РЕШЕНИЕ Арбитражного суда
Нижегородской области от 04.09.2006 по делу № А43-10766/2006-4-244
<ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА НЕСУТ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ДОСТОВЕРНОСТЬ СВЕДЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В
ДОКУМЕНТАХ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ ИМИ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ТРУДОВОЙ
ПЕНСИИ>
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Документ
получен по официальной рассылке Арбитражного суда Нижегородской
области. -
-
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 4 сентября 2006 года
Дело N А43-10766/2006-4-244
(извлечение)
Судья Снегирева
Ирина Гарольдовна, ведущая протокол судебного заседания, рассмотрев в
судебном заседании дело по иску государственного учреждения
"Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г.
Дзержинску Нижегородской области" к открытому акционерному
обществу "Авиабор", г. Дзержинск Нижегородской области, о
взыскании 5273 руб. 61 коп.,
установила:
в Арбитражный суд
Нижегородской области с иском к ОАО "Авиабор" о взыскании
5273 руб. 61 коп. ущерба, причиненного излишней выплатой пенсии
Колокольникову Леониду Ивановичу, обратилось ГУ "Управление
Пенсионного фонда РФ по г. Дзержинску Нижегородской области".
Ответчик отзывом от 18.07.2006 N
15/773 и в судебном заседании иск оспорил, ссылаясь на следующие
обстоятельства:
- для предоставления в пенсионный
орган работнику ОАО "Авиабор" Колокольникову Л.И. отделом
кадров общества была выдана справка от 19.01.1999 № 1263, которая
послужила основанием для назначения последнему досрочной трудовой
пенсии в связи с особыми условиями труда по Списку № 1;
- при назначении пенсии никаких
претензий истцом к справке, выданной ответчиком, предъявлено не было;
- с 01.01.2002 на основании п. 5 ст.
30 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации" размер пенсии Колокольникова Л.И. был пересчитан и
исчислен исходя из продолжительности специального стажа по Списку N
1;
- для уточнения стажа в Пенсионный
фонд была представлена справка с места работы от 07.02.2002 № 1518, к
которой также никаких претензий со стороны истца предъявлено не было;
- в ходе проведенных истцом проверок
на ОАО "Авиабор" было выявлено, что "Слесарям КИПиА,
мастерам по ремонту и обслуживанию КИПиА... неправильно определены
льготные условия труда. Данные профессии... кодируются по Списку N
2...", однако требований о предоставлении документов, уточняющих
особый характер работы Колокольникова Л.И., затребовано не было,
решение о пересмотре решения о выплате пенсии Колокольникову Л.И. не
было принято, в связи с чем ответственность за расходование средств
Пенсионного фонда на выплату пенсии в данном случае лежит полностью
на заявителе иска.
Как видно из материалов дела, для
назначения пенсии Колокольникову Л.И. ОАО "Авиабор"
предоставило справку от 19.01.1999 № 1314, согласно которой
Колокольников Л.И. работал полный рабочий день в производстве
бороводородов в должности мастера в цехе химволокна с 11.04.1983 по
12.05.1993, в цехе очистки газов - с 13.05.1993 по 13.10.1996, в
связи с чем с 16.12.1996 по 19.01.1999 имеет право на досрочное
пенсионное обеспечение по Списку № 1, раздел VIII, п. А, п. 1,
позиция 1080А01. Размер пенсии был исчислен в зависимости от
продолжительности общего трудового стажа.
На основании указанной справки
Колокольникову Л.И. назначена трудовая пенсия в связи с работой на
льготных условиях труда по Списку № 1 в соответствии с п. "а"
ст. 12 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 "О государственных
пенсиях в Российской Федерации".
В 2003 году отделом оценки пенсионных
прав застрахованных лиц ГУ "Управление Пенсионного фонда по г.
Дзержинску Нижегородской области" была проведена проверка
правильности определения ответчиком перечня рабочих мест,
наименований, профессий и должностей, согласно которому работники ОАО
"Авиабор" подлежат льготному пенсионному обеспечению. По
результатам проверки был составлен акт от 28.04.2003, в котором
отражено, что отнесение службы КИПиА ОАО "Авиабор" к Списку
№ 1 перечня профессий и должностей, дающих право на льготное
пенсионное обеспечение, противоречит разделу № 8 вышеуказанных
списков.
С данным актом руководство ОАО
"Авиабор" согласилось, представив новые извлечения из
Перечня производств, работ, профессий и должностей, занятость в
которых дает право на пенсию на льготных условиях, от 14.12.2004,
которые в полном объеме соответствуют требованиям постановления
Правительства СССР от 26.01.1991 № 10, тем самым признав
неправомерность определения права работникам службы КИПиА на
досрочное пенсионное обеспечение по Списку № 1.
Протоколом заседания комиссии по
рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от
27.10.2005 № 43/02 исключен из специального стажа работы
Колокольникова Л.И. по Списку № 1 период работы с 01.01.1992 по
31.12.2001.
С учетом изложенного, истец обратился
в суд с заявлением о взыскании с ответчика причиненного ущерба в
сумме 5273 руб. 61 коп., выразившегося в переплате пенсии
Колокольникову Л.И. за период с 01.06.2003 по 31.10.2005.
Заслушав представителей сторон,
исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования
подлежат удовлетворению в заявленной сумме исходя из следующих
обстоятельств.
В соответствии со ст. 12 Закона РФ от
20.11.1990 № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской
Федерации" (действовавшего в период выдачи справки от 19.01.1999
№ 1314, далее - Закон № 340-1) устанавливается пенсия в связи с
особыми условиями труда мужчинам по достижении 50 лет, если они
трудились не менее 10 лет на работах с вредными условиями труда и их
общий трудовой стаж не менее 20 лет (пункт "а"), и по
достижении 55 лет, если они трудились на работах с тяжелыми условиями
труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют общий трудовой стаж не менее
25 лет (пункт "б").
Постановлением Правительства СССР от
26.01.1991 № 10 утверждены "Список № 1 производств, работ,
профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах
с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в
которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных
условиях" (п. "а" ст. 12 Закона № 340-1) и "Список
№ 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с
вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право
на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях" (п.
"б" ст. 12 Закона № 340-1).
В Список № 1 (раздел VIII, подраздел
А, пункт 1, позиция 1080А010), в частности, включены рабочие, мастера
и старшие мастера, механики и энергетики цехов, занятые на ремонте,
профилактике и обслуживании технологического оборудования и
электрооборудования (кроме контрольно-измерительных приборов и
вентиляции), коммуникаций, дегазации производственной канализации и
тоннелей в перечисленных в разделе VIII "Химическое
производство" производствах и подразделениях.
Согласно Разъяснениям о порядке
применения списков производств, работ, профессий, должностей и
показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение,
утвержденных постановлением Правительства СССР от 26.01.1991 № 10, от
23.10.1992 № 2, утвержденным постановлением Министерства труда РФ от
23.10.1992 № 26, производство бороводородов отнесено к
подразделениям, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту
(по старости) на льготных условиях по Списку № 1.
Вместе с тем рабочие и мастера,
старшие мастера, слесари, механики и энергетики, занятые на ремонте,
профилактике, обслуживании контрольно-измерительных приборов и
вентиляции химических производств, перечисленных в Списке № 1,
включены в Список № 2 (раздел Х, подраздел А, пункт 3, позиция
2110А030-17531).
Таким образом, учитывая перечисленные
требования, мастера, занятые на ремонте, профилактике и обслуживании
КИПиА спецпроизводств, имеют право на льготное пенсионное обеспечение
только по Списку № 2, и основания для предоставления права на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку № 1
указанным лицам отсутствуют.
Как видно из материалов дела,
Колокольников Л.И. работал в должности мастера КИПиА в производстве
бороводородов в цехе химволокна и в цехе очистки газов ОАО "Авиабор"
в период с 11.04.1983 по 12.05.1993, с 13.05.1993 по 13.10.1996 и с
16.12.1996 по 19.01.1999. Следовательно, указание ответчиком в
справке от 19.01.1999 № 1314 на то, что данное лицо имеет право на
досрочное пенсионное обеспечение по Списку № 1, является
неправомерным.
В соответствии со ст. 126 Закона РФ
от 20.11.1990 № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской
Федерации" организация (гражданин) несет ответственность за
достоверность сведений, содержащихся в документах, выданных для
назначения и выплаты пенсии. В случаях, когда содержащиеся в
документах сведения неверны и на их основании произведена выплата
пенсии, организация возмещает соответствующему органу социальной
защиты населения причиненный ущерб.
Аналогичные положения содержатся в
действующем ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации".
Согласно п. 1, 3 ст. 25 ФЗ от
17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
физические и юридические лица несут ответственность за достоверность
сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для
установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, и
за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального
(персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного
страхования. В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения
данных обязанностей и выплаты в связи с этим излишних сумм трудовой
пенсии работодатель и пенсионер возмещают пенсионному органу,
производящему выплату трудовой пенсии, причиненный ущерб в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
В ст. 15 Гражданского кодекса РФ
установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать
полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или
договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под
убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено,
произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного
права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Порядок и условия возмещения
причиненного ущерба установлены в главе 59 Гражданского кодекса РФ.
В силу п. 1 ст. 1064 Гражданского
кодекса РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит
возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Материалами дела подтверждено, что
пенсия Колокольникову Л.И. была начислена и выплачивалась на
основании справки, заполненной ответчиком, в которой имелись
недостоверные сведения, что явилось причиной переплаты пенсии в сумме
5273 руб. 61 коп.
При таких обстоятельствах требования
истца признаются правомерными и подлежат удовлетворению в заявленной
сумме.
Довод ответчика о том, что орган,
назначающий пенсию, не предъявил требований о предоставлении
документов, уточняющих особый характер работы Колокольникова Л.И.,
судом во внимание не принимается, поскольку изначально ответчик
обязан представлять сведения, соответствующие характеру работы своих
работников.
Довод ответчика об отсутствии у ОАО
"Авиабор" вины в незаконной выплате Колокольникову Л.И.
пенсии, так как содержащиеся в справке от 19.01.1999 сведения не
являлись для истца безусловным основанием при принятии решения о
назначении и выплате пенсии, является несостоятельным, поскольку
необходимые для назначения и выплаты физическому лицу пенсии сведения
представляются работодателем. Обязанность проведения проверки
достоверности таких сведений на момент назначения пенсии физическому
лицу у пенсионного органа отсутствует.
В связи с освобождением истца от
уплаты госпошлины согласно ст. 333.35 Налогового кодекса РФ расходы
по госпошлине подлежат взысканию с ответчика в доход федерального
бюджета РФ.
Руководствуясь ст. 110, 167, 168,
170, 180, 319, 321 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Взыскать с открытого
акционерного общества "Авиабор", г. Дзержинск Нижегородской
области, в пользу:
- государственного учреждения
"Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г.
Дзержинску Нижегородской области" 5273 руб. 61 коп. ущерба,
причиненного излишней выплатой пенсии;
- в доход федерального бюджета
Российской Федерации 500 руб. госпошлины.
Исполнительные листы выдать после
вступления решения в законную силу.
Решение вступает в законную силу по
истечении месяца и может быть обжаловано в установленном законом
порядке.
Судья
И.Г.СНЕГИРЕВА
|