Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда
Нижегородской области от 29.11.2006 по делу № А43-32552/2006-37-909


<ЕДИНОВРЕМЕННАЯ ВЫПЛАТА,
ПРОИЗВЕДЕННАЯ РАБОТНИКУ ОРГАНИЗАЦИИ, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОБЪЕКТОМ
НАЧИСЛЕНИЯ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ, ТАК
КАК НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕМ ЗА КОНКРЕТНЫЙ ТРУДОВОЙ РЕЗУЛЬТАТ
РАБОТНИКА И НЕ ПРЕДУСМОТРЕНА В СИСТЕМЕ ОПЛАТЫ ТРУДА ДАННОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ>


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено





Документ
получен по официальной рассылке Арбитражного суда Нижегородской
области.



Постановлением ФАС Волго-Вятского
округа от 09.06.2007 по делу № А43-32552/2006-37-909 постановление
Первого арбитражного апелляционного суда оставлено без изменения.






Постановлением
Первого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2007 по делу N
А43-32552/2006-37-909 данное решение суда отменено.






АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




РЕШЕНИЕ




от 29 ноября 2006 года
Дело N А43-32552/2006-37-909



(извлечение)




Арбитражный суд
Нижегородской области в составе судьи Беляниной Евгении Владимировны,
при ведении протокола судебного заседания судьей Беляниной Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Центрального банка
РФ в лице начальника Главного управления Центрального банка РФ по
Нижегородской области к государственному учреждению "Нижегородское
региональное отделение Фонда социального страхования РФ" о
признании недействительными решений от 11.10.2006 № 7553 и № 7554 и
требований от 11.10.2006 № 3790 и № 3791,




установил:




Центральный банк
Российской Федерации в лице начальника Главного управления
Центрального банка Российской Федерации по Нижегородской области
обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением,
уточненным в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального
кодекса РФ, к государственному учреждению "Нижегородское
региональное отделение Фонда социального страхования Российской
Федерации" (филиал № 5) о признании недействительными:


- решения от 11.10.2006 № 7553 о
направлении требования об уплате недоимки по страховым взносам на
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний и пеней, с изменением от
02.11.2006 № 8052, и требования от 11.10.2006 № 3790 об уплате
недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование
от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
и пеней, с изменением от 02.11.2006 № 8075;


- решения от 11.10.2006 № 7554 о
привлечении страхователя к ответственности за нарушение порядка
уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, с
изменением от 02.11.2006 № 8074, и требования от 11.10.2006 № 3791 об
уплате штрафной санкции за нарушение порядка уплаты страховых взносов
на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний, с изменением от
02.11.2006 № 8076.


Заявитель считает, что единовременная
выплата, произведенная работникам Банка России на основании приказа
Центрального банка РФ от 27.10.2005 № ОД-620ДСП, не может быть
объектом для начисления страховых взносов в Фонд социального
страхования РФ, поскольку не является вознаграждением за конкретный
трудовой результат работников и не предусмотрена в системе оплаты
труда Банка России.


Ответчик заявленные требования
отклонил; напротив, полагает, что спорная единовременная выплата
произведена с учетом трудового вклада каждого работника, поскольку
зависит от размера должностного оклада и согласно разъяснению
финансового департамента Центрального банка РФ от 29.12.2005 N
24-4-3/4942 входит в систему оплаты труда Банка России как
материальная помощь. В обоснование своей позиции ответчик ссылается
также на бухгалтерскую документацию заявителя, где спорная
единовременная выплата отражена в качестве оплаты труда работников.


Заслушав доводы сторон, изучив
материалы дела, суд нашел требования заявителя обоснованными и
подлежащими удовлетворению.


Ответчиком была проведена выездная
проверка Главного управления Центрального банка РФ по Нижегородской
области по вопросам начисления и уплаты страховых взносов на
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний и осуществления страховых
выплат за период с 01.01.2004 по 31.12.2005.


В ходе выездной проверки ответчиком
был установлен факт неуплаты заявителем страховых взносов за 2005 год
в сумме 22516 руб. 00 коп. в результате занижения облагаемой базы для
начисления страховых взносов в Фонд социального страхования РФ.
Данное нарушение отражено в акте проверки от 22.09.2006 № 185н/с.


На основании указанного акта
ответчиком было принято решение от 11.10.2006 № 7553 о направлении в
адрес Главного управления Центрального банка РФ по Нижегородской
области требования об уплате недоимки по страховым взносам на
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний и пеней и решение от
11.10.2006 № 7554 о привлечении Главного управления Центрального
банка РФ по Нижегородской области к ответственности за нарушение
порядка уплаты страховых взносов на обязательное социальное
страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний, в соответствии с которым последнему был начислен штраф
по пункту 1 статьи 19 Федерального закона "Об обязательном
социальном страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний" в сумме 4503 руб. 00 коп.


В адрес Главного управления
Центрального банка РФ по Нижегородской области было направлено
требование от 11.10.2006 № 3790 об уплате недоимки по страховым
взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 22516 руб. 00
коп. и требование от 11.10.2006 № 3791 об уплате штрафной санкции за
нарушение порядка уплаты страховых взносов на обязательное социальное
страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний в сумме 4503 руб. 00 коп.


Впоследствии ответчиком в указанные
ненормативные правовые акты были внесены соответствующие изменения:
обязанным лицом был признан Центральный банк РФ (изменения от
02.11.2006 № 8052, 8074, 8075, 8076 соответственно).


Считая данные ненормативные правовые
акты не соответствующими требованиям законодательства, заявитель
обжаловал их в судебном порядке.


Как следует из акта проверки от
22.09.2006 № 185н/с, занижение облагаемой базы для начисления
страховых взносов в Фонд социального страхования РФ явилось
следствием неправомерного, по мнению ответчика, неначисления
заявителем страховых взносов на единовременную выплату работникам
Банка России в общей сумме 11258205 руб. 00 коп., произведенную на
основании приказа Центрального банка РФ от 27.10.2005 № ОД-620ДСП.


В соответствии с приказом
Центрального банка РФ от 27.10.2005 № ОД-620ДСП и изданным на его
основании приказом Главного управления Центрального банка РФ по
Нижегородской области от 01.11.2005 № ОДТ-273ДСП в целях обеспечения
социальных гарантий работников Банка России работникам Главного
управления Центрального банка РФ по Нижегородской области, состоявшим
в штате по состоянию на 01.11.2005, была произведена единовременная
выплата в размере 1,3 должностного оклада, установленного по штатному
расписанию на данную дату; единовременная выплата была произведена
всем работникам Главного управления Центрального банка РФ по
Нижегородской области, включая работников, находящихся в отпуске по
уходу за ребенком до достижения им возраста полутора - трех лет,
работников, принятых на работу с испытательным сроком, совместителей,
работников, занятых на сезонных работах, а также лиц, работающих по
срочным трудовым договорам (кроме работников, принятых на время
выполнения временных, до двух месяцев, работ).


Данная единовременная выплата была
отражена в бухгалтерском учете заявителя в соответствии с
установленными в Банке России правилами ведения бухгалтерского учета.


В соответствии со статьей 3
Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном
социальном страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний" под страховым взносом понимается
обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к
страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику; в
свою очередь, страховой тариф - это ставка страхового взноса с
начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) застрахованных,
то есть физических лиц, подлежащих обязательному социальному
страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний в соответствии с положениями пункта 1 статьи 5
Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".


Согласно пункту 1 статьи 5
Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица,
выполняющие работу на основании трудового договора (контракта),
заключенного со страхователем, а также физические лица, выполняющие
работу на основании гражданско-правового договора, если в
соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать
страховщику страховые взносы.


Статьей 1 Федерального закона от
29.12.2004 № 207-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное
социальное страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний на 2005 год" также установлено, что
базой для начисления страховых взносов в 2005 году является
начисленная оплата труда по всем основаниям (доход) застрахованных.


Пунктами 3, 4 Правил начисления,
учета и расходования средств на осуществление обязательного
социального страхования от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением
Правительства РФ от 02.03.2000 № 184, определено, что страховые
взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда
(доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных,
выполняющих работу по совместительству), за исключением выплат,
установленных Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые
взносы в Фонд социального страхования РФ, утвержденным постановлением
Правительства РФ от 07.07.1999 № 765.


Статья 129 Трудового кодекса РФ под
оплатой труда понимает систему отношений, связанных с обеспечением
установления и осуществления работодателем выплат работникам за их
труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами,
коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными
актами и трудовыми договорами.


Заработная плата - это вознаграждение
за труд в зависимости от квалификации работника, сложности,
количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты
компенсационного и стимулирующего характера.


При этом согласно статье 144
Трудового кодекса РФ работодатель имеет право устанавливать различные
системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения
представительного органа работников; указанные системы могут
устанавливаться также коллективным договором.


Таким образом, действующим
законодательством не установлено, что объектом для начисления
страховых взносов в Фонд социального страхования РФ являются любые
доходы. Основанием для начисления страховых взносов в Фонд
социального страхования РФ являются выплаты, начисленные работнику за
определенный трудовой результат (исполнение служебных обязанностей,
выполнение работы, оказание услуги).


Следовательно, утвержденный
постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 № 765 Перечень выплат
устанавливает исключения не из любых доходов, полученных физическими
лицами, а из выплат, начисленных работникам в связи с выполнением ими
работы (служебных обязанностей).


При этом сам по себе факт наличия
трудовых отношений между работодателем и работниками не является
основанием для вывода о том, что все блага, которые предоставляются
данным работникам, по существу представляют собой оплату их труда.
Предоставляемые работодателем своим работникам блага только тогда
включаются в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального
страхования РФ, когда с учетом конкретных обстоятельств такие блага
могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с
выполнением ими работы (служебных обязанностей).


Система оплаты труда в Центральном
банке РФ установлена положением от 29.12.2003 № 245-П-ДСП "О
системе оплаты труда работников Центрального банка РФ (Банка России)"
(далее - Положение о системе оплаты труда).


В соответствии с пунктом 1.3
Положения о системе оплаты труда для работников центрального
аппарата, главных управлений и других подразделений Банка России
устанавливается единая система оплаты труда и стимулирования труда,
основными элементами которой являются: должностной оклад, надбавка к
должностному окладу за выслугу лет в Банке России, другие надбавки и
доплаты к должностным окладам, ежемесячная премия, премия по итогам
работы за год, материальная помощь, дополнительное материальное
стимулирование отдельных категорий работников Банка России.


При этом единовременная выплата в
Положении о системе оплаты труда в качестве элемента системы оплаты
труда и стимулирования труда не поименована.


Доводы ответчика о том, что спорная
единовременная выплата входит в систему оплаты труда Банка России как
материальная помощь, судом не принимаются как несостоятельные:
согласно Положению о системе оплаты труда материальная помощь
оказывается работникам Банка России к ежегодному отпуску в размере
двух должностных окладов (пункт 6.1 Положения) и при чрезвычайных
обстоятельствах (смерть или длительная болезнь близких родственников
работника, длительная болезнь самого работника) и в иных случаях в
размере до одного должностного оклада (пункт 6.4 Положения);
единовременная выплата в данном перечне не указана.


Позиция ответчика о том, что спорная
единовременная выплата произведена заявителем с учетом трудового
вклада каждого работника - в силу исчисления ее применительно к
размеру должностного оклада (фиксированного размера оплаты труда
работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей)
определенной сложности (квалификации) за единицу времени), также не
может быть принята судом: в соответствии с приказом Центрального
банка РФ от 27.10.2005 № ОД-620ДСП и приказом Главного управления
Центрального банка РФ по Нижегородской области от 01.11.2005 N
ОДТ-273ДСП единовременная выплата произведена всем работникам
Главного управления Центрального банка РФ по Нижегородской области (в
том числе, например, и работникам, находящимся в отпуске по уходу за
ребенком до достижения им возраста полутора - трех лет) независимо от
стажа работы, трудового вклада, результатов труда. То есть в
контексте данных актов размер должностного оклада надлежит
рассматривать лишь в качестве критерия для определения конкретной
суммы выплаты каждому работнику.


Доводы ответчика о том, что спорная
единовременная выплата отражена в бухгалтерской документации
заявителя именно как оплата труда работников, также не нашли своего
подтверждения.


Как усматривается из материалов дела,
таблица, озаглавленная "Расходы по оплате труда за январь -
ноябрь 2005 года" и рассматриваемая ответчиком в качестве
доказательства вышеизложенной позиции, отражает сведения об остатках
по счетам, открытым в РКЦ, а именно - по счету 70206 "Расходы на
содержание аппарата", где в соответствии с Правилами ведения
бухгалтерского учета в Центральном банке РФ от 18.09.1997 № 66
отражаются не только расходы на оплату труда, но и расходы на иные
нужды Банка России (например, расходы по подписке на приобретение
периодических изданий).


Как пояснил представитель заявителя в
судебном заседании, наименование указанного документа было изменено
по настоянию проверяющих.


Сама единовременная выплата в
соответствии с пунктом 8 приказа Центрального банка РФ от 27.10.2005
№ ОД-620ДСП отнесена заявителем на статью 112.0000 "Другие
выплаты служащим Банка России" по коду подстатьи 112.9990
"Другие расходы".


С учетом вышеизложенного суд приходит
к выводу, что единовременная выплата, произведенная работникам
Главного управления Центрального банка РФ по Нижегородской области на
основании приказа Центрального банка РФ от 27.10.2005 № ОД-620ДСП и
приказа Главного управления Центрального банка РФ по Нижегородской
области от 01.11.2005 № ОДТ-273ДСП, не может быть объектом для
начисления страховых взносов в Фонд социального страхования РФ,
поскольку не является вознаграждением за конкретный трудовой
результат работников и не предусмотрена в системе оплаты труда Банка
России.


При изложенных обстоятельствах суд
считает, что оспариваемые ненормативные правовые акты Нижегородского
регионального отделения Фонда социального страхования РФ не
соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя в
сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,
следовательно, они должны быть признаны недействительными.


В соответствии со статьей 110
Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина
относится на ответчика, но поскольку Фонд социального страхования РФ
в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ
освобожден от уплаты государственной пошлины, данный вопрос судом не
рассматривается.


В соответствии со статьей 104
Арбитражного процессуального кодекса РФ, пунктом 5 статьи 333.40
Налогового кодекса РФ государственная пошлина, уплаченная заявителем,
подлежит возврату последнему за счет средств федерального бюджета.


Руководствуясь статьями 104, 110, 167
- 170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, суд




решил:




1. Признать
недействительными следующие ненормативные правовые акты
государственного учреждения "Нижегородское региональное
отделение Фонда социального страхования Российской Федерации"
(филиал № 5):


- решение от 11.10.2006 № 7553 о
направлении требования об уплате недоимки по страховым взносам на
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний и пеней, с изменением от
02.11.2006 № 8052;


- требование от 11.10.2006 № 3790 об
уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное
страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний и пеней, с изменением от 02.11.2006 № 8075;


- решение от 11.10.2006 № 7554 о
привлечении страхователя к ответственности за нарушение порядка
уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, с
изменением от 02.11.2006 № 8074;


- требование от 11.10.2006 № 3791 об
уплате штрафной санкции за нарушение порядка уплаты страховых взносов
на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний, с изменением от
02.11.2006 № 8076.


2. Возвратить Центральному банку
Российской Федерации в лице начальника Главного управления
Центрального банка Российской Федерации по Нижегородской области из
федерального бюджета 8000 руб. 00 коп. государственной пошлины,
уплаченной платежным поручением от 13.10.2006 № 1743.


3. Решение вступает в законную силу
по истечении месячного срока со дня его принятия. Решение может быть
обжаловано в порядке, установленном статьей 181 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации.




Судья


Е.В.БЕЛЯНИНА












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru