Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства
Нижегородской области от 29.11.2006 № 395


"О КОНЦЕПЦИИ СОХРАНЕНИЯ И
ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКОВ
ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ), РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ НИЖНЕГО НОВГОРОДА"


Официальная публикация в СМИ:


"Нижегородские новости", N
30(3682), 17.02.2007


["Правовая среда", N
12(800), 17.02.2007]





Документ
получен из Эталонного банка данных правовой информации Губернатора и
Правительства Нижегородской области.









ПРАВИТЕЛЬСТВО
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 29 ноября 2006 г. № 395




О КОНЦЕПЦИИ
СОХРАНЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ


КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКОВ
ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ),


РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ
НИЖНЕГО НОВГОРОДА




В целях повышения
эффективности деятельности в сфере сохранения культурного наследия
Нижнего Новгорода, выработки механизма многоканального финансирования
и создания условий для регулирования градостроительной, хозяйственной
и иной деятельности на территории города с учетом выявления
градостроительного и историко-культурного потенциала объектов
культурного наследия Правительство Нижегородской области
постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Концепцию
сохранения и эффективного использования объектов культурного наследия
(памятников истории и культуры), расположенных на территории Нижнего
Новгорода (далее - Концепция).


2. Управлению государственной охраны
объектов культурного наследия Нижегородской области на основе данной
Концепции разработать план мероприятий по сохранению и эффективному
использованию объектов культурного наследия, расположенных на
территории Нижнего Новгорода, на 2007 - 2011 годы и внести его на
рассмотрение Правительства Нижегородской области до 27 февраля 2007
года.


3. Контроль за исполнением настоящего
постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя
Председателя Правительства Нижегородской области по развитию
имущественно-земельных отношений, предпринимательства, охране
окружающей среды и объектов культурного наследия И.Б. Живихину.




Губернатор области


В.П.ШАНЦЕВ












Утверждена


постановлением


Правительства области


от 29.11.2006 № 395




КОНЦЕПЦИЯ


СОХРАНЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ


КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКОВ
ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ),


РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ
НИЖНЕГО НОВГОРОДА




СТРУКТУРА КОНЦЕПЦИИ




1. Культурное
наследие в современном обществе.


2. Основы сохранения культурного
наследия.


3. Государственная политика в области
сохранения культурного наследия как фактора устойчивого развития
Нижнего Новгорода.


4. Культурное наследие Нижегородской
области и Нижнего Новгорода.


5. Основные проблемы, связанные с
исторической застройкой Нижнего Новгорода.


6. Градостроительные аспекты
сохранения культурного наследия Нижнего Новгорода.


7. Инвентаризация объектов
культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия,
расположенных на территории Нижнего Новгорода, как составная часть
информационных ресурсов, необходимых для выработки управленческих
решений по их сохранению и эффективному использованию.


8. Предлагаемые способы сохранения и
эффективного использования объектов культурного наследия, выявленных
объектов культурного наследия, расположенных на территории Нижнего
Новгорода.


Предлагаемая Концепция разработана с
целью осмысления сложившейся ситуации в сфере охраны культурного
наследия Нижнего Новгорода и поиска возможных путей повышения
эффективности охраны культурного наследия через выработку механизма
многоканального финансирования и создание условий для регулирования
градостроительной, хозяйственной и иной деятельности на территории
Нижнего Новгорода с учетом выявления градостроительного и
историко-культурного потенциала объектов культурного наследия.


Данная Концепция разработана с целью:


- проанализировать законодательные и
финансово-экономические основы сохранения культурного наследия;


- охарактеризовать основные проблемы,
связанные с исторической застройкой Нижнего Новгорода;


- выявить градостроительные аспекты
сохранения культурного наследия Нижнего Новгорода;


- подвести итоги инвентаризации
объектов культурного наследия (далее - ОКН) и выявленных объектов
культурного наследия (далее - ВОКН), расположенных на территории
Нижнего Новгорода;


- предложить возможные способы
сохранения и эффективного использования ОКН (ВОКН) с целью разработки
плана мероприятий по сохранению и эффективному использованию объектов
культурного наследия, расположенных на территории Нижнего Новгорода,
на 2007 - 2011 годы.




1. КУЛЬТУРНОЕ
НАСЛЕДИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ




Культурное наследие
- духовный, культурный, экономический и социальный капитал
невозместимой ценности. Наследие питает современную науку,
образование, культуру. Наравне с природными богатствами это главное
основание для национального самоуважения и признания мировым
сообществом.


Постиндустриальная цивилизация
осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его
сбережения и эффективного использования как одного из важнейших
ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы
и необратимы. Любые потери культурного наследия неизбежно отразятся
на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к
духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества
в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной
культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание
и сохранение культурных ценностей - основа развития цивилизации.


Согласно требованиям Федерального
закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного
наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской
Федерации" (далее - Федеральный закон "Об объектах
культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов
Российской Федерации") основной задачей в сфере культурного
наследия является обеспечение сохранности ОКН всех видов и категорий
в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа
Российской Федерации.


ОКН обладают уникальным, постоянно
накапливающимся историко-культурным потенциалом и представляют собой
один из основных ресурсов народов Российской Федерации, который в
настоящее время сильно недооценен обществом (в том числе как одна из
основных национальных идей, способных консолидировать общество) и,
как следствие, в должной мере невостребован.


ОКН должны быть активно включены в
процесс социально-экономического развития общества при обязательном
обеспечении их сохранности с использованием правовых, экономических и
нравственных регуляторов.




2. ОСНОВЫ СОХРАНЕНИЯ
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ




В соответствии с
нормами международного права и российского законодательства каждый
объект культурного наследия:


- представляет собой уникальную
ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и
является неотъемлемой частью всемирного культурного наследия;


- обладает особенностями,
послужившими основанием для отнесения его к ОКН и подлежащими
обязательному сохранению;


- является особым видом недвижимого
имущества, в отношении которого устанавливаются ограничения прав
владения, пользования и распоряжения;


- представляет собой объект
градостроительной деятельности особого регулирования;


- ограничивает проведение
землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных,
хозяйственных и иных работ;


- влияет на решение вопросов в
отношении объектов, непосредственно связанных с объектами культурного
наследия.


Указанные особенности ОКН определяют
их сложный видовой и типологический состав, а также межведомственный
характер отношений в области государственной охраны, сохранения,
использования и популяризации ОКН.


К основным отношениям в области
охраны культурного наследия действующим законодательством отнесены:


- отношения в области государственной
охраны, сохранения, использования и популяризации ОКН;


- отношения, связанные с
землепользованием;


- имущественные отношения,
возникающие в связи с владением, пользованием и распоряжением
объектами недвижимости, отнесенными к ОКН;


- отношения, связанные с
градостроительной деятельностью;


- отношения, регулирующие вопросы
проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных,
хозяйственных и иных работ, которые могут оказывать влияние на ОКН.


Прочие отношения в области охраны
культурного наследия регулируются гражданским законодательством,
земельным законодательством, законодательством о градостроительной и
об архитектурной деятельности, законодательством об охране окружающей
среды, законодательством об административной и уголовной
ответственности и иными разделами законодательства с учетом положений
Федерального закона "Об объектах культурного наследия
(памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".


Принимая во внимание сложный и
многообразный характер межведомственных отношений в области охраны
культурного наследия, а также их влияние практически на все сферы
социально-экономической деятельности, решение вопросов обеспечения
сохранности ОКН целесообразно осуществлять на основе долгосрочной
государственной политики, формируемой (корректируемой) исходя из
системы приоритетов, учитывающих все необходимые аспекты обеспечения
сохранности объектов культурного наследия.




ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
ОСНОВЫ




Основой сохранения
культурного наследия является соответствующая нормативно-правовая
база международного, федерального и регионального уровней. В том
числе:


- Федеральный закон от 25 июня 2002
года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках
истории и культуры) народов Российской Федерации";






-->
примечание.


Приказ Министерства культуры СССР от
13.05.1986 № 203 содержится в информационном банке СПС
--> Документы СССР.






- постановление
Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года № 865 "Об
утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и
культуры", приказ Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 года
№ 203 "Об утверждении Инструкции о порядке учета, обеспечения
сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых
памятников истории и культуры", приказ Министерства культуры
СССР от 24 января 1986 года № 33 "Об утверждении Инструкции по
организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР"
в части, не противоречащей Федеральному закону "Об объектах
культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов
Российской Федерации";


- отдельные нормы, направленные на
урегулирование правоотношений по охране культурного наследия,
содержащиеся в Градостроительном кодексе Российской Федерации,
Земельном кодексе Российской Федерации, Налоговом кодексе Российской
Федерации, федеральных законах "Об архитектурной деятельности в
Российской Федерации", "О приватизации государственного и
муниципального имущества", законодательстве, регулирующем
бюджетные отношения, и иных актах;


- иные нормативные правовые акты
Российской Федерации и Нижегородской области в сфере охраны
культурного наследия.


В основу настоящей Концепции положены
следующие положения действующего законодательства:


- под государственной охраной ОКН
понимается система правовых, организационных, финансовых,
материально-технических, информационных и иных принимаемых органами
государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных
на выявление, учет, изучение ОКН, предотвращение их разрушения или
причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием ОКН в
соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного
наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской
Федерации";


- в историческом поселении
государственной охране подлежат все исторически ценные
градоформирующие объекты;


- градостроительная, хозяйственная и
иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при
условии обеспечения сохранности ОКН и всех исторически ценных
градоформирующих объектов данного поселения;


- земельные участки в границах
территорий ОКН, включенных в Единый государственный реестр объектов
культурного наследия (памятников истории и культуры) народов
Российской Федерации (далее - госреестр), а также в границах
территорий выявленных ОКН относятся к землям историко-культурного
назначения;


- ОКН могут находиться в любой форме
собственности - федеральной, региональной, муниципальной, частной и
иной;


- собственник ОКН несет бремя
содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия.


Правовая база требует дальнейшего
совершенствования и развития как на федеральном, так и на
региональном уровнях. Стратегические организационно-управленческие и
организационно-правовые мероприятия в этом направлении:


паспортизация ОКН;


разработка проекта закона
Нижегородской области об объектах культурного наследия в
Нижегородской области;


разработка проекта закона
Нижегородской области об особом порядке регулирования
градостроительной деятельности на исторических территориях и на
территориях зон охраны объектов культурного наследия в Нижегородской
области;


разработка проекта положения о
конкурсе на лучшее содержание и использование ОКН;


разработка проектов зон охраны ОКН;


принятие нормативных правовых актов
по установлению территорий ОКН и их зон охраны;


придание отдельным территориям
исторического поселения статуса достопримечательного места.




ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ




Сохранение ОКН и
объектов исторической среды требует значительных инвестиций, объем
которых зачастую превышает стоимость нового строительства таких же
объемно-планировочных параметров.


Следует сформировать систему
многоканального финансирования мероприятий по обеспечению сохранности
ОКН, объединяющую бюджеты всех уровней (федеральный, областной,
муниципальный) и внебюджетные источники в целях максимально
эффективного использования финансовых ресурсов.


Сохранение культурного наследия
положительно воздействует на экономический рост в различных областях
городского развития: строительстве и реставрации, рынке недвижимости,
туризме. Мировой опыт показывает, что наиболее эффективным для
сохранения ОКН является включение их в планы областного и городского
развития.


В основу Концепции положены
универсальные принципы:


1) разграничение полномочий в сфере
охраны культурного наследия между органами власти всех уровней;


2) разнообразие форм собственности на
ОКН при четкости обременений на их использование;


3) при приоритете культурной ценности
принцип экономической выгоды при пользовании памятником;


4) принцип окупаемости
капиталовложений в реставрацию за счет доходных инвестиционных
проектов, развития инфраструктуры и благоустройства;


5) создание благоприятного
инвестиционного климата.


Экономическое стимулирование
сохранения культурного наследия, расположенного на территории Нижнего
Новгорода, должно предусматривать:


- заказы на реставрационные работы со
стороны органов власти всех уровней, а также со стороны
негосударственных инвесторов;


- всемерное поощрение реставрации и
реконструкции с учетом преимуществ, которые они предоставляют в
условиях современной рыночной конъюнктуры, а именно: экономия
площадей, инфраструктур, сырья и энергии;


- активный поиск новых видов
использования старых зданий как часть жилищной политики и схем
общественного благоустройства, сохранение социального равновесия в
зонах реконструкции "ветхого" жилья, улучшение среды
обитания и условий жизни всех слоев населения;


- разработку гибких механизмов для
поддержания частных инициатив, спонсорства частных лиц и коммерческих
организаций;


- систематическое разъяснение
коммерческим организациям ценности частных инвестиций в культурное
наследие, с тем чтобы экономические группы и городское сообщество
осознали продуктивность и престижность инвестиций в культурное
наследие. Следует показать разницу между прямыми и косвенными
выгодами, вытекающими из этой деятельности.


В целях популяризации сохранения ОКН
необходимо предусмотреть проведение ежегодных конкурсов среди
собственников ОКН на лучшее их содержание и реставрацию.




3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ


КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КАК ФАКТОРА
УСТОЙЧИВОГО


РАЗВИТИЯ НИЖНЕГО НОВГОРОДА




Без культурного
наследия немыслимы современная жизнь Нижнего Новгорода и перспективы
его всестороннего развития. Культурное наследие является одной из
основ формирования самосознания, обладает большим потенциалом в
утверждении преемственности гуманистических и патриотических
ценностей.


Культурное наследие включено во
многие социальные процессы и является источником духовного обогащения
общества.


Мобилизация экономического ресурса
культурного наследия - основа городской регенерации. Сохранность
исторической среды обеспечивает инвестиционную привлекательность
Нижнего Новгорода. Она также приводит к широкому кругу непрямых
выгод, которые станут достоянием всего городского сообщества (доходы
от управления культурным наследием, повышения социального статуса,
реставрации, туризма и его инфраструктуры).


Базовый принцип государственной
политики в области сохранения культурного наследия - комплексный
подход к его сохранению, согласно которому эта деятельность
эффективна только в рамках политики экономического и социального
развития города, в составе проектов перспективного планирования и
градостроительства. Сохранение ОКН должно стать ключевым элементом
стратегии городского обновления.


Нижний Новгород обладает мощным
культурным потенциалом для развития индустрии туризма, который может
и должен стать важной отраслью его экономики. Туризм способствует
популяризации памятников истории и культуры, укрепляет высокий
авторитет города и региона как в стране, так и за рубежом. Сохранение
культурного наследия является одним из показателей качества жизни
горожан.


Модель культурного туризма для
Нижнего Новгорода, основанная на использовании преимуществ
культурного наследия для развития туризма, должна быть направлена на
возрождение забытых традиций и видов искусства, создание новых
центров туристического интереса, организацию особых видов маршрутов.
Туристско-экскурсионная работа может использовать весь потенциал
культурного наследия Нижнего Новгорода.


Принцип комплексного сохранения
включает инициирующую, контролирующую и координирующую функции
органов государственного управления в развитии партнерских отношений
с общественностью и негосударственным сектором. Следует поддерживать
междисциплинарный, межведомственный подход к сохранению культурного
наследия, используя все доступные ресурсы. Задача сохранения должна
решаться не только органами государственной охраны ОКН, но и органами
исполнительной власти Нижегородской области, уполномоченными в сфере
градостроительства и архитектуры, экономики и инвестиций,
промышленного развития и имущественно-земельного комплекса, экологии,
транспорта, благоустройства, жилищно-коммунального хозяйства и т.д.


Концепция основывается на
сбалансированных и гармоничных отношениях между требованиями
общественности, экономической деятельности и охраны исторической
среды и должна привести к признанию общей ответственности за
сохранение культурного наследия.




4. КУЛЬТУРНОЕ
НАСЛЕДИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


И НИЖНЕГО НОВГОРОДА




СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ





На территории области
находится объектов культурного 3 891

наследия,



в т.ч. включенных в
Список выявленных объектов 501

культурного наследия



Из общего количества
объектов культурного наследия:



объектов культурного
наследия федерального значения 1 301



объектов культурного
наследия регионального значения 2 590




СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
ПО НИЖНЕМУ НОВГОРОДУ





На территории города
находится объектов культурного 874

наследия, включенных в
госреестр, и выявленных

объектов культурного наследия



Из них:



объектов культурного
наследия 745



выявленных объектов
культурного наследия 129



Из общего количества
объектов культурного наследия:



объектов культурного
наследия федерального значения 117



объектов культурного
наследия регионального значения 628




ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ
СТАТИСТИКА ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ


ПО НИЖНЕМУ НОВГОРОДУ





Объекты монументального
искусства, могилы известных 91

нижегородцев



Объекты археологического
наследия 22



Объекты религиозного
назначения 90



Объекты ландшафтной
архитектуры и исторические 21

кладбища



Малые архитектурные формы
142



Остальные здания и
сооружения 508




Нижний Новгород
является крупнейшим промышленным, научным и культурным центром
Российской Федерации.


Совместным постановлением коллегии
Министерства культуры РСФСР от 19 февраля 1990 года № 12, коллегии
Госстроя РСФСР от 28 февраля 1990 года № 3 и Президиума ЦС ВООПИК от
16 февраля 1990 года № 12(162) "Об утверждении нового Списка
исторических населенных мест РСФСР" г. Нижний Новгород отнесен к
историческим поселениям общероссийского (федерального) значения.


В целях обеспечения сохранности
исторического облика Нижнего Новгорода решением Нижегородского
областного Совета народных депутатов от 30 ноября 1993 года № 370-м
"Об установлении границ исторических территорий г. Нижнего
Новгорода" четырем территориям Нижнего Новгорода придан статус
исторических территорий.


На территориях "Старый Нижний
Новгород", "Старое Канавино", "Старое Сормово",
"Соцгород Автозавода" действует особое правовое
регулирование архитектурно-градостроительной деятельности в интересах
сохранения объектов культурного наследия.


Памятниковый фонд города отличается
типологическим разнообразием. До настоящего времени в центральной
части сохранились целостные фрагменты исторической среды, отражающие
различные этапы формирования архитектурного облика города. Уникальная
культурная ценность территории исторического центра Нижнего
Новгорода, где гармонично сочетаются природный ландшафт со старинной
планировкой и застройкой, признана на российском и международном
уровнях.




5. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ,
СВЯЗАННЫЕ С ИСТОРИЧЕСКОЙ


ЗАСТРОЙКОЙ НИЖНЕГО НОВГОРОДА




Основными
проблемами, связанными с исторической застройкой города, являются:


- высокая степень амортизации
значительного числа ОКН, что приводит к возникновению реальной угрозы
утраты части памятников;


- несоответствие условий содержания и
использования старых зданий современным санитарно-гигиеническим и
эксплуатационным требованиям;


- изменение структуры форм
собственности на ОКН;


- отсутствие региональной
законодательной базы и недостаточность правовых актов в сфере
культурного наследия;


- утрата своеобразия
историко-архитектурного облика и уникального природного ландшафта в
связи с интенсивным хозяйственным освоением исторических территорий.


Центральная часть г. Нижнего
Новгорода, обладая высоким историко-культурным и градостроительным
потенциалом, является привлекательной для многочисленных инвесторов,
участвующих в реализации значительного числа строительных проектов.
Однако градостроительная деятельность на протяжении последних лет в
центральной части г. Нижнего Новгорода осуществлялась при отсутствии
градостроительной документации по данной территории, что противоречит
Градостроительному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и
культуры) народов Российской Федерации" и приводит к быстрой
утрате культурной ценности данной территории.


Существующая строительная практика в
центре города не отвечает долгосрочным общественным интересам:


- участки под новое строительство
отводятся точечно, отсутствует комплексный подход к реконструкции
кварталов, которые следует рассматривать как целостные
социально-градостроительные образования;


- не предусматриваются мероприятия по
обеспечению сохранности ОКН и других ценных исторических зданий,
расположенных в зонах реконструкции;


- не обеспечиваются улучшения
технического состояния опорной застройки и санитарно-гигиенические
условия проживания.


Оценка негативных последствий
сложившейся в последние годы практики застройки в исторической части
г. Нижнего Новгорода дана в постановлении Законодательного Собрания
Нижегородской области от 26 сентября 2002 года № 226-III "О
выводах комиссии по депутатскому расследованию". Однако
принципиальных изменений в сложившейся практике градостроительства до
настоящего времени не произошло.


Эта ситуация требует принятия мер по
разработке градостроительной стратегии реконструкции центральной
части Нижнего Новгорода с учетом выявления, сохранения и развития ее
историко-культурного потенциала как неотъемлемой части культурного
наследия всего многонационального народа Российской Федерации.




6. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ
АСПЕКТЫ СОХРАНЕНИЯ


КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НИЖНЕГО
НОВГОРОДА




Мировая практика
свидетельствует о том, что в настоящее время заметно возросло
значение комплексной охраны ОКН в их исторической среде. Именно такой
подход становится доминирующим в мировом сообществе, что можно
проиллюстрировать на примере формирования Списка всемирного
культурного и природного наследия. За последние годы характер
номинаций, относимых к всемирному культурному наследию, существенно
изменился. Помимо единичных объектов, архитектурных ансамблей и
археологических памятников в числе кандидатов на включение в Список
заметное место заняли сложные территориальные историко-культурные и
природные комплексы.


Обеспечение сохранности ОКН в их
исторической градостроительной и природной среде осуществляется с
использованием инструментов, определенных Федеральным законом "Об
объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов
Российской Федерации".


К основным инструментам обеспечения
сохранности ОКН в их исторической градостроительной и (или) природной
среде относятся:


- утверждение территорий ОКН при
принятии решений об их включении в госреестр;


- установление зон охраны ОКН и
требований к режиму использования земель и градостроительным
регламентам в границах данных зон;


- введение такого вида ОКН как
достопримечательные места;


- возможность отнесения
достопримечательных мест, представляющих собой выдающийся целостный
историко-культурный и природный комплекс, нуждающийся в особом режиме
содержания, к историко-культурным заповедникам;


- отнесение земельных участков, на
которых расположены ОКН и их территории, к категории земель
историко-культурного назначения.


Одной из основных проблем
установления зон охраны ОКН является высокая плотность расположения
на отдельных участках центральной части Нижнего Новгорода ОКН
различных категорий историко-культурного значения, в связи с чем
установление индивидуальных зон охраны для каждого ОКН либо
экономически нецелесообразно, либо практически невозможно.


Существует практика установления
комплексных (объединенных) зон охраны ОКН, в границах которых
расположены находящиеся в непосредственной близости друг от друга ОКН
различных категорий историко-культурного значения, а также ВОКН.
Целесообразно сохранить практику установления комплексных
(объединенных) зон охраны ОКН на исторических территориях Нижнего
Новгорода.


Историко-культурные заповедники
представляют собой наиболее строгий режим охраны и использования
достопримечательного места и могут быть федерального, регионального
или местного (муниципального) значения.


Порядок организации
историко-культурного заповедника регионального значения, его граница
и режим его содержания устанавливаются в соответствии с законом
Нижегородской области. В границах историко-культурного заповедника
вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий
деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. На
территории историко-культурного заповедника запрещается любая
деятельность, которая может нанести ущерб ОКН, исторической среде и
которая не соответствует целям и задачам сохранения культурного и
природного наследия.


Возможны решения по созданию
историко-культурных заповедников на основе достопримечательных мест
Нижнего Новгорода, включающих в себя архитектурные и
градостроительные комплексы, объекты исторической, фрагменты
планировочной структуры, городские ландшафты и иные ценные
градоформирующие объекты.


В рамках долгосрочной стратегии
сохранения и использования выдающихся объектов культурного наследия
необходимо интенсивное развитие историко-культурных заповедников с
внедрением значительно большего разнообразия типов и категорий
охраняемых историко-культурных территорий.


Особую остроту приобрел вопрос
регулирования градостроительной деятельности на территории Нижнего
Новгорода.


Правовое определение термин
"историческое поселение" получил в Федеральном законе "Об
объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов
Российской Федерации", в котором присутствует понятие "предмет
охраны исторического поселения". В историческом поселении
государственной охране подлежат все ценные градоформирующие объекты:
планировочная структура, характер застройки, ландшафт,
археологический строй, облик зданий и сооружений, различные функции,
приобретенные в процессе развития.


ОКН являются объектами
градостроительной деятельности, и вопросы их сохранения находятся в
сфере градостроительной политики.


Нижний Новгород - развивающийся
мегаполис. Согласование интересов охраны культурного наследия с
необходимостью развития и реконструкции территорий - одна из
важнейших задач градостроительной политики.


Решение задач реконструкции
территорий и объектов, включая новое строительство, возможно при
условии разработки и соблюдения системы ограничений и предпочтений,
обеспечивающих сохранение ключевых элементов исторической среды.
Реконструкция должна вестись на основе историко-культурной и
историко-градостроительной экспертиз, определяющих значимость и
степень сохранности объектов культурного наследия всех уровней:
города в целом как исторического поселения или достопримечательного
места, его крупных фрагментов, ансамблей, отдельных зданий и
сооружений.


Интеграция современной архитектуры в
историческую застройку периодически возникает в теории и практике
охранного дела. Новая архитектура в контексте исторической среды -
одна из важных составляющих стратегии сохранения наследия. Метод
лакун (локальные зоны регулирования застройки) определяет зоны
возможного нового строительства на территориях незавершенной или
деградированной градостроительной среды, разорванных уличных фронтов,
внутриквартальных участков и на местах утраченных строений.
Восполнение лакун вместе с высотным регулированием служит реставрации
градостроительной ткани, воспроизводству утраченных элементов
городского ландшафта, планировочной структуры, масштаба, членений,
ритма, силуэта, визуальных связей, пространственных отношений
застройки.


Существуют разные приемы гармоничного
включения современной архитектуры в группы исторических построек: от
полного "растворения" новых архитектурных объемов,
материалов и цвета в окружающей среде до методов "контрапункта",
всевозможных стилизаций и воссозданий средствами нового
строительства, новыми технологиями и материалами. В отличие от
воссоздания, которое ставит знак равенства подлинника новоделу,
регенерация и реновация как более творческие методы диктуют новой
архитектуре выявление внутренних закономерностей исторической среды,
архитектонику художественных образов.


В то же время новое строительство
может угрожать физическому состоянию соседних построек. Строительство
и реконструкция на неустойчивых грунтах в среде плотной городской
застройки относятся к высшей категории геотехнической сложности.
Реконструкция и застройка в историческом центре Нижнего Новгорода
должны производиться с учетом геологических и гидрологических
особенностей.


Стремление инвесторов строить в
исторической части города, вблизи памятников, свидетельствует о
престижности жизнедеятельности в этих районах и о высокой
коммерческой выгоде, которая напрямую зависит от средового окружения.
Виды из окон стали ценностным параметром. Видовые точки, визуальные
связи, городские панорамы должны быть позиционированы как предметы
средовой и градостроительной охраны.


Концепция предусматривает следующие
принципы градостроительства на территориях с ОКН:


- сохранение ОКН и ВОКН на их
исторических местах и лишь в крайних случаях, продиктованных
общественными интересами, перемещение их на другие площадки с
соблюдением необходимых правовых процедур;


- сохранение, как правило, ОКН,
обладающих высокой историко-культурной значимостью, как отдельных
элементов вне зависимости от степени сохранности исторического
контекста на прилегающих к ним участках и включение их в новый
градостроительный контекст;


- сохранение ОКН вместе с окружающей
их исторической застройкой в качестве целостных композиционно
сформированных фрагментов городской застройки и придание им статуса
достопримечательных мест;


- сохранение ОКН по историческим
линиям застройки с их комплексной реставрацией и приспособлением под
современные функции;


- строительство новых объемов на
дворовых территориях с соблюдением высотных регламентов, учитывающих
масштаб и силуэт исторической застройки по красным линиям;


- законодательное утверждение в
качестве основ градорегулирования Нижнего Новгорода: объединенных
охранных зон, зон охраны, зон регулирования застройки, зон
охраняемого ландшафта, параметров высотного регулирования;


- разработка в Правилах
землепользования и застройки Нижнего Новгорода карты
градостроительного зонирования, на которой должны быть указаны
границы территорий ОКН, зон с особыми условиями использования
территории (в частности зоны охраны ОКН) и градостроительные
регламенты территориальных зон, содержащие предельные размеры
земельных участков и параметры разрешенного строительства и
реконструкции объектов капитального строительства в этих зонах;


- определение предметов
градостроительной охраны ценных и устойчивых элементов планировочной
структуры, зонирование городской территории. Мероприятия по
завершению застройки неупорядоченных фрагментов городской среды;


- обеспечение связи базы данных об
историко-культурном наследии с базами данных по геологии, гидрологии
и экологии, поддерживаемыми профильными городскими службами, а также
с интерактивной электронной картой Нижнего Новгорода;


- внедрение в практику комплексного
подхода к обеспечению сохранности ОКН, что позволит оперативно и
эффективно использовать существующие инструменты (виды, территории и
зоны охраны объектов культурного наследия, историко-культурные
заповедники, режимы использования земель, градостроительные
регламенты) для решения вопросов, возникающих при реализации
градостроительной, землеустроительной, имущественной и иной
хозяйственной деятельности на территории Нижнего Новгорода.


Концепция задает отправную точку в
сфере сохранения культурного наследия при подготовке
градостроительной документации для реконструкции центральной части
Нижнего Новгорода в составе актуализации генерального плана города
1999 года. Очень важную часть в нем составляет разработка проекта
планировки и межевания центральной части Нижнего Новгорода (в
границах общегородского центра, определенного генеральным планом
города). Это невозможно провести без разработки и утверждения
историко-культурного опорного плана, проекта зон охраны ОКН, режимов
использования территорий и градостроительных регламентов. Такой
подход к принятию градостроительной документации приведет к
совершенно новому качественному уровню привлечения инвестиций в
объекты на исторических территориях города, сделает намного
прозрачнее стартовые условия, позволит государственному органу,
уполномоченному в сфере охраны объектов культурного наследия,
выстраивать работу с опорой на понятные и утвержденные процедуры,
позволяющие оптимально решать вопросы развития города в единстве с
его уникальным прошлым.




7. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ,


ВЫЯВЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО
НАСЛЕДИЯ,


РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ НИЖНЕГО
НОВГОРОДА,


КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ
РЕСУРСОВ,


НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ


ПО ИХ СОХРАНЕНИЮ И ЭФФЕКТИВНОМУ
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ




В число
инвентаризируемых объектов в рамках разработки настоящей Концепции
ввиду специфичности не вошли следующие объекты: объекты
археологического наследия (22), объекты монументального искусства,
могилы известных нижегородцев (91), объекты религиозного назначения
(90), объекты ландшафтной архитектуры и исторические кладбища (21),
малые архитектурные формы (142). Меры по сохранению и использованию
данных объектов будут внесены в план мероприятий по сохранению и
эффективному использованию объектов культурного наследия,
расположенных на территории Нижнего Новгорода, на 2007 - 2011 годы.


В г. Нижнем Новгороде имеется 22
объекта археологического наследия, относящиеся к различным
историческим эпохам - от эпохи бронзы до средневековья - и являющиеся
ОКН федерального значения. В связи с тем, что законодательство в
сфере охраны культурного наследия предусматривает проведение охранных
археологических мероприятий при проведении землеустроительных,
земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на
земельных участках, в пределах которых располагаются объекты
археологического наследия, наличие археологических объектов может
оказывать (и оказывает) влияние на инвестиционный потенциал городской
территории.


Необходимо отметить, что один из этих
объектов - культурный слой г. Нижнего Новгорода - располагается на
обширном земельном участке, охватывающем значительную часть
территории Нижегородского района города. С учетом того, что
Нижегородский район наиболее интенсивно подвергается
градостроительным преобразованиям, как правило, связанным с
необходимостью проведения земляных работ, здесь ежегодно приходится
сталкиваться с конфликтом интересов охраны культурного наследия и
инвесторов (застройщиков) в связи со значительными временными и
денежными затратами на проведение охранных археологических
исследований на участках объекта археологического наследия.


Первоочередными мерами по сохранению
объектов археологического наследия, расположенных в г. Нижнем
Новгороде, являются:


- паспортизация объектов
археологического наследия;


- проведение мониторинга объектов
археологического наследия;


- внесение сведений в Государственный
земельный кадастр о земельных участках, в границах которых
расположены объекты археологического наследия;


- организация проведения охранных
археологических мероприятий;


- организация научно-практических
исследований, обобщающих результаты полевых археологических работ.


Еще один тип ОКН, не подвергшийся
инвентаризации, - объекты религиозного назначения. На территории г.
Нижнего Новгорода 90 таких объектов, в отношении которых выработана
процедура передачи их в пользование религиозным организациям. Меры по
эффективному сохранению и использованию данных объектов предусмотрены
Законом Нижегородской области от 8 июля 2005 года № 88-З "О
порядке и условиях передачи религиозным организациям находящегося в
собственности Нижегородской области имущества религиозного
назначения", а также Положением о передаче религиозным
организациям находящегося в федеральной собственности имущества
религиозного назначения, утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 30 июня 2001 года № 490.


Ответственность за техническое
состояние переданных в пользование религиозным организациям объектов
религиозного назначения возложена на соответствующие религиозные
организации. Ежегодно в рамках федеральных и областных целевых
программ финансируются противоаварийные и ремонтно-реставрационные
работы на наиболее ценных в историко-культурном и художественном
отношении объектах. Эта работа будет продолжена и в дальнейшем.


Регулирование вопросов сохранения
объектов ландшафтной архитектуры, исторических кладбищ и иных
объектов будет осуществляться с учетом их специфики посредством
разработки нормативных правовых документов, устанавливающих
территории данных ОКН и утверждающих режимы использования этих
территорий.


Итого инвентаризировано 508 объектов
культурного наследия и вновь выявленных объектов культурного наследия
вне зависимости от категории историко-культурного значения и формы
собственности на эти объекты.


В ходе инвентаризации:


1. Собраны и уточнены данные,
отражающие:


1.1. Правовую ситуацию:


- о собственниках объектов;


- о балансодержателях объектов;


- о пользователях объектов;


- о современном использовании
объектов;


- о категории историко-культурного
значения объектов.


1.2. Техническое состояние объектов
по данным ГП "Нижтехинвентаризация" (процент износа на
определенный период).


2. Проведена натурная фотофиксация
всех объектов.


3. Вся информация сведена в табличную
форму и сформированы отдельные учетные дела по каждому объекту
культурного наследия.


Данные, полученные в ходе
инвентаризации, учтены как составная часть информационных ресурсов,
необходимых для выработки управленческих решений по сохранению и
эффективному использованию ОКН и ВОКН.




8. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ
СПОСОБЫ СОХРАНЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОГО


ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО
НАСЛЕДИЯ,


ВЫЯВЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО
НАСЛЕДИЯ,


РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ НИЖНЕГО
НОВГОРОДА




Выбор способа
сохранения и эффективного использования ОКН предлагается осуществлять
на основании комплексного анализа:


- норм международного права и
российского законодательства в сфере охраны культурного наследия;


- историко-культурной и
художественной значимости объекта;


- особенностей объекта, послуживших
основаниями для включения его в госреестр и подлежащих обязательному
сохранению (предмет охраны);


- существующей и перспективной
градостроительной ситуации в зоне расположения объекта;


- инвентаризационных данных по
объекту;


- инвестиционной привлекательности
объекта.


При этом ставится цель сбалансировать
интересы охраны культурного наследия и инвесторов. Приоритетным
является критерий обеспечения сохранности ОКН.


1. Музеефикация ОКН (ВОКН) с
расселением жилого фонда.


Расселение ОКН, обладающих высокой
мемориальной ценностью, в соответствии с Жилищным кодексом Российской
Федерации с последующей их реставрацией, музеефикацией и созданием на
их базе единых экскурсионно-туристических маршрутов без изменения
существующей государственной формы собственности на объект и
приобретение этого права у нынешних собственников.


Критерием выбора этого способа
является, с одной стороны, высокая историко-мемориальная и
художественная ценность здания и принадлежность к ветхому жилому
фонду, с другой. Это позволяет одновременно решать социальную задачу
по улучшению условий проживания жителей и культурную - по
формированию объектов туристической индустрии города, популяризации
культурного наследия. Кроме того, организация широкой музейной сети
послужит одним из элементов комфортной среды обитания жителей Нижнего
Новгорода, которые получат дополнительные возможности организации
досуга и семейного отдыха.


Предполагается создание музея
нижегородской городской культуры, отражающего традиции, культуру и
быт жителей города с "открытыми мастерскими" по различным
видам народных промыслов как государственного учреждения, экспозиции
которого будут размещаться в отдельных домах.


2. Выделение земельных участков
инвестору под новое строительство при условии сохранения ОКН (ВОКН),
находящихся на участке застройки.


Расселение объектов жилищного фонда,
относящихся к областной собственности, условия содержания и
использования которых не соответствуют современным
санитарно-гигиеническим и эксплуатационным требованиям (коммунальное
жилье, жилье без или с частичными коммунальными удобствами), в
соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.


Получая земельный участок для
осуществления инвестиционной деятельности, на котором расположен(ы)
объект(ы) культурного наследия, расселяя жителей данного (данных)
объектов, инвестор (застройщик) приобретает право собственности на
ОКН (ВОКН) и в соответствии с законодательством принимает на себя
обязательства по его сохранению, заключая с госорганом охраны
объектов культурного наследия охранный договор (обязательство).


В случае нарушения условий охранного
договора (обязательства) орган охраны объектов культурного наследия
направляет собственнику предписание об устранении нарушений, а в
случае их неустранения собственником в установленный срок обращается
в суд с иском о понуждении собственника выполнить условия охранного
договора (обязательства) и (или) о взыскании с него убытков,
причиненных нарушением данных условий.


3. Заключение договоров аренды с
условием финансовых вложений в капитальный ремонт (реконструкцию)
имущества, находящегося в ОКН (ВОКН), с последующей передачей
арендатору доли собственности в объекте финансовых вложений (без
изменения параметров объекта).


Договор аренды с условием финансовых
вложений может быть заключен по ОКН или ВОКН, находящимся в
государственной собственности и относящимся к категории ветхих и
аварийных. Данный договор должен предусматривать проведение
ремонтно-реставрационных работ на объекте без изменения его
параметров на основании согласованной госорганом охраны объектов
культурного наследия проектной документации с последующей передачей
арендатору доли собственности в объекте финансовых вложений.


В Нижегородской области имеется
позитивный опыт реализации подобных инвестиционных проектов.


4. Перемещение ОКН (ВОКН) за счет
инвестора с целью предотвращения утраты объекта.


Перемещение ОКН (ВОКН) и ценных
объектов историко-градостроительной среды в случае реальной угрозы их
утраты при осуществлении хозяйственной и градостроительной
деятельности на специально отведенные участки в целях формирования
целостных градостроительных образований исторической застройки
(исторических кварталов) и создание на их базе государственных
рекреационно-досуговых и туристических центров.


Перемещение ОКН и ценных объектов
историко-градостроительной среды возможно лишь в качестве
исключительной меры с целью предотвращения их полной утраты. В
соответствии со статьей 9 Федерального закона "Об объектах
культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов
Российской Федерации" принятие решения о перемещении ОКН
относится к полномочиям Российской Федерации.


Участки городской территории,
предлагаемые для перемещения некоторых ОКН, ВОКН и объектов ценной
историко-градостроительной среды для формирования целостных
фрагментов исторической застройки:


- территория музея архитектуры и быта
Нижегородского Поволжья на Щелоковском хуторе в Советском районе;


- северная оконечность территории в
границах ул. Ярославской, Похвалинского съезда, бровки Окского откоса
(район "Гребешок") в охранной зоне объекта культурного
наследия федерального значения - Благовещенского монастыря;


- в районе Гребного канала, в
приподошвенной части склона, на котором расположен Печерский
монастырь, в охранной зоне объекта культурного наследия федерального
значения - Печерского Вознесенского монастыря.


Для применения данного способа
сохранения объекта необходимо осуществить следующие мероприятия:


- обеспечение правового сопровождения
перемещения;


- выбор площадок для перемещения и их
правовое закрепление;


- разработка проектов регенерации
этих площадок;


- создание финансово-организационного
механизма формирования и эксплуатации исторических кварталов;


- определение технологий перемещения
и выбор подрядчиков.


5. Установление при расчете арендной
платы арендаторам ОКН (ВОКН), осуществившим за свой счет работы по
сохранению арендуемого объекта, корректирующего коэффициента,
предусмотренного нормативными правовыми актами Нижегородской области.


С арендатором ОКН (ВОКН), планирующим
за свой счет осуществить работы по сохранению данного объекта,
заключается дополнительное соглашение к договору аренды,
предусматривающее установление льготной арендной платы с учетом
предполагаемой суммы затрат арендатора на проведение работ по
сохранению объекта (капитальному ремонту).


6. Проведение мониторинга состояния и
использования ОКН (ВОКН) и принятие мер правового воздействия к
собственникам и пользователям объектов.


Принятие мер правового воздействия к
собственникам и пользователям ОКН и ВОКН по надлежащему содержанию
данных объектов и их эксплуатации.


Проведение мониторинга состояния и
использования ОКН и ВОКН, которые в настоящее время находятся в
надлежащем техническом состоянии и не требуют ремонта и изменения
формы собственности.


7. Формирование инвестиционного
предложения по приспособлению ОКН (ВОКН) для современного
использования.


Приспособление ОКН и ВОКН для
современного использования может сопровождаться изменением их
параметров, которые не составляют предмета охраны ОКН и ВОКН.


Сведения об особенностях объекта,
составляющих предмет охраны, вносятся в паспорт ОКН. Проект
приспособления объекта разрабатывается с учетом этих сведений и
согласовывается с органом охраны объектов культурного наследия.


Обязательства инвестора по сохранению
объекта фиксируются в охранном договоре (обязательстве), условия
выполнения которого контролируются органом охраны объектов
культурного наследия.


8. Приведение формы собственности
объекта в соответствие с его целевым назначением, в частности
передача ОКН (ВОКН) в муниципальную собственность в случаях:


- преобладания в объекте
муниципального жилого фонда;


- нахождения в объекте социально
значимых учреждений муниципального подчинения (учреждений
здравоохранения, культуры, образования, органов местного
самоуправления).


9. Осуществление процедуры исключения
ОКН из госреестра (снятие статуса) или невключения ВОКН в госреестр.


Исключение ОКН из госреестра должно
осуществляться в соответствии с процедурой, предусмотренной
Федеральным законом "Об объектах культурного наследия
(памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" на
основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и
обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации
в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или
утраты им историко-культурного значения.












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru