Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда
Нижегородской области от 17.10.2006 по делу N
А43-10019/2006-23-257/2-4


<ПРИ НЕДОСТАТОЧНОСТИ ВЫДЕЛЕННЫХ
ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА СРЕДСТВ НА ЦЕЛИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ЛЬГОТ ВЗЫСКАНИЕ ДОЛЖНО ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ С РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО, ГДЕ БЫЛИ ПРЕДУСМОТРЕНЫ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ РАСХОДЫ -
В БЮДЖЕТЕ СУБЪЕКТА РФ ИЛИ В БЮДЖЕТЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ>


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено





Документ
получен по официальной рассылке Арбитражного суда Нижегородской
области.









АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




РЕШЕНИЕ




от 17 октября 2006 года
Дело N А43-10019/2006-23-257/2-4



Резолютивная часть
решения объявлена 10 октября 2006 г.


Полный текст решения изготовлен 17
октября 2006 г.




(извлечение)




Арбитражный суд
Нижегородской области в составе судьи Беляковой Валентины Федоровны,
при ведении протокола судебного заседания судьей Беляковой В.Ф.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску муниципального
предприятия Богородского района "Жилищно-коммунальное
хозяйство", г. Богородск Нижегородской области, к Министерству
финансов Российской Федерации, г. Москва, третьи лица:


1) министерство финансов
Нижегородской области, г. Н.Новгород;


2) управление Федерального
казначейства Нижегородской области, г. Н.Новгород;


3) департамент труда и социальной
защиты Нижегородской области, г. Н.Новгород;


4) территориальный орган департамента
социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области
(управление социальной защиты населения Богородского района), г.
Богородск Нижегородской области;


5) администрация Богородского района,
г. Богородск Нижегородской области, -


о взыскании 1000248 рублей 01
копейки,




установил:




муниципальное
предприятие Богородского района "Жилищно-коммунальное хозяйство"
обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к
Министерству финансов Российской Федерации о взыскании убытков в
сумме 1000248 рублей 01 копейки, возникших в результате
предоставления отдельным категориям граждан льгот по Федеральному
закону № 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации".


Представители департамента труда и
социальной защиты Нижегородской области, г. Н.Новгород,
территориального органа департамента социальной защиты населения,
труда и занятости Нижегородской области (управление социальной защиты
населения Богородского района), администрации Богородского района в
судебное заседание не явились, хотя надлежащим образом извещены о
времени и месте рассмотрения дела.


Поэтому на основании части 3 статьи
156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело
рассмотрено в отсутствие вышеуказанных представителей.


В обоснование иска истец указал, что
муниципальное предприятие Богородского района "Жилищно-коммунальное
хозяйство" (далее - МП "ЖКХ") в период с октября по
декабрь 2004 года предоставляло льготы инвалидам в соответствии с
Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации" по оплате жилищно-коммунальных
услуг.


Поскольку указанные расходы истцу не
возмещены, МП "ЖКХ" на основании статей 15, 16, 1069, 1071
Гражданского кодекса Российской Федерации обратилось в арбитражный
суд с иском о взыскании убытков в сумме 1000248 рублей 01 копейки.


Министерство финансов Российской
Федерации считает исковые требования необоснованными, так как нормы
статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации в данном
спорном случае не могут быть применимы, поскольку никаких незаконных
действий в отношении истца государство не совершало.


Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи
146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения
по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации
товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.


В абзаце 2 пункта 2 статьи 154
Кодекса установлено, что при реализации товаров (работ, услуг), с
учетом дотаций, предоставляемых бюджетами разного уровня в связи с
применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или
с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии
с федеральным законодательством, налоговая база определяется как
стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из
фактических цен их реализации.


Поэтому Министерство финансов
Российской Федерации считает, что налог на добавленную стоимость
возмещению истцу не подлежит.


Тарифы и ставки платы за
жилищно-коммунальные услуги сформированы с учетом налога на
добавленную стоимость, поэтому, по мнению ответчика, из размера
убытков должны быть выделены коммунальные услуги и уменьшены на сумму
НДС.


Министерство финансов Нижегородской
области отзывом на иск заявленные требования считает необоснованными.


В соответствии со статьями 15.3, 15.6
Закона РФ № 4218-1 от 24.12.1992 (в редакции закона от 06.05.2003 N
52-ФЗ) "Об основах федеральной жилищной политики" и с
пунктом 2 Порядка предоставления и расходования в 2001 году средств
Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации",
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от
14.07.2001 № 536, определено финансирование этих расходов путем
предоставления Министерством финансов Российской Федерации субсидий и
субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на основании
сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов
финансирования (срок действия данного постановления продлен на 2004
год постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N
80).


На субъекты Российской Федерации
возложена обязанность обеспечивать целевое использование субсидий и
субвенций (пункт 2 постановления № 536).


Источником финансирования
рассматриваемых расходов является федеральный бюджет.


На реализацию Федерального закона "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за счет
средств федерального фонда Нижегородской области было выделено в 2004
году 460883000 рублей.


Богородскому району в 2004 г. на
реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации" в части льгот по оплате
жилищно-коммунальных услуг были установлены лимиты расходования
средств в размере 5981000 рублей.


Предусмотренные для Нижегородской
области в Федеральном законе "О Федеральном бюджете" на
2004 год денежные средства были получены и перечислены в полном
объеме получателям бюджетных средств.


Департамент социальной защиты
населения, труда и занятости Нижегородской области сообщил о том, что
в 2004 году по Федеральному закону "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации" лимит бюджетных обязательств
г. Богородску составил 5914992 рубля. По данным бухгалтерского учета,
кассовый расход в 2004 году по предоставленным льготам
жилищно-коммунальных услуг составил 5914667 рублей 41 копейку.


Таким образом, лимит по указанному
нормативному правовому акту, регулирующему предоставление льгот по
жилищно-коммунальным услугам в пределах установленных лимитов и в
пределах выделенных департаменту средств по указанному закону,
направлен в соответствии с целевым назначением.


Территориальный орган департамента
социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области
(управление социальной защиты населения Богородского района) исковые
требования поддержал.


Заслушав доводы лиц, участвующих в
деле, рассмотрев представленные доказательства, суд установил
следующее.


Между управлением по труду и
социальной защите населения Богородского района Нижегородской области
и МП "ЖКХ" был заключен договор № 5 от 01.10.2004 о
предоставлении льгот отдельным категориям граждан за ЖКУ в
соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по условиям
которого МП "ЖКХ" обеспечивает предоставление льгот
отдельным категориям граждан по квартирной плате и оплате
коммунальных услуг, а управление составляет акты сверки взаимных
расчетов и при перечислении средств из федерального или областного
бюджетов производит расчеты с истцом за предоставленные льготы.


Стоимость вышеуказанного договора
определяется в пределах лимитов бюджетных обязательств.


На основании ФЗ "О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации" в период с октября по
декабрь 2004 года МП "ЖКХ" предоставляло льготы отдельным
категориям граждан по квартирной плате и оплате коммунальных услуг,
что подтверждается материалами дела.


Льготы предоставлены за счет
собственных средств истца и во исполнение договора № 5 от 01.10.2004,
заключенного с управлением по труду и социальной защите населения
Богородского района Нижегородской области.






-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: постановление Правительства РФ от
10.02.2003 имеет номер 85, а не номер 185.






В соответствии со
статьями 15.3, 15.6 Закона РФ № 4218-1 от 24.12.1992 (в редакции
закона от 06.05.2003 № 52-ФЗ) "Об основах федеральной жилищной
политики", с пунктами 1 и 2 Порядка предоставления и
расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию ФЗ
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации",
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от
14.07.2001 № 536, возмещение расходов на предоставление льгот по
оплате жилья и коммунальных услуг осуществляется за счет средств
федерального бюджета путем предоставления субсидий и субвенций
бюджетам РФ для возмещения фактически произведенных расходов (срок
действия постановления № 536 от 14.07.2001 продлен на 2002, 2003,
2004 годы постановлениями Правительства РФ от 28.02.2002 № 137, от
10.02.2003 № 185 и от 14.02.2004 № 80).


Следовательно, источником
финансирования рассматриваемых расходов является федеральный бюджет.


Годовые лимиты расходования средств
на реализацию указанного Закона утверждаются законом Нижегородской
области "Об областном бюджете" на соответствующий
финансовый год. Распределение ассигнований по районам города Нижнего
Новгорода и между предприятиями, предоставляющими льготы,
осуществляется комиссией при администрации города Нижнего Новгорода.


На реализацию Федерального закона "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации" для
Нижегородской области в 2004 году было выделено 460883000 рублей.


Законом "Об областном бюджете на
2004 год" установлены лимиты на жилищно-коммунальные услуги г.
Богородску на реализацию льгот по ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на 2004 год
в размере 5913000 рублей.


Управление социальной защиты
населения Богородского района Нижегородской области в пределах
установленного лимита полностью использовало по назначению выделенные
средства в сумме 5914667 рублей 41 копейки (с учетом остатка на
01.01.2004), что подтверждается материалами дела (л.д. 66).


Кредиторская задолженность в сумме
1000248 рублей 01 копейки по Федеральному закону от 24.11.1995 N
181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
за 2004 год является сверхлимитной, что подтверждается материалами
дела и отзывами ответчиков.


Следовательно, убытки истца от
предоставления льгот возникли вследствие незаконного бездействия
федеральных органов государственной власти, ответственных за
формирование и утверждение федерального бюджета, по надлежащему
финансовому обеспечению публичных обязательств Российской Федерации
по Федеральному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации".


В соответствии со статьями 16 и 1069
Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный
юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия)
государственных органов, органов местного самоуправления или
должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны
Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны
муниципального образования.


На основании статьи 1071 Гражданского
кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации и
казны субъекта Российской Федерации выступают соответствующие
финансовые органы.


Пунктом 10 статьи 158 Бюджетного
кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель
средств федерального бюджета выступает от имени казны Российской
Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными
решениями и действиями (бездействиями) соответствующих должностных
лиц и органов, по ведомственной принадлежности.


Согласно пункту 1 статьи 158
Бюджетного кодекса Российской Федерации главные распорядители средств
федерального бюджета включаются в ведомственную классификацию
расходов федерального бюджета.


Поэтому ответственность за
ненадлежащее финансовое обеспечение и причиненный вред истцу по
Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации" следует возложить на Министерство финансов Российской
Федерации.


Противоправность поведения
Министерства финансов Российской Федерации как органа, ответственного
за формирование (подготовку) и исполнение федерального бюджета,
усматривается из того факта, что в Федеральном законе "О
федеральном бюджете на 2004 год" не было предусмотрено
достаточно средств для компенсации расходов хозяйствующих субъектов
на реализацию льгот инвалидам.


Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи
146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения
по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации
товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.


В абзаце 2 пункта 2 статьи 154
Кодекса установлено, что при реализации товаров (работ, услуг), с
учетом дотаций, предоставляемых бюджетами разного уровня в связи с
применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или
с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии
с федеральным законодательством, налоговая база определяется как
стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из
фактических цен их реализации.


Из пункта 33.2 Методических
рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную
стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных
приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от
20.12.2000 № БГ-3-03/447, следует, что суммы дотаций, предоставляемых
из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков,
связанных с применением государственных регулируемых цен, а также
льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с
федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу по
налогу на добавленную стоимость.


Как видно из материалов дела, в сумму
убытков 993515 рублей 08 копеек (плата за наем жилых помещений в
размере 6732 рублей 93 копеек не облагается НДС) включен налог на
добавленную стоимость.


Следовательно, довод Министерства
финансов Российской Федерации о включении истцом в размер убытков НДС
обоснован.


Таким образом, требование МП "ЖКХ"
о взыскании убытков подлежит удовлетворению в сумме 848694 рублей 86
копеек.


В соответствии со статьей 110
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по
делу относятся на Министерство финансов Российской Федерации
пропорционально обоснованно предъявленным требованиям в сумме 14001
рубля 05 копеек и подлежат возврату истцу из федерального бюджета,
поскольку ответчик освобожден от ее уплаты.


В соответствии с пунктом 3 части 1
статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации государственная
пошлина в сумме 0 рублей 76 копеек подлежит возврату истцу из
федерального бюджета.


С учетом изложенного и руководствуясь
статьями 104, 110, 167 - 171, 176, 177, 180, 319 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд




решил:




Взыскать с казны
Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской
Федерации, г. Москва, в пользу муниципального предприятия
Богородского района "Жилищно-коммунальное хозяйство", г.
Богородск Нижегородской области, 848694 рубля 86 копеек убытков.


Исполнительный лист выдать после
вступления решения в законную силу.


Возвратить муниципальному предприятию
"Жилищно-коммунальное хозяйство", г. Богородск
Нижегородской области, из федерального бюджета госпошлину в сумме
14001 рубля 81 копейки, уплаченную по платежному поручению от
14.04.2006 № 426.


Решение может быть обжаловано в
порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом
Российской Федерации.




Судья


В.Ф.БЕЛЯКОВА












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru