ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства
Нижегородской области от 03.03.2006 № 63
(ред. от 04.06.2008)
"О СОЗДАНИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ПРИРОДНОГО, ТЕХНОГЕННОГО И БИОЛОГО-СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ опубликован
не был.
Первоначальный текст документа
опубликован в издании
"Нижегородские новости", N
49(3461), 22.03.2006
["Правовая среда", N
21(694), 22.03.2006].
Информацию о публикации документов,
создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам.
Первоначальный
текст документа получен из Эталонного банка данных правовой
информации администрации Губернатора Нижегородской области. -
-
ПРАВИТЕЛЬСТВО
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2006 г. № 63
О СОЗДАНИИ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА И
ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО,
ТЕХНОГЕННОГО И БИОЛОГО-СОЦИАЛЬНОГО
ХАРАКТЕРА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. постановления
Правительства Нижегородской области
от 04.06.2008 № 224)
В соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003
года № 794 "О единой государственной системе предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций" и в целях обеспечения охраны
жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной
среде и материальных потерь в результате чрезвычайных ситуаций,
выявления возможных источников чрезвычайных ситуаций, а также
контроля состояния природных, техногенных и биолого-социальных
источников чрезвычайных ситуаций, заблаговременного прогнозирования
параметров чрезвычайных ситуаций и их последствий Правительство
Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о
территориальной системе мониторинга и прогнозирования чрезвычайных
ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера
Нижегородской области (далее - Положение).
2. Органам исполнительной власти
Нижегородской области, входящим в состав территориальной системы
мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и биолого-социального характера Нижегородской области, в
срок до 15 марта 2006 года разработать, согласовать в установленном
порядке и утвердить положения о функциональных подсистемах
территориальной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных
ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера
Нижегородской области в соответствии с Положением.
3. Рекомендовать организациям,
территориальным органам федеральных органов исполнительной власти
Нижегородской области, находящимся на территории Нижегородской
области, входящим в состав территориальной системы мониторинга и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
биолого-социального характера Нижегородской области, в срок до 15
марта 2006 года разработать, согласовать в установленном порядке и
утвердить положения о функциональных подсистемах территориальной
системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и биолого-социального характера
Нижегородской области в соответствии с Положением.
4. Утратил силу. - Постановление
Правительства Нижегородской области от 04.06.2008 № 224.
5. Контроль за исполнением настоящего
постановления оставляю за собой.
Губернатор области
В.П.ШАНЦЕВ
Утверждено
постановлением
Правительства области
от 03.03.2006 № 63
ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
МОНИТОРИНГА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО,
ТЕХНОГЕННОГО И
БИОЛОГО-СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. постановления
Правительства Нижегородской области
от 04.06.2008 № 224)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее
Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 21
декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера",
постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003
года № 794 "О единой государственной системе предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций" и от 24 марта 1997 года № 334
"О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера".
1.2. Настоящее Положение определяет
принципы построения, состав подсистем, порядок выполнения задач и
взаимодействия основных элементов, а также регулирует основные
вопросы функционирования территориальной системы мониторинга и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
биолого-социального характера Нижегородской области (далее - ТСМП
ЧС).
1.3. ТСМП ЧС является
информационно-аналитической подсистемой единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее -
РСЧС), обеспечивает решение задач в области мониторинга и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера, наблюдений и лабораторного контроля гражданской обороны в
мирное и военное время.
В состав ТСМП ЧС входит сеть
наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Нижегородской
области.
1.4. Мониторинг и прогнозирование
чрезвычайных ситуаций в Нижегородской области организуется и
проводится в целях:
- своевременного выявления причин,
способствующих возникновению природных, техногенных и
биолого-социальных чрезвычайных ситуаций;
- заблаговременного определения
масштабов и характера возможного развития чрезвычайных ситуаций
(далее - ЧС);
- выдачи рекомендаций для принятия
мер по предупреждению и локализации чрезвычайных ситуаций, смягчению
их социально-экономических последствий.
1.5. Функционирование ТСМП ЧС
направлено на решение следующих задач:
- выявление возможных источников ЧС;
- контроль за состоянием природных,
техногенных и биолого-социальных источников ЧС;
- заблаговременное прогнозирование
параметров ЧС и их последствий.
1.6. Решение основных задач
функционирования ТСМП ЧС обеспечивается:
- сбором, обработкой и анализом
информации о состоянии природных, техногенных и биолого-социальных
источников ЧС;
- обменом данными в едином
информационном поле ТСМП ЧС;
- лабораторным контролем состояния
окружающей среды;
- прогнозированием места, времени,
параметров и сценариев развития ЧС;
- прогнозированием видов и параметров
последствий ЧС;
- расчетом сил и средств, необходимых
для предотвращения, локализации и ликвидации последствий ЧС;
- обеспечением охраны жизни и
здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и
материальных потерь в результате ЧС;
- обеспечением районирования
территории Нижегородской области по степеням риска возникновения ЧС
техногенного, природного и биолого-социального характера;
- ведением мониторинга состояния
окружающей среды;
- обеспечением защиты информации, в
том числе и составляющей государственную тайну.
Перечень органов исполнительной
власти Нижегородской области, территориальных органов федеральных
органов исполнительной власти, организаций, отвечающих за
функционирование подсистем территориальной системы мониторинга и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
биолого-социального характера Нижегородской области, установлен
приложением 1 к настоящему Положению.
2. СТРУКТУРА
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА И
ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. ТСМП ЧС имеет
территориальный, муниципальный и объектовый уровни. Мониторинг и
прогнозирование проводится на основе разработанных и утвержденных в
установленном порядке нормативных документов и методических
материалов.
2.2. ТСМП ЧС состоит из следующих
подсистем:
а) мониторинг ЧС техногенного
характера, в том числе:
- опасных производственных объектов;
- систем жизнеобеспечения;
- проектируемых и строящихся объектов
и населенных пунктов;
б) мониторинг опасных природных
процессов, включающих:
- опасные геологические явления;
- опасные гидрологические явления;
- опасные метеорологические явления;
- природные пожары;
в) мониторинг ЧС биолого-социального
характера, в том числе:
- эпидемии;
- эпизоотии;
- эпифитотии;
- ЧС социально-экономического
характера.
2.3. В состав ТСМП ЧС включены
территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (по
согласованию), органы исполнительной власти Нижегородской области,
организации, находящиеся на территории Нижегородской области и
осуществляющие мониторинг по направлениям своей деятельности (далее -
службы ТСМП ЧС):
2.3.1. Мониторинг техногенных
чрезвычайных ситуаций:
отдел инспекций радиационной
безопасности в Нижегородской области - мониторинг ядерно и
радиационно опасных объектов;
межрегиональное территориальное
управление технологического и экологического надзора Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по
Приволжскому федеральному округу - мониторинг химически опасных и
взрывоопасных объектов;
департамент Федеральной службы по
надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному
округу - мониторинг безопасности гидротехнических сооружений, кроме
гидротехнических сооружений промышленности, энергетики и судоходных
гидротехнических сооружений;
Верхне-Волжское бассейновое водное
управление - мониторинг гидротехнических сооружений;
государственное федеральное
учреждение по обеспечению инженерных защит Чебоксарского
водохранилища по Нижегородской области:
- мониторинг поверхностных водных
объектов;
- мониторинг гидротехнических
сооружений и систем;
министерство жилищно-коммунального
хозяйства Нижегородской области - мониторинг систем жизнеобеспечения;
МП "Нижегородский водоканал"
- мониторинг систем жизнеобеспечения;
ОАО "МРСК Центра и Приволжья"
(филиал "Нижновэнерго") - мониторинг систем
жизнеобеспечения;
ОАО "Нижегородоблгаз" -
мониторинг систем жизнеобеспечения (системы газораспределения и
газопотребления).
(подпункт 2.3.1 в ред. постановления
Правительства Нижегородской области от 04.06.2008 № 224)
2.3.2. Мониторинг опасных природных
процессов:
департамент лесного комплекса
Нижегородской области:
(в ред. постановления Правительства
Нижегородской области от 04.06.2008 № 224)
- мониторинг пожарной опасности в
лесах;
(в ред. постановления Правительства
Нижегородской области от 04.06.2008 № 224)
позиция исключена. - Постановление
Правительства Нижегородской области от 04.06.2008 № 224;
Приволжский региональный центр
государственного мониторинга состояния недр:
- мониторинг опасных геологических
явлений;
- мониторинг поверхностных водных
объектов;
- мониторинг подземных вод;
ОАО "Противокарстовая и
береговая защита":
- мониторинг опасных геологических
явлений - Нижегородская сейсмическая станция;
- мониторинг опасных геологических
явлений;
ГУ "Нижегородский центр по
гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными
функциями":
- мониторинг опасных гидрологических
явлений;
- мониторинг опасных
метеорологических явлений;
Нижегородский государственный
архитектурно-строительный университет:
- аэрокосмический мониторинг.
2.3.3. Мониторинг ЧС
биолого-социального характера:
министерство здравоохранения
Нижегородской области:
(в ред. постановления Правительства
Нижегородской области от 04.06.2008 № 224)
- мониторинг заболеваний и вспышек
инфекционного характера;
территориальное управление
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека:
- социально-гигиенический мониторинг;
- мониторинг заболеваний и вспышек
инфекционного характера, отравлений;
- мониторинг качества и безопасности
пищевых продуктов;
министерство сельского хозяйства и
продовольственных ресурсов Нижегородской области:
- мониторинг эпифитотий;
комитет государственного
ветеринарного надзора Нижегородской области:
- мониторинг ЧС, связанных с особо
опасными болезнями сельскохозяйственных животных и птицы;
- мониторинг эпизоотий;
федеральное государственное
учреждение "Центр агрохимической службы "Нижегородский":
- мониторинг состояния почв, кормов и
водоисточников;
федеральное государственное
учреждение "Нижегородский референтный центр Федеральной службы
по ветеринарному и фитосанитарному надзору":
(в ред. постановления Правительства
Нижегородской области от 04.06.2008 № 224)
- мониторинг эпифитотий;
министерство экономики Нижегородской
области:
- мониторинг социально-экономического
развития муниципальных районов и городских округов;
департамент социальной защиты
населения, труда и занятости Нижегородской области:
- мониторинг ЧС
социально-экономического характера.
2.3.4. Интегрированные показатели и
сводные данные по ЧС:
Главное управление МЧС России по
Нижегородской области.
(в ред. постановления Правительства
Нижегородской области от 04.06.2008 № 224)
2.4. На муниципальном уровне
мониторинг осуществляется соответствующими подразделениями служб ТСМП
ЧС.
2.5. На объектовом уровне мониторинг
осуществляется руководителем технической службы организаций,
отвечающих за безопасность их функционирования.
2.6. Управление и координация
деятельности служб ТСМП ЧС осуществляется:
на региональном уровне - Главным
управлением МЧС России по Нижегородской области;
(в ред. постановления Правительства
Нижегородской области от 04.06.2008 № 224)
на муниципальном уровне - органами
управления, уполномоченными на решение задач защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций в муниципальных образованиях
(городских округах, муниципальных районах и городских поселениях)
Нижегородской области;
на объектовом уровне - руководителями
структурных подразделений (работниками), специально уполномоченных в
области гражданской обороны и защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, в случае их отсутствия - работниками
организаций, на которых по совместительству приказом по организации
возложены обязанности организации работы по гражданской обороне.
2.7. Организационно-методическое
руководство деятельности ТСМП ЧС осуществляется Главным управлением
МЧС России по Нижегородской области.
(пункт 2.7 в ред. постановления
Правительства Нижегородской области от 04.06.2008 № 224)
3. ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ТСМП ЧС
3.1. ТСМП ЧС входит
в сферу приоритетных областных интересов в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций.
Организация взаимодействия в ТСМП ЧС
с органами исполнительной власти Нижегородской области,
территориальными органами федеральных органов исполнительной власти,
организациями, находящимися на территории Нижегородской области,
отвечающими за обеспечение деятельности функциональных подсистем и
входящими в состав системы (далее - субъекты ТСМП ЧС), осуществляется
на основе настоящего Положения, соответствующих договоров, соглашений
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.2. Взаимодействие субъектов ТСМП ЧС
строится на основе заключения соглашений об информационном
взаимодействии с Главным управлением МЧС России по Нижегородской
области.
(в ред. постановления Правительства
Нижегородской области от 04.06.2008 № 224)
3.3. Службы ТСМП ЧС обеспечивают:
- постоянный обмен данными в едином
информационном поле ТСМП ЧС;
- представление в Главное управление
МЧС России по Нижегородской области аналитических, статистических и
иных материалов (далее - информационные материалы), полученных в
результате проведения мониторинга по направлениям своей деятельности,
в части, касающейся выявления возможных источников ЧС, контроля
состояния природных, техногенных и биолого-социальных источников ЧС,
заблаговременного прогнозирования параметров ЧС и их последствий;
(в ред. постановления Правительства
Нижегородской области от 04.06.2008 № 224)
- своевременное представление
указанных информационных материалов, их защиту и достоверность.
3.4. Главное управление МЧС России по
Нижегородской области обеспечивает:
(в ред. постановления Правительства
Нижегородской области от 04.06.2008 № 224)
- непосредственно прием, обработку и
анализ поступивших информационных материалов, полученных от служб
мониторинга ТСМП ЧС;
- передачу службам мониторинга ТСМП
ЧС результатов обработки информационных материалов;
- информирование вышестоящих органов
управления на основе интегрированных данных ТСМП ЧС;
(в ред. постановления Правительства
Нижегородской области от 04.06.2008 № 224)
- защиту информации, в первую очередь
составляющей государственную тайну.
Обмен информацией в рамках ТСМП ЧС
осуществляется в Порядке, установленном постановлением Правительства
Российской Федерации от 24 марта 1997 года № 334 "О Порядке
сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера", с учетом Положения о представлении
информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и
чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали,
оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую
природную среду, утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 14 февраля 2000 года № 128.
(в ред. постановления Правительства
Нижегородской области от 04.06.2008 № 224)
4. РЕЖИМЫ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТСМП ЧС
4.1. В зависимости
от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной
ситуации решением комиссии по чрезвычайным ситуациям в пределах
конкретной территории устанавливается один из следующих режимов
функционирования ТСМП ЧС:
режим повседневной деятельности - при
нормальной производственной деятельности, радиационной, химической,
биологической (бактериологической), сейсмической и
гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий
и эпифитотий;
режим повышенной готовности - при
ухудшении производственной деятельности, радиационной, химической,
биологической (бактериологической), сейсмической и
гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о
возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
режим чрезвычайной ситуации - при
возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4.2. Основными мероприятиями,
осуществляемыми при функционировании ТСМП ЧС, являются:
в режиме повседневной деятельности:
- осуществление наблюдения и контроля
за состоянием окружающей среды, обстановкой на опасных
производственных объектах и прилегающих к ним территориях;
- сбор, обработка, анализ и обмен
информацией, поступающей от организаций, входящих в ТСМП ЧС, и ее
представление в соответствующие органы;
- прогнозирование и оценка
возможности возникновения ЧС;
- повышение эффективности
взаимодействия в ТСМП ЧС Нижегородской области;
- участие в планировании и выполнении
целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению
чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения,
сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению
устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей
экономики в чрезвычайных ситуациях;
в режиме повышенной готовности:
- выполнение функций, определенных
режимом повседневной деятельности;
- организация при необходимости
учащенных наблюдений за параметрами потенциальных источников ЧС;
- непрерывный сбор и анализ
информации, поступающей от субъектов ТСМП ЧС, и представление ее в
соответствующие органы;
- оперативное и текущее
прогнозирования ЧС;
- уточнение планов взаимодействия в
ТСМП ЧС;
- разработка предложений о составе
мероприятий, направленных на предотвращение и смягчение возможных
последствий при возникновении ЧС;
- приведение в состояние готовности
сил и средств ТСМП ЧС для проведения при необходимости обследования
зоны возможного возникновения ЧС;
в режиме чрезвычайной ситуации:
- организация круглосуточного
функционирования сил и средств ТСМП ЧС;
- сбор, обработка и анализ
мониторинговой информации и прогнозов в реальном масштабе времени и
представление ее в соответствующие организации;
- участие в работе штаба по
локализации и ликвидации ЧС с правом выдачи рекомендаций;
- оперативное прогнозирование
развития ЧС;
- выдвижение при необходимости
оперативной группы ТСМП ЧС в зону ЧС;
- определение границ зоны ЧС;
- разработка предложений о составе
мероприятий, направленных на локализацию и смягчение последствий ЧС.
Приложение 1
к Положению о территориальной
системе мониторинга и прогнозирования
чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и биолого-социального
характера Нижегородской области
ПЕРЕЧЕНЬ
ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ,
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ, ОРГАНИЗАЦИЙ, ОТВЕЧАЮЩИХ ЗА
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
ПОДСИСТЕМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
МОНИТОРИНГА И
ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО,
ТЕХНОГЕННОГО И БИОЛОГО-СОЦИАЛЬНОГО
ХАРАКТЕРА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. постановления
Правительства Нижегородской области
от 04.06.2008 № 224)
1. Мониторинг
чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) техногенного характера:
1.1. Межрегиональное территориальное
управление технологического и экологического надзора Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по
Приволжскому федеральному округу (по согласованию):
(в ред. постановления Правительства
Нижегородской области от 04.06.2008 № 224)
- подсистема мониторинга опасных
производственных объектов.
1.2. Министерство
жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области:
- подсистема мониторинга систем
жизнеобеспечения.
(пункт 1.2 в ред. постановления
Правительства Нижегородской области от 04.06.2008 № 224)
2. Мониторинг опасных природных
процессов:
2.1. Приволжский региональный центр
государственного мониторинга состояния недр (по согласованию):
- подсистема мониторинга опасных
геологических явлений.
2.2. Нижегородский центр по
гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными
функциями (по согласованию):
- подсистема мониторинга опасных
гидрологических явлений;
- подсистема мониторинга опасных
метеорологических явлений.
2.3. Департамент лесного комплекса
Нижегородской области:
- мониторинг пожарной опасности в
лесах.
(пункт 2.3 в ред. постановления
Правительства Нижегородской области от 04.06.2008 № 224)
2.4. Комитет охраны природы и
управления природопользованием Нижегородской области (по
согласованию):
- подсистема мониторинга опасных
изменений в окружающей природной среде.
3. Мониторинг ЧС биолого-социального
характера:
3.1. Министерство здравоохранения
Нижегородской области:
(в ред. постановления Правительства
Нижегородской области от 04.06.2008 № 224)
- подсистема мониторинга эпидемий и
заболеваний населения.
3.2. Комитет государственного
ветеринарного надзора Нижегородской области:
- подсистема мониторинга эпизоотий.
3.3. Федеральное государственное
учреждение "Нижегородский референтный центр Федеральной службы
по ветеринарному и фитосанитарному надзору" (по согласованию):
(в ред. постановления Правительства
Нижегородской области от 04.06.2008 № 224)
- подсистема мониторинга эпифитотий.
3.4. Министерство экономики
Нижегородской области:
- подсистема мониторинга
социально-экономического развития муниципальных районов и городских
округов.
Приложение 2
к Положению о территориальной
системе мониторинга и прогнозирования
чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и биолого-социального
характера Нижегородской области
СХЕМА
СБОРА, ОБОБЩЕНИЯ И ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ
В СТРУКТУРЕ МОНИТОРИНГА И
ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НИЖЕГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ
-
|