Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Нижегородского областного
суда от 23.01.2006 по делу № 3-27


<ОСПАРИВАЕМЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ
СУБЪЕКТА РФ ПРИЗНАН ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ИЗБИРАТЕЛЬНОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ В ЧАСТИ, ТАК КАК НАРУШАЕТ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА ЛИЦ,
ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ>


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено





Документ
получен по официальной рассылке Нижегородского областного суда.









НИЖЕГОРОДСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД




РЕШЕНИЕ




от 23 января 2006 года
Дело N 3-27



(извлечение)




23.01.2006 судебная
коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в
составе председательствующего судьи Дороднова Г.И., с участием
прокурора Королевой Г.А., при секретаре Галышевой Н.Б., рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Нижегородской
области о признании противоречащими федеральному законодательству и
недействующими ч. 2 ст. 1, п. 13 ст. 2, ч. 1 ст. 3, ч. 4 ст. 5,
предложения 2 ч. 7 ст. 9, ч. 3 ст. 11, ч. 6 ст. 12, предложения 1 ч.
1, ч. 2, 6 и 13 ст. 14, ч. 1 и 6 ст. 15, п. 28 ч. 7 ст. 16, п. 8 ст.
17, п. 12 ч. 4 ст. 18, п. 4 и 9 ч. 5 ст. 19, ч. 4 ст. 21, ч. 10 ст.
22, ч. 2 и 7 ст. 30, ч. 1 ст. 33, ч. 16 ст. 37, предложения 1 ч. 1
ст. 41, ч. 1 ст. 44, абз. 1 и п. 2 ч. 10 ст. 47, ч. 1 ст. 49, ч. 6
ст. 53, ч. 1 ст. 77, предложения 1 ч. 3 ст. 83 Закона Нижегородской
области от 04.08.2005 № 105-З "О выборах депутатов
представительных органов муниципальных образований в Нижегородской
области",




установила:








-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: имеются в виду пункты 4 и 9 части 5 статьи
19, а не статьи 1 Закона Нижегородской области от 04.08.2005 № 105-З.






прокурор
Нижегородской области обратился в суд с заявлением о признании
противоречащими федеральному законодательству и недействующими ч. 2
ст. 1, п. 13 ст. 2, ч. 1 ст. 3, ч. 4 ст. 5, предложения 2 ч. 7 ст. 9,
ч. 3 ст. 11, ч. 6 ст. 12, предложения 1 ч. 1, ч. 2, 6 ст. 14, ч. 1 и
6 ст. 15, п. 28 ч. 7 ст. 16, п. 8 ст. 17, п. 12 ч. 4 ст. 18, п. 4 и 9
ч. 5 ст. 1, ч. 4 ст. 21, ч. 10 ст. 22, ч. 2 и 7 ст. 30, ч. 1 ст. 33,
ч. 16 ст. 37, ч. 1 ст. 44, абз. 1 и п. 2 ч. 10 ст. 47, ч. 1 ст. 49,
ч. 6 ст. 53, ч. 1 ст. 77, предложения 1 ч. 3 ст. 83 Закона
Нижегородской области от 04.08.2005 № 105-З "О выборах депутатов
представительных органов муниципальных образований в Нижегородской
области" (далее - Закон области), указывая, что ч. 2 ст. 1
Закона области устанавливает, что положения уставов муниципальных
образований, связанные с порядком подготовки и проведения выборов
глав муниципальных образований, не должны противоречить настоящему
Закону. В случае если указанные положения противоречат настоящему
Закону, применяются нормы настоящего Закона.






-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: Федеральный закон "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации" от 12.06.2002 имеет номер 67-ФЗ, а не
номер 67-З.






Пунктом 6 ст. 1
Федерального закона от 12.06.2002 № 67-З "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) установлено,
что федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов
Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и
референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны
противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон,
конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной
нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат
настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего
Федерального закона.


Таким образом, ч. 2 ст. 1 Закона
области в нарушение п. 6 ст. 1 Федерального закона, определяя, что
положения уставов муниципальных образований не должны противоречить
только Закону области, изменяет уровень правового регулирования
выборов по сравнению с Федеральным законом.


Аналогично в связи с отсутствием
указания на Федеральный закон уровень правового регулирования
изменяется в ч. 7 ст. 9, ч. 3 ст. 11, ч. 13 ст. 14, ч. 6 ст. 15, п.
28 ч. 7 ст. 16, п. 8 ст. 17, п. 12 ч. 4 ст. 18, п. 9 ч. 5 ст. 1, ч. 2
ст. 30, ч. 1 ст. 44, абз. 1 и п. 2 ч. 10 ст. 47, ч. 1 ст. 49,
предложении 1 ч. 3 ст. 83 Закона области.


Пунктом 13 ст. 2 Закона области
установлено понятие документа, заменяющего паспорт гражданина, и
перечислены документы, являющиеся таковыми на территории Российской
Федерации для граждан Российской Федерации: а) военный билет,
временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или
удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу); б)
временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации,
выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом
Правительством Российской Федерации; в) паспорт моряка (удостоверение
личности моряка); г) справка установленной формы, выдаваемая
гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под
стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом
Правительством Российской Федерации.


Однако указанный пункт статьи 2 не в
полной мере соответствует федеральному законодательству.


Пунктом 10 ст. 4 Федерального закона
предусмотрено, что на основании международных договоров Российской
Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане,
постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального
образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного
самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на
указанных выборах на тех же условиях, что и граждане Российской
Федерации. Соответственно в пункте 16 ст. 2 Федерального закона
установлено, что для таких иностранных граждан документом, заменяющим
паспорт гражданина, является документ, удостоверяющий право
иностранного гражданина на постоянное проживание в Российской
Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим правовое
положение иностранных граждан в Российской Федерации.


Часть 1 ст. 3 Закона области
устанавливает, что правовое регулирование подготовки и проведения
выборов глав муниципальных образований осуществляется Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации", Уставом Нижегородской
области, настоящим Законом, иными законами Нижегородской области.


Так, нормативными актами,
регулирующими избирательные отношения, являются уставы муниципальных
образований (п. 1 ст. 1 ФЗ). Аналогичное прямое указание на уставы
муниципальных образований содержится и в п. 9 ст. 2 Федерального
закона.


Таким образом, не включив в основную
общую норму о перечне нормативных актов, осуществляющих правовое
регулирование избирательных отношений, уставы муниципальных
образований, иные нормативные акты, Закон области нарушает
федеральное законодательство.


По аналогичным основаниям
противоречат федеральному законодательству и ч. 2 ст. 14 и п. 28 ч. 7
ст. 16 Закона области.


Частью 2 ст. 14 Закона области
установлено, что полномочия и порядок деятельности избирательных
комиссий устанавливаются Федеральным законом "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации", настоящим Законом.


При этом в нарушение Федерального
закона в Законе области не указано, что регулирование деятельности
избирательных комиссий осуществляется также уставами муниципальных
образований, тогда как пунктом 8 статьи 20 Федерального закона прямо
предусмотрено, что компетенция, полномочия и порядок деятельности
избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных
комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий,
территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении
выборов в органы государственной власти субъектов Российской
Федерации, органы местного самоуправления устанавливаются настоящим
Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов
Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Кроме того,
в нарушение федерального законодательства в оспариваемой норме Закона
области не предусмотрено, что кроме полномочий и порядка деятельности
избирательных комиссий перечисленными нормативными актами
регулируется также и компетенция комиссий.


Пунктом 28 ч. 7 ст. 16 Закона области
установлено, что избирательная комиссия муниципального образования
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Однако в нарушение федерального законодательства не указывается, что
иные полномочия могут быть установлены не только Законом области, но
и федеральным законом, уставом муниципального образования, тогда как
пунктом "к" ч. 10 ст. 24 Федерального закона установлено,
что избирательная комиссия муниципального образования осуществляет
иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом,
конституцией (уставом), законами субъектов Российской Федерации,
уставом муниципального образования.


Часть 4 ст. 5 Закона области
устанавливает перечень оснований, от которых не зависят избирательные
права граждан, согласно которому гражданин Российской Федерации имеет
право избирать и быть избранным в представительный орган
муниципального образования независимо от пола, расы, национальности,
языка, происхождения, имущественного и должностного положения,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным
объединениям.


Такой перечень в нарушение
федерального законодательства является исчерпывающим, тогда как
пунктом 2 статьи 4 Федерального закона установлено, что гражданин
Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным,
участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности,
языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места
жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к
общественным объединениям, а также других обстоятельств.


Частью 1 статьи 15 Закона области
установлено, что избирательные комиссии муниципальных образований,
окружные и участковые избирательные комиссии формируются на основе
предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов,
допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной
Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательном
Собрании, представительном органе соответствующего муниципального
образования, иных общественных объединений.


По мнению прокурора Нижегородской
области, данная норма не в полной мере соответствует федеральному
законодательству, поскольку не устанавливает порядок формирования
территориальных комиссий, тогда как пунктом 2 статьи 22 Федерального
закона установлено, что избирательные комиссии муниципальных
образований, окружные избирательные комиссии по выборам в органы
местного самоуправления, территориальные, участковые комиссии
формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших
списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации,
законодательном (представительном) органе государственной власти
соответствующего субъекта Российской Федерации, иных общественных
объединений, а также предложений избирательных объединений,
выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских
мандатов в представительном органе муниципального образования.


Пунктом 4 части 5 статьи 19 Закона
области установлено, что участковая комиссия обеспечивает
информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах, списках
кандидатов на основе сведений, полученных из окружных комиссий, что
не в полной мере соответствует федеральному законодательству.


Так, подпунктом "г" пункта
6 статьи 27 Федерального закона установлено, что участковая
избирательная комиссия обеспечивает информирование избирателей о
зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях,
зарегистрировавших списки кандидатов. То есть в нарушение федеральной
нормы Закон области не устанавливает, что участковая избирательная
комиссия обеспечивает информирование избирателей также и об
избирательных объединениях.


Частью 4 статьи 21 Закона области
предусмотрено, что председатель избирательной комиссии поселения
избирается тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов
этой комиссии с правом решающего голоса на основе предложения
избирательной комиссии муниципального района, а если избирательная
комиссия муниципального района не образована - на основе предложения
территориальной комиссии, что противоречит иным нормам Закона
области.


Так, статьей 14 Закона области
определена система избирательных комиссий, осуществляющих подготовку
и проведение выборов депутатов представительных органов муниципальных
образований, в которую входят избирательные комиссии муниципальных
образований, окружные избирательные комиссии, участковые
избирательные комиссии. Указанной статьей установлено, что подготовку
и проведение выборов депутатов городских дум городов Нижнего
Новгорода, Дзержинска осуществляют также территориальные
избирательные комиссии. Таким образом, территориальные избирательные
комиссии образуются только в городах Нижнем Новгороде и Дзержинске и
их полномочия, установленные в статье 17 Закона области,
распространяются только на деятельность участковых комиссий
соответствующих городов. На территории указанных городов нет
избирательных комиссий поселений. Аналогичное нарушение содержится в
части 10 статьи 22 Закона области.


Пунктом 5 статьи 33 Федерального
закона установлено, что документы, указанные в пунктах 1, 2 и 3
настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке
кандидатов) обязан представить лично. Документы, указанные в пунктах
1, 2 и 3 настоящей статьи могут быть представлены по просьбе
кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в
местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом
подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна
быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного
лечебно-профилактического учреждения, в котором содержатся под
стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установленных
Федеральным законом.


Аналогичная норма части 7 статьи 30
Закона области в нарушение Федерального закона не содержит указания
на иные случаи, установленные федеральным законодательством.


Часть 1 статьи 33 Закона области
устанавливает, что избирательное объединение, выдвинувшее
муниципальный список кандидатов, собирает в его поддержку не менее 1
процента подписей избирателей, зарегистрированных на территории
соответствующего муниципального образования.


Указанная норма противоречит пункту 1
статьи 37 Федерального закона, которым установлено, что количество
подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков
кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента
от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного
округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального
закона, но не может быть менее 10 подписей.


Таким образом, установление в
оспариваемой норме Закона области минимального количества подписей
избирателей без указания на то, что максимальное их количество не
может быть более 2 процентов от числа избирателей, нарушает
федеральное законодательство.


Пунктом 33 статьи 38 Федерального
закона установлено, что, если ко дню голосования в одномандатном
(многомандатном) избирательном округе число зарегистрированных
кандидатов окажется меньше установленного числа депутатских мандатов
или равным ему либо если в едином избирательном округе будет
зарегистрирован только один кандидат, список кандидатов или не будет
ни одного зарегистрированного кандидата, списка кандидатов,
голосование в таком избирательном округе по решению соответствующей
избирательной комиссии откладывается для дополнительного выдвижения
кандидатов, списков кандидатов и осуществления последующих
избирательных действий, за исключением случаев, предусмотренных
пунктом 35 настоящей статьи. В этом случае голосование проводится в
ближайший установленный статьей 10 настоящего Федерального закона
день, на который могут назначаться выборы.


Частью 16 статьи 37 Закона области
установлено, что, если за 20 дней до дня голосования по
одномандатному избирательному округу не будет зарегистрирован ни один
кандидат, или в многомандатном избирательном округе число
зарегистрированных кандидатов окажется меньше или равно
установленному числу депутатских мандатов, а равно если по
муниципальному избирательному округу будет зарегистрирован только
один такой список, выборы по решению соответственно окружной
избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального
образования откладываются на срок не более двух месяцев для
дополнительного выдвижения кандидатов, списка кандидатов и
осуществления последующих избирательных действий.


Таким образом, данная норма Закона
области, устанавливая, что решение об отложении выборов принимается
при минимальном количестве зарегистрированных кандидатов, списков
кандидатов, оставшемся за 20 дней до выборов, а не ко дню выборов,
нарушает федеральное законодательство.


По мнению прокурора Нижегородской
области, ряд норм Закона области противоречат федеральному
законодательству в части ограничения прав избирательных объединений,
выдвинувших кандидатов.


Так, часть 6 статьи 14 Закона области
устанавливает, что избирательные комиссии обеспечивают информирование
избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий,
о ходе избирательной кампании, о кандидатах, избирательных
объединениях, выдвинувших списки кандидатов. При этом указанная норма
в нарушение федерального законодательства не содержит указания на то,
что избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей об
избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, тогда как пунктом
6 статьи 20 Федерального закона установлено, что комиссии
обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о
сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий,
связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе
избирательной кампании, кампании референдума, а также о кандидатах,
об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки
кандидатов.






-->
примечание.


Видимо имеется в виду предложение 1
части 1 статьи 41 Закона Нижегородской области от 04.08.2005 № 105-З.






Предложением 1 части
1 статьи 41 установлено, что кандидат, выдвинутый в одномандатном
избирательном округе, вправе назначить до 10 доверенных лиц, а
выдвинутый в многомандатном избирательном округе - до 15 доверенных
лиц, избирательное объединение, выдвинувшее муниципальный список
кандидатов, - до 65 доверенных лиц. При этом не устанавливается, что
доверенных лиц может назначить также избирательное объединение,
выдвинувшее кандидатов, чем нарушается федеральное законодательство,
т.к. пункт 1 статьи 43 Федерального закона четко устанавливает, что
кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов, список
кандидатов, вправе назначить доверенных лиц.


Таким образом, оспариваемые нормы
Закона области противоречат федеральному законодательству и
ограничивают права избирательных объединений, выдвинувших кандидатов,
на участие в избирательной кампании.


Частью 1 статьи 77 Закона области
предусмотрено, что документация избирательных комиссий всех уровней,
включая избирательные бюллетени и открепительные удостоверения,
подлежит хранению и передаче в порядке, установленном избирательной
комиссией Нижегородской области. При этом устанавливаемые сроки
хранения избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений и
списков избирателей должны быть не менее одного года со дня
опубликования результатов выборов, а финансовых отчетов избирательных
комиссий, итоговых финансовых отчетов зарегистрированных кандидатов,
протоколов об итогах голосования, о результатах выборов и сводных
таблиц - не менее одного года со дня официального опубликования
решения о назначении следующих выборов депутатов соответствующих
представительных органов муниципальных образований.


Оспариваемая норма Закона области не
в полной мере соответствует федеральному законодательству, так как
пунктом 10 статьи 70 Федерального закона установлено, что
документация комиссий всех уровней, включая подписные листы с
подписями избирателей, участников референдума, бюллетени,
открепительные удостоверения и списки избирателей, участников
референдума, подлежит хранению в течение сроков, установленных
законом. Этим же пунктом статьи 70 Федерального закона установлено,
что устанавливаемые сроки хранения подписных листов с подписями
избирателей, участников референдума, бюллетеней, открепительных
удостоверений и списков избирателей, участников референдума не могут
быть менее одного года со дня опубликования итогов голосования и
результатов выборов, референдума. Устанавливаемые сроки хранения
протоколов об итогах голосования и сводных таблиц избирательных
комиссий об итогах голосования не могут быть менее одного года со дня
объявления даты следующих выборов того же уровня.


Таким образом, вместо установления
конкретных сроков хранения избирательной документации оспариваемая
норма Закона области воспроизводит правило федерального
законодательства об установлении минимального возможного срока ее
хранения. Отсутствие единого установленного срока хранения
документации для всех избирательных комиссий может повлечь нарушение
прав граждан при возникновении необходимости защиты их прав с
использованием избирательной документации по истечении минимального
возможного срока хранения документации.


Частью 6 статьи 53 Закона области
установлено, что запрещается изготовление агитационных материалов без
предварительной оплаты из соответствующего избирательного фонда и с
нарушением требований, установленных частями 2 и 4 настоящей статьи,
тогда как требования к агитационным материалам установлены в частях 3
и 5 данной статьи. Подобный же вывод следует из анализа аналогичной
нормы части 5 статьи 54 Федерального закона.


По аналогичным основаниям, по мнению
прокурора Нижегородской области, противоречит федеральному
законодательству часть 6 статьи 12 Закона области, устанавливающая,
что при соблюдении требований, касающихся образования одномандатных и
(или) многомандатных избирательных округов, указанных в части 4
настоящей статьи, учитывается административно-территориальное
устройство (деление) Нижегородской области, муниципальных
образований, тогда как в соответствии с подпунктом "б"
пункта 3 статьи 18 Федерального закона ссылка должна быть на часть 5
этой статьи, устанавливающую требования к формированию округов.


В судебном заседании прокурор
Королева Г.А. заявила, что в заявлении прокурора области имеются
описки.


Так, в заявлении прокурора области
указывается на несоответствие Федеральному закону пункта 4 части 5
статьи 19 Закона области и пункта 9 части 5 статьи 19 Закона области
(л.д. 3, л.д. 7), тогда как в резолютивной части заявления прокурор
просит признать противоречащими федеральному законодательству и
недействующими пункт 4 и пункт 9 части 5 статьи 1 Закона области.


Прокурор области в действительности
просит признать противоречащими федеральному законодательству и
недействующими пункт 4 части 5 статьи 19 и пункт 9 части 5 статьи 19
Закона области.


В заявлении прокурора области также
указано на признание противоречащим федеральному законодательству
предложения 1 части 1 статьи 41 Закона области, однако ошибочно это
требование не указано в резолютивной части заявления прокурора
области, поэтому предложение 1 части 1 статьи 41 Закона области также
следует признать противоречащим Федеральному законодательству и
недействующим.


Представитель Законодательного
Собрания Нижегородской области Штепанов В.М. заявление прокурора
Нижегородской области не признал, заявив, что указание в части 2
статьи 1 Закона области о приоритете Федерального закона не
требуется, т.к. это нашло свое отражение в части 1 статьи 3 Закона
области. Кроме того, Закон области легитимно воспроизводит отдельные
нормы Федерального закона о гарантиях избирательных прав граждан, что
делает нелогичным в указанных случаях дополнительное упоминание о
Федеральном законе.


Вопреки требованиям ч. 3 ст. 131 ГПК
РФ, т.е. без конкретных оснований, оспариваются прокурором области
нормы статей 9, 11, 14, 15, 17, 18, 30, 44, 47, 83 Закона области.


Нормы пунктов 4 и 9 части 5 статьи 1,
которые предлагается прокурором признать недействующими, в Законе
области отсутствуют.


Пункт 13 статьи 2 Закона области не
противоречит Федеральному законодательству, поскольку при наличии
данной ситуации будет действовать Федеральный закон.


Не дает оснований говорить о сужении
перечня нормативных правовых актов, регулирующих избирательные
правоотношения о неупоминании в части 1 статьи 3 Закона области на
иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской
Федерации, поскольку Закон области устанавливает, что федеральное
законодательство является частью правовой основы организации и
проведения выборов.


Не будет считаться нарушением
федерального законодательства отсутствие в части 2 статьи 14 Закона
области упоминания об уставах муниципальных образований как источнике
регулирования вопроса об избирательных комиссиях.


Необоснованными являются утверждения
прокурора области об обязательной ссылке на Устав области и уставы
муниципальных образований в пункте 28 части 7 статьи 16 Закона
области.


Странным выглядит требование
прокурора области признать соответствующую норму областного Закона, в
которой не указано, что соответствующими актами регулируются кроме
полномочий и порядок деятельности избирательных комиссий и их
компетенция, противоречащей федеральному законодательству.


В части 5 статьи 5 Закона области
справедливо не указано на другие обстоятельства, кроме установленных,
независимо от которых гражданин РФ обладает активным избирательным
правом.


Часть 1 статьи 15 Закона области не
противоречит требованиям федерального законодательства, т.к. не
следует дублировать пункт 2 статьи 22 Федерального закона в части
формирования территориальных комиссий через предложения указанных
избирательных объединений.


Указание в заявлении прокурора
области на то, что часть 5 статьи 19 Закона области нарушает пункт 6
статьи 27 Федерального закона, является необоснованным.


Часть 7 статьи 30 Закона области не
противоречит пункту 5 статьи 33 Федерального закона.


Требования в заявлении прокурора
области о необходимости указания в части 1 статьи 33 Закона области
на то, что таких подписей должно быть не больше двух процентов от
соответствующего числа избирателей, не соответствуют пункту 1 статьи
37 и пункту 2 статьи 38 Федерального закона.


Часть 16 статьи 37 Закона области
соответствует положениям Федерального закона от 20.12.2002 № 175-ФЗ
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации"


Часть 6 статьи 14 Закона области не
противоречит федеральному законодательству, т.к. федеральный закон не
обязывает прописывать в законе субъекта ненужные подробности или
детали, усложняющие его применение.






-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: имеется в виду предложение 1 части 1
статьи 41, а не статьи 43 Закона Нижегородской области от 04.08.2005
№ 105-З.






Предложение 1 части
1 статьи 43 Закона области не противоречит федеральному
законодательству, т.к. Федеральный закон № 175-ФЗ "О выборах
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации" не предусматривал назначение доверенных лиц
избирательными объединениями, выдвинувшими кандидатов.


В части 6 статьи 53 Закона области
следует исправить редакционную неточность.


Норма части 1 статьи 77 Закона
области полностью соответствует пункту 1 статьи 70 Федерального
закона.


Изучив материалы дела, выслушав
объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к
следующему.


Закон Нижегородской области от
04.08.2005 № 105-З "О выборах депутатов представительных органов
муниципальных образований в Нижегородской области" устанавливает
порядок назначения, подготовки и проведения выборов депутатов
представительных органов муниципальных образований в Нижегородской
области и определяет гарантии реализации гражданами Российской
Федерации их прав на участие в выборах депутатов представительных
органов муниципальных образований.


Согласно части 2 статьи 1 Закона
области положения уставов муниципальных образований, связанные с
порядком подготовки и проведения выборов депутатов представительных
органов муниципальных образований, не должны противоречить настоящему
Закону. В случае если указанные положения противоречат настоящему
Закону, применяются нормы настоящего Закона.






-->
примечание.


Видимо имеется в виду пункт 6 статьи
1 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ.






По мнению судебной
коллегии, указанная норма Закона области противоречит пункту 6 статьи
1 Федерального закона, согласно которому федеральные законы,
конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные
нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в
Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному
закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта
Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или)
референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются
нормы настоящего Федерального закона.


Таким образом, часть 2 статьи 1
Закона области в нарушение пункта 6 статьи 1 Федерального закона,
определяя, что положения уставов муниципальных образований не должны
противоречить только Закону области, фактически изменяет уровень
правового регулирования выборов по сравнению с Федеральным законом, с
чем согласиться нельзя.


Аналогично в связи с отсутствием в
части 7 статьи 9, части 3 статьи 11, части 13 статьи 14, части 6
статьи 15, пункте 28 части 7 статьи 16, пункте 8 статьи 17, пункте 12
части 4 статьи 18, пункте 9 части 5 статьи 19, части 2 статьи 30,
части 1 статьи 44, абз. 1 пункта 2 части 10 статьи 47, части 1 статьи
49, предложении 1 части 3 статьи 83 Закона области указания на
Федеральный закон следует признать их противоречащими Федеральному
закону и недействующими.


В соответствии с пунктом 13 статьи 2
Закона области для целей настоящего Закона применяемые термины и
понятия означают: документ, заменяющий паспорт гражданина, -
документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным
государственным органом. На территории Российской Федерации такими
документами являются:


а) военный билет, временное
удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение
личности (для лиц, которые проходят военную службу);


б) временное удостоверение личности
гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления
паспорта в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации;


в) паспорт моряка (удостоверение
личности моряка);


г) справка установленной формы,
выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах
содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке,
утверждаемом Правительством Российской Федерации.


Между тем указанный пункт Закона
области противоречит Федеральному законодательству.


Так, пунктом 10 статьи 4 Федерального
закона предусмотрено, что на основании международных договоров
Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные
граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего
муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в
органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных
действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане
Российской Федерации. Соответственно в пункте 16 статьи 2
Федерального закона установлено, что для таких иностранных граждан
документом, заменяющим паспорт гражданина, является документ,
удостоверяющий право иностранного гражданина на постоянное проживание
в Российской Федерации в соответствии с федеральным
законодательством, регулирующим правовое положение иностранных
граждан в Российской Федерации.


Следовательно, неустановление в
Законе области вида документа, заменяющего паспорт для таких граждан,
нарушает их избирательные права, с чем также согласиться нельзя.


Часть 1 статьи 3 Закона области
устанавливает, что правовое регулирование подготовки и проведения
выборов глав муниципальных образований осуществляется Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации", Уставом Нижегородской
области, настоящим Законом, иными законами Нижегородской области.


Между тем не учтено следующее
обстоятельство.


Согласно части 1 статьи 1
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии
реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на
участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской
Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов
Российской Федерации, уставами муниципальных образований.


Аналогичное прямое указание на уставы
муниципальных образований содержится также в пункте 9 статьи 2
Федерального закона, который определяет выборы как форму прямого
волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами, конституциями
(уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами
муниципальных образований в целях формирования органа государственной
власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями
должностного лица.


Таким образом, не включив в основную
общую норму о перечне нормативных актов, осуществляющих правовое
регулирование избирательных отношений, уставы муниципальных
образований, иные нормативные акты, Закон области нарушает
вышеуказанное федеральное законодательство.


По аналогичным основаниям
противоречат федеральному законодательству часть 2 статьи 14 и пункт
28 части 7 статьи 16 Закона области.


В силу части 2 статьи 14 Закона
области полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий
устанавливаются Федеральным законом "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации", настоящим Законом.


По мнению судебной коллегии, при этом
в нарушение Федерального закона в Законе области не указано, что
регулирование деятельности избирательных комиссий осуществляется
также уставами муниципальных образований, тогда как в пункте 8 статьи
20 Федерального закона прямо предусмотрено, что компетенция,
полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов
Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных
образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и
участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления, а также референдумов субъектов Российской
Федерации, местных референдумов устанавливаются настоящим Федеральным
законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской
Федерации, уставами муниципальных образований. Кроме того, в
нарушение указанного федерального законодательства в оспариваемой
норме Закона области не предусмотрено, что кроме полномочий и порядка
деятельности избирательных комиссий перечисленными нормативными
актами регулируется также и компетенция избирательных комиссий.


Согласно пункту 28 части 7 статьи 16
Закона области избирательная комиссия муниципального образования
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.


Данная норма Закона области
противоречит пункту "к" части 10 статьи 24 Федерального
закона, согласно которому избирательная комиссия муниципального
образования осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим
Федеральным законом, конституцией (уставом), законами субъекта
Российской Федерации, уставом муниципального образования.


Часть 4 статьи 5 Закона области
устанавливает перечень оснований, от которых не зависят избирательные
права граждан, согласно которому гражданин Российской Федерации имеет
право избирать и быть избранным в представительный орган
муниципального образования независимо от пола, расы, национальности,
языка, происхождения, имущественного и должностного положения,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным
объединениям.


Однако данная норма Закона области
противоречит пункту 2 статьи 4 Федерального закона, которым
установлено, что гражданин Российской Федерации имеет право избирать,
быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы,
национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного
положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,
принадлежности к общественным объединениям, а также других
обстоятельств.


Следовательно, неуказание в норме
Закона области на "другие обстоятельства" следует считать
как нарушение вышеуказанного федерального законодательства.


Согласно части 1 статьи 15 Закона
области избирательные комиссии муниципальных образований, окружные и
участковые избирательные комиссии формируются на основе предложений
избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные
к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе
Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательном Собрании,
представительном органе соответствующего муниципального образования,
иных общественных объединений.


Данная норма также противоречит
федеральному законодательству, т.к. не устанавливает порядок
формирования территориальных комиссий.


Тогда как пунктом 2 статьи 22
Федерального закона установлено, что избирательные комиссии
муниципальных образований, окружные избирательные комиссии по выборам
в органы местного самоуправления, территориальные, участковые
комиссии формируются на основе предложений политических партий,
выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских
мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской
Федерации, законодательном (представительном) органе государственной
власти соответствующего субъекта Российской Федерации, общественных
объединений, а также предложений избирательных объединений,
выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских
мандатов в представительном органе местного самоуправления.


Пункт 4 части 5 статьи 19 Закона
области устанавливает, что участковая комиссия обеспечивает
информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах, списках
кандидатов на основе сведений, полученных из окружной комиссии.


Данная норма Закона области
противоречит подпункту "г" пункта 6 статьи 27 Федерального
закона, согласно которому участковая комиссия обеспечивает
информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах, об
избирательных объединениях, зарегистрировавших списки кандидатов,
т.е. в нарушение федерального законодательства нормы Закона области
не устанавливают, что участковая избирательная комиссия обеспечивает
информирование избирателей также и об избирательных объединениях,
зарегистрировавших списки кандидатов.


В силу пункта 5 статьи 33
Федерального закона документы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 настоящей
статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов)
обязан представить лично. Документы, указанные в пунктах 1, 2 и 3
настоящей статьи, могут быть представлены по просьбе кандидата иными
лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания
под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи
кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена
нотариально либо администрацией стационарного
лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на
излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под
стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установленных
федеральным законом.


Аналогичная норма Закона области (ч.
7 ст. 30) в нарушение федерального законодательства не содержит
указания на иные случаи, установленные федеральным законодательством.


Согласно части 1 статьи 33 Закона
области если избирательные объединения, выдвинувшие муниципальный
список кандидатов, собирают в его поддержку подписи избирателей, то
они обязаны собрать не менее 1 процента подписей избирателей,
зарегистрированных на территории соответствующего муниципального
образования.


По мнению судебной коллегии,
указанная норма Закона области противоречит пункту 1 статьи 37
Федерального закона, которым установлено, что в поддержку выдвижения
кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума
могут собираться подписи избирателей, участников референдума в
порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое
необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов,
устанавливается законом и не может превышать 2 процентов от числа
избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в
соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона,
но не может быть менее 10 подписей.


Таким образом, установление в норме
Закона области минимального количества подписей избирателей без
указания на то, что максимальное их количество не может быть более 2
процентов от числа избирателей, нарушает федеральное
законодательство.


Пунктом 33 статьи 38 Федерального
закона установлено, что, если ко дню голосования в одномандатном
(многомандатном) избирательном округе число зарегистрированных
кандидатов окажется меньше установленного числа депутатских мандатов
или равным ему либо если в едином избирательном округе будет
зарегистрирован только один кандидат, список кандидатов или не будет
ни одного зарегистрированного кандидата, списка кандидатов,
голосование в таком избирательном округе по решению соответствующей
избирательной комиссии откладывается для дополнительного выдвижения
кандидатов, списков кандидатов и осуществления последующих
избирательных действий.


Часть 16 статьи 37 Закона области
определяет, что, если за 20 дней до дня голосования по одномандатному
избирательному округу не будет зарегистрирован ни один кандидат, или
в многомандатном избирательном округе число зарегистрированных
кандидатов окажется меньше или равно установленному числу депутатских
мандатов, а равно если по муниципальному избирательному округу не
будет зарегистрирован ни один муниципальный список кандидатов либо
будет зарегистрирован только один такой список, выборы по решению
соответственно окружной избирательной комиссии, избирательной
комиссии муниципального образования откладываются на срок не более
двух месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов, списков
кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.


Таким образом, данная норма Закона
области, устанавливая, что решение об отложении выборов принимается
при минимальном количестве зарегистрированных кандидатов, списков
кандидатов, оставшемся за 20 дней до выборов, а не ко дню выборов,
противоречит федеральному законодательству.


В силу части 6 статьи 14 Закона
области избирательные комиссии обеспечивают информирование
избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий,
о ходе избирательной кампании, о кандидатах, избирательных
объединениях, выдвинувших списки кандидатов.


Данная норма Закона области
противоречит федеральному законодательству, т.к. в ней не содержится
указаний на то, что избирательные комиссии обеспечивают
информирование избирателей об избирательных объединениях, выдвинувших
кандидатов, тогда как пунктом 6 статьи 20 Федерального закона
установлено, что комиссии обеспечивают информирование избирателей,
участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных
действий, действий, связанных с подготовкой и проведением
референдума, о ходе избирательной кампании, кампании референдума, а
также о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших
кандидатов, списки кандидатов.


В силу предложения 1 части 1 статьи
41 Закона области кандидат, выдвинутый в одномандатном избирательном
округе, вправе назначить до 10 доверенных лиц, а выдвинутый в
многомандатном избирательном округе - до 15 доверенных лиц,
избирательное объединение, выдвинувшее муниципальный список
кандидатов, - до 65 доверенных лиц.


Между тем данная норма Закона области
противоречит федеральному законодательству, т.к. не устанавливает то,
что доверенных лиц может назначать также избирательное объединение,
выдвинувшее кандидатов (пункт 1 статьи 43 ФЗ).


Частью 1 статьи 77 Закона области
установлено, что документация избирательных комиссий всех уровней,
включая избирательные бюллетени, открепительные удостоверения,
подлежит хранению и передаче в порядке, установленном избирательной
комиссией Нижегородской области. При этом устанавливаемые сроки
хранения избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений и
списков избирателей должны быть не менее одного года со дня
опубликования результатов выборов, а финансовых отчетов избирательных
комиссий, итоговых финансовых отчетов зарегистрированных кандидатов,
протоколов об итогах голосования, о результатах выборов и сводных
таблиц - не менее одного года со дня официального опубликования
решения о назначении следующих выборов депутатов соответствующих
представительных органов муниципальных образований.


Данная норма Закона области также
противоречит Федеральному закону.


Так, в пункте 10 статьи 70
Федерального закона установлено, что документация комиссий всех
уровней, включая подписные листы с подписями избирателей, участников
референдума, бюллетени, открепительные удостоверения и списки
избирателей, участников референдума, подлежит хранению в течение
сроков, установленных законом.


Этим же пунктом 10 ст. 70
Федерального закона установлено, что устанавливаемые сроки хранения
подписных листов с подписями избирателей, участников референдума,
бюллетеней, открепительных удостоверений и списков избирателей,
участников референдума не могут быть менее одного года со дня
опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдума.
Устанавливаемые сроки хранения протоколов об итогах голосования и
сводных таблиц избирательных комиссий об итогах голосования не могут
быть менее одного года со дня объявления даты следующих выборов того
же уровня, а комиссий референдума - менее пяти лет со дня
опубликования итогов голосования.


Таким образом, документация
избирательных комиссий всех уровней подлежит хранению и передаче
только в соответствии с законом, а не в порядке, установленном
избирательной комиссией Нижегородской области. Причем должны быть
указаны конкретные сроки хранения избирательной документации.


В силу части 6 статьи 53 Закона
области запрещается изготовление агитационных материалов без
предварительной оплаты из соответствующего избирательного фонда и с
нарушением требований, установленных частями 2 и 4 настоящей статьи,
тогда как такие требования установлены в частях 3 и 5 настоящей
статьи.


Данная норма Закона области
противоречит части 5 статьи 54 Федерального закона, которая
указывает, что запрещается изготовление агитационных материалов без
предварительной оплаты из соответствующего избирательного фонда и с
нарушением требований, установленных пунктами 2 и 4 настоящей статьи.


По аналогичным основаниям
противоречит федеральному законодательству часть 6 статьи 12 Закона
области, устанавливающая, что при соблюдении требований, касающихся
образования одномандатных и (или) многомандатных избирательных
округов, указанных в части 4 настоящей статьи, учитывается
административно-территориальное устройство (деление) Нижегородской
области, муниципальных образований, тогда как в соответствии с
подпунктом "б" пункта 3 статьи 18 Федерального закона
ссылка должна быть на часть 5 этой статьи, устанавливающую требования
к формированию округов.


Что же касается требований прокурора
Нижегородской области о признании части 4 статьи 21 Закона области и
части 10 статьи 22 Закона области недействующими, поскольку они
противоречат соответственно требованиям части 1 статьи 14 и статье 17
Закона области от 04.08.2005 № 105-З "О выборах депутатов
представительных органов муниципальных образований в Нижегородской
области", то, по мнению судебной коллегии, в их удовлетворении
следует отказать.


Прокурор области не представил
доказательств того, что эти нормы Закона области противоречат
каким-либо нормам федерального законодательства.


Кроме того, суд в порядке
нормоконтроля вправе проверять нормативные правовые акты на
соответствие федеральному закону или другому нормативному правовому
акту, имеющему большую юридическую силу, к каковым указанный Закон
области не относится.


Утверждение представителя
Законодательного Собрания Нижегородской области Штепанова В.М. о том,
что оспариваемые прокурором области нормы части 16 статьи 37 и
предложение 1 части 1 статьи 41 Закона области соответствуют
Федеральному закону от 20.12.2002 № 175-ФЗ "О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
(ст. 47, ст. 51), также не могут быть приняты во внимание по
следующим основаниям.


Указанные нормы Закона области, как
установлено выше, действительно противоречат Федеральному закону "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации".


Кроме того, как это следует из части
6 статьи 1 Федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации", федеральные законы, конституции (уставы),
законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты
о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не
должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный
закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной
нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат
настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего
Федерального закона.


Таким образом, судебная коллегия
признает противоречащими Федеральному закону и недействующими со дня
вступления в законную силу настоящего решения часть 2 статьи 1, пункт
13 статьи 2, часть 1 статьи 3, часть 4 статьи 5, предложение 2 части
7 статьи 9, часть 3 статьи 11, часть 6 статьи 12, предложение 1 части
1, части 2, 6 и 13 статьи 14, части 1 и 6 статьи 15, пункт 28 части 7
статьи 16, пункт 8 статьи 17, пункт 12 части 4 статьи 18, пункты 4 и
9 части 5 статьи 19, части 2 и 7 статьи 30, часть 1 статьи 33, часть
16 статьи 37, предложение 1 части 1 статьи 41, часть 1 статьи 44,
абзац 1 и пункт 2 части 10 статьи 47, часть 1 статьи 49, часть 6
статьи 53, часть 1 статьи 77, предложение 1 части 3 статьи 83 Закона
Нижегородской области от 04.08.2005 № 105-З "О выборах депутатов
представительных органов муниципальных образований в Нижегородской
области" и отказывает прокурору Нижегородской области в
удовлетворении требований о признании недействующими части 4 статьи
21 и части 10 статьи 22 Закона Нижегородской области от 04.08.2005 N
105-З "О выборах депутатов представительных органов
муниципальных образований в Нижегородской области".


Руководствуясь ст. 194, ст. 198 ГПК
РФ, судебная коллегия




решила:




Заявление прокурора
Нижегородской области удовлетворить частично.


Признать противоречащими федеральному
законодательству и недействующими со дня вступления решения в
законную силу часть 2 статьи 1, пункт 13 статьи 2, часть 1 статьи 3,
часть 4 статьи 5, предложение 2 части 7 статьи 9, часть 3 статьи 11,
часть 6 статьи 12, предложение 1 части 1, части 2, 6 и 13 статьи 14,
части 1 и 6 статьи 15, пункт 28 части 7 статьи 16, пункт 8 статьи 17,
пункт 12 части 4 статьи 18, пункты 4 и 9 части 5 статьи 19, части 2 и
7 статьи 30, часть 1 статьи 33, часть 16 статьи 37, предложение 1
части 1 статьи 41, часть 1 статьи 44, абзац 1 и пункт 2 части 10
статьи 47, часть 1 статьи 49, часть 6 статьи 53, часть 1 статьи 77,
предложение 1 части 3 статьи 83 Закона Нижегородской области от
04.08.2005 № 105-З "О выборах депутатов представительных органов
муниципальных образований в Нижегородской области".


В удовлетворении заявления прокурора
Нижегородской области о признании недействующими части 4 статьи 21 и
части 10 статьи 22 Закона Нижегородской области от 04.08.2005 № 105-З
"О выборах депутатов представительных органов муниципальных
образований в Нижегородской области" отказать.


О принятом решении сообщить в газете
"Нижегородские новости".


Решение может быть обжаловано в
Верховный Суд Российской Федерации через Нижегородский областной суд
в течение десяти дней.




Председательствующий


Г.И.ДОРОДНОВ












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru