РЕШЕНИЕ Нижегородского областного
суда от 16.01.2006 по делу № 3-23
<ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РФ И ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ПОСЛЕ
31 ДЕКАБРЯ 2004 ГОДА ПОРЯДКА РЕАЛИЗАЦИИ ЛЬГОТ И ВЫПЛАТ,
ПРЕДОСТАВЛЯВШИХСЯ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН ДО УКАЗАННОЙ ДАТЫ В
НАТУРАЛЬНОЙ ФОРМЕ, СОВОКУПНЫЙ ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ СООТВЕТСТВУЮЩИХ
ЛЬГОТ И ВЫПЛАТ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ УМЕНЬШЕН, А УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
УХУДШЕНЫ>
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Документ
получен по официальной рассылке Нижегородского областного суда. -
-
НИЖЕГОРОДСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 16 января 2006 года
Дело N 3-23
-->
примечание.
В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: Закон Нижегородской области от 28.12.2004
имеет номер 158-З, а не номер 158-ФЗ.
-
16.01.2006 судебная
коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в
составе председательствующего судьи Дороднова Г.И., с участием
прокурора Королевой Г.А., при секретаре Антоновой Е.А., рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Нижегородской
области о признании недействующими п. 6.4, 6.8, 11.1, 17, 18
Положения о порядке реализации Закона Нижегородской области от
28.12.2004 № 158-ФЗ "О мерах социальной поддержки многодетных
семей", утвержденного постановлением Правительства Нижегородской
области от 31.12.2004 № 303,
установила:
-->
примечание.
В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: постановление Правительства Нижегородской
области № 303 от 31.12.2004, а не от 31.12.2005.
-
прокурор
Нижегородской области обратился в суд с заявлением, в котором просит
признать противоречащими федеральному законодательству и
недействующими со дня принятия п. 6.4, 6.8, 11.1, 17, 18 Положения о
порядке реализации Закона Нижегородской области от 28.12.2004 N
158-ФЗ "О мерах социальной поддержки многодетных семей",
утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от
31.12.2005 № 303, указывая, что в соответствии с п. 6.4 указанного
Положения многодетным семьям установлено бесплатное обеспечение
лекарствами детей из многодетных семей в возрасте до 6 лет по
рецептам врачей (фельдшеров) государственных и муниципальных
лечебно-профилактических учреждений.
Пунктом 6.8 Положения установлено,
что многодетные семьи имеют право на бесплатное посещение один раз в
месяц государственных музеев и некоммерческих выставок,
организованных органами исполнительной власти Нижегородской области
или государственными учреждениями.
Пунктом 11.1 Положения предусмотрено,
что многодетные семьи имеют право на 50-процентную скидку в оплате
коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, газоснабжение,
обеспечение электрической и тепловой энергией - в пределах
установленных нормативов потребления указанных услуг).
Согласно п. 17 Положения учет и
формирование заявок о количестве детей, нуждающихся в обеспечении
ученическими проездными билетами, осуществляются ответственными
лицами общеобразовательных учреждений по месту учебы ребенка.
Ответственные лица назначаются приказом руководителя
общеобразовательного учреждения. Общеобразовательные учреждения
представляют в органы социальной защиты населения заявки о количестве
детей, нуждающихся в обеспечении ученическими проездными билетами, в
срок до 10-го числа месяца, предшествующего месяцу (кварталу), на
который подается заявка (п. 18 Положения).
По мнению прокурора Нижегородской
области, пункты 6.4, 6.8, 11.1, 17, 18 Положения о порядке реализации
Закона Нижегородской области от 28.12.2004 № 158-ФЗ "О мерах
социальной поддержки многодетных семей" противоречат
федеральному законодательству.
В соответствии с п. "ж",
"к" ст. 72 и п. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской
Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, и
жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской
Федерации и ее субъектов, принимаемые по ним законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут
противоречить федеральному законодательству.
Согласно подпункту "б" п. 1
Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 "О
мерах социальной поддержки многодетных семей" многодетные семьи
имеют право на бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам
врачей, для детей в возрасте до 6 лет; один день в месяц для
бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также
выставок независимо от форм собственности перечисленных учреждений.
Подпунктом "б" п. 1 Указа
Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано
установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30
процентов установленной платы за пользование отоплением, водой,
канализацией, газом и электроэнергией.
Каких-либо ограничений и норм для
предоставления льгот Указом Президента Российской Федерации от
05.05.1992 № 431 не предусмотрено.
В соответствии с ч. 5 ст. 12 Закона
Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании"
деятельность государственных и муниципальных образовательных
учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных
учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми
Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе
уставами этих образовательных учреждений. Нормативно-правовыми актами
субъекта Российской Федерации на образовательные учреждения не могут
возлагаться какие-либо обязанности, в том числе по составлению заявок
на обеспечение проездными билетами.
В соответствии с ч. 2 ст. 153 ФЗ от
22.08.2004 № 122-ФЗ при издании органами государственной власти
субъектов Российской Федерации в связи с принятием настоящего
Федерального закона нормативных правовых актов должно быть соблюдено
следующее условие: при изменении после 31 декабря 2004 года порядка
реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям
граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем
финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен,
а условия предоставления ухудшены.
В нарушение указанной нормы,
учитывая, что п. 1.1 постановления Правительства Нижегородской
области от 02.02.1998 № 29 "О мерах социальной поддержки
многодетных семей", согласно которому многодетным семьям
предоставлялась скидка в размере 50 процентов стоимости коммунальных
услуг без каких-либо ограничений, а также предусматривались
бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей
(независимо от формы собственности лечебно-профилактического
учреждения), для детей в возрасте до 6 лет, право посещения 1 раз в
месяц музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок независимо
от формы собственности их организаторов, признан утратившим силу, п.
11.1 оспариваемого Положения умаляет положение многодетных семей,
проживающих в жилых помещениях, площадь которых превышает социальную
норму, а также потребляющих коммунальные услуги в объемах,
превышающих нормативы потребления, право на бесплатное получение
лекарств по рецептам врачей и посещение музеев независимо от формы
собственности организаций, предоставляющих услуги.
Таким образом, нарушаются права
многодетных семей, проживающих в жилых помещениях, превышающих
социальную норму, а также потребляющих коммунальные услуги,
превышающие нормативы потребления, право на бесплатное получение
лекарств по рецептам врачей и посещение музеев независимо от форм
собственности организаций, предоставляющих услуги. Так, например, для
многодетной семьи из 5 человек, проживающих в жилом помещении
площадью свыше 150 кв. м, скидка на отопление, предоставляемая в
соответствии с федеральным законодательством, будет выше, чем
предоставляемая в соответствии с оспариваемым Законом области,
поскольку федеральная скидка будет распространяться на площадь свыше
45 кв. м, в то время как по областному Закону скидка не сможет
превышать социальную норму в размере 45 кв. м.
П. 6.4, 6.8 Положения ограничивают
права многодетных семей на бесплатное получение лекарств для детей в
возрасте до 6 лет по рецептам лечебных организаций частных форм
собственности и частнопрактикующих врачей, посещение музеев и
выставок, организованных не органами государственной власти и
государственными учреждениями.
Представитель Правительства
Нижегородской области Цыганов А.И. заявление прокурора области не
признал, заявив, что подпунктом "б" пункта 1 Указа
Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 "О мерах по
социальной поддержке многодетных семей" органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации предписано установить для
многодетных семей скидку в размере не ниже 30 процентов установленной
платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и
электроэнергией, а оспариваемым Положением установлена скидка в
размере 50 процентов, что улучшает положение граждан, которым
предоставляются указанные льготы.
Оспариваемые прокурором области
пункты 17, 18 Положения соответствуют пункту 5 статьи 5 Закона РФ от
10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании".
Изучив материалы дела, выслушав
объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к
следующему.
Постановлением Правительства
Нижегородской области от 31.12.2004 № 303 утверждено Положение о
реализации Закона Нижегородской области от 28.12.2004 № 158-З "О
мерах социальной поддержки многодетных семей".
В соответствии с п. 6.4 Положения
многодетным семьям установлено бесплатное обеспечение лекарствами
детей из многодетных семей в возрасте до 6 лет по рецептам врачей
(фельдшеров) государственных и муниципальных лечебно-профилактических
учреждений.
Пунктом 6.8 Положения установлено,
что многодетные семьи имеют право один раз в месяц на бесплатное
посещение государственных музеев и некоммерческих выставок,
организованных органами исполнительной власти Нижегородской области
или государственными учреждениями.
Пунктом 11.1 Положения предусмотрено,
что многодетные семьи имеют право на 50-процентную скидку в оплате
топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных органами
местного самоуправления для продажи населению (предоставляется
проживающим в домах, не имеющих центрального отопления).
В соответствии с п. 17 Положения учет
и формирование заявок о количестве детей, нуждающихся в обеспечении
ученическими проездными билетами, осуществляются ответственными
лицами общеобразовательных учреждений по месту учебы ребенка.
Ответственные лица назначаются приказом руководителя
общеобразовательного учреждения.
Пунктом 18 Положения предусмотрено
то, что общеобразовательные учреждения представляют в органы
социальной защиты населения заявки о количестве детей, нуждающихся в
обеспечении ученическими проездными билетами, в срок до 10-го числа
месяца, предшествующего месяцу (кварталу), на который подается
заявка.
По мнению судебной коллегии, пункты
6.4, 6.8, 11.1 Положения о порядке реализации Закона Нижегородской
области от 28.12.2004 № 158-ФЗ "О мерах социальной поддержки
многодетных семей" противоречат федеральному законодательству.
Так, в соответствии с п. "ж",
"к" ст. 72 и п. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской
Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации находятся социальная защита, включая социальное
обеспечение, жилищное законодательство.
По предметам совместного ведения
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются
федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые
акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить
федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2
настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и
иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный
закон.
По указанному вопросу принят Указ
Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 "О мерах
социальной поддержки многодетных семей".
Согласно подпункту "б"
пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431
постановлено правительствам республик в составе Российской Федерации,
органам исполнительной власти краев, областей установить для
многодетных семей скидку в размере не ниже 30 процентов установленной
платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и
электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих
центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в
пределах норм, установленных для продажи населению на данной
территории; бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам
врачей, для детей в возрасте до 6 лет; один день в месяц для
бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также
выставок.
Таким образом, каких-либо ограничений
и норм для предоставления льгот многодетным семьям Указом Президента
Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 не установлено.
Тем не менее в нарушение указанных
положений Законом области нарушаются права многодетных семей,
проживающих в жилых помещениях, площадь которых превышает социальную
норму, а также потребляющих коммунальные услуги в объемах,
превышающих нормативы потребления (п. 11.1 Положения).
Пункты же 6.4, 6.8 Положения о
порядке реализации Закона Нижегородской области от 28.12.2004 N
158-ФЗ "О мерах социальной поддержки многодетных семей"
ограничивают права многодетных семей на бесплатное получение лекарств
для детей в возрасте до 6 лет по рецептам лечебных организаций
частной формы собственности и частнопрактикующих врачей, посещение
музеев и выставок, организованных не органами государственной власти
и государственными учреждениями.
Противоречат федеральному
законодательству п. 17 и 18 Положения о порядке реализации Закона
Нижегородской области от 28.12.2004 № 158-ФЗ "О мерах социальной
поддержки многодетных семей".
Так, в соответствии с ч. 5 ст. 12
Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании"
деятельность государственных и муниципальных образовательных
учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных
учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми
Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе
уставами этих образовательных учреждений.
Следовательно, нормативно-правовыми
актами субъекта Российской Федерации на общеобразовательные
учреждения не могут возлагаться какие-либо обязанности, в том числе
по учету и формированию заявок о количестве детей, нуждающихся в
обеспечении ученическими проездными билетами, по составлению заявок
на обеспечение проездными билетами.
Утверждение же представителя
Правительства области Цыганова А.И. о том, что пункты 17, 18
Положения о порядке реализации Закона Нижегородской области "О
мерах социальной поддержки многодетных семей" соответствуют п. 5
ст. 5 ФЗ "Об образовании", согласно которому в целях
реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной
поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их
содержание в период получения ими образования. Категории граждан,
которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее
предоставления устанавливаются законами субъектов Российской
Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении
субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных
учреждений, не могут быть приняты во внимание, т.к. из смысла
указанной нормы закона следует, что она регулирует гарантии прав
граждан Российской Федерации в области образования, в то время как
Указ Президента РФ от 05.05.1992 № 431, оспариваемые прокурором нормы
Положения о порядке реализации Закона Нижегородской области от
28.12.2004 № 158-ФЗ "О мерах социальной поддержки многодетных
семей" регулируют вопросы социальной поддержки многодетных
семей.
Заявление представителя Правительства
Нижегородской области Цыганова А.И. о том, что подпунктом "б"
пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 "О
мерах по социальной поддержке многодетных семей" органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано
установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30
процентов установленной платы за пользование отоплением, водой,
канализацией, газом и электроэнергией, а оспариваемым Положением
установлена скидка в размере 50 процентов, что улучшает положение
граждан, которым предоставляются указанные льготы, то оно также не
может быть принято во внимание, поскольку эта льгота ограничивается
установленными нормативами потребления и социальной нормой.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст.
153 ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими
силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с
принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" при издании органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с
принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов
должны быть соблюдены следующие условия: при изменении после 31
декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат,
предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в
натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих
льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления
ухудшены.
При принятии оспариваемых прокурором
области правовых норм нарушены требования указанного Федерального
закона.
Так, пунктом 1.1 постановления
Правительства Нижегородской области от 02.02.1998 № 29 "О мерах
социальной поддержки многодетных семей" многодетным семьям
предоставлялась скидка в размере 50 процентов стоимости коммунальных
услуг без каких-либо ограничений, а также предусматривались
бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей
независимо от формы собственности лечебно-профилактического
учреждения, для детей в возрасте до 6 лет, право посещения один раз в
месяц музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок независимо
от формы собственности их организаторов (в настоящее время этот пункт
утратил силу), в то же время пункт 11.1 оспариваемого прокурором
области Положения о порядке реализации Закона Нижегородской области
от 28.12.2004 № 158-ФЗ "О мерах социальной поддержки многодетных
семей" ущемляет права многодетных семей, проживающих в жилых
помещениях, площадь которых превышает социальную норму, а также
потребляющих коммунальные услуги в объемах, превышающих нормативы
потребления, право на бесплатное получение лекарств по рецептам
врачей и посещение музеев независимо от формы собственности
организаций, предоставляющих услуги.
С учетом изложенного судебная
коллегия считает необходимым заявление прокурора области
удовлетворить и признать противоречащими федеральному
законодательству и недействующими п. 6.4, 6.8, 11.1, 17, 18 Положения
о порядке реализации Закона Нижегородской области от 28.12.2004 N
158-ФЗ "О мерах социальной поддержки многодетных семей",
утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от
31.12.2004 № 303.
Руководствуясь ст. 194, ст. 198 ГПК
РФ, судебная коллегия
решила:
Признать
противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня
вступления настоящего решения суда в законную силу п. 6.4, 6.8, 11.1,
17, 18 Положения о порядке реализации Закона Нижегородской области от
28.12.2004 № 158-ФЗ "О мерах социальной поддержки многодетных
семей", утвержденного постановлением Правительства Нижегородской
области от 31.12.2005 № 303.
О принятом решении сообщить в газете
"Нижегородские новости".
Решение может быть обжаловано в
Верховный Суд Российской Федерации через Нижегородский областной суд
в течение десяти дней.
Председательствующий
Г.И.ДОРОДНОВ
|