РЕШЕНИЕ Арбитражного суда
Нижегородской области от 13.12.2006 по делу № А43-33726/2006-6-748
<ОТКАЗ НАЛОГОВОГО ОРГАНА
ПРОИЗВЕСТИ ЗАЧЕТ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ СУММ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ ЯВЛЯЕТСЯ ОБОСНОВАННЫМ, ТАК КАК ЗАЧЕТ ПЕРЕПЛАТЫ
МОЖЕТ ПРОИЗВОДИТЬСЯ ТОЛЬКО В ТОТ БЮДЖЕТ, В КОТОРОМ ЭТА ПЕРЕПЛАТА
ОБРАЗОВАЛАСЬ. ОБРАЩЕНИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА В СУД С ТРЕБОВАНИЕМ О
ЗАЧЕТЕ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ СУММ НАЛОГОВ ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ
ОТКАЗА НАЛОГОВОГО ОРГАНА В ДОБРОВОЛЬНОМ УДОВЛЕТВОРЕНИИ ДАННОГО
ТРЕБОВАНИЯ>
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Документ
получен по официальной рассылке Арбитражного суда Нижегородской
области. -
-
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 13 декабря 2006 года
Дело N А43-33726/2006-6-748
(извлечение)
Арбитражный суд
Нижегородской области в составе судьи Моисеевой И.И., при ведении
протокола судебного заседания судьей Моисеевой И.И., рассмотрев в
судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя Гусевой
Людмилы Григорьевны (далее - Предприниматель), г. Н.Новгород, к ИФНС
России по Автозаводскому району г. Н.Новгорода (далее - Инспекция),
третье лицо - ГУ "УПФ РФ по Автозаводскому району г.
Н.Новгорода", о признании незаконными действий (бездействия)
налогового органа, выразившихся в отказе произвести зачет излишне
уплаченных сумм страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, и об обязании
его зачесть эти суммы по коду бюджетной классификации
18210502000021000110, предназначенному для зачисления единого налога
на вмененный доход для отдельных видов деятельности,
установил:
письмом от
08.09.2006 № 08-/14718 Инспекцией Предпринимателю отказано произвести
зачет 9451 руб. 15 коп. переплаты по страховым взносам на
обязательное пенсионное страхование. При этом налоговый орган
сослался на то, что, во-первых, в соответствии со статьей 78
Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога может быть
направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов, на
уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот
же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне
уплаченная сумма налога, во-вторых, Налоговым кодексом РФ (далее -
Кодекс) не предусмотрены правовые основания для проведения зачетов
(возвратов) излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ
(далее - ПФР).
Не согласившись с этим отказом,
считая его не соответствующим закону и нарушающим права и законные
интересы страхователя, Предприниматель обратилась в Арбитражный суд
Нижегородской области с рассматриваемым заявлением.
По мнению заявителя, при рассмотрении
вопроса о зачете излишне уплаченных страховых взносов налоговый орган
должен был руководствоваться статьей 78 Кодекса.
Заявитель на основании пункта 2 части
2 статьи 123 АПК РФ, считающийся надлежащим образом извещенным о
времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В
соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в
отсутствие заявителя.
Изучив материалы дела, суд считает
требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим
основаниям.
ИП Гусева Л.Г. находится на
специальном налоговом режиме по системе налогообложения в виде
единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Как видно из материалов дела,
квитанциями № 56 от 08.02.2006 на сумму 4474 руб., № 57 от 29.03.2006
на сумму 4470 руб., № 58 от 29.03.2006 на сумму 507 руб. 15 коп.
Предприниматель уплатила единый налог на вмененный доход для
отдельных видов деятельности. При этом указанные платежи были
уплачены по коду бюджетной классификации 18210202040061000160 -
страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в
Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части
трудовой пенсии, тогда как их следовало уплатить по коду бюджетной
классификации 18210502000021000110.
При обнаружении допущенной ошибки
Предприниматель обратилась в Инспекцию с заявлением о зачете ошибочно
уплаченных страховых взносов.
Суд, исследовав материалы дела,
считает, что основания, указанные в пункте 1 письма налогового
органа, соответствуют нормам права.
В пункте 5 статьи 78 Налогового
кодекса РФ указано, что сумма излишне уплаченного налога может быть
направлена по заявлению налогоплательщика и по решению налогового
органа на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на
уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот
же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне
уплаченная сумма налога.
В соответствии с пунктом 4 статьи 12
Налогового кодекса РФ единый налог на вмененный доход для отдельных
видов деятельности признается местным налогом, уплата которого
производится в местный бюджет.
Согласно статье 16 Федерального
закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации" средства бюджета Пенсионного
фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не
входят в состав других бюджетов.
Статьей 13 Бюджетного кодекса РФ
установлено, что фонд денежных средств, образуемый вне федерального
бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный
для реализации конституционных прав граждан на пенсионное
обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае
безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь, является
государственным внебюджетным фондом.
Таким образом, налоговый орган
правомерно отказал Предпринимателю произвести зачет указанного ей
платежа, поскольку зачет переплаты по налогу может производиться
только в тот бюджет, в котором эта переплата образовалась. В данном
случае переплата образовалась в государственном внебюджетном фонде,
который не входит в состав других бюджетов.
Вместе с тем суд считает, что в
пункте 2 письма налоговый орган неправомерно указал на отсутствие у
него правовых оснований для проведения зачетов (возвратов) излишне
уплаченных сумм страховых взносов.
В силу статьи 2 Федерального закона
от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в
Российской Федерации" (далее - Закон) правоотношения, связанные
с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное
страхование, в том числе в части осуществления контроля за их
уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о
налогах и сборах, если иное не предусмотрено Законом.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона
контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом
законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность
налоговых органов.
Законом не установлен порядок зачета
либо возврата (зачета) сумм излишне уплаченных страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование, в связи с чем к данным
правоотношениям применяются положения главы 12 Кодекса.
В соответствии с пунктами 1, 7, 9
статьи 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету
налоговым органом в счет предстоящих платежей налогоплательщика по
этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату по
письменному заявлению последнего. Возврат суммы излишне уплаченного
налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в
который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи
заявления о возврате.
В пункте 13 этой статьи установлено,
что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога,
предусмотренные в указанной статье, применяются также при зачете или
возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в
государственные внебюджетные фонды.
При этом указанная норма не вступает
в противоречие с понятием введенных с 01.01.2002 страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных
платежей, которые уплачиваются в бюджет ПФР и персональным целевым
назначением которых является обеспечение права гражданина на
получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере,
эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном
лицевом счете.
В пункте 1 статьи 13 Закона
предусмотрено право пенсионного органа осуществлять возврат страховых
взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких
застрахованных лиц указанные платежи уплачены.
Однако данная норма применима к иным
отношениям, которые не касаются возврата страховых взносов в случае
их излишней уплаты в связи с неправильным указанием кода бюджетной
классификации. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов
законодатель не установил для органов ПФР.
Таким образом, точка зрения о том,
что у налогового органа отсутствуют полномочия для принятия решения о
зачете либо возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов
на обязательное пенсионное страхование, противоречит нормам
действующего законодательства.
Следовательно, при рассмотрении
заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных страховых взносов в
ПФР Инспекция должна руководствоваться положениями статьи 78 Кодекса
и зачесть либо возвратить излишне уплаченную сумму.
Как разъяснено в пункте 22
постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой
Налогового кодекса Российской Федерации", в силу статей 21 и 78
Кодекса налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или
возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней.
Статья 78 НК РФ регламентирует
порядок реализации налогоплательщиком этого права, предоставляя ему
возможность подать заявление о возврате указанных сумм либо о их
зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности
и одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в
соответствии с определенными названной статьей правилами и в
установленные сроки принять по нему решение.
Принимая во внимание положения статьи
78 Кодекса, судам необходимо исходить из того, что обращение
налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне
уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа
налогового органа в удовлетворении упомянутого выше заявления.
Как установлено судом и
подтверждается материалами дела, ИП Гусева Л.Г. заявления о возврате
имеющейся переплаты по страховым взносам в виде фиксированного
платежа, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной
части трудовой пенсии, в налоговую инспекцию не направляла.
При таких обстоятельствах основания
для возврата излишне уплаченного налога у налогового органа
отсутствовали.
Исходя из изложенного, действия
(бездействие) Инспекции, выразившиеся в отказе произвести зачет
указанной суммы, правомерны.
В соответствии со статьей 110
Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате
государственной пошлины по настоящему делу относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170,
180, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
решил:
В удовлетворении
требований заявителя отказать.
Решение вступает в законную силу по
истечении месячного срока с момента принятия и может быть обжаловано
в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
Судья
И.И.МОИСЕЕВА
|