Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства
Нижегородской области от 22.11.2007 № 430


"О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ И
УТВЕРЖДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ФУНКЦИЙ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"


Официальная публикация в СМИ:


"Нижегородские новости", N
225(3877), 01.12.2007


["Правовая среда", N
87(875), 01.12.2007]





Документ
получен из Эталонного банка данных правовой информации Губернатора и
Правительства Нижегородской области.



Вступил в силу с 1 января 2008 года
(пункт 3 данного документа).






ПРАВИТЕЛЬСТВО
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 22 ноября 2007 г. № 430




О ПОРЯДКЕ
РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ


РЕГЛАМЕНТОВ ИСПОЛНЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ


И АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ


ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




В соответствии с
Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 -
2008 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 25 октября 2005 года № 1789-р, постановлением
Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 года № 679 "О
порядке разработки и утверждения административных регламентов
исполнения государственных функций и административных регламентов
предоставления государственных услуг" и в целях реализации на
территории Нижегородской области мероприятий по разработке и
утверждению административных регламентов исполнения государственных
функций и административных регламентов предоставления государственных
услуг Правительство Нижегородской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемый Порядок
разработки и утверждения административных регламентов исполнения
государственных функций и административных регламентов предоставления
государственных услуг в Нижегородской области (далее - Порядок).


2. Органам исполнительной власти
Нижегородской области организовать работу по разработке
административных регламентов исполнения государственных функций и
административных регламентов предоставления государственных услуг в
соответствии с Порядком.


3. Настоящее постановление вступает в
силу с 1 января 2008 года.


4. Контроль за исполнением настоящего
постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя
Председателя Правительства Нижегородской области по
государственно-правовому и организационному обеспечению, полномочного
представителя Губернатора в Законодательном Собрании С.А. Потапова.




Губернатор области


В.П.ШАНЦЕВ












Утвержден


постановлением


Правительства области


от 22.11.2007 № 430




ПОРЯДОК


РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ


РЕГЛАМЕНТОВ ИСПОЛНЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ


И АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ


ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ




1.1. Порядок
разработки и утверждения административных регламентов исполнения
государственных функций и административных регламентов предоставления
государственных услуг в Нижегородской области (далее - Порядок)
устанавливает общие требования к разработке и утверждению
административных регламентов исполнения государственных функций и
административных регламентов предоставления государственных услуг
(далее - административные регламенты).


1.2. Для целей настоящего Порядка
используются следующие термины и определения:


государственная функция -
совокупность действий органа исполнительной власти Нижегородской
области, осуществляемых в пределах установленных полномочий и
влекущих возникновение, изменение или прекращение правоотношений или
возникновение (передачу) документированной информации (документа), не
связанных с непосредственным обращением (заявлением) гражданина или
организации;


государственная услуга - совокупность
действий органа исполнительной власти Нижегородской области,
осуществляемых в пределах установленных полномочий и влекущих
возникновение, изменение или прекращение правоотношений или
возникновение (передачу) документированной информации (документа) в
связи с обращением гражданина или организации в целях реализации их
прав, законных интересов либо исполнения возложенных на них
обязанностей в соответствии с федеральным законодательством и (или)
законодательством Нижегородской области;


административный регламент -
нормативный правовой акт, определяющий сроки и последовательность
административных действий и (или) принятия решений органом
исполнительной власти Нижегородской области, порядок взаимодействия
его структурных подразделений и должностных лиц, а также его
взаимодействия с иными государственными органами, органами местного
самоуправления, организациями и гражданами при исполнении органом
исполнительной власти Нижегородской области государственной функции
или предоставлении государственной услуги;


административный регламент исполнения
государственной функции - нормативный правовой акт, определяющий
сроки и последовательность действий и (или) принятия решений органом
исполнительной власти Нижегородской области, влекущих возникновение,
изменение или прекращение правоотношений или возникновение (передачу)
документированной информации (документа), не связанных с
непосредственным обращением (заявлением) гражданина или организации;


административный регламент
предоставления государственной услуги - нормативный правовой акт,
определяющий сроки и последовательность действий и (или) принятия
решений органом исполнительной власти Нижегородской области, влекущих
возникновение, изменение или прекращение правоотношений или
возникновение (передачу) документированной информации (документа) в
связи с непосредственным обращением (заявлением) гражданина или
организации в целях реализации их прав, законных интересов либо
исполнения возложенных на них обязанностей в соответствии с
федеральным законодательством и (или) законодательством Нижегородской
области;


административная процедура -
последовательность действий органа исполнительной власти
Нижегородской области при исполнении государственной функции или
предоставлении государственной услуги;


избыточная административная процедура
- административная процедура, исключение которой из процесса
исполнения государственной функции или предоставления государственной
услуги не приводит к снижению качества результата исполнения
государственной функции или предоставления государственной услуги
(например, избыточные согласования (в случае если результат
согласования не влияет на решение), избыточные уведомления и т.д.);


административное действие -
предусмотренное административным регламентом действие должностного
лица в рамках исполнения государственной функции или предоставления
государственной услуги;


избыточное административное действие
- административное действие, исключение которого из административной
процедуры не препятствует достижению ее результата и позволяет
достичь его без дополнительных затрат;


должностное лицо - лицо постоянно,
временно или в соответствии со специальными полномочиями
осуществляющее деятельность по исполнению государственной функции или
предоставлению государственной услуги, а равно лицо, выполняющее
организационно-распорядительные или административно-хозяйственные
функции в государственных органах, органах местного самоуправления,
государственных и муниципальных организациях;


заявитель - физическое или
юридическое лицо, взаимодействующее с должностными лицами в процессе
исполнения государственной функции или предоставления государственной
услуги;


блок-схема алгоритма прохождения
административной процедуры - диаграмма, на которой изображена
последовательность действий, необходимых для исполнения
государственной функции или предоставления государственной услуги.


1.3. Административные регламенты
исполнения государственных функций и административные регламенты
предоставления государственных услуг разрабатываются органами
исполнительной власти Нижегородской области, к сфере деятельности
которых относится исполнение соответствующих государственных функций
и предоставление соответствующих государственных услуг.


1.4. Административные регламенты
исполнения государственных функций и административные регламенты
предоставления государственных услуг разрабатываются на основе
федеральных законов, правовых актов Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации, федеральных органов
исполнительной власти, законов Нижегородской области, постановлений
Законодательного Собрания Нижегородской области, правовых актов
Губернатора и Правительства Нижегородской области, положений об
органах исполнительной власти Нижегородской области и настоящего
Порядка.


1.5. Органы исполнительной власти
Нижегородской области не вправе устанавливать в административных
регламентах исполнения государственных функций и административных
регламентах предоставления государственных услуг полномочия, не
предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными
законами, правовыми актами Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации, федеральных органов
исполнительной власти, законами Нижегородской области,
постановлениями Законодательного Собрания Нижегородской области,
правовыми актами Губернатора и Правительства Нижегородской области, а
также ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и
законных интересов коммерческих и некоммерческих организаций, за
исключением случаев, когда возможность и условия введения таких
ограничений прямо предусмотрены Конституцией Российской Федерации,
федеральными конституционными законами, федеральными законами и
издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской
Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов
правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации.




II. РАЗРАБОТКА
АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ, ИХ СТРУКТУРА,


НЕЗАВИСИМАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТОВ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ




2.1. РАЗРАБОТКА
АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ




2.1.1.
Административный регламент исполнения государственной функции или
предоставления государственной услуги должен содержать информацию,
необходимую и достаточную как для получения государственной услуги
гражданином или организацией, так и для исполнения государственной
функции или предоставления государственной услуги должностными лицами
органа исполнительной власти Нижегородской области.


2.1.2. При подготовке
административного регламента исполнения государственной функции и
административного регламента предоставления государственной услуги
орган исполнительной власти Нижегородской области может использовать
электронные средства описания и моделирования административных
процессов, если они удовлетворяют требованиям настоящего Порядка, в
части описания административных процедур.


2.1.3. При осуществлении органами
исполнительной власти Нижегородской области части полномочий
федеральных органов исполнительной власти, переданных им в
установленном порядке в соответствии с соглашениями между
федеральными органами исполнительной власти и Правительством
Нижегородской области, административные регламенты исполнения
государственных функций и административные регламенты предоставления
государственных услуг разрабатываются органами исполнительной власти
Нижегородской области на основании типового административного
регламента, утвержденного федеральным министром или руководителем
федеральной службы либо федерального агентства, руководство которыми
осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство
Российской Федерации.


2.1.4. Наименование административного
регламента исполнения государственных функций и административного
регламента предоставления государственных услуг формируется следующим
образом:


административный регламент
<наименование органа исполнительной власти Нижегородской области>
по исполнению государственной функции, предоставлению государственной
услуги <наименование государственной функции или государственной
услуги>. Наименование государственной функции, государственной
услуги указывается в соответствии с Положением об органе
исполнительной власти Нижегородской области.


2.1.5. При разработке
административных регламентов исполнения государственных функций и
административных регламентов предоставления государственных услуг
орган исполнительной власти Нижегородской области обеспечивает:


а) устранение избыточных
административных процедур и избыточных административных действий,
если это не противоречит федеральным законам, правовым актам
Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации,
федеральных органов исполнительной власти, законам Нижегородской
области, постановлениям Законодательного Собрания Нижегородской
области, правовым актам Губернатора и Правительства Нижегородской
области.


Если устранение избыточных
административных процедур и избыточных административных действий
требует внесения изменений в нормативные правовые акты, то
одновременно с проектом административного регламента в установленном
порядке вносятся проекты соответствующих нормативных правовых актов;


б) упрощение административных
процедур и административных действий, под которыми понимается:


- уменьшение сроков исполнения
административных процедур и административных действий;


- сокращение количества документов,
подлежащих представлению гражданами и организациями для получения
государственной услуги;


- применение новых форм документов,
позволяющих устранить необходимость многократного представления
идентичной информации;


- снижение количества взаимодействий
между гражданами (организациями) и должностными лицами, в том числе
за счет перехода к межведомственным согласованиям при предоставлении
государственной услуги (по принципу "одного окна");


в) возможность установления
персональной ответственности должностных лиц за соблюдение требований
административных регламентов по каждой административной процедуре или
действию при исполнении государственной функции или предоставлении
государственной услуги.


Персональная ответственность за
соблюдение требований административных регламентов должна быть
закреплена в должностных регламентах или должностных инструкциях.
После утверждения административного регламента требуется внесение
соответствующих изменений в должностные регламенты государственных
гражданских служащих или в должностные инструкции лиц, участвующих в
исполнении государственной функции или предоставлении государственной
услуги.




2.2. СТРУКТУРА
АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ИСПОЛНЕНИЯ


ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ




2.2.1.
Административный регламент исполнения государственной функции должен
содержать информацию, необходимую и достаточную для исполнения
органом исполнительной власти Нижегородской области государственной
функции, установленной законодательством.


2.2.2. Административный регламент
исполнения государственной функции включает в себя разделы: "Общие
положения", "Административные процедуры".


2.2.3. Раздел "Общие положения"
административного регламента исполнения государственной функции
состоит из трех подразделов.


В первом подразделе указывается
государственная функция в той формулировке, в которой она была дана в
установившем ее нормативном правовом акте.


Второй подраздел содержит ссылки на
нормативные правовые акты, непосредственно регулирующие исполнение
государственной функции. В данном подразделе используется следующая
формулировка:


"Исполнение государственной
функции по <наименование государственной функции >
осуществляется в соответствии с........". Далее приводятся
ссылки на нормативные правовые акты, непосредственно регулирующие
исполнение государственной функции, с указанием реквизитов
нормативных правовых актов и источников официального опубликования,
за исключением нормативных правовых актов ограниченного
распространения.


Третий подраздел содержит
наименование органа исполнительной власти Нижегородской области,
исполняющего государственную функцию.


В случае если в исполнении
государственной функции участвуют несколько территориальных органов
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти Нижегородской области, органов местного самоуправления,
организаций, указываются все участвующие органы и организации, а
также формы их участия.


В административном регламенте
перечисляются все органы и организации, взаимодействующие в процессе
исполнения государственной функции.


2.2.4. Раздел "Административные
процедуры" административного регламента исполнения
государственной функции состоит из двух подразделов.


В первом подразделе "Описание
последовательности действий при осуществлении государственной
функции" приводится описание всех административных действий,
необходимых для исполнения государственной функции.


Для повышения наглядности описание
последовательности действий может сопровождаться блок-схемой
алгоритма прохождения административной процедуры.


В том случае, если в рамках функции
логически выделяются обособленные крупные блоки, их описание
выносится в отдельный раздел с собственным подзаголовком (например,
"Переоформление лицензии", "Аннулирование лицензии"
и т.д.).


В административном регламенте
приводятся положения нормативных правовых актов только в тех случаях,
когда они непосредственно регламентируют отдельные административные
действия и их параметры (сроки, процедуры, критерии принятия решений
и т.д.).


Подробное описание последовательности
действий при исполнении государственной функции, в том числе в
графическом и схематическом виде, может быть представлено в
приложениях к административному регламенту.


Описание каждого административного
действия содержит следующие обязательные элементы:


а) юридические факты, являющиеся
основанием для начала действия.


Описание юридического факта,
являющегося основанием для начала административного действия,
содержит описания инициатора события (действия), самого события
(действия), входящего документа. В качестве юридического факта может
выступать поступление письменного поручения, иного документа,
наступление плановой даты и т.д. Юридический факт может содержать
условия "если; при; в том случае, если; и т.д.". В данном
блоке также указывается способ передачи документа или информации;


б) должностное лицо, ответственное за
выполнение действия.


Если нормативные правовые акты,
непосредственно регламентирующие исполнение функции, содержат
указание на конкретную должность, она указывается в тексте
административного регламента. В иных случаях рекомендуется
использовать формулировку "должностное лицо, ответственное за
<обозначение работ> в <наименование структурного
подразделения органа исполнительной власти Нижегородской области>";


в) максимальный срок выполнения
действия.


Срок выполнения действия определяет
временные ограничения его выполнения. Отсутствие данного блока в
описании действия возможно только в случае, если тип входящего
документа однозначно определяет срок выполнения действия;


г) права и обязанности должностного
лица, в том числе перечень решений, которые могут или должны быть
приняты должностным лицом, а при возможности различных вариантов
решения - критерии или процедуры выбора вариантов решения.


Содержание работ в рамках действия
определяет права и обязанности должностного лица, в том числе
решения, которые могут или должны быть приняты должностным лицом в
рамках административного действия, такие как создание или изменение
информации, подтверждение соответствия информации установленным
требованиям (например, согласование, визирование) и т.д.


Примеры: выбор исполнителя,
назначение ответственного, внесение предложений, проверка
комплектности, подготовка проекта документа и т.д.;


д) порядок и формы контроля за
совершением действий и принятием решений;


е) способ фиксации результата
выполнения действия, в том числе в электронной форме.


Способ фиксации результата выполнения
действия содержит указание на формат обязательного отображения
действия, в том числе в электронных системах, а также специфические
способы регистрации;


ж) результат действия и порядок
передачи результата.


Описание результата действия и
порядка передачи результата содержит указание на результат действия,
исходящий документ, получателя результата и порядок передачи
результата.


В ряде случаев результатом может быть
устное или письменное поручение, внесение изменений в информационную
систему и т.д.


Данный элемент описания
административного действия по форме может совпадать с параметром
"Юридический факт, являющийся основанием для начала действия"
и может являться инициирующим юридическим фактом для следующего
административного действия.


Во втором подразделе "Порядок
обжалования действия (бездействия) и решений, осуществляемых
(принятых) в ходе исполнения государственной функции на основании
административного регламента" приводятся сведения о порядке
обжалования гражданами и организациями действий (бездействий) и
решений, осуществляемых (принятых) в ходе выполнения
административного регламента, включая должность лица, ответственного
за прием жалоб, график его работы, типовые формы обращений (жалоб).


Также указывается номер телефона,
адрес электронной почты, по которым можно сообщить о нарушении
должностным лицом положений административного регламента.




2.3. СТРУКТУРА
АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА


ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ




2.3.1.
Административные регламенты предоставления государственных услуг
разрабатываются исходя из требований к качеству и доступности
государственных услуг, устанавливаемых стандартами государственных
услуг, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с федеральным
законодательством и (или) законодательством Нижегородской области.


До утверждения стандартов
государственных услуг административные регламенты предоставления
государственных услуг разрабатываются с учетом требований к
предоставлению государственных услуг, установленных федеральным
законодательством.


2.3.2. Административный регламент
предоставления государственной услуги должен содержать информацию,
необходимую и достаточную как для получения государственной услуги
гражданином или организацией, так и для предоставления
государственной услуги органом исполнительной власти Нижегородской
области.


2.3.3. Административный регламент
предоставления государственной услуги включает в себя разделы: "Общие
положения", "Требования к порядку предоставления
государственной услуги", "Административные процедуры".


2.3.4. Первый раздел "Общие
положения" административного регламента предоставления
государственной услуги состоит из трех подразделов.


В первом подразделе указывается
государственная услуга в той формулировке, в которой она была дана в
установившем ее нормативном правовом акте.


Второй подраздел содержит ссылки на
нормативные правовые акты, регулирующие предоставление
государственной услуги. В данном подразделе используется следующая
формулировка:


"Предоставление государственной
услуги по <наименование государственной услуги> осуществляется
в соответствии с.....". Далее приводятся ссылки на нормативные
правовые акты, непосредственно регулирующие предоставление
государственной услуги с указанием реквизитов нормативных правовых
актов и источников официального опубликования, за исключением
нормативных правовых актов ограниченного распространения.


В административном регламенте
перечисляются все нормативные правовые акты, определяющие требования
к административным процедурам (последовательность действий, сроки,
критерии принятия решений, необходимые документы и т.д.), качеству и
доступности государственных услуг за исключением тех, действие
которых отменяется в связи с утверждением административного
регламента.


Третий подраздел содержит
наименование органа исполнительной власти Нижегородской области,
предоставляющего государственную услугу.


В случае если в предоставлении
государственной услуги участвуют несколько территориальных органов
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти Нижегородской области, органов местного самоуправления,
организаций, указываются все участвующие органы и организации, а
также формы их участия.


В административном регламенте
перечисляются все органы и организации, взаимодействующие в процессе
предоставления государственной услуги, а также все органы и
организации, без обращения в которые граждане или организации не
могут получить государственную услугу.


В случае если для государственной
услуги принят стандарт государственной услуги, в данном разделе
приводится ссылка на него.


2.3.5. Второй раздел "Требования
к порядку предоставления государственной услуги" состоит из
четырех подразделов.


В первый подраздел "Порядок
информирования о государственной услуге" включается:


а) описание конечного результата
предоставления государственной услуги (например, предоставление
выписки из реестра, заключения, выдача справки и др.);


б) способ получения сведений о местах
нахождения и графике работы структурных подразделений органов
исполнительной власти Нижегородской области, предоставляющих
государственную услугу, а также о других государственных и
муниципальных органах и организациях, обращение в которые необходимо
для получения государственной услуги (в случае большого объема этой
информации она приводится в приложении к административному
регламенту);


в) перечень необходимых для получения
государственной услуги документов, их формы, способ получения, в том
числе в электронной форме;


г) справочные телефоны структурных
подразделений органов исполнительной власти Нижегородской области,
предоставляющих государственную услугу, общий справочный телефон (в
том числе номер телефона-автоинформатора), официальный адрес
электронной почты органа исполнительной власти Нижегородской области;


д) адрес единого интернет-портала
государственных и муниципальных услуг Нижегородской области
(официального сайта Нижегородской области об услугах, предоставляемых
органами государственной власти, государственными учреждениями,
органами местного самоуправления);


е) порядок получения консультаций по
процедуре предоставления государственной услуги;


ж) обязанности должностных лиц при
ответе на телефонные звонки, устные и письменные обращения граждан
или организаций, требования к форме и характеру взаимодействия
должностных лиц с получателями государственной услуги;


з) описание требований к удобству и
комфорту мест предоставления государственной услуги, включая
необходимое оборудование мест ожидания, мест получения информации и
мест заполнения необходимых документов.


Отдельно приводятся сведения об
информационных материалах, которые должны быть размещены на стендах в
местах предоставления государственной услуги, в том числе:


а) исчерпывающая информация о порядке
предоставления государственной услуги (в текстовом виде и виде
блок-схемы, наглядно отображающей алгоритм прохождения
административной процедуры);


б) исчерпывающий перечень органов
исполнительной власти Нижегородской области, органов местного
самоуправления, организаций, в которые необходимо обратиться
гражданам или организациям, с описанием конечного результата
обращения в каждый из указанных органов (организаций);


в) адреса и время приема в органах
исполнительной власти Нижегородской области, органах местного
самоуправления, организациях, последовательность их посещения;


г) перечень, формы документов для
заполнения, образцы заполнения документов.


Также приводятся сведения по
информационным материалам, которые должны быть размещены в сети
Интернет на едином интернет-портале государственных и муниципальных
услуг Нижегородской области.


Во второй подраздел "Условия и
сроки предоставления государственной услуги" включаются все
условия и максимально допустимые сроки:


а) прохождения всех административных
процедур, необходимых для получения услуги (включая время на сбор
документов, обязательных для получения услуги);


б) выдачи документа, являющегося
результатом предоставления государственной услуги в органе
исполнительной власти Нижегородской области, для которого
разрабатывается административный регламент предоставления
государственной услуги;


в) ожидания в очереди при подаче
документов;


г) ожидания в очереди при получении
документов;


д) продолжительности приема (приемов)
у должностного лица.


В третьем подразделе "Перечень
оснований для отказа в предоставлении государственной услуги"
приводится закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении
государственной услуги. Если в основании для отказа имеется ссылка на
несоответствие и (или) нарушение пункта какого-либо документа
(порядка, инструкции и т.п.), то помимо номера и названия пункта
необходимо изложить его содержание.


В четвертом подразделе "Другие
положения, характеризующие требования к предоставлению
государственной услуги, установленные федеральными законами,
правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства
Российской Федерации, законами Нижегородской области, правовыми
актами Губернатора Нижегородской области, Правительства Нижегородской
области и другими нормативными правовыми актами" могут
приводиться требования к:


а) платности (бесплатности)
предоставления государственной услуги в соответствии с
законодательством Российской Федерации и Нижегородской области
(например, размер установленной государственной пошлины и др.);


б) порядку взаимодействия физических
и юридических лиц с государственным органом, предоставляющим
государственную услугу, включая описание способов, позволяющих
осуществить взаимодействие без личной явки в орган исполнительной
власти Нижегородской области.


2.3.6. Третий раздел
"Административные процедуры" административного регламента
предоставления государственной услуги состоит из двух подразделов.


В первом подразделе "Описание
последовательности действий при предоставлении государственной
услуги" приводится описание всех административных действий,
необходимых для предоставления государственной услуги.


Для повышения наглядности описание
последовательности действий может сопровождаться блок-схемой
алгоритма прохождения административной процедуры.


В том случае, если в рамках функции
логически выделяются обособленные крупные блоки, их описание
выносится в отдельный раздел с собственным подзаголовком (например,
"Переоформление лицензии", "Аннулирование лицензии"
и т.д.).


В административном регламенте
приводятся положения нормативных правовых актов только в тех случаях,
когда они непосредственно регламентируют отдельные административные
действия и их параметры (сроки, процедуры, критерии принятия решений
и т.д.).


Подробное описание последовательности
действий при предоставлении государственной услуги, в том числе в
графическом и схематическом виде может быть представлено в
приложениях к административному регламенту.


Описание каждого административного
действия содержит следующие обязательные элементы:


а) юридические факты, являющиеся
основанием для начала действия.


Описание юридического факта,
являющегося основанием для начала действия, содержит описание:
инициатора события (действия), самого события (действия), входящего
документа.


В качестве юридического факта может
выступать поступление письменного поручения, иного документа,
наступление плановой даты и т.д. Юридический факт может содержать
условия "если; при; в том случае, если; и т.д.". В данном
блоке также указывается способ передачи документа или информации;


б) должностное лицо, ответственное за
выполнение действия.


Если нормативные правовые акты,
непосредственно регламентирующие исполнение функции (предоставление
услуги), содержат указание на конкретную должность, она указывается в
тексте административного регламента. В иных случаях рекомендуется
использовать формулировку "должностное лицо, ответственное за
<обозначение работ> в <наименование структурного
подразделения органа исполнительной власти Нижегородской области>";


в) максимальный срок выполнения
действия.


Срок выполнения действия определяет
временные ограничения его выполнения. Отсутствие данного блока в
описании действия возможно только в случае, если тип входящего
документа однозначно определяет срок выполнения действия;


г) права и обязанности должностного
лица, в том числе перечень решений, которые могут или должны быть
приняты должностным лицом, а при возможности различных вариантов
решения - критерии или процедуры выбора вариантов решения.


Содержание работ в рамках действия
определяет права и обязанности должностного лица, в том числе
решения, которые могут или должны быть приняты должностным лицом в
рамках административного действия, такие как создание или изменение
информации, подтверждение соответствия информации установленным
требованиям (например, согласование, визирование) и т.д.


Примеры: выбор исполнителя,
назначение ответственного, внесение предложений, проверка
комплектности, подготовка проекта документа и т.д.;


д) порядок и формы контроля за
совершением действий и принятием решений;


е) способ фиксации результата
выполнения действия, в том числе в электронной форме.


Способ фиксации результата выполнения
действия содержит указание на формат обязательного отображения
действия, в том числе в электронных системах, а также специфические
способы регистрации;


ж) результат действия и порядок
передачи результата.


Описание результата действия и
порядка передачи результата содержит указание на результат действия,
исходящий документ, получателя результата и порядок передачи
результата.


В ряде случаев результатом может быть
устное или письменное поручение, внесение изменений в информационную
систему и т.д. Данный элемент описания административного действия по
форме может совпадать с параметром "Юридический факт, являющийся
основанием для начала действия" и является инициирующим событием
для следующего административного действия.


В подразделе "Порядок
обжалования действия (бездействия) и решений, осуществляемых
(принятых) в ходе предоставления государственной услуги на основании
административного регламента" приводятся сведения о порядке
обжалования гражданами и организациями действий (бездействий) и
решений, осуществляемых (принятых) в ходе выполнения
административного регламента, включая должность лица, ответственного
за прием жалоб, график его работы, типовые формы обращений (жалоб).


Также указывается номер телефона,
адрес электронной почты, по которым можно сообщить о нарушении
должностным лицом положений административного регламента.




2.4. НЕЗАВИСИМАЯ
ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТОВ


АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ




2.4.1. Независимая
экспертиза проекта административного регламента проводится в целях
оценки:


оптимальности административных
процедур, включая уменьшение сроков выполнения административных
процедур и административных действий;


устранения избыточных
административных действий, в том случае, если это не противоречит
федеральным законам, правовым актам Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации, федеральных органов
исполнительной власти, законам Нижегородской области, постановлениям
Законодательного Собрания Нижегородской области, правовым актам
Губернатора Нижегородской области и Правительства Нижегородской
области;


оптимальности способов предоставления
информации об административных процедурах и административных
действиях гражданам и организациям;


соблюдения требований к удобству и
комфорту мест предоставления государственной услуги, включая
необходимое оборудование мест ожидания, мест получения информации и
мест заполнения необходимых документов и др.


2.4.2. Независимая экспертиза
проектов административных регламентов исполнения государственных
функций и административных регламентов предоставления государственных
услуг может проводиться общественными и иными заинтересованными
организациями, осуществляющими свою деятельность в соответствующей
сфере деятельности на территории Нижегородской области.


2.4.3. Результатом независимой
экспертизы является экспертное заключение, которое подписывается
руководителем организации, проводившей экспертизу, или уполномоченным
им лицом.


Экспертное заключение должно
содержать следующие обязательные разделы:


а) раздел "Общие сведения",
включающий:


- наименования проекта
административного регламента исполнения государственной функции или
предоставления государственной услуги и органа исполнительной власти
Нижегородской области, его разработавшего;


- основания для проведения
независимой экспертизы;


- дату проведения независимой
экспертизы;


б) раздел "Недостатки
сложившейся практики исполнения государственной функции или
предоставления государственной услуги". Указанные недостатки
могут быть связаны, в том числе с:


- качеством обслуживания получателей
государственных услуг (длительные очереди, невнимательное или
неуважительное отношение к получателям государственных услуг, высокие
затраты, которые получатели государственной услуги вынуждены нести
для получения информации о государственной услуге, некомфортные
условия ожидания приема у должностного лица и др.);


- оптимальностью административных
процедур исполнения государственной функции или предоставления
государственной услуги (избыточные согласования, визирования,
избыточные требования по предоставлению информации, предъявляемые к
получателям государственных услуг, необоснованная широта
дискреционных полномочий должностных лиц, необоснованно длительные
сроки выполнения административных процедур и административных
действий и др.);


- оптимальностью способов
предоставления информации и др.


Данные недостатки могут
подтверждаться:


- результатами опроса мнений
потребителей государственных услуг;


- копиями жалоб потребителей
государственных услуг;


- публикациями в средствах массовой
информации;


- результатами анализа
административных процессов, проведенных специалистами в сфере
моделирования деловых процессов;


в) раздел "Степень улучшения
сложившейся практики исполнения государственной функции или
предоставления государственной услуги после принятия и внедрения
административного регламента и отсутствие отрицательных последствий
принятия и внедрения административного регламента".


В данном разделе организация,
проводящая независимую экспертизу, приводит оценку того, каким
образом и в какой степени недостатки, указанные в разделе "Недостатки
сложившейся практики исполнения государственной функции или
предоставления государственной услуги" заключения независимой
экспертизы, будут решены за счет принятия и внедрения проекта
административного регламента;


г) раздел "Выводы
заинтересованной организации по результатам проведенной экспертизы".


В данном разделе организация,
проводящая независимую экспертизу, рекомендует проект
административного регламента к принятию или к доработке.


Справка об учете замечаний
заинтересованных организаций прилагается к проекту административного
регламента на всех стадиях его рассмотрения.


2.4.4. Для проведения независимой
экспертизы проектов административных регламентов исполнения
государственных функций или предоставления государственных услуг
орган исполнительной власти Нижегородской области, разрабатывающий
административный регламент, размещает в сети Интернет на едином
интернет-портале государственных и муниципальных услуг Нижегородской
области уведомление о разработке проекта административного регламента
исполнения государственной функции или предоставления государственной
услуги.


Уведомление о разработке проекта
административного регламента исполнения государственной функции или
предоставления государственной услуги содержит следующую информацию:


а) наименование административного
регламента;


б) наименование органа исполнительной
власти Нижегородской области, который разрабатывает проект
административного регламента;


в) почтовый адрес и адрес электронной
почты, по которым должны быть направлены заключения независимой
экспертизы, замечания и предложения заинтересованных организаций.


С момента размещения на сайте
уведомления о разработке проекта административного регламента
исполнения государственной функции или предоставления государственной
услуги соответствующий проект регламента должен быть доступен для
ознакомления, за исключением актов ограниченного распространения.


2.4.5. Срок проведения независимой
экспертизы не может быть меньше двух недель и не может превышать двух
месяцев, срок доработки проекта административного регламента не может
превышать одного месяца.


2.4.6. Орган исполнительной власти
Нижегородской области принимает экспертные заключения общественных и
иных заинтересованных организаций в соответствии с правилами,
установленными в порядке проведения независимой экспертизы. При этом
орган исполнительной власти Нижегородской области, разработавший
проект административного регламента, обязан рассмотреть все
экспертные заключения, представленные общественными и иными
заинтересованными организациями в сроки, установленные в порядке
проведения независимой экспертизы.


Орган исполнительной власти
Нижегородской области, разработавший проект административного
регламента, обеспечивает получение не менее одного заключения
независимой экспертизы.


2.4.7. Орган исполнительной власти
Нижегородской области дорабатывает проект административного
регламента по результатам независимой экспертизы, анализа замечаний и
предложений заинтересованных организаций в сроки, установленные в
порядке проведения независимой экспертизы, и готовит справку об учете
замечаний заинтересованных организаций.


2.4.8. Порядок проведения независимой
экспертизы проектов административных регламентов утверждается
Правительством Нижегородской области.




III. ОРГАНИЗАЦИЯ
СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ПРОЕКТОВ


АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ




3.1. Комиссия по
проведению административной реформы в Нижегородской области (далее -
Комиссия) рассматривает проекты административных регламентов
исполнения государственных функций и административных регламентов
предоставления государственных услуг, разработанных органами
исполнительной власти Нижегородской области, в месячный срок со дня
поступления и принимает одно из следующих решений:


об одобрении проекта
административного регламента;


о доработке проекта административного
регламента с учетом замечаний.


3.2. Решение Комиссии, содержащее
одобрение проекта административного регламента, направляется в орган
исполнительной власти Нижегородской области для подготовки проекта
постановления Правительства Нижегородской области об утверждении
административного регламента исполнения государственной функции или
предоставления государственной услуги.


3.3. Проект административного
регламента, в отношении которого принято решение Комиссии о доработке
с учетом замечаний, в течение 15 дней после принятия такого решения
дорабатывается органом исполнительной власти Нижегородской области и
вносится в Комиссию для повторного рассмотрения.


3.4. Административные регламенты
исполнения государственных функций и административные регламенты
предоставления государственных услуг утверждаются постановлениями
Правительства Нижегородской области на основании решения Комиссии по
представлению руководителей соответствующих органов исполнительной
власти Нижегородской области.


3.5. В случае если в исполнении
государственной функции или предоставлении государственной услуги
участвуют несколько органов исполнительной власти Нижегородской
области, административный регламент исполнения государственной
функции или административный регламент предоставления государственной
услуги утверждается постановлением Правительства Нижегородской
области на основании решения Комиссии по совместному представлению
руководителей соответствующих органов исполнительной власти
Нижегородской области.


3.6. Если для повышения качества
предоставления государственной услуги и (или) оптимизации
административных процедур необходимо внесение изменений в действующие
нормативные правовые акты, одновременно с проектом административного
регламента в установленном порядке вносятся проекты соответствующих
нормативных правовых актов.


3.7. Орган исполнительной власти
Нижегородской области, осуществляющий исполнение государственных
функций и (или) предоставление государственных услуг, вправе
устанавливать правовым актом органа исполнительной власти
Нижегородской области более подробные требования к порядку действий
должностных лиц при исполнении ими административных процедур.
Указанные требования разрабатываются в соответствии с утвержденным
административным регламентом.




IV. ВНЕСЕНИЕ
ИЗМЕНЕНИЙ В АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ




4.1. В
административный регламент исполнения государственной функции и
административный регламент предоставления государственной услуги при
необходимости могут вноситься изменения.


4.2. Орган исполнительной власти
Нижегородской области подготавливает проект постановления
Правительства Нижегородской области о внесении изменений в
административный регламент исполнения государственной функции или
административный регламент предоставления государственной услуги в
следующих случаях:


а) изменение законодательства,
регулирующего исполнение государственной функции или предоставление
государственной услуги.


Обязательным является изменение
разделов "Административные процедуры" и "Требования к
порядку предоставления государственной услуги" при изменении
сроков, критериев принятия решений, состава необходимых документов,
состава участвующих органов и организаций;


б) изменение структуры органов
исполнительной власти Нижегородской области.


В данном случае производится
изменение наименования должностей в тексте административного
регламента (если в тексте административного регламента содержатся
наименования конкретных должностей) либо издается правовой акт органа
исполнительной власти Нижегородской области о назначении
ответственных лиц с учетом новых должностей (в соответствии с
изменившейся организационной структурой или штатным расписанием);


в) если применение утвержденного
стандарта государственной услуги требует пересмотра административных
процедур административного регламента;


г) в иных случаях по инициативе
органа исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющего
исполнение государственной функции или предоставление государственной
услуги.


4.3. Орган исполнительной власти
Нижегородской области вносит в Комиссию предложения о внесении
изменений в административный регламент исполнения государственной
функции или в административный регламент предоставления
государственной услуги по результатам мониторинга применения
соответствующих административных регламентов, проводимого по
необходимости, но не реже чем один раз в три года.


4.4. Предметом мониторинга являются:


а) соответствие требованиям к
качеству и доступности государственной услуги.


При этом подлежит установлению оценка
потребителями государственной услуги, характера взаимодействия с
должностными лицами государственных органов, качества и доступности
соответствующей государственной услуги (срок оказания, условия
ожидания приема, порядок информирования о государственной услуге и
т.д.) обоснованность отказов в предоставлении государственной услуги
и др.;


б) выполнение требований к
эффективности административных процедур.


При этом подлежит установлению
отсутствие избыточных административных действий, возможность
уменьшения сроков исполнения административных процедур и
административных действий.


4.5. Орган исполнительной власти
Нижегородской области для проведения мониторинга вправе:


привлекать в соответствии с
законодательством организации для проведения мониторинга;


проводить опросы получателей
соответствующей государственной услуги.


4.6. Результаты мониторинга
применения административных регламентов исполнения государственных
функций и административных регламентов предоставления государственных
услуг размещаются в сети Интернет на едином интернет-портале
государственных и муниципальных услуг Нижегородской области.


4.7. Утвержденные постановлением
Правительства Нижегородской области административные регламенты
исполнения государственных функций и административные регламенты
предоставления государственных услуг, а также внесенные в них
изменения подлежат официальному опубликованию в соответствии с
законодательством о доступе к информации о деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления и
размещаются в сети Интернет на едином интернет-портале
государственных и муниципальных услуг Нижегородской области.


Утвержденные административные
регламенты предоставления государственных услуг также размещаются
органами исполнительной власти Нижегородской области в местах
предоставления государственных услуг.












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru