Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Нижегородского областного
суда от 21.06.2006 по делу № 3-169


<ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТА РФ НЕ ВПРАВЕ УСТАНАВЛИВАТЬ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНУ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕМУ ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, В ТОМ
ЧИСЛЕ ЗАПРЕТЫ ОТКАЗА В ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ ПО КАКОМУ-ЛИБО ОСНОВАНИЮ И ОБЯЗАННОСТИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ>


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено





Документ
получен по официальной рассылке Нижегородского областного суда.









НИЖЕГОРОДСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД




РЕШЕНИЕ




от 21 июня 2006 года
Дело N 3-169



21.06.2006 судебная
коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в
составе председательствующего судьи Дороднова Г.И., с участием
прокурора Яковлевой Ю.Д., при секретаре Межениновой М.Б., рассмотрев
в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора
Нижегородской области о признании противоречащими федеральному
законодательству и недействующими п. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 14 Закона
Нижегородской области от 26.02.2002 № 9-З "О благотворительной
деятельности",




установила:




прокурор
Нижегородской области обратился в суд с заявлением о признании
противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. 2
ст. 7, ч. 1 ст. 14 Закона Нижегородской области от 26.02.2002 № 9-З
"О благотворительной деятельности", указывая, что в
соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Нижегородской области от 26.02.2002
№ 9-З "О благотворительной деятельности" не допускается
отказ в государственной регистрации благотворительной организации в
связи с предоставлением ей юридического адреса гражданином по месту
его жительства. Частью 1 ст. 14 указанного Закона области
предусмотрено, что контроль за соответствием деятельности
благотворительных организаций целям, для которых они созданы,
осуществляет регистрирующий орган.


По мнению прокурора Нижегородской
области, данные нормы Закона области приняты Законодательным
Собранием Нижегородской области с превышением полномочий,
предоставленных федеральным законодательством, в связи с чем подлежат
признанию недействующими.


Указанные нормы дублируют положения
п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ (в
ред. от 22.08.2004) "О благотворительной деятельности и
благотворительных организациях" и, соответственно, по существу
не противоречат положениям данного Федерального закона.


Вместе с тем согласно ст. 1
Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(ред. от 02.07.2005 № 83-ФЗ) законодательство Российской Федерации о
государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса
Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в
соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской
Федерации. Государственная регистрация осуществляется федеральным
органом исполнительной власти (ст. 2). В силу ст. 71 Конституции
Российской Федерации установление порядка деятельности федеральных
органов исполнительной власти находится в ведении Российской
Федерации.


Таким образом, по мнению прокурора
Нижегородской области, органы государственной власти субъекта
Российской Федерации не вправе устанавливать требования к органу,
осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, в том
числе запреты отказа в государственной регистрации благотворительной
организации по какому-либо основанию и обязанности по контролю за
деятельностью благотворительной организации. Указанные нормы Закона
Нижегородской области приняты с превышением предоставленных
полномочий и в нарушение норм Конституции Российской Федерации,
Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.


Представитель Законодательного
Собрания Нижегородской области Ильичева Н.Г. заявление прокурора
Нижегородской области не признала, заявив, что согласно ч. 1 ст. 3
Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ "О благотворительной
деятельности и благотворительных организациях" законодательство
о благотворительной деятельности состоит из соответствующих положений
Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской
Федерации, настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и
законов субъектов Российской Федерации.


Статьей 3 Закона Нижегородской
области от 26.02.2002 № 9-З "О благотворительной деятельности"
предусмотрено, что законодательство Нижегородской области о
благотворительной деятельности основывается на положениях Конституции
Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации,
Федерального закона "О благотворительной деятельности и
благотворительных организациях", иных федеральных законов и
состоит из настоящего Закона, а также иных законов области.


Определением Верховного Суда
Российской Федерации от 06.07.2005 (дело № 47-ГО5-12) установлено,
что согласно подпункту "б" пункта 1 ст. 5 Федерального
закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации"
законодательный орган государственной власти субъекта Российской
Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам
ведения субъекта Российской Федерации и по предметам совместного
ведения Российской Федерации и субъектов в пределах своих полномочий.
По предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов
законодательный орган субъектов Российской Федерации вправе
самостоятельно осуществлять правовое регулирование при отсутствии
соответствующего федерального закона либо может дублировать положения
федерального законодательства.


В этой связи Закон области
обоснованно продублировал положения п. 2 ст. 9 и п. 2 ст. 19
Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ "О благотворительной
деятельности и благотворительных организациях", поскольку
законодательство о благотворительной деятельности находится в
совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.


Воспроизведение правовых норм
Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ "О благотворительной
деятельности и благотворительных организациях" в Законе области
было необходимо для обеспечения более полного восприятия Закона
области.


Изучив материалы дела, выслушав
объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к
следующему.


Законодательным Собранием
Нижегородской области 26.02.2002 за № 9-З принят Закон Нижегородской
области "О благотворительной деятельности".


Согласно п. 2 ст. 7 Закона
Нижегородской области "О благотворительной деятельности" не
допускается отказ в государственной регистрации благотворительной
организации в связи с предоставлением ей юридического адреса
гражданином по месту его жительства.


В соответствии с ч. 1 ст. 14
указанного Закона области контроль за соответствием деятельности
благотворительных организаций целям, для которых они созданы,
осуществляет регистрирующий орган.


По мнению судебной коллегии, данные
положения Закона Нижегородской области противоречат Федеральному
закону и должны быть признаны недействующими по следующим основаниям.


Действительно данные нормы Закона
Нижегородской области "О благотворительной деятельности"
дублируют положения п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 19 Федерального закона от
11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О благотворительной
деятельности и благотворительных организациях".


Вместе с тем оспариваемые прокурором
Нижегородской области положения Закона Нижегородской области (п. 2
ст. 7, ч. 1 ст. 14) противоречат Федеральному закону от 08.08.2001 N
129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей".


Так, в соответствии со ст. 1, 2
вышеуказанного Федерального закона законодательство Российской
Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского
кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и
издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов
Российской Федерации. Государственная регистрация осуществляется
федеральным органом исполнительной власти.


А в силу ст. 71 Конституции
Российской Федерации установление системы федеральных органов
законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их
организации и деятельности, формирование федеральных органов
государственной власти находится в ведении Российской Федерации.


Из анализа оспариваемых прокурором
Нижегородской области положений Закона Нижегородской области "О
благотворительной деятельности" (п. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 14) также
усматривается, что они фактически регулируют правоотношения в сфере
гражданского законодательства, а также вопросы организации и
деятельности федеральных органов государственной власти, которые в
силу п. "г" и "о" ст. 71 Конституции Российской
Федерации относятся к ведению Российской Федерации.


Следовательно, органы государственной
власти субъекта Российской Федерации не вправе устанавливать
требования к органу, осуществляющему государственную регистрацию
юридических лиц, в том числе запреты отказа в государственной
регистрации благотворительной организации по какому-либо основанию и
обязанности по контролю за деятельностью благотворительной
организации.


Из определения Конституционного Суда
Российской Федерации от 07.10.2005 № 342-О следует, что, поскольку в
силу ст. 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации законы и иные
нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут
противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения
Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее
субъектов, законодатель субъекта Российской Федерации не вправе по
собственной воле вторгаться в сферу ведения Российской Федерации, но
по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов
он может самостоятельно осуществлять правовое регулирование при
отсутствии соответствующего федерального закона либо в случаях
неурегулирования в федеральном законе тех или иных общественных
отношений.


Данное положение не предполагает
запрета на воспроизведение в законодательстве субъектов Российской
Федерации положений федеральных законов, в частности общих терминов,
понятий, определений и формулировок.


Из анализа п. 2 ст. 7 Закона
Нижегородской области от 26.02.2002 № 9-З "О благотворительной
деятельности" следует, что в нем не применяются термины,
понятия, определения или формулировки, установленные федеральным
законом, а, напротив, в нарушение ст. 71 Конституции Российской
Федерации фактически устанавливаются требования к организации
деятельности федерального органа исполнительной власти, с чем нельзя
согласиться.


Таким образом, п. 2 ст. 7, ч. 1 ст.
14 Закона Нижегородской области от 26.02.2002 № 9-З приняты
Законодательным Собранием Нижегородской области с превышением своих
полномочий (ч. 1 п. "г" и "о" ст. 71 Конституции
РФ, ст. 1, 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ), а потому
должны быть признаны недействующими со дня вступления настоящего
решения в законную силу.


Что же касается доводов представителя
Законодательного Собрания Нижегородской области Ильичевой Н.Г. о том,
что оспариваемые прокурором Нижегородской области положения Закона
Нижегородской области не противоречат Федеральному закону от
11.08.1995 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и
благотворительных организациях", а лишь дублируют положения п. 2
ст. 9 и п. 2 ст. 19 указанного Федерального закона, то, по мнению
судебной коллегии, они не могут быть приняты во внимание, поскольку,
как установлено выше, оспариваемыми нормами регулируются
правоотношения в сфере гражданского законодательства, а также вопросы
организации и деятельности федеральных органов государственной
власти, которые в силу п. "г" и "о" ст. 71
Конституции Российской Федерации относятся к ведению Российской
Федерации, а не субъекта Российской Федерации.


Кроме того, из определения Верховного
Суда Российской Федерации от 11.02.2003 (дело № 93-ГО3-4) следует,
что довод об отсутствии противоречия между нормами Закона области и
Федерального закона нельзя принять во внимание, поскольку в данном
случае субъект Российской Федерации не обладает полномочиями по
принятию правового акта, относящегося к предмету ведения Российской
Федерации (гражданско-правовые отношения - см. ч. 1 п. "о"
ст. 71 Конституции РФ).


Следовательно, принятие либо
воспроизведение таких норм Законодательным Собранием Нижегородской
области выходит за пределы предоставленной ему компетенции.


С учетом изложенного судебная
коллегия считает необходимым удовлетворить заявление прокурора
Нижегородской области и признать противоречащими федеральному
законодательству и недействующими со дня вступления в законную силу
настоящего решения п. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 14 Закона Нижегородской
области от 26.02.2002 № 9-З "О благотворительной деятельности".


Руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ,
судебная коллегия




решила:




Признать
противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня
вступления настоящего решения в законную силу п. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 14
Закона Нижегородской области от 26.02.2002 № 9-З "О
благотворительной деятельности".


О принятом решении сообщить в газете
"Нижегородские новости".


Решение может быть обжаловано в
Верховный Суд Российской Федерации через Нижегородский областной суд
в течение десяти дней.




Председательствующий


Г.И.ДОРОДНОВ












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru