Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда
Нижегородской области от 06.05.2005 по делу № А43-2932/2005-23-107


<РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ВЕТЕРАНАМ ЛЬГОТ ПО ОПЛАТЕ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ
УСЛУГ, ПОДЛЕЖАТ ВОЗМЕЩЕНИЮ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ, Т.К. СПОРНАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ОБРАЗОВАЛАСЬ В ПРЕДЕЛАХ
УСТАНОВЛЕННЫХ ЛИМИТОВ И ОТВЕТЧИК НЕ ИСПОЛНИЛ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО
КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ>


(Вместе с ПОСТАНОВЛЕНИЕМ суда
апелляционной инстанции от 04.07.2005)


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено





Документ
получен по официальной рассылке Арбитражного суда Нижегородской
области.



Постановлением ФАС Волго-Вятского
округа от 21.10.2005 по делу № А43-2932/2005-23-107 решение суда
первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции
оставлены без изменения.






АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




РЕШЕНИЕ




от 6 мая 2005 года
Дело N А43-2932/2005-23-107



Резолютивная часть
решения объявлена 28 апреля 2005 г.


Полный текст решения изготовлен 6 мая
2005 г.




(извлечение)




Арбитражный суд
Нижегородской области в составе судьи Беляковой Валентины Федоровны,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Волковой
М.Е., рассмотрев в судебном заседании дело по иску муниципального
учреждения "Дирекция единого заказчика" Сормовского района
г. Н.Новгорода к администрации Сормовского района г. Н.Новгорода,
администрации города Нижнего Новгорода, департаменту финансов и
налоговой политики администрации города Н.Новгорода, министерству
финансов Нижегородской области, г. Н.Новгород, Правительству
Нижегородской области, министерству труда и социальной защиты
Нижегородской области о взыскании 12282873 рублей 83 копеек,




установил:




муниципальное
учреждение "Дирекция единого заказчика" Сормовского района
г. Н.Новгорода обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с
иском к администрации Сормовского района, администрации города
Нижнего Новгорода, департаменту финансов и налоговой политики
администрации города Н.Новгорода, министерству финансов Нижегородской
области, Правительству Нижегородской области, министерству труда и
социальной защиты Нижегородской области о взыскании 12282873 рублей
83 копеек расходов, связанных с предоставлением льгот в соответствии
с Федеральным законом "О ветеранах".


Представитель администрации города
Нижнего Новгорода в судебное заседание не явился, хотя администрация
города Нижнего Новгорода надлежащим образом извещена о времени и
месте судебного заседания.


Поэтому на основании части 3 статьи
156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело
рассмотрено в отсутствие представителя администрации города Нижнего
Новгорода.


В обоснование исковых требований
истец указал, что в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995
№ 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - ФЗ "О ветеранах")
муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика"
Сормовского района г. Н.Новгорода (далее - МУ "ДЕЗ") за
период с 01.01.2003 по 31.12.2003 предоставило ветеранам льготы по
оплате жилья и коммунальных услуг на сумму 19307911 рублей 93
копейки.


Сумма расходов на данные затраты была
частично возмещена МУ "ДЕЗ" из бюджета в размере 7025038
рублей 10 копеек.


Задолженность по возмещению истцу
расходов по оплате коммунальных услуг в связи с предоставлением в
2003 году льгот населению в соответствии с ФЗ "О ветеранах"
составила 12282873 рубля 83 копейки.


Поскольку указанные расходы истцу не
возмещены, МУ "ДЕЗ" на основании статей 15, 16 и 1069, 1071
Гражданского кодекса Российской Федерации обратилось в арбитражный
суд с иском о взыскании убытков в сумме 12282873 рублей 83 копеек.


В связи с допущенной ошибкой истец
уточнил суммы по размерам предоставленных населению льгот и
возмещенных расходов, указав, что за период с 01.01.2003 по
31.12.2003 МУ "ДЕЗ" предоставило ветеранам льготы в
соответствии с ФЗ "О ветеранах" по оплате жилья и
коммунальных услуг на сумму 29807911 рублей 63 копейки, из которых
возмещено 17525038 рублей 10 копеек. Также истец пояснил, что в 2003
году был освобожден от уплаты НДС.


В судебном заседании представитель
администрации Сормовского района подтвердил вышеуказанные суммы.


Отзывом на иск администрация
Сормовского района исковые требования отклонила.


Федеральным законом от 25.09.1997 N
126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в
Российской Федерации" (п. 3 ст. 4, ст. 5) установлено, что
передача органам местного самоуправления отдельных государственных
полномочий производится с одновременной передачей финансовых средств.
Согласно постановлению Администрации Нижегородской области от
14.04.1998 № 95 "О порядке реализации на территории области ФЗ
"О ветеранах" финансирование расходов по предоставлению
льгот определяется в областном бюджете. При этом финансовые средства,
необходимые для осуществления государственных полномочий по
предоставлению льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг, должны
предусматриваться в областном бюджете как доход в форме безвозмездных
перечислений. Однако указанные средства областным бюджетом для
реализации ФЗ "О ветеранах" не выделялись.


В соответствии со статьей 38 ФЗ "Об
общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы
местного самоуправления реализуют государственные полномочия только в
пределах переданных им средств. Обязательства перед истцом в пределах
лимитов исполнены администрацией Сормовского района в полном объеме.
Задолженность возникла не по вине администрации Сормовского района, а
в результате невыделения бюджетных средств в нужном объеме органом,
распределяющим бюджетные средства.


В соответствии с пунктом 1 статьи 10
Устава г. Н.Новгорода к органам местного самоуправления города
относятся администрация города Н.Новгорода с входящими в ее структуру
администрациями районов. Администрация Сормовского района является не
органом местного самоуправления, а территориальным подразделением
администрации города Н.Новгорода.


Согласно статьям 54, 55 Устава г.
Н.Новгорода финансы города включают в себя средства бюджета города,
государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам
местного самоуправления города, средства внебюджетных фондов и другие
финансовые средства. Финансы районов города Н.Новгорода как
структурных подразделений администрации города состоят из
закрепленных источников доходов, дотаций и субвенций из городского
бюджета.


Таким образом, администрация
Сормовского района г. Н.Новгорода не имеет собственных источников
доходов, за счет которых возможно было бы произвести возмещение
убытков по предоставлению льгот по оплате за жилищно-коммунальные
услуги в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Департамент финансов и налоговой политики отзывом исковые требования
отклонил, ссылаясь на то, что истцом документально не подтверждена
сумма убытков. В 2003 году Сормовскому району города Нижнего
Новгорода были установлены лимиты расходования средств на уплату
льгот по ФЗ "О ветеранах" в размере 24669100 рублей,
фактически было профинансировано 24669100 рублей, поэтому
задолженность является сверхлимитной.


Администрация города Нижнего
Новгорода отзыва на иск не представила. Министерство финансов
Нижегородской области отзывом на иск заявленные требования отклонило
и заявило о том, что является ненадлежащим ответчиком по данному
делу.


Статьей 10 ФЗ "О ветеранах"
предусмотрено, что за счет средств субъектов РФ производятся расходы
на оплату коммунальных услуг.


При этом в пункте 2 данной статьи
указано, что расходы органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, связанные с предоставлением льгот ветеранам,
учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов
субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.


Однако Правительством Российской
Федерации порядок возмещения указанных расходов субъектам не
определен.


Статьей 85 Бюджетного кодекса
Российской Федерации предусмотрено, что распределение и закрепление
между бюджетами различных уровней бюджетной системы Российской
Федерации расходов, связанных с обеспечением социальной защиты
населения, производится по согласованию между органами
государственной власти РФ и субъектов РФ, порядок согласования
определяется Правительством РФ.


До настоящего времени указанный
порядок Правительством РФ также не принят.


Кроме того, разделом 4 постановления
Правительства РФ от 15.08.2001 № 584 "О программе развития
бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года"
на субъект РФ может быть возложена обязанность за неисполнение
федерального закона, влекущего дополнительные расходы для
регионального бюджета, только в пределах предоставленной на эти цели
финансовой помощи из федерального бюджета.


Таким образом, социальные выплаты и
льготы в соответствии с федеральным законодательством должны
финансироваться из федерального бюджета, а региональные органы
государственной власти и местного самоуправления могут осуществлять
только функции организаторов предоставления этих льгот.


На основании изложенного можно
сделать вывод, что субъекты РФ должны нести ответственность перед
организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги
населению, только в пределах взятых на себя обязательств, то есть в
пределах лимитов бюджетных обязательств.


Городу Нижнему Новгороду были
установлены и переданы лимиты расходования средств на реализацию ФЗ
"О ветеранах" в 2003 году - 366205000 рублей - на все
льготы, включая ЖКУ (ст. 8 Закона области от 25.12.2003 № 78-З "Об
областном бюджете на 2003 год").


В соответствии со статьей 46.1 Закона
"Об областном бюджете на 2004 г." № 125-З от 30.12.2003
кредиторская задолженность по предоставленным льготам по ФЗ "О
ветеранах", сложившаяся за 2003 год по городу Нижнему Новгороду,
в пределах сумм, переданных в бюджет города Законом Нижегородской
области "Об областном бюджете на 2003 год", должна
погашаться за счет средств бюджета города Н.Новгорода.


Поскольку задолженность по возмещению
расходов на предоставление льгот по ФЗ "О ветеранах"
образовалась в пределах лимитов бюджетных обязательств, переданных
городу Н.Новгороду, надлежащим ответчиком по данному делу является
администрация города Н.Новгорода.


Правительство Нижегородской области,
министерство труда и социальной защиты Нижегородской области считают
себя ненадлежащими ответчиками по делу. Заслушав доводы лиц,
участвующих в деле, рассмотрев представленные доказательства, суд
установил следующее.


Между МУ "ДЕЗ" (поставщик)
и администрацией Сормовского района был заключен договор от
24.03.2003 № 61, по условиям которого поставщик обязался обеспечивать
предоставление льгот по оплате технического обслуживания, отопления,
горячего водоснабжения в соответствии с ФЗ "О ветеранах" в
течение 2003 года и представлять администрации Сормовского района
реестры получателей льгот и сумму льгот, подлежащую возмещению, а
администрация Сормовского района должна проводить сверку
вышеуказанных реестров, составлять акты взаимных расчетов и
предоставлять их в УФК Сормовского района г. Н.Новгорода. Стоимость
договора определяется в пределах лимитов бюджетных обязательств,
установленных управлению социальной защиты населения администрации
Сормовского района на 2003 год по оплате технического обслуживания,
отопления, горячего водоснабжения в соответствии с ФЗ "О
ветеранах".


Согласно пункту 5.4 договора от
24.03.2003 № 61 администрация несет ответственность за возмещение
этих средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и соответствие
получателей льгот льготным категориям ФЗ "О ветеранах".


В связи с заключением с МУП
"Теплоэнерго" агентского договора от 20.01.2004 стороны
подписали соглашение от 20.02.2004, которым определили предмет
договора как возмещение затрат предоставленных льгот по ФЗ "О
ветеранах" (л.д. 12).


В период с 01.01.2003 по 31.12.2003
на основании ФЗ "О ветеранах" МУ "ДЕЗ"
предоставляло ветеранам льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.


Согласно ст. 8 Закона области от
27.12.2002 № 78-З "Об областном бюджете на 2003 год" на
реализацию ФЗ "О ветеранах" в 2003 году городу Нижнему
Новгороду как муниципальному образованию были переданы расходные
полномочия по ФЗ "О ветеранах" с передачей в бюджет города
Нижнего Новгорода на 2003 год денежных средств в размере 366205000
рублей, в том числе на льготы по ЖКХ.


Финансовые средства были переданы
городу Н.Новгороду в виде нормативов отчислений от регулирующих
налогов.


Как видно из постановления Городской
Думы города Нижнего Новгорода от 19.05.2004 № 21 "Об исполнении
бюджета города Нижнего Новгорода за 2003 год", расходы на
реализацию льгот, установленных ФЗ "О ветеранах", городом
Нижним Новгородом были исполнены частично в размере 316729000 рублей
(л.д. 43). Сормовскому району в 2003 году на реализацию
вышеуказанного Федерального закона установлены лимиты расходования
средств в сумме 21245000 рублей (л.д. 50 - 51).


Согласно актам сверок, подписанным
(за исключением актов сверок за октябрь - декабрь 2003 года) МУ "ДЕЗ"
и администрацией Сормовского района, и счетам-фактурам,
представленным в материалы дела, во исполнение ФЗ "О ветеранах"
за период с 01.01.2003 по 31.12.2003 истцом были предоставлены льготы
по оплате жилья и коммунальных услуг по ФЗ "О ветеранах" на
сумму 29807911 рублей 63 копейки (л.д. 15 - 26, 73 - 96).


Льготы предоставлены за счет
собственных средств истца и во исполнение договора от 24.03.2003 N
61, заключенного с администрацией Сормовского района. Расходы,
связанные с предоставлением вышеуказанных льгот за 2003 г., были
возмещены истцу администрацией Сормовского района в сумме 17525038
рублей 10 копеек, что подтверждается платежными поручениями и актами
приема-передачи векселей (л.д. 27 - 34, 97 - 100).


Из материалов дела следует, что
данная задолженность по состоянию на 01.01.2004 составляет за 2003
год 12282873 рубля 83 копейки.


Проанализировав представленные в дело
документы, можно установить, что задолженность по возмещению
расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот в соответствии
с Федеральным законом "О ветеранах", за 2003 год,
образовалась в пределах установленных лимитов.


Согласно ст. 4 Федерального закона "О
финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации",
ст. 38 Федерального закона "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного
самоуправления вправе осуществлять государственные полномочия в
пределах переданных финансовых средств на их реализацию, то есть
несут ответственность за невыполнение соответствующего закона в
пределах лимитов бюджетных обязательств. Постановлением Правительства
Российской Федерации от 15.08.2001 № 584 "О программе развития
бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года"
предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть
возложена обязанность за неисполнение федерального закона только в
пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи из
федерального бюджета.


Тот же принцип закреплен Бюджетным
кодексом Российской Федерации (статья 226), согласно которому объемы
принятых и исполненных денежных обязательств не могут превышать
лимиты бюджетных обязательств. Статьей 15.3 Федерального закона "Об
основах федеральной жилищной политики" определено, что органы
государственной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления обеспечивают целевое использование субвенций,
предоставляемых из федерального бюджета и направляемых в организации
жилищно-коммунального хозяйства на возмещение расходов, не
покрываемых в связи с использованием льгот по оплате жилья и
коммунальных услуг.


То есть на органы государственной
власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления
законодательством возложены функции организаторов по предоставлению
льгот ветеранам на местах, и они несут ответственность за целевое
расходование средств, выделенных из федерального бюджета.


Согласно ст. 8 Закона Нижегородской
области "Об областном бюджете на 2003 год" городу Нижнему
Новгороду как муниципальному образованию были переданы расходные
полномочия по ФЗ "О ветеранах" с передачей в бюджет города
Нижнего Новгорода на 2003 год соответствующих финансовых средств.


Нижегородской областью денежные
средства на финансирование льгот по оплате жилья и коммунальных услуг
согласно ФЗ "О ветеранах" бюджету города Нижнего Новгорода
были выделены в размере 366205000 рублей.


В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 10
ФЗ "О ветеранах" расходы на оплату жилья в домах независимо
от вида жилищного фонда, оплату коммунальных услуг, услуг за
пользование радио и коллективной телевизионной антенной, приобретение
и доставку топлива ветеранам, проживающим в домах, не имеющих
центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда
возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.


Кредиторская задолженность по
предоставленным льготам по ФЗ "О ветеранах", сложившаяся за
2003 год, по городу Нижнему Новгороду в пределах сумм, переданных в
бюджет города Нижнего Новгорода Законом Нижегородской области "Об
областном бюджете на 2003 год", должна погашаться за счет
средств бюджета города Нижнего Новгорода (статья 46.1 Закона "Об
областном бюджете на 2004 год" № 125-З от 30.12.2003).


Размер убытков истца в 2003 году
составляет 12282873 рубля 83 копейки. Потери истца по льготному
обеспечению ветеранов при отсутствии компенсации таких расходов
являются убытками.


По правилам ст. 16, 1069 Гражданского
кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в
результате незаконных действий (бездействия) государственных органов,
органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов,
подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны
субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.


В силу статьи 1071 Гражданского
кодекса Российской Федерации от имени казны муниципального
образования выступает соответствующий финансовый орган - департамент
финансов и налоговой политики администрации города Нижнего Новгорода.


Неисполнение департаментом финансов и
налоговой политики администрации города Нижнего Новгорода своих
обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с
реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным
финансированием льгот для ветеранов, повлекло возникновение убытков.
Противоправность поведения и вина заключается в уклонении
(бездействии) департамента финансов и налоговой политики
администрации города Нижнего Новгорода от исполнения своих
обязательств по компенсации затрат, которые понес истец в результате
реализации установленных законом льгот для ветеранов.


Уклонение от исполнения своих
обязательств усматривается из того факта, что департамент финансов и
налоговой политики администрации города Нижнего Новгорода не
полностью исполнил выделенные ему министерством финансов
Нижегородской области в 2003 году лимиты расходования средств на
реализацию Федерального закона "О ветеранах" (л.д. 41 -
43).


Поэтому ответственность за
ненадлежащее финансовое обеспечение и причиненный вред истцу по
Федеральному закону "О ветеранах" возлагается на
департамент финансов и налоговой политики администрации города
Нижнего Новгорода.


Таким образом, исковые требования
подлежат удовлетворению в сумме 12282873 рублей 83 копеек за счет
казны города Нижнего Новгорода в лице департамента финансов и
налоговой политики администрации города Нижнего Новгорода.


В соответствии с частью 5 статьи
333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная
пошлина с департамента финансов и налоговой политики администрации
города Нижнего Новгорода взысканию не подлежит.


Поэтому государственная пошлина в
сумме 72914 рублей 40 копеек, уплаченная по платежному поручению N
277 от 02.02.2005, подлежит возврату истцу из федерального бюджета.


С учетом изложенного и руководствуясь
статьями 104, 110, 167 - 171, 176, 177, 180, 319 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд




решил:




Взыскать с казны
города Нижнего Новгорода в лице департамента финансов и налоговой
политики администрации города Нижнего Новгорода в пользу
муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика"
Сормовского района города Нижнего Новгорода 12282879 рублей 83
копейки убытков.


В иске к администрации Сормовского
района города Нижнего Новгорода, Правительству Нижегородской области,
министерству финансов Нижегородской области, министерству труда и
социальной защиты Нижегородской области и администрации города
Нижнего Новгорода отказать.


Возвратить муниципальному учреждению
"Дирекция единого заказчика" Сормовского района города
Нижнего Новгорода из федерального бюджета государственную пошлину в
сумме 72914 рублей 40 копеек, уплаченную по платежному поручению N
277 от 02.02.2005.


Исполнительный лист выдать после
вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в
течение месяца со дня его принятия в апелляционную инстанцию
Арбитражного суда Нижегородской области.




Судья


В.Ф.БЕЛЯКОВА














АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




ПОСТАНОВЛЕНИЕ




от 4 июля 2005 года
Дело N А43-2932/2005-23-107



(извлечение)




Апелляционная
инстанция Арбитражного суда Нижегородской области в составе
председательствующего Ланда Регины Матвеевны, судей Игнатьевой Ольги
Васильевны, Моисеевой Ирины Ивановны, при ведении протокола судебного
заседания помощником судьи Трошиной Н.В., рассмотрела в заседании
апелляционную жалобу администрации города Нижнего Новгорода от
06.06.2005 № 15-111 на решение арбитражного суда от 06.05.2005 по
делу № А43-2932/2005-23-107 (судья Белякова В.Ф.) по иску
муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика"
Сормовского района г. Нижнего Новгорода к администрации Сормовского
района г. Н.Новгорода, департаменту финансов и налоговой политики
администрации г. Н.Новгорода, Правительству Нижегородской области,
министерству труда и социальной защиты Нижегородской области,
заявителю о взыскании 12282873 руб. 83 коп. расходов, связанных с
предоставлением льгот в соответствии с Федеральным законом "О
ветеранах" за период с 01.01.2003 по 31.12.2003.


В связи с допущенной ошибкой истец в
судебном заседании суда первой инстанции уточнил суммы по размерам
предоставленных населению льгот и возмещенных расходов, указав, что
за период с 01.01.2003 по 31.12.2003 МУ "ДЕЗ" предоставило
ветеранам льготы, предусмотренные Федеральным законом "О
ветеранах", на общую сумму 29807911 руб. 63 коп., из которых
истцу было возмещено 17525038 руб. 10 коп. Также истец пояснил, что в
2003 году был освобожден от уплаты НДС.


Решением арбитражного суда от
28.04.2005 требования истца были удовлетворены с казны города Нижнего
Новгорода в лице департамента финансов и налоговой политики
администрации Нижнего Новгорода в сумме 12282873 руб. 83 коп.
убытков.


В удовлетворении иска за счет
администрации Сормовского района г. Н.Новгорода, администрации г.
Н.Новгорода, Правительства Нижегородской области, министерства труда
и социальной защиты Нижегородской области истцу было отказано.


Не согласившись с принятым решением,
администрация города Нижнего Новгорода просит последнее пересмотреть,
так как считает его незаконным, принятым с нарушением норм
материального права.


По мнению заявителя апелляционной
жалобы, сумма задолженности не подтверждена доказательствами,
поскольку истец, обосновывая свои исковые требования о взыскании
убытков ст. 16 Гражданского кодекса РФ, не представил документы,
подтверждающие сумму убытков, то есть отсутствуют акты сверки,
подписанные сторонами за октябрь - декабрь 2003 г.


Кроме того, как сообщил представитель
департамента финансов и налоговой политики администрации г.
Н.Новгорода, из суммы убытков, предъявленных ко взысканию истцом,
подлежит исключению налог на добавленную стоимость, поскольку
дотации, выделяемые из бюджета, имеют целевое назначение и
предназначены для компенсации убытков при реализации услуг населению
по государственным регулируемым ценам с применением льготного тарифа.
Эти дотации не относятся к выручке от реализации товаров (работ,
услуг) и не включаются в налогооблагаемую базу по налогу на
добавленную стоимость.


Представители министерства финансов
Нижегородской области, Правительства Нижегородской области,
министерства труда и социальной защиты Нижегородской области считают
решение суда первой инстанции законным и не подлежащим изменению.


Истец отзывом на апелляционную жалобу
от 01.07.2005 № 767 и в судебном заседании с доводами заявителя
жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным
и не подлежащим изменению.


Правильность принятого судом решения
проверена в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса
РФ.


Как видно из материалов дела, МУ
"Дирекция единого заказчика" Сормовского района города
Нижнего Новгорода в период с 01.01.2003 по 31.12.2003 предоставляло
населению, проживающему на территории Сормовского района, льготы по
оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренные Федеральным
законом "О ветеранах".


Согласно ст. 8 Закона области от
27.12.2002 № 78-З "Об областном бюджете на 2003 год" на
реализацию ФЗ "О ветеранах" в 2003 году городу Нижнему
Новгороду как муниципальному образованию были переданы расходные
полномочия по ФЗ "О ветеранах" с передачей в бюджет города
Нижнего Новгорода на 2003 год денежных средств в размере 366205000
рублей, в том числе на льготы по ЖКХ.


Финансовые средства были переданы
городу Н.Новгороду в виде нормативов отчислений от регулирующих
налогов.


Как следует из постановления
Городской Думы города Нижнего Новгорода от 19.05.2004 № 21 "Об
исполнении бюджета города Нижнего Новгорода за 2003 год",
расходы на реализацию льгот, установленных ФЗ "О ветеранах",
городом Нижним Новгородом были исполнены частично в размере 316729000
рублей (л.д. 43).


Сормовскому району в 2003 году на
реализацию вышеуказанного Федерального закона установлены лимиты
расходования средств в сумме 21245000 рублей (л.д. 50 - 51).


Согласно актам сверок, подписанным
(за исключением актов сверок за октябрь - декабрь 2003 года) МУ "ДЕЗ"
и администрацией Сормовского района, и счетам-фактурам,
представленным в материалы дела, во исполнение ФЗ "О ветеранах"
за период с 01.01.2003 по 31.12.2003 истцом были предоставлены льготы
по оплате жилья и коммунальных услуг по ФЗ "О ветеранах" на
общую сумму 29807911 рублей 63 копейки, из которых истцу было
возмещено 17525038 руб. 10 коп.


Размер недополученных истцом платежей
в результате указанных льгот в спорный период составил 12282873 руб.
83 коп.


Проанализировав представленные в дело
документы, можно установить, что задолженность по возмещению
расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот в соответствии
с Федеральным законом "О ветеранах" за 2003 год
образовалась в пределах установленных лимитов.


Согласно ст. 4 Федерального закона "О
финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации",
ст. 38 Федерального закона "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного
самоуправления вправе осуществлять государственные полномочия в
пределах переданных финансовых средств на их реализацию, то есть
несут ответственность за невыполнение соответствующего закона в
пределах лимитов бюджетных обязательств.


Постановлением Правительства
Российской Федерации от 15.08.2001 № 584 "О программе развития
бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года"
предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть
возложена обязанность за неисполнение федерального закона только в
пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи из
федерального бюджета.


Согласно п. 3, 10 и 12 Порядка
расходование предоставленных субсидий и субвенций из Фонда
компенсаций федерального бюджета осуществляется органами социальной
защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований, которые предоставляют отчеты об использовании данных
средств с отражением расходов по соответствующим разделам и кодам
бюджетной классификации Российской Федерации.


Статьей 15.3 Федерального закона "Об
основах федеральной жилищной политики" определено, что органы
государственной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления обеспечивают целевое использование субвенций,
предоставляемых из федерального бюджета и направляемых в организации
жилищно-коммунального хозяйства на возмещение расходов, не
покрываемых в связи с использованием льгот по оплате жилья и
коммунальных услуг.


Следовательно, на органы
государственной власти субъекта Российской Федерации и органы
местного самоуправления законодательством возложены функции
организаторов по предоставлению льгот ветеранам на местах и они несут
ответственность за целевое расходование средств, выделенных из
федерального бюджета.


Согласно ст. 8 Закона Нижегородской
области "Об областном бюджете на 2003 год" городу Нижнему
Новгороду как муниципальному образованию были переданы расходные
полномочия по ФЗ "О ветеранах" с передачей в бюджет города
Нижнего Новгорода на 2003 год соответствующих финансовых средств.


Нижегородской областью денежные
средства на финансирование льгот по оплате жилья и коммунальных услуг
согласно ФЗ "О ветеранах" бюджету города Нижнего Новгорода
были выделены в размере 366205000 рублей.


В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 10
ФЗ "О ветеранах" расходы на оплату жилья в домах независимо
от вида жилищного фонда, оплату коммунальных услуг, услуг за
пользование радио и коллективной телевизионной антенной, приобретение
и доставку топлива ветеранам, проживающим в домах, не имеющих
центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда
возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.


Кредиторская задолженность по
предоставленным льготам по ФЗ "О ветеранах", сложившаяся за
2003 год, по городу Нижнему Новгороду в пределах сумм, переданных в
бюджет города Нижнего Новгорода Законом Нижегородской области "Об
областном бюджете на 2003 год", должна погашаться за счет
средств бюджета города Нижнего Новгорода (статья 46.1 Закона "Об
областном бюджете на 2004 год" № 125-З от 30.12.2003).


Размер убытков истца в 2003 году
составляет 12282873 руб. 83 коп.


Потери истца по льготному обеспечению
ветеранов при отсутствии компенсации таких расходов являются
убытками.


По правилам ст. 16, 1069 Гражданского
кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в
результате незаконных действий (бездействия) государственных органов,
органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов,
подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны
субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.


В силу статьи 1071 Гражданского
кодекса Российской Федерации от имени казны муниципального
образования выступает соответствующий финансовый орган - департамент
финансов и налоговой политики администрации города Нижнего Новгорода.


Неисполнение департаментом финансов и
налоговой политики администрации города Нижнего Новгорода своих
обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с
реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным
финансированием льгот для ветеранов, повлекло возникновение убытков.


Противоправность поведения и вина
заключается в уклонении (бездействии) департамента финансов и
налоговой политики администрации города Нижнего Новгорода от
исполнения своих обязательств по компенсации затрат, которые понес
истец в результате реализации установленных законом льгот для
ветеранов.


Поэтому при таких обстоятельствах суд
первой инстанции обоснованно взыскал с департамента финансов и
налоговой политики администрации города убытки, возникшие вследствие
предоставления льгот на основании вышеуказанных нормативно-правовых
актов, поскольку последний не полностью исполнил выделенные ему
министерством финансов Нижегородской области в 2003 году лимиты
расходования средств на реализацию ФЗ "О ветеранах".


Довод заявителя апелляционной жалобы
о том, что сумма убытков, предъявленных ко взысканию истцом, включает
в себя налог на добавленную стоимость, который не подлежит взысканию,
судом апелляционной инстанции во внимание не принимается, ибо из
представленных в материалы дела счетов-фактур и платежных поручений
не следует, что истцом включен налог на добавленную стоимость.


При таких обстоятельствах оснований к
пересмотру решения суда от 06.05.2005 не имеется.


Расходы по апелляционной жалобе
согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относятся на
заявителя и в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21
Налогового кодекса РФ подлежат взысканию с него в доход федерального
бюджета РФ.


С учетом изложенного, руководствуясь
статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, суд




постановил:




Решение арбитражного
суда от 06.05.2005 оставить без изменения.


Жалобу администрации города Нижнего
Новгорода - без удовлетворения.


Взыскать с администрации г. Нижнего
Новгорода в доход федерального бюджета РФ 1000 руб. расходов по
апелляционной жалобе.


Исполнительный лист выдать.


Постановление вступает в законную
силу с момента его принятия и может быть обжаловано в установленном
законом порядке.




Председательствующий


Р.М.ЛАНДА




Судьи


И.И.МОИСЕЕВА


О.В.ИГНАТЬЕВА












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru