Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ОПРЕДЕЛЕНИЕ Нижегородского
областного суда от 07.07.2006 по делу № 33-3630


<МИНИМАЛЬНАЯ ШИРИНА ВОДООХРАННЫХ
ЗОН ДЛЯ РЕК ОТ СРЕДНЕМНОГОЛЕТНЕГО УРЕЗА ВОДЫ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД ПО
ДЛИНЕ РЕКИ ОТ ИСТОКА СВЫШЕ 500 КМ СОСТАВЛЯЕТ 500 МЕТРОВ>


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено





Документ
получен по официальной рассылке Нижегородского областного суда.









НИЖЕГОРОДСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД




ОПРЕДЕЛЕНИЕ




от 7 июля 2006 года
Дело N 33-3630



(извлечение)




7 июля 2006 г.
судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
в составе председательствующего Железновой Н.Д., судей Башаркиной
Н.Н., Гаврилова В.С., заслушав в открытом судебном заседании по
докладу Башаркиной Н.Н. дело по представлению прокурора на решение
Балахнинского районного суд от 29 марта 2006 г. по иску
Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав,
свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО "Волга"
о вынесении из водоохранной зоны р. Волги АЗС, склада
горюче-смазочных материалов до 31.12.2007, прекращении складирования
промотходов в прибрежной защитной полосе р. Волги и выполнении
рекультивации существующих на предприятии мест складирования отходов
производства,




установила:




Нижегородский
межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением к
ОАО "Волга" о прекращении производственной деятельности
АЗС, склада горюче-смазочных материалов с 01.12.2005 и проведении
демонтажа оборудования, а также о прекращении складирования
промотходов в прибрежной защитной полосе р. Волги и выполнении
рекультивации существующих на предприятии мест складирования отходов
производства, мотивируя тем, что в водоохранной зоне р. Волги на
территории ОАО "Волга" находится склад горюче-смазочных
материалов, работают автозаправочная станция, очистные сооружения
механической очистки сточных вод, иловые площадки сточных вод. Кроме
того, в пределах границ прибрежной защитной полосы р. Волги
предприятие складирует отходы производства, металлолом, строительный
мусор, детали от электрооборудования.


Размеры водоохранной зоны и
прибрежной защитной полосы поймы р. Волги установлены Положением о
водоохранной зоне Чебоксарского водохранилища на территории
Нижегородской области, утвержденным распоряжением Администрации
Нижегородской области от 03.04.1992 № 374-р и составляют: ширина
водоохранной зоны поймы р. Волги не менее 3 километров, а ширина
прибрежной защитной полосы - 150 метров от уреза воды.


Факт нахождения вышеназванных
объектов в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе р. Волги
подтверждается актом проверки управления Росприроднадзора по
Нижегородской области № 122-В 2005 г.


Размещение и строительство
вышеназванных объектов, складирование промышленных отходов
производства, мусора в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе
поверхностных водных объектов являются грубым нарушением
законодательства о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах
поверхностных водных объектов, а также земельного законодательства.


Эксплуатация вышеуказанных объектов в
водоохранной зоне р. Волги и складирование отходов производства в
прибрежной защитной полосе влекут за собой несоблюдение режима
использования территории водоохранной зоны.


26.01.2006 Нижегородский межрайонный
природоохранный прокурор изменил исковые требования и просил обязать
ОАО "Волга" перенести из водоохранной зоны р. Волги АЗС,
склад горюче-смазочных материалов до 31.12.2007, прекратить
складирование промотходов в прибрежной защитной полосе р. Волги и
выполнить рекультивацию существующих на предприятии в настоящее время
мест складирования отходов производства, учитывая при этом
общественный интерес жителей г. Балахны и возможности ОАО "Волга".


Решением суда от 29 марта 2006 г. в
удовлетворении заявления прокурора отказано.


В кассационном представлении
прокурора ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.


Проверив материалы дела, обсудив
доводы кассационного представления, заслушав стороны, судебная
коллегия находит, что решение суда в части отказа в удовлетворении
требований прокурора о прекращении складирования промотходов в
прибрежной защитной полосе р. Волги и выполнении рекультивации
существующих на предприятии мест складирования отходов производства
подлежит отмене, а в остальной части - оставлению без изменения.


Из дела видно, что предприятие
образовано в 1928 г., в 1966 г. была построена и введена в
эксплуатацию решением государственной приемочной комиссии АЗС. В
генеральном плане г. Балахны границы водоохранной зоны на момент
строительства и ввода в эксплуатацию АЗС установлены не были.
Правомерность строительства и эксплуатации АЗС подтверждается
паспортом АЗС от 01.11.1994 и паспортом от 15.06.2000. Деятельность
ОАО "Волга" по эксплуатации АЗС и склада ГСМ осуществляется
на основании лицензии № Д 407787 от 03.09.2003 Министерства
энергетики РФ, а также лицензии № ЭВ-40-000068 (Ж) от 02.03.2005
Нижегородского управления ФС по экологическому, технологическому и
атомному надзору.


Распоряжение администрации
Нижегородской области № 374-р от 03.04.1992, согласно которому размер
водоохранной зоны р. Волги - в пределах не менее 3 километров, однако
данное распоряжение противоречит изданному ранее и имеющему
юридическую силу постановлению Правительства РФ № 1404 от 23.11.1996,
которым минимальный размер водоохранных зон для рек протяженностью
более 500 км установлен в размере не менее 500 метров. В 1966 г., на
момент ввода АЗС в эксплуатацию действующим законодательством СССР и
РСФСР не были установлены водоохранные зоны. Понятие водоохраной зоны
было введено постановлением Совета Министров РСФСР от 17 марта 1989
года № 91 "Об утверждении Положения о водоохранных зонах
(полосах) рек, озер и водохранилищ в РСФСР".


Постановлением Правительства РФ N
1404 от 23 ноября 1996 года было утверждено Положение о водоохранных
зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, которое
действует в настоящее время. Таким образом, только с 1989 года
нормативным актом было закреплено правило, устанавливающее запрет на
размещение складов ГСМ И АЭС в водоохраной зоне (500 м) реки
протяженностью более 500 километров.


В пункте 3 Положения о водоохранных
зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденного
постановлением Правительства РФ № 1404 от 23 ноября 1996 года,
установлено, что размеры и границы водоохранных зон на территории
городов и других поселений устанавливаются исходя из конкретных
условий планировки и застройки в соответствии с утвержденными
генеральными планами. В генеральном плане г. Балахны границы
водоохранной зоны на момент строительства и ввода в эксплуатацию АЭС
установлены не были.


Кроме того, и до настоящего времени
на территории Нижегородской области отсутствует нормативный акт
органа исполнительной власти субъекта РФ, устанавливающий размер
водоохранной зоны.


Нижегородская межрайонная
природоохранная прокуратура не представила каких-либо доказательств и
обоснований установления срока выноса склада ГСМ и АЗС до 31.12.2007
с соблюдением всех требований, установленных законодательством РФ,
что противоречит требованиям ФЗ № 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране
окружающей среды", ФЗ № 174-ФЗ от 23.11.1995 "Об
экологической экспертизе", а также без учета реальной ситуации,
складывающейся на предприятии, и разработанной программы проекта
выноса АЗС за границу водоохранной зоны на период 2006 - 2010 гг.


На территории Балахнинского района до
настоящего времени никогда не было утвержденных нормативов
водоотведения по составу сточных вод. На очистные сооружения ОАО
"Волга" поступают промышленные и бытовые стоки всего города
Балахны. Отсутствие нормативов водоотведения по составу сточных вод
позволяло промышленным предприятиям г. Балахны осуществлять сброс
сточных вод без контроля за их содержанием. 10 марта 2006 г.
постановлением администрации Балахнинского района № 30 указанные
нормативы утверждены. Данный нормативный акт позволит ОАО "Волга"
контролировать состав принимаемых на очистные сооружения сточных вод,
в связи с этим нести ответственность только за свои действия.


При таких обстоятельствах суд
обоснованно отказал в удовлетворении заявления прокурора о вынесении
из водоохранной зоны АЗС, склада горюче-смазочных материалов до 31
декабря 2007 г., поэтому решение в этой части является законным и
обоснованным.


Доводам, изложенным в кассационном
представлении, суд дал оценку в мотивировочной части решения, с нею
судебная коллегия согласна, а поэтому оснований для удовлетворения
представления и отмены решения суда в этой части не имеется.


Что касается требования Нижегородской
межрайонной прокуратуры об обязанности ОАО "Волга"
прекратить складирование промотходов в прибрежной защитной полосе р.
Волги и выполнить рекультивацию существующих на предприятии в
настоящее время мест складирования отходов производства, то в этой
части решение суда подлежит отмене.


Суд, отказывая прокурору в
удовлетворении в части этих требований, сослался на то, что
каких-либо доказательств, подтверждающих складирование отходов
производства в прибрежной защитной полосе р. Волги, а также
складирование отходов производства на территории предприятия,
прокуратурой не представлено.


Однако данный вывод суда не
соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку указанные
выше обстоятельства подтверждаются актом проверки управления
Росприроднадзора по Нижегородской области № 122-В 2005 г. (л.д. 6 -
17), актом № 186-В от 27 декабря 2005 г. (л.д. 25 - 31), оценки
которым судом первой инстанции не дано.


К выводу о том, что в настоящее время
отсутствуют места складирования отходов, поэтому отсутствует
необходимость проведения рекультивации, суд пришел только на
основании утверждений представителя ответчика.


Между тем каких-либо доказательств
(актов, справок, др.), с достоверностью подтверждающих объяснения
представителя ОАО "Волга", в суд первой инстанции не
представлено.


В кассационной инстанции
природоохранный прокурор утверждал, что до настоящего времени ОАО
"Волга" так и не прекращает складирование отходов
производства в прибрежной полосе р. Волги.


При таких обстоятельствах решение
суда в части отказа в удовлетворении требований Нижегородской
межрайонной прокуратуры об обязанности ОАО "Волга"
прекратить складирование промотходов в прибрежной защитной полосе р.
Волги и выполнить рекультивацию существующих на предприятии в
настоящее время мест складирования отходов производства не может быть
признано законным и обоснованным, поэтому подлежит отмене.


При новом рассмотрении дела суду
следует учесть изложенное и вынести решение в соответствии с
требованиями закона.


Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ,
судебная коллегия




определила:




Решение
Балахнинского районного суда от 29 марта 2006 г. в части требования
Нижегородской межрайонной прокуратуры об обязанности ОАО "Волга"
прекратить складирование промотходов в прибрежной защитной полосе р.
Волги и выполнить рекультивацию существующих на предприятии в
настоящее время мест складирования отходов производства отменить и
дело в этой части направить на новое рассмотрение в тот же суд в том
же составе судей, в остальной части решение суда оставить без
изменения, а кассационное представление прокурора - без
удовлетворения.




Председательствующий


Н.Д.ЖЕЛЕЗНОВА




Судьи


Н.Н.БАШАРКИНА


В.С.ГАВРИЛОВ












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru