Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда
Нижегородской области от 13.12.2006 по делу № А43-33726/2006-6-748


<ОТКАЗ НАЛОГОВОГО ОРГАНА
ПРОИЗВЕСТИ ЗАЧЕТ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ СУММ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ ЯВЛЯЕТСЯ ОБОСНОВАННЫМ, ТАК КАК ЗАЧЕТ ПЕРЕПЛАТЫ
МОЖЕТ ПРОИЗВОДИТЬСЯ ТОЛЬКО В ТОТ БЮДЖЕТ, В КОТОРОМ ЭТА ПЕРЕПЛАТА
ОБРАЗОВАЛАСЬ. ОБРАЩЕНИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА В СУД С ТРЕБОВАНИЕМ О
ЗАЧЕТЕ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ СУММ НАЛОГОВ ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ
ОТКАЗА НАЛОГОВОГО ОРГАНА В ДОБРОВОЛЬНОМ УДОВЛЕТВОРЕНИИ ДАННОГО
ТРЕБОВАНИЯ>


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено





Документ
получен по официальной рассылке Арбитражного суда Нижегородской
области.









АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




РЕШЕНИЕ




от 13 декабря 2006 года
Дело N А43-33726/2006-6-748



(извлечение)




Арбитражный суд
Нижегородской области в составе судьи Моисеевой И.И., при ведении
протокола судебного заседания судьей Моисеевой И.И., рассмотрев в
судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя Гусевой
Людмилы Григорьевны (далее - Предприниматель), г. Н.Новгород, к ИФНС
России по Автозаводскому району г. Н.Новгорода (далее - Инспекция),
третье лицо - ГУ "УПФ РФ по Автозаводскому району г.
Н.Новгорода", о признании незаконными действий (бездействия)
налогового органа, выразившихся в отказе произвести зачет излишне
уплаченных сумм страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, и об обязании
его зачесть эти суммы по коду бюджетной классификации
18210502000021000110, предназначенному для зачисления единого налога
на вмененный доход для отдельных видов деятельности,




установил:




письмом от
08.09.2006 № 08-/14718 Инспекцией Предпринимателю отказано произвести
зачет 9451 руб. 15 коп. переплаты по страховым взносам на
обязательное пенсионное страхование. При этом налоговый орган
сослался на то, что, во-первых, в соответствии со статьей 78
Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога может быть
направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов, на
уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот
же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне
уплаченная сумма налога, во-вторых, Налоговым кодексом РФ (далее -
Кодекс) не предусмотрены правовые основания для проведения зачетов
(возвратов) излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ
(далее - ПФР).


Не согласившись с этим отказом,
считая его не соответствующим закону и нарушающим права и законные
интересы страхователя, Предприниматель обратилась в Арбитражный суд
Нижегородской области с рассматриваемым заявлением.


По мнению заявителя, при рассмотрении
вопроса о зачете излишне уплаченных страховых взносов налоговый орган
должен был руководствоваться статьей 78 Кодекса.


Заявитель на основании пункта 2 части
2 статьи 123 АПК РФ, считающийся надлежащим образом извещенным о
времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В
соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в
отсутствие заявителя.


Изучив материалы дела, суд считает
требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим
основаниям.


ИП Гусева Л.Г. находится на
специальном налоговом режиме по системе налогообложения в виде
единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.


Как видно из материалов дела,
квитанциями № 56 от 08.02.2006 на сумму 4474 руб., № 57 от 29.03.2006
на сумму 4470 руб., № 58 от 29.03.2006 на сумму 507 руб. 15 коп.
Предприниматель уплатила единый налог на вмененный доход для
отдельных видов деятельности. При этом указанные платежи были
уплачены по коду бюджетной классификации 18210202040061000160 -
страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в
Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части
трудовой пенсии, тогда как их следовало уплатить по коду бюджетной
классификации 18210502000021000110.


При обнаружении допущенной ошибки
Предприниматель обратилась в Инспекцию с заявлением о зачете ошибочно
уплаченных страховых взносов.


Суд, исследовав материалы дела,
считает, что основания, указанные в пункте 1 письма налогового
органа, соответствуют нормам права.


В пункте 5 статьи 78 Налогового
кодекса РФ указано, что сумма излишне уплаченного налога может быть
направлена по заявлению налогоплательщика и по решению налогового
органа на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на
уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот
же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне
уплаченная сумма налога.


В соответствии с пунктом 4 статьи 12
Налогового кодекса РФ единый налог на вмененный доход для отдельных
видов деятельности признается местным налогом, уплата которого
производится в местный бюджет.


Согласно статье 16 Федерального
закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации" средства бюджета Пенсионного
фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не
входят в состав других бюджетов.


Статьей 13 Бюджетного кодекса РФ
установлено, что фонд денежных средств, образуемый вне федерального
бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный
для реализации конституционных прав граждан на пенсионное
обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае
безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь, является
государственным внебюджетным фондом.


Таким образом, налоговый орган
правомерно отказал Предпринимателю произвести зачет указанного ей
платежа, поскольку зачет переплаты по налогу может производиться
только в тот бюджет, в котором эта переплата образовалась. В данном
случае переплата образовалась в государственном внебюджетном фонде,
который не входит в состав других бюджетов.


Вместе с тем суд считает, что в
пункте 2 письма налоговый орган неправомерно указал на отсутствие у
него правовых оснований для проведения зачетов (возвратов) излишне
уплаченных сумм страховых взносов.


В силу статьи 2 Федерального закона
от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в
Российской Федерации" (далее - Закон) правоотношения, связанные
с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное
страхование, в том числе в части осуществления контроля за их
уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о
налогах и сборах, если иное не предусмотрено Законом.


Согласно пункту 1 статьи 25 Закона
контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом
законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность
налоговых органов.


Законом не установлен порядок зачета
либо возврата (зачета) сумм излишне уплаченных страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование, в связи с чем к данным
правоотношениям применяются положения главы 12 Кодекса.


В соответствии с пунктами 1, 7, 9
статьи 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету
налоговым органом в счет предстоящих платежей налогоплательщика по
этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату по
письменному заявлению последнего. Возврат суммы излишне уплаченного
налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в
который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи
заявления о возврате.


В пункте 13 этой статьи установлено,
что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога,
предусмотренные в указанной статье, применяются также при зачете или
возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в
государственные внебюджетные фонды.


При этом указанная норма не вступает
в противоречие с понятием введенных с 01.01.2002 страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных
платежей, которые уплачиваются в бюджет ПФР и персональным целевым
назначением которых является обеспечение права гражданина на
получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере,
эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном
лицевом счете.


В пункте 1 статьи 13 Закона
предусмотрено право пенсионного органа осуществлять возврат страховых
взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких
застрахованных лиц указанные платежи уплачены.


Однако данная норма применима к иным
отношениям, которые не касаются возврата страховых взносов в случае
их излишней уплаты в связи с неправильным указанием кода бюджетной
классификации. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов
законодатель не установил для органов ПФР.


Таким образом, точка зрения о том,
что у налогового органа отсутствуют полномочия для принятия решения о
зачете либо возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов
на обязательное пенсионное страхование, противоречит нормам
действующего законодательства.


Следовательно, при рассмотрении
заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных страховых взносов в
ПФР Инспекция должна руководствоваться положениями статьи 78 Кодекса
и зачесть либо возвратить излишне уплаченную сумму.


Как разъяснено в пункте 22
постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой
Налогового кодекса Российской Федерации", в силу статей 21 и 78
Кодекса налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или
возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней.


Статья 78 НК РФ регламентирует
порядок реализации налогоплательщиком этого права, предоставляя ему
возможность подать заявление о возврате указанных сумм либо о их
зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности
и одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в
соответствии с определенными названной статьей правилами и в
установленные сроки принять по нему решение.


Принимая во внимание положения статьи
78 Кодекса, судам необходимо исходить из того, что обращение
налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне
уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа
налогового органа в удовлетворении упомянутого выше заявления.


Как установлено судом и
подтверждается материалами дела, ИП Гусева Л.Г. заявления о возврате
имеющейся переплаты по страховым взносам в виде фиксированного
платежа, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной
части трудовой пенсии, в налоговую инспекцию не направляла.


При таких обстоятельствах основания
для возврата излишне уплаченного налога у налогового органа
отсутствовали.


Исходя из изложенного, действия
(бездействие) Инспекции, выразившиеся в отказе произвести зачет
указанной суммы, правомерны.


В соответствии со статьей 110
Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате
государственной пошлины по настоящему делу относятся на заявителя.


Руководствуясь статьями 167 - 170,
180, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд




решил:




В удовлетворении
требований заявителя отказать.


Решение вступает в законную силу по
истечении месячного срока с момента принятия и может быть обжаловано
в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом РФ.




Судья


И.И.МОИСЕЕВА












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru