Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда
Нижегородской области от 18.10.2006 по делу № А43-17481/2006-16-393


<НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ НЕ ВПРАВЕ
ПОВТОРНО ВЫСТАВЛЯТЬ ТРЕБОВАНИЯ О УПЛАТЕ НАЛОГА>


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено





Документ
получен по официальной рассылке Арбитражного суда Нижегородской
области.









АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




РЕШЕНИЕ




от 18 октября 2006 года
Дело N А43-17481/2006-16-393



Резолютивная часть
решения объявлена 11 октября 2006 г.


Полный текст решения изготовлен 18
октября 2006 г.




(извлечение)




Арбитражный суд
Нижегородской области в составе судьи Байбородина О.Л., при ведении
протокола судебного заседания судьей Байбородиным О.Л., рассмотрел в
судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества
"Арзамасский завод минераловатных плит", г. Арзамас, к
ответчику - межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России
№ 1 по Нижегородской области - о признании недействительными решения
№ 8 от 26.01.2005 и постановления № 11 от 27.01.2005 МРИ ФНС РФ № 1
по Нижегородской области о взыскании налога (сбора), а также пеней за
счет имущества налогоплательщика-организации (налогового агента -
организации).


В Арбитражный суд Нижегородской
области обратилось открытое акционерное общество "Арзамасский
завод минераловатных плит" (далее - Общество) с заявлением к
межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по
Нижегородской области (далее - Инспекция) о признании
недействительными решения № 8 от 26.01.2005 и постановления № 11 от
27.01.2005 МРИ ФНС РФ № 1 по Нижегородской области о взыскании налога
(сбора), а также пеней за счет имущества налогоплательщика в сумме
9122744,36 руб.


Суд




установил:




26.01.2005 Инспекция
вынесла решение № 8 о взыскании налога (сбора), пеней за счет
имущества налогоплательщика, на основании которого 27.01.2005 приняла
постановление № 11 о взыскании налога (сбора), пеней и (или)
присужденного штрафа за счет имущества Общества. По указанным решению
и постановлению Арзамасским районным подразделением службы судебных
приставов Нижегородской области было возбуждено исполнительное
производство № 5233/3/05 от 28.01.2005.


Общество имело задолженность по
налогам и сборам в пределах сумм, указанных в требовании № 1623 от
20.06.2003, и неисполненные требования № 180 от 28.11.2000, № 181 от
28.11.2000, № 985 от 05.09.2002, № 1144 от 07.10.2002, № 1378 от
28.10.2002, № 1462 от 14.11.2002, № 1681 от 23.12.2002, № 9 от
06.02.2003, № 2013 от 07.03.2003, № 2287 от 14.03.2203, № 2393 от
27.03.2003, № 2477 от 09.04.2003, № 2672 от 29.04.2003, № 2923 от
14.05.2003, № 3212 от 05.06.2003, № 218 от 05.12.2000, № 96 от
20.03.2001, № 412 от 18.06.2001, № 453 от 22.06.2001, № 853 от
18.12.2001, № 273 от 18.04.2002, № 355 от 15.05.2002, № 464 от
28.05.2002, № 691 от 01.07.2002, № 926 от 12.08.2002.


Указанные выше требования были
перечислены Инспекцией в решении № 8 от 26.01.2005 и постановлении N
11 от 27.01.2005 о взыскании налога (сбора), пеней за счет имущества
налогоплательщика. Учитывая, что данные требования и ряд инкассовых
поручений не были исполнены, Инспекция вынесла решение № 8 и
постановление № 11 о взыскании задолженности за счет имущества
Общества в размере неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов
(сборов) в сумме 3382072,50 руб., пеней в сумме 5740671,86 руб.,
всего в сумме 9122744,36 руб.


Общество, не согласившись с
вынесенным решением, обжаловало его в суд.


В обоснование своих требований
заявитель ссылается на то, что указанные ненормативные правовые акты
были вынесены налоговым органом повторно, первоначально вынесено
решение № 9 от 23.06.2003 и постановление № 8/24 от 25.06.2003 о
взыскании налога (сбора), пеней за счет имущества в сумме 16090335,67
рублей, включающие в себя все вышеперечисленные требования (данные
решение № 9 от 23.06.2003 и постановление № 8/24 от 25.06.2003 были
признаны недействительными в полном объеме решением Арбитражного суда
Нижегородской области от 30.03.2006 по делу № А43-25141/2005-40-106).


Далее налоговым органом повторно
выносятся постановление № 8 от 31.03.2004 и решение № 8 от 31.03.2004
в сумме 15726036,74 рубля, на основании которых было возбуждено
исполнительное производство № 5903/3/05 от 15.02.2005. Указанные
решение и постановление о взыскании за счет имущества включало объем
тех же самых требований налогового органа, что и решение № 9 от
23.06.2003 и постановление № 8/24 от 25.06.2003, но другую сумму
задолженности.


По признаку повторности постановление
№ 8 и решение № 8 от 31.03.2004 были признаны решением Арбитражного
суда Нижегородской области от 30.06.2005 по делу N
А43-8653/2005-32-344 недействительными в полном объеме.


Далее налоговой инспекцией выносится
решение № 8 от 26.01.2005 и постановление № 11 от 27.01.2005 о
взыскании налога за счет имущества уже на другую сумму - в размере
9122744,36 руб. - в объеме все тех же требований, что содержали
решение № 8 от 31.03.2004 и постановление № 8/24 от 25.06.2003.


Службой судебных приставов было
возбуждено исполнительное производство № 5233/3/05 от 28.01.2005.
Однако поскольку постановление № 11 было отозвано Инспекцией из
службы судебных приставов, последняя 15.02.2006 окончила
исполнительное производство.


В последующем постановление № 11 от
27.01.2005 на сумму 9122744,36 рубля было вновь повторно направлено
налоговой инспекцией в службу судебных приставов, и 30.05.2006
возбуждено исполнительное производство № 15196.


Заявитель полагает, что обжалуемые
ненормативные правовые акты должны быть признаны недействительными,
поскольку они являются повторными. Предыдущие ненормативные акты
(постановление № 8/24 от 25.06.2003, и постановление № 8 от
31.03.2004) включали объем одних и тех же требований и были признаны
судом недействительными, в том числе по признаку повторности.


Кроме того, заявитель считает, что
указанные ненормативные акты не соответствуют нормам статей 46, 47,
48, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).


Налоговым органом не соблюден порядок
вынесения ненормативного правового акта о взыскании недоимки по
налогам за счет имущества, нарушен пресекательный срок предъявления
исполнительного документа (которым является ненормативный акт
налогового органа - постановление о взыскании налога за счет
имущества). В этом случае взыскание сумм налога за счет имущества
произведено быть не может, поскольку по данному виду исполнительного
документа пропущенные сроки восстановлению не подлежат.


В ходе судебного разбирательства
заявитель обратился в суд с ходатайством о восстановлении срока на
подачу заявления о признании недействительным ненормативного
правового акта. Суд признал причины пропуска срока уважительными и,
руководствуясь пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, восстановил срок для подачи заявления.


Ответчик не согласился с заявленными
требованиями, просит суд в иске отказать по основаниям, указанным в
отзыве на заявление.


В соответствии со статьей 163
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном
заседании объявлялись перерывы.


Рассмотрев материалы дела, заслушав
представителей сторон, суд считает заявленные требования подлежащими
удовлетворению по следующим основаниям.


В силу статьи 45 Налогового кодекса
Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия
Инспекцией оспариваемого постановления) в случае неуплаты или
неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание
налога за счет денежных средств, находящихся на счетах
налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и
48 Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества
налогоплательщика в соответствии со статьями 47 и 48 Кодекса.
Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке,
если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.


Как определено пунктом 3 статьи 46
Кодекса, решение о взыскании налога за счет средств, находящихся на
счетах налогоплательщика в банках, принимается после истечения срока,
установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не
позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате
налога.


Согласно пункту 7 статьи 46
Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или
отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или
налогового агента или отсутствии информации о счетах
налогоплательщика или налогового агента налоговый орган вправе
взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или
налогового агента в соответствии со статьей 47 Кодекса.


При этом статья 47 Кодекса не
устанавливает какого-либо другого срока, отличного от срока,
предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Кодекса, для принятия налоговым
органом решения о взыскании налога за счет иного имущества
налогоплательщика или налогового агента.


Между тем следует иметь в виду, что в
статье 47 Кодекса, так же, как и в статье 46 Кодекса, определяются
правила принудительного взыскания налога налоговым органом во
внесудебном порядке. Одним из существенных условий для применения
этих правил является ограничение срока, в пределах которого налоговые
органы вправе взыскать налог за счет денежных средств или иного
имущества налогоплательщика без обращения в суд.


Поэтому 60-дневный срок,
предусмотренный в статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации,
применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и
пеней, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных
средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика или
налогового агента, поскольку статья 47 Налогового кодекса Российской
Федерации подлежит применению во взаимосвязи с пунктом 7 статьи 46
Кодекса.


Иное толкование закона привело бы к
возможности принятия налоговым органом решения о взыскании налога за
счет имущества налогоплательщика без ограничения срока.


Как установлено судом и
подтверждается материалами дела, в обжалуемых решении № 8 и
постановлении № 11 содержится ссылка на неисполненные 26 требований,
датированных 2000, 2001, 2002, 2003 годами. При этом обжалуемые
решение и постановление о взыскании за счет имущества
налогоплательщика вынесены Инспекцией лишь в январе 2005 года, то
есть со значительным пропуском указанного выше срока.


Более того, постановление № 11 от
27.01.2005 повторно было направлено Инспекцией в службу судебных
приставов в мае 2006 года (через год и 4 месяца после вынесения).


При названных обстоятельствах
оспариваемые ненормативные правовые акты подлежат признанию
недействительными.


Кроме того, Арбитражный суд
Нижегородской области в своем решении от 30.06.2005 по делу N
А43-8653/2005-32-344, вступившем в законную силу и имеющем
преюдициальное значение для данного дела, указал следующее.


Из материалов дела следует, что
указанные ненормативные правовые акты были вынесены налоговым органом
повторно, первоначально вынесено решение № 9 от 23.06.2003
постановление № 8/24 от 25.06.2003 о взыскании налога (сбора), пеней
за счет имущества в сумме 16090335,67 рублей, включающие в себя все
вышеперечисленные требования.


Далее выносится решение № 8 от
26.01.2005 и постановление № 11 от 27.01.2005 налогового органа о
взыскании налога (сбора), пеней за счет имущества налогоплательщика в
сумме 9122744,36 рубля.


Все вышеперечисленные постановления
содержат одни и те же требования налогового органа, однако различные
суммы задолженностей.


Законодательство о налогах и сборах
не предусматривает возможности направления налогоплательщику
повторных требований по одним и тем же суммам недоимки за
соответствующий налоговый период, как не предусматривает и
выставление повторного требования о взыскании налогов за счет
имущества налогоплательщика по тем же налогам в связи с неисполнением
тех же требований.


С направлением требования закон
связывает применение порядка принудительного взыскания налога и пеней
в установленные сроки. Поэтому неоднократное направление
налогоплательщику требований по уплате налогов и пеней по одним и тем
же налогам влечет не только изменение установленных статьей 70
Налогового кодекса Российской Федерации сроков направления требования
об уплате налогов и пеней, но и позволяет взыскать налоги и пени,
срок принудительного взыскания которых налоговым органом пропущен,
что является нарушением законодательства, а также нарушает законные
права налогоплательщика.


Вышеуказанное обстоятельство также
является основанием для признания недействительными обжалуемых
ненормативных правовых актов.


В соответствии со статьей 110
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные
расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру
удовлетворенных исковых требований. Вопрос отнесения расходов по
уплате государственной пошлины на какую-либо из сторон судом не
рассматривается, поскольку заявителю судом была предоставлена
отсрочка уплаты государственной пошлины, а ответчик от уплаты
государственной пошлины освобожден на основании статьи 333.37
Налогового кодекса Российской Федерации.


Руководствуясь статьями 110, 167 -
170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, суд




решил:




Признать
недействительными решение № 8 от 26.01.2005 и постановление № 11 от
27.01.2005 о взыскании налога (сбора), а также пеней за счет
имущества налогоплательщика-организации (налогового агента -
организации), вынесенные межрайонной инспекцией Федеральной налоговой
службы России № 1 по Нижегородской области.


Решение вступает в законную силу по
истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано
в порядке, установленном статьей 181 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации.




Судья


О.Л.БАЙБОРОДИН












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru