Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Нижегородской области от
07.09.2006 № 85-З


(ред. от 04.04.2008)


"ОБ УЧАСТИИ ГРАЖДАН В
ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА НА ТЕРРИТОРИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ"


(принят ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ОЗС от
24.08.2006 № 203-IV)


Официальная публикация в СМИ:


В данном виде документ опубликован
не был.


Первоначальный текст документа
опубликован в издании


"Нижегородские новости", N
167(3579), 13.09.2006


["Правовая среда", N
78-79(751-752), 13.09.2006].


Информацию о публикации документов,
создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам.



Изменения, внесенные Законом
Нижегородской области от 04.04.2008 № 28-З, вступили в силу с 20
апреля 2008 года.






7 сентября 2006 года
N 85-З









НИЖЕГОРОДСКАЯ
ОБЛАСТЬ




ЗАКОН




ОБ УЧАСТИИ ГРАЖДАН
В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО


ПОРЯДКА НА ТЕРРИТОРИИ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




Принят


постановлением


Законодательного Собрания


от 24.08.2006 № 203-IV




(в ред. Закона
Нижегородской области


от 04.04.2008 № 28-З)




Настоящий Закон
определяет правовые основы, принципы и формы участия граждан в
обеспечении общественного порядка на территории Нижегородской
области, их социальные гарантии.




Статья 1. Предмет
регулирования настоящего Закона




1. Предметом
регулирования настоящего Закона являются общественные отношения,
возникающие в связи с участием граждан в обеспечении общественного
порядка на территории Нижегородской области (далее - обеспечение
общественного порядка).


2. Действие настоящего Закона не
распространяется на правоотношения, регулируемые законодательством
Российской Федерации об оперативно-розыскной деятельности, а также о
частной детективной и охранной деятельности.




Статья 2. Правовые
основы участия граждан в обеспечении общественного порядка




Правовую основу
участия граждан в обеспечении общественного порядка составляют
Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные
нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Нижегородской
области, настоящий Закон и принимаемые в соответствии с ними иные
нормативные правовые акты органов государственной власти
Нижегородской области и органов местного самоуправления.




Статья 3. Участие
граждан в обеспечении общественного порядка




1. Целью участия
граждан в обеспечении общественного порядка являются непосредственная
реализация гражданами своих прав на защиту от противоправных
посягательств и оказание содействия органам исполнительной власти
Нижегородской области, правоохранительным и иным государственным
органам, органам местного самоуправления в решении ими задач по
обеспечению общественного порядка.


(в ред. Закона Нижегородской области
от 04.04.2008 № 28-З)


2. Участие граждан в обеспечении
общественного порядка основывается на принципах добровольности,
законности, гуманизма, уважения личности, соблюдения и защиты прав и
свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических
лиц.


3. Участие граждан в обеспечении
общественного порядка может быть индивидуальным и коллективным.


4. Граждане участвуют в обеспечении
общественного порядка во взаимодействии с правоохранительными
органами и органами местного самоуправления.




Статья 4.
Индивидуальное участие граждан в обеспечении общественного порядка




1. Индивидуальное
участие граждан в обеспечении общественного порядка осуществляется
путем информирования правоохранительных органов о ставших известными
им фактах готовящихся, совершаемых или совершенных правонарушений,
причинах и условиях, способствующих их совершению, оказания
содействия правоохранительным органам в проведении профилактической
работы по предупреждению правонарушений, содействия в
профилактической работе по предупреждению детской безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, участия в пропаганде правовых
знаний и оказания иной помощи правоохранительным органам в формах, не
запрещенных законодательством.


2. Индивидуальное участие граждан в
обеспечении общественного порядка в соответствии с законодательством
Российской Федерации может осуществляться в форме внештатного
сотрудничества с правоохранительными органами - добровольного
содействия в работе правоохранительных органов граждан, не состоящих
в их штате и действующих под руководством их должностных лиц.




Статья 5. Формы
коллективного участия граждан в обеспечении общественного порядка




Коллективное участие
граждан в обеспечении общественного порядка может осуществляться в
следующих формах:


1) общественные объединения, уставные
цели которых предусматривают оказание содействия правоохранительным
органам в обеспечении общественного порядка;


2) самодеятельные группы граждан;


3) народные дружины;


4) общественные пункты охраны
порядка.




Статья 6.
Общественные объединения




Общественные
объединения, уставные цели которых предусматривают оказание
содействия правоохранительным органам в обеспечении общественного
порядка, создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с
законодательством Российской Федерации и своими уставами.




Статья 7.
Самодеятельные группы граждан




1. Для защиты жизни,
охраны собственности и жилища от преступных посягательств на
добровольной основе могут создаваться самодеятельные группы граждан.


2. Самодеятельные группы граждан
создаются с уведомлением территориального органа внутренних дел и
органа местного самоуправления.


3. В случае создания самодеятельной
группы в форме общественного объединения порядок ее создания и
деятельности определяется законодательством Российской Федерации.




Статья 8. Порядок
создания, правовой статус и организация деятельности народной дружины




1. Народные дружины
создаются по инициативе граждан, органов местного самоуправления,
организаций и действуют в соответствии с настоящим Законом и
принимаемыми на его основе нормативными правовыми актами.


2. Деятельность народных дружин на
территории Нижегородской области осуществляется в соответствии с
Положением о народных дружинах, утверждаемым Правительством
Нижегородской области. Указанное Положение определяет:


1) цели, задачи, виды деятельности
народных дружин;


2) структуру и порядок формирования
народных дружин;


3) порядок взаимодействия народных
дружин с органами внутренних дел;


4) условия и порядок приема в
народную дружину и отчисления из нее;


5) образцы удостоверения и знаков
отличия, подтверждающих статус народного дружинника.


3. Для организации и обеспечения
повседневной деятельности народных дружин создается штаб народной
дружины, в состав которого входят представители органов местного
самоуправления и органов внутренних дел.




Статья 9.
Требования, предъявляемые к гражданам - членам народных дружин,
участвующим в обеспечении общественного порядка




1. В народные
дружины принимаются граждане, достигшие возраста 18 лет, добровольно
изъявившие желание вступить в народную дружину и активно участвовать
в обеспечении общественного порядка, способные по своим моральным и
деловым качествам, уровню подготовки и состоянию здоровья исполнять
обязанности народного дружинника.


2. Членами народной дружины по
обеспечению общественного порядка не могут быть граждане:


1) имеющие непогашенную или неснятую
судимость;


2) признанные решением суда
недееспособными или ограниченно дееспособными;


3) состоящие на учете в учреждениях
здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма,
наркомании, токсикомании.




Статья 10. Основные
направления деятельности народных дружин в обеспечении общественного
порядка




Народные дружины
могут привлекаться правоохранительными органами к участию в:


1) обеспечении защиты жизни и
здоровья граждан, общественной безопасности, общественного порядка,
сохранности собственности физических и юридических лиц;


2) мероприятиях по предупреждению,
раскрытию преступлений, пресечению административных правонарушений;


3) обеспечении безопасности дорожного
движения;


4) проведении неотложных
аварийно-спасательных мероприятий в случаях стихийных бедствий,
катастроф и иных чрезвычайных ситуаций в соответствии с федеральным
законодательством, законами Нижегородской области;


5) мероприятиях по обеспечению
пожарной безопасности, охране природных ресурсов и окружающей среды;


6) мероприятиях по предупреждению
детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;


7) содействии правоохранительным
органам в профилактической работе с гражданами, состоящими на
профилактическом учете в органах внутренних дел;


8) других мероприятиях, не
противоречащих законодательству.




Статья 11.
Обязанности и права народных дружинников




1. Народный
дружинник обязан:


1) не допускать необоснованного
ограничения прав и свобод человека и гражданина, не совершать
действий, имеющих целью унижение чести и достоинства человека и
гражданина;


2) в случае обращения граждан с
сообщениями о событиях или фактах, угрожающих личной безопасности
граждан, общественной безопасности, общественному порядку, либо в
случае непосредственного обнаружения народным дружинником указанных
событий или фактов сообщать об этом в ближайший орган внутренних дел
и принимать меры по спасению людей, пресечению преступления или
административного правонарушения, охране места происшествия;


3) принимать меры по оказанию помощи,
в том числе доврачебной, гражданам, пострадавшим от преступлений,
административных правонарушений или несчастных случаев, а также
находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни и
здоровья;


4) иметь при себе и предъявлять по
требованию граждан или должностных лиц удостоверение установленного
образца.


2. Народный дружинник имеет право:


1) требовать от граждан и должностных
лиц прекращения противоправных действий, административных
правонарушений;


2) использовать с согласия владельцев
транспортные средства организаций независимо от форм собственности,
общественных объединений или граждан для доставления в
лечебно-профилактические учреждения граждан, нуждающихся в срочной
медицинской помощи;


3) пользоваться для связи с органами
внутренних дел телефонами и иными средствами связи организаций
независимо от форм собственности, общественных объединений в случаях,
не терпящих отлагательства.


3. Народный дружинник, участвуя в
обеспечении общественного порядка совместно с сотрудниками органов
внутренних дел, обязан выполнять их законные распоряжения.


4. Народный дружинник в порядке,
устанавливаемом соответствующим органом внутренних дел, должен
проходить правовую подготовку, медицинскую подготовку для оказания
доврачебной помощи пострадавшим.




Статья 12.
Ограничения, связанные с участием граждан в обеспечении общественного
порядка




Граждане,
участвующие в обеспечении общественного порядка, не вправе:


1) осуществлять деятельность,
отнесенную законодательством к исключительной компетенции
правоохранительных органов;


2) выдавать себя за сотрудников
правоохранительных органов;


3) раскрывать служебную информацию,
ставшую им известной в результате участия в обеспечении общественного
порядка;


4) использовать права,
предоставленные им настоящим Законом, в корыстных целях.




Статья 13.
Общественные пункты охраны порядка




1. Общественные
пункты охраны порядка - организационные центры взаимодействия
граждан, народных дружин, общественных объединений, органов местного
самоуправления, органов внутренних дел в целях объединения усилий и
координации работы по обеспечению общественного порядка.


2. Общественные пункты охраны порядка
создаются по решению органов местного самоуправления при содействии
органов внутренних дел с учетом численности населения и анализа
криминогенной обстановки на соответствующей территории.


3. При общественных пунктах охраны
порядка могут объединяться граждане для защиты жизни, здоровья,
свободы, чести и достоинства, а также для защиты собственности,
обеспечения безопасности жилища.


4. Порядок создания, ликвидации
общественных пунктов охраны порядка, их структура, задачи и функции,
права и обязанности лиц, участвующих в деятельности общественных
пунктов охраны порядка, определяются органами местного
самоуправления.




Статья 14. Формы
поддержки граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка




Гражданам,
участвующим в обеспечении общественного порядка, оказывается
поддержка, в том числе путем:


1) принятия органами государственной
власти Нижегородской области, органами местного самоуправления
нормативных и иных правовых актов, регламентирующих участие граждан в
обеспечении общественного порядка;


2) осуществления органами
государственной власти Нижегородской области и органами местного
самоуправления информационно-методической поддержки граждан,
участвующих в обеспечении общественного порядка;


2.1) создания органами местного
самоуправления поселений и городских округов условий для деятельности
добровольных формирований населения по охране общественного порядка;


(пункт 2.1) введен Законом
Нижегородской области от 04.04.2008 № 28-З)


3) осуществления органами внутренних
дел мер по обеспечению личной безопасности граждан, участвующих в
обеспечении общественного порядка, предоставления необходимой
информации о преступности и правонарушениях, а также обучения формам
и методам защиты и самозащиты от противоправных посягательств;


4) морального и материального
поощрения граждан, оказывающих содействие правоохранительным органам
в обеспечении общественного порядка, органами государственной власти
Нижегородской области, органами местного самоуправления и
правоохранительными органами;


5) решения иных вопросов, отнесенных
законодательством к ведению и полномочиям органов государственной
власти Нижегородской области и местного самоуправления.




Статья 15.
Социальные гарантии и формы поощрения граждан, участвующих в
обеспечении общественного порядка




1. Гражданам,
участвующим в обеспечении общественного порядка, Правительством
Нижегородской области устанавливаются следующие социальные гарантии:


1) в случае гибели гражданина,
участвующего в обеспечении общественного порядка, семье пострадавшего
и лицам, находящимся на его иждивении, за счет средств областного
бюджета выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего
денежного довольствия участкового уполномоченного милиции;


2) при причинении гражданину,
участвующему в обеспечении общественного порядка, тяжкого вреда
здоровью, повлекшего стойкую утрату трудоспособности и (или)
инвалидность, указанному гражданину из средств областного бюджета
выплачивается единовременное пособие в размере двухлетнего денежного
довольствия участкового уполномоченного милиции.


2. Органы местного самоуправления,
предприятия, учреждения любых форм собственности, общественные
объединения могут устанавливать дополнительные гарантии социальной
защиты граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка.


3. Граждане, активно участвующие в
обеспечении общественного порядка, могут поощряться органами
государственной власти Нижегородской области, органами местного
самоуправления, правоохранительными органами, предприятиями,
учреждениями любых форм собственности, общественными объединениями в
пределах своих полномочий путем объявления благодарности, выдачи
денежной премии, награждения ценным подарком, предоставления
дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставления путевки на
льготных условиях и иными формами морального и материального
стимулирования.


4. За особые заслуги в обеспечении
общественного порядка, проявленные при этом личное мужество и героизм
граждане могут быть представлены к государственным наградам
Российской Федерации в порядке, определенном законодательством
Российской Федерации, наградам и премиям Нижегородской области,
муниципальных образований.




Статья 16.
Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности
граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка




1. Источники и
порядок финансирования деятельности граждан, участвующих в
обеспечении общественного порядка, определяются Правительством
Нижегородской области и органами местного самоуправления.


Финансирование деятельности граждан
по обеспечению общественного порядка может осуществляться за счет
средств, поступающих от организаций, общественных объединений,
граждан, а также иных поступлений, если это не противоречит
законодательству Российской Федерации.


2. Органы исполнительной власти
Нижегородской области, органы местного самоуправления, организации,
общественные объединения могут предоставлять народным дружинам,
общественным пунктам охраны порядка в безвозмездное пользование
помещения, технические средства, а также автотранспортные средства,
необходимые для осуществления их деятельности.




Статья 17.
Ответственность граждан, участвующих в обеспечении общественного
порядка




1. За противоправные
действия граждане, участвующие в обеспечении общественного порядка,
несут ответственность, установленную законодательством Российской
Федерации.


2. Вред, причиненный физическим или
юридическим лицам противоправными действиями лиц, участвующих в
обеспечении общественного порядка, подлежит возмещению в порядке,
предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.




Статья 18. Контроль
за деятельностью граждан, участвующих в обеспечении общественного
порядка




Контроль за
деятельностью граждан, участвующих в обеспечении общественного
порядка в формах, предусмотренных настоящим Законом, осуществляют
уполномоченные органы в соответствии с законодательством Российской
Федерации.




Статья 19. Порядок
вступления в силу настоящего Закона




Настоящий Закон
вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального
опубликования.






Губернатор области


В.П.ШАНЦЕВ



Нижний Новгород

7 сентября 2006 года

№ 85-З












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru