Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда
Нижегородской области от 15.02.2005 по делу № А43-28152/2004-8-101


<ФИНАНСИРОВАНИЕ ЛЬГОТ,
ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ "О ВЕТЕРАНАХ",
ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ИЗ БЮДЖЕТА СООТВЕТСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ФИНАНСИРОВАНИЕ ЛЬГОТ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ
"О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ", - ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА>


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено





Документ
получен по официальной рассылке Арбитражного суда Нижегородской
области.



Постановлением ФАС Волго-Вятского
округа от 06.07.2005 по делу № А43-28152/2004-8-101 решение суда
первой инстанции оставлено без изменения.






АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




РЕШЕНИЕ




от 15 февраля 2005 года
Дело N А43-28152/2004-8-101



Резолютивная часть
решения объявлена 8 февраля 2005 г.


Полный текст решения изготовлен 15
февраля 2005 г.




(извлечение)




Арбитражный суд
Нижегородской области в составе судьи Прохоровой Людмилы
Владимировны, при ведении протокола судебного заседания судьей
Прохоровой Л.В., рассмотрел в судебном заседании дело по иску
жилищно-строительного кооператива № 174, г. Н.Новгород, к управлению
социальной защиты населения администрации Советского района г.
Н.Новгорода, администрации Советского района г. Н.Новгорода,
администрации г. Н.Новгорода, Правительству Нижегородской области,
департаменту финансов и налоговой политики администрации г.
Н.Новгорода, министерству труда и социальной защиты Нижегородской
области, Министерству финансов Российской Федерации, министерству
финансов Нижегородской области о взыскании задолженности в размере
126547 руб. 14 коп.




Сущность спора:
жилищно-строительный кооператив № 174, г. Н.Новгород, (далее -
ЖСК-174) обратился с иском к управлению социальной защиты населения
администрации Советского района г. Н.Новгорода с требованием о
взыскании 126547 руб. 14 коп. задолженности по возмещению льгот,
предоставленных в соответствии с федеральными законами "О
ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации".


В порядке статьи 49 Арбитражного
процессуального кодекса РФ истец уточнил исковые требования, просит
взыскать на основании статьи 1064 Гражданского кодекса Российской
Федерации сверхлимитные средства в сумме 111046 руб. 15 коп.,
предназначенные льготным категориям граждан, проживающим в ЖСК-174, в
том числе в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах"
- 51850 руб. 95 коп., Федеральным законом "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации" - 59195 руб. 20 коп.


Свои требования истец мотивирует тем,
что в соответствии с названными законами ЖСК-174 предоставлял скидку
льготным категориям граждан не ниже 50% оплаты жилья в домах
муниципального жилищного фонда и оплаты коммунальных услуг. Однако
указанные расходы органами местного самоуправления возмещены истцу не
в полном объеме.


Определениями от 16.11.2004 и
07.12.2004 по ходатайству истца к участию в деле в качестве
ответчиков были привлечены: администрация Советского района г.
Н.Новгорода, администрация г. Н.Новгорода, департамент финансов и
налоговой политики администрации г. Н.Новгорода, Правительство
Нижегородской области, министерство труда и социальной защиты
Нижегородской области, министерство финансов Нижегородской области,
Министерство финансов Российской Федерации.


Администрация Советского района и ее
управление социальной защиты населения в отзывах на исковое заявление
и устно в судебном заседании требования истца отклонили, указав, что
управление социальной защиты является структурным подразделением
администрации Советского района г. Н.Новгорода и заключает договоры
на возмещение средств по возмещению льгот, предоставленных в
соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по
доверенности, выданной администрацией. В соответствии с условиями
указанных договоров, заключенных с ЖСК-174, администрация Советского
района несет ответственность за возмещение средств только в пределах
лимитов бюджетных обязательств.


Министерство финансов Нижегородской
области отзывом по делу, дополнениями к нему и в судебном заседании
исковые требования не признало, поскольку, по его мнению, источником
финансирования льгот по вышеуказанным законам является федеральный
бюджет. Как субъект Российской Федерации область несет
ответственность перед истцом только в пределах лимитов бюджетных
обязательств. Поскольку истцом предъявляются ко взысканию убытки,
возникшие в результате отсутствия компенсации произведенных им
сверхлимитных расходов, надлежащим ответчиком по иску должно
выступать Министерство финансов Российской Федерации. Кроме того,
просит применить пункт 2 статьи 69 Арбитражного процессуального
кодекса РФ в отношении обстоятельств получения, перечисления и
расходования бюджетных средств федерального бюджета в 2002 и 2003
годах на реализацию Федерального закона "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации", установленных решением
Арбитражного суда Нижегородской области от 29.09.2004 по делу N
А43-9691/2004-5-262.


Министерство финансов Российской
Федерации отзывом по делу, дополнениями к нему и в судебном заседании
исковые требования не признало, указав, что единственным органом,
который может исполнить обязательство перед истцом по погашению
спорной задолженности, является министерство финансов Нижегородской
области, ибо в силу Федерального закона "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации" и статьи 38 Бюджетного кодекса
Российской Федерации бюджетные средства выделяются именно в его
распоряжение с обозначением конкретных целей их использования. Таким
образом, расходы, связанные с предоставлением льгот населению, должны
оплачиваться субъектом Российской Федерации - Нижегородской областью
- за счет средств своего бюджета (по Федеральному закону "О
ветеранах") либо за счет средств федерального бюджета (по
Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации"). В последующем потери бюджета Нижегородской области
по сверхлимитным расходам на компенсацию льгот будут возмещены за
счет средств федерального бюджета. Кроме того, Минфин Российской
Федерации указывает на отсутствие совокупности условий для возмещения
вреда в соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса
Российской Федерации.


Администрация города Нижнего
Новгорода и департамент финансов и налоговой политики администрации
г. Н.Новгорода в отзыве на исковое заявление и устно в судебном
заседании исковые требования отклонили, указав, что не являются
надлежащими ответчиками по делу, ибо выделенные городу Нижнему
Новгороду лимиты бюджетных средств использованы в полном объеме по
целевому назначению.


Правительство Нижегородской области в
отзыве указало, что кредиторская задолженность по возмещению расходов
по льготам, предоставленным в соответствии с Федеральным законом "О
ветеранах", образовалась по причине выделения из областного
бюджета средств в объеме лишь 75% от утвержденных лимитов.


Министерство труда и социальной
защиты Нижегородской области также просит отказать в удовлетворении
требований о взыскании с него спорной задолженности, поскольку все
денежные средства, поступающие на счета министерства, в полном объеме
перечислены в соответствии с целевым назначением.


Рассмотрев материалы дела, заслушав
представителей лиц, участвующих в деле, суд




установил:




в 2002, 2003 и 2004
годах ЖСК-174 в соответствии с федеральными законами "О
ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации" предоставляло скидку льготным категориям граждан,
проживающим в ЖСК-174, не ниже 50% оплаты жилья в домах
муниципального жилищного фонда и оплаты коммунальных услуг.


Льготы предоставлялись за счет
собственных средств и во исполнение заключенных с управлением
социальной защиты населения администрации Советского района г.
Н.Новгорода договоров № 24 от 2002 года, № 49 от 10.02.2003, № 86 от
03.02.2004, по условиям которых управление соцзащиты приняло на себя
обязательства по компенсации затрат ЖСК-174 в пределах утвержденных
лимитов бюджетных обязательств.


В результате предоставления указанных
льгот истец не получил возмещения из бюджета 111046 руб. 15 коп., в
том числе в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах"
- 51195 руб. 20 коп., Федеральным законом "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации" - 59195 руб. 20 коп.


В то же время, денежные средства в
пределах лимитов бюджетных обязательств выделены истцу в полном
объеме, что подтверждается материалами дела и сторонами не
оспаривается.


Потери истца по льготному обеспечению
граждан, предусмотренному законом, являются его убытками.


Согласно статье 17 Федерального
закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
право на получение скидки при оплате жилищно-коммунальных услуг не
ниже 50% имеют инвалиды всех категорий и семьи, имеющие
детей-инвалидов. Источник финансирования данных льгот Законом не
определен.






-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: имеется в виду Закон РФ "Об основах
федеральной жилищной политики", а не Федеральный закон "О
внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах
федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты РФ
в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг".






В соответствии со
статьей 15.6 Федерального закона "О внесении изменений и
дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики"
и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы
оплаты жилья и коммунальных услуг" возмещение расходов на
предоставление установленных Федеральным законом "О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации" льгот по оплате
жилищно-коммунальных услуг осуществляется за счет средств
федерального бюджета путем предоставления субвенций субъектам РФ для
возмещения фактически понесенных расходов.


Статья 10 Федерального закона "О
ветеранах" устанавливает, что осуществление расходов на
реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам, производится как
за счет бюджета РФ, так и за счет средств бюджетов субъектов РФ, при
этом за счет последних производятся расходы на оплату коммунальных
услуг. Указанная статья предусматривает учет расходов органов
государственной власти субъектов федерации, органов местного
самоуправления, связанных с предоставлением льгот ветеранам, при
взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации,
имеющих целевое назначение.


В статье 85 Бюджетного кодекса РФ
предусмотрено, что расходы на обеспечение социальной защиты населения
финансируются совместно из бюджетов Российской Федерации и бюджетов
субъектов Российской Федерации. Распределение указанных расходов
производится по согласованию соответственно органов государственной
власти Российской Федерации и органов государственной власти
субъектов Российской Федерации. В настоящее время порядок возмещения
расходов бюджета субъекта РФ на реализацию льгот по Федеральному
закону "О ветеранах" не определен.


Согласно статьям 16, 1069
Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный
гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий
(бездействия) государственных органов, органов местного
самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению
за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской
Федерации или казны муниципального образования.


Вина и противоправность касательно
исполнения Федерального закона "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации" заключается в уклонении государства от
исполнения своих обязательств, декларированных Федеральным законом "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по
компенсациям предусмотренных названным Законом льгот, вследствие
того, что в бюджете Российской Федерации было предусмотрено
недостаточно средств для их выплат. Несмотря на обращения в
соответствующие государственные органы исполнительных и
законодательных органов субъекта Российской Федерации - Нижегородской
области, в которых указано на явно недостаточное финансирование
бюджетом Российской Федерации компенсационных выплат по льготам
Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации", меры по выделению бюджетных средств в необходимых
количествах так и не были приняты, что повлекло причинение вреда
истцу.


На основании статьи 1071 Гражданского
кодекса РФ от имени казны Российской Федерации выступают
соответствующие финансовые органы. Следовательно, ответственность за
неисполнение статьи 17 Федерального закона "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации" следует возложить на
Министерство финансов Российской Федерации как на орган,
осуществляющий обеспечение исполнения федерального бюджета. В связи с
чем с последнего подлежат взысканию убытки в сумме 59195 руб. 20 коп.


В соответствии с подпунктом 2 пункта
1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на
оплату жилья в домах независимо от вида жилищного фонда, оплату
коммунальных услуг, услуг за пользование радио и коллективной
телевизионной антенной, приобретение и доставку топлива ветеранам,
проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от
вида жилищного фонда возмещаются за счет средств бюджетов субъектов
Российской Федерации.


По правилам статей 16, 1069
Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому
лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных
органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих
органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации,
казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального
образования. Неисполнение субъектом Российской Федерации своих
обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с
реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным
финансированием льгот для ветеранов, повлекло возникновение убытков.


Противоправность поведения и вина в
данном случае заключается в уклонении (бездействии) субъекта
Российской Федерации - Нижегородской области - от исполнения своих
обязательств по компенсации затрат, которые понес истец в результате
реализации установленных Законом льгот для ветеранов. Уклонение от
исполнения своих обязательств усматривается из того факта, что в
законах Нижегородской области об областном бюджете на 2002 - 2004
годы предусмотрено недостаточно средств для выплаты компенсации
указанных затрат. Кроме того, представитель администрации города
Нижнего Новгорода пояснил в судебном заседании, что по Федеральному
закону "О ветеранах" из областного бюджета в 2004 году
лимиты бюджетных обязательств по льготам ветеранам по г. Н.Новгороду
профинансированы на 92,8%, а в части льгот на ЖКХ - на 88% от
установленного лимита. Представитель министерства финансов
Нижегородской области возражений по данному обстоятельству не заявил,
доказательств иного в материалы дела не представил.






-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: после слов "понесенных такой
организацией" пропущены слова "от выплат".






Правоотношения,
возникающие между организациями, предоставляющими услуги получателям
льгот и производящими выплаты уполномоченными государством органами,
относятся к публичным отношениям и компенсация расходов, понесенных
такой организацией льготным категориям граждан, предусмотрена статьей
10 Федерального закона "О ветеранах".


При таких обстоятельствах, в силу
прямого указания закона, 51850 руб. 95 коп. убытков по предоставлению
истцом гражданам льгот в соответствии с Федеральным законом "О
ветеранах" подлежат взысканию за счет средств казны
Нижегородской области.


Суд отклоняет довод министерства
финансов Нижегородской области о необходимости применения пункта 2
статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отношении
обстоятельств получения, перечисления и расходования бюджетных
средств федерального бюджета в 2002 и 2003 годах на реализацию
Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации", установленных решением Арбитражного суда
Нижегородской области от 29.09.2004 по делу № А43-9691/2004-5-262,
ибо в силу упомянутой процессуальной нормы не доказываются вновь
обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным
актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, в котором
участвуют те же лица. Однако состав лиц, участвующих в рассмотрении
дела № А43-9691/2004-5-262, не тождественен составу лиц, участвующих
в рассмотрении настоящего дела.


В иске к администрации Советского
района г. Н.Новгорода, администрации г. Н.Новгорода, департаменту
финансов и налоговой политики администрации г. Н.Новгорода,
Правительству Нижегородской области, министерству труда и социальной
защиты Нижегородской области в силу вышеизложенного следует отказать.


В отношении управления социальной
защиты населения администрации Советского района г. Н.Новгорода
производство по делу подлежит прекращению на основании подпункта 1
пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
поскольку последнее юридическим лицом не является.


Расходы по делу в соответствии со ст.
110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относятся на ответчиков,
однако взысканию не подлежат, поскольку ответчики от ее уплаты
освобождены в силу пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса
Российской Федерации.


Руководствуясь ст. 102, 110, 150, 167
- 170, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, суд




решил:




Взыскать с
Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской
Федерации в пользу жилищно-строительного кооператива № 174, г.
Н.Новгород, 59195 руб. 20 коп.


Взыскать с министерства финансов
Нижегородской области за счет казны Нижегородской области в пользу
жилищно-строительного кооператива № 174, г. Н.Новгород, 51850 руб. 95
коп.


В части требований, заявленных к
администрации города Нижнего Новгорода, администрации Советского
района г. Н.Новгорода, Правительству Нижегородской области,
департаменту финансов и налоговой политики администрации г.
Н.Новгорода, министерству труда и социальной защиты Нижегородской
области, в иске отказать.


В части требований, заявленных к
управлению социальной защиты населения администрации Советского
района г. Н.Новгорода, производство по делу прекратить.


Исполнительные листы выдать после
вступления решения в законную силу.


Решение вступает в законную силу по
истечении месячного срока с момента его принятия и может быть
обжаловано в установленном законом порядке.




Судья


Л.В.ПРОХОРОВА












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru