Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда
Нижегородской области от 31.01.2005 по делу № А43-10695/2004-20-410


<ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ЧАСТИ
ВОЗМЕЩЕНИЯ ЗА СЧЕТ КАЗНЫ РФ УБЫТКОВ, ВОЗНИКШИХ В СВЯЗИ С
НЕДОФИНАНСИРОВАНИЕМ ЛЬГОТ, ВОЗЛОЖЕНА НА МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ КАК
НА ОРГАН, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА>


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено





Документ
получен по официальной рассылке Арбитражного суда Нижегородской
области.



Постановлением ФАС Волго-Вятского
округа от 11.07.2005 по делу № А43-10695/2004-20-410 решение суда
первой инстанции оставлено без изменения.






АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




РЕШЕНИЕ




от 31 января 2005 года
Дело N А43-10695/2004-20-410



Резолютивная часть
решения объявлена 31 января 2005 г.


Полный текст решения изготовлен 31
января 2005 г.




(извлечение)




Арбитражный суд
Нижегородской области в составе судьи Горобец Н.В., при ведении
протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании
дело по иску жилищно-строительного кооператива № 465, г. Н.Новгород,
к министерству финансов Нижегородской области, г. Н.Новгород, к
Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва, к
администрации г. Н.Новгорода, к департаменту финансов и налоговой
политики администрации г. Н.Новгорода, к министерству труда и
социальной защиты Нижегородской области, г. Н.Новгород, третье лицо -
управление по труду и социальной защите населения администрации
Канавинского района г. Н.Новгорода, о взыскании 22858 руб. 13 коп.,




установил:




заявлено требование
о взыскании 22858 руб. 13 коп. убытков, составляющих возмещение
расходов по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг
ветеранам и инвалидам в 2002 - 2004 годах, в том числе 9516 руб. 40
коп. по исполнению Федерального закона "О ветеранах" от
12.01.1995 № 5-ФЗ (далее по тексту - ФЗ "О ветеранах") и
13341 руб. 73 коп. по исполнению Федерального закона "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от
24.11.1995 № 181-ФЗ (далее - ФЗ "О соцзащите инвалидов").


В обоснование иска указано, что истец
в 2002 - 2004 годах предоставлял населению льготы по оплате
жилищно-коммунальных услуг на основании ФЗ "О ветеранах" и
ФЗ "О соцзащите инвалидов".


Поскольку в результате предоставления
вышеуказанных льгот истец недополучил доходы от платы за коммунальные
услуги в сумме 22858 руб. 13 коп., то просит на основании статей 16,
1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскать
указанную сумму в принудительном порядке.


Министерство финансов Нижегородской
области, привлеченное к участию в деле в качестве ответчика по
ходатайству истца о замене ненадлежащего ответчика определением
арбитражного суда от 17.08.2004, отзывом иск отклонило, пояснив, что
за предоставление льгот в 2003 году надлежащим ответчиком является
администрация г. Н.Новгорода, так как в соответствии со ст. 46.1
Закона "Об областном бюджете на 2004 год" № 125-З от
30.12.2003 (п. 9) кредиторская задолженность по предоставленным
льготам по ФЗ "О ветеранах", сложившаяся за 2003 год по г.
Н.Новгороду, должна погашаться за счет средств бюджета г.
Н.Новгорода.


По льготам, предоставленным в 2004
году, министерство финансов Нижегородской области поясняет, что в
соответствии с порядком финансирования в 2004 году ФЗ "О
ветеранах" на территории Нижегородской области министерство
финансов осуществляет финансирование главного распорядителя средств
областного бюджета - министерства труда и социальной защиты
Нижегородской области и доводит до последнего годовые лимиты с
поквартальной разбивкой.


Информацию о перечислении денежных
средств в пределах установленных Законом о бюджете на 2004 год
лимитов г. Н.Новгороду может представить только министерство труда и
социальной защиты Нижегородской области.


В дополнение к отзыву министерство
финансов Нижегородской области указало, что все полученные в пределах
установленных сумм денежные средства в 2002 - 2004 годах на
реализацию ФЗ "О соцзащите инвалидов" были распределены
целевым образом между районами и городами области и получателями
бюджетных средств в соответствии с законами Нижегородской области об
областном бюджете на 2002 - 2004 годы.


Согласно справке департамента по
социальной защите населения администрации г. Н.Новгорода, денежные
средства в пределах установленных лимитов перечислены в полном
объеме.


Таким образом, обязанность субъекта
Российской Федерации использовать предоставленные за счет средств
федерального бюджета субвенции на реализацию ФЗ "О соцзащите
инвалидов" исполнена надлежащим образом.


Расходы истца, понесенные им в
результате предоставления льгот по ФЗ "О соцзащите инвалидов"
и ФЗ "О ветеранах", являются сверхлимитными расходами, а
значит, убытками, а причиной их возникновения - недостаточное
финансирование из федерального бюджета рассматриваемых расходов.


На основании изложенного министерство
финансов Нижегородской области считает, что надлежащим ответчиком по
делу должно быть Министерство финансов Российской Федерации как
орган, обеспечивающий исполнение федерального бюджета.


Министерство финансов Российской
Федерации, привлеченное к участию в деле в качестве ответчика по
ходатайству истца о замене ненадлежащего ответчика определением
арбитражного суда от 17.08.2004, считает, что единственным органом,
который может исполнить обязательство перед истцом по погашению
задолженности, образовавшейся в настоящее время, является
министерство финансов Нижегородской области.


В обоснование своего утверждения
ответчик указал, что в соответствии с законом о федеральном бюджете
на соответствующий год получателем бюджетных средств из фонда
компенсации на реализацию ФЗ "О соцзащите инвалидов"
является субъект РФ - Нижегородская область в лице министерства
финансов Нижегородской области, так как данные средства поступают
именно на его лицевой счет.


Департамент финансов и налоговой
политики администрации г. Н.Новгорода, привлеченный к участию в деле
в качестве ответчика по ходатайству истца определением арбитражного
суда от 27.09.2004, отзывом пояснил, что финансирование льгот по
оплате жилья и коммунальных услуг инвалидам и семьям, имеющим
детей-инвалидов, осуществляется за счет средств федерального бюджета
и бюджета Нижегородской области как субъекта РФ. Финансирование льгот
по оплате жилья и коммунальных услуг данной категории лиц за счет
бюджета муниципального образования не предусмотрено нормативными
актами, и городу данные расходы не передавались.


Согласно п. 3 ст. 83 Бюджетного
кодекса Российской Федерации финансирование новых видов расходов или
увеличение финансирования существующих видов расходов бюджетов может
осуществляться только с начала финансового года при условии их
включения в закон о бюджете либо в текущем году после внесения
соответствующих изменений в закон о бюджете при наличии
соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и
(или) при сокращении расходов по отдельным статьям бюджета.


Поскольку Нижегородской областью
денежные средства на финансирование льгот по оплате жилья и
коммунальных услуг согласно ФЗ "О соцзащите инвалидов" не
выделялись бюджету г. Н.Новгорода в 2002 - 2004 годах,
соответственно, они не могли быть предусмотрены в нем.


Нормативные акты не предусматривают
предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг инвалидам и
семьям, имеющим детей-инвалидов, за счет местных бюджетов.


Что касается компенсации
предоставленных льгот в рамках ФЗ "О ветеранах",
департамент финансов и налоговой политики администрации г.
Н.Новгорода пояснил, что Законом Нижегородской области от 27.12.2002
№ 78-З "Об областном бюджете на 2003 год" г. Н.Новгороду
как муниципальному образованию были переданы государственные
полномочия по ФЗ "О ветеранах" с передачей в бюджет г.
Н.Новгорода на 2003 год соответствующих финансовых средств. Указанные
полномочия в 2002 и 2004 годах не передавались.


Министерство труда и социальной
защиты Нижегородской области отзывом иск не признало, указав, что
финансирование расходов на предоставление льгот по оплате
жилищно-коммунальных услуг по названным законам осуществляется за
счет средств областного бюджета и фонда компенсаций федерального
бюджета.


Третье лицо - управление по труду и
социальной защите населения администрации Канавинского района г.
Н.Новгорода отзывами сумму задолженности перед истцом за 2002 - 2003
годы подтверждает, а за 2004 год не подтверждает, пояснив, что
договор по предоставлению льгот между истцом и третьим лицом не
подписан по причине внесения истцом в одностороннем порядке изменений
к нему в виде претензии с изменениями подп. 2.1 п. 2 и дополнением п.
5 подп. 5.5, п. 6 подп. 6.3.


Денежные средства, поступившие на
реализацию ФЗ "О ветеранах" и ФЗ "О соцзащите
инвалидов", в полном объеме перечислены организациям -
поставщикам льготируемых жилищных услуг.


Письмом от 11.01.2005 за N
30-26/01-17-05 третье лицо сообщило, что 16.11.2004 заключен договор
№ 129 на возмещение денежных средств за предоставленные льготы по
оплате жилищно-коммунальных услуг.


На основании ст. 163 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании по
ходатайству представителя Министерства финансов РФ объявлялись
перерывы с 11.01.2005 до 18.01.2005, с 18.01.2005 до 24.01.2005 и с
24.01.2005 до 31.01.2005.


В судебном заседании представитель
истца поддержала исковые требования в сумме 13341 руб. 73 коп.,
составляющие убытки по исполнению ФЗ "О соцзащите инвалидов".
От взыскания 9516 руб. 40 коп. по предоставленным льготам по ФЗ "О
ветеранах" за октябрь - декабрь 2003 года и за январь - февраль
2004 года истец отказался.


В порядке п. 2 ст. 49 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе до принятия
судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде
соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.


Представители ответчиков -
министерства финансов Нижегородской области, Министерства финансов
РФ, департамента финансов и налоговой политики Нижегородской области,
министерства труда и социальной защиты Нижегородской области и
третьего лица поддержали позиции, изложенные в отзывах.


Представитель администрации г.
Н.Новгорода пояснил в судебном заседании, что обязательства по закону
ФЗ "О ветеранах" выполнены в полном объеме.


При рассмотрении настоящего дела
неоднократно объявлялись перерывы и слушание дела откладывалось по
ходатайству сторон с целью предоставления дополнительных
доказательств по делу, а также в связи с необходимостью привлечения к
участию в деле новых ответчиков.


Министерство финансов Нижегородской
области заявило ходатайство о применении п. 2 ст. 69 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, в обоснование которого
указало, что обстоятельства, подлежащие доказыванию при рассмотрении
данного дела, установлены вступившим в законную силу решением
Арбитражного суда Нижегородской области от 29.09.2004 по делу N
А43-9691/2004-5-262, в котором участвовали те же лица.


Ходатайство судом рассмотрено и
отклонено, поскольку по данному делу и по делу № А43-9691/2004-5-262
не совпадают истцы.


В силу п. 2 ст. 69 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства,
установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного
суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при
рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те
же лица.


Из материалов дела следует, что
15.04.2002 между истцом - жилищно-строительным кооперативом № 465
(далее - ЖСК-465) и третьим лицом - управлением по труду и социальной
защите населения администрации Канавинского района г. Н.Новгорода был
заключен договор № 86 со сроком действия до 31.12.2002.


По условиям договора (п. 3.1, 4.2)
истец обязался обеспечивать предоставление льгот по оплате
жилищно-коммунальных услуг в соответствии с ФЗ "О ветеранах"
и ФЗ "О соцзащите инвалидов" и представлять третьему лицу
реестр получателей льгот и сумму к возмещению в соответствии с
приложением 1 к договору, счет-фактуру и акты сверки взаиморасчетов.


Согласно п. 4.4 договора третье лицо
проводит сверку реестров, согласовывает акт сверки взаимных расчетов
в соответствии с приложением 2 к договору и представляет в управление
Федерального казначейства района платежные поручения на перечисление
денежных средств истцу за предоставляемые льготы, счет-фактуру на
сумму сверки и акты сверки взаиморасчетов по району.


Расчеты производятся ежемесячно (п.
4.1 договора).


Стоимость договора определена в
пределах лимитов бюджетных обязательств, установленных управлением по
труду и социальной защите населения администрации Канавинского района
г. Н.Новгорода на 2002 год (п. 2.1 договора).


Протоколом № 3 от 22.01.2003 стороны
продлили срок действия договора № 86 от 15.04.2002 до 31.12.2003.


На 2004 год договор между истцом и
третьим лицом не подписан.


Факт предоставления льгот в 2002 -
2004 годах истец подтверждает отчетами о финансировании льгот,
реестрами граждан, имеющих право на льготы, счетами-фактурами,
выпиской из корреспондентского (лицевого) счета.


Однако за октябрь - декабрь 2003 года
и январь - февраль 2004 года истцу не была возмещена сумма
предоставленных льгот по ФЗ "О ветеранах" в размере 9516
руб. 40 коп.


За период апрель - декабрь 2002 года,
октябрь - декабрь 2003 года и январь - февраль 2004 года истцу не
компенсированы расходы на предоставление льгот по ФЗ "О
соцзащите инвалидов" на общую сумму 13341 руб. 73 коп.


Задолженность в общей сумме 22858
руб. 13 коп. послужила истцу основанием для обращения с иском в суд.


Изучив материалы дела, заслушав
представителей сторон, суд считает иск подлежащим удовлетворению
частично в силу следующего.


Согласно ФЗ от 15.06.1996 № 72-ФЗ "О
товариществах собственников жилья" истец - ЖСК-465 - является
некоммерческой организацией, формой объединения домовладельцев для
совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса
недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в
установленных законодательством пределах распоряжения общим
имуществом.


В силу ст. 19 названного Закона
социальная защита домовладельцев, нанимателей и арендаторов жилых
помещений в кондоминиуме осуществляется в порядке, установленном
правовыми актами Российской Федерации, соответствующими решениями
органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления путем передачи товариществам
собственников жилья установленных государственных и муниципальных
дотаций на финансирование затрат на отдельные виды коммунальных
услуг, компенсаций за предоставление льгот по оплате
жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, а также иных
предусмотренных дотаций.


В соответствии с подп. "б"
п. 2 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О ветеранах" расходы на оплату жилья в
домах независимо от вида жилищного фонда, оплату коммунальных услуг,
услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной,
приобретение и доставку топлива ветеранам, проживающим в домах, не
имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда
возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.


В ч. 2 ст. 10 указанного Закона
предусмотрено, что порядок возмещения расходов, указанных в настоящей
статье, утверждается соответственно Правительством Российской
Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с
предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах
федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и
имеют целевое назначение.


Лимиты расходования средств по ФЗ "О
ветеранах" были утверждены Законом Нижегородской области от
29.12.2001 № 246-З "Об областном бюджете на 2002 год"
согласно приложению 10.


В соответствии со ст. 29 этого же
Закона Правительство Нижегородской области направляет денежные
средства городам и районам области на реализацию ФЗ "О
ветеранах" в пределах утвержденных лимитов. Органы местного
самоуправления наделены государственными полномочиями распределять
поступившие им денежные средства на реализацию ФЗ "О ветеранах".


В соответствии с постановлением
Правительства Нижегородской области от 08.07.2003 № 205
финансирование расходов, связанных с реализацией ФЗ "О
ветеранах", осуществляется министерством финансов Нижегородской
области через органы социальной защиты за счет средств областного
бюджета, предусмотренных на эти цели Законом Нижегородской области от
27.12.2002 № 78-ФЗ "Об областном бюджете на 2003 год".


Министерство финансов Нижегородской
области осуществляет финансирование распорядителя бюджетных средств -
министерство труда и социальной защиты Нижегородской области - в
соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от
17.10.2002 № 277 "О программе развития казначейской системы
исполнения областного бюджета".


По правилам ст. 16, 1069 Гражданского
кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или
юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия)
государственных органов, органов местного самоуправления либо
должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны
Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны
муниципального образования.


Неисполнение субъектом Российской
Федерации своих обязательств по компенсации затрат, произведенных
истцом в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных
бюджетным финансированием льгот для ветеранов, повлекло возникновение
убытков.


Противоправность поведения и вина
заключаются в уклонении (бездействии) субъекта Российской Федерации -
Нижегородской области от исполнения своих обязательств по компенсации
затрат, которые понес истец в результате реализации установленных
законом льгот для ветеранов.


Размер убытков истца составляет 9516
руб. 40 коп., и подтверждается материалами дела, и не оспаривается
управлением по труду и социальной защите населения администрации
Канавинского района г. Н.Новгорода.


Правоотношения, возникающие между
организациями, предоставляющими услуги получателям льгот и
производящими выплаты уполномоченными государством органами,
относятся к публичным отношениям, и компенсация расходов, понесенных
такой организацией в результате выплат льготным категориям граждан,
предусмотрена ст. 10 ФЗ "О ветеранах".


В силу ст. 1071 Гражданского кодекса
Российской Федерации от имени казны субъекта Российской Федерации -
Нижегородской области - выступает министерство финансов Нижегородской
области.


При таких обстоятельствах в силу
прямого указания Закона требование о взыскании 9516 руб. 40 коп.
убытков, возникших при предоставлении истцом гражданам льгот в
соответствии с ФЗ "О ветеранах", заявлено правомерно к
министерству финансов Нижегородской области за счет средств казны
Нижегородской области.


Однако истец отказался от исковых
требований в части взыскании 9516 руб. 40 коп.


Отказ от иска судом принимается, так
как не противоречит законам и иным правовым актам и не нарушает права
и законные интересы других лиц.






-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт 4 пункта 1 статьи
150 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а не пункт 4 статьи 150.






Суд прекращает
производство по делу в части взыскания 9516 руб. 40 коп. на основании
п. 4 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации.


Кроме того, истцом заявлено
требование о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот по
ФЗ "О соцзащите инвалидов".


Инвалидам и семьям, имеющим
детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% с квартирной
платы (в домах государственного, муниципального и общественного
жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от
принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих
центрального отопления, - со стоимости топлива, приобретаемого в
пределах норм, установленных для продажи населению, - ст. 17 ФЗ "О
соцзащите инвалидов".


В статье 85 Бюджетного кодекса
Российской Федерации предусмотрено, что расходы на обеспечение
социальной защиты населения финансируются совместно из бюджетов
Российской Федерации и бюджетов субъектов Российской Федерации.


Распределение указанных расходов
производится по согласованию соответственно органов государственной
власти Российской Федерации и органов государственной власти
субъектов Российской Федерации. В настоящее время порядок возмещения
расходов бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию льгот по
рассматриваемому Закону не определен.






-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: Закон Российской Федерации № 4218-1 от
24.12.1992 имеет название "Об основах федеральной жилищной
политики", а не "Об основах жилищной политики".






В соответствии со
ст. 15.6 ФЗ "Об основах жилищной политики" возмещение
организациям жилищно-коммунальных расходов на предоставление
установленных ФЗ "О соцзащите инвалидов" льгот по оплате
жилья и коммунальных услуг осуществляется за счет средств
федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам
субъектов РФ для возмещения фактически произведенных расходов.


Реализация ФЗ "О соцзащите
инвалидов" осуществляется за счет средств фонда компенсаций
федерального бюджета.


Судом установлено, что Нижегородской
областью в 2002 году из фонда компенсаций федерального бюджета были
получены субсидии на реализацию государственных полномочий Российской
Федерации по исполнению Федерального закона "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации" в сумме 358529 тыс. руб.
(приложение 13 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на
2002 год"), а в 2003 году - субвенции на возмещение льгот по
оплате жилья и коммунальных услуг в сумме 434842 тыс. руб.
(приложение 15 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на
2003 год").


Вина и противоправность заключается в
уклонении государства от исполнения своих обязательств,
декларированных ФЗ "О соцзащите инвалидов", по компенсациям
предусмотренных названным Законом льгот, вследствие чего в бюджете РФ
было предусмотрено недостаточно средств для их выплат. Несмотря на
обращения в соответствующие государственные органы исполнительных и
законодательных органов субъекта РФ - Нижегородской области, в
которых указано на явно недостаточное финансирование бюджетом РФ
компенсационных выплат по льготам ФЗ "О соцзащите инвалидов",
меры по выделению бюджетных средств в необходимых количествах так и
не были приняты, что повлекло причинение вреда истцу.


Представленные в дело доказательства
позволяют сделать вывод о недостаточности средств федерального
бюджета по компенсации расходов по предоставлению льгот в
соответствии с ФЗ "О соцзащите инвалидов", не покрывающих
полную потребность региона в финансировании федеральных льгот
инвалидам.


Данный вывод подтверждается
постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от
23.01.2003 № 362-III "О распределении субсидий и субвенций на
реализацию федеральных законов", письмами Председателя
Законодательного Собрания области от 26.02.2003 № 04-21, 04-22 в
адрес Президента РФ и Правительства РФ.


Из письма заместителя Министра
финансов РФ от 05.05.2003 № 10-03-3/32 следует, что объем
финансирования из федерального бюджета на реализацию закона
определяется для всех субъектов Российской Федерации по единой
методике исходя из численности инвалидов в регионе и минимально
гарантированного объема расходов на одного инвалида. Увеличение
размера субсидий и субвенций региону возможно только в случае
внесения изменений в ФЗ о федеральном бюджете и должно касаться всех
субъектов РФ, получающих средства из фонда компенсаций.


Из представленных в материалы дела
выписок из лицевых счетов и карточки учета получателей бюджетных
средств и кассовых расходов на 2004 год следует, что денежные
средства, полученные Нижегородской областью как субъектом РФ в лице
министерства финансов Нижегородской области, распределены между
получателями в пределах утвержденных лимитов.


Законами Нижегородской области "Об
областном бюджете на 2002 год" и "Об областном бюджете на
2003 год" (приложения 10) для города Нижнего Новгорода были
установлены лимиты расходования средств на 2002 год на реализацию
Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации" в размере 124781 тыс. руб., а в 2003 году - на
возмещение льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в размере
188455 тыс. руб.


Как видно из материалов дела,
утвержденные лимиты бюджетных обязательств в полном объеме были
перечислены администрации города Нижнего Новгорода по целевому
назначению, что подтверждается выписками из лицевых счетов
федерального казначейства, протоколами распределения средств,
справками департамента социальной защиты населения города
Н.Новгорода. Кредиторской задолженности областного бюджета за 2002 -
2003 годы по данным обязательствам не усматривается.


В ходе рассмотрения дела судом
установлено, что причиной возникновения убытков у истца явилось
недостаточное финансирование из федерального бюджета средств на
возмещение расходов по предоставлению льгот, предусмотренных ФЗ "О
соцзащите инвалидов".


Убытки истца от предоставления льгот
возникли вследствие незаконного бездействия федеральных органов
государственной власти, ответственных за формирование и утверждение
федерального бюджета, по надлежащему финансовому обеспечению
публичных обязательств Российской Федерации по ФЗ "О соцзащите
инвалидов".


Нецелевого расходования средств
федерального бюджета применительно к данному иску судом не выявлено.


Требование истца о взыскании убытков
в сумме 13341 руб. 73 коп., возникших при исполнении ФЗ "О
соцзащите инвалидов", подлежит удовлетворению на основании ст.
16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.


На основании ст. 1071 Гражданского
кодекса РФ от имени казны Российской Федерации выступают
соответствующие финансовые органы.


Следовательно, ответственность за
неисполнение ст. 17 ФЗ "О соцзащите инвалидов" и
причиненный вред истцу следует возложить на Министерство финансов
Российской Федерации как на орган, осуществляющий обеспечение
исполнения федерального бюджета.


Министерство финансов Российской
Федерации не подтвердило документально, что Нижегородской области
достаточно выделено в 2002 - 2004 годах из федерального бюджета
денежных средств для компенсации льгот инвалидам и ветеранам.


В соответствии со ст. 65 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее
в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как
на основание своих требований и возражений.


В иске к администрации г.
Н.Новгорода, департаменту финансов и налоговой политики администрации
г. Н.Новгорода, министерству труда и социальной защиты Нижегородской
области и управлению по труду и социальной защите населения
администрации Канавинского района г. Н.Новгорода отказать.


Расходы по госпошлине в порядке ст.
110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
относятся на министерство финансов Нижегородской области и
Министерство финансов Российской Федерации.


Однако ответчики освобождены от
уплаты госпошлины, в связи с чем истцу следует возвратить из
федерального бюджета Российской Федерации госпошлину, перечисленную
при подаче искового заявления в суд, на основании ст. 104
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


Руководствуясь статьями 104, 110, 150
(п. 4), 167 - 171, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, арбитражный суд






решил:




Взыскать с
Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской
Федерации в пользу жилищно-строительного кооператива № 465, г.
Н.Новгород, 13341 руб. 73 коп. убытков, возникших в связи с
предоставлением льгот по ФЗ "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации", в том числе: 3974 руб. 57 коп. - за
апрель - декабрь 2002 года; 3861 руб. 96 коп. - за октябрь - декабрь
2003 года; 5505 руб. 20 коп. - за январь - февраль 2004 года.


Исполнительный лист выдать после
вступления решения в законную силу.


Производство по делу в части
взыскании 9516 руб. 40 коп. прекратить.


В иске к администрации г.
Н.Новгорода, департаменту финансов и налоговой политики администрации
г. Н.Новгорода, министерству труда и социальной защиты Нижегородской
области и управлению по труду и социальной защите населения
администрации Канавинского района г. Н.Новгорода отказать.


Возвратить жилищно-строительному
кооперативу № 465, г. Н.Новгород, из дохода федерального бюджета
Российской Федерации 1583 руб. 26 коп. расходов по государственной
пошлине, перечисленной по платежному поручению № 2 от 31.03.2004.


Решение вступает в законную силу по
истечении месяца и может быть обжаловано в установленном законом
порядке.






Судья


Н.В.ГОРОБЕЦ












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru