Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Нижегородского областного
суда от 16.01.2006 по делу № 3-23


<ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РФ И ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ПОСЛЕ
31 ДЕКАБРЯ 2004 ГОДА ПОРЯДКА РЕАЛИЗАЦИИ ЛЬГОТ И ВЫПЛАТ,
ПРЕДОСТАВЛЯВШИХСЯ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН ДО УКАЗАННОЙ ДАТЫ В
НАТУРАЛЬНОЙ ФОРМЕ, СОВОКУПНЫЙ ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ СООТВЕТСТВУЮЩИХ
ЛЬГОТ И ВЫПЛАТ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ УМЕНЬШЕН, А УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
УХУДШЕНЫ>


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено





Документ
получен по официальной рассылке Нижегородского областного суда.









НИЖЕГОРОДСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД




РЕШЕНИЕ




от 16 января 2006 года
Дело N 3-23







-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: Закон Нижегородской области от 28.12.2004
имеет номер 158-З, а не номер 158-ФЗ.






16.01.2006 судебная
коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в
составе председательствующего судьи Дороднова Г.И., с участием
прокурора Королевой Г.А., при секретаре Антоновой Е.А., рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Нижегородской
области о признании недействующими п. 6.4, 6.8, 11.1, 17, 18
Положения о порядке реализации Закона Нижегородской области от
28.12.2004 № 158-ФЗ "О мерах социальной поддержки многодетных
семей", утвержденного постановлением Правительства Нижегородской
области от 31.12.2004 № 303,




установила:








-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: постановление Правительства Нижегородской
области № 303 от 31.12.2004, а не от 31.12.2005.






прокурор
Нижегородской области обратился в суд с заявлением, в котором просит
признать противоречащими федеральному законодательству и
недействующими со дня принятия п. 6.4, 6.8, 11.1, 17, 18 Положения о
порядке реализации Закона Нижегородской области от 28.12.2004 N
158-ФЗ "О мерах социальной поддержки многодетных семей",
утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от
31.12.2005 № 303, указывая, что в соответствии с п. 6.4 указанного
Положения многодетным семьям установлено бесплатное обеспечение
лекарствами детей из многодетных семей в возрасте до 6 лет по
рецептам врачей (фельдшеров) государственных и муниципальных
лечебно-профилактических учреждений.


Пунктом 6.8 Положения установлено,
что многодетные семьи имеют право на бесплатное посещение один раз в
месяц государственных музеев и некоммерческих выставок,
организованных органами исполнительной власти Нижегородской области
или государственными учреждениями.


Пунктом 11.1 Положения предусмотрено,
что многодетные семьи имеют право на 50-процентную скидку в оплате
коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, газоснабжение,
обеспечение электрической и тепловой энергией - в пределах
установленных нормативов потребления указанных услуг).


Согласно п. 17 Положения учет и
формирование заявок о количестве детей, нуждающихся в обеспечении
ученическими проездными билетами, осуществляются ответственными
лицами общеобразовательных учреждений по месту учебы ребенка.
Ответственные лица назначаются приказом руководителя
общеобразовательного учреждения. Общеобразовательные учреждения
представляют в органы социальной защиты населения заявки о количестве
детей, нуждающихся в обеспечении ученическими проездными билетами, в
срок до 10-го числа месяца, предшествующего месяцу (кварталу), на
который подается заявка (п. 18 Положения).


По мнению прокурора Нижегородской
области, пункты 6.4, 6.8, 11.1, 17, 18 Положения о порядке реализации
Закона Нижегородской области от 28.12.2004 № 158-ФЗ "О мерах
социальной поддержки многодетных семей" противоречат
федеральному законодательству.


В соответствии с п. "ж",
"к" ст. 72 и п. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской
Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, и
жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской
Федерации и ее субъектов, принимаемые по ним законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут
противоречить федеральному законодательству.


Согласно подпункту "б" п. 1
Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 "О
мерах социальной поддержки многодетных семей" многодетные семьи
имеют право на бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам
врачей, для детей в возрасте до 6 лет; один день в месяц для
бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также
выставок независимо от форм собственности перечисленных учреждений.


Подпунктом "б" п. 1 Указа
Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано
установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30
процентов установленной платы за пользование отоплением, водой,
канализацией, газом и электроэнергией.


Каких-либо ограничений и норм для
предоставления льгот Указом Президента Российской Федерации от
05.05.1992 № 431 не предусмотрено.


В соответствии с ч. 5 ст. 12 Закона
Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании"
деятельность государственных и муниципальных образовательных
учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных
учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми
Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе
уставами этих образовательных учреждений. Нормативно-правовыми актами
субъекта Российской Федерации на образовательные учреждения не могут
возлагаться какие-либо обязанности, в том числе по составлению заявок
на обеспечение проездными билетами.


В соответствии с ч. 2 ст. 153 ФЗ от
22.08.2004 № 122-ФЗ при издании органами государственной власти
субъектов Российской Федерации в связи с принятием настоящего
Федерального закона нормативных правовых актов должно быть соблюдено
следующее условие: при изменении после 31 декабря 2004 года порядка
реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям
граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем
финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен,
а условия предоставления ухудшены.


В нарушение указанной нормы,
учитывая, что п. 1.1 постановления Правительства Нижегородской
области от 02.02.1998 № 29 "О мерах социальной поддержки
многодетных семей", согласно которому многодетным семьям
предоставлялась скидка в размере 50 процентов стоимости коммунальных
услуг без каких-либо ограничений, а также предусматривались
бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей
(независимо от формы собственности лечебно-профилактического
учреждения), для детей в возрасте до 6 лет, право посещения 1 раз в
месяц музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок независимо
от формы собственности их организаторов, признан утратившим силу, п.
11.1 оспариваемого Положения умаляет положение многодетных семей,
проживающих в жилых помещениях, площадь которых превышает социальную
норму, а также потребляющих коммунальные услуги в объемах,
превышающих нормативы потребления, право на бесплатное получение
лекарств по рецептам врачей и посещение музеев независимо от формы
собственности организаций, предоставляющих услуги.


Таким образом, нарушаются права
многодетных семей, проживающих в жилых помещениях, превышающих
социальную норму, а также потребляющих коммунальные услуги,
превышающие нормативы потребления, право на бесплатное получение
лекарств по рецептам врачей и посещение музеев независимо от форм
собственности организаций, предоставляющих услуги. Так, например, для
многодетной семьи из 5 человек, проживающих в жилом помещении
площадью свыше 150 кв. м, скидка на отопление, предоставляемая в
соответствии с федеральным законодательством, будет выше, чем
предоставляемая в соответствии с оспариваемым Законом области,
поскольку федеральная скидка будет распространяться на площадь свыше
45 кв. м, в то время как по областному Закону скидка не сможет
превышать социальную норму в размере 45 кв. м.


П. 6.4, 6.8 Положения ограничивают
права многодетных семей на бесплатное получение лекарств для детей в
возрасте до 6 лет по рецептам лечебных организаций частных форм
собственности и частнопрактикующих врачей, посещение музеев и
выставок, организованных не органами государственной власти и
государственными учреждениями.


Представитель Правительства
Нижегородской области Цыганов А.И. заявление прокурора области не
признал, заявив, что подпунктом "б" пункта 1 Указа
Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 "О мерах по
социальной поддержке многодетных семей" органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации предписано установить для
многодетных семей скидку в размере не ниже 30 процентов установленной
платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и
электроэнергией, а оспариваемым Положением установлена скидка в
размере 50 процентов, что улучшает положение граждан, которым
предоставляются указанные льготы.


Оспариваемые прокурором области
пункты 17, 18 Положения соответствуют пункту 5 статьи 5 Закона РФ от
10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании".


Изучив материалы дела, выслушав
объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к
следующему.


Постановлением Правительства
Нижегородской области от 31.12.2004 № 303 утверждено Положение о
реализации Закона Нижегородской области от 28.12.2004 № 158-З "О
мерах социальной поддержки многодетных семей".


В соответствии с п. 6.4 Положения
многодетным семьям установлено бесплатное обеспечение лекарствами
детей из многодетных семей в возрасте до 6 лет по рецептам врачей
(фельдшеров) государственных и муниципальных лечебно-профилактических
учреждений.


Пунктом 6.8 Положения установлено,
что многодетные семьи имеют право один раз в месяц на бесплатное
посещение государственных музеев и некоммерческих выставок,
организованных органами исполнительной власти Нижегородской области
или государственными учреждениями.


Пунктом 11.1 Положения предусмотрено,
что многодетные семьи имеют право на 50-процентную скидку в оплате
топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных органами
местного самоуправления для продажи населению (предоставляется
проживающим в домах, не имеющих центрального отопления).


В соответствии с п. 17 Положения учет
и формирование заявок о количестве детей, нуждающихся в обеспечении
ученическими проездными билетами, осуществляются ответственными
лицами общеобразовательных учреждений по месту учебы ребенка.
Ответственные лица назначаются приказом руководителя
общеобразовательного учреждения.


Пунктом 18 Положения предусмотрено
то, что общеобразовательные учреждения представляют в органы
социальной защиты населения заявки о количестве детей, нуждающихся в
обеспечении ученическими проездными билетами, в срок до 10-го числа
месяца, предшествующего месяцу (кварталу), на который подается
заявка.


По мнению судебной коллегии, пункты
6.4, 6.8, 11.1 Положения о порядке реализации Закона Нижегородской
области от 28.12.2004 № 158-ФЗ "О мерах социальной поддержки
многодетных семей" противоречат федеральному законодательству.


Так, в соответствии с п. "ж",
"к" ст. 72 и п. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской
Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации находятся социальная защита, включая социальное
обеспечение, жилищное законодательство.


По предметам совместного ведения
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются
федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.


Законы и иные нормативные правовые
акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить
федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2
настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и
иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный
закон.


По указанному вопросу принят Указ
Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 "О мерах
социальной поддержки многодетных семей".


Согласно подпункту "б"
пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431
постановлено правительствам республик в составе Российской Федерации,
органам исполнительной власти краев, областей установить для
многодетных семей скидку в размере не ниже 30 процентов установленной
платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и
электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих
центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в
пределах норм, установленных для продажи населению на данной
территории; бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам
врачей, для детей в возрасте до 6 лет; один день в месяц для
бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также
выставок.


Таким образом, каких-либо ограничений
и норм для предоставления льгот многодетным семьям Указом Президента
Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 не установлено.


Тем не менее в нарушение указанных
положений Законом области нарушаются права многодетных семей,
проживающих в жилых помещениях, площадь которых превышает социальную
норму, а также потребляющих коммунальные услуги в объемах,
превышающих нормативы потребления (п. 11.1 Положения).


Пункты же 6.4, 6.8 Положения о
порядке реализации Закона Нижегородской области от 28.12.2004 N
158-ФЗ "О мерах социальной поддержки многодетных семей"
ограничивают права многодетных семей на бесплатное получение лекарств
для детей в возрасте до 6 лет по рецептам лечебных организаций
частной формы собственности и частнопрактикующих врачей, посещение
музеев и выставок, организованных не органами государственной власти
и государственными учреждениями.


Противоречат федеральному
законодательству п. 17 и 18 Положения о порядке реализации Закона
Нижегородской области от 28.12.2004 № 158-ФЗ "О мерах социальной
поддержки многодетных семей".


Так, в соответствии с ч. 5 ст. 12
Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании"
деятельность государственных и муниципальных образовательных
учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных
учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми
Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе
уставами этих образовательных учреждений.


Следовательно, нормативно-правовыми
актами субъекта Российской Федерации на общеобразовательные
учреждения не могут возлагаться какие-либо обязанности, в том числе
по учету и формированию заявок о количестве детей, нуждающихся в
обеспечении ученическими проездными билетами, по составлению заявок
на обеспечение проездными билетами.


Утверждение же представителя
Правительства области Цыганова А.И. о том, что пункты 17, 18
Положения о порядке реализации Закона Нижегородской области "О
мерах социальной поддержки многодетных семей" соответствуют п. 5
ст. 5 ФЗ "Об образовании", согласно которому в целях
реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной
поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их
содержание в период получения ими образования. Категории граждан,
которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее
предоставления устанавливаются законами субъектов Российской
Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении
субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных
учреждений, не могут быть приняты во внимание, т.к. из смысла
указанной нормы закона следует, что она регулирует гарантии прав
граждан Российской Федерации в области образования, в то время как
Указ Президента РФ от 05.05.1992 № 431, оспариваемые прокурором нормы
Положения о порядке реализации Закона Нижегородской области от
28.12.2004 № 158-ФЗ "О мерах социальной поддержки многодетных
семей" регулируют вопросы социальной поддержки многодетных
семей.


Заявление представителя Правительства
Нижегородской области Цыганова А.И. о том, что подпунктом "б"
пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 "О
мерах по социальной поддержке многодетных семей" органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано
установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30
процентов установленной платы за пользование отоплением, водой,
канализацией, газом и электроэнергией, а оспариваемым Положением
установлена скидка в размере 50 процентов, что улучшает положение
граждан, которым предоставляются указанные льготы, то оно также не
может быть принято во внимание, поскольку эта льгота ограничивается
установленными нормативами потребления и социальной нормой.


Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст.
153 ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими
силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с
принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" при издании органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с
принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов
должны быть соблюдены следующие условия: при изменении после 31
декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат,
предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в
натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих
льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления
ухудшены.


При принятии оспариваемых прокурором
области правовых норм нарушены требования указанного Федерального
закона.


Так, пунктом 1.1 постановления
Правительства Нижегородской области от 02.02.1998 № 29 "О мерах
социальной поддержки многодетных семей" многодетным семьям
предоставлялась скидка в размере 50 процентов стоимости коммунальных
услуг без каких-либо ограничений, а также предусматривались
бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей
независимо от формы собственности лечебно-профилактического
учреждения, для детей в возрасте до 6 лет, право посещения один раз в
месяц музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок независимо
от формы собственности их организаторов (в настоящее время этот пункт
утратил силу), в то же время пункт 11.1 оспариваемого прокурором
области Положения о порядке реализации Закона Нижегородской области
от 28.12.2004 № 158-ФЗ "О мерах социальной поддержки многодетных
семей" ущемляет права многодетных семей, проживающих в жилых
помещениях, площадь которых превышает социальную норму, а также
потребляющих коммунальные услуги в объемах, превышающих нормативы
потребления, право на бесплатное получение лекарств по рецептам
врачей и посещение музеев независимо от формы собственности
организаций, предоставляющих услуги.


С учетом изложенного судебная
коллегия считает необходимым заявление прокурора области
удовлетворить и признать противоречащими федеральному
законодательству и недействующими п. 6.4, 6.8, 11.1, 17, 18 Положения
о порядке реализации Закона Нижегородской области от 28.12.2004 N
158-ФЗ "О мерах социальной поддержки многодетных семей",
утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от
31.12.2004 № 303.


Руководствуясь ст. 194, ст. 198 ГПК
РФ, судебная коллегия




решила:




Признать
противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня
вступления настоящего решения суда в законную силу п. 6.4, 6.8, 11.1,
17, 18 Положения о порядке реализации Закона Нижегородской области от
28.12.2004 № 158-ФЗ "О мерах социальной поддержки многодетных
семей", утвержденного постановлением Правительства Нижегородской
области от 31.12.2005 № 303.


О принятом решении сообщить в газете
"Нижегородские новости".


Решение может быть обжаловано в
Верховный Суд Российской Федерации через Нижегородский областной суд
в течение десяти дней.




Председательствующий


Г.И.ДОРОДНОВ












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru