Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Нижегородского областного
суда от 31.03.2006 по делу № 3-105/06


<ОТНЕСЕНИЕ РАСХОДОВ ПО
ФИНАНСИРОВАНИЮ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА БЮДЖЕТ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
СООТВЕТСТВУЕТ ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО,
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ ЗАКОНА СУБЪЕКТА РФ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ
ОТСУТСТВУЮТ>


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено





Документ
получен по официальной рассылке Нижегородского областного суда.









НИЖЕГОРОДСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД




РЕШЕНИЕ




от 31 марта 2006 года
Дело N 3-105/06



31 марта 2006 года
судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
в составе председательствующего судьи Самарцевой В.В., при секретаре
Межениновой М.Б., с участием заместителя начальника отдела
прокуратуры Нижегородской области Королевой Г.А., рассмотрев в
открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора
Нижегородской области о признании недействующим абзаца 13 приложения
3 к Закону Нижегородской области от 29.11.2005 № 189-З "О
бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования
Нижегородской области на 2006 год",




установила:




прокурор
Нижегородской области обратился в Нижегородский областной суд с
заявлением о признании недействующим абзаца 13 приложения 3 к Закону
Нижегородской области от 29.11.2005 № 189-З "О бюджете
Территориального фонда обязательного страхования Нижегородской
области на 2006 год".


Заявление прокурора Нижегородской
области мотивировано следующими доводами.


Заявление предъявлено в интересах
Российской Федерации, так как нарушаются права государства на
управление федеральной государственной собственностью и правовое
регулирование вопросов здравоохранения, в силу п. "д" ч. 1
ст. 71 и п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находящихся в
ведении РФ и совместном ведении РФ и субъектов РФ соответственно.


Абзацем 13 приложения 3 к Закону
Нижегородской области от 29.11.2005 № 189-З "О бюджете
Территориального фонда обязательного медицинского страхования
Нижегородской области на 2006 год" к расходам указанного бюджета
отнесены средства в сумме 50 миллионов рублей на мероприятия в
области здравоохранения, спорта и физической культуры, туризма
(целевые региональные программы).


Указанный абзац Закона области
противоречит действующему федеральному законодательству в части
расходования денежных средств ТФОМС Нижегородской области на
финансирование целевых региональных программ.


Приложениями 1, 2 к постановлению
Правительства Нижегородской области от 26.02.2006 № 57 "Об
утверждении областной целевой программы "Развитие
амбулаторно-поликлинической службы Нижегородской области в 2006 году"
предусмотрено расходование средств ТФОМС Нижегородской области в
сумме 50 миллионов рублей на поставку медицинского оборудования в ЛПУ
и амбулаторно-поликлинические учреждения области.


В соответствии с п. "д" ст.
71 Конституции РФ управление федеральной государственной
собственностью находится в исключительном ведении Российской
Федерации.


Согласно ст. 10 Закона РФ "О
медицинском страховании граждан в РФ" обязательное медицинское
страхование осуществляется за счет средств обязательного медицинского
страхования.


Согласно ч. 2 ст. 1 Закона РФ "О
медицинском страховании граждан в РФ" за счет средств
обязательного медицинского страхования могут финансироваться
получение медицинской помощи гражданами при возникновении страхового
случая и профилактические мероприятия.


При этом предоставление медицинской и
лекарственной помощи осуществляется в объеме и на условиях,
соответствующих программам обязательного медицинского страхования (ч.
4 ст. 1 указанного Закона РФ).


В соответствии со ст. 22 Закона РФ "О
медицинском страховании граждан в РФ" программами ОМС являются:
базовая программа ОМС, разрабатываемая Минздравом РФ и утверждаемая
Правительством РФ, и территориальные программы ОМС, утверждаемые
органами государственного управления области.


Базовая Программа обязательного
медицинского страхования, утв. постановлением Правительства РФ от
26.11.2004 № 690, территориальная Программа обязательного
медицинского страхования Нижегородской области, утв. постановлением
Правительства области от 07.02.2005 № 23, действующие в настоящее
время, не содержат такого вида медицинской помощи и профилактических
мероприятий, как закупка медицинского оборудования в
амбулаторно-поликлинические и лечебно-профилактические учреждения.


Таким образом, расходование средств
обязательного медицинского страхования на мероприятия по закупке
медицинского оборудования амбулаторно-поликлинических и
лечебно-профилактических учреждений, закрепленное в областной целевой
Программе Нижегородской области, противоречит указанным нормам
федерального законодательства.


На момент подачи заявления Закон
Нижегородской области от 29.11.2005 № 189-З "О бюджете
Территориального фонда обязательного медицинского страхования
Нижегородской области на 2006 год" опубликован в средствах
массовой информации для всеобщего сведения.


Прокурор Нижегородской области просил
удовлетворить заявление в полном объеме.


Представитель Законодательного
Собрания Нижегородской области по доверенности - Цветнова Т.Б. с
доводами заявления прокурора Нижегородской области не согласилась,
пояснив следующее.


Согласно статье 20 Основ
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, при
заболевании, утере трудоспособности и в иных случаях граждане имеют
право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую,
лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и
зубопротезную помощь. Без оснащения медицинских учреждений,
работающих в системе обязательного медицинского страхования,
современной техникой и инструментами невозможно предоставление
квалифицированной медицинской помощи населению области.


В соответствии со статьей 12 Закона
Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 "О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации" Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования в рамках реализации своих
полномочий по согласованию с Министерством финансов Российской
Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации
утвердил 5 апреля 2001 года и зарегистрировал в Минюсте Российской
Федерации 20 июня 2001 года № 2756 Временный порядок финансового
взаимодействия и расходования средств в системе обязательного
медицинского страхования граждан.


Согласно пунктам 8 и 10 этого
Временного порядка расходование средств территориальных фондов
обязательного медицинского страхования осуществляется в том числе на
финансирование мероприятий по здравоохранению в рамках региональных
целевых программ, утвержденных в установленном порядке, для
медицинских учреждений, функционирующих в системе ОМС. Средства,
поступившие от территориальных фондов на отдельные мероприятия по
здравоохранению используются медицинскими учреждениями,
функционирующими в системе ОМС, в рамках утвержденных целевых
программ по здравоохранению.


В соответствии с указанным Временным
порядком Правительством Нижегородской области была принята Областная
целевая программа "Развитие амбулаторно-поликлинической службы
Нижегородской области в 2006 году" (постановление Правительства
Нижегородской области от 26 февраля 2006 года № 57).


Представитель Территориального фонда
обязательного медицинского страхования Нижегородской области по
доверенности - Апреликова Л.Е. с доводами заявления прокурора
Нижегородской области также не согласна и пояснила суду следующее.


Согласно статье 12 Закона РФ от
26.07.1991 № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в
Российской Федерации" финансовые средства фондов обязательного
медицинского страхования находятся в государственной собственности
Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и
изъятию не подлежат.


Бюджеты государственных внебюджетных
фондов, несмотря на то что они образуются вне бюджетов всех уровней,
входят в качестве составной части в бюджетную систему Российской
Федерации (статья 10 БК РФ), поскольку денежные средства
государственных внебюджетных фондов предназначены для финансового
обеспечения задач и функций государства в сфере социального
обеспечения.


Статья 85 Бюджетного кодекса РФ
устанавливает, что в случаях, установленных федеральными законами,
регулирующими деятельность территориальных государственных
внебюджетных фондов, и (или) принимаемыми в соответствии с ними
законами субъектов Российской Федерации, расходные обязательства
субъекта Российской Федерации могут исполняться за счет средств
соответствующих территориальных государственных внебюджетных фондов.


Приложением 3 к Федеральному закону
от 22.12.2005 № 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда
обязательного медицинского страхования на 2006 год" "Структура
расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского
страхования на 2006 год" предусмотрено финансирование
мероприятий в области здравоохранения, спорта и физической культуры,
туризма. В аналогичном порядке принят Закон Нижегородской области от
29.11.2005 № 189-З "О бюджете Территориального фонда
обязательного медицинского страхования Нижегородской области на 2006
год", абзацем 13 приложения 3 к которому установлено выделение
средств на финансирование мероприятий в области здравоохранения,
спорта и физической культуры, туризма (целевые региональные
программы).


Проверив материалы дела, обсудив
доводы заявления прокурора Нижегородской области о признании
недействующим абзаца 13 приложения 3 к Закону Нижегородской области
от 29.11.2005 № 189-З "О бюджете Территориального фонда
обязательного страхования Нижегородской области на 2006 год",
заслушав представителя Законодательного Собрания Нижегородской
области Цветнову Т.Б. и представителя Территориального фонда
обязательного медицинского страхования Апреликову Л.Е., заслушав
заместителя начальника отдела прокуратуры Нижегородской области
Королеву Г.А., полагавшую удовлетворить заявлении прокурора
Нижегородской области, судебная коллегия не находит оснований для
удовлетворения заявления прокурора Нижегородской области о признании
недействующим абзаца 13 приложения 3 к Закону Нижегородской области
от 29.11.2005 № 189-З "О бюджете Территориального фонда
обязательного страхования Нижегородской области на 2006 год".


Судебная коллегия не может
согласиться с доводами заявления прокурора области по следующим
основаниям.


В соответствии со ст. 41 Конституции
РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях
здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств
соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В
Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и
укрепления здоровья населения.


В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 6
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья
граждан к полномочиям органов государственной власти субъектов
Российской Федерации относятся: разработка и реализация программ по
развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию
медицинской помощи, медицинскому образованию населения и другим
вопросам в области охраны здоровья.


В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 6
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья
граждан к полномочиям органов государственной власти субъектов
Российской Федерации относятся: формирование расходов бюджетов
субъектов Российской Федерации на здравоохранение в части оказания
специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических,
противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и
других специализированных медицинских организациях в соответствии с
номенклатурой медицинских организаций, утвержденной уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти (за исключением федеральных
специализированных медицинских организаций, перечень которых
утверждается Правительством Российской Федерации), включая
обеспечение медицинских организаций лекарственными и иными
средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими
препаратами и дезинфекционными средствами, а также донорской кровью и
ее компонентами в рамках Программы государственных гарантий оказания
гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи,
обязательного медицинского страхования неработающего населения,
оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой помощи;
разработка и утверждение территориальных программ государственных
гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной
медицинской помощи, включающих в себя территориальные программы
обязательного медицинского страхования; установления порядка и объема
предоставляемых отдельным группам населения мер социальной поддержки
в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении.


В соответствии с ч. 4 ст. 20 Основ
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан
гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется
гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий
оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской
помощи.






-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: имеется в виду раздел 2 Положения о
Территориальном фонде обязательного медицинского страхования, а не
пункт 2 раздела 1 данного Положения.






Согласно пункту 2
раздела 1 Положения о Территориальном фонде обязательного
медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного
Совета РФ от 24.02.1993 № 4543-1, задачами территориального фонда
обязательного медицинского страхования являются:


1) обеспечение реализации Закона
Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в
Российской Федерации";


2) обеспечение предусмотренных
законодательством Российской Федерации прав граждан в системе
обязательного медицинского страхования;


3) обеспечение всеобщности
обязательного медицинского страхования граждан;


4) достижение социальной
справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного
медицинского страхования;


5) обеспечение финансовой
устойчивости системы обязательного медицинского страхования.


В соответствии с разделом II
Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской
Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год, утвержденной
постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 года № 461 (с
изменениями от 30 декабря 2005 г.), в рамках Программы бесплатно
предоставляются: амбулаторно-поликлиническая помощь, включая
мероприятия по профилактике (в том числе по проведению
профилактических прививок, профилактических осмотров и диспансерного
наблюдения населения), диагностике (в том числе в диагностических
центрах) и лечению заболеваний в поликлинике, на дому и в дневных
стационарах всех типов.


Амбулаторно-поликлиническая помощь
оказывается участковыми врачами, врачами общей практики (семейными
врачами), врачами-специалистами и средним медицинским персоналом
(фельдшером, медицинской сестрой).


В соответствии с разделом III
Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской
Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год, утвержденной
постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 года № 461 (с
изменениями от 30 декабря 2005 г.), в рамках базовой программы
осуществляются мероприятия по диагностике, лечению, профилактике
заболеваний, включая проведение профилактических прививок,
профилактических осмотров и диспансерного наблюдения, в том числе
здоровых детей, а также профилактика абортов.


Согласно статье 12 Закона РФ от
26.07.1991 № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в
Российской Федерации" финансовые средства фондов обязательного
медицинского страхования находятся в государственной собственности
Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и
изъятию не подлежат.


Согласно статье 13 Бюджетного кодекса
РФ, государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств,
образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской
Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав
граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное
обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую
помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда
формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином
порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом.


Приложением 3 к Федеральному закону
от 22.12.2005 № 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда
обязательного медицинского страхования на 2006 год" "Структура
расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского
страхования на 2006 год" предусмотрено финансирование
мероприятий в области здравоохранения, спорта и физической культуры,
туризма.


В соответствии с Временным порядком
финансового взаимодействия и расходования средств в системе
обязательного медицинского страхования граждан, утвержденным
Федеральным фондом ОМС 5 апреля 2001 года № 1518/21-1, действующим в
настоящее время, а именно с п. 8, из поступивших на основные счета
Территориального фонда средств части единого социального налога,
части единого налога на вмененный доход, подлежащих зачислению в
территориальные фонды, страховых взносов на обязательное медицинское
страхование неработающего населения, а также иных поступлений,
предусмотренных законодательством Российской Федерации,
Территориальный фонд осуществляет финансирование мероприятий по
здравоохранению в рамках целевых программ, утвержденных в
установленном порядке для медицинских учреждений, функционирующих в
системе ОМС.


В соответствии с ч. 2 п. 10
Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств
в системе обязательного медицинского страхования граждан,
утвержденного Федеральным фондом ОМС 5 апреля 2001 года № 1518/21-1,
средства, поступившие от Территориального фонда на отдельные
мероприятия по здравоохранению, используются медицинскими
учреждениями, функционирующими в системе ОМС, в рамках утвержденных
целевых программ по здравоохранению.


Исходя из анализа приведенных норм
следует, что Законодательное Собрание Нижегородской области вправе
принять закон о бюджете Территориального фонда обязательного
медицинского страхования в Нижегородской области как учредитель и
вправе утвердить смету расходов средств Территориального фонда
обязательного медицинского страхования в соответствии с действующим
федеральным законодательством.


Законодательное Собрание приняло
Закон Нижегородской области от 29.11.2005 № 189-З "О бюджете
Территориального фонда обязательного медицинского страхования
Нижегородской области на 2006 год" с приложениями.


Закон Нижегородской области от
29.11.2005 № 189-З "О бюджете Территориального фонда
обязательного медицинского страхования Нижегородской области на 2006
год" опубликован для всеобщего сведения в газете "Нижегородские
новости" от 07.12.2005.


Абзацем 13 приложения 3 к Закону
Нижегородской области от 29.11.2005 № 189-З "О бюджете
Территориального фонда обязательного медицинского страхования
Нижегородской области на 2006 год" к расходам указанного бюджета
отнесены средства в сумме 50 миллионов рублей на мероприятия в
области здравоохранения, спорта и физической культуры, туризма
(целевые региональные программы).


Постановлением Правительства
Нижегородской области № 57 "Об утверждении областной целевой
программы "Развитие амбулаторно-поликлинической службы
Нижегородской области в 2006 году" предусмотрено расходование
средств ТФОМС Нижегородской области в сумме 50 миллионов рублей на
поставку медицинского оборудования в ЛПУ и
амбулаторно-поликлинические учреждения области, с приложениями 1, 2
принято Правительством Нижегородской области 26 февраля 2006 года.






-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: Закон Нижегородской области № 189-З принят
29.11.2005, а не 22.12.2005.






Как следует из
материалов дела, целевая Программа "Развитие
амбулаторно-поликлинической службы в Нижегородской области"
утверждена 26 февраля 2006 года Правительством Нижегородской области,
то есть позже, чем Закон Нижегородской области № 189-З от 22.12.2005.


Таким образом, Законодательное
Собрание Нижегородской области, принимая Закон Нижегородской области
от 29.11.2005 № 189-З "О бюджете Территориального фонда
обязательного медицинского страхования Нижегородской области на 2006
год", включая абзац 13 приложения 3, исходило из положений
Федерального закона от 22.12.2005 № 171-ФЗ "О бюджете
Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006
год", "Структура расходов бюджета Федерального фонда
обязательного медицинского страхования на 2006 год", не имея в
виду конкретную программу Правительства Нижегородской области.
Расходование средств в соответствии с абзацем 13 приложения 3 к
Закону Нижегородской области предусматривает лишь то, что в течение
2006 года Территориальный фонд обязательного медицинского страхования
вправе участвовать средствами фонда в осуществлении региональных
целевых программ, независимо от количества программ, но не более чем
в пределах 50 миллионов рублей.


Кроме того, Временный порядок
финансового взаимодействия и расходования средств в системе
обязательного медицинского страхования граждан, утвержденный
Федеральным фондом ОМС 5 апреля 2001 года № 1518/21-1,
предусматривает возможность расходования средств Фонда на
финансирование целевых региональных программ в области
здравоохранения.


В соответствии с п. 1 Временного
порядка данный Временный порядок устанавливает общие принципы
финансового взаимодействия органов исполнительной власти,
территориальных органов Федерального казначейства Министерства
финансов Российской Федерации, Федерального и Территориального фондов
обязательного медицинского страхования, субъектов обязательного
медицинского страхования в системе обязательного медицинского
страхования граждан.


В соответствии с п. 4 Временного
порядка расходование средств Федерального и Территориального фондов
обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии
с их бюджетами, утвержденными в соответствии с федеральным законом и
законами субъектов Российской Федерации.


В соответствии с п. 8 Временного
порядка Территориальный фонд осуществляет финансирование мероприятий
по здравоохранению в рамках региональных целевых программ,
утвержденных в установленном порядке для медицинских учреждений,
функционирующих в системе ОМС.


В соответствии с Временным порядком
финансового взаимодействия и расходования средств в системе
обязательного медицинского страхования граждан, утвержденным
Федеральным фондом ОМС 5 апреля 2001 года № 1518/21-1,
Территориальный фонд Нижегородской области вправе финансировать
мероприятия по здравоохранению в рамках целевых программ,
утвержденных в установленном порядке для медицинских учреждений,
функционирующих в системе ОМС.


Кроме того, приложением 3 к
Федеральному закону от 22.12.2005 № 171-ФЗ "О бюджете
Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006
год" "Структура расходов бюджета Федерального фонда
обязательного медицинского страхования на 2006 год"
предусмотрено финансирование мероприятий в области здравоохранения,
спорта и физической культуры, туризма.


В аналогичном порядке принят Закон
Нижегородской области от 29.11.2005 № 189-З "О бюджете
Территориального фонда обязательного медицинского страхования
Нижегородской области на 2006 год", абзацем 13 приложения 3 к
которому установлено выделение средств на финансирование мероприятий
в области здравоохранения, спорта и физической культуры, туризма
(целевые региональные программы).


Таким образом, абзац 13 приложения 3
к Закону Нижегородской области от 29.11.2005 № 189-3 "О бюджете
Территориального фонда обязательного медицинского страхования
Нижегородской области на 2006 год" соответствует Федеральному
закону от 22.12.2005 № 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда
обязательного медицинского страхования на 2006 год" и приложению
3 к этому Федеральному закону "Структура расходов бюджета
Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006
год".


Кроме того, судебная коллегия не
может согласиться с доводом прокурора области о том, что за счет
средств Территориального фонда ОМС вообще не могут использоваться на
осуществление целевых программ в области здравоохранения.






-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 1 раздела 2 Положения
о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования, а не
пункт 2 раздела 1 данного Положения.






Согласно пункту 2
раздела 1 Положения о Территориальном фонде обязательного
медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного
Совета РФ от 24.02.1993 № 4543-1, задачей территориальных фондов
обязательного медицинского страхования является обеспечение
реализации Закона Российской Федерации "О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации".


Согласно статье 13 Бюджетного кодекса
РФ государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств,
образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской
Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав
граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное
обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую
помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда
формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином
порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом.






-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: Закон РФ № 1499-1 принят 28.06.1991, а не
26.07.1991.






Согласно статье 12
Закона РФ от 26.07.1991 № 1499-1 "О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации" финансовые средства фондов
обязательного медицинского страхования находятся в государственной
собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов
других фондов и изъятию не подлежат.


Бюджеты государственных внебюджетных
фондов, несмотря на то что они образуются вне бюджетов всех уровней,
входят в качестве составной части в бюджетную систему Российской
Федерации (статья 10 БК РФ), поскольку денежные средства
государственных внебюджетных фондов предназначены для финансового
обеспечения задач и функций государства в сфере социального
обеспечения.






-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 20.08.2004 имеет
номер 120-ФЗ, а не 122-ФЗ.






Федеральным законом
от 20.08.2004 № 122-ФЗ внесены такие изменения в Бюджетный кодекс РФ,
которые предусматривают возможность в случаях, установленных
федеральными законами, исполнять расходные обязательства РФ или
субъектов РФ за счет средств государственных внебюджетных фондов.


Так, статья 85 Бюджетного кодекса РФ
устанавливает, что в случаях, установленных федеральными законами,
регулирующими деятельность территориальных государственных
внебюджетных фондов, и (или) принимаемыми в соответствии с ними
законами субъектов Российской Федерации, расходные обязательства
субъекта Российской Федерации могут исполняться за счет средств
соответствующих территориальных государственных внебюджетных фондов.


Исходя из анализа приведенных норм,
судебная коллегия полагает, что федеральным законодательством
предоставлено право территориальным фондам обязательного медицинского
страхования участвовать своими денежными средствами в финансировании
региональных целевых программ в области здравоохранения.


Также судебная коллегия не может
согласиться и с доводом прокурора Нижегородской области о том, что
базовая Программа государственных гарантий оказания гражданам
Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год,
предоставляемой бесплатно, не содержит указаний о расходовании
средств на целевые программы в области здравоохранения.


В соответствии с пунктом "б"
раздела II Программы государственных гарантий оказания гражданам
Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год,
утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 № 461, к
видам медицинской помощи, предоставляемой бесплатно, относится
амбулаторно-поликлиническая помощь, включая мероприятия по
профилактике, диагностике и лечению заболеваний в поликлинике, на
дому и в дневных стационарах всех типов, а также
амбулаторно-поликлиническая помощь, оказываемая участковыми врачами,
врачами общей практики.


Таким образом, Программа
государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации
бесплатной медицинской помощи на 2006 год предусматривает оказание
бесплатной амбулаторно-поликлинической помощи. Закон Нижегородской
области от 29.11.2005 № 189-З "О бюджете Территориального фонда
обязательного медицинского страхования Нижегородской области на 2006
год" в приложении 3 в абзаце 13 определяет размер расходов
Территориального фонда на финансирование целевых программ в области
здравоохранения, в том числе и в области бесплатной
амбулаторно-поликлинической помощи.


Исходя из вышеизложенного, судебная
коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный
правовой акт, а именно абзац 13 приложения 3 к Закону Нижегородской
области от 29.11.2005 № 189-З "О бюджете Территориального фонда
обязательного медицинского страхования Нижегородской области на 2006
год" не противоречит федеральному законодательству. Наоборот,
оспариваемый абзац 13 приложения 3 к Закону Нижегородской области от
29.11.2005 № 189-З соответствует положениям Федерального закона от
22.12.2005 № 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного
медицинского страхования на 2006 год", в части "Структуры
расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского
страхования на 2006 год", статье 85 Бюджетного кодекса РФ,
Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской
Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год, утвержденной
постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 № 461.


При таких обстоятельствах судебная
коллегия полагает, что заявление прокурора области нельзя признать
обоснованным и подлежащим удовлетворению.


В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ
суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не
противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому
акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе
в удовлетворении соответствующего заявления.


На основании изложенного и
руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, судебная коллегия




решила:




Заявление прокурора
Нижегородской области о признании недействующим абзаца 13 приложения
3 к Закону Нижегородской области от 29.11.2005 № 189-З "О
бюджете Территориального фонда обязательного страхования
Нижегородской области на 2006 год" оставить без удовлетворения.


Решение может быть обжаловано в
Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через
Нижегородский областной суд.




Председательствующий


В.В.САМАРЦЕВА












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru