РЕШЕНИЕ Арбитражного суда
Нижегородской области от 10.10.2006 по делу № А43-20613/2006-16-624
<РЕСТРУКТУРИЗОВАННАЯ СУММА ПЕНЕЙ
И ШТРАФОВ ПОДЛЕЖИТ СПИСАНИЮ ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ ПОЛНОГО И СВОЕВРЕМЕННОГО
ВНЕСЕНИЯ ТЕКУЩИХ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ>
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Документ
получен по официальной рассылке Арбитражного суда Нижегородской
области. -
Постановлением ФАС Волго-Вятского
округа от 19.07.2007 по делу № А43-20613/2006-16-624 решение суда
первой инстанции и постановление Первого арбитражного апелляционного
суда оставлены без изменения.
Постановлением
Первого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2007 по делу N
А43-20613/2006-16-624 данное решение суда оставлено без изменения. -
-
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 10 октября 2006 года
Дело N А43-20613/2006-16-624
Резолютивная часть
решения объявлена 3 октября 2006 г.
Полный текст решения изготовлен 10
октября 2006 г.
(извлечение)
Арбитражный суд
Нижегородской области в составе судьи Байбородина О.Л., при ведении
протокола судебного заседания судьей Байбородиным О.Л., рассмотрел в
судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества
"Дробмаш", г. Выкса, к ответчику - межрайонной инспекции
Федеральной налоговой службы России № 4 по Нижегородской области о
признании недействительным письма МРИ ФНС РФ № 4 по Нижегородской
области от 13.06.2006 № 09-03/24066 и обязании инспекции списать
реструктуризованную сумму пеней и штрафа в размере 2043218 рублей.
В Арбитражный суд Нижегородской
области обратилось открытое акционерное общество "Дробмаш"
(далее - ОАО "Дробмаш", Общество) с заявлением к
межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по
Нижегородской области (далее - Инспекция) о признании
недействительным письма Инспекции от 13.06.2006 № 09-03/24066 и
обязании Инспекции списать реструктуризованную сумму пеней и штрафа в
размере 2043218 рублей, а также о зачете неправомерно взысканных
процентов за пользование денежными средствами, начисленных исходя из
расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Банка России, в
сумме 131000 рублей в счет текущих платежей по налогу на прибыль.
Суд
установил:
Инспекцией
14.12.2001 было принято решение № 35, которым ОАО "Дробмаш"
реструктуризована задолженность по начисленным пеням и штрафам по
федеральным налогам на общую сумму 3393000 рублей в течение десяти
лет согласно графику погашения, утвержденному ИМНС по Выксунскому
району Нижегородской области 14 декабря 2001 года.
18 декабря 2002 года в связи со
ссылкой на письмо МНС РФ от 20.11.2002 № ОС-6-29/1796 и письмо
управления МНС по Нижегородской области № 10-05/799 график погашения
пеней и штрафов был изменен. При этом суммы процентов, начисляемые на
разницу между суммой налога, исчисленной по фактической прибыли, и
авансовыми платежами, отнесены к основной задолженности по налогам и
сборам. В результате данного изменения образовалось два графика. Один
- погашения задолженности по налогам и сборам в сумме 1095306,64 руб.
и другой - погашения задолженности по начисленным пеням и штрафам в
сумме 2043218,30 руб.
ОАО "Дробмаш" письмом N
04-02/843 от 25.04.2006 обратилось в Инспекцию с просьбой о списании
реструктуризованной суммы пеней и штрафа в размере 2043218,30 руб.,
поскольку условия для данного списания, предусмотренные
постановлением Правительства РФ № 1002 от 3 сентября 1999 года, по
его мнению, выполнены, а именно: реструктуризованная задолженность в
сумме 1095306,64 руб. досрочно (до апреля 2006 года) была оплачена в
бюджет и при этом предприятие в течение 4 лет не имело задолженности
по текущим платежам, о чем свидетельствует тот факт, что действие
реструктуризации не прекращалось.
Письмом МРИ ФНС № 4 по Нижегородской
области № 09-03/24066 от 13.06.2006 ОАО "Дробмаш" было
отказано в списании реструктуризованной суммы пени и штрафа в размере
2043218,30 руб.
ОАО "Дробмаш" посчитало
действия Инспекции неправомочными и обратилось в суд с заявлением.
В обоснование своих требований
заявитель указывает, что решение № 35 от 14.12.2001 о
реструктуризации задолженности, принятое на основании постановления
Правительства РФ № 1002 от 03.09.1999, не подлежало пересмотру в
части выделения из суммы пеней процентов, начисляемых на разницу
между суммой налога, исчисленной по фактической прибыли, и авансовыми
платежами. Включение дополнительных платежей в основную задолженность
возлагает на Общество дополнительное бремя и фактически влечет за
собой лишение его права на списание задолженности по пеням и штрафам
в соответствии с первоначально утвержденным графиком
реструктуризации. При этом заявитель ссылается на пункт 5 Порядка
проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических
лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и
штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного постановлением
Правительства РФ № 1002 от 3 сентября 1999 года. Кроме того,
заявитель указывает, что при включении дополнительных платежей,
скорректированных на ставку рефинансирования Банка России, в основную
задолженность на эти дополнительные платежи начисляются проценты в
соответствии с пунктом 4 Порядка реструктуризации задолженности,
согласно которому с сумм задолженности по налогам и сборам
ежеквартально, не позднее 15-го числа последнего месяца квартала,
уплачиваются проценты исходя из расчета одной десятой годовой ставки
рефинансирования Банка России, действующей на дату вступления в силу
названного Порядка. В результате дополнительные платежи,
представляющие собой проценты, увеличиваются за счет повторного
начисления процентов.
Исходя из указанного, ОАО "Дробмаш"
считает, что имеет законное право на списание всей задолженности по
пеням и штрафам согласно первоначальному графику реструктуризации в
сумме 3393000 рублей.
-
-->
примечание.
Видимо, имеется в виду пункт 5
Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности
юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по
начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного
постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 № 1002, а не пункт 5
данного постановления.
-
Ответчик не
согласился с заявленными требованиями, просит суд в иске отказать по
основаниям, указанным в отзыве на заявление. В частности ответчик
отмечает, что график погашения задолженности по пеням и штрафам был
скорректирован, так как в составе реструктуризованной задолженности
по пеням и штрафам ошибочно были учтены суммы дополнительных платежей
по налогу на прибыль. С данной корректировкой ОАО "Дробмаш"
было согласно, о чем свидетельствуют подписи руководителя и главного
бухгалтера на новых графиках погашения задолженности. Как указывает
ответчик, основанием для отказа ОАО "Дробмаш" в списании
реструктуризованной суммы пеней и штрафа в размере 2043218,30 руб.
явилось то, что предприятием не соблюден 4-летний срок погашения
реструктуризованной задолженности и не было соблюдено второе условие,
предусмотренное пунктом 5 постановления Правительства Российской
Федерации от 3 сентября 1999 года № 1002, а именно полное и
своевременное внесение текущих налоговых платежей в федеральный
бюджет в течение 4 лет.
Инспекция считает, что четырехлетний
срок должен исчисляться с момента вынесения налоговыми органами
решения о реструктуризации задолженности, т.е. с 14 декабря 2001
года. Четырехлетний срок истек 14 декабря 2005 года, а последний
платеж был произведен предприятием в марте 2006 года.
В соответствии со статьей 163
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном
заседании объявлялся перерыв с 27.09.2006 до 03.10.2006.
Стороны, извещенные надлежащим
образом о месте и времени судебного разбирательства, после перерыва
не явились. Суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 156 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным
рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон.
Рассмотрев материалы дела, заслушав
представителей сторон, суд считает заявленные требования не
подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 Порядка
проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических
лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и
штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного постановлением
Правительства РФ № 1002 от 03.09.1999, организация имеет право
произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам.
В случае проведения реструктуризации
задолженности только по пеням и штрафам при своевременном и полном
ежеквартальном внесении текущих налоговых платежей в федеральный
бюджет в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации
Министерство финансов Российской Федерации по представлению
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его
территориального органа производит списание половины долга по пеням и
штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию), а в
случае полного и своевременного ежеквартального внесения текущих
налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет после
принятия решения о реструктуризации - списание оставшейся суммы
задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых
плательщиком к взысканию).
Статья 138 Федерального закона
Российской Федерации от 30.12.2001 № 194-ФЗ "О федеральном
бюджете на 2002 год" установила, что начиная с 2002 года
производится списание соответствующих сумм задолженности по пеням и
штрафам с организаций, в отношении которых решения о реструктуризации
задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности
по начисленным пеням и штрафам были приняты в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999
г. № 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации
кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а
также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным
бюджетом" и которые погасили (при соблюдении условия
своевременного внесения текущих налоговых платежей) половину или
полную сумму реструктуризованной задолженности в течение двух или
четырех лет соответственно, в порядке, определенном Правительством
Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится и в
постановлении Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 № 269
"О списании суммы задолженности по пеням и штрафам".
Таким образом, одним из основных
условий списания оставшейся суммы задолженности по пеням и штрафам
является полное и своевременное внесение текущих налоговых платежей.
Довод заявителя об отсутствии
задолженности по текущим платежам в течение 4 лет, в обоснование
которого заявитель приводит тот факт, что действие реструктуризации
не прекращалось, судом не принимается. То, что действие
реструктуризации не прекращалось, само по себе не может
свидетельствовать об отсутствии задолженности по текущим платежам.
Представленной ответчиком в материалы
дела информацией об уплаченных суммах текущих платежей, а также
платежей, уплачиваемых организацией согласно графикам погашения
задолженности по федеральным налогам, подтверждается, что Общество
оплачивало текущие платежи не в полном объеме и несвоевременно в
течение реструктуризации. ОАО "Дробмаш" было допущено 7
случаев нарушения заключенного графика.
Недоимка по состоянию на 01.07.2002
составила 2050,0 тыс. руб. По состоянию на 01.01.2005 составила
1449,0 тыс. руб. По состоянию на 01.04.2005 составила 1753,0 тыс.
руб. По состоянию на 01.07.2005 составила 1559,0 тыс. руб. По
состоянию на 01.10.2005 составила 354,0 тыс. руб. По состоянию на
01.04.2006 составила 7829,0 тыс. руб. По состоянию на 01.07.2006
недоимка составила 2485,0 тыс. руб.
Также наличие задолженностей у
заявителя по текущим налоговым платежам в течение 4 лет
реструктуризации подтверждается письмами ОАО "Дробмаш" в
адрес Инспекции с просьбой отсрочить платежи и не исключать Общество
из программы реструктуризации (не снимать предприятие с
реструктуризации), не выставлять инкассовые поручения на расчетные
счета предприятия. Это письма от 02.12.2002 № 4478, от 26.12.2002 N
4798, от 25.07.2003 № 270, от 20.07.2004 № 04-02/295, от 03.02.2005 N
04-02/400-В.
Исходя из изложенного, суд считает,
что условие своевременного внесения текущих налоговых платежей
заявителем выполнено не было, в связи с чем отказ Инспекции списать
оставшуюся сумму задолженности по пеням и штрафам является
правомерным.
Требование заявителя, изложенное в
пункте 3 просительной части искового заявления, о зачете неправомерно
взысканных процентов за пользование денежными средствами, начисленных
исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Банка
России, в сумме 131000 рублей в счет текущих платежей по налогу на
прибыль судом не рассматривается, так как данное требование на
оплачено государственной пошлиной.
В соответствии со статьей 110
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные
расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру
удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 110, 167 -
170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, суд
решил:
В удовлетворении
заявленных требований о признании недействительным письма межрайонной
инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Нижегородской
области от 13.06.2006 № 09-03/24066 и обязании межрайонной инспекции
Федеральной налоговой службы России № 4 по Нижегородской области
списать реструктуризованную сумму пеней и штрафа в размере 2043218
рублей открытому акционерному обществу "Дробмаш" отказать.
Решение вступает в законную силу по
истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано
в порядке, установленном статьей 181 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации.
Судья
О.Л.БАЙБОРОДИН
|