Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда
Нижегородской области от 02.03.2006 по делу № А43-1469/2006-38-43


<ИСТЕЦ ПРАВОМЕРНО ПРИЗНАН
ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ СУБЪЕКТОМ, ЗАНИМАЮЩИМ ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА
ЛОКАЛЬНОМ РЫНКЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ>


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено





Документ
получен по официальной рассылке Арбитражного суда Нижегородской
области.









АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




РЕШЕНИЕ




от 2 марта 2006 года
Дело N А43-1469/2006-38-43



Резолютивная часть
решения объявлена 1 марта 2006 г.


Полный текст решения изготовлен 2
марта 2006 г.




(извлечение)




Арбитражный суд
Нижегородской области в составе судьи Яшковой Е.Л., при ведении
протокола судьей Яшковой Е.Л., рассмотрев в открытом судебном
заседании дело по заявлению ОАО "Завод "Красное Сормово"
о признании незаконным приказа управления Федеральной антимонопольной
службы по Нижегородской области № 146 от 03.11.2005 "О внесении
изменений в Реестр ХС, имеющих на рынке определенного товара долю
более 35%",




установил:








-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: имеются в виду слова "35%", а не
"25%".






ОАО "Завод
"Красное Сормово" обратилось в Арбитражный суд
Нижегородской области с заявлением о признании недействительным
приказа управления Федеральной антимонопольной службы по
Нижегородской области № 146 от 03.11.2005 "О внесении изменений
в Реестр ХС, имеющих на рынке определенного товара долю более 25%".
В обоснование указывает на то, что оспариваемый приказ принят с
нарушением п. 1.4 приказа МАП России от 20.12.1996 № 169 "Об
утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния
конкурентной среды на товарных рынках" в части того, что
ответчиком не изучено состояние конкурентной среды на товарном рынке,
а также нарушает право юридического лица в части возложения
обязанности по доведению информации до неопределенного круга лиц,
согласительного порядка при совершении определенных сделок,
предоставления в статистическое управление информации. В связи с этим
просит приказ признать недействительным в полном объеме.


В судебном заседании представитель
заявителя, Галайда Ю.В., действующая на основании доверенности,
доводы заявления поддержала в полном объеме.


Представители ответчика, Валитов
М.А., Горшков С.Л., действующие на основании доверенности, с
заявлением не согласны, пояснили, что оспариваемый приказ подписан
должностным лицом в пределах полномочий, приказ издан в соответствии
с действующим законодательством, каких-либо прав и законных интересов
заявителя в сфере экономической или предпринимательской деятельности
не нарушает.


Заслушав доводы заявителя, возражения
представителей ответчика, оценив собранные судом доказательства в их
совокупности, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению.


В соответствии со статьей 198
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане,
организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о
признании недействительными нормативных правовых актов, незаконными
решений и действий государственных органов, должностных лиц, если
полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и
действие не соответствуют закону или иному нормативному правовому
акту и нарушают их права и законные интересы в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно
возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для
осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.


Судом установлено, что приказом
руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по
Нижегородской области № 146 от 3 ноября 2005 г. ОАО "Завод
"Красное Сормово" включено в Реестр хозяйствующих
субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35
процентов, по оказанию услуг по передаче и распределению
электрической энергии (мощности). Одновременно данным приказом
исключен из Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке
определенного товара долю более 35 процентов, хозяйствующий субъект,
согласно приложению 1 (п. 1 приказа); также отделу информации,
анализа и обеспечения взаимодействия с полномочным представителем
Президента РФ приказано направить в ФАС России, Нижегородстат и
хозяйствующим субъектам копию настоящего приказа (п. 3 приказа).


Основанием для издания приказа
послужил результат проведенного анализа и оценки состояния
конкурентной среды и установление доминирующего положения ОАО "Завод
"Красное Сормово" на рынке услуг по передаче и
распределению электрической энергии (мощности).


Не согласившись с изданным приказом,
ОАО "Завод "Красное Сормово" оспорило его в
арбитражном суде.


Изучив основания издания
ненормативного акта, полномочия лица, его подписавшего, суд находит
приказ законным и обоснованным.


В соответствии с подп. 8, 10 статьи
12 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. № 948-1,
антимонопольный орган вправе устанавливать наличие доминирующего
положения хозяйствующего субъекта, формировать и вести Реестр.


Согласно пункту 5.5 Положения о
территориальном органе Федеральной антимонопольной службы,
утвержденного приказом ФАС России от 13.10.2004 № 135,
территориальному органу ФАС России предоставлено право принимать
решения о включении в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на
рынке определенного товара долю более 35% и осуществляющих свою
деятельность на территории региона. Включение в Реестр осуществляется
на основании решения антимонопольного органа, если хозяйствующий
субъект имеет долю более 35% на соответствующем товарном рынке
Российской Федерации. Решение антимонопольного органа о включении
хозяйствующего субъекта в Реестр оформляется приказом руководителя
ФАС России.


При таких обстоятельствах
руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по
Нижегородской области в пределах предоставленных законом полномочий
издал приказ о включении хозяйствующего субъекта в Реестр ХС, имеющих
на рынке определенного товара долю более 35%.


Порядок проведения анализа и оценки
состояния конкурентной среды на товарных рынках утвержден приказом
МАП России от 20.12.1996 № 169.


Согласно п. 1.4 Порядка, для оценки
состояния конкурентной среды на товарных рынках проводятся
расчетно-аналитические работы по определению:


- продуктовых границ товарного рынка;


- субъектов товарного рынка
(количества и состава продавцов и покупателей);


- географических границ товарного
рынка;


- объема товарного ресурса рынка;


- доли хозяйствующего субъекта на
рынке;


- количественных показателей
структуры товарного рынка;


- рыночного потенциала хозяйствующего
субъекта.


Процедура оценки состояния
конкурентной среды осуществляется в указанной выше
последовательности. В каждом конкретном случае она может изменяться.
Так, если товарная группа определена однозначно, следует, пропустив
соответствующий этап, переходить к определению состава покупателей и
продавцов. Возможен также пропуск нескольких этапов (пункт 1.5
Порядка).


15.09.2005 в адрес директора ОАО
"Завод "Красное Сормово" УФАС по Нижегородской области
был направлен запрос о представлении информации, в том числе: об
основных видах деятельности юридического лица; перечне основных
потребителей электрической энергии, присоединенных к электрическим
сетям организации, которым оказываются услуги по передаче и (или)
сбыту электрической энергии; объемах оказанных потребителям услуг по
передаче электрической энергии за 2004 год и первое полугодие 2005
года в натуральном и стоимостном выражении (с разбивкой потребителей
по следующим категориям: жилищный фонд, бюджетные учреждения и прочие
потребители); количества электрических подстанций; общей
протяженности линий электропередачи (л.д. 13).


Во исполнение требований приказа МАП
России от 20.12.1996 № 169 управлением Федеральной антимонопольной
службы по Нижегородской области было проведено исследование положения
хозяйствующего субъекта на товарных рынках в порядке, предусмотренном
п. 1.4 Порядка.


УФАС по Нижегородской области пришло
к выводу о том, что ОАО "Завод "Красное Сормово"
занимает доминирующее положение на товарном рынке по оказанию услуг
по передаче электрической энергии, что является основанием для
включения данного хозяйствующего субъекта в Реестр хозяйствующих
субъектов, занимающих на рынке определенного товара долю более 35%.


Оценив представленные сторонами
доказательства, суд находит решение управления Федеральной
антимонопольной службы по Нижегородской области законным, принятым в
соответствии с требованиями статьи 4 Закона РСФСР "О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"
и приказа Министерства Российской Федерации по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства от 20 декабря 1996 № 169 "Об
утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния
конкурентной среды на товарных рынках".


Из представленных ОАО "Завод
"Красное Сормово" данных следует, что последний включен в
информационную базу данных по энергоснабжающим организациям
Нижегородской области, формируемую региональной энергетической
комиссией Нижегородской области в подразделе 1.3 "Территориальные
сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической
энергии и мощности" раздела 1 "Электрическая энергия и
мощность".


ОАО "Завод "Красное
Сормово" является владельцем объектов электросетевого хозяйства
и осуществляет передачу электрической энергии для обеспечения нужд
иных лиц - сторонних потребителей электрической энергии.
Следовательно, имеет место услуга по передаче электроэнергии.


Согласно статье 3 Закона Российской
Федерации от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике"
услуга по передаче электрической энергии - это комплекс
организационных и технологически связанных действий, обеспечивающих
передачу электрической энергии через технические устройства
электрических сетей в соответствии с техническими регламентами.


Услуга по передаче электрической
энергии сама по себе является комплексной и включает в себя
непосредственно деятельность по передаче электрической энергии и
деятельность по распределению электрической энергии.


При таких обстоятельствах продуктовые
границы рынка определяются как услуги по передаче и распределению
электрической энергии (мощности).


В соответствии со статьей 4 Закона РФ
от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях",
оказание услуг по передаче электрической энергии относится к
естественно-монопольным видам деятельности.


Вышеуказанный Закон определяет
естественную монополию как состояние товарного рынка, при котором
удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие
конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи
с существенным понижением издержек производства), а товары (работы,
услуги), производимые субъектами естественных монополий, не могут
быть заменены в потреблении другими товарами (работами, услугами), в
связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые
субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от
изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.


Таким образом, услуги по передаче
электрической энергии не имеют заменителей.


Исходя из наличия заключенных
договоров на оказание услуг по передаче электрической энергии, в силу
естественно-монопольного положения лица, оказывающего данную услугу,
и принимая во внимание то обстоятельство, что электрические сети
каждого владельца используются только для оказания данного вида услуг
только заявителем, единственным продавцом услуг по передаче
электрической энергии выступает ОАО "Завод "Красное
Сормово", а покупателями услуг - физические и юридические лица,
энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим
сетям продавца.


Согласно данным, представленным
заявителем в суд, субабонентов ОАО "Завод "Красное Сормово"
- потребителей электроэнергии на 01.01.2006 исчисляется в количестве
69 юридических лиц.


Более того, возможность подключения
данных субабонентов к другим хозяйствующим субъектам, оказывающим
услуги по передаче электрической энергии, отсутствует, поскольку
характер присоединения носит однократный характер (статья 26 Закона
РФ "Об электроэнергетике").


В соответствии с подп. 4.1, 4.2
Порядка, географические границы товарного рынка определяются
экономическими, технологическими, административными барьерами,
ограничивающими возможности участия покупателей в приобретении
данного товара на рассматриваемой территории.


Географические границы товарного
рынка определяют территорию, на которой покупатели из выделенной
группы имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый
товар и не имеют такой возможности за пределами этой территории.


Поскольку покупатели не имеют
возможности приобрести услугу у иных лиц в силу экономических и
технологических барьеров, географическими границами товарного рынка
услуг по передаче электрической энергии является территория,
охваченная электрическими сетями ОАО "Завод "Красное
Сормово".


Таким образом, в силу
естественно-монопольного характера оказания услуг по передаче
электроэнергии, доля ОАО "Завод "Красное Сормово" на
данном рынке составляет 100%.


В соответствии со статьей 4 Закона
РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках", хозяйствующий субъект
признается занимающим доминирующее положение, если его доля на рынке
определенного товара составляет 65% и более.


Принимая во внимание вышеизложенное,
ОАО "Завод "Красное Сормово" занимает доминирующее
положение на товарном рынке по оказанию услуг по передаче
электрической энергии.


При таких обстоятельствах управление
Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области законно
включило ОАО "Завод "Красное Сормово" в Реестр
хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определенного товара
долю более 35%.


Исходя из статьи 13 Гражданского
кодекса Российской Федерации и пункта 1 постановления Пленума
Верховного Суда Российской Федерации № 6 и Пленума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 1 июля 1996 г. "О
некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского
кодекса Российской Федерации", оспариваемый акт может быть
признан недействительным в случае, если он не соответствует закону
или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые
законом интересы гражданина, или юридического лица.


Оспариваемый приказ управления
Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области № 146 от
03.11.2005 издан должностным лицом в пределах предоставленных
полномочий и соответствует закону. Ненормативный акт не может быть
признан судом недействительным при наличии только одного условия
признания ненормативного акта недействительным.


При таких обстоятельствах заявление
ОАО "Завод "Красное Сормово" о признании приказа
управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской
области № 146 от 03.11.2005 предъявлено в суд незаконно,
необоснованно и удовлетворению не подлежит.


Руководствуясь ст. 167 - 170, 181,
200, 201, суд




решил:




ОАО "Завод
"Красное Сормово" в удовлетворении заявления о признании
недействительным приказа управления Федеральной антимонопольной
службы по Нижегородской области № 146 от 3 ноября 2005 г. "О
внесении изменений в Реестр ХС, имеющих на рынке определенного товара
долю более 35%" отказать.


Решение вступает в законную силу по
истечении одного месяца, если не будет подана апелляционная жалоба в
порядке, установленном статьей 181 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации.




Судья


Е.Л.ЯШКОВА












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru