗ "О военнослужащих", 864700 руб. -
льготы, оказанные многодетным семьям, 161400 руб. - льготы, оказанные
участникам аварии 18.01.1970 на заводе "Красное Сормово").


Суд считает исковые требования
заявленными обоснованно и подлежащими удовлетворению в части по
следующим основаниям.


Право на получение скидки при оплате
жилищно-коммунальных услуг не ниже 50% услуг имеют инвалиды всех
категорий и семьи, имеющие детей-инвалидов, согласно ст. 17 ФЗ "О
социальной защите инвалидов в РФ".


Источник финансирования льгот по ФЗ
"О социальной защите инвалидов в РФ" законом не определен.


Согласно ст. 309 Гражданского кодекса
РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии
с условиями обязательства и требованиями закона.


Поскольку предоставление льгот в
сумме 73500 руб. в пределах лимитов бюджета по ФЗ "О социальной
защите инвалидов в РФ" подтверждается актами сверки расчетов,
подписанными с районными управлениями социальной защиты населения,
доказательств оплаты этой задолженности в материалы дела не дано, суд
считает требование истца заявленным обоснованно и подлежащим
взысканию с министерства труда и социальной защиты Нижегородской
области на основании ст. 309 Гражданского кодекса РФ и заключенного с
ним договора.


Возражения министерства в этой части
во внимание судом не принимаются, поскольку по условиям договора срок
представления документов установлен до 20 числа месяца, следующего за
отчетным, то есть документы за декабрь 2001 г. могли быть
представлены до 20.01.2002, однако министерством не приняты по
причине возврата денег в бюджет РФ, как это предусмотрено ст. 242
Бюджетного кодекса. Обязанность по оплате льгот в пределах лимитов
бюджета лежит на министерстве, и оно должно было принять все
необходимые меры для погашения задолженности за декабрь 2001 г. в
полном объеме. В соответствии с п. 10 и 12 Порядка предоставления и
расходования в 2001 г. средств фонда компенсации на реализацию ФЗ "О
социальной защите инвалидов в РФ" (утв. постановлением
Правительства РФ от 14.07.2001 № 536) министерство несет
ответственность за возмещение сумм, на которые истцом предоставлены
льготы, в пределах установленных лимитов.


В соответствии со ст. 16, 1069 ГК РФ
вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате
незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов
местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит
возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны
муниципального образования.


Поскольку органами государственной
власти не обеспечено финансовыми средствами в полном объеме
фактическое исполнение ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ",
суд считает требование истца о взыскании 113212 руб. 60 коп. убытков
от сверхлимитного потребления льгот заявленным обоснованно и
подлежащим взысканию с Министерства Российской Федерации за счет
казны РФ.


Возражения ответчиков в этой части во
внимание судом не принимаются по следующим основаниям.


В п. 1, 2 Порядка предоставления и
расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию
федеральных законов "О социальной защите инвалидов в РФ" и
"О государственных пособиях гражданам, имеющих детей",
утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 № 536,
определено финансирование этих расходов путем предоставления
Министерством финансов РФ субсидий и субвенций бюджетам субъектов РФ
на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в
пределах объемов финансирования.


Представленные в дело доказательства
позволяют суду сделать вывод о недостаточности средств федерального
бюджета по компенсации расходов предоставления льгот в соответствии с
ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", которые не
покрывают полную потребность региона в финансировании федеральных
льгот по инвалидам.


Объем финансирования из федерального
бюджета на реализацию Закона "О социальной защите инвалидов в
РФ" определяется для всех субъектов РФ по единой методике исходя
из численности инвалидов в регионе и минимально гарантированного
объема расходов на одного инвалида. Увеличение размера субсидий и
субвенций региону возможно только в случае внесения изменений в
федеральный закон о федеральном бюджете и должно касаться всех
субъектов РФ, получающих средства из фонда компенсаций.


Данный принцип расчета субсидий и
субвенций из федерального бюджета на реализацию социальных льгот
закреплен Программой развития бюджетного федерализма в Российской
Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением
Правительства РФ от 15.08.2001 № 584 (раздел 6, приложение 3 к
Программе).


Как указано выше, запланированных в
соответствии с указанной методикой денежных средств оказалось
недостаточно для погашения фактических потребностей области и истца в
частности.


Согласно ст. 4 ФЗ "О финансовых
основах местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 38
ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе
осуществлять государственные полномочия в пределах переданных
финансовых средств на их реализацию, то есть несут ответственность за
невыполнение соответствующего закона в пределах лимитов бюджетных
обязательств.


Постановлением Правительства РФ от
15.08.2001 № 584 "О программе развития бюджетного федерализма в
Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что
на субъект РФ может быть возложена обязанность за неисполнение
федерального закона только в пределах предоставленной на эти цели
финансовой помощи из федерального бюджета.


Убытки истца от предоставления льгот
возникли вследствие незаконного бездействия федеральных органов
государственной власти, ответственных за формирование и утверждение
федерального бюджета, по ненадлежащему финансовому обеспечению
публичных обязательств Российской Федерации по ФЗ "О социальной
защите инвалидов в РФ".


На основании ст. 1071 Гражданского
кодекса РФ от имени казны РФ выступают соответствующие финансовые
органы.


Следовательно, ответственность за
неисполнение ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ"
следует возложить за счет казны РФ на Министерство финансов
Российской Федерации как на орган, осуществляющий обеспечение
исполнения федерального бюджета.


В соответствии со ст. 125 ГК РФ
гражданская правоспособность РФ, субъекта РФ, муниципальных
образований осуществляется через их органы, в соответствии с
компетенцией последних.


Как разъяснено в п. 12 постановления
пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8, в случае
предъявления истцом требований о возмещении убытков, причиненных в
результате незаконных действий (бездействий) государственных органов,
ответчиками по такому делу должны признаваться РФ, соответствующий
субъект РФ или муниципальное образование в лице соответствующего
финансового или иного управомоченного органа. Указанное не
противоречит Положению о Министерстве финансов РФ, согласно которому
Минфин РФ является федеральным органом исполнительной власти,
обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и
валютной политики в РФ и координирующим деятельность в этой сфере
иных федеральных органов исполнительной власти.


Статья 10 ФЗ "О ветеранах"
устанавливает, что осуществление расходов на реализацию прав и льгот,
предоставляемых ветеранам, производится как за счет бюджета РФ, так и
за счет средств бюджетов субъектов РФ, при этом за счет последних
производятся расходы на оплату коммунальных услуг. Указанная статья
предусматривает учет расходов органов государственной власти
субъектов Федерации, органов местного самоуправления, связанных с
предоставлением льгот ветеранам, при взаиморасчетах федерального
бюджета и бюджетов субъектов Федерации, имеющих целевое назначение.


Истец просит взыскать 5266000 руб.
задолженности в пределах лимитов бюджета (в том числе 456873 руб. 76
коп. - по актам сверки расчетов от 04.01.2002 на сумму 14377 руб. 03
коп. по Городецкому району, от 04.01.2002 на сумму 30055 руб. 83 коп.
по Чкаловскому району, от 08.01.2002 на сумму 71919 руб. 90 коп. по
Городецкому району, от 16.01.2002 на сумму 340521 руб. по г.
Дзержинску, 2816666 руб. 60 коп. - по счету-фактуре № 39 от
27.12.2001, расчету сумм предоставленных льгот и актов сверки
расчетов за декабрь 2001 г., подписанных управлениями социальной
защиты, 1991956 руб. 24 коп. - на основании сводного расчета) с
министерства труда и социальной защиты Нижегородской области на
основании договора. 8974987 руб. 40 коп. - сверхлимитное
предоставление льгот истец просит взыскать с министерства финансов
Нижегородской области и Министерства финансов Российской Федерации
солидарно на основании сводного расчета на диске.


Из дополнительных сведений о
предоставлении льгот за декабрь 2001 года на сумму 2816666 руб. 60
коп. следует, что в них включены в том числе четыре акта на сумму
456873 руб. 76 коп. (л.д. 43, 48, 50, 53, 58, т. 1; л.д. 10, 11, т.
2). Таким образом, следует признать, что указанная сумма предъявлена
к оплате дважды, а поэтому не подлежит удовлетворению.


Расчет по оплате льгот по
Ардатовскому району на сумму 30088 руб. 88 коп. действительно
содержит не оговоренное сторонами исправление по дате. Однако
указанный расчет подписан районным управлением по труду и социальной
защите, в более ранние расчеты сумм льгот данный расчет не включен.
Поэтому основания для исключения его из суммы предоставленных льгот
отсутствуют.


С учетом изложенного, сумма льгот,
заявленных обоснованно, составляет 2816666 руб. 60 коп., подлежит
удовлетворению за счет министерства труда и социальной защиты
Нижегородской области как стороны по договору на основании ст. 309
Гражданского кодекса РФ.


Возражения министерства в указанной
части во внимание судом не принимаются по основаниям, указанным
ранее.


В остальной части исковые требования
по ФЗ "О ветеранах" удовлетворению не подлежат в связи со
следующим.


Согласно ст. 65 Арбитражного
процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно
доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание
своих требований и возражений.


В подтверждение оставшихся требований
истец представил в дело только реестр льготников за 2001 год на
диске. Согласно указанному реестру истцом предоставлено льгот по всем
спорным основаниям на общую сумму 96445710 руб. В то же время по
заявлению истца им предоставлено льгот на общую сумму 94414400 руб.
(59302987 руб. - по ФЗ "О ветеранах", 219212 руб. 60 коп. -
по ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", 14042200 руб. -
по прочим категориям). Указанный реестр не выделяет льготников,
которые по каким-либо причинам не приняты к оплате районными
(городскими) органами социальной защиты. Из материалов дела следует,
что не принятые к оплате за один период льготники принимались к
оплате районными (городскими) управлениями социальной защиты в
последующем периоде либо по корректирующим актам. В рассматриваемом
случае на спорную сумму корректирующие акты истцом с районными
(городскими) управлениями социальной защиты, а в последующем со
стороной по договору составлены не были.


Таким образом, истец не доказал
обоснованность своих требований к ответчикам в указанной части.


Требование истца о взыскании 2316000
руб. - сверхлимитное предоставление льгот по прочим категориям
граждан (17200 руб. - узникам концлагерей, тюрем, гетто, 1272700 руб.
- по ФЗ "О военнослужащих", 864700 руб. - многодетным
семьям, 161400 руб. - участникам аварии 18.01.1970 на заводе "Красное
Сормово") подтверждается актом сверки расчетов, составленным с
министерством финансов Нижегородской области по состоянию на
01.01.2005, последним не оспаривается. По этим причинам указанное
требование подлежит удовлетворению за счет министерства финансов
Нижегородской области на основании ст. 15, 16, 1069, 1071
Гражданского кодекса РФ.


Расходы по государственной пошлине
относятся на стороны пропорционально удовлетворенным исковым
требованиям, ответчики от уплаты государственной пошлины освобождены
(ст. 110 АПК РФ).


Руководствуясь ст. 110, 150, 151, 167
- 171, 176, 177, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, суд




решил:




Взыскать с
министерства труда и социальной защиты Нижегородской области, г.
Н.Новгород, в пользу открытого акционерного общества
"Нижегородоблгаз", г. Н.Новгород, 73500 руб. задолженности
по ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".


Взыскать с министерства труда и
социальной защиты Нижегородской области, г. Н.Новгород, в пользу
открытого акционерного общества "Нижегородоблгаз", г.
Н.Новгород, 2816666 руб. 60 коп. задолженности по ФЗ "О
ветеранах".


Взыскать с Министерства финансов
Российской Федерации за счет казны РФ, г. Москва, в пользу открытого
акционерного общества "Нижегородоблгаз", г. Н.Новгород,
113212 руб. 60 коп. убытков по ФЗ "О социальной защите инвалидов
в РФ".


Взыскать с министерства финансов
Нижегородской области за счет казны Нижегородской области в пользу
открытого акционерного общества "Нижегородоблгаз", г.
Н.Новгород, 2316000 руб. убытков по прочим категориям льготников.


Исполнительные листы выдать после
вступления решения в законную силу.


В удовлетворении исковых требований в
остальной части отказать.


Возвратить открытому акционерному
обществу "Нижегородоблгаз", г. Н.Новгород, из бюджета РФ
34963 руб. 65 коп. государственной пошлины (уплачена платежным
поручением № 1827 от 30.06.2003).


На решение может быть подана
апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.




Судья


Т.И.ЦЫГАНОВА












АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




ПОСТАНОВЛЕНИЕ




от 2 июня 2005 года
Дело N А43-10740/2004-28-338



Резолютивная часть
постановления объявлена 26 мая 2005 г.


Полный текст постановления изготовлен
2 июня 2005 г.




(извлечение)




Апелляционная
инстанция Арбитражного суда Нижегородской области в составе
председательствующего Прохоровой Л.В., судей Войнова С.А., Ланда
Р.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Жегловой О.Н., рассмотрела в открытом судебном заседании
апелляционную жалобу министерства труда и социальной защиты
Нижегородской области, г. Н.Новгород, на решение Арбитражного суда
Нижегородской области от 11.03.2005 по иску открытого акционерного
общества "Нижегородоблгаз", г. Н.Новгород, к заявителю,
министерству финансов Нижегородской области, г. Н.Новгород,
Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва, о взыскании
16743700 руб., в том числе 5339500 руб. задолженности за 2001 год по
предоставлению льгот в пределах выделенных лимитов по договору № 22
от 24.04.2001, в том числе по ФЗ "О ветеранах" - 5266000
руб. и по ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" - 73500
руб.; 9088200 руб. задолженности (убытков) за 2001 год по
предоставлению льгот сверх лимитов, в том числе по ФЗ "О
социальной защите инвалидов в РФ" - 113212 руб. 60 коп. и по ФЗ
"О ветеранах" - 8974987 руб. 40 коп.; 2316000 руб. по
предоставлению льгот прочим категориям граждан (судья Цыганова Т.И.).


В суде первой инстанции истец в
порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнил свои
исковые требования, обратившись с требованием о взыскании с
ответчиков выпадающих доходов от предоставления льгот:


- 186712 руб. 60 коп. по ФЗ "О
социальной защите инвалидов в РФ", в том числе 73500 руб. в
пределах лимитов бюджета с министерства труда и социальной защиты
Нижегородской области на основании договора и 113212 руб. 60 коп. -
сверхлимитное предоставление льгот с министерства финансов
Нижегородской области и Министерства финансов Российской Федерации
солидарно на основании ст. 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса
РФ;


- 14240987 руб. 40 коп. по ФЗ "О
ветеранах", в том числе 5266000 руб. задолженности в пределах
лимитов бюджета с министерства труда и социальной защиты
Нижегородской области на основании договора и 8974987 руб. 40 коп. -
сверхлимитное предоставление льгот с министерства финансов
Нижегородской области и Министерства финансов РФ солидарно на
основании ст. 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ;


- 2316000 руб. - сверхлимитное
предоставление льгот по прочим категориям граждан с министерства
финансов Нижегородской области и Министерства финансов РФ солидарно
на основании ст. 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ (17200
руб. - узникам концлагерей, тюрем, гетто, 1272700 руб. - по ФЗ "О
военнослужащих", 864700 руб. - многодетным семьям, 161400 руб. -
участникам аварии 18.01.1970 на заводе "Красное Сормово").


Обжалуемым судебным актом суд первой
инстанции исковые требования удовлетворил частично, взыскав в пользу
ответчика:


- с министерства труда и социальной
защиты Нижегородской области, г. Н.Новгород, 73500 руб. задолженности
по ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
и 2816666 руб. 60 коп. задолженности по ФЗ "О ветеранах";


- с Министерства финансов Российской
Федерации за счет казны Российской Федерации, г. Москва, 113212 руб.
60 коп. убытков по ФЗ "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации";


- с министерства финансов
Нижегородской области за счет казны Нижегородской области, г.
Н.Новгород, 2316000 руб. убытков по прочим категориям льготников. В
остальной части в иске отказал.


Не согласившись с состоявшимся
судебным актом, полагая его незаконным и необоснованным, министерство
труда и социальной защиты Нижегородской области обратилось с
апелляционной жалобой, в которой, с учетом дополнений к ней, просит
решение суда первой инстанции изменить в части взыскания с заявителя
жалобы 73500 руб. задолженности по ФЗ "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации" и 2816666 руб. 60 коп.
задолженности по ФЗ "О ветеранах", во взыскании указанных
сумм с министерства труда и социальной защиты Нижегородской области
просит отказать, а также просит уменьшить подлежащие взысканию с
министерства финансов Нижегородской области и Министерства финансов
Российской Федерации суммы по ФЗ "О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации" и по ФЗ "О ветеранах" на сумму
налога на добавленную стоимость в размере 20%.


В обоснование своей позиции
заявителем жалобы приведены следующие доводы.


1) суд неправильно применил к
публичным правоотношениям в сфере бюджетных отношений нормы
гражданского законодательства - статью 309 Гражданского кодекса
Российской Федерации и неправомерно отказал в применении бюджетного
законодательства, регулирующего отношения в сфере реализации на
местах федеральных законов "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации" и "О ветеранах", а также не
указал, за счет каких средств и за счет бюджета какого уровня
производится взыскание. По мнению заявителя, в отношениях по
реализации министерством труда социальной защиты Нижегородской
области вышеупомянутых законов применимы не общегражданские нормы
права, а специальные - нормы бюджетного законодательства Российской
Федерации, поскольку министерство не имеет собственных средств для
реализации законов, а выступает лишь главным распорядителем. В связи
с чем заявитель полагает, что заключенный между сторонами договор N
22 от 24.04.2001 по предоставлению льгот должен был рассматриваться
судом в рамках бюджетных отношений;


2) суд неполно выяснил
обстоятельства, имеющие значение для дела, поскольку положенные в
основу акты сверки расчетов от 04.01.2002 на суммы 6017 руб. 49 коп.
и 30055 руб. 83 коп., а также протокол сверки (л.д. 68, т. 2)
составлены к неизвестному договору № 3 от 19.10.2001, который не
представлен в материалы дела. В обоснование суммы 2816666 руб. 60
коп. судом положен счет-фактура № 39 от 27.12.2001, являющийся
внутренним документом истца. Расчет по оплате льгот по Ардатовскому
району содержит не оговоренное сторонами исправление;


3) сумма заявленных к возмещению
убытков должна быть уменьшена на сумму НДС, необоснованно включенного
в сумму льгот, предоставленных и принятых к возмещению управлениями
социальной защиты населения администраций районов Нижегородской
области.


Министерство финансов Российской
Федерации и министерство финансов Нижегородской области в отзывах на
апелляционную жалобу и устно в судебном заседании апелляционной
инстанции поддержали доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней в
полном объеме.


Истец доводы заявителя отклонил,
просит оставить решение суда первой инстанции без изменения,
апелляционную жалобу - без удовлетворения.


Правильность принятого судебного акта
проверена в порядке статей 258 - 268 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации.


Апелляционная инстанция, исследовав и
оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав
представителей лиц, участвующих в деле, полагает апелляционную жалобу
подлежащей удовлетворению частично по следующим основаниям.


24.04.2001 между открытым акционерным
обществом "Нижегородоблгаз" (далее - ОАО "Нижегородоблгаз")
и департаментом по труду и социальной защите населения Администрации
Нижегородской области (в настоящее время министерство труда и
социальной защиты Нижегородской области, далее - министерство) был
заключен договор № 22, определивший порядок взаимодействия сторон по
реализации в 2001 г. на территории Нижегородской области ФЗ "О
ветеранах" и ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации" в части предоставления льгот по оплате за природный
газ.


По условиям договора (пункты 2.1.1 и
2.2.2) истец обязался в течение года осуществлять отпуск природного
газа льготным категориям граждан ежемесячно не позднее 20 числа
каждого месяца, следующего за отчетным, предоставлять реестр
получателей льгот в разрезе районов и категорий по каждому из законов
и сумм к оплате, счет-фактуру и акт сверки расчетов.


В свою очередь министерство обязалось
на основании отчета истца проверить и подтвердить фактические суммы
предоставленных льгот, а также произвести оплату расходов истца по
предоставленным льготам в пределах лимитов бюджетных обязательств
областного бюджета на 2001 г. ежемесячно по актам сверки с
последующим уточнением по дополнительным актам сверки.


Судом первой инстанции установлено,
что по лимитам бюджетных обязательств на 2001 год по ФЗ "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации" было
предусмотрено финансирование выпадающих доходов истца от
предоставленных льгот в сумме 20956000 руб., возмещено из бюджета
20882500 руб. По заявлению истца фактически им предоставлено льгот по
указанному закону на 21069212 руб. 60 коп. Таким образом,
задолженность бюджета перед ним составляет 186712 руб. 60 коп., в том
числе 73500 руб. в пределах выделенных лимитов и 113212 руб. 60 коп.
сверхлимитная сумма.


В доказательство предоставления льгот
на указанную сумму истец предоставил в материалы дела акт сверки от
04.01.2002 на сумму 4201 руб. 17 коп. по Городецкому району, акт
сверки расчетов от 04.01.2002 на сумму 6017 руб. 49 коп. по
Чкаловскому району, акт сверки расчетов от 08.01.2002 на сумму 18571
руб. 94 коп. по Городецкому району, акт сверки от 16.01.2002 на сумму
157922 руб. по г. Дзержинску. Акты сверки расчетов подписаны
районными (городским по г. Дзержинску) управлениями социальной защиты
населения.


Как пояснил истец судам первой и
второй инстанций, сводный акт сверки расчетов за декабрь 2001 г.,
который составляется на основании актов сверки расчетов по районам,
передан в министерство в декабре 2001 г. Указанные выше акты сверки
расчетов не были в него включены, так как поступили из районов только
в январе 2002 г. В их принятии министерством ему было отказано, хотя
по договору срок предоставления документов за декабрь 2001 г.
установлен до 20 января 2002 года.


В связи с изложенным по ФЗ "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации" истец просит
взыскать 186712 руб. 60 коп., в том числе 73500 руб. в пределах
лимитов бюджета с министерства труда и социальной защиты
Нижегородской области на основании договора и 113212 руб. 60 коп. -
сверхлимитное предоставление льгот с министерства финансов
Нижегородской области и Министерства финансов РФ солидарно на
основании ст. 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ.


По лимитам бюджетных обязательств на
2001 г. по Федеральному закону "О ветеранах" предусмотрено
финансирование выпадающих доходов от предоставления льгот в сумме
50328000 руб., возмещено из бюджета 45062000 руб. По заявлению истца
общая сумма предоставленных льгот составляет 59302987 руб. 40 коп., с
учетом оплаты сумма задолженности составляет 14240987 руб. 40 коп.


5266000 руб. задолженности в пределах
лимитов бюджета истец просит взыскать с министерства труда и
социальной защиты Нижегородской области на основании договора и
8974987 руб. 40 коп. - сверхлимитное предоставление льгот с
министерства финансов Нижегородской области и Министерства финансов
РФ солидарно на основании ст. 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса
РФ.


В доказательство предоставления льгот
на указанную сумму истец предоставил в материалы дела акты сверки
расчетов от 04.01.2002 на сумму 14377 руб. 03 коп. по Городецкому
району, от 04.01.2002 на сумму 30055 руб. 83 коп. по Чкаловскому
району, от 08.01.2002 на сумму 71919 руб. 90 коп. по Городецкому
району, от 16.01.2002 на сумму 340521 руб. по г. Дзержинску, а всего
на сумму 456873 руб. 76 коп., счет фактуру № 39 от 27.12.2001 и
расчеты сумм предоставленных льгот и акты сверки расчетов за декабрь
2001 г. на сумму 2816666 руб. 60 коп. (с учетом уточнения),
подписанные районными управлениями социальной защиты, а также расчет
суммы предоставленных льгот за 2001 год (реестр льготников по всем
категориям льгот) на диске.


Кроме того, бюджетом Нижегородской
области на 2001 год было предусмотрено финансирование выпадающих
доходов от предоставления льгот по прочим категориям граждан в сумме
10796000 руб., фактически ОАО "Нижегородоблгаз"
предоставило льгот на сумму 14042200 руб. Сумма фактического
возмещения составила 11726200 руб. Таким образом, задолженность сверх
лимитов составила 2316000 руб.


Указанную сумму истец просит взыскать
с министерства финансов Нижегородской области и Министерства финансов
РФ солидарно на основании ст. 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса
РФ (17200 руб. - льготы узникам концлагерей, тюрем, гетто, 1272700
руб. - льготы по ФЗ "О военнослужащих", 864700 руб. -
льготы, оказанные многодетным семьям, 161400 руб. - льготы, оказанные
участникам аварии 18.01.1970 на заводе "Красное Сормово").


Согласно статье 17 ФЗ "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации" право на
получение скидки при оплате жилищно-коммунальных услуг не ниже 50%
услуг имеют инвалиды всех категорий и семьи, имеющие детей-инвалидов.
Источник финансирования льгот по ФЗ "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации" законом не определен.


Согласно ст. 309 Гражданского кодекса
РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии
с условиями обязательства и требованиями закона.


Приведенный заявителем жалобы довод о
том, что сумма заявленных к возмещению убытков должна быть уменьшена
на сумму НДС, суд апелляционной инстанции считает правомерным по
следующим основаниям.


Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи
146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения
по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации
товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.


В абзаце 2 пункта 2 статьи 154
Кодекса установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с
учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с
применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или с
учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с
федеральным законодательством, налоговая база определяется как
стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из
фактических цен их реализации.






-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 36.2 Методических
рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную
стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, а не пункт
33.2.






Из пункта 33.2
Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на
добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации,
утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и
сборам от 20.12.2000 № БГ-3-03/447, следует, что суммы дотаций,
предоставляемых из бюджетов всех уровней на покрытие фактически
полученных убытков, связанных с применением государственных
регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным
потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не
включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.


При таких обстоятельствах
предъявленные к возмещению убытки должны быть уменьшены на сумму
налога на добавленную стоимость, так как суммы, полученные из бюджета
в возмещение убытков от предоставления населению льгот по
действующему законодательству, не являются объектом налогообложения
по указанному налогу.


Поскольку предоставление льгот в
сумме 73500 руб. (в том числе НДС) в пределах лимитов бюджета по ФЗ
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
подтверждается актами сверки расчетов, подписанными с районными
управлениями социальной защиты населения, доказательств оплаты этой
задолженности в материалы дела не дано, суд считает требование истца
заявленным обоснованно и подлежащим взысканию с министерства труда и
социальной защиты Нижегородской области на основании ст. 309
Гражданского кодекса РФ и заключенного с ним договора в сумме 61250
руб. (73500 руб. за минусом НДС).


В соответствии со ст. 16, 1069 ГК РФ
вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате
незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов
местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит
возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны
муниципального образования.


Поскольку органами государственной
власти не обеспечено финансовыми средствами в полном объеме
фактическое исполнение ФЗ "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации", суд считает требование истца о взыскании
убытков от сверхлимитного потребления льгот заявленным обоснованно в
сумме 94344 руб. 60 коп. (113212 руб. 60 коп. минус НДС) и подлежащим
взысканию с Министерства Российской Федерации за счет казны РФ.


В п. 1, 2 Порядка предоставления и
расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию
федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющих
детей", утвержденного постановлением Правительства РФ от
14.07.2001 № 536, определено финансирование этих расходов путем
предоставления Министерством финансов РФ субсидий и субвенций
бюджетам субъектов РФ на основании сводной бюджетной росписи
федерального бюджета в пределах объемов финансирования.


Исходя из представленных в дело
доказательств, суд первой инстанции сделал правильный вывод о
недостаточности средств федерального бюджета по компенсации расходов
предоставления льгот в соответствии с ФЗ "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации", которые не покрывают полную
потребность региона в финансировании федеральных льгот по инвалидам.


Объем финансирования из федерального
бюджета на реализацию Закона "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации" определяется для всех субъектов РФ по
единой методике, исходя из численности инвалидов в регионе и
минимально гарантированного объема расходов на одного инвалида.
Увеличение размера субсидий и субвенций региону возможно только в
случае внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете и
должно касаться всех субъектов РФ, получающих средства из фонда
компенсаций.


Данный принцип расчета субсидий и
субвенций из федерального бюджета на реализацию социальных льгот
закреплен Программой развития бюджетного федерализма в Российской
Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением
Правительства РФ от 15.08.2001 № 584 (раздел 6, приложение 3 к
Программе).


Как указано выше, запланированных в
соответствии с указанной методикой денежных средств оказалось
недостаточно для погашения фактических потребностей области и истца в
частности.


Согласно ст. 4 ФЗ "О финансовых
основах местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 38
ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе
осуществлять государственные полномочия в пределах переданных
финансовых средств на их реализацию, то есть несут ответственность за
невыполнение соответствующего закона в пределах лимитов бюджетных
обязательств.


Постановлением Правительства РФ от
15.08.2001 № 584 "О программе развития бюджетного федерализма в
Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что
на субъект РФ может быть возложена обязанность за неисполнение
федерального закона только в пределах предоставленной на эти цели
финансовой помощи из федерального бюджета.


Убытки истца от предоставления льгот
возникли вследствие незаконного бездействия федеральных органов
государственной власти, ответственных за формирование и утверждение
федерального бюджета, по ненадлежащему финансовому обеспечению
публичных обязательств Российской Федерации по ФЗ "О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации".


На основании ст. 1071 Гражданского
кодекса РФ от имени казны РФ выступают соответствующие финансовые
органы.


Следовательно, ответственность за
неисполнение ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации" следует возложить за счет казны РФ на
Министерство финансов Российской Федерации как на орган,
осуществляющий обеспечение исполнения федерального бюджета.


В соответствии со ст. 125 ГК РФ
гражданская правоспособность РФ, субъекта РФ, муниципальных
образований осуществляется через их органы, в соответствии с
компетенцией последних.


Как разъяснено в п. 12 постановления
пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8, в случае
предъявления истцом требований о возмещении убытков, причиненных в
результате незаконных действий (бездействий) государственных органов,
ответчиками по такому делу должны признаваться РФ, соответствующий
субъект РФ или муниципальное образование в лице соответствующего
финансового или иного управомоченного органа. Указанное не
противоречит Положению о Министерстве финансов РФ, согласно которому
Минфин РФ является федеральным органом исполнительной власти,
обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и
валютной политики в РФ и координирующим деятельность в этой сфере
иных федеральных органов исполнительной власти.


Статья 10 ФЗ "О ветеранах"
устанавливает, что осуществление расходов на реализацию прав и льгот,
предоставляемых ветеранам, производится как за счет бюджета РФ, так и
за счет средств бюджетов субъектов РФ, при этом за счет последних
производятся расходы на оплату коммунальных услуг. Указанная статья
предусматривает учет расходов органов государственной власти
субъектов Федерации, органов местного самоуправления, связанных с
предоставлением льгот ветеранам, при взаиморасчетах федерального
бюджета и бюджетов субъектов Федерации, имеющих целевое назначение.


Истец просит взыскать 5266000 руб.
задолженности в пределах лимитов бюджета (в том числе 456873 руб. 76
коп. - по актам сверки расчетов от 04.01.2002 на сумму 14377 руб. 03
коп. по Городецкому району, от 04.01.2002 на сумму 30055 руб. 83 коп.
по Чкаловскому району, от 08.01.2002 на сумму 71919 руб. 90 коп. по
Городецкому району, от 16.01.2002 на сумму 340521 руб. по г.
Дзержинску, 2816666 руб. 60 коп. - по счету-фактуре № 39 от
27.12.2001, расчету сумм предоставленных льгот и актов сверки
расчетов за декабрь 2001 г., подписанных управлениями социальной
защиты, 1991956 руб. 24 коп. - на основании сводного расчета) с
министерства труда и социальной защиты Нижегородской области на
основании договора. 8974987 руб. 40 коп. - сверхлимитное
предоставление льгот истец просит взыскать с министерства финансов
Нижегородской области и Министерства финансов Российской Федерации
солидарно на основании сводного расчета на диске.


Из дополнительных сведений о
предоставлении льгот за декабрь 2001 года на сумму 2816666 руб. 60
коп. следует, что в них включены в том числе четыре акта на сумму
456873 руб. 76 коп. (л.д. 43, 48, 50, 53, 58, т. 1; л.д. 10, 11, т.
2). Таким образом, суд правомерно признал, что указанная сумма
предъявлена к оплате дважды и поэтому не подлежит удовлетворению.


Довод заявителя о том, что акты
сверки расчетов от 04.01.2002 на суммы 6017 руб. 49 коп. и 30055 руб.
83 коп., а также протокол сверки (л.д. 68, т. 2) составлены к
неизвестному договору № 3 от 19.10.2001, судом апелляционной
инстанции отклоняется, так как в судебном заседании было установлено,
что в данном случае имела место опечатка.


Расчет по оплате льгот по
Ардатовскому району на сумму 30088 руб. 88 коп. действительно
содержит не оговоренное сторонами исправление по дате. Однако
указанный расчет подписан районным управлением по труду и социальной
защите, в более ранние расчеты сумм льгот данный расчет не включен.
Поэтому основания для исключения его из суммы предоставленных льгот
отсутствуют.


С учетом изложенного, сумма льгот,
заявленных обоснованно, составляет 2347221 руб. 67 коп. (2816666 руб.
60 коп. минус НДС), подлежит удовлетворению за счет министерства
труда и социальной защиты Нижегородской области как стороны по
договору на основании ст. 309 Гражданского кодекса РФ.


Требование истца о взыскании 2316000
руб. - сверхлимитное предоставление льгот по прочим категориям
граждан (17200 руб. - узникам концлагерей, тюрем, гетто, 1272700 руб.
- по ФЗ "О военнослужащих", 864700 руб. - многодетным
семьям, 161400 руб. - участникам аварии 18.01.1970 на заводе "Красное
Сормово") подтверждается актом сверки расчетов, составленным с
министерством финансов Нижегородской области по состоянию на
01.01.2005, последним не оспаривается. По этим причинам указанное
требование подлежит удовлетворению за счет министерства финансов
Нижегородской области на основании ст. 15, 16, 1069, 1071
Гражданского кодекса РФ.


Доводы подателя жалобы о том, что к
правоотношениям сторон не применимы общегражданские нормы права, суд
апелляционной инстанции полагает ошибочными и сделанными вследствие
неправильного толкования норм права.


Нарушений процессуальных норм,
являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом
апелляционной инстанции не установлено.


В соответствии со статьей 110
Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по государственной
пошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя, однако
взысканию не подлежат на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37
Налогового кодекса Российской Федерации.


Руководствуясь статьями 258, 268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
арбитражный суд




постановил:




В решение
арбитражного суда от 11.03.2005 внести изменения, апелляционную
жалобу министерства труда и социальной защиты Нижегородской области,
г. Н.Новгород, удовлетворить частично.


Взыскать с министерства труда и
социальной защиты Нижегородской области, г. Н.Новгород, в пользу
открытого акционерного общества "Нижегородоблгаз", г.
Н.Новгород, 61250 руб. задолженности по ФЗ "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации".


Взыскать с министерства труда и
социальной защиты Нижегородской области, г. Н.Новгород, в пользу
открытого акционерного общества "Нижегородоблгаз", г.
Н.Новгород, 2347221 руб. 67 коп. задолженности по ФЗ "О
ветеранах".


Взыскать с Министерства финансов
Российской Федерации за счет казны РФ, г. Москва, в пользу открытого
акционерного общества "Нижегородоблгаз", г. Н.Новгород,
94344 руб. 60 коп. убытков по ФЗ "О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации".


В остальной части решение суда
оставить без изменения.


Возвратить открытому акционерному
обществу "Нижегородоблгаз", г. Н.Новгород, из федерального
бюджета 32175 руб. 86 коп. государственной пошлины по делу.


Постановление вступает в законную
силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный
арбитражный суд Волго-Вятского округа.




Председательствующий


Л.В.ПРОХОРОВА




Судьи


С.А.ВОЙНОВ


Р.М.ЛАНДА












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru