ЗАКОН Нижегородской области от
07.09.2006 № 85-З
(ред. от 04.04.2008)
"ОБ УЧАСТИИ ГРАЖДАН В
ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА НА ТЕРРИТОРИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ"
(принят ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ОЗС от
24.08.2006 № 203-IV)
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ опубликован
не был.
Первоначальный текст документа
опубликован в издании
"Нижегородские новости", N
167(3579), 13.09.2006
["Правовая среда", N
78-79(751-752), 13.09.2006].
Информацию о публикации документов,
создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам.
Изменения, внесенные Законом
Нижегородской области от 04.04.2008 № 28-З, вступили в силу с 20
апреля 2008 года.
7 сентября 2006 года
N 85-З
НИЖЕГОРОДСКАЯ
ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
ОБ УЧАСТИИ ГРАЖДАН
В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО
ПОРЯДКА НА ТЕРРИТОРИИ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят
постановлением
Законодательного Собрания
от 24.08.2006 № 203-IV
(в ред. Закона
Нижегородской области
от 04.04.2008 № 28-З)
Настоящий Закон
определяет правовые основы, принципы и формы участия граждан в
обеспечении общественного порядка на территории Нижегородской
области, их социальные гарантии.
Статья 1. Предмет
регулирования настоящего Закона
1. Предметом
регулирования настоящего Закона являются общественные отношения,
возникающие в связи с участием граждан в обеспечении общественного
порядка на территории Нижегородской области (далее - обеспечение
общественного порядка).
2. Действие настоящего Закона не
распространяется на правоотношения, регулируемые законодательством
Российской Федерации об оперативно-розыскной деятельности, а также о
частной детективной и охранной деятельности.
Статья 2. Правовые
основы участия граждан в обеспечении общественного порядка
Правовую основу
участия граждан в обеспечении общественного порядка составляют
Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные
нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Нижегородской
области, настоящий Закон и принимаемые в соответствии с ними иные
нормативные правовые акты органов государственной власти
Нижегородской области и органов местного самоуправления.
Статья 3. Участие
граждан в обеспечении общественного порядка
1. Целью участия
граждан в обеспечении общественного порядка являются непосредственная
реализация гражданами своих прав на защиту от противоправных
посягательств и оказание содействия органам исполнительной власти
Нижегородской области, правоохранительным и иным государственным
органам, органам местного самоуправления в решении ими задач по
обеспечению общественного порядка.
(в ред. Закона Нижегородской области
от 04.04.2008 № 28-З)
2. Участие граждан в обеспечении
общественного порядка основывается на принципах добровольности,
законности, гуманизма, уважения личности, соблюдения и защиты прав и
свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических
лиц.
3. Участие граждан в обеспечении
общественного порядка может быть индивидуальным и коллективным.
4. Граждане участвуют в обеспечении
общественного порядка во взаимодействии с правоохранительными
органами и органами местного самоуправления.
Статья 4.
Индивидуальное участие граждан в обеспечении общественного порядка
1. Индивидуальное
участие граждан в обеспечении общественного порядка осуществляется
путем информирования правоохранительных органов о ставших известными
им фактах готовящихся, совершаемых или совершенных правонарушений,
причинах и условиях, способствующих их совершению, оказания
содействия правоохранительным органам в проведении профилактической
работы по предупреждению правонарушений, содействия в
профилактической работе по предупреждению детской безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, участия в пропаганде правовых
знаний и оказания иной помощи правоохранительным органам в формах, не
запрещенных законодательством.
2. Индивидуальное участие граждан в
обеспечении общественного порядка в соответствии с законодательством
Российской Федерации может осуществляться в форме внештатного
сотрудничества с правоохранительными органами - добровольного
содействия в работе правоохранительных органов граждан, не состоящих
в их штате и действующих под руководством их должностных лиц.
Статья 5. Формы
коллективного участия граждан в обеспечении общественного порядка
Коллективное участие
граждан в обеспечении общественного порядка может осуществляться в
следующих формах:
1) общественные объединения, уставные
цели которых предусматривают оказание содействия правоохранительным
органам в обеспечении общественного порядка;
2) самодеятельные группы граждан;
3) народные дружины;
4) общественные пункты охраны
порядка.
Статья 6.
Общественные объединения
Общественные
объединения, уставные цели которых предусматривают оказание
содействия правоохранительным органам в обеспечении общественного
порядка, создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с
законодательством Российской Федерации и своими уставами.
Статья 7.
Самодеятельные группы граждан
1. Для защиты жизни,
охраны собственности и жилища от преступных посягательств на
добровольной основе могут создаваться самодеятельные группы граждан.
2. Самодеятельные группы граждан
создаются с уведомлением территориального органа внутренних дел и
органа местного самоуправления.
3. В случае создания самодеятельной
группы в форме общественного объединения порядок ее создания и
деятельности определяется законодательством Российской Федерации.
Статья 8. Порядок
создания, правовой статус и организация деятельности народной дружины
1. Народные дружины
создаются по инициативе граждан, органов местного самоуправления,
организаций и действуют в соответствии с настоящим Законом и
принимаемыми на его основе нормативными правовыми актами.
2. Деятельность народных дружин на
территории Нижегородской области осуществляется в соответствии с
Положением о народных дружинах, утверждаемым Правительством
Нижегородской области. Указанное Положение определяет:
1) цели, задачи, виды деятельности
народных дружин;
2) структуру и порядок формирования
народных дружин;
3) порядок взаимодействия народных
дружин с органами внутренних дел;
4) условия и порядок приема в
народную дружину и отчисления из нее;
5) образцы удостоверения и знаков
отличия, подтверждающих статус народного дружинника.
3. Для организации и обеспечения
повседневной деятельности народных дружин создается штаб народной
дружины, в состав которого входят представители органов местного
самоуправления и органов внутренних дел.
Статья 9.
Требования, предъявляемые к гражданам - членам народных дружин,
участвующим в обеспечении общественного порядка
1. В народные
дружины принимаются граждане, достигшие возраста 18 лет, добровольно
изъявившие желание вступить в народную дружину и активно участвовать
в обеспечении общественного порядка, способные по своим моральным и
деловым качествам, уровню подготовки и состоянию здоровья исполнять
обязанности народного дружинника.
2. Членами народной дружины по
обеспечению общественного порядка не могут быть граждане:
1) имеющие непогашенную или неснятую
судимость;
2) признанные решением суда
недееспособными или ограниченно дееспособными;
3) состоящие на учете в учреждениях
здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма,
наркомании, токсикомании.
Статья 10. Основные
направления деятельности народных дружин в обеспечении общественного
порядка
Народные дружины
могут привлекаться правоохранительными органами к участию в:
1) обеспечении защиты жизни и
здоровья граждан, общественной безопасности, общественного порядка,
сохранности собственности физических и юридических лиц;
2) мероприятиях по предупреждению,
раскрытию преступлений, пресечению административных правонарушений;
3) обеспечении безопасности дорожного
движения;
4) проведении неотложных
аварийно-спасательных мероприятий в случаях стихийных бедствий,
катастроф и иных чрезвычайных ситуаций в соответствии с федеральным
законодательством, законами Нижегородской области;
5) мероприятиях по обеспечению
пожарной безопасности, охране природных ресурсов и окружающей среды;
6) мероприятиях по предупреждению
детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
7) содействии правоохранительным
органам в профилактической работе с гражданами, состоящими на
профилактическом учете в органах внутренних дел;
8) других мероприятиях, не
противоречащих законодательству.
Статья 11.
Обязанности и права народных дружинников
1. Народный
дружинник обязан:
1) не допускать необоснованного
ограничения прав и свобод человека и гражданина, не совершать
действий, имеющих целью унижение чести и достоинства человека и
гражданина;
2) в случае обращения граждан с
сообщениями о событиях или фактах, угрожающих личной безопасности
граждан, общественной безопасности, общественному порядку, либо в
случае непосредственного обнаружения народным дружинником указанных
событий или фактов сообщать об этом в ближайший орган внутренних дел
и принимать меры по спасению людей, пресечению преступления или
административного правонарушения, охране места происшествия;
3) принимать меры по оказанию помощи,
в том числе доврачебной, гражданам, пострадавшим от преступлений,
административных правонарушений или несчастных случаев, а также
находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни и
здоровья;
4) иметь при себе и предъявлять по
требованию граждан или должностных лиц удостоверение установленного
образца.
2. Народный дружинник имеет право:
1) требовать от граждан и должностных
лиц прекращения противоправных действий, административных
правонарушений;
2) использовать с согласия владельцев
транспортные средства организаций независимо от форм собственности,
общественных объединений или граждан для доставления в
лечебно-профилактические учреждения граждан, нуждающихся в срочной
медицинской помощи;
3) пользоваться для связи с органами
внутренних дел телефонами и иными средствами связи организаций
независимо от форм собственности, общественных объединений в случаях,
не терпящих отлагательства.
3. Народный дружинник, участвуя в
обеспечении общественного порядка совместно с сотрудниками органов
внутренних дел, обязан выполнять их законные распоряжения.
4. Народный дружинник в порядке,
устанавливаемом соответствующим органом внутренних дел, должен
проходить правовую подготовку, медицинскую подготовку для оказания
доврачебной помощи пострадавшим.
Статья 12.
Ограничения, связанные с участием граждан в обеспечении общественного
порядка
Граждане,
участвующие в обеспечении общественного порядка, не вправе:
1) осуществлять деятельность,
отнесенную законодательством к исключительной компетенции
правоохранительных органов;
2) выдавать себя за сотрудников
правоохранительных органов;
3) раскрывать служебную информацию,
ставшую им известной в результате участия в обеспечении общественного
порядка;
4) использовать права,
предоставленные им настоящим Законом, в корыстных целях.
Статья 13.
Общественные пункты охраны порядка
1. Общественные
пункты охраны порядка - организационные центры взаимодействия
граждан, народных дружин, общественных объединений, органов местного
самоуправления, органов внутренних дел в целях объединения усилий и
координации работы по обеспечению общественного порядка.
2. Общественные пункты охраны порядка
создаются по решению органов местного самоуправления при содействии
органов внутренних дел с учетом численности населения и анализа
криминогенной обстановки на соответствующей территории.
3. При общественных пунктах охраны
порядка могут объединяться граждане для защиты жизни, здоровья,
свободы, чести и достоинства, а также для защиты собственности,
обеспечения безопасности жилища.
4. Порядок создания, ликвидации
общественных пунктов охраны порядка, их структура, задачи и функции,
права и обязанности лиц, участвующих в деятельности общественных
пунктов охраны порядка, определяются органами местного
самоуправления.
Статья 14. Формы
поддержки граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка
Гражданам,
участвующим в обеспечении общественного порядка, оказывается
поддержка, в том числе путем:
1) принятия органами государственной
власти Нижегородской области, органами местного самоуправления
нормативных и иных правовых актов, регламентирующих участие граждан в
обеспечении общественного порядка;
2) осуществления органами
государственной власти Нижегородской области и органами местного
самоуправления информационно-методической поддержки граждан,
участвующих в обеспечении общественного порядка;
2.1) создания органами местного
самоуправления поселений и городских округов условий для деятельности
добровольных формирований населения по охране общественного порядка;
(пункт 2.1) введен Законом
Нижегородской области от 04.04.2008 № 28-З)
3) осуществления органами внутренних
дел мер по обеспечению личной безопасности граждан, участвующих в
обеспечении общественного порядка, предоставления необходимой
информации о преступности и правонарушениях, а также обучения формам
и методам защиты и самозащиты от противоправных посягательств;
4) морального и материального
поощрения граждан, оказывающих содействие правоохранительным органам
в обеспечении общественного порядка, органами государственной власти
Нижегородской области, органами местного самоуправления и
правоохранительными органами;
5) решения иных вопросов, отнесенных
законодательством к ведению и полномочиям органов государственной
власти Нижегородской области и местного самоуправления.
Статья 15.
Социальные гарантии и формы поощрения граждан, участвующих в
обеспечении общественного порядка
1. Гражданам,
участвующим в обеспечении общественного порядка, Правительством
Нижегородской области устанавливаются следующие социальные гарантии:
1) в случае гибели гражданина,
участвующего в обеспечении общественного порядка, семье пострадавшего
и лицам, находящимся на его иждивении, за счет средств областного
бюджета выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего
денежного довольствия участкового уполномоченного милиции;
2) при причинении гражданину,
участвующему в обеспечении общественного порядка, тяжкого вреда
здоровью, повлекшего стойкую утрату трудоспособности и (или)
инвалидность, указанному гражданину из средств областного бюджета
выплачивается единовременное пособие в размере двухлетнего денежного
довольствия участкового уполномоченного милиции.
2. Органы местного самоуправления,
предприятия, учреждения любых форм собственности, общественные
объединения могут устанавливать дополнительные гарантии социальной
защиты граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка.
3. Граждане, активно участвующие в
обеспечении общественного порядка, могут поощряться органами
государственной власти Нижегородской области, органами местного
самоуправления, правоохранительными органами, предприятиями,
учреждениями любых форм собственности, общественными объединениями в
пределах своих полномочий путем объявления благодарности, выдачи
денежной премии, награждения ценным подарком, предоставления
дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставления путевки на
льготных условиях и иными формами морального и материального
стимулирования.
4. За особые заслуги в обеспечении
общественного порядка, проявленные при этом личное мужество и героизм
граждане могут быть представлены к государственным наградам
Российской Федерации в порядке, определенном законодательством
Российской Федерации, наградам и премиям Нижегородской области,
муниципальных образований.
Статья 16.
Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности
граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка
1. Источники и
порядок финансирования деятельности граждан, участвующих в
обеспечении общественного порядка, определяются Правительством
Нижегородской области и органами местного самоуправления.
Финансирование деятельности граждан
по обеспечению общественного порядка может осуществляться за счет
средств, поступающих от организаций, общественных объединений,
граждан, а также иных поступлений, если это не противоречит
законодательству Российской Федерации.
2. Органы исполнительной власти
Нижегородской области, органы местного самоуправления, организации,
общественные объединения могут предоставлять народным дружинам,
общественным пунктам охраны порядка в безвозмездное пользование
помещения, технические средства, а также автотранспортные средства,
необходимые для осуществления их деятельности.
Статья 17.
Ответственность граждан, участвующих в обеспечении общественного
порядка
1. За противоправные
действия граждане, участвующие в обеспечении общественного порядка,
несут ответственность, установленную законодательством Российской
Федерации.
2. Вред, причиненный физическим или
юридическим лицам противоправными действиями лиц, участвующих в
обеспечении общественного порядка, подлежит возмещению в порядке,
предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
Статья 18. Контроль
за деятельностью граждан, участвующих в обеспечении общественного
порядка
Контроль за
деятельностью граждан, участвующих в обеспечении общественного
порядка в формах, предусмотренных настоящим Законом, осуществляют
уполномоченные органы в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Статья 19. Порядок
вступления в силу настоящего Закона
Настоящий Закон
вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального
опубликования.
-
Губернатор области
В.П.ШАНЦЕВ
-
Нижний Новгород-
7 сентября 2006 года-
№ 85-З
|