АДМИНИСТРАЦИЯ
ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2007 г. № 78
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПОЛОЖЕНИЯ О СИСТЕМЕ КРИТЕРИЕВ ДЛЯ
СОХРАНЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ
И АКЦИЙ ОТКРЫТЫХ АКЦИОНЕРНЫХ
ОБЩЕСТВ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ
ПЕРВОМАЙСКОМУ МУНИЦИПАЛЬНОМУ
РАЙОНУ, НА ОСНОВЕ
ОЦЕНКИ БЮДЖЕТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
В целях повышения
эффективности деятельности унитарных предприятий и организаций, доли
уставного капитала (пакеты акций) которых находятся в собственности
Первомайского муниципального района, определения оснований для
сохранения муниципальных прав собственности на эти объекты, в рамках
реализации Программы реформирования муниципальных финансов
Первомайского района, утвержденной постановлением администрации
Первомайского района от 01.08.2006 № 263, руководствуясь Уставом
Первомайского муниципального района, постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о
системе критериев для сохранения муниципальных унитарных предприятий
и акций открытых акционерных обществ, принадлежащих Первомайскому
муниципальному району, на основе оценки бюджетной и социальной
эффективности (далее - Положение).
2. Контроль за исполнением настоящего
постановления возложить на заместителя главы администрации по
экономике и финансам, председателя комитета финансов администрации
района (Е.Н. Логинова).
Глава администрации
района
Е.А.ЛЕБЕДНОВА
Утверждено
постановлением
администрации Первомайского района
от 25.04.2007 № 78
ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ КРИТЕРИЕВ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ
УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И АКЦИЙ
ОТКРЫТЫХ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ,
ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ПЕРВОМАЙСКОМУ
МУНИЦИПАЛЬНОМУ РАЙОНУ,
НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ БЮДЖЕТНОЙ И
СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
1. Система критериев
для сохранения муниципальных унитарных предприятий Первомайского
муниципального района (далее - предприятия) и акций открытых
акционерных обществ, принадлежащих Первомайскому району (далее -
организации), на основе оценки бюджетной и социальной эффективности
является необходимым и достаточным условием для принятия
управленческих решений, направленных на повышение эффективности
использования муниципальной собственности и сохранения вышеуказанных
объектов в составе муниципальной собственности Первомайского
муниципального района.
Основной задачей системы критериев
является формирование оптимального состава муниципальной
собственности, максимальным образом соответствующей компетенции
муниципального образования, а также максимальное сокращение числа
муниципальных предприятий, функции которых могут выполнять частные
организации при предоставлении им соответствующих субсидий и
субвенций на исполнение муниципальных функций.
2. Оценка социальной и бюджетной
эффективности предприятий и организаций проводится балансовой
комиссией (далее - Комиссия), созданной администрацией Первомайского
района, по данным отчетности о деятельности и долговых обязательствах
предприятий и организаций в случае необходимости принятия решения о
сохранении предприятий и организаций в муниципальной собственности
согласно прилагаемой Методике оценки социальной и бюджетной
эффективности (далее - Методика) (приложение 1).
3. Порядок и сроки представления
отчетности о деятельности и долговых обязательствах муниципальных
предприятий утверждаются в соответствующем постановлении
администрации Первомайского района.
4. В настоящем Положении под
критериями понимаются показатели, характеризующие
финансово-экономическое положение муниципального предприятия или
открытого акционерного общества, акции которых принадлежат
муниципальному образованию, являющиеся основанием для принятия
решения о сохранении прав собственности Первомайского муниципального
района на эти объекты.
5. Критериями принятия решения о
сохранении муниципальных предприятий и акций открытых акционерных
обществ, принадлежащих району (далее - критерии оценки), являются
любые из нижеперечисленных:
а) социальная эффективность -
общественная значимость и полезность товаров, работ и услуг,
производимых (оказываемых) муниципальными предприятиями и открытыми
акционерными обществами, акции которых принадлежат району;
б) бюджетная эффективность
предприятий и организаций - положительное влияние результатов
деятельности предприятия на доходы и (или) расходы местного бюджета;
в) отсутствие альтернативного
предложения аналогичных товаров, работ и услуг, производимых
(оказываемых или реализуемых) муниципальными предприятиями и
открытыми акционерными обществами, акции которых принадлежат району
со стороны частных предприятий;
г) присутствие риска повышения цен на
отдельные виды социально значимых товаров, работ и услуг,
производимых (оказываемых или реализуемых) муниципальными
предприятиями и открытыми акционерными обществами, акции которых
принадлежат району в случае прекращения их деятельности или в случае
замены акционеров;
д) стабильность и величина выплаты
дивидендов открытыми акционерными обществами, акции которых
принадлежат району в случае, если доля акций открытых акционерных
обществ, принадлежащих району, превышает 50%;
е) стабильная положительная динамика
основных показателей производственно-хозяйственной деятельности,
включая:
1) показатели рентабельности;
2) высокий процент использования
основных средств;
3) положительное состояние расчетов с
контрагентами;
4) показатели дебиторской и
кредиторской задолженности.
6. Критерий по оценке наличия
альтернативного предложения аналогичных товаров и услуг, производимых
(оказываемых или реализуемых) предприятием или организацией,
соблюдается в том случае, если в распоряжении отдела экономики и
прогнозирования администрации района (далее - Отдел) есть информация
о производстве таких товаров (работ, услуг) со стороны частных
предприятий.
Отдел при этом также обеспечивает
проведение мониторинга предложений товаров, работ и услуг,
аналогичных производимым (оказываемым) муниципальными предприятиями
или открытыми акционерными обществами.
Отдел в рамках проведения мониторинга
вправе обращаться с запросами в отраслевые органы администрации.
При отсутствии у Отдела
документального подтверждения фактов альтернативного предложения
товаров, работ, услуг устанавливается отсутствие данного предложения
на рынке Первомайского района.
7. Факт присутствия риска повышения
цен на отдельные виды социально значимых товаров, работ и услуг,
производимых (оказываемых или реализуемых) муниципальными
предприятиями и организациями, в случае прекращения деятельности
предприятия или продажи акций, принадлежащих Первомайскому району,
определяется Комиссией.
При этом Комиссия вправе сделать
запрос по поводу присутствия риска повышения цен в соответствующие
отраслевые органы администрации района.
8. В целях проведения оценки под
социально значимыми товарами, работами и услугами понимаются:
а) медицинские товары, медикаменты,
медицинская техника и протезно-ортопедические изделия, а также
медицинские услуги;
б) технические средства и материалы,
которые могут быть использованы исключительно для профилактики
инвалидности или реабилитации инвалидов;
в) услуги по проведению занятий с
несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и
студиях;
г) услуги по перевозке пассажиров;
д) ритуальные услуги;
е) услуги в сфере образования, услуги
в сфере культуры и искусства;
ж) ремонтно-реставрационные,
консервационные и восстановительные работы, выполняемые при
реставрации памятников истории и культуры;
з) выполнение
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет
средств бюджета;
и) услуги санаторно-курортных,
оздоровительных организаций и организаций отдыха;
к) обеспечение топливом населения
района;
л) жилищно-коммунальные услуги;
м) иные услуги по предложениям
отраслевых органов администрации с приложением обоснований такого
включения.
9. Критерии оценки используются для:
а) анализа деятельности муниципальных
предприятий и управления находящимися в муниципальной собственности
Первомайского района акциями открытых акционерных обществ;
б) оценки эффективности сохранения
прав собственности на муниципальные предприятия и акции открытых
акционерных обществ, принадлежащих району, на основании оценки
бюджетной и социальной эффективности;
в) уточнения перечня для сохранения
или приватизации муниципальных объектов недвижимого имущества
(включая пакеты акций акционерных обществ);
г) получения аналитической информации
для принятия управленческих решений и определения мер, направленных
на повышение эффективности использования муниципальной собственности.
10. В случае если муниципальные
предприятия и открытые акционерные общества, акции которых
принадлежат району, не соответствуют критериям, указанным в настоящем
Положении, Комиссия:
1) выдвигает предложения об изменении
организационно-правовой формы муниципальных предприятий; о
целесообразности смены руководства;
2) выдвигает предложения об
отчуждении акций открытых акционерных обществ, принадлежащих
Первомайскому району;
3) выдвигает предложения о включении
объекта в прогнозный план (программу) приватизации;
4) вырабатывает рекомендации и
предложения по повышению эффективности работы данных хозяйствующих
субъектов или их перепрофилированию.
11. Результаты оценки эффективности
деятельности предприятий и организаций, а также результаты оценки
сохранения прав собственности на муниципальные предприятия и акции
открытых акционерных обществ, принадлежащих району, представляются
Комиссией главе администрации района.
12. Решение о сохранении прав
собственности на муниципальные предприятия и акции открытых
акционерных обществ, принадлежащих району, принимается администрацией
района на основании предложений Комиссии.
Приложение 1
к Положению о системе критериев для
сохранения муниципальных унитарных
предприятий и акций открытых
акционерных
обществ, принадлежащих Первомайскому
муниципальному району, на основе
оценки
бюджетной и социальной эффективности
МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ БЮДЖЕТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая
Методика расчета социально-бюджетной эффективности (далее - Методика)
разработана с целью оценки деятельности муниципальных унитарных
предприятий (далее - предприятия) и организаций, доли уставного
капитала (акции) которых находятся в муниципальной собственности
(далее - организации), при необходимости принятия решения о
сохранении прав собственности на указанные объекты.
1.2. Оценка социальной и бюджетной
эффективности деятельности предприятий и организаций проводится по
данным отчетности об их деятельности и долговых обязательствах.
2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
МЕТОДИКИ
2.1. Бюджетная
эффективность деятельности предприятия (организации) - влияние
результатов деятельности предприятия или организации на доходы и
расходы бюджета района.
2.2. Социальная эффективность
деятельности предприятия (организации) - социальные последствия
деятельности предприятия или организации для населения в целом,
которые выражаются в изменении уровня и качества жизни населения.
Социальная эффективность включает в себя общественную значимость и
общественную полезность деятельности предприятия (организации).
2.3. Общественная значимость
деятельности предприятия (организации) - социально-экономические
последствия деятельности предприятия или организации для населения в
целом, в том числе определяемые долей населения, на которую
распространяются выгоды от реализации продукции (товаров, работ,
услуг) данного предприятия или организации.
2.4. Общественная полезность
деятельности предприятия (организации) - степень желания населения
получать выгоды от реализации продукции (товаров, работ, услуг)
предприятия или организации, которая выражается в создании новых или
повышении эффективности предоставляемых населению товаров, работ,
услуг, а также экономическом развитии территории или улучшении
экологической обстановки. Под повышением эффективности товаров,
работ, услуг понимается снижение их себестоимости, повышение их
качества, обеспечение бесперебойности их предоставления, расширение
круга населения, имеющего к ним доступ.
3. ОБЩАЯ СХЕМА ОЦЕНКИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
Перед проведением
оценки эффективности деятельности предприятия (организации)
определяются общественная значимость и общественная полезность
деятельности предприятия или общества.
Далее определяется эффективность
деятельности предприятия (организации) с точки зрения влияния на
основные параметры бюджета - бюджетная эффективность.
4. ОЦЕНКА
ОБЩЕСТВЕННОЙ ЗНАЧИМОСТИ И
ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОЛЕЗНОСТИ
Оценка общественной
значимости деятельности предприятия (организации) осуществляется с
использованием следующих инструментов:
1) методом экспертных оценок
(рекомендуется привлечение специалистов не из числа сотрудников
администрации района);
2) анализ содержания и частоты
обращений в администрацию района населения по вопросам, связанным со
сферой деятельности предприятия (организации);
3) оценка интенсивности использования
результатов деятельности предприятия (организации) со стороны
населения (косвенно свидетельствует о востребованности и общественной
значимости).
Общественная значимость деятельности
предприятия (организации) определятся долей населения, являющейся
потребителем производимых данным предприятием (организацией) товаров,
работ, услуг.
Общественная полезность деятельности
предприятия (организации), как правило, должна быть оценена в
количественных показателях. Для ее оценки в зависимости от
особенностей деятельности предприятия (организации) могут применяться
следующие показатели:
а) социальные последствия
деятельности предприятия (организации), в том числе создание новых
рабочих мест, улучшение условий труда, индекс реального роста
заработной платы;
б) влияние деятельности предприятия
(организации) на экономическое развитие Первомайского района (рост
физического объема производства, развитие новых сегментов товарных
рынков, развитие отдельных отраслей экономики и др.);
в) создание новых товаров, работ,
услуг;
г) снижение себестоимости товаров,
работ, услуг;
д) повышение качества товаров, работ,
услуг;
е) обеспечение бесперебойности их
предоставления;
ж) расширение потенциальных
потребителей результатов деятельности предприятия (организации) -
расширение круга населения, имеющего к ним доступ.
Если количественная оценка
общественной полезности деятельности предприятия (организации) по
отдельным показателям не представляется возможной, то достаточно
будет провести качественную оценку и описание степени выполнения
указанных выше показателей.
5. ОЦЕНКА БЮДЖЕТНОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
Показатели бюджетной
эффективности рассчитываются на основании определения величины и
направления потока бюджетных средств, который образуется в результате
деятельности предприятия (организации).
К притокам средств для расчета
бюджетной эффективности относятся:
а) притоки от налогов, сборов и иных
обязательных платежей, установленных действующим законодательством,
особенно в части поступлений, формирующих доходную часть бюджета;
б) платежи в погашение кредитов,
выданных из бюджета Первомайского района;
в) дивиденды по принадлежащим
Первомайскому району акциям общества.
К оттокам бюджетных средств
относятся:
а) предоставление бюджетных ресурсов
в виде бюджетного кредита;
б) предоставление бюджетных субсидий
муниципальным предприятиям.
Отдельно учитываются:
а) налоговые льготы, отражающиеся в
уменьшении поступлений от налогов и сборов. В этом случае оттоки не
возникают, но уменьшаются притоки денежных средств в доходы бюджета;
б) муниципальные гарантии. Оттоки при
этом отсутствуют, однако возможный риск выполнения обязательств перед
кредитором по муниципальной гарантии уменьшает бюджетную
эффективность.
Приведенный список притоков и оттоков
не является исчерпывающим, а может пополняться в зависимости от
конкретных условий.
Основным показателем бюджетной
эффективности является чистый доход бюджета, который определяется как
разница между притоками и оттоками бюджетных средств.