Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Нижегородской области от
10.02.2005 № 8-З


(ред. от 25.12.2008)


"О НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ В
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"


(принят ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ОЗС от
27.01.2005 № 1303-III)


Официальная публикация в СМИ:


В данном виде документ опубликован
не был.


Первоначальный текст документа
опубликован в издании


"Нижегородские новости", N
34(3206), 26.02.2005


["Правовая среда", N
13(579), 26.02.2005].


Информацию о публикации документов,
создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам.



Изменения, внесенные Законом
Нижегородской области от 25.12.2008 № 183-З, вступили в силу со дня
его официального опубликования (опубликован в "Нижегородских
новостях" ["Правовая среда", № 103(986)] -
27.12.2008) и распространяются на правоотношения, возникшие с 1
января 2008 года.






НИЖЕГОРОДСКАЯ
ОБЛАСТЬ




ЗАКОН


от 10 февраля 2005 г. № 8-З




О НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТАХ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




Принят


постановлением


Законодательного Собрания


от 27.01.2005 № 1303-III




(в ред. законов
Нижегородской области


от 14.03.2006 № 22-З, от 30.11.2006 N
146-З,


от 24.12.2007 № 184-З, от 04.05.2008
№ 51-З,


от 10.06.2008 № 73-З, от 25.12.2008 N
183-З)




Глава 1. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ




Статья 1. Правовые
основы настоящего Закона




1. В соответствии с
Конституцией Российской Федерации, Уставом Нижегородской области по
предметам ведения области Нижегородская область как субъект
Российской Федерации осуществляет собственное правовое регулирование,
включая принятие законов и иных нормативных правовых актов органов
государственной власти Нижегородской области.


2. Законы и иные нормативные правовые
акты органов государственной власти Нижегородской области не могут
противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения
Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия
между федеральным законом, принятым по предметам ведения Российской
Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации, и законом или иным нормативным
правовым актом органа государственной власти Нижегородской области
действует федеральный закон.


В случае противоречия между
федеральным законом и законом или иным нормативным правовым актом
органа государственной власти Нижегородской области, изданным по
предметам ведения области, действует закон или иной нормативный
правовой акт органа государственной власти Нижегородской области.




Статья 2. Предмет
регулирования и цели настоящего Закона




1. Настоящим Законом
регулируется порядок осуществления правотворчества органами
государственной власти Нижегородской области (далее - область,
Нижегородская область), устанавливаются основные требования к законам
и иным нормативным правовым актам органов государственной власти
области и их должностных лиц, определяются формы нормативных правовых
актов области, закрепляется система нормативных правовых актов
области, регулируются вопросы разграничения правотворческих
полномочий органов государственной власти области и их должностных
лиц, определяется порядок прогнозирования и планирования
правотворческой деятельности, порядок подготовки, внесения,
рассмотрения, принятия, официального опубликования, вступления в
силу, толкования, изменения, действия и признания утратившими силу
нормативных правовых актов области, устанавливается порядок
реализации законодательной инициативы, а также определяются способы
разрешения коллизий нормативных правовых актов.


2. Настоящий Закон призван
способствовать качественному и эффективному правотворчеству органов
государственной власти области.




Статья 3. Основные
понятия, применяемые в настоящем Законе




В целях настоящего
Закона применяются следующие понятия:


1) нормативный правовой акт -
официальный письменный документ, принятый (изданный) органом
государственной власти области в определенных Конституцией Российской
Федерации и законодательством порядке и форме, направленный на
установление, изменение либо отмену правовых норм как
общеобязательных предписаний постоянного или временного действия,
рассчитанных на многократное применение на территории области;


2) правотворческий орган области -
орган государственной власти области, уполномоченный на издание
(разработку, принятие, изменение, введение в действие и признание
утратившими силу) нормативных правовых актов;


3) правотворчество (правотворческая
деятельность) - урегулированная законодательством деятельность
специально на то уполномоченных органов по изданию (разработке,
принятию, изменению, введению в действие, признанию утратившими силу,
толкованию и оценке эффективности действия) нормативных правовых
актов;


4) правотворческие полномочия -
полномочия органов государственной власти области, их должностных лиц
по изданию нормативных правовых актов определенной формы по
конкретному кругу вопросов;


5) правовая норма - общеобязательное
государственное предписание постоянного или временного характера,
рассчитанное на многократное применение;


6) законотворческий процесс -
организационно оформленная публичная деятельность правотворческих
органов по выявлению и удовлетворению потребности в нормативном
правовом регулировании общественных отношений в области, по
разработке и принятию соответствующих законов, внесению в них
изменений;


7) проект закона области - документ,
содержащий текст проекта закона области и внесенный в установленном
порядке на рассмотрение Законодательного Собрания области;


8) концепция проекта закона -
характеристика предмета и цели будущего проекта закона, в которой
излагаются его основные положения, анализируются предполагаемые
последствия применения проектируемых правовых норм, приводится
примерная структура проекта закона;


9) лингвистическая экспертиза -
оценка на основе анализа языка и стиля текстов нормативных правовых
актов их стилистического качества, соответствия нормам современного
русского литературного языка с учетом функционально-стилистических
особенностей юридических текстов, их типологической специфики,
редакционно-технических правил и нормативов; редакционно-техническая
доработка текстов нормативных правовых актов;


10) научная экспертиза - специальное
исследование, проводимое учеными и специалистами по поручению
правотворческого органа области с целью оценки качества проекта
нормативного правового акта и выявления возможных последствий его
принятия и действия;


11) правовая экспертиза - оценка
проекта нормативного правового акта с точки зрения его соответствия
сфере ведения области или совместного ведения, установленной
Конституцией Российской Федерации; состояния нормативного
регулирования в указанной сфере, необходимости и достаточности
нормативного правового акта для урегулирования общественных
отношений; соответствия содержания нормативного правового акта
Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству,
нормативным правовым актам области более высокой юридической силы;
соотносимости содержания и формы нормативного правового акта с
объемом и характером компетенции правотворческого органа; соблюдения
правил законодательной техники;


12) толкование нормативного правового
акта - деятельность, направленная на установление содержания правовых
норм;


13) официальное толкование
(аутентичное или легальное) - толкование, даваемое уполномоченными
настоящим Законом органами государственной власти области, их
структурными подразделениями и должностными лицами, содержащееся в
специальном акте и влекущее юридические последствия;


14) аутентичное толкование -
толкование, даваемое органом или должностным лицом, издавшим
соответствующий нормативный правовой акт;


15) легальное толкование -
толкование, даваемое уполномоченными настоящим Законом органами
государственной власти области, их структурными подразделениями и
должностными лицами;


16) коллизия нормативных правовых
актов - противоречие норм действующих правовых актов, принятых
(изданных) в одной форме и регулирующих одни и те же общественные
отношения.




Статья 4. Полномочия
органов государственной власти области и их должностных лиц в сфере
правотворчества




1. Правотворческими
полномочиями в области обладают Законодательное Собрание области,
Губернатор области, Правительство области, министерства и иные органы
(должностные лица) исполнительной власти области. Их полномочия в
области правотворчества устанавливаются Уставом области, законами
области, а также принимаемыми в соответствии с ними иными
нормативными правовыми актами области и настоящим Законом.


2. Нормативный правовой акт
принимается (издается) органом государственной власти области,
наделенным правом издания нормативных правовых актов (далее -
правотворческий орган), в пределах его компетенции. Нормативный
правовой акт может быть принят (издан) совместно несколькими
правотворческими органами, а также одним из этих органов по
согласованию с другими.


3. Споры между органами
государственной власти области, а также должностными лицами органов
государственной власти области, возникающие по вопросам реализации их
правотворческих полномочий, решаются с использованием согласительных
процедур либо в судебном порядке.




Глава 2. СИСТЕМА И
ФОРМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОБЛАСТИ




Статья 5. Система
нормативных правовых актов области




1. Действующие в
области нормативные правовые акты образуют единую, целостную и
дифференцированную нормативную правовую систему (законодательство
области), основанную на принципе верховенства нормативных правовых
актов, обладающих большей юридической силой.


2. Нормативные правовые акты области
подразделяются на законодательные нормативные правовые акты и иные
нормативные правовые акты.


3. В систему законодательных
нормативных правовых актов области входят Устав области и законы
(кодексы) области.


4. В систему иных нормативных
правовых актов области входят:


1) нормативные правовые акты
Законодательного Собрания области;


2) нормативные правовые акты
Губернатора области;


3) нормативные правовые акты
Правительства области;


4) нормативные правовые акты
министерств и иных органов (должностных лиц) исполнительной власти
области.




Статья 6. Формы
нормативных правовых актов области




1. Нормативные
правовые акты принимаются (издаются) в следующих формах:


1) Законодательное Собрание области
принимает Устав области, законы, постановления;


2) нормативные правовые акты
Губернатора области издаются в форме указов;


3) нормативные правовые акты
Правительства области принимаются в форме постановлений;


4) нормативные правовые акты
министерств и иных органов исполнительной власти области издаются в
форме приказов (за исключением случаев, когда в соответствии с
федеральным законодательством в положении об органе исполнительной
власти предусмотрено иное наименование издаваемого акта).


2. Принятие нормативных правовых
актов в иных формах, кроме предусмотренных частью 1 настоящей статьи,
не допускается.


3. Нормативными правовыми актами,
принимаемыми правотворческими органами области, могут утверждаться
регламенты, правила, положения, инструкции.


Регламент - система правовых норм,
определяющих порядок деятельности органа государственной власти
области.


Правила - система правовых норм,
определяющих поведение граждан, иных субъектов права в той или иной
сфере общественных отношений, порядок организации какого-либо вида
деятельности.


Положение - система правовых норм,
детально регламентирующих правовой статус, организацию, порядок
деятельности органов государственной власти области, организаций и
учреждений области, а также определяющих основы их взаимоотношений с
другими органами, организациями, учреждениями и гражданами.


Инструкция - документ, которым
регулируется порядок осуществления какой-либо деятельности.




Статья 7. Устав
области




1. Устав - основной
закон области, определяющий ее статус как субъекта Российской
Федерации и закрепляющий иные положения, составляющие основу
законодательства Нижегородской области.


2. Устав области и поправки к Уставу
области принимаются большинством не менее двух третей голосов от
установленного числа депутатов Законодательного Собрания области.


(часть 2 в ред. Закона Нижегородской
области от 30.11.2006 № 146-З)




Статья 8. Закон
области




1. Закон области -
нормативный правовой акт, регулирующий наиболее важные стороны
государственной и общественной жизни области, принимаемый в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, федеральными законами, Уставом области.


2. Закон области принимается
большинством голосов от установленного числа депутатов
Законодательного Собрания области, если иное не предусмотрено
федеральным законодательством.


(часть 2 в ред. Закона Нижегородской
области от 30.11.2006 № 146-З)


3. Закон области может быть издан в
форме кодекса - закона, содержащего в систематизированном виде всю
или основную массу правовых норм, регулирующих определенную сферу
общественных отношений.


4. Законом области регулируются
вопросы, отнесенные в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами, Уставом области и законами области
к ведению и полномочиям Нижегородской области.




Статья 9.
Нормативные правовые акты Законодательного Собрания области




1. Нормативные
правовые акты Законодательного Собрания области принимаются в
пределах его компетенции в форме постановлений.


2. Постановления Законодательного
Собрания области принимаются большинством голосов от числа избранных
депутатов в порядке, установленном Регламентом Законодательного
Собрания области, если иное не предусмотрено федеральным
законодательством.




Статья 10.
Нормативные правовые акты Губернатора области, Правительства области




1. Нормативные
правовые акты Губернатора области издаются в пределах его компетенции
в форме указов.


2. Нормативные правовые акты
Правительства области принимаются в пределах его компетенции в форме
постановлений.




Статья 11.
Нормативные правовые акты министерств и иных органов (должностных
лиц) исполнительной власти области




1. Нормативные
правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти
области издаются в форме приказов и (или) в иных формах,
предусмотренных федеральным законодательством.


Приказ - нормативный правовой акт
распорядительного характера, издаваемый единолично руководителем
министерства или иного органа исполнительной власти области.


2. Руководитель министерства или
иного органа исполнительной власти области издает в пределах своих
полномочий акты в форме приказов (за исключением случаев, когда в
соответствии с федеральным законодательством в положении органа
исполнительной власти предусмотрено иное наименование издаваемого
акта). В случае, если акт принят решением коллегиального органа
исполнительной власти области, он издается в форме решения.


Подготовленные министерствами и иными
органами исполнительной власти Нижегородской области акты иных
наименований (положения, указания, правила и другие) утверждаются
приказами (за исключением случаев, когда в соответствии с федеральным
законодательством в положении органа исполнительной власти
предусмотрено иное наименование издаваемого акта) или решениями (в
случае утверждения их коллегиальным органом исполнительной власти).


3. При издании министерством или иным
органом исполнительной власти области нормативного правового акта в
нем, как правило, указывается, во исполнение какого нормативного
правового акта (его статьи или пункта) вышестоящего органа издается
данный акт.


4. Нормативные правовые акты
министерств и иных органов (должностных лиц) исполнительной власти
области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и
гражданина, подлежат обязательной государственной регистрации
уполномоченным органом, определяемым Правительством области.


5. Структурные подразделения
министерств и иных органов исполнительной власти области не вправе
издавать акты нормативного характера.




Статья 12.
Соотношение юридической силы правовых актов области




1. Устав области
имеет высшую юридическую силу по отношению ко всем нормативным
правовым актам области и применяется на всей территории области.
Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в области, не
должны противоречить Уставу области. В случае противоречия между ними
действует Устав области.


2. Законы области имеют более высокую
юридическую силу по отношению к постановлениям Законодательного
Собрания области, указам Губернатора области, постановлениям
Правительства области, нормативным правовым актам иных органов
(должностных лиц) исполнительной власти области, иных органов
государственной власти (должностных лиц) области. В случае
противоречия между ними действует закон области.


3. Указы Губернатора области имеют
более высокую юридическую силу по отношению к постановлениям
Правительства области, нормативным правовым актам иных органов
(должностных лиц) исполнительной власти области, иных органов
государственной власти (должностных лиц) области. В случае
противоречия между ними действуют указы Губернатора области.


4. Постановления Правительства
области имеют более высокую юридическую силу по отношению к
нормативным правовым актам министерств и иных органов (должностных
лиц) исполнительной власти области. В случае противоречия между ними
действуют постановления Правительства области.


5. Нормативные правовые акты
Правительства области, министерств и иных органов (должностных лиц)
исполнительной власти области могут быть отменены или действие их
может быть приостановлено полностью или частично Губернатором
области.




Статья 13.
Разрешение коллизий нормативных правовых актов




1. При разрешении
коллизий нормативных правовых актов субъекты права обязаны
руководствоваться нормативным правовым актом, обладающим более
высокой юридической силой.


2. В случае коллизий нормативных
правовых актов, обладающих равной юридической силой, действуют
положения нормативного правового акта, регулирующего более узкую
сферу правоотношений, а при его отсутствии - положения нормативного
правового акта, принятого позднее.




Глава 3. СТРУКТУРА
И СОДЕРЖАНИЕ ЗАКОНА ОБЛАСТИ




Статья 14. Структура
закона




1. Закон области
состоит из содержательной части, реквизитов и может иметь приложения.


2. Содержательная часть закона
области - выраженное в письменном виде языковое,
словесно-терминологическое закрепление содержащихся в нем правовых
норм, а также иных положений, в том числе разъясняющих цели и мотивы
его принятия.


3. Реквизиты закона области -
обязательные сведения, включаемые в закон для признания его
действительности и определения его места в системе законов области.


4. Таблицы, графики, схемы, чертежи,
рисунки, карты и иные необходимые материалы, как правило,
оформляющиеся в виде приложений, являются неотъемлемой составной
частью закона.




Статья 15. Общие
требования к оформлению законов области




1. Законы,
принимаемые в области, излагаются на русском языке. Использование в
законах новых иностранных терминов и выражений допускается, если
отсутствуют имеющие тот же смысл русские термины и выражения или
термины иностранного происхождения, ставшие в русском языке
общеупотребительными.


2. Слова и словосочетания в законах
используются в значении, обеспечивающем их точное понимание и
единство с терминологией, применяемой в федеральном законодательстве.
Не допускается обозначение в законах разных понятий одним термином
или одного понятия разными терминами, если это специально не
оговаривается в законе.


3. В законе, как правило, даются
определения используемых в нем специальных терминов.


4. Наименования Нижегородской области
как субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, органов
государственной власти Нижегородской области, органов местного
самоуправления, организаций, а также географические названия и иные
собственные имена пишутся в законах с заглавной буквы.


5. В тексте закона не допускается
употребление устаревших и многозначных слов и выражений, затрудняющих
восприятие смысла нормы закона, а также не допускается употребление
образных выражений: сравнений, эпитетов, метафор, гипербол и т.п.


6. Положения, предусматривающие
изменение, признание утратившими силу или особенности применения
ранее принятых законов области, включаются непосредственно в проект
закона либо оформляются в виде отдельных проектов законов области о
внесении изменений в ранее принятые законы области.




Статья 16. Структура
содержательной части закона




1. Содержательная
часть закона может иметь следующие основные элементы (структурные
единицы закона):


1) преамбулу;


2) части;


3) разделы;


4) главы;


5) статьи.


2. Текст закона может иметь также
иные структурные единицы, предусмотренные законодательством либо
обусловленные особенностями оформления законов.


3. В преамбуле закона дается
разъяснение мотивов и целей его издания. Включение в преамбулу
положений нормативного характера не допускается.


4. В законах области нормативные
предписания излагаются в виде статей, имеющих порядковый номер.


5. Статьи законов области
подразделяются на части, имеющие порядковый номер. Части статей могут
подразделяться на пункты и подпункты. При необходимости части, пункты
и подпункты могут подразделяться на абзацы.


6. Статьи закона могут объединяться в
главы. Главы закона могут объединяться в разделы. Разделы кодекса
могут объединяться в части. Часть, раздел, глава закона
подразделяются, как правило, не менее чем на две структурные единицы.


7. Структура закона и необходимость
включения в него тех или иных структурных единиц текста определяются
исходя из объема и содержания закона.




Статья 17. Реквизиты
законов области




1. Закон области
должен иметь следующие реквизиты:


1) изображение герба области (на
подлиннике закона), расположенное над обозначением вида правового
акта по центру;


2) наименование субъекта Российской
Федерации, выраженное словами "Нижегородская область";


3) обозначение формы нормативного
правового акта, выраженное словом "Закон";


4) наименование закона;


5) гриф принятия закона
Законодательным Собранием области, состоящий из слов "Принят
Законодательным Собранием" и даты принятия закона в
окончательной редакции;


6) место подписания закона (город
Нижний Новгород);


7) подпись Губернатора области,
включающую полное наименование его должности, его личную подпись
(только на подлиннике закона), его инициалы и фамилию;


8) дату подписания закона области;


9) номер закона, присваиваемый ему
после подписания Губернатором области и состоящий из порядкового
номера и буквенного индекса "З", разделенных дефисом.


2. В Уставе области и законах
области, принимаемых в форме кодексов, обозначение вида нормативного
правового акта и его наименование объединяются в один реквизит.




Глава 4.
ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В ОБЛАСТИ




Статья 18.
Содержание законотворчества области




1. Процесс
законотворчества органов государственной власти области включает в
себя:


1) прогнозирование;


2) планирование;


3) разработку проектов законов
области;


4) экспертизу проектов законов
области;


5) внесение проектов законов области
в правотворческий орган;


6) рассмотрение проектов законов
области и их принятие;


7) подписание либо отклонение законов
области;


8) опубликование законов области;


9) вступление в силу законов области
и прекращение их действия.


2. Толкование законов области и
оценка эффективности их действия производятся в случае появления
такой необходимости в практике их применения.




Статья 19.
Прогнозирование в законотворчестве области




1. Прогнозирование в
законотворчестве области - основанный на применении научных средств и
методов анализ состояния законодательства с целью выявления основных
тенденций и направлений дальнейшего развития законодательства области
и будущего его состояния.


2. Основными задачами прогнозирования
в законотворчестве являются:


1) получение научной прогностической
информации о тенденциях, путях и формах дальнейшего развития
законодательства области;


2) определение первоочередных и
наиболее актуальных проблем, требующих своего разрешения со стороны
органов государственной власти области;


3) выявление общественных
потребностей и общественных отношений, подлежащих в будущем
нормативному правовому регулированию в области;


4) определение наиболее перспективных
и прогрессивных форм и методов нормативного правового регулирования в
области;


5) установление наиболее
целесообразной очередности подготовки проектов законов области;


6) использование в законотворчестве
области специальных прогнозов в сферах экономики, политики,
демографии, экологии и других сферах общественной жизни.




Статья 20. Объекты
прогнозирования в законотворчестве области




Объектами
прогнозирования и прогнозных оценок в законотворчестве области
являются:


1) общие закономерности развития
системы законодательства области;


2) тенденции развития отдельных
отраслей законодательства области;


3) тенденции развития отдельных
институтов права;


4) тенденции и перспективы действия
отдельных законов или отдельных правовых норм области;


5) ожидаемая эффективность от
применения отдельных законов или отдельных правовых норм области.




Статья 21. Субъекты
прогнозирования в законотворческом процессе




Разработки прогнозов
в законотворчестве области проводятся научными организациями,
учеными, специалистами по поручению правотворческих органов области.




Статья 22.
Планирование нормотворческой деятельности Законодательного Собрания
области




(в ред. Закона
Нижегородской области от 04.05.2008 № 51-З)




1. Разработка
проектов нормативных правовых актов области осуществляется, как
правило, на плановой основе.


2. Подготовка и принятие законов
области и постановлений Законодательного Собрания области
предусматриваются в примерной программе нормотворческой деятельности
Законодательного Собрания области на год и плане нормотворческой
деятельности Законодательного Собрания области на квартал, состоящих
из планов законопроектной работы и планов работы по разработке
проектов постановлений Законодательного Собрания области.


3. Примерная программа
нормотворческой деятельности Законодательного Собрания области на год
и план нормотворческой деятельности Законодательного Собрания области
на квартал формируются на основании предложений депутатов
Законодательного Собрания области, его комитетов (комиссий), фракций
в Законодательном Собрании области, Губернатора области, других
субъектов права законодательной инициативы, Правительства области.


4. В примерной программе
нормотворческой деятельности Законодательного Собрания области на год
указываются наименования и формы нормативных правовых актов, органы и
должностные лица, ответственные за разработку проектов нормативных
правовых актов, органы и должностные лица, ответственные за
подготовку и прохождение нормативного правового акта в
Законодательном Собрании области, а также сроки их подготовки.


5. Планирование нормотворческой
деятельности Законодательного Собрания области не исключает
возможности подготовки проектов нормативных правовых актов, не
предусмотренных утвержденной примерной программой нормотворческой
деятельности Законодательного Собрания области на год.




Статья 23. Порядок
разработки проекта нормативного правового акта




1. Разработка
проектов нормативных правовых актов области осуществляется субъектами
законодательной инициативы либо самим правотворческим органом, либо
по его поручению подведомственными ему органами, учреждениями,
организациями, либо указанными органами, учреждениями, организациями
по собственной инициативе.


2. Правотворческий орган может
заказать подготовку первоначального проекта нормативного правового
акта на договорной основе органам государственной власти области,
научным учреждениям, отдельным ученым или их коллективам либо
организациям, занимающимся деятельностью, являющейся предметом
регулирования разрабатываемого проекта.


3. Правотворческий орган вправе
поручать подготовку альтернативных проектов нескольким органам,
учреждениям, организациям, лицам, заключать с ними договоры, а также
объявлять конкурсы на лучший проект.


4. Подготовленные проекты нормативных
правовых актов перед их внесением в правотворческий орган могут
согласовываться с заинтересованными органами и учреждениями.




Статья 24. Сроки
разработки проекта нормативного правового акта




1. Проект
нормативного правового акта области должен быть разработан и внесен в
Законодательное Собрание области в срок, установленный в примерной
программе нормотворческой деятельности Законодательного Собрания
области на год.


(в ред. Закона Нижегородской области
от 04.05.2008 № 51-З)


2. Проект нормативного правового акта
области может быть разработан ранее срока, установленного в примерной
программе нормотворческой деятельности Законодательного Собрания
области на год.


(в ред. Закона Нижегородской области
от 04.05.2008 № 51-З)


3. Срок разработки проекта
нормативного правового акта, не содержащегося в примерной программе
нормотворческой деятельности Законодательного Собрания области на
год, устанавливается непосредственно разработчиком проекта
нормативного правового акта либо субъектом права законодательной
инициативы.


(в ред. Закона Нижегородской области
от 04.05.2008 № 51-З)




Статья 25.
Экспертиза проектов законов




1. Субъекты
законодательной инициативы и правотворческие органы при разработке
проектов законов могут проводить их предварительную экспертизу.


2. Проекты законов, внесенные в
порядке законодательной инициативы для их подготовки к рассмотрению в
первом, втором и третьем чтениях, направляются в
государственно-правовое управление аппарата Законодательного Собрания
области на правовую экспертизу.


(в ред. Закона Нижегородской области
от 04.05.2008 № 51-З)


Проекты законов, подготовленные для
их принятия в окончательной редакции, подлежат обязательной
лингвистической экспертизе.


3. Для дополнительной оценки качества
проектов законов, а также для получения предложений по их
совершенствованию может проводиться независимая научная экспертиза на
возмездной или безвозмездной основе. Независимая научная экспертиза
проектов законов осуществляется научными учреждениями, высшими
учебными заведениями, экспертами из числа ведущих ученых и
специалистов соответствующего профиля, а также иными компетентными
организациями и лицами, не принимавшими непосредственного участия в
подготовке соответствующего проекта закона.


4. В качестве независимых экспертов
не могут привлекаться депутаты Законодательного Собрания области, а
также лица, состоящие на государственной службе.


5. Организации и лица, осуществляющие
независимую экспертизу проектов законов, вправе получать в органах
государственной власти области необходимые для проведения экспертизы
материалы и документы, а также принимать участие в обсуждении
проектов законов.


6. Независимая экспертиза проектов
законов может осуществляться на любых стадиях законотворческого
процесса.


7. По результатам экспертизы проектов
законов составляется письменное заключение, которое подлежит
обязательному рассмотрению при обсуждении и дальнейшей доработке
законов.




Статья 26. Внесение
законопроектов на рассмотрение в Законодательное Собрание области в
порядке законодательной инициативы




1. Право
законодательной инициативы - это право лиц, определенных Уставом
Нижегородской области, на внесение в Законодательное Собрание области
законопроектов, влекущее за собой обязанность Законодательного
Собрания области рассмотреть предложенный законопроект, внесенный в
соответствии с требованиями, предусмотренными Регламентом
Законодательного Собрания области.


Законопроекты, внесенные в порядке
законодательной инициативы, подлежат обязательному рассмотрению в
Законодательном Собрании области.


2. Проект закона, внесенный
Губернатором области в Законодательное Собрание области в порядке
законодательной инициативы, рассматривается по его письменному
предложению в первоочередном порядке.




Статья 27. Субъекты
права законодательной инициативы




1. Право
законодательной инициативы в Законодательном Собрании области
принадлежит депутатам Законодательного Собрания области, комитетам
(комиссиям) Законодательного Собрания области (далее - комитет),
фракциям в Законодательном Собрании области, Губернатору области,
членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации от Нижегородской области,
представительным органам местного самоуправления, а также имеющим
активное избирательное право жителям области в количестве не менее
десяти тысяч человек.


Право законодательной инициативы по
вопросам их ведения принадлежит также Нижегородскому областному суду,
Арбитражному суду Нижегородской области, прокурору Нижегородской
области, избирательной комиссии Нижегородской области,
Уполномоченному по правам человека в Нижегородской области и иным
лицам в соответствии с федеральным законом.


(часть 1 в ред. Закона Нижегородской
области от 14.03.2006 № 22-З)


2. Субъект права законодательной
инициативы может внести одновременно несколько взаимосвязанных между
собой законопроектов для их совместного рассмотрения.


3. Субъект права законодательной
инициативы может в письменной форме отозвать внесенный им
законопроект до принятия его в первом чтении либо предложить снять
законопроект с дальнейшего рассмотрения после его принятия в первом
чтении.


4. Органы государственной власти
области и органы местного самоуправления, организации и общественные
объединения (политические партии), не обладающие правом
законодательной инициативы, а также отдельные граждане (группа
граждан) могут внести законопроект в Законодательное Собрание области
через органы или лиц, обладающих таким правом.




Статья 28. Порядок
внесения законопроектов




(в ред. Закона
Нижегородской области от 14.03.2006 № 22-З)




1. Внесение
законопроектов в Законодательное Собрание области осуществляется
путем представления следующих документов:


1) текста законопроекта;


2) пояснительной записки к
законопроекту, в которой раскрывается состояние законодательства в
данной сфере правового регулирования, обосновывается необходимость
принятия этого законопроекта;


3) перечня нормативных правовых актов
области, подлежащих признанию утратившими силу, изменению или
принятию в связи с принятием данного законопроекта;


4) финансово-экономического
обоснования, которое должно содержать необходимые расчетные
(статистические) данные эффективности материальных затрат;


5) сопроводительного письма на имя
Председателя Законодательного Собрания области, выражающего решение
субъекта права законодательной инициативы о внесении законопроекта.


При внесении законопроекта субъектом
права законодательной инициативы - коллегиальным органом должно быть
представлено решение соответствующего коллегиального органа.


2. Одновременно с внесением
законопроекта на бумажном носителе представляется аутентичная
электронная копия текста законопроекта и материалов, предусмотренных
частью 1 настоящей статьи.


3. Законопроекты, вносимые
Губернатором области, визируются в порядке, установленном Регламентом
Правительства области.


4. Законопроекты, вносимые
депутатами, комитетами, фракциями в Законодательном Собрании области,
должны быть завизированы соответственно депутатом, руководителем
комитета, руководителем фракции.


5. Поступивший законопроект в
соответствии с Регламентом Законодательного Собрания области
регистрируется и направляется в профильный комитет, ответственный за
его рассмотрение в Законодательном Собрании области, депутатские
объединения и одновременно иным заинтересованным органам и лицам для
предварительного рассмотрения.


(в ред. Закона Нижегородской области
от 30.11.2006 № 146-З)




Статья 29.
Предварительное обсуждение законопроекта в профильном комитете перед
его внесением на рассмотрение Законодательного Собрания области




(в ред. Закона
Нижегородской области от 14.03.2006 № 22-З)




1. Предварительное
рассмотрение законопроекта до его рассмотрения в первом чтении
осуществляется в профильном комитете в порядке, установленном
Регламентом Законодательного Собрания области.


2. Рассмотрение законопроекта в
комитете проходит открыто, с приглашением представителя субъекта
права законодательной инициативы, внесшего законопроект, и может
освещаться в средствах массовой информации.


3. Профильный комитет, ответственный
за подготовку законопроекта к первому чтению, по итогам
предварительного рассмотрения законопроекта принимает одно из
следующих решений:


1) рекомендовать Законодательному
Собранию области принять законопроект в первом чтении;


2) рекомендовать Законодательному
Собранию области отклонить законопроект;


3) рекомендовать Законодательному
Собранию области направить законопроект на доработку субъекту права
законодательной инициативы либо на независимую экспертизу;


4) отложить рассмотрение
законопроекта до следующего заседания комитета.


4. По итогам решений о рекомендации
Законодательному Собранию области, указанных в пунктах 1 - 3 части 3
настоящей статьи, комитет готовит проект соответствующего
постановления Законодательного Собрания области.


5. В случае несоответствия вносимого
законопроекта требованиям статьи 28 настоящего Закона комитет вправе
подготовить предложение Председателю Законодательного Собрания
области о возвращении законопроекта субъекту права законодательной
инициативы.


В этом случае законопроект не
рассматривается на заседании комитета.


6. Профильный комитет после
предварительного рассмотрения законопроекта направляет для
рассмотрения Законодательным Собранием области помимо документов,
представленных субъектом права законодательной инициативы, следующие
документы:


1) проект постановления
Законодательного Собрания области о принятии законопроекта в первом
чтении либо его отклонении, направлении его на доработку;


2) заключение комитета с мотивацией и
обоснованием возможности или необходимости принятия законопроекта
либо причин его отклонения, направления его на доработку;


3) заключения других комитетов,
участвующих в рассмотрении указанного законопроекта;


3.1) заключения (решения) фракций,
принятые на заседаниях фракций;


(пункт 3.1 введен Законом
Нижегородской области от 30.11.2006 № 146-З)


4) заключение Губернатора области (в
случае, если законопроект внесен не Губернатором области);


5) заключение
государственно-правового управления аппарата Законодательного
Собрания области о результатах правовой экспертизы законопроекта;


(в ред. Закона Нижегородской области
от 04.05.2008 № 51-З)


6) заключение контрольно-счетной
палаты Законодательного Собрания области (по проектам нормативных
правовых актов бюджетного законодательства).


Комитет вправе представить также
отзыв Правительства области, заключения прокуратуры области и иных
органов, выступающих экспертами по указанному законопроекту.




Статья 30. Процедура
рассмотрения законопроектов на заседаниях Законодательного Собрания
области




Рассмотрение
законопроектов на заседаниях Законодательного Собрания области в
соответствии с Регламентом Законодательного Собрания области
осуществляется не менее чем в двух чтениях, если иной порядок
рассмотрения законопроектов не предусмотрен законодательством.




Статья 31.
Рассмотрение законопроекта в первом чтении




1. При рассмотрении
законопроекта в первом чтении на заседании Законодательного Собрания
области обсуждается концепция законопроекта и принимается решение о
его принятии либо отклонении.


2. Рассмотрение законопроекта в
первом чтении начинается с доклада субъекта права законодательной
инициативы, внесшего законопроект, или его представителя,
выступающего по поручению субъекта права законодательной инициативы,
а при необходимости - содоклада лица, являющегося разработчиком
законопроекта, а также с доклада представителя фракции о результатах
рассмотрения законопроекта во фракции.


(в ред. Закона Нижегородской области
от 30.11.2006 № 146-З)


После доклада (содоклада)
председатель профильного комитета либо иной представитель комитета
информирует Законодательное Собрание области о результатах
предварительного рассмотрения законопроекта в комитете.


(часть 2 в ред. Закона Нижегородской
области от 14.03.2006 № 22-З)


3. При рассмотрении законопроекта в
первом чтении заслушиваются предложения и замечания депутатов
Законодательного Собрания области, иных лиц, участвующих в заседании
Законодательного Собрания области в соответствии с Регламентом
Законодательного Собрания области, а также лиц, специально
приглашенных для участия в обсуждении законопроекта.




Статья 32. Решения,
принимаемые по итогам первого чтения




(в ред. Закона
Нижегородской области от 14.03.2006 № 22-З)




1. По итогам
рассмотрения законопроекта в первом чтении Законодательное Собрание
области принимает одно из следующих решений:


1) о принятии законопроекта в первом
чтении;


2) об отклонении законопроекта;


3) об отправлении законопроекта на
доработку субъекту права законодательной инициативы и (или) его
направлении на дополнительную правовую, а в необходимых случаях -
независимую экспертизу и (или) о создании согласительной комиссии;


4) о переносе рассмотрения
законопроекта на очередное заседание Законодательного Собрания
области.


2. Решения, указанные в части 1
настоящей статьи, оформляются соответствующим постановлением
Законодательного Собрания области.


3. В постановлении Законодательного
Собрания области о принятии законопроекта в первом чтении
устанавливается срок представления поправок к законопроекту. В
указанном постановлении могут быть также установлены сроки для
рассмотрения законопроекта во втором чтении, которые, как правило, не
могут превышать трех месяцев.


4. Если по итогам голосования проект
закона области не набрал необходимого числа голосов депутатов
Законодательного Собрания области, проект закона области считается
отклоненным и снимается с рассмотрения. Отклоненный законопроект
дальнейшему рассмотрению не подлежит. В указанном случае оформляется
постановление Законодательного Собрания области, принимаемое без
дополнительного голосования.


5. По предложению профильного
комитета после принятия законопроекта в первом чтении
председательствующий может поставить на текущем заседании
Законодательного Собрания области вопрос о принятии закона, исключая
процедуру второго чтения. Указанное решение может быть принято при
наличии положительного заключения государственно-правового управления
аппарата Законодательного Собрания области о результатах правовой и
лингвистической экспертиз и при отсутствии отрицательного заключения
на законопроект Губернатора области, отрицательного отзыва
Правительства области. Если решение не принято, то работа над
законопроектом продолжается в порядке, установленном Регламентом
Законодательного Собрания области.


(в ред. Закона Нижегородской области
от 04.05.2008 № 51-З)


6. Законодательное Собрание области
может принять постановление о вынесении законопроекта, принятого в
первом чтении, на обсуждение населения области.




Статья 33. Доработка
законопроекта, подготовка его к рассмотрению во втором чтении




(в ред. Закона
Нижегородской области от 14.03.2006 № 22-З)




1. Доработка проекта
закона области после принятия в первом чтении, его подготовка к
рассмотрению во втором чтении осуществляется профильным комитетом.


2. Доработка законопроекта в комитете
предусматривает:


1) подготовку поправок к
законопроекту;


2) обобщение поступивших в комитет
поправок к законопроекту и подготовку проекта таблицы поправок,
рекомендованных комитетом к принятию, и (или) проекта таблицы
поправок, рекомендованных комитетом к отклонению;


3) лингвистические правки на основе
проведенной лингвистической экспертизы законопроекта.


3. Порядок доработки и подготовки
проекта закона области к рассмотрению во втором чтении
устанавливается Регламентом Законодательного Собрания области.";






Статья 34.
Рассмотрение законопроекта во втором чтении




1. Рассмотрение
законопроекта во втором чтении на заседании Законодательного Собрания
области начинается с доклада председателя (представителя) профильного
комитета Законодательного Собрания области об итогах рассмотрения
законопроекта в профильном комитете, о поступивших поправках и
результатах их рассмотрения.


При рассмотрении законопроекта во
втором чтении вправе выступать депутаты Законодательного Собрания
области, иные лица, участвующие в заседании Законодательного Собрания
области в соответствии с Регламентом Законодательного Собрания
области, а также лица, специально приглашенные для участия в
обсуждении законопроекта.


2. После прекращения прений
проводится голосование о принятии или отклонении поправок в порядке,
предусмотренном Регламентом Законодательного Собрания области.




Статья 35. Решения,
принимаемые по итогам второго чтения




(в ред. Закона
Нижегородской области от 14.03.2006 № 22-З)




1. По итогам
рассмотрения законопроекта во втором чтении Законодательное Собрание
области принимает следующие решения:


1) о принятии законопроекта во втором
чтении и поручении профильному комитету доработать законопроект для
его последующего рассмотрения в третьем чтении;


2) о принятии закона и направлении
его Губернатору области для подписания и обнародования;


3) об отклонении законопроекта;


4) о снятии с дальнейшего
рассмотрения законопроекта;


5) о направлении законопроекта на
доработку в комитет и (или) на дополнительную правовую, а в
необходимых случаях - независимую экспертизу и (или) о создании
согласительной комиссии;


6) о переносе рассмотрения
законопроекта на очередное заседание Законодательного Собрания
области.


2. Решения, указанные в части 1
настоящей статьи, оформляются соответствующим постановлением
Законодательного Собрания области.




Статья 36.
Подготовка законопроектов, принятых во втором чтении, к третьему
чтению




1. Подготовка
принятых во втором чтении законопроектов к рассмотрению в третьем
чтении осуществляется профильным комитетом Законодательного Собрания
области в порядке, аналогичном предусмотренному для второго чтения.


2. Если в процессе второго чтения
изменяется наименование законопроекта, то он вносится на рассмотрение
Законодательного Собрания области с новым наименованием, а его
первоначальное наименование приводится ниже в скобках. Законопроект,
принимаемый в третьем чтении, должен иметь наименование в последней
утвержденной редакции.




Статья 37.
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении




1. Рассмотрение
законопроекта в третьем чтении предусматривает внесение в
законопроект поправок, в том числе редакционных, направленных на
устранение возможных внутренних противоречий, а также проведение
голосования по принятию закона.


(часть 1 в ред. Закона Нижегородской
области от 14.03.2006 № 22-З)


2. Рассмотрение законопроекта в
третьем чтении начинается с доклада председателя (представителя)
профильного комитета Законодательного Собрания области об итогах
рассмотрения законопроекта в профильном комитете и подготовленных им
поправках.


3. После прекращения прений
проводится голосование о принятии или отклонении поправок в порядке,
предусмотренном Регламентом Законодательного Собрания области.




Статья 38. Решения,
принимаемые по итогам третьего чтения




1. По итогам
рассмотрения законопроекта в третьем чтении Законодательное Собрание
области может принять закон области или отклонить проект закона в
целом с обязательным обоснованием причин отклонения.


2. Решение о принятии закона области
или отклонении законопроекта оформляется соответствующим
постановлением Законодательного Собрания области.




Статья 39. Порядок
подписания либо отклонения Губернатором области закона области




1. Датой принятия
закона области считается день принятия его Законодательным Собранием
области в окончательной редакции.


2. Закон области, принятый
Законодательным Собранием области, в течение семи дней направляется
Губернатору области для подписания и обнародования.


3. Губернатор области в течение
четырнадцати дней со дня поступления указанного закона подписывает
закон области либо отклоняет его.


Отклоненный Губернатором области
закон области возвращается в Законодательное Собрание области с
мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о
внесении в него изменений.


4. В случае отклонения закона области
Губернатором области указанный закон может быть одобрен
Законодательным Собранием области в ранее принятой редакции
большинством не менее двух третей голосов от установленного числа
депутатов.


Закон области, одобренный
Законодательным Собранием области в ранее принятой редакции, не может
быть повторно отклонен и подлежит подписанию Губернатором области в
течение семи дней.




Статья 40. Порядок
обнародования закона области




1. Губернатор
области обнародует закон области путем его официального
опубликования.


2. Закон области подлежит
официальному опубликованию в течение четырнадцати дней после дня его
подписания Губернатором области, за исключением законов, для которых
федеральным законодательством установлен иной порядок официального
опубликования.


(в ред. Закона Нижегородской области
от 10.06.2008 № 73-З)


Официальным опубликованием закона
области является первая публикация его полного текста в газете
"Нижегородские новости".


(в ред. Закона Нижегородской области
от 25.12.2008 № 183-З)


На территории области применяются
только официально опубликованные законы области.


3. Закон области об утверждении
договора (соглашения) и дополнений к нему, заключенного Нижегородской
областью как субъектом Российской Федерации, подлежит официальному
опубликованию вместе с текстом договора (соглашения) и дополнений к
нему.


4. Официальное опубликование
неполного текста закона области либо в изложении не допускается.


В случае ошибок и опечаток,
допущенных при официальном опубликовании закона области, о них
официально сообщается в том же издании с опубликованием правильного
текста нормы закона или ее части, либо указанием правильного ее
прочтения, либо приведением полного текста закона области в
правильной редакции.


5. Законы области могут быть
опубликованы в иных печатных средствах массовой информации, размещены
в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования
"Интернет", в иных электронных информационных справочных
системах с обязательной ссылкой на источник их официального
опубликования, разосланы органам государственной власти области,
органам местного самоуправления, организациям различных форм
собственности и должностным лицам, а также доведены до всеобщего
сведения по телевидению и радио, переданы по каналам связи.




Статья 41.
Вступление в силу закона области




1. Закон области
вступает в силу одновременно на всей территории области со дня его
официального опубликования, если федеральным законом и (или) законом
области не установлен иной срок вступления его в силу.


2. Закон области, затрагивающий
права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступает в силу
по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.


3. Закон области прекращает свое
действие в случаях:


1) истечения срока, на который было
рассчитано действие закона;


2) признания закона утратившим силу
другим законом области;


3) признания решением суда закона
противоречащим Конституции Российской Федерации, федеральным законам,
Уставу области, недействующим и не подлежащим применению со дня
вступления решения в законную силу или в иной срок в соответствии с
решением суда.




Глава 5.
ОФИЦИАЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ




Статья 42.
Инициатива о проведении официального толкования




1. С инициативой о
проведении официального толкования нормативных правовых актов области
либо отдельных правовых норм могут выступать граждане, юридические
лица, органы государственной власти области и органы местного
самоуправления.


2. Инициатива о проведении
официального толкования нормативных правовых актов области подлежит
обязательному рассмотрению органами государственной власти области,
принявшими (издавшими) нормативный правовой акт.




Статья 43. Цель и
задачи официального толкования




1. Официальное
толкование нормативных правовых актов области проводится с целью
достижения ясности и определенности смысла тех или иных правовых норм
при обнаружении неточности их словесного выражения или их
неправильной реализации.


Официальное толкование содействует
правильному пониманию и единообразному применению правовых норм.


2. При официальном толковании
нормативных правовых актов области разъясняется смысл нормативного
предписания, устанавливаются условия действия правовой нормы,
подлежащей толкованию, выясняются юридические права и обязанности
участников правоотношений, а также устанавливаются меры их
юридической ответственности.




Статья 44. Органы
государственной власти области, их структурные подразделения и
должностные лица, уполномоченные официально толковать нормативные
правовые акты области




1. Законы области и
иные нормативные правовые акты Законодательного Собрания области
вправе официально толковать Законодательное Собрание области
(аутентичное толкование), а также органы, должностные лица или
структурные подразделения Законодательного Собрания области, им
уполномоченные (легальное толкование).


2. Нормативные правовые акты
Губернатора области вправе официально толковать Губернатор области
(аутентичное толкование), а также органы, должностные лица или
структурные подразделения Правительства области, уполномоченные
Губернатором области (легальное толкование).


3. Нормативные правовые акты
Правительства области вправе официально толковать Правительство
области (аутентичное толкование), а также органы, должностные лица
или структурные подразделения Правительства области, им
уполномоченные (легальное толкование).


4. Министерства и иные органы
(должностные лица) исполнительной власти вправе давать разъяснения по
вопросам применения нормативных правовых актов указанных министерств
и иных органов (должностных лиц) исполнительной власти.




Статья 45. Порядок
официального толкования нормативных правовых актов




Официальное
толкование законов области, нормативных правовых актов органов
государственной власти области осуществляется в порядке,
установленном регламентами или иными нормативными правовыми актами
указанных органов.




Глава 6. ДЕЙСТВИЕ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ,


В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ




Статья 46. Действие
нормативных правовых актов во времени




1. Нормативные
правовые акты органов государственной власти области по времени их
действия подразделяются на акты без ограничения срока либо с
ограничением срока действия.


Нормативный правовой акт действует
бессрочно, если в нем не установлен срок окончания его действия.


2. Определенным временем может быть
ограничено действие всего нормативного правового акта или отдельных
положений нормативных правовых актов. В этом случае в нормативном
правовом акте должны быть указаны дата окончания его действия
(действия его отдельных положений) или событие, при наступлении
которого нормативный правовой акт либо его отдельные положения
утрачивают силу.


3. До истечения установленной даты
окончания действия нормативного правового акта орган (должностное
лицо), издавший нормативный правовой акт, может принять решение о
продлении действия нормативного правового акта (его части) на новый
срок или придании ему бессрочного характера путем принятия акта
аналогичной формы.




Статья 47.
Приостановление действия нормативного правового акта




1. Действие
нормативного правового акта или его отдельных положений может быть
приостановлено на определенный срок или до наступления определенного
события.


2. Действие нормативного правового
акта приостанавливается актом той же формы органом или должностным
лицом, его издавшим.


3. Действие нормативного правового
акта может быть также приостановлено актом, изданным иным органом или
должностным лицом, наделенным такими правами законодательством
Российской Федерации или законодательством области.




Статья 48. Утрата
нормативным правовым актом юридической силы




1. Нормативный
правовой акт или его отдельные положения утрачивают юридическую силу
в случаях:


1) истечения срока действия
нормативного правового акта или наступления события, при котором акт
считается утратившим силу;


2) признания акта или его отдельных
положений утратившими юридическую силу принявшим его органом
(должностным лицом);


3) признания нормативного правового
акта утратившим юридическую силу по решению суда в случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации;


4) в иных случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации и законодательством области.


2. При признании нормативного
правового акта области утратившим силу одновременно признаются
утратившими силу все акты о внесении в него изменений с их
официальным наименованием в хронологическом порядке.


3. Перечень нормативных правовых
актов, подлежащих признанию утратившими силу, определяется
нормативным правовым актом, устанавливающим новое правовое
регулирование, либо может быть установлен отдельным актом.




Статья 49. Обратная
сила нормативного правового акта




Придание
нормативному правовому акту обратной силы не допускается в случаях,
если:


1) нормативный правовой акт
устанавливает или усиливает юридическую ответственность;


2) нормативный правовой акт вводит
новые налоги, иные обязательные платежи в бюджет или в областные
внебюджетные фонды либо иным образом ухудшает положение
налогоплательщиков.




Статья 50. Действие
нормативного правового акта в пространстве и по кругу лиц




1. Действие
нормативных правовых актов распространяется на всю территорию
области, если в самом акте или в акте о введении его в действие не
установлено иное.


2. Действие нормативных правовых
актов распространяется на всех лиц, проживающих или пребывающих на
территории области, за исключением случаев, предусмотренных
международными договорами Российской Федерации, федеральными законами
и законами области.




Статья 51. Внесение
изменений в закон области




1. Внесением
изменений в закон области считается:


1) замена либо исключение слов, цифр,
предложений;


2) новая редакция структурной единицы
закона;


3) дополнение структурными единицами
закона;


4) дополнение структурной единицы
закона новыми словами, цифрами или предложениями;


5) приостановление действия закона
или его структурных единиц;


6) продление действия закона или его
структурных единиц;


7) исключение структурных единиц не
вступившего в силу закона;


8) признание утратившими силу
отдельных структурных единиц закона.


2. Внесение изменений в закон области
осуществляется путем принятия закона области Законодательным
Собранием области, если иное не установлено законодательством
Российской Федерации.


3. Если в закон области вносится
значительное число изменений, то он может быть принят в новой
редакции.


4. Не допускается внесение изменений
в законы, которыми были внесены изменения в законы области.




Статья 52.
Вступление в силу настоящего Закона




Настоящий Закон
вступает в силу со дня его официального опубликования.




Губернатор области


Г.М.ХОДЫРЕВ












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru